Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность студентов / компоненты профессиональной направленности / учебно-профессиональный мастер-класс / students’ professional direction / components of students’ professional direction / academic and professional master class

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Гриднева

В статье рассматривается компонентное содержание профессиональной направленности студентов как основной составляющей личности, обеспечивающей ее успешное развитие в процессе обучения и дальнейшей самореализации в профессии. Приводится описание взаимодействия и взаимного влияния компонентов профессиональной направленности. Представлены основные характеристики мастер-класса как педагогической технологии. Проанализирована возможность развития профессиональной направленности с помощью учебно-профессионального мастер-класса, а также описан эксперимент, проведенный среди студентов первого курса направления «Лингвистика. Перевод и переводоведение». Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения мастер-класса в учебном процессе вуза в целях формирования и развития профессиональной направленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Гриднева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ACADEMIC AND PROFESSIONAL MASTER CLASSES AIMED AT STUDENTS’ PROFESSIONAL DIRECTION DEVELOPMENT

The article deals with the componential essence of students’ professional direction as the personality’s main constituent providing for its successful development in the course of the educative process and in the further professional self-realization. The description of interplay and cross-impact of professional direction components is presented. The main characteristics of a master class as a pedagogical technology are described in the article. The prospects of professional direction development with the help of academic and professional master classes are analyzed. The article describes the experiment performed among the first-year students whose major is “Linguistics. Interpretation and Translation Studies”. The results are indicative of rather high efficiency of practicing master class technology in the educational process of a university with the purpose of formation and development of students’ professional direction.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

Библиографический список

1. Клычникова З.К. Психология чтения. Москва: Просвещение, 1975.

2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Лань, 2003.

3. Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению в вузе. Свердловск: Уральский государственный университет, 1988: 7 - 9.

4. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. Москва: Высшая школа, 1985.

5. Сороковых Г. В. Компрессия текста с помощью ЭВМ как средство обучения студентов неязыковых факультетов реферированию и аннотированию научно-технической литературы (на материале французского языка, неязыковой ВУЗ). Автореферат ... ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1993.

6. Сороковых Г В. Программа-концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Москва: Тезаурус, 2004.

7. Коротенко Т.Н. Развитие иноязычной познавательной компетенции в профессионально-ориентированном чтении у студентов неязыкового вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2013,

8. Бондарев М.Г Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов технического вуза с использованием компьютерной программы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск 2009.

9. Тарева Е.Г. Обучение пониманию в условиях неопределённости межкультурной коммуникации. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2015; № 1 (9): 32 - 38.

10. Тарева Е.Г. Обучение пониманию в условиях неопределённости межкультурной коммуникации. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2015; № 1 (9): 32 - 38.

11. Собинова Л.А. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному чтению студентов вуза с использованием электронного учебного пособия. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2016.

12. Сороковых ГВ., Шафикова И.Р Понятие вторичной языковой личности профессионала в отечественной и зарубежной лингводидактике: систематический обзор. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, № 4: 419 - 424.

13. Мыскин С.В. Специфика функционирования профессиональных прецедентных текстов в совместной деятельности работников. Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Тамбов: Грамота, 2014; Ч. III, № 10 (40): 134 - 141.

14. White K.E., Robbins C., Khan B., and Freyman C. Science and Engineering Publication Output Trends. 2017. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/2022/nsf18300/nsf18300.pdf

References

1. Klychnikova Z.K. Psihologiya chteniya. Moskva: Prosveschenie, 1975.

2. Leont'ev A.A. Osnovy psiholingvistiki. Moskva: Smysl; Sankt-Peterburg: Lan', 2003.

3. Serova T.S. Psihologicheskie i lingvodidakticheskie aspekíy obucheniya professional'no orientirovannomu inoyazychnomu chteniyu v vuze. Sverdlovsk: Ural'skij gosudarstvennyj universitet, 1988: 7 - 9.

