Научная статья на тему 'МАРАФОН СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

МАРАФОН СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / модель обучения / организация проектной работы / этапы работы над проектом / образовательный проект / подготовка дизайнеров / обучение дизайнеров-педагогов / профессиональные навыки / гибкие навыки / навыки дизайнера / project-based learning / training model / organization of project work / stages of work on project / educational project / training of designers / professional skills / soft skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.С. Комарова, М.В. Давыденко, О.А. Шелюгина

В статье раскрывается специфика организации проектной работы студентов педагогического направления подготовки, специализирующихся в области дизайна, предложена модель реализации проектного метода в форме марафона образовательных проектов. Марафон предполагает организацию выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ в форме проектов и позволяет испытать решение профессиональных задач в условиях, приближенным к реальным. Описываются этапы работы над проектом от исследования и анализа целевой аудитории до реализации и рефлексии полученного опыта, характеризуются профессиональные и надпрофессиональные навыки, формируемые в ходе работы над проектами. В публикации описан опыт организации студенческой проектной деятельности в области обучения дизайну, но модель может применяться в контексте другого профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.С. Комарова, М.В. Давыденко, О.А. Шелюгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARATHON OF STUDENT EDUCATIONAL PROJECTS AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PROJECT-BASED TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING

The article reveals the specifics of the organization of project work among students of the pedagogical direction of training, specializing in the field of design, a model for the implementation of the project method in the form of a marathon of educational projects is proposed. The marathon involves the organization of the performance of course and final qualification works in the form of projects and allows to test the solution of professional problems in conditions close to real ones. The stages of work on the project from the research and analysis of the target audience to the implementation and reflection of the experience gained are described, the professional and soft-skills formed during the work on projects are characterized. The publication describes the experience of organizing student project activities in the field of design training, but the model can be applied in the context of other professional training.

Текст научной работы на тему «МАРАФОН СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

внимания, декоративный синхронный перевод, разбор кейсов и переводческих задач, компрессия и декомпрессия.

Спустя месяц после проведения мастер-класса студентам экспериментальной и контрольной групп было дано задание - написать сочинение «Моя будущая профессия». Никаких требований к содержательной составляющей сочинения не предъявлялось. Наша задача была - сравнить, какие аспекты содержания профессии переводчика будут затронуты в сочинениях студентов.

Результаты проведенного эксперимента (табл. 1) заставляют серьезно задуматься. В контрольной группе студенты не владеют знаниями о профессии переводчика, никто не описывает содержания работы, требований к личности переводчика, не упоминает никаких особенностей профессии, которую осваивает. Более того, никто из обучающихся не написал, что хочет быть переводчиком и будет им. В большинстве сочинений читается неуверенность, неопределенность. Невозможно не процитировать некоторые фразы: «Все туманно и неопределенно»; «Так что я понятия не имею, что я здесь делаю». Также очень важно отметить, что 20% обучающихся контрольной группы полагают, что их будущая профессия - учитель или преподаватель иностранных языков, тогда как направление их обучения - «Лингвистика. Перевод и переводоведение».

Результаты, полученные в экспериментальной группе, кардинально отличаются. 90% обучающихся пишут о требованиях, предъявляемых данной профессией к личности. 40% студентов далее анализируют свои качества и соотносят их с требованиями будущей профессии, отмечая, над чем им придется работать. 80% обучающихся экспериментальной группы описывают содержание деятельности переводчика. 20% процентов студентов пишут, что не будут переводчиками, но в то же время 40% твердо уверены в обратном. Вдвое меньше тех, кто чувствует неопределенность в своем выборе.

Таким образом, по результатам эксперимента нам удалось установить, что учебно-профессиональный мастер-класс является эффективной технологией, позволяющей формировать профессиональную направленность студентов первого курса обучения, а также положительно влиять на профессиональное самоопределение обучающихся. Включение мастер-классов в различные дисциплины могло бы решить в итоге проблему нехватки профессионалов в отдельных сферах, а также проблему качества подготовки выпускников, поскольку профес-

Библиографический список

1. Гриднева С.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе как фактор формирования профессиональной направленности студентов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тула, 2014.

