Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович

Введение. В настоящей статье рассматривается проблема готовности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов. Социализационно-образовательный проект в системе среднего профессионального образования направлен на формирование у обучающихся определенных компетенций, необходимых для их успешной социализации в обществе и будущей профессиональной деятельности. При реализации такого проекта учитывается требование профессионального образования к формированию ряда общих и профессиональных компетенций, установленных профессиональным стандартом, социореализация и самоопределение будущего специалиста и его возрастные особенности. Методология. В рамках исследования проведен анализ научных трудов, посвященных: а) формированию позитивных социальных компетенций обучающихся; б) проектной деятельности и готовности обучающихся и педагогических работников к ней; в) методу проектов в социализационно-образовательном процессе. Также использованы наблюдение, описание, анкетирование, статистическая обработка данных и квалитативные и диагностические методики. Цель статьи - определить направления деятельности по развитию готовности педагогических работников и обучающихся профессиональной образовательной организации к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов. Результаты. Определена эффективность деятельности по формированию готовности педагогических работников и обучающихся профессиональных образовательных организаций к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов; представлены основные структурные компоненты готовности к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов, описаны основные мероприятия, направленные на развитие готовности в ходе реализации инновационного проекта на базе колледжа. В статье подчеркивается, что достижение результатов развития готовности педагогов и обучающихся к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов возможно при соблюдении обозначенного в статье ряда организационно-педагогических условий. Заключение. Необходимым условием эффективной реализации социализационно-образовательных проектов в профессиональных образовательных организациях является готовность педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF STUDENTS AND TEACHERS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION TO IMPLEMENT SOCIALIZATION AND EDUCATIONAL PROJECTS

Introduction. This article deals with the problem of readiness of students, teachers and masters of industrial training of a professional educational organization for project activities and implementation of socialization and educational projects. The socialization and educational project in the system of secondary vocational education is aimed at developing students’ specific competencies necessary for their successful socialization in society and future professional activities. When implementing a socialization and educational project, the features of professional education are taken into account, including the requirement to form a number of General and professional competencies established by the standard, professional orientation, socialization and self-determination of the future specialist and his age characteristics. Methodology. As the part of the study, an analysis of research papers on the following problems was carried on: a) the formation of positive social competencies in students; b) project activities and the readiness of students and teachers to project activities; с) the application of the project method in the socialization and educational process. Qualitative and diagnostic methods, including observation, description, questionnaires, and statistical data processing were also used. The purpose of the article is to identify areas of activity for the development of readiness for project activities and implementation of socialization and educational projects among teachers and students of a professional educational organization. Results. Determined the efficiency of formation of readiness of pedagogical workers and students of professional educational organizations to project activities and implementation of socialization and education projects; presents the main structural components of readiness of project activities and implementation of socialization and education projects, describes the main activities aimed at developing readiness in the implementation of innovative project on the basis of the College. The article emphasizes that achieving the results of developing the readiness of teachers and students for project activities and the implementation of socialization and educational projects is possible if a number of organizational and pedagogical conditions are met. Conclusion. The article concludes that a necessary condition for the effective implementation of socialization and educational projects in professional educational organizations is the readiness of teachers and students to project activities.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК/UDC 377.5 Е. С. Малиновский

E. Malinovsky

ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ1

READINESS OF STUDENTS AND TEACHERS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION TO IMPLEMENT SOCIALIZATION AND EDUCATIONAL PROJECTS

Введение. В настоящей статье рассматривается проблема готовности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации к проектной деятельности и реализации социализационно-обра-зовательных проектов.

Социализационно-образовательный проект в системе среднего профессионального образования направлен на формирование у обучающихся определенных компетенций, необходимых для их успешной социализации в обществе и будущей профессиональной деятельности. При реализации такого проекта учитывается требование профессионального образования к формированию ряда общих и профессиональных компетенций, установленных профессиональным стандартом, социореализация и самоопределение будущего специалиста и его возрастные особенности.

