Научная статья на тему 'Особенности психзологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней образовательной школы'

Особенности психзологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней образовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / МЕТОДИКА "КДГС" / БАЗОВЫЕ И ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА / SCHOOLCHILDREN / STUDENTS / EDUCATIONAL-IMPORTANT QUALITIES / THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF LEARNING-IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR TEACHING / THE METHODOLOGY OF "CDRS" / BASIC AND LEADING QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

В связи с существующими противоречиями между требованиями, предъявляемыми вузами к уровню знаний выпускников средних образовательных школ, и реальной степенью их психологической готовности к вузовскому обучению, проведено исследование сформированности психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников средней общеобразовательной школы (СОШ). В качестве основы исследования выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева). Качественной (внутренней) основой готовности к деятельности выступающего в качестве интегрального свойства индивидуальности выступают учебно-важные качества учащегося, их психологическая структура. Для изучения особенностей сформированности готовности к вузовскому обучению применялась методика «КДГс». Представлены показатели развития учебно-важных качеств, их структуры у студентов педагогического вуза (первый курс) и выпускников СОШ. Установлено, что и в конечный период школьного обучения, и в начале вузовского обучения структура учебно-важных качеств соответствует учебной деятельности развитой формы, при этом степень организации психологической структуры учебно-важных качеств выше у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR STUDENTS AND GRADUATES OF SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL AT UNIVERSITY

In connection with the existing contradictions between the requirements of higher education institutions for the level of knowledge of graduates of secondary schools and the real degree of their psychological readiness for university education, a study was conducted of the formation of psychological readiness for university education of students and graduates of secondary general schools. As a basis for the research, the system-genetic concept of learning activity and readiness for learning (NV Nizhegorodtseva) was made. Qualitative (internal) basis of readiness for acting as an integral property of individuality is the learner-important qualities of the student, their psychological structure. To study the features of the formation of readiness for higher education, the methodology "CDRs" was used. The indicators of the development of educational and important qualities, their structure in the students of the pedagogical university (the first year) and the graduates of the school are presented. It is established that in the final period of school education, and at the beginning of university education, the structure of educationally important qualities corresponds to the educational activity of the developed form, while the degree of organization of the psychological structure of the learning-important qualities is higher for students.

Текст научной работы на тему «Особенности психзологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней образовательной школы»

Абсолютное большинство сотрудников ведомственной охраны Минтранса выраженные интроверты, обладающие флегматическим темпераментом.

В своём большинстве, работающие в ведомственной охране закрыты по отношению к окружающим, и стремятся к внутригрупповому общению. При этом они придают своей работе особую значимость.

Литература:

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2. Аллахвердиев Ф.А. Психологическая подготовка охранников: Учебное пособие. — СПб., 2011. — 103 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Водалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

4. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда / Символ науки. 2017. № 5. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Омега сайнс". Уфа.

5. Лазутина Л.В. Личность и темперамент в профессиональной подготовке педагога в вузе. Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 4 (72). С. 90-91

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд-во политической литературы; М., 1975.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. Учебное пособие. 2-е изд. М. Просвещение. 1990 г. 258 с.

9. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

11. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности 2007 г. Издательство: Прайм-Еврознак 128 с.

12. Скворцов В.Н. Классическая охрана. Специфика подготовки и тактика действий сотрудников охраны при проведении мероприятий по обеспечению безопасности физических лиц и грузов при транспортировке. М., 1998.