2. Устаров РМ. Формирование профессиональной направленности студентов, обучающихся на начальных курсах вуза. Вестник науки. 2021; № 3 (36): 38 - 41.

3. Богуславская М.М. Факторы эффективного развития профессиональной направленности личности будущих педагогов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021; № 4 (157): 26-30.

4. Подольская И.А., Ткаченко ГА. Развитие профессионально-личностной направленности студентов вуза. Калужский экономический вестник. 2021; № 1: 62 - 67.

5. Буянова Г.В., Гитман Е.К. Активизация профессиональной направленности обучающихся вуза: из опыта работы куратора академической группы. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; № 1 (44): 53 - 62.

6. Изард К.Е. Эмоции человека. Москва: Издательство МГУ, 1980.

7. Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров. Вестник ОГУ. 2011; № 11 (130): 169 - 175.

8. Устюжина А.Ю. Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1: 340 - 343.

9. Устюжина А.Ю. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов сервисных специальностей в вузе. Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса. 2011:1646 - 1651.

References

1. Gridneva S.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam v vuze kak faktor formirovaniya professional'noj napravlennosti studentov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tula, 2014.

2. Ustarov R.M. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov, obuchayuschihsya na nachal'nyh kursah vuza. Vestnik nauki. 2021; № 3 (36): 38 - 41.

3. Boguslavskaya M.M. Faktory 'effektivnogo razvitiya professional'noj napravlennosti lichnosti buduschih pedagogov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 4 (157): 26-30.

4. Podol'skaya I.A., Tkachenko G.A. Razvitie professional'no-lichnostnoj napravlennosti studentov vuza. Kaluzhskij 'ekonomicheskij vestnik. 2021; № 1: 62 - 67.

5. Buyanova G.V., Gitman E.K. Aktivizaciya professional'noj napravlennosti obuchayuschihsya vuza: iz opyta raboty kuratora akademicheskoj gruppy. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; № 1 (44): 53 - 62.

6. Izard K.E. 'Emociicheloveka. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1980.

7. Bobryashova O.V. Master-klass i tvorcheskaya masterskaya kak pedagogicheskie tehnologii aktivnogo obucheniya buduschih dizajnerov. Vestnik OGU. 2011; № 11 (130): 169 - 175.

8. Ustyuzhina A.Yu. Master-klass kak tehnologiya razvitiya professional'no-pedagogicheskoj refleksii u buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Problemysovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1: 340 - 343.

9. Ustyuzhina A.Yu. Metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noj raboty studentov servisnyh special'nostej v vuze. Aktual'nye problemy realizacii obrazovatel'nyh standartov novogo pokoleniya v usloviyah universitetskogo kompleksa. 2011:1646 - 1651.

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378

Komarova O.S., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: olgaart2001@mail.ru

Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

Shelyugina O.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: soa@edu.asu.ru

MARATHON OF STUDENT EDUCATIONAL PROJECTS AS A FORM OF IMPLEMENTATION OF PROJECT-BASED TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL AREAS OF TRAINING. The article reveals the specifics of the organization of project work among students of the pedagogical direction of training, specializing in the field of design, a model for the implementation of the project method in the form of a marathon of educational projects is proposed. The marathon involves the organization of the performance of course and final qualification works in the form of projects and allows to test the solution of professional problems in conditions close to real ones. The stages of work on the project from the research and analysis of the target audience to the implementation and reflection of the experience

Таблица 1

Содержание сочинения «Моя будущая профессия»

Важные утверждения относительно профессии переводчика Эксперимент. группа, % Контрольная группа, %

буду переводчиком, хочу быть переводчиком 40 0

еще не решила, буду переводчиком или нет 10 20

не буду переводчиком 20 20

Моя будущая профессия - учитель / преподаватель английского языка. 0 20

Неопределенность в будущей профессии, но точно с использованием знания иностранных языков 0 40