4. Vejze A.A. Chtenie, referirovanie i annotirovanie inostrannogo teksta. Moskva: Vysshaya shkola, 1985.

5. Sorokovyh G.V. Kompressiya teksta s pomosch'yu 'EVM kak sredstvo obucheniya studentov neyazykovyh fakul'tetov referirovaniyu i annotirovaniyu nauchno-tehnicheskoj literatury (na materiale francuzskogoyazyka, neyazykovoj VUZ). Avtoreferat ... uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

6. Sorokovyh G.V. Programma-koncepciya formirovaniya sub'ekta obrazovaniya v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Moskva: Tezaurus, 2004.

7. Korotenko T.N. Razvitie inoyazychnojpoznavatel'noj kompetencii v professional'no-orientirovannom chtenii u studentov neyazykovogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg 2013,

8. Bondarev M.G. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu chteniyu studentov tehnicheskogo vuza s ispol'zovaniem komp'yuternoj programmy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk 2009.

9. Tareva E.G. Obuchenie ponimaniyu v usloviyah neopredelennosti mezhkul'turnoj kommunikacii. Uchenye zapiski Nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2015; № 1 (9): 32 - 38.

10. Tareva E.G. Obuchenie ponimaniyu v usloviyah neopredelennosti mezhkul'turnoj kommunikacii. Uchenye zapiski Nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2015; № 1 (9): 32 - 38.

11. Sobinova L.A. Obuchenie professional'no-orientirovannomu inoyazychnomu chteniyu studentov vuza s ispol'zovaniem 'elektronnogo uchebnogo posobiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2016.

12. Sorokovyh G.V., Shafikova I.R. Ponyatie vtorichnoj yazykovoj lichnosti professionala v otechestvennoj i zarubezhnoj lingvodidaktike: sistematicheskij obzor. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020; T. 5, № 4: 419 - 424.

13. Myskin S.V. Specifika funkcionirovaniya professional'nyh precedentnyh tekstov v sovmestnoj deyatel'nosti rabotnikov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki: v 3 ch. Tambov: Gramota, 2014; Ch. III, № 10 (40): 134 - 141.

14. White K.E., Robbins C., Khan B., and Freyman C. Science and Engineering Publication Output Trends. 2017. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/2022/nsf18300/nsf18300.pdf

Статья поступила в редакцию 26.05.22

УДК 378

Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Khanty-Mansiysk Medical Academy (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru

IMPLEMENTATION OF ACADEMIC AND PROFESSIONAL MASTER CLASSES AIMED AT STUDENTS' PROFESSIONAL DIRECTION DEVELOPMENT. The

article deals with the componential essence of students' professional direction as the personality's main constituent providing for its successful development in the course of the educative process and in the further professional self-realization. The description of interplay and cross-impact of professional direction components is presented. The main characteristics of a master class as a pedagogical technology are described in the article. The prospects of professional direction development with the help of academic and professional master classes are analyzed. The article describes the experiment performed among the first-year students whose major is "Linguistics. Interpretation and Translation Studies". The results are indicative of rather high efficiency of practicing master class technology in the educational process of a university with the purpose of formation and development of students' professional direction.

Key words: students' professional direction, components of students' professional direction, academic and professional master class.

С.В. Гриднева, канд. пед. наук, ст. преп., Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается компонентное содержание профессиональной направленности студентов как основной составляющей личности, обеспечивающей ее успешное развитие в процессе обучения и дальнейшей самореализации в профессии. Приводится описание взаимодействия и взаимного влияния компонентов профессиональной направленности. Представлены основные характеристики мастер-класса как педагогической технологии. Проанализирована возможность развития профессиональной направленности с помощью учебно-профессионального мастер-класса, а также описан эксперимент, проведенный среди студентов первого курса направления «Лингвистика. Перевод и переводоведение». Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения мастер-класса в учебном процессе вуза в целях формирования и развития профессиональной направленности студентов.