13. Толочек В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты для кадровых служб ЧОП и СБ. Учебное пособие. - М., Мир безопасности, 2001.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Жукова Татьяна Вячеславовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В связи с существующими противоречиями между требованиями, предъявляемыми вузами к уровню знаний выпускников средних образовательных школ, и реальной степенью их психологической готовности к вузовскому обучению, проведено исследование сформированности психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников средней общеобразовательной школы (СОШ). В качестве основы исследования выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева). Качественной (внутренней) основой готовности к деятельности выступающего в качестве интегрального свойства индивидуальности выступают учебно-важные качества учащегося, их психологическая структура. Для изучения особенностей сформированности готовности к вузовскому обучению применялась методика «КДГс». Представлены показатели развития учебно-важных качеств, их структуры у студентов педагогического вуза (первый курс) и выпускников СОШ. Установлено, что и в конечный период школьного обучения, и в начале вузовского обучения структура учебно-важных качеств соответствует учебной деятельности развитой формы, при этом степень организации психологической структуры учебно-важных качеств выше у студентов.

Ключевые слова: школьники, студенты, учебно-важные качества, психологическая структура учебно-важных качеств, психологическая готовность к обучению, методика «КДГс», базовые и ведущие качества.

Annotation. In connection with the existing contradictions between the requirements of higher education institutions for the level of knowledge of graduates of secondary schools and the real degree of their psychological readiness for university education, a study was conducted of the formation of psychological readiness for university education of students and graduates of secondary general schools. As a basis for the research, the system-genetic concept of learning activity and readiness for learning (NV Nizhegorodtseva) was made. Qualitative (internal) basis of readiness for acting as an integral property of individuality is the learner-important qualities of the student, their psychological structure. To study the features of the formation of readiness for higher education, the methodology "CDRs" was used. The indicators of the development of educational and important qualities, their structure in the students of the pedagogical university (the first year) and the graduates of the school are presented. It is established that in the final period of school education, and at the beginning of university education, the structure of educationally important qualities corresponds to the educational activity of the developed form, while the degree of organization of the psychological structure of the learning-important qualities is higher for students.

Keywords: schoolchildren, students, educational-important qualities, the psychological structure of learning-important qualities, psychological readiness for teaching, the methodology of "CDRs", basic and leading qualities.

Введение. Предоставление качества образования на основании сохранения его фундаментальности, согласно современным и перспективным личностным, общественным и государственным потребностям выступает одной из главных задач Российской образовательной политики [4]. Для обеспечения должного уровня образования учащихся психологической и педагогической наукой ведутся поиски в различных направлениях. Значительное место уделяется совершенствованию содержания образования: уточняется перечень материала, его объем для усвоения; устраняются перегрузки программ и учебников; определяется

оптимальный объем знаний, умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. Актуальной является задача психологического сопровождения личностного развития и профессионального становления участников образовательного процесса. Реализация которой, основана на исследовании индивидуальных особенностей учащихся, их готовности к вузовскому обучению и освоению профессии. Однако в настоящее время существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми вузами к качеству знаний выпускников школ, и реальным уровнем их психологической готовности к обучению. В тоже время отсутствует целостная модель психологической готовности к вузовскому обучению, методов ее диагностики. Специфика психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников СОШ является недостаточно изученной в педагогической психологии областью.

Изложение основного материала статьи. Основой анализа психологической готовности к вузовскому обучению студентов (первого курса) и выпускников СОШ выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева) [7].

Уровень общего психического развития обучающихся проявляется в их психологической готовности к вузовскому обучению, к усвоению знаний и умений в форме учебной деятельности. Качественную (внутреннюю) основу готовности к деятельности как интегрального свойства индивидуальности определяет психологическая структура учебно-важных качеств обучающегося [5]. Степень психологической готовности обучающегося к обучению связана с уровнем развития психологической структуры учебно-важных качеств (УВК), определяется уровнем ее сформированности [6].

Психологическая структура учебно-важных качеств - это целостное единство компонентов (УВК), объединенных устойчивыми взаимосвязями, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность [3]. Н.В. Нижегородцева определяет учебно-важные качества как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения [6]. Психологическую структуру учебно-важных качеств определяют следующие функциональные блоки УВК: представление о целях деятельности, личностно-мотивационный; принятия учебной задачи; представление о способах выполнения и содержании учебной деятельности; информационная основа учебной деятельности; принятие решений и управление деятельностью.