описание требований, предъявляемых профессиональному переводчику 90 0

соотнесение требований профессии переводчика со своими возможностями 40 0

основное содержание деятельности переводчика 80 0

упоминание отдельных особенностей профессии переводчика 30 0

описание требований и деятельности профессии - учителя / преподавателя иностранных языков 0 10

сиональная направленность студентов - это основа формирования и развития профессионала. В дальнейшем исследовании мы считаем важным проследить изменения компонентов профессиональной направленности студентов при использовании учебно-профессиональных мастер-классов в процессе обучения студентов.

gained are described, the professional and softskills formed during the work on projects are characterized. The publication describes the experience of organizing student project activities in the field of design training, but the model can be applied in the context of other professional training.

Key words: project-based learning, training model, organization of project work, stages of work on project, educational project, training of designers, professional skills, soft skills.

О.С. Комарова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: olgaart2001@mail.ru

М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц., Московский международный университет, г. Москва, E-mail: davydenkomaryna@yandex.ru

О.А. Шелюгина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: soa@edu.asu.ru

МАРАФОН СТУДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается специфика организации проектной работы студентов педагогического направления подготовки, специализирующихся в области дизайна, предложена модель реализации проектного метода в форме марафона образовательных проектов. Марафон предполагает организацию выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ в форме проектов и позволяет испытать решение профессиональных задач в условиях, приближенным к реальным. Описываются этапы работы над проектом от исследования и анализа целевой аудитории до реализации и рефлексии полученного опыта, характеризуются профессиональные и надпрофессиональные навыки, формируемые в ходе работы над проектами. В публикации описан опыт организации студенческой проектной деятельности в области обучения дизайну, но модель может применяться в контексте другого профессионального обучения.

Ключевые слова: проектное обучение, модель обучения, организация проектной работы, этапы работы над проектом, образовательный проект, подготовка дизайнеров, обучение дизайнеров-педагогов, профессиональные навыки, гибкие навыки, навыки дизайнера.

Вузовское образование стремится к обновлению, это касается как структурных изменений, так и принципов организации учебной деятельности. Решить одну из важнейших задач - подготовку выпускника, максимального ориентированного на работу с практическими кейсами, помогает проектное обучение. Оно позволяет смоделировать ситуацию, максимально приближенную к реальным условиям, в которых окажется выпускник после окончания вуза. Проектное обучение способствует формированию как профессиональных, так и надпрофес-сиональных навыков, soft skills: в процессе работы над проектом студенту необходимо коммуницировать с другими студентами, выявлять и изучать целевую аудиторию, проводить опросы и анкетирование, тестировать и презентовать свою разработку, анализировать ее эффективность. Проектная учебная деятельность является прекрасной возможностью для саморазвития и развития в контексте, приближенном к реальным условиям профессиональной среды, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, становится фундаментом профессионального становления [1].

Актуальность статьи определяется обращением к одной из самых востребованных тем - построение, теоретическое обоснование и внедрение в образовательный процесс моделей проектного обучения, позволяющих модернизировать образовательную деятельность вуза. В силу очевидной востребованности практических методов обучения в зарубежной и отечественной исследовательской среде сформировался большой корпус публикаций, связанных с этой проблематикой. Так, в статье «Проектное обучение: от школы до вуза» представлен анализ применения проектного обучения на разных этапах образовательной деятельности [2]. В статье «Практика проектной деятельности студентов в высшей школе» коллектив авторов рассматривает современный этап развития высшей школы, а именно - вопросы организации и популяризации проектного образования [3]. В исследовании О.С. Кудиновой и Л.П Скульмовской «Проектная деятельность в вузе как основа инноваций» авторы связывают проектную деятельность с развитием информационного потенциала вуза [4]. В статье Т. И. Закировой «Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов» изучается взаимосвязь проектной и исследовательской деятельности, отмечается, что проектная работа активно развивает компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью [5]. Многообразие представленного в статьях опыта и теоретических обобщений подчеркивает потребность в их систематизации и осмыслении, а также в поисках новых эффективных решений и приемов.