Ключевые слова: профессиональная направленность студентов, компоненты профессиональной направленности, учебно-профессиональный мастер-класс.

Формирование профессиональной направленности студентов остается актуальной и до конца не решенной проблемой, поскольку велик процент выпускников вузов, которые не работают по профессии. Это проблема на уровне государства, так как государственный заказ, который выражается в количестве бюджетных мест, предоставленных студентам, в итоге превышает приток новых специалистов в ту или иную сферу после окончания вуза. Поэтому результаты данного исследования имеют большую практическую значимость. Цель исследования - определить, насколько эффективной технологией обучения является учебно-профессиональный мастер-класс в целях развития профессиональной направленности обучающихся. Задачи исследования - описать компонентное содержание профессиональной направленности личности студента, обосновать возможность применения мастер-класса для ее формирования, провести эксперимент.

Мы понимаем под профессиональной направленностью один из видов направленности личности, который представляет собой систему компонентов, ориентирующих поведение и деятельность личности на приобретение профессиональных навыков, их развитие и совершенствование [1]. Стержневым образованием специалиста любой сферы деятельности является профессиональная направленность. Даже в нынешних условиях, когда смена профессии в процессе жизни становится обычным явлением, именно профессиональная направленность определяет успех в деятельности личности, развитие и самосовершенствование человека. Формирование профессиональной направленности является первостепенным для студентов, вне зависимости от направления обучения. Об этом свидетельствует множество научных публикаций [2-5].

Профессиональная направленность личности - это система компонентов, взаимодействующих друг с другом. Мотив выбора профессии как первый, выделяемый нами компонент, является определяющим на начальном этапе профессионального обучения. Он может быть продиктован потребностью в самореализации, достижении определённых целей либо данный мотив продиктован внешней успешностью представителей данной профессии. Возможно, выбор профессии навязан родителями либо носит династический характер. Иногда за выбором профессии стоит потребность доказать свою состоятельность, действовать наперекор чьему-либо мнению. Мотив может быть устойчивым и неустойчивым, внутренним и внешним.

При устойчивой внутренней мотивации остальные компоненты профессиональной направленности также будут успешно развиваться. Если же необходима коррекция мотивации, то повышение уровня профессионального интереса второго выделяемого нами компонента будет этому способствовать. Профессиональный интерес - это интерес-возбуждение, который увлекает, захватывает обучающихся, побуждает к поиску, исследованию, к деятельности [6]. Это эмоция, которая «заражает» и «заряжает» профессией, дает уверенность в себе и желание внести свой вклад, преобразовать, улучшить сферу своей будущей профессиональной деятельности. Интерес, развиваясь, преобразуется в отношение к деятельности. Недаром профессионал своего дела часто невольно заражает интересом каждого, кто с ним взаимодействует.

Таким образом, повышая уровень профессионального интереса студентов, мы увеличиваем их внутреннюю мотивацию, которая влияет на профессиональные ожидания, третий компонент профессиональной направленности личности. Под профессиональными ожиданиями мы понимаем неосознаваемые, интуитивные установки. Несоответствие ожиданий профессиональной действительности часто приводит к кризису профессиональных экспектаций. Поэтому очень важно предоставить студентам наиболее полную информацию об их будущей профессии, чтобы сформировать у обучающихся реальные профессиональные ожидания, которые позволят достигать успеха в профессии и избавят от разочарований.

Адекватные профессиональные ожидания напрямую связаны с восприятием студентами процесса обучения, которое является следующим компонентом профессиональной направленности. Восприятие должно быть профессионально ориентированным. Оно включает осознание важности междисциплинарных связей в обучении, понимание важности каждой отдельной дисциплины для формирования необходимых общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего профессионала. Профессионально ориентированное восприятие процесса обучения позволяет студенту самому способствовать процессу своей подготовки к профессиональной деятельности, ощущать в итоге готовность к ней.

