Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации'

Некоторые аспекты применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ / PROJECT MANAGEMENT / SOCIAL PROJECT / PROJECT PORTFOLIO MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ангеловская Светлана Константиновна

В статье затрагивается тема применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации, реализации социальных проектов как инструмента формирования социально активной личности обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF THE PROJECT MANAGEMENT METHOD IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The theme of applying the project management method in the educational system of a professional educational organization, the implementation of social projects as a tool for forming a socially active personality of students is given

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Ангеловская, С. К. Некоторые аспекты применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 76-80.

УДК 377 ББК 74.57

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С. К. Ангеловская

В статье затрагивается тема применения проектного метода управления в системе воспитательной работы профессиональной образовательной организации, реализации социальных проектов как инструмента формирования социально активной личности обучающихся.

Ключевые слова: проектное управление, социальный проект, управление портфелем проектов.

Система среднего профессионального образования в последние годы находится в режиме постоянной модернизации. Кардинальные изменения, которые в ней происходят, требуют от педагогических коллективов образовательных организаций находить новые способы и пути решения поставленных задач и существующих проблем.

В качестве одного из самых эффективных инструментов достижения требуемых результатов сегодня можно назвать проектный подход в управлении. Данная тенденция явно прослеживается в документах, определяющих ключевые процессы развития СПО. В первую очередь это национальный проект «Образование», который в качестве приоритетной цели определяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций» [1].

Данная цель обуславливает актуальность применения инструментов проектного управления в воспитательной работе ПОО СПО для обеспечения формирования качеств личности обучающихся и позитивных социальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Сегодня в образовательном сообществе сложилось общее понимание проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [2]. На наш взгляд, эффективное проектное управление позволяет получить не только результаты, но и инструменты достижения целей, контролировать общий процесс проекта, сроки выполнения, расход и использование ресурсов, бюджета.

В практической деятельности образовательные организации сталкиваются с ситуацией од-

новременной реализации нескольких проектов в одном или разных направлениях деятельности, то есть фактически осуществляется управление «портфелем проектов». Применительно к системе воспитания в ПОО в соответствии с ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» [3] под портфелем проектов будем понимать набор проектов, которые группируются с целью эффективного управления и достижения целей воспитательной работы ПОО. Таким образом, воспитательный процесс в ПОО возможно выстроить как совокупность проектов, реализация которых позволит получить заданный обществом и личностью результат.

Приведем пример из опыта реализации регионального инновационного проекта на базе ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» по проблеме «Формирование социальной активности обучающихся ПОО» (далее — РИП). Цель проекта — совершенствование воспитательного процесса ПОО, обеспечивающего формирование социально активной личности обучающегося ПОО. Инструментами достижения цели определены социальные проекты, под которыми понимаем комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение позитивных социальных результатов. Основная идея РИП заключается в следующем: в ходе подготовки и реализации социальных проектов у обучающихся формируется опыт положительного поведения и необходимые для активной профессиональной и общественной деятельности качества личности и компетенции. По мнению разработчиков, чем больше обучающиеся будут вовлечены в проектную деятельность, тем большего воспитательного результата возможно достичь.

В этой связи деятельность педагогического коллектива направлена на максимальное вовлечение обучающихся колледжа в реализацию социальных проектов. Для получения первичного опыта активной социально направленной деятельности обучающимся предлагается принять участие в проектах, разработанных педагогическими работниками и под их непосредственным управлением. В этот период обучающиеся проходят обязательную подготовку по дополнительным образовательным программам, направленным на формирование у них коммуникативных умений, навыков бесконфликтного общения, критического мышления, лидерских качеств, безопасного пользования интернет-ресурсами и т. п. Кроме этого, обучающиеся из-

учают актуальную информацию о состоянии социальной проблемы, на решение которой направлен проект. Таким образом, обучающиеся получают и теоретическую подготовку, и практический опыт позитивного социального поведения. В дальнейшем обучающимся предлагается самостоятельно разработать и реализовать социальный проект, а педагог выступает наставником проекта.

На основе анализа нормативных документов в колледже определены приоритеты реализации социальных проектов по следующим направлениям воспитания: молодежное предпринимательство, студенческое самоуправление, гра-жданско-патриотическое, культурно-творческое, спортивное и здоровьесберегающее, экологическое воспитание. Социальные проекты по данным направлениям воспитательной работы образуют портфель проектов в рамках регионального инновационного проекта на базе колледжа.