Методология. В рамках исследования проведен анализ научных трудов, посвященных: а) формированию позитивных социальных компетенций обучающихся; б) проектной деятельности и готовности обучающихся и педагогических работников к ней; в) методу проектов в социализационно-образовательном процессе. Также использованы наблюдение, описание, анкетирование, статистическая обработка данных и квалитативные и диагностические методики. Цель статьи - определить направления деятельности по развитию готовности педагогических работников и обучающихся профессиональной образовательной организации к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов.

Результаты. Определена эффективность деятельности по формированию готовности педагогических работников и обучающихся профессиональных обра-

зовательных организаций к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов; представлены основные структурные компоненты готовности к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов, описаны основные мероприятия, направленные на развитие готовности в ходе реализации инновационного проекта на базе колледжа. В статье подчеркивается, что достижение результатов развития готовности педагогов и обучающихся к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов возможно при соблюдении обозначенного в статье ряда организационно-педагогических условий.

Заключение. Необходимым условием эффективной реализации социализационно-образовательных проектов в профессиональных образовательных организациях является готовность педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности.

Introduction. This article deals with the problem of readiness of students, teachers and masters of industrial training of a professional educational organization for project activities and implementation of socialization and educational projects. The socialization and educational project in the system of secondary vocational education is aimed at developing students' specific competencies necessary for their successful socialization in society and future professional activities. When implementing a socialization and educational project, the features of professional education are taken into account, including the requirement to form a number of General and professional competencies established by the standard, professional orientation, socialization and self-determination of the future specialist and his age characteristics.

1 Статья подготовлена под научным руководством проф. С. Г. Молчанова. The article was prepared under the scientific supervision of Professor S. G. Molchanov.

Methodology. As the part of the study, an analysis of research papers on the following problems was carried on: a) the formation of positive social competencies in students; b) project activities and the readiness of students and teachers to project activities; с) the application of the project method in the socialization and educational process. Qualitative and diagnostic methods, including observation, description, questionnaires, and statistical data processing were also used. The purpose of the article is to identify areas of activity for the development of readiness for project activities and implementation of socialization and educational projects among teachers and students of a professional educational organization.

Results. Determined the efficiency of formation of readiness of pedagogical workers and students of professional educational organizations to project activities and implementation of socialization and education projects; presents the main structural components of readiness of project activities and implementation of socialization and education projects, describes the main activities aimed at developing readiness in the implementation of innovative project on the basis of the College. The article emphasizes that achieving the results of developing the readiness of teachers and students for project activities and the implementation of socialization and educational projects is possible if a number of organizational and pedagogical conditions are met.

Conclusion. The article concludes that a necessary condition for the effective implementation of socialization and educational projects in professional educational organizations is the readiness of teachers and students to project activities.

Ключевые слова: готовность к проектной деятельности, социализационно-образовательный проект, обучающиеся, педагогические работники, профессиональная образовательная организация.

Keywords: readiness for project activity, socialization and educational project, students, pedagogical workers, professional educational organization.

Введение

В контексте нашего исследования главной целью социализационно-образовательного процесса в профессиональной образовательной организации (ПОО) является подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего определенными личностными (общими), социальными и профессиональными компетенциями, необходимыми для успешной позитивной деятельности в рамках управленческого и производственного процессов на малых, средних и крупных предприятиях, в организациях и при осуществле-

нии предпринимательской деятельности. При этом мы обращаем внимание на то, что современные работодатели хотят видеть в своих работниках (выпускниках ПОО в том числе) профессионалов, обладающих позитивными социальными компетенциями (например, трудолюбие, честность, ответственность, надежность и др.). Социальная активность будущего специалиста на производстве может проявлять себя в двух основных сферах. Первая - социально-профессиональные отношения работников в структурном подразделении организации (предприятия). Вторая - профессиональная деятельность, направленная на создание продукта, на увеличение производительности труда, на его рационализацию [1].

В такой ситуации возрастает роль социализации обучающихся в ПОО, требуется формирование такой социализационно-образовательной среды, которая оказывала бы мощное воспитательное воздействие на личность будущего специалиста, давала мощный импульс для развития позитивных социальных качеств (компетенций) человека.