Цель исследования - представить сложившуюся модель реализации проектного обучения, апробированную при участии студентов, ориентированных на проекты в области креативных индустрий и современного образования. Задачи исследования включают обоснование преимуществ проектного обучения, представление сравнительной характеристики традиционных (курсовая и выпускная квалификационная работа) и инновационных проектных форм работы (курсовая и выпускная работа в форме проекта), рассмотрение этапов проектной работы и характеристику навыков, приобретаемых студентами в ходе ее выполнения. Новизна исследования заключается в том, что представленная в исследовании модель проектного обучения впервые презентуется научному сообществу. Теоретическая значимость определяется разработкой методологических принципов организации проектной работы в вузе. Практическая значимость определяется тем, что опыт реализации проектного обучения в Алтайском государственном университете может быть полезен педагогическому сообществу, и представленная модель возможно реализовать в иных образовательных учреждениях.

Вовлечение студентов в проектную работу - одна из тенденций реорганизации образовательной деятельности вуза. Проектная работа может быть обязательной или вариативной частью учебного процесса, а может использоваться как дополнительная форма работы при подготовке, например, к конкурсам стар-тапов. Последнее активно практикуется, но имеет ряд недостатков: охватывает не всех студентов и является дополнительной нагрузкой, с которой справляются далеко не все обучающиеся. Именно поэтому актуальным является поиск разнообразных форм внедрения проектной работы. Одним из таковых становится выполнение курсовой и выпускной квалификационной работы в форме индивидуального или группового проекта.

Рассмотрим опыт внедрения проектного метода в практику подготовки студентов-бакалавров Алтайского государственного университета, обучающихся по направлению Профессиональное обучение, профиль «Дизайн». Так, в 2022 году в институте гуманитарных наук АлтГУ стартовал «Марафон студенческих образовательных проектов». Цель проведения марафона состоит в том, чтобы стимулировать проектную деятельность студентов, создать условия формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков. Участие в марафоне предполагает выполнение курсовых и выпускных работ в виде проектов, которые должны быть частично или полностью реализованы.

Успешность реализации марафона определяется многими факторами, в том числе спецификой учебного плана по направлению "Профессиональное обучение": в нем имеются предметы общегуманитарного характера, педагогические дисциплины, а также специальные, связанные с освоением предметной области дизайн, которые обеспечивают необходимую теоретическую и практическую подготовку и способность отвечать на профессиональные вызовы. Задачи по разработке и реализации проекта ставятся перед студентами на старших курсах обучения. Так, на третьем курсе очной формы обучения учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы в рамках дисциплины «Методика профессионального обучения», на четвертом — выпускной квалификационной работы педагогического характера.

Всю работу над проектом можно разделить на несколько этапов. Первый -это подготовка теоретической части работы; второй - разработка практической части, то есть самого педагогического контента; третий - PR-менеджмент проекта; четвертый - его реализация; пятый - рефлексия полученного опыта и аналитика успешности проекта. Курсовая работа, выполняемая исключительно в виде письменного исследования, позволяет реализовать только первые два этапа, в то время как проект провоцирует ситуацию, где появляется возможность пройти все этапы - от поиска замысла до реализации разработки и осмысления полученных результатов.

Работа над курсовым проектом начинается с погружения в предметную область. Студенты работают над текстом, изучают методику профессионального обучения. Обязательной частью является анализ педагогических решений аналогичной тематики, в ходе которого студентам необходимо познакомиться со спецификой методических подходов авторов курсов, видеоуроков, программ, методических и учебных пособий, учебников. В итоге такого анализа перед студентами ставится задача выявить и проанализировать методические приемы, используемые другими авторами, а также понять, какие из них оказались наиболее удачными. На основе этого анализа студентам предстоит определить, какие методические подходы можно применить при разработке собственного проекта. Этот этап можно считать исследовательским, когда задача студентов заключается в том, чтобы изучить и оценить эффективность

применяемой методики и определить направление развития собственного проекта.

