Научная статья на тему 'Особенности психологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней общеобразовательной школы'

Особенности психологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / МЕТОДИКА "КДГС" / БАЗОВЫЕ И ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА / SCHOOLCHILDREN / STUDENTS / EDUCATIONAL-IMPORTANT QUALITIES / THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF LEARNING-IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR TEACHING / THE METHODOLOGY OF "CDRS" / BASIC AND LEADING QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

В связи с существующими противоречиями между требованиями, предъявляемыми вузами к уровню знаний выпускников средних образовательных школ, и реальной степенью их психологической готовности к вузовскому обучению проведено исследование сформированности психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников средней общеобразовательной школы (СОШ). В качестве основы исследования выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева). Качественной (внутренней) основой готовности к деятельности выступающего в качестве интегрального свойства индивидуальности выступают учебно важные качества учащегося, их психологическая структура. Для изучения особенностей сформированности готовности к вузовскому обучению применялась методика «КДГс». Представлены показатели развития учебно важных качеств, их структуры у студентов педагогического вуза (первый курс) и выпускников СОШ. Установлено, что и в конечный период школьного обучения, и в начале вузовского обучения структура учебно важных качеств соответствует учебной деятельности развитой формы, при этом степень организации психологической структуры учебно важных качеств выше у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Psychological Readiness to Study at University High School Students and Graduates of Secondary School

In connection with the existing contradictions between the requirements of higher edu-cation institutions for the level of knowledge of graduates of secondary schools and the real degree of their psychological readiness for university education, a study was conducted of the formation of psychological readiness for university education of students and graduates of secondary general schools. As a basis for the research, the system-genetic concept of learning activity and readiness for learning (N. V. Nizhegorodtseva) was made. Qualitative (internal) basis of readiness for acting as an integral property of individuality is the learner-important qualities of the student, their psychological structure. To study the features of the formation of readiness for higher education, the methodology “CDRs” was used. The indicators of the development of educational and important qualities, their structure in the students of the pedagogical university (the first year) and the graduates of the school are presented. It is established that in the final period of school education, and at the beginning of university education, the structure of educationally important qualities corresponds to the educational activity of the developed form, while the degree of organization of the psychological structure of the learning-important qualities is higher for students.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней общеобразовательной школы»

15. Фалетрова О. М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. -Ярославль: ЯГПУ, 2008. - 146 с.

16. Benson H., Friedman R. Stress, hypertension and the Relaxation response // Emotion and Behavioral: system approach. Proc. of Intern. symp. Abstracts. - Moscow, 1984. - P. 4041.

17. Davis M., EshelmanE. R., McKay M. The Relaxation and Stress Reduction Workbook. -Oakland CA, New Harbinger Publications, 1995.

18. Deckro GR, Ballinger KM, Hoyt M, Wilcher M, Dusek J, Myers P, Greenberg B, Rosenthal DS, Benson H. The Evaluation of a Mind/Body Intervention to Reduce Psychological Distress and Perceived Stress in College Students. J Am Coll Health. - 2002. - 50 (6). -P. 281-7.

19. Hewitt J. Relaxation. - New York, 1985. -184 p.

20. Hill A. V. The Energetics of Relaxation in a Muscle Twitch // Proc. R. Soc. B Biol. Sci. -1949. - 136. - P. 211-219.

21. Jewell B. R., Wilkie D. R.. The Mechanical Properties of Relaxing Muscle // J. Physiol. - London, 1960. - № 152. - P. 30-47.

22. Legg S. J., Smith P., Slyfield D., Miller A. B., Wilcox H., Gilberd C. Knowledge and Reported Use of Sport science by Elite New Zealand Olympic Class Sailors // J. Sports Med. Phys. Fitness. - 1997. - V. 37 (3). - P. 213-217.