Одним из эффективных инструментов позитивной социализации обучающихся ПОО, по нашему мнению, являются проектные технологии. По мнению В. Н. Бовсуновского, проектирование «может и должно стать не только методом конструктивного взаимодействия личности с предметной средой, но также новой перспективной формой взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса в технологическом образовании» [2]. Можно утверждать, что все активнее используются проектные технологии в педагогической деятельности, однако разобщенность подходов, методов и средств организации проектной деятельности студентов; различие целей использования в образовательном процессе проектной деятельности [3] приводит к необходимости продолжать исследования в данной области.

Вопросы использования проектной деятельности в ПОО исследовались Т. П. Васильевой, О. С. Лаврентьевой, И. В. Корякиной, О. Л. Раковской, Н. Е. Сау-ренко, Е. А. Митрофановой. Проектную деятельность как средство воспитания социальной активности рассматривали И. А. Дралюк, Д. В. Пекушина, И. В. Тигрова и др. Отметим, что вопросы социализации обучающихся образовательных организаций, формирования их социальной активности на основе проектных технологий нашли свое отражение в трудах Е. А. Ануфриева, Г. С. Арефьевой, В. Ф. Бехтерева, Т. С. Лапиной, Т. Н. Маль-ковской, С. Г. Молчанова, В. Г. Мордкович и др.

При всей значимости выполненных исследований остаются недостаточно разработанными методологи-

ческие и организационно-методические аспекты применения социализационно-образовательного проекта в системе среднего профессионального образования, а также готовности обучающихся и педагогов к проектной деятельности в целом и реализации социали-зационно-образовательных проектов в частности.

Решение этой проблемы возможно через исследование «готовности» как уровня настройки личности на будущую проектную деятельности, проработка актуальной в этом случае системы психологических установок [4]. О. В. Панченко считает, что готовность личности действовать определенным образом представляет собой целенаправленное поведение человека, основанное на интеграции предшествующего общественного и индивидуального опыта [5].

В связи с вышеизложенным в рамках региональной инновационной площадки по проблеме «Формирование социальной активности обучающихся ПОО», действующей на базе Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова (далее - колледж), основным инструментом формирования социальной активности обучающихся выбрана проектная деятельность, и, соответственно, определен план мероприятий по формированию готовности педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности и реализации конкретных социализационно-образовательных проектов.

Методология

Анализ философской (А. А. Грицанов, М. С. Каган и др.), социологической (В. Н. Лоскутов, В. С. Торохтий, Т. А. Федорова и др.), психологических и педагогических (Б. Г. Ананьев, Б. Г. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Рудик, Д. Н. Узнадзе и др.) исследований показал, что понятие «готовность» имеет многоаспектный характер, но его единое определение отсутствует. С позиции теории личности готовность - это сложное личностное образование, многоплановая структура качеств, свойств, установок личности, позволяющая успешно осуществлять профессиональную деятельность (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [6], Л. В. Кондрашова, В. А. Сластенин и др.). В теории функций деятельности под готовностью понимается определенное функциональное состояние человека, его избирательная активность и психологическая установка (О. А. Абдулина, А. В. Петровский, Л. Ф. Спирин и др.). С позиций социокультурной теории готовность - социально фиксированная установка, задающая определенное поведение личности (И. Ф. Исаев, Е. С. Кузьмин, Ю. Н. Емельянов и др.). По мнению Л. П. Ефимовой, готовность всегда связы-

вается с деятельностью и является обязательным условием ее эффективности [7].

Т. А. Панчук понимает готовность к проектной деятельности как личностную, интегративную характеристику студента, включающую знания, умения и навыки проектирования и успешное применение их в собственной проектной деятельности [8]. Активность выполняет самые разнообразные роли в жизненном функционировании личности, обслуживает все сферы ее жизни - от «координатора», организатора всех жизненных отношений и проявлений личности, «посредника» между требованиями общественной и личной жизни до самых детальных, частных, «мелких» операций, осуществляемых человеком повседневно [9].

В контексте нашего исследования обозначим в структуре готовности следующие компоненты: когнитивный, технологический и рефлексивный.

Когнитивный компонент - это теоретическая готовность, обеспечивающая владение системой знаний (общекультурных, научных, специальных, психолого-педагогических); технологический - это владение умениями, практическим опытом, позволяющим человеку осуществлять проектную деятельность; рефлексивный - это отношение человека к проектной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию, а также наличие способов анализа и оценивания собственных и общих результатов в процессе реализации проекта.