Далее студенты переходят к следующему этапу работы - созданию собственной методической разработки. В структуре курсовой и выпускной квалификационной работы этому будет посвящена вся вторая глава и приложения к ней. Прежде чем перейти к конструированию своей модели, студенты выявляют и анализируют целевую аудиторию, обосновывают ее выбор. При этом им необходимо доказать, что людям именно этого возраста, профессиональной принадлежности, социального статуса будет интересен разрабатываемый ими мастер-класс или целый учебный курс. Для этого используется анкетирование, опросы, интервью, материалы которых тщательно анализируются. После обоснования целевой аудитории студенты разрабатывают концепцию своего проекта, определяют компетенции, которые приобретет обучающийся в ходе освоения курса, а также обозначают перспективу дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков. Таким образом, уже на этапе разработки концепции студент должен четко понимать, на что нацелена его разработка, какие новые профессиональные перспективы появятся у тех, кто ее успешно освоит. Далее создается программа, в которой прописываются все традиционные элементы: цель, задачи, приобретаемые знания, умения, навыки, а также разрабатывается структура и содержание проекта.

Разработав общую концепцию, студенты переходят к конструированию всех необходимых составляющих, например, лекций или их элементов, практических занятий, различного рода заданий. Обязательно прописываются критерии оценки практических работ. При этом в самом тексте курсовой или выпускной работы представляется развернутое обоснование всех разрабатываемых элементов, сам же методический продукт в полном виде публикуется в качестве приложения курсовой работы. В рамках курсовой работы это может быть сценарий и план-конспект мастер-класса, конспект лекции или видеолекции, система практических заданий, встраиваемых в ту или иную учебную дисциплину, методическое или наглядное пособие предмету, связанному с освоением предметной области дизайн. Наиболее востребованным форматом является мастер-класс. Он привлекает концентрацией материала, возможностью непосредственного общения с обучающимися, а также результатом, который очевиден и достижим в короткий временной период. На уровне выпускных квалификационных работ возможен выход и на более серьезный уровень - это подготовка курсов дополнительного образования.

Таким образом, на этапе выполнения исследовательской части проекта, студенты учатся анализировать процессы, сопоставлять разных подходы, оценивать их эффективность, определять методологию собственного проекта. Всё это еще раз доказывает, что проектная деятельность позволяет сформировать компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью.

Когда разработан план-конспект мероприятия, оформлены презентации, которые, как правило, сопровождают вводную часть мастер-класса, приготовлены необходимые материалы (кисти, краски, бумага, иные материалы и заготовки), прописаны ожидаемые результаты, студенты переходят к следующему этапу - менеджменту собственного проекта. Студентам предстоит обеспечить набор обучающихся на свой мастер-класс. Для этой цели они готовят афиши, которые рассылаются студентам других групп и других направлений подготовки посредством мессенджеров и социальных сетей, в том числе каналов Института гуманитарных наук АлтГУ. Анонс мероприятий публикуется и в специально созданном Те1едгат-канале, который объединяет студентов-дизайнеров, преподавателей и всех, кому интересна тематика творчества.

Помимо подготовки такого рода рекламы, студенты принимают участие в питчах. Для этого они разрабатывают презентацию своего проекта и краткое выступление. В нем студенты раскрывают специфику разработанного образовательного проекта, учатся четко и ясно определять и доносить до аудитории выгоды до потенциальных обучающихся, то есть аргументированно доказывают, что участие в этом педагогическом проекте в качестве обучающихся будет не только интересным, но и полезным и перспективным с точки зрения профессионального развития. Умение составить короткое выступление, представить ясное и четкое обоснование, способность визуализировать тезисы в презентации, оформлять слайды, при необходимости использовать инфографику [6] - всё это навыки, необходимые дизайнеру-педагогу в его будущей профессиональной деятельности. В кратких, но емких выступлениях участники марафона показывают преимущества проектов потенциальным обучающимся. При этом спикеры оказываются в ситуации конкуренции, ведь им необходимо найти заинтересованных слушателей из числа присутствующих. Чаще всего такие питчи-анонсы организуются небольшими сериями. В качестве слушателей подобных питчей и потенциальных обучающихся выступают студенты младших курсов этого же направления. Это объясняется тем, что им ближе всего в силу профессионального выбора подобные мероприятия, ведь все мастер-классы связаны с освоением предметной области - дизайном. Кроме того, аудиторию мотивирует перспектива повторения подобного практического опыта разработки проектов уже своими силами на старших курсах. Слушателями питчей становятся и студенты других направлений подготовки, а также обучающиеся уровня СПО колледжей-партнеров университета. Если проект предполагает детскую аудиторию, его апробация реализу-