Предположение о соответствии психологической структуры учебно-важных качеств общей архитектуре деятельности, а также о подчинении ее генезиса закономерностям системогенеза деятельности, характерным для учебной деятельности в период обучения в школе и профессионального обучения легли в основу исследования [7]. В «формировании психологической структуры учебно-важных качеств установлены общие закономерности, выявленные в исследованиях системогенеза деятельности профессиональной» [7, С. 106], в тоже время Н.В. Нижегородцева отмечает, что в формировании психологической структуры учебно-важных качеств во время учебной деятельности в школе и в период профессионального обучения установлены «специфические особенности» [7, С. 106].

На основе анализа учебной деятельности студентов, а также содержания обучения в вузе и профессионально-важных качеств, требуемых для реализации эффективной педагогической деятельности, были определены учебно-важные качества студентов педагогического вуза. В результате анализа работ по проблеме учебной деятельности в вузе студентов (М.И. Дъяченко, И.А. Зимняя, А.Д. Ишков, Л.А. Кандыбович, В.Н. Карандышев, Л.Д. Столяренко, Н.В. Нижегородцева, О. И. Льпоградская, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, и др.), содержания обучения в вузе (общекультурных и профессиональных компетенций) [9, 10] и анализа работ по проблеме профессионально-важных качеств, требуемых для реализации эффективной педагогической деятельности (И. В. Дубровина, Т.В. Закамская, И.А. Зимняя, В.Н. Карандашев, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Р. В. Овчарова, А.А. Реан, и др.) было выделено 16 УВК, представляющих психологическую структуру учебно-важных качеств студентов вуза. После пилотажного исследования, статистической обработки данных в психологическую структуру учебно-важных качеств студентов педагогического вуза представили 14 УВК (табл. 1), связанных с результатами учебной деятельности, (с результатами академической успеваемости).

Таблица 1

Компоненты психологической структуры УВК студентов вуза

№ Функциональные блоки психологической структуры УВК Учебно-важные качества

I Блок «Личностно-мотивационный» ПД

II Блок «Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи» ПЗ, ПН

III Блок «Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности» ВН

IV Блок «Информационная основа деятельности» МЛ, МГ, ПВ, ПЛ, ВнП

V Блок «Управление деятельностью и принятие решений» Об, ПРД

Примечание: (здесь и далее) ПД - потребность в достижении, К - коммуникабельность, Эм - эмпатия ОС - отношение к себе, ПЗ - принятие учебной задачи, ПН -профессиональная направленность, ВН - вводные навыки, МЛ - мышление логическое, МГ - мышление (гибкость), ПВ - память вербальная, ПЛ - память логическая, ВнП - производительность внимания, МГ - гибкость мышления, Об - обучаемость, ПРД -произвольная регуляция деятельности

Методика, используемая в нашем исследовании «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс)», авторы Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. [8]. Методика направленна на диагностику УВК, определение уровня их развития, и сформированности в целом психологической структуры учебно-важных качеств. Исследование проводилось на учащихся 11 классов Болтинской СОШ Рыбинского района и студентах специальности «История с дополнительной специальностью - психология» (1 курс обучения). Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели структуры учебно-важных качеств выпускников СОШ и студентов вуза

(первый курс)

№ Показатели структуры учебно-важных качеств Выпускники СОШ Студенты

1 Компоненты структуры (их количество) 10 13

2 Корреляции в структуре (их общее количество) 38 16

3 «Сильные» корреляции в структуре УВК (р>0,95) (их количество) 16 5

4 Коэффициент интегрированности структуры (ИКС) 48 26

5 Ведущие УВК ПВ, ПН ПВ, ПЛ, МЛ, Эм

6 Базовые УВК Эм, ПЛ, ПВ, ПРД ОС, МГ, ПЛ, ПВ

Определены ведущие, а также базовые УВК выпускников СОШ и студентов вуза (1 курс).