С таких позиций нами были разработаны анкеты, позволяющие определить уровень готовности к проектной деятельности обучающихся и педагогических работников ПОО. Каждая анкета включает в себя три группы вопросов, направленных на исследование состояния когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов в составе готовности к проектной деятельности.

Отметим, что в рамках региональной инновационной площадки «Формирование социальной активности обучающихся ПОО», действующей на базе колледжа, важным представляется исследование готовности к реализации социализационно-образователь-ных проектов.

С целью раскрытия обозначенного вопроса и выработки новых подходов к проектному методу в нашем исследовании используем предложенное С. Г. Молчановым понятие «социализационно-образователь-ный проект» как проект, при реализации которого происходит социализация воспитуемого с ориентацией на формирование социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи. Под социализационно-образовательным проектом мы понимаем проект,

который направлен на формирование у обучающихся позитивных социальных компетенций, необходимых для их успешной социализации в обществе и будущей профессиональной деятельности.

Результаты

Исследование проводилось в два этапа: начальный (исследование готовности на момент начала реализации инновационного проекта), итоговый (по истечении первого года реализации проекта, после проведения ряда обучающих и практических мероприятий для педагогических работников и обучающихся колледжа, направленных на формирование и развитие у них компонентов в структуре готовности).

В исследовании приняли участие 54 педагогических работника и 280 обучающихся 1-го и 2-го курсов (от 15 до 18 лет).

Анализ результатов начального анкетирования обучающихся колледжа показал, что 47,9 % из них знают, что такое проект; 47,2 % выполняли проект (индивидуально или под руководством педагога); 37,6 % оценивают собственный опыт проектной деятельности как положительный. При этом мы отмечаем, что большинство обучающихся (52,3 %) не могут идентифицировать проектную деятельность, не имеют опыта и мотивации к реализации проектов.

Анкетирование педагогических работников показало, что абсолютное большинство из них (72 %) владеют знаниями теории в области проектной деятельности, более 60 % в системе используют метод проектов при организации социализационно-образовательного процесса (учебная и внеучебная деятельность), 90 % от общего числа респондентов и 50 % от общего числа педагогических работников колледжа имеют положительный опыт реализации собственных проектов.

На наш взгляд, основные результаты реализации инновационного проекта могут быть следующими: материальные (результаты действий участников) и моральные (результаты поступков участников). Материальный продукт есть следствие овеществления позитивных социальных компетенций, а моральный - следствие увеличения их выраженности [10]. Иными словами, продуктом становится социальная активность обучающихся и социализационно-обра-зовательные проекты, обеспечивающие формирование позитивных социальных компетенций, необходимых для их реализации. Стоит помнить, что каждый образовательный проект должен осуществить возможность обучения взаимодействию и сотрудничеству участников через участие в коллективе [11].

Достижение результатов при реализации социали-зационно-образовательных проектов возможно при соблюдении ряда условий:

- определение в рамках проекта понятия «соци-ализационно-образовательный проект», критериев, показателей и измерителей его оценивания;

- определение содержания образования и социализации для формирования позитивных социальных компетенций (действий и поступков);

- готовность педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности и реализации соци-ализационно-образовательных проектов.

В контексте данного исследования более подробно остановимся на последнем условии.

Исходя из определенной нами структуры готовности к проектной деятельности, мы выделили следующие направления деятельности (табл. 1).

Практический опыт показал, что достижению эффективных результатов по формированию готовности к проектной деятельности и реализации проектов

Таблица 1

Деятельность по формированию готовности педагогических работников и обучающихся колледжа к проектной деятельности

Компонент структуры готовности Мероприятия Результат

Когнитивный Повышение квалификации, дополнительные образовательные программы, обучающие семинары, практикумы, научно-практические конференции Теоретическая готовность, владение системой знаний о проектах, проектной деятельности

Технологический Дополнительные образовательные программы, обучающие семинары, практикумы, мастер-классы, организация работы временных коллективов по разработке и реализации проектов Владение умениями, практическим опытом, позволяющим осуществлять проектную деятельность

Рефлексивный Анализ результатов реализации проектов, обмен опытом, тренинги, мотивационные занятия, тиражирование положительных результатов проектной деятельности, стимулирование Сформированное положительное отношение к проектной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать собственные и общие результаты в процессе реализации проекта

способствует объединение педагогических работников во временные рабочие группы (методические объединения, проектные команды). Каждая такая группа разрабатывает, планирует и реализует определенный проект [12]. В рамках инновационной площадки в колледже созданы 22 проектные команды, в которые вошло 66 % педагогических работников, более 200 обучающихся колледжа (более 10 % от общего числа).