ется с участием воспитанников школы раннего эстетического развития АлтГУ «Уникум».

Становясь менеджерами своего проекта и пройдя этап такого питчинга, студенты отслеживают запись на свой мастер-класс, выходят на диалог с теми, кто проявил интерес, но еще сомневается в необходимости участия, отвечают на их вопросы. Важно, что при формировании групп не используется метод принуждения. Таким образом, на этом этапе важно найти целевую аудиторию или же с помощью своей убедительности развить интерес тех, что был изначально настроен индифферентно. В будущей профессиональной деятельности навыки, связанные с менеджментом и маркетингом, пригодятся педагогам-дизайнерам, которые смогут обогатить рынок дополнительного образования актуальными и инновационными проектами и окажутся в ситуации реальной конкурентной борьбы. Навыки управления проектом и понимание маркетинговых принципов организации избранной рыночной ниши станут мощной базой для дальнейшей профессиональной деятельности. Кроме того, приобретенные в ходе презентации своего проекта навыки питчитнга являются одними из ключевых в работе менеджера проектов.

Главный этап - это реализация проекта. Мастер-классы, как правило, включают небольшую (вводную) часть, в которой автор знакомит присутствующих с темой, раскрывает особенности избранной профессиональной области. Чаще всего это выступление в сопровождении презентации длительностью 10-15 минут. Реже это может быть полноценная лекция с более глубоким рассмотрением вопросов. После этого мастер-класс предполагает практическое занятие согласно тематике мероприятия. Это может быть выполнение живописной или графической работы, роспись по ткани или дереву, создание декоративного панно или же выполнение творческого задания в компьютерном классе с использованием графических редакторов. Студент-автор оказывается в ситуации реального педагогического эксперимента, поскольку, не имея опыта педагогической деятельности, он реализует собственный проект, следуя плану, но в то же время импровизируя как настоящий педагог. Ведущему образовательного мероприятия приходится объяснять, показывать, поправлять, а также психологически помогать обучающимся, поскольку не всё и не всегда получается у них в должной мере с первого раза. Особенно это актуально при работе с детьми школьного возраста. Нередко на помощь приходят одногруппники.

Важной особенностью этапа реализации является формирование команды. Еще до начала мастер-класса каждый автор-ведущий определяет себе несколько помощников. Они помогают в решении организационных вопросов: нужно подготовить аудиторию, встретить участников, раздать им всё необходимое, помочь наладить коммуникацию. Так формируется осознание того, что участники марафона делают общее дело, и понимание важности поддержки команды. Выполнение курсового проекта в виде педагогического проекта проходит в формате индивидуальной работы. Но на этапе реализации необходимо создание команды, которая поможет в воплощении планов. Умение коммуницировать в команде, распределять работу между всеми членами проектной группы, осознание важности общих задач - все это необходимые навыки будущей профессиональной деятельности педагога-дизайнера.