Анализ источников, практического опыта деятельности показал, что организационная структура управления реализацией портфеля социальных проектов в ПОО может быть построена в следующем логическом виде.

Функционирование структуры, предназначенной для административной поддержки руководителя портфеля проектов. В нашем случае эту роль выполняет проектный офис колледжа, созданный для координации работы по управлению проектами. В функции проектного офиса входят рассмотрение предложений по проектам, оценка целесообразности открытия и реализации проекта, формирование реестра проектов, мониторинг хода реализации проектов, обеспечение методического и методологического сопровождения проектной деятельности в колледже, формирование нормативной базы проектной деятельности в колледже.

Наличие коллегиального органа, созданного для принятия наиболее важных решений в процессе реализации социальных проектов. Эту роль может выполнять проектный совет [3]. В рамках РИП в колледже создан координационный совет регионального инновационного проекта (далее — координационный совет). В его состав входят заместители директора, руководители структурных подразделений, председатели цикловых комиссий, педагогические работники, представители социальных партнеров. Координационный совет определяет приоритетные направления деятельности по реализации РИП, проводит анализ отчетов о промежуточных и итоговых результатах реализации социальных проектов, формирует

рекомендации по управлению проектной деятельностью и использованию ресурсов колледжа при реализации РИП, организует экспертизу материалов социальных проектов.

Назначение лица, ответственного за текущее управление портфелем проектов. Поскольку реализация РИП направлена на совершенствование воспитательной деятельности ПОО, то данную роль в нашем случае выполняет заместитель директора по воспитательной работе.

Назначение руководителя социального проекта — педагогического работника, ответственного за реализацию конкретного социального проекта. Руководитель формирует проектную команду и осуществляет планирование, организацию и контроль трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов проекта для достижения целей проекта [4]. Руководители социальных проектов проходят обучение по дополнительной образовательной программе, содержание которой включает в себя основные вопросы разработки и реализации социальных проектов (требования к структуре, планированию целей, задач, мероприятий, бюджета проекта, оформлению материалов и т. д.) [5], формирования позитивных социальных компетенций обучающихся (теоретические вопросы социализации обучающихся, формирования активной социальной позиции, освоения инструментария оценки уровня социализованности обучающихся) [6].

Применение проектного управления в воспитательной работе ПОО требует учета некоторых факторов, определяющих его уникальность.

Во-первых, социальный проект направлен на достижение конкретных целей. Язык формулировок цели и задач должен быть ясен, четок, однозначен в интерпретации. Не рекомендуется использование глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять глаголы совершенного вида (подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить) в сочетании с числовыми значениями. Приведем примеры формулировок целей социальных проектов:

- социальный проект «Закладка ручной работы»: изготовить 50 закладок ручной работы и передать их библиотеке семейного чтения г. Копейска;

- социальный проект «Сохраним чистоту наших улиц»: привлечь к акции по очистке территории дворов города «Чисто во дворе и на газоне, значит вы в здоровой зоне» не менее 30 обучающихся колледжа;

- социальный проект «Память сердца»: провести в двух дошкольных учреждениях,

трех школах города Копейска классные часы, направленные на знакомство учащихся с биографиями копейчан, погибших в войнах (Великая Отечественная война, Афганская война, Чеченская война).

Во-вторых, социальный проект имеет ограниченную протяженность во времени. Поэтому для обеспечения выполнения всех работ в сроки принято составлять графики, показывающие время начала и окончания выполнения заданий, определять «контрольные точки» достижения промежуточных и основного результатов проекта.

В-третьих, каждый социальный проект имеет бюджет, который составляется на момент начала его реализации. Если участник проекта использует собственные ресурсы (например, транспорт, интеллектуальные способности), также необходимо включить их стоимость в бюджет проекта как собственный вклад. То же самое касается волонтерского труда и других позиций (всего, что имеет цену, необходимость оплаты в случае отсутствия данного ресурса) [7].

В-четвертых, социальные проекты, как правило, — мероприятия однократные. Но их реализация создает некий механизм (алгоритм) для разработки и претворения в жизнь схожих по целям и задачам социальных проектов. Даже если предстоит абсолютно новый социальный проект, полученный опыт станет ориентиром, чего можно ожидать при выполнении следующего проекта (риски, временные затраты, кадровые ресурсы и др.).