Наше исследование показало, что в ходе подготовки и реализации социализационно-образователь-ных проектов у обучающихся формируется опыт положительного поведения и необходимые для активной профессиональной деятельности качества личности или компетенции.

Мы определили следующую логику развития готовности обучающихся к проектной деятельности и реализации социализационно-образовательных проектов.

На первом этапе организовано участие обучающихся в реализации социализационно-образова-тельных проектов, разработанных педагогическими работниками колледжа. На втором этапе организуется самостоятельная деятельность обучающихся по разработке и реализации социализационно-обра-зовательных проектов. Педагоги будут осуществлять методическое сопровождение и поддержку, оказывать консультативную помощь.

На каждом этапе реализуется следующий алгоритм проектной деятельности:

- во-первых, формируется проектная команда из числа педагогов и обучающихся колледжа, которая отрабатывает идею проекта, определяет целевую аудиторию или объект воздействия, основные мероприятия, бюджет и организует его реализацию;

- во-вторых, для обучающихся проводятся практические семинары по ключевым моментам реализации определенного социализационно-образовательного проекта. Это погружение в конкретную социальную проблему, освоение коммуникативных компетенций, техник общения, технологий поведения;

- в-третьих, собственно деятельность по реализации социализационно-образовательного проекта, оцениванию его материальных и моральных результатов, оформление материалов проекта, определение перспектив дальнейшей деятельности.

Анализ результатов итогового анкетирования обучающихся колледжа показал, что более 80 % из них знают, что такое проект, 62 % выполняли проект (индивидуально или под руководством педагога), 62 % оценивают собственный опыт проектной деятельности как положительный. При этом мы отмечаем, что большинство обучающихся (76 %) выразили желание осу-

ществлять проектную деятельность и реализовывать социализационно-образовательные проекты и в будущей жизнедеятельности.

Анкетирование педагогических работников показало, что увеличилось число педагогов (с 60 до 82 %), которые используют метод проектов в организации социализационно-образовательного процесса (учебная и внеучебная деятельность), 90 % имеют положительный опыт реализации собственных проектов.

Заключение

Таким образом, необходимым условием эффективной реализации социализационно-образовательных проектов в ПОО является готовность педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности.

Исходя из структуры готовности, которая включает в себя когнитивный, технологический и рефлексивный компоненты, мы определили ключевые направления деятельности по развитию готовности к проектной деятельности и реализации социализа-ционно-образовательных проектов у педагогических работников и обучающихся ПОО:

- повышение квалификации, реализация дополнительных образовательных программ, научно-практических конференций, обучающих семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов для педагогических работников и обучающихся ПОО;

- организация деятельности временных творческих групп (проектных команд) по реализации соци-ализационно-образовательных проектов педагогических работников и обучающихся;

- рефлексия результатов реализации проектов, обмен опытом, тиражирование положительных результатов проектной деятельности;

- мотивация и стимулирование педагогических работников и обучающихся ПОО.

В свою очередь высокий уровень готовности педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности обеспечивает успешную реализацию социализационно-образовательных проектов.

Литература

1. Малиновский Е. С., Молчанов С. Г Феномен «социальная активность» // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 2 (22). С. 106-115.

2. Бовсуновский В. Н. Проектные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 07.07.2020).

3. Коваленко Ю. А., Никитина Л. Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.

4. Узнадзе Д. Н. Общая психология [Электронный ресурс] / под ред. И. В. Имедадзе. М. ; СПб., 2004. 413 с. URL: http:// znakka4estva.ru/.

5. Панченко О. В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.

7. Ефимова Л. П., Явгильдина З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, № 2 (27). С. 133. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/153PVN215.pdf.