После завершения мастер-класса наступает этап рефлексии. Все члены команды высказывают свое мнение о том, насколько успешно прошло образовательное мероприятие: какие методические приемы были удачными, какие не вполне, насколько удалось достичь желаемых целей, насколько успешными были результаты практической работы обучающихся, всё ли удалось реализовать из намеченного, насколько успешно получилось выстроить коммуникацию. При этом члены команды стараются охарактеризовать основные результаты проекта, определить ценные компетентностные приобретения, обсудить сложные этапы и неудачи, дать обратную связь по конкретному проекту на основе принципов конструктивного взаимодействия. Сам автор мастер-класса тоже активно участвует в обсуждении, стараясь проанализировать результаты своей работы. Однако обсуждение - только один из этапов рефлексии. Самостоятельно и более глубоко проанализировать результаты требуется в письменном виде, этот материал дополняет курсовую работу. В ходе рефлексии происходит осмысление полученного опыта, приходит понимание эффективности разработанного проекта на всех этапах его разработки и на этапе реализации. Такой самоанализ позволяет сделать выводы о проделанной работе и перейти на новый этап понимания своей практической деятельности. Во многом благодаря рефлексии становится возможным совершенствование навыков, приобретенных в ходе проектной деятельности, и выполнение следующего проекта на более высоком качественном уровне.

Важной частью реализации проекта является формирование дополнительных профессиональных навыков. Это связано с тем, что во время мастер-классов ведется фото- и видеосъемка. Впоследствии эти записи монтируются в самостоятельный видеоматериал, который тоже становится частью педагогического проекта и своего рода отчетным элементом. Фото- и видеосъемку, как правило, обеспечивают одногруппники из числа членов команды. Отснятый материал подлежит дальнейшей обработке. Студенты готовят обложки, заставки для видео, обеспечивают видеомонтаж. Избранные фотографии и ссылка на видеоролик размещаются в приложениях к курсовой или выпускной квалификационной работе.

Наиболее сложным и объемным вариантом проектной работы является реализация полноценного онлайн-курса дополнительного образования. Для решения такой задачи студентам необходимо не только разработать все элементы курса, но и осуществить видеозапись уроков, произвести монтаж, обработку и подготовку обучающих видеоматериалов. Кроме того, необходимо разработать и другие виды занятий (если они предполагаются), задания, критерии их оценки. В качестве платформы для размещения курса используется Открытый образовательный портал АлтГУ и система Moodle. Опыт показал, что студенты-бакалавры вполне способны справиться со столь объемной задачей. Такие курсы отличаются новизной, оригинальностью, они интересны другим студентам, спрос на такой обучающий контент довольно высок.

Марафон студенческих образовательных проектов, стартовавший в январе 2022 года, объединил усилия студентов и преподавателей, под руководством которых были подготовлены педагогические проекты. Представленная модель реализации проектного обучения доказала свою эффективность. Студенты получили возможность больше общаться друг с другом, обмениваться профессиональным опытом, выстраивать траекторию своего профессионального развития за счет выбора вновь и вновь реализуемых обучающих мероприятий. Марафон позволил расширить число участников, выступивших в роли обучающихся, а также помог авторам проектов увидеть и оценить результаты деятельности друг друга.

Благодаря такой организации работы стало возможным сформировать у будущих дизайнеров-педагогов различного рода навыки - аналитической и научно-исследовательской деятельности, в большей степени формируемые на этапах проведения маркетингового исследования, выявления и обоснования целевой аудитории, изучения отечественного и мирового опыта в избранной профессиональной нише. Очень важны формируемые в процессе проектной работы коммуникативные навыки и опыт работы с разной аудиторией. Не менее

Библиографический список

важна коммуникация и внутри команды, формируемой на этапах реализации проекта и рефлексии полученного опыта. Навыки презентации и управления собственным проектом формируются на этапе поиска заинтересованных слушателей, коротких питчингов в условиях конкурентной борьбы, осуществления набора слушателей на разрабатываемые педагогические мероприятия. Проектная деятельность формирует и навыки самоанализа, то есть рефлексии, помогая оценить эффективность собственного проекта и успешность его реализации. Формируются и профессиональные навыки, в том числе умение разрабатывать авторский обучающий контент, актуальный и востребованный в молодежной среде. Это умение применять найденные методические приемы в собственном педагогическом проекте. В ходе разработки проекта развиваются дизайнерские навыки, поскольку весь обучающих контент имеет визуальное оформление и представлен в формате презентаций, видеозанятий, наглядных материалов в электронном или печатном виде. Навыки работы с текстом и изображением формируются также на этапе создания авторской афиши о предстоящем образовательном мероприятии. Дополнительными навыками является умение осуществлять фото и видеосъемку, а также выполнять монтаж видеопродукции. Столь широкий спектр формируемых навыков является одним из главных преимуществ проектной работы, что не раз отмечалось в научных исследованиях [7].