Т. В. Жукова

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

' беспечение качества образования на основании сохранения его фундаментальности, согласно современным и перспективным личностным, общественным и государственным потребностям, выступает одной из главных задач Российской образовательной политики [4]. Для обеспечения должного уровня образования обучающихся на психологических и педагогических специальностях ведутся поиски в различных направлениях. Значительное место уделяется совершенствованию содержания образования: уточняется перечень материала, его объем для усвоения; устраняются перегрузки программ и учебников; определяется оптимальный объем знаний, умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. Актуальной является задача психологического сопровождения личностного развития и профессионального становления участников образовательного процесса, реализация которой основана на исследовании индивидуальных особенностей учащихся, их готовности к вузовскому обучению и освоению профессии. Однако в настоящее время существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми вузами к качеству знаний выпускников школ, и реальным уровнем их психологической готовности к обучению. В то же время отсутствует целостная модель психологической готовности к вузовскому обучению, методов ее диагностики. Специфика психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников СОШ является

20/<?Л/

недостаточно изученной в педагогической психологии областью.

Основой анализа психологической готовности к вузовскому обучению студентов первого курса и выпускников СОШ выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н. В. Ни-жегородцева) [7].

Уровень общего психического развития обучающихся проявляется в их психологической готовности к вузовскому обучению, к усвоению знаний и умений в форме учебной деятельности. Качественную (внутреннюю) основу готовности к деятельности как интегрального свойства индивидуальности определяет психологическая структура учебно важных качеств обучающегося [5]. Степень психологической готовности обучающегося к обучению связана с уровнем развития психологической структуры учебно важных качеств (УВК), определяется уровнем ее сформирован-ности [6].

Психологическая структура учебно важных качеств - это целостное единство компонентов (УВК), объединенных устойчивыми взаимосвязями, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность [3]. Н. В. Нижегородцева определяет учебно важные качества как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения [6]. Психологическую структуру учебно важных качеств определяют следующие функциональные блоки УВК: представление о целях деятельности; лично-стно-мотивационный; принятие учебной задачи; представление о способах выполнения и содержании учебной деятельности; информационная основа учебной деятельности; принятие решений и управление деятельностью.

Предположение о соответствии психологической структуры учебно важных качеств общей архитектуре деятельности, а также о подчинении ее генезиса закономерностям си-стемогенеза деятельности, характерным для учебной деятельности в период обучения в школе и профессионального обучения, легли в основу исследования [7]. В «формировании психологической структуры учебно важных

качеств установлены общие закономерности, выявленные в исследованиях системогенеза деятельности профессиональной» [7, с. 106], в то же время Н. В. Нижегородцева отмечает, что в формировании психологической структуры учебно важных качеств во время учебной деятельности в школе и в период профессионального обучения установлены «специфические особенности» [7, с. 106].

Таблица 1. Компоненты психологической структуры УВК студентов вуза

№ Функциональные блоки психологической структуры УВК Учебно-важные

качества

I Блок «Личностно-мотивационный» ПД

Блок «Представление

II о целях деятельности, принятие учебной задачи» ПЗ, ПН

Блок «Представление

III о содержании и способах выполнения учебной деятельности» ВН

Блок МЛ, МГ,

IV «Информационная ПВ, ПЛ,

основа деятельности» ВнП

Блок «Управление

V деятельностью и принятие решений» Об, ПРД

Примечание: (здесь и далее) ПД - потребность в достижении, К - коммуникабельность, Эм - эмпатия ОС - отношение к себе, ПЗ - принятие учебной задачи, ПН - профессиональная направленность, ВН - вводные навыки, МЛ -мышление логическое, МГ - мышление (гибкость), ПВ - память вербальная, ПЛ - память логическая, ВнП - производительность внимания, МГ - гибкость мышления, Об - обучаемость, ПРД - произвольная регуляция деятельности

На основе анализа учебной деятельности студентов, а также содержания обучения в вузе и профессионально важных качеств, требуемых для реализации эффективной педагогической деятельности, были определены