При высоком уровне профессионально ориентированного восприятия процесса обучения развивается целеполагание, которое мы называем учебно-профессиональным, являющееся пятым компонентом профессиональной направленности. Целеполагание может быть внешним, продиктованным извне, и внутренним, генерируемым самим студентом. Как правило, процесс обучения начинается с внешнего целеполагания. Переход к внутреннему целеполаганию говорит о развитии самостоятельности обучающегося. Учебно-профессиональное целеполагание включает цели, связанные с самореализацией в профессии, а также умение ставить профессионально ориентированные цели и задачи в процессе обучения.

Развитие внутреннего целеполагания неразрывно связано с формированием самостоятельности студентов в профессионально ориентированной учебной деятельности. Это еще один компонент профессиональной направленности личности. Самостоятельное, внутреннее целеполагание, умение оценивать проме-

жуточные и конечные результаты своей деятельности, критичность и гибкость мышления говорят о высоком уровне самостоятельности студента.

Исследованием проблемы профессиональной направленности личности студентов занимаются многие ученые, предлагая различные способы решения. Среди них важно отметить, например, наличие в учебном плане специальной дисциплины «Введение в специальность» [2], педагогическое сопровождение студентов в процессе учебной деятельности [3], социально-психологический тренинг профессионально-личностной направленности студентов [4], можно также добавить специальную, целенаправленную деятельность куратора академической группы.

В нашем исследовании коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе рассматривается как фактор эффективного формирования профессиональной направленности [1]. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам реализуется на основе принципов гуманистического и деятельностного подходов к образованию, а также с применением принципов диалогичности и профессиональной социализации. Нами было доказано, что реализация вышеуказанных подходов и принципов создает оптимальные психолого-дидактические условия, которые необходимы для формирования профессиональной направленности студентов.

Однако проблема заключается в том, что иностранный язык - это лишь одна дисциплина учебного плана того или иного направления обучения. Кроме того, к огромному сожалению, в некоторых вузах наблюдается тенденция уменьшения объема академических часов, которые выделяются на изучение иностранных языков. Данная ситуация явилась стимулом к поиску альтернативы, при которой возможно было бы создать необходимые и достаточные психолого-педагогические условия, приведенные выше, и при этом выйти за пределы одной лишь дисциплины «Иностранный язык». По нашему мнению, такой альтернативой является учебно-профессиональный мастер-класс.

По определению О.В. Бобряшовой, «мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия» [7, с. 171]. Мастер-класс - это педагогическая технология, которая предполагает вариативность планирования и проведения, свободу выбора содержания и приемов обучения, интерактивное, творческое взаимодействие участников.

Мы полагаем, что проведение мастер-классов необходимо начинать уже на первом курсе обучения в вузе, включая их в разные дисциплины в качестве педагогической технологии, поскольку благодаря взаимодействию специалиста и обучающегося в ходе мастер-класса у второго формируется образ профессии, а также профессиональные экспектации, соответствующие реальности. Кроме того, студенты соотносят образ специалиста, ведущего мастер-класс, его знания и опыт с тем, что имеется у самих обучающихся, и получают вполне четкое представление о том, чему им необходимо научиться.

А.Ю. Устюжина выделяет следующие характеристики мастер-классов: «основные участники - это мастер-профессионал и обучающиеся; в процессе проведения мастер-класса осуществляется передача способов работы, приемов, методов или технологий деятельности; мастер в процессе демонстрации приемов деятельности вступает в интерактивное взаимодействие с участниками; в процессе проведения мастер-класса осуществляется организация активной самостоятельной работы всех участников мастер-класса» [8].

По направленности «мастер-классы бывают производственные, учебно-образовательные и учебно-профессиональные» [9]. Нас заинтересовала идея учебно-профессионального мастер-класса, который «проводится студентами старших курсов для обучающихся младших курсов с целью повышения образовательного и профессионального уровня» [9]. Данный вид мастер-класса нам кажется особенно эффективным для первокурсников, поскольку тот факт, что мастер-класс проводится тоже студентом, сообщает основной посыл - «я это уже умею, сможете и вы!».