Качества, показывающие самый большой вес в структуре (базовые УВК), играют объединяющую роль в структуре готовности, соединяя другие качества в функциональные блоки и подсистемы в соответствии с целями деятельности. Установлено, что уровень высокого развития базовых УВК выступает в качестве основы для развития других компонентов структуры и установления компенсаторных функциональных связей между ними [5]. Базовые значения УВК старшеклассников: вербальная память - ПВ, произвольная регуляция деятельности - ПРД, логическая память - ПЛ и эмпатия - Эм, что необходимо для успешного обучения в вузе при усвоении знаний, организации своей деятельности, самостоятельной работы и межличностного взаимодействия.

Базовые значения УВК студентов 1 курса обучения в вузе: логическая память - ПЛ, отношение к себе -ОС, гибкость мышления - МГ, вербальная память - ПВ. Наибольший вес в структуре имеют отношение к себе - ОС и гибкость мышления - МГ, являются «ядром» структуры учебно-важных качеств студентов первого курса, что согласуется с представлениями других авторов (Б.Г. Ананьев и др.) активного становления личности и интеллекта как двух линиях развития в студенческом возрасте [6].

Качества, взаимосвязанные с показателем академической успеваемости являются ведущими УВК в психологической структуре учебно-важных качеств и оказывают влияние на эффективность обучения. При анализе структуры учебно-важных качеств старшеклассников мы можем сделать вывод о том, что ведущими УВК являются: память вербальная - ПВ и профессиональная направленность - ПН, что обеспечивает старшеклассникам усвоение учебного материала и их ориентации на предметы необходимые им при поступлении в вуз, профессиональном самоопределении. При анализе структуры учебно-важных качеств студентов первого курса мы можем сделать вывод о том, что ведущими УВК являются: память вербальная -ПВ, память логическая - ПЛ, мышление логическое - МЛ, эмпатия - Эм. Очевидно, именно эти качества оказывают значительное влияние на успешность учебной деятельности студентов первого курса обучения. Эти результаты подтверждают и мнения других авторов о том, что успеваемость студентов во многом определяется уровнем развития памяти, мышления, уровнем владения определенным кругом логических операций, основное значение приобретают поиск, переработка и интерпретация информации. Среди причин учебных трудностей у студентов первого курса выделяют слабо выраженные навыки учебной работы, низкий уровень развития словестно-логического, рационального мышления [1].

Выводы. В результате анализа полученных данных, можно говорить о том, что и в конечный период школьного обучения, а также в начале обучения в вузе учебная деятельность обеспечивается целостной структурой учебно-важных качеств, что свидетельствует о сформированности психологической готовности к обучению в вузе. В тоже время, психологическая структура учебно-важных качеств учащихся 11 классов оказывается менее развитой, в ней представлены 10 компонентов из 13, уровень организации психологической структуры учебно-важных качеств выше у студентов, что определяет специфику их психологической готовности к вузовскому обучению.

Литература:

1. Баданина, Л.П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу [Текст]: монография / Л.П. Баданина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2007. - 185 с.

2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

3. Жукова, Т.В. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза [Текст]: дис...к. псих. наук. - Ярославль, 2016. - 260 с.

4. Концепция - 2020: развитие образования. - http://www.ug.ru/archive/25192 (дата обращения 27.07.2017)

5. Нижегородцева, Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст]: монография / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2009. С. 97 - 134.

6. Нижегородцева, Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе [Текст]: дис.д. псих. наук. - М., 2001. - 483 с. ил.

7. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: монография / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004. - 338 с.