учебно важные качества студентов педагогического вуза. В результате анализа работ по проблеме учебной деятельности в вузе студентов (М. И. Дъяченко, И. А. Зимняя, А. Д. Ишков, Л. А. Кандыбович, В. Н. Ка-рандышев, Л. Д. Столяренко, Н. В. Ниже-городцева, О. И. Льпоградская, Ю. П. Пова-ренков, В. А. Сластёнин, С. Д. Смирнов, и др.), содержания обучения в вузе (общекультурных и профессиональных компетенций) [9, 10] и анализа работ по проблеме профессионально важных качеств, требуемых для реализации эффективной педагогической деятельности (И. В. Дубровина, Т. В. Закамская, И. А. Зимняя, В. Н. Карандашев, А. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Р. В. Овча-рова, А. А. Реан, и др.), было выделено 16 УВК, представляющих психологическую структуру учебно важных качеств студентов вуза. После пилотного исследования, статистической обработки данных психологическую структуру учебно важных качеств студентов педагогического вуза представили 14 УВК (табл. 1), связанных с результатами учебной деятельности (с результатами академической успеваемости).

Методика, используемая в нашем исследовании, - «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс)» авторства Н. В. Нижегородцевой и Т. В. Жуковой [8] - направлена на диагностику УВК, определение уровня их развития и сформи-рованности психологической структуры учебно важных качеств в целом. Исследование проводилось среди учащихся 11 классов Болтин-ской СОШ Рыбинского района и студентов специальности «История с дополнительной специальностью - психология» первого курса обучения. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Определены ведущие, а также базовые УВК выпускников СОШ и студентов вуза первого года обучения.

Качества, показывающие самый большой вес в структуре (базовые УВК), играют объединяющую роль в структуре готовности, соединяя другие качества в функциональные блоки и подсистемы в соответствии с целями деятельности. Установлено, что уровень вы-

сокого развития базовых УВК выступает в качестве основы для развития других компонентов структуры и установления компенсаторных функциональных связей между ними [5]. Базовые значения УВК старшеклассников: вербальная память - ПВ, произвольная регуляция деятельности - ПРД, логическая память - ПЛ и эмпатия - Эм, что необходимо для успешного обучения в вузе при усвоении знаний, организации своей деятельности, самостоятельной работы и межличностного взаимодействия.

Таблица 2.

Показатели структуры учебно важных качеств выпускников СОШ и студентов вуза (первый курс)

№ Показатели структуры учебноважных качеств Выпускники СОШ Студенты

Компоненты

1 структуры (их количество) 10 13

Корреляции в

2 структуре (их общее количество) 38 16

«Сильные»

корреляции

3 в структуре УВК (Р>0,95) (их количество) 16 5

4 Коэффициент 48 26

интегрированности структуры (ИКС)

ПВ,

5 Ведущие УВК ПВ, ПН ПЛ, МЛ, Эм

Эм, ПЛ, ПВ, ОС,

МГ,

6 Базовые УВК ПЛ, ПВ

ПРД

Базовые значения УВК студентов 1 курса обучения в вузе: логическая память - ПЛ, отношение к себе - ОС, гибкость мышления -МГ, вербальная память - ПВ. Наибольший вес в структуре имеют отношение к себе - ОС и гибкость мышления - МГ, они являются «ядром» структуры учебно важных качеств студентов первого курса, что согласуется с представлениями других авторов (Б. Г. Ананьев и др.) об активном становлении личности и интеллекта как двух линиях развития в студенческом возрасте [6].

Качества, взаимосвязанные с показателем академической успеваемости, являются ведущими УВК в психологической структуре учебно важных качеств и оказывают влияние на эффективность обучения. При анализе структуры учебно важных качеств старшеклассников мы можем сделать вывод о том, что ведущими УВК являются память вербальная -ПВ и профессиональная направленность -ПН, что обеспечивает старшеклассникам усвоение учебного материала и их ориентацию на предметы, необходимые им при поступлении в вуз, в профессиональном самоопределении. При анализе структуры учебно важных качеств студентов первого курса мы можем сделать вывод о том, что ведущими УВК являются память вербальная - ПВ, память логическая - ПЛ, мышление логическое - МЛ, эмпатия - Эм. Очевидно, именно эти качества оказывают значительное влияние на успешность учебной деятельности студентов первого курса обучения. Эти результаты подтверждают и мнение других авторов о том, что успеваемость студентов во многом определяется уровнем развития памяти, мышления, уровнем владения определенным кругом логических операций, основное значение приобретают поиск, переработка и интерпретация информации. Среди причин учебных трудностей у студентов первого курса выделяют слабо выраженные навыки учебной работы, низкий уровень развития словесно-логического, рационального мышления [1].