Нами был проведен эксперимент среди студентов 1 курса направления «Лингвистика. Перевод и переводоведение». Мы выделили экспериментальную и контрольную группы, по 10 студентов в каждой. В контрольной группе занятия по дисциплине «Иностранный язык» шли по запланированной программе. В экспериментальной группе в рамках педагогической практики студентов третьего курса, студентом-практикантом, имеющим опыт работы волонтером-переводчиком на многих международных мероприятиях, которые проходили в г. Ханты-Мансийске с 2018 по 2020 гг., был разработан мастер-класс объемом 8 академических часов. Данный мастер-класс включал теоретический и практический материал. В интересной интерактивной форме студентам была представлена основная терминология, касающаяся устного и письменного перевода, разбор навыков, необходимых для успешной работы переводчика. Ребята ознакомились с главными трудностями, возникающими в процессе работы профессионала, обсудили возможные способы их решения, а также разобрали проблему этики в устном переводе. Весь теоретический материал был подкреплен достаточным количеством примеров как из личного опыта студента, так и из переводческой практики, представленной в различных видеоматериалах. Практическая часть мастер-класса включала разнообразные упражнения на развитие дикции и голоса, на тренировку памяти, подготовку к последовательному устному переводу, теневой повтор, письменный перевод текста, упражнения на переключение

внимания, декоративный синхронный перевод, разбор кейсов и переводческих задач, компрессия и декомпрессия.

Спустя месяц после проведения мастер-класса студентам экспериментальной и контрольной групп было дано задание - написать сочинение «Моя будущая профессия». Никаких требований к содержательной составляющей сочинения не предъявлялось. Наша задача была - сравнить, какие аспекты содержания профессии переводчика будут затронуты в сочинениях студентов.

Результаты проведенного эксперимента (табл. 1) заставляют серьезно задуматься. В контрольной группе студенты не владеют знаниями о профессии переводчика, никто не описывает содержания работы, требований к личности переводчика, не упоминает никаких особенностей профессии, которую осваивает. Более того, никто из обучающихся не написал, что хочет быть переводчиком и будет им. В большинстве сочинений читается неуверенность, неопределенность. Невозможно не процитировать некоторые фразы: «Все туманно и неопределенно»; «Так что я понятия не имею, что я здесь делаю». Также очень важно отметить, что 20% обучающихся контрольной группы полагают, что их будущая профессия - учитель или преподаватель иностранных языков, тогда как направление их обучения - «Лингвистика. Перевод и переводоведение».

Результаты, полученные в экспериментальной группе, кардинально отличаются. 90% обучающихся пишут о требованиях, предъявляемых данной профессией к личности. 40% студентов далее анализируют свои качества и соотносят их с требованиями будущей профессии, отмечая, над чем им придется работать. 80% обучающихся экспериментальной группы описывают содержание деятельности переводчика. 20% процентов студентов пишут, что не будут переводчиками, но в то же время 40% твердо уверены в обратном. Вдвое меньше тех, кто чувствует неопределенность в своем выборе.

Таким образом, по результатам эксперимента нам удалось установить, что учебно-профессиональный мастер-класс является эффективной технологией, позволяющей формировать профессиональную направленность студентов первого курса обучения, а также положительно влиять на профессиональное самоопределение обучающихся. Включение мастер-классов в различные дисциплины могло бы решить в итоге проблему нехватки профессионалов в отдельных сферах, а также проблему качества подготовки выпускников, поскольку профес-

Библиографический список

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Устаров РМ. Формирование профессиональной направленности студентов, обучающихся на начальных курсах вуза. Вестник науки. 2021; № 3 (36): 38 - 41.

3. Богуславская М.М. Факторы эффективного развития профессиональной направленности личности будущих педагогов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021; № 4 (157): 26-30.