8. Нижегородцева, Н.В., Жукова, Т.В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении [Текст]: методические указания / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 43 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат) [Электронный ресурс]. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98151/ (дата обращения 16.03.2014).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование http://window.edu.ru/resource/595/73595 (дата обращения 16.03.2014)

Психология

УДК 159.922. 6

старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье раскрываются особенности эмоциональных проявлений в ряде типичных жизненных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей. Выделенные особенности социальной ситуации развития изучаемой группы детей указывают на большую вероятность формирования дисгармоничной личности. Авторами были изучены особенности эмоциональных переживаний в разных группах детей, выделенных по половому, возрастному признаку и по срокам пребывания в детском доме или школе-интернате. Результаты выявили средний уровень тревожности, средний уровень конфликтных, агрессивных проявлений. Среди детей с неблагополучным эмоциональным фоном уровень тревожности, конфликтности и агрессивности выше у девочек; так же эти же факторы имеют тенденцию повышаться в группе детей младше 7 лет (дошкольники) и находящихся в учреждениях интерната менее 1 года.

Ключевые слова: дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, тревожность, социальная ситуация развития.

Annotation. The article reveals the peculiarities of emotional response and emotional manifestations in a number of typical life situations of children left without parental care. The outlined features of the social situation of the development of the studied group of children indicate a high probability of the formation of disharmonious personality. Using the methods of R. Temml, I. V. Amen, the peculiarities of emotional experiences and the level of emotional adaptation in different groups of children singled out by sex, age and duration of stay in an orphanage or boarding school were studied. The results revealed the average level of anxiety, the average level of conflict, aggressive manifestations. Among children with a dysfunctional emotional background, the level of anxiety, conflict and aggressiveness is higher in girls; the same factors also tend to increase in the group of children under 7 years of age (preschoolers) and those staying in institutions for less than 1 year.

Keywords: orphans, children left without parental care, anxiety, social situation of development.

Введение. Изучение особенностей формирования эмоциональной сферы детей, находящихся в приютах и детских домах, является актуальной проблемой психологии. Будучи социально незащищенными, депривированными, такие дети остро нуждаются в социальной реабилитации. Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся в приютах, детских домах и школах-интернатах имеет важное значение для определения их психологического статуса, выявления и профилактики возможных зон дисгармоничного развития их эмоциональной сферы.

Рассматривая тревожность как вид эмоционального состояния, мы предположили, что эмоциональное реагирование детей относительно типичных жизненных ситуаций у мальчиков и девочек разного возраста с разными сроками пребывания в приютах и детских домах имеют свою специфику и требуют внимательного изучения.

Формулировка цели статьи. Цели исследования:

- изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в социальной реабилитации, её влияния на формирование эмоциональной сферы ребенка;

- изучение особенностей проявления тревожности у детей в группах, выделенных по половому, возрастному признаку и по срокам пребывания в учреждениях социальной защиты.

Изложение основного материала статьи. Дисгармоничность развития эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена многочисленными неблагоприятными факторами. Одним из них является их психосоматический статус: 50% детей страдают неврологическими заболеваниями, 60% детей страдают заболеваниями соматического и психосоматического характера различного спектра. Однако, искаженная «картина мира» и приобретенный социальный опыт в значительной степени оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка данной группы. По данным исследований 20% родителей этих детей сами воспитывались в детских домах и, предположительно, также имеют дисгармоничную структуру личности. Около 55% до поступления в учреждения социальной защиты не имели постоянного места жительства, т.е. бродяжничали (в т.ч. 20% детей вместе с родителями), либо занимались попрошайничеством. Такие факторы как наличие психотравмирующих ситуаций, алкоголизм (наркомания) родителей (70% детей), врожденные дефекты (30% детей) и родовые травмы (35% детей) в совокупности с остальными выше перечисленными условиями, вносят вклад в формирование личности этих детей.

Согласно данным И.В.Дубровиной, А.М.Прихожан, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.Мещеряковой-Замогильной, Л.М. Царегородцевой и др., по своему психическому развитию дети, оставшиеся без попечения родителей, существенно отличаются от ровесников, растущих в семье. Отмечается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.