8. Панчук Т. А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства : дис. ... канд. пед. наук. Бийск, 2004. 185 с.

9. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. М., 1991. URL: http://rubinstein-society.ru/engine/ documents/document214.pdf.

10. Малиновский Е. С., Молчанов С. Г, Кербель Л. Н. Социально-образовательные проекты: формирование и оценивание // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 4 (24). С. 96-104.

11. Гумула Т., Дырда Т. Подготовка учителей к применению метода проектов в непрерывном образовании (элементы теории и очерк проекта) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. Т. 3, № 1. С. 113-125.

12. Молчанов С. Г «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации // Челябинский гуманитарий. 2013. № 1 (22). С. 66-85.

References

1. Malinovskii E. S., Molchanov S. G. Fenomen «social'naya aktivnost'» [Phenomenon "social activity"]. Innovative Development of Vocational Education, 2019, no. 2 (22), pp. 106-115. (In Russian).

2. Bovsunovsky V. N. Proektnye tekhnologii v obrazovanii [Project technologies in education]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-v-obrazovanii (accessed:07.07.2020). (In Russian).

3. Kovalenko Yu. A., Nikitina L. L. Proektnaya deyatel'nost' studentov v obrazovatel'nom processe vuza [Project activity of students

in the educational process of the University]. Bulletin of the Kazan technological University, 2012, no. 20. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza. (In Russian).

4. Uznadze D. N. Obshchaya psihologiya [General psychology]. Ed. I. V. Imedadze. Moscow, St. Petersburg, 2004, 413 p. Available at: http://znakka4estva.ru/. (In Russian).

5. Panchenko O. V. Sushchnost' ponyatiya «gotovnost'» i urovni gotovnosti uchitelya k innovacionno-marketingovoj deyatel'nosti [Summary of the concept of "ready" andlevels of readiness teacher by innovative marketing activity]. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management, 2012, no. 1, pp. 48-50. (In Russian).

6. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A., Ponomarenko V. A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennyh situaciyah: psihologicheskij aspect [Readiness for activity in tense situations: psychological aspect]. Minsk, 1985. 206 p. (In Russian).

7. Efimova L. P., Javgildina Z. M. Razvitie gotovnosti podrostkov k proektnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema [Development of readiness of teenagers to the project activity as a pedagogical problem]. Online Journal of Science, 2015, vol. 7, no. 2 (27), pp. 133. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/153PVN215.pdf. (In Russian).

8. Panchuk T. A. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti studentov fakul'tetov tekhnologii i predprinimatel'stva [Formation of readiness for project activity of students of faculties of technology and entrepreneurship]. Ph. D. thesis. Biysk, 2004, 185 p. (In Russian).

9. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow, 1991. Available at: http://rubinstein-society.ru/engine/ documents/document214.pdf. (In Russian).

10. Malinovskii E. S., Molchanov S. G., Kerbel' L. N. Social'no-obrazovatel'nye proekty: formirovanie i ocenivanie [Social and educational projects: formation and evaluation]. Innovative Development of Vocational Education, 2019, no. 4 (24), pp. 96-104. (In Russian).

11. Gumula T., Dyrda T. Podgotovka uchitelej k primeneniyu metoda proektov v nepreryvnom obrazovanii (elementy teorii i ocherk proekta) [Training teachers to apply the project method in continuing education (elements of theory and project outline)]. Pushkin Leningrad State University Journal, 2009, vol. 3, no. 1, pp. 113-125. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Molchanov S. G. «Duhovnye skrepy»: innovacionnaya tekhnologiya socializacii ["Spiritual bonds": innovative technology of socialization]. Chelyabinsk Humanities, 2013, no. 1 (22), pp. 66-85. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 Е. В. Панькина, И. В. Черчик

E. Pankina, I. Cherchik

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVALUATION OF THE QUALITY OF AN E-LEARNING COURSE AS A NECESSARY CONDITION FOR MODERN EDUCATION

Введение. В статье рассматривается оценка качества электронных учебных курсов, которые являются важным составляющим элементом дистанционного

обучения. Опыт организации обучения последних месяцев показал, что преподаватели и студенты столкнулись с проблемой информационного хаоса и пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.