В результате анализа полученных данных можно говорить о том, что в конечный период школьного обучения, а также в нача-

ле обучения в вузе учебная деятельность обеспечивается целостной структурой учебно важных качеств, что свидетельствует о сформи-рованности психологической готовности к обучению в вузе. В то же время психологическая структура учебно важных качеств учащихся 11 классов оказывается менее развитой, в ней представлены 10 компонентов из 13, уровень организации психологической структуры учебно важных качеств выше у студентов, что определяет специфику их психологической готовности к вузовскому обучению.

АННОТАЦИЯ

В связи с существующими противоречиями между требованиями, предъявляемыми вузами к уровню знаний выпускников средних образовательных школ, и реальной степенью их психологической готовности к вузовскому обучению проведено исследование сформированности психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников средней общеобразовательной школы (СОШ). В качестве основы исследования выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н. В. Нижегородцева). Качественной (внутренней) основой готовности к деятельности выступающего в качестве интегрального свойства индивидуальности выступают учебно важные качества учащегося, их психологическая структура. Для изучения особенностей сформированности готовности к вузовскому обучению применялась методика «КДГс». Представлены показатели развития учебно важных качеств, их структуры у студентов педагогического вуза (первый курс) и выпускников СОШ. Установлено, что и в конечный период школьного обучения, и в начале вузовского обучения структура учебно важных качеств соответствует учебной деятельности развитой формы, при этом степень организации психологической структуры учебно важных качеств выше у студентов.

Ключевые слова: школьники, студенты, учебно важные качества, психологическая структура учебно важных качеств, психологическая готовность к обучению, методика «КДГс», базовые и ведущие качества.

SUMMARY

In connection with the existing contradictions between the requirements of higher education institutions for the level of knowledge of graduates of secondary schools and the real degree of their psychological readiness for university education, a study was conducted of the formation of psychological readiness for university education of students and graduates of secondary general schools. As a basis for the research, the system-genetic concept of learning activity and readiness for learning (N. V. Nizhe-gorodtseva) was made. Qualitative (internal) basis of readiness for acting as an integral property of individuality is the learner-important qualities of the student, their psychological structure. To study the features of the formation of readiness for higher education, the methodology "CDRs" was used. The indicators of the development of educational and important qualities, their structure in the students of the pedagogical university (the first year) and the graduates of the school are presented. It is established that in the final period of school education, and at the beginning of university education, the structure of educationally important qualities corresponds to the educational activity of the developed form, while the degree of organization of the psychological structure of the learning-important qualities is higher for students.

Key words: schoolchildren, students, educational-important qualities, the psychological structure of learning-important qualities, psychological readiness for teaching, the methodology of "CDRs", basic and leading qualities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баданина Л. П. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе адаптации к вузу: монография. - Архангельск: АО ИППК РО, 2007. - 185 с.

2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

3. Жукова Т. В. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза: дисс. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2016. - 260 с.

4. Концепция-2020: развитие образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug. ru/archive/25192 (дата обращения: 27.07.2017).

5. Нижегородцева Н. В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Проблемы си-стемогенеза учебной деятельности: монография / Н. В. Нижегородцева, Е. В. Карпова, Н. П. Анисимова / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психол. наук, профессора А. В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. - С. 97-134.

6. Нижегородцева Н. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 483 с.

7. Нижегородцева Н. В. Системогенетиче-ский анализ готовности к обучению: монография. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004. -338 с.

8. Нижегородцева Н. В., Жукова Т. В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении: метод. указания. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 43 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/pioducts/ip о/ prime/doc/98151/ (дата обращения: 16.03.2014).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/59 5/73595 (дата обращения: 16.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.