Таким образом, проектная деятельность студентов педагогических направлений позволяет будущим выпускникам освоить все виды деятельности, связанные с разработкой и реализацией авторского образовательного контента, а также запуска онлайн- или офлайн-школы. Проектная деятельность, осуществляемая в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, позволяет сформировать профессиональные и надпрофессиональные навыки и подготовить будущего выпускника к успешной профессиональной деятельности в условиях жесткой конкуренции и динамично меняющейся образовательной среды.

1. Попова М.С. Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза. Гаудеамус. 2017; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 proektnaya-deyatelnost-kak-sredsWo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-studentov-vuza (дата обращения: 30.05.2022).

2. Хацринова О.Ю., Павлова И.В. Проектное обучение: от школы до вуза. Казанский педагогический журнал. 2021; № 6. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48157423_64336678.pdf

3. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 5: 356.

4. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г Проектная деятельность в вузе как основа инноваций. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 4: 104.

5. Закирова Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 5: 326.

6. Комарова О.С., Шелюгина О.А. Роль инфографики в современном дизайн-образовании. Культурное наследие Сибири. 2020; № 1 (29): 63 - 71. Available at: https://www. asu.ru/files/documents/00018786.pdf

7. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития. Вестник Мининского университета. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya

References

1. Popova M.S. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorcheskoj aktivnosti studentov vuza. Gaudeamus. 2017; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-studentov-vuza (data obrascheniya: 30.05.2022).

2. Hacrinova O.Yu., Pavlova I.V. Proektnoe obuchenie: ot shkoly do vuza. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021; № 6. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_48157423_64336678.pdf

3. Grahov V.P., Mohnachev S.A., Kislyakova Yu.G., Anisimova N.V. Praktika proektnoj deyatel'nosti studentov v vysshej shkole. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; № 5: 356.

4. Kudinova O.S., Skul'movskaya L.G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovacij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 4: 104.

5. Zakirova T.I. Proektnaya deyatel'nost' studentov kak metod formirovaniya kompetencij studentov vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 5: 326.

6. Komarova O.S., Shelyugina O.A. Rol' infografiki v sovremennom dizajn-obrazovanii. Kul'iurnoe nasledie Sibiri. 2020; № 1 (29): 63 - 71. Available at: https://www.asu.ru/files/ documents/00018786.pdf

7. Shkunova A.A., Pleshanov K.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti studentov v vuze: rezul'taty nauchnogo issledovaniya i perspektivy razvitiya. VestnikMininskogouniversiteta. 2017; № 4 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya

Статья поступила в редакцию 01.06.22

УДК 376.6 (09)

Zhumadilova M.T., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, History Institution of Humanitarian and Social Education,

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mahabat.777@mail.ru

UPBRINGING OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE (HISTORICAL ASPECT). The article deals with a problem of raising orphans and children left without parental care in the historical aspect. The research materials include articles and reports by outstanding scientists and teachers of the 18th and 20th centuries. The active spread of social institutions for disadvantaged children in the 18th century was inextricably linked with the socio-economic ill-being of the population. According to the normative documents of the beginning of the 18th century, not only the right to life and food, but also the maintenance of education were laid down in children's social institutions. The presented historical period is an important stage in the accumulation of experience, traditions, the content of the upbringing of children, and also provides the basis for understanding educational practice at the present time. The author emphasizes that scientists and teachers who devoted themselves to the education of children of different categories were driven by high humanistic ideals. It was established that the main feature of education in social institutions was professional orientation, but other aspects of education were not excluded.

Key words: history of pedagogy, upbringing, orphans, children left without parental care, social institutions, public charity.

М.Т. Жумадилова, аспирант, Институт истории гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет, г. Новосибирск, Е-mail: mahabat.777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.