4. Подольская И.А., Ткаченко ГА. Развитие профессионально-личностной направленности студентов вуза. Калужский экономический вестник. 2021; № 1: 62 - 67.

5. Буянова Г.В., Гитман Е.К. Активизация профессиональной направленности обучающихся вуза: из опыта работы куратора академической группы. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; № 1 (44): 53 - 62.

6. Изард К.Е. Эмоции человека. Москва: Издательство МГУ, 1980.

7. Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров. Вестник ОГУ. 2011; № 11 (130): 169 - 175.

8. Устюжина А.Ю. Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1: 340 - 343.

9. Устюжина А.Ю. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов сервисных специальностей в вузе. Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса. 2011:1646 - 1651.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Ustarov R.M. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov, obuchayuschihsya na nachal'nyh kursah vuza. Vestnik nauki. 2021; № 3 (36): 38 - 41.

3. Boguslavskaya M.M. Faktory 'effektivnogo razvitiya professional'noj napravlennosti lichnosti buduschih pedagogov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 4 (157): 26-30.

4. Podol'skaya I.A., Tkachenko G.A. Razvitie professional'no-lichnostnoj napravlennosti studentov vuza. Kaluzhskij 'ekonomicheskij vestnik. 2021; № 1: 62 - 67.

5. Buyanova G.V., Gitman E.K. Aktivizaciya professional'noj napravlennosti obuchayuschihsya vuza: iz opyta raboty kuratora akademicheskoj gruppy. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; № 1 (44): 53 - 62.

6. Izard K.E. 'Emociicheloveka. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1980.

7. Bobryashova O.V. Master-klass i tvorcheskaya masterskaya kak pedagogicheskie tehnologii aktivnogo obucheniya buduschih dizajnerov. Vestnik OGU. 2011; № 11 (130): 169 - 175.

8. Ustyuzhina A.Yu. Master-klass kak tehnologiya razvitiya professional'no-pedagogicheskoj refleksii u buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Problemysovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1: 340 - 343.

9. Ustyuzhina A.Yu. Metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noj raboty studentov servisnyh special'nostej v vuze. Aktual'nye problemy realizacii obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya v usloviyah universitetskogo kompleksa. 2011:1646 - 1651.

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378

Komarova O.S., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: olgaart2001@mail.ru

Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

Shelyugina O.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: soa@edu.asu.ru

MARATHON OF STUDENT EDUCATIONAL PROJECTS AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PROJECT-BASED TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING. The article reveals the specifics of the organization of project work among students of the pedagogical direction of training, specializing in the field of design, a model for the implementation of the project method in the form of a marathon of educational projects is proposed. The marathon involves the organization of the performance of course and final qualification works in the form of projects and allows to test the solution of professional problems in conditions close to real ones. The stages of work on the project from the research and analysis of the target audience to the implementation and reflection of the experience

Таблица 1

Содержание сочинения «Моя будущая профессия»

Важные утверждения относительно профессии переводчика Эксперимент. группа, % Контрольная группа, %

буду переводчиком, хочу быть переводчиком 40 0

еще не решила, буду переводчиком или нет 10 20

не буду переводчиком 20 20

Моя будущая профессия - учитель / преподаватель английского языка. 0 20

Неопределенность в будущей профессии, но точно с использованием знания иностранных языков 0 40

описание требований, предъявляемых профессиональному переводчику 90 0

соотнесение требований профессии переводчика со своими возможностями 40 0

основное содержание деятельности переводчика 80 0

упоминание отдельных особенностей профессии переводчика 30 0

описание требований и деятельности профессии - учителя / преподавателя иностранных языков 0 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сиональная направленность студентов - это основа формирования и развития профессионала. В дальнейшем исследовании мы считаем важным проследить изменения компонентов профессиональной направленности студентов при использовании учебно-профессиональных мастер-классов в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.