В-пятых, социальные проекты фокусируются на коммуникации и управлении ожиданиями заинтересованных сторон, которыми являются благополучатели проекта, обучающиеся ПОО, структуры управления, органы власти, социальные партнеры. В этой связи обязательным, на наш взгляд, является освоение и педагогическими работниками, и обучающимися техник и технологий эффективной коммуникации.

Современный проектный менеджмент предлагает множество методов управления проектами. Приведем описание двух, наиболее часто используемых из них.

Классическое проектное управление, когда проект рассматривается как процесс, исполнение которого разбито на последовательные этапы. Данный подход ориентирован на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности выполнения задач. Обычно выделяют 5 этапов классического проектного управления

[инициация, планирование, разработка, реализация, завершение (мониторинг)], но можно добавлять и дополнительные этапы, если того требует проект. Надо отметить, что данный подход строго привязан ко времени исполнения задач, поэтому для реализации проектов в этом случае, как правило, применяют инструменты календарно-сете-вого планирования (диаграмма Гантта, таблицы Excel и Smartsheet и др.).

Если проект не может быть структурирован классическим образом или предполагает параллельное решение нескольких задач, то проект целесообразно разбить на подпроекты (мини-проекты) и применить метод «водопада проектов» (Agile). Инициация и верхнеуровне-вое планирование проводятся для всего проекта, а последующие этапы — разработка, тести-

рование и прочие — проводятся для каждого мини-проекта отдельно.

В заключение отметим, выбор метода управления реализацией конкретного социального проекта или портфелем проектов зависит от различных факторов (время исполнения, поставленные цели и задачи, ожидаемые результаты, наличие ресурсов для реализации и др.). Во время всего жизненного цикла социального проекта осуществляется руководство кадровыми, временными, финансовыми, материально-техническими ресурсами, что создает новые условия получения заданных результатов процесса воспитания обучающихся колледжа, вносит изменения в существующий порядок организации воспитательной работы педагогического коллектива.

Библиографический список

1. Национальный проект «Образование» // Правительство Российской Федерации : [сайт]. — 2019. — URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 26.09.2019).

2. Глоссарий по проектному управлению в Челябинской области // Министерство экономического развития Челябинской области : [сайт]. — 2019. — URL: https://mineconom74.ru/ glossariy-po-proektnomu-upravleniyu-v-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 10.10.2019).

3. ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» // ОА «Кодекс» : [сайт]. — 2019. — URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089605 (дата обращения: 10.10.2019).

4. ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» // ОА «Кодекс» : [сайт]. — 2019. — URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 10.10.2019).

5. Молчанов, С. Г. Новации и инновации: проекты, заявки, гранты : учеб.-метод. пособие / С. Г. Молчанов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Челябинск : Энциклопедия, 2011. — 176 с. — ISBN 978-5-91274-146-3.

6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов учеб. групп / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с. — ISBN 978-5-91274-185-2.

7. Управление проектами // Электронная библиотека СПбПУ : [сайт]. — 2019. — URL: http:// elib.spbstu.ru/dl/quality/new/upravlproekt/upravlproekt.html (дата обращения: 26.09.2019).

For citation: Angelovskaya, S. K. Some aspects of application of the project management method in the system of educational work of a professional educational organization / S. K. Angelovskaya // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 76-80.

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF THE PROJECT MANAGEMENT METHOD IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

S. K. Angelovskaya

The theme of applying the project management method in the educational system of a professional educational organization, the implementation of social projects as a tool for forming a socially active personality of students is given.

Key words: project management, social project, project portfolio management.

References

1. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [National project "Education"]. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, 2019, available at: http://government.ru/info/35566/ (accessed:26.09.2019).

2. Glossarij po proektnomu upravleniju v Cheljabinskoj oblasti [Project Management Glossary in Chelyabinsk Region]. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Cheljabinskoj oblasti, 2019, available at:https://mineconom74.ru/glossariy-po-proektnomu-upravleniyu-v-chelyabinskoy-oblasti (accessed: 10.10.2019). (In Russian)

3. GOST R 54870-2011 «Proektnyj menedzhment. Trebovanija k upravleniju portfelem proek-tov» [GOST R 54870-2011 "Project management. Project Portfolio Management Requirements"], OA «Kodeks», 2019, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089605 (accessed:10.10.2019). (In Russian)

4. GOST R 54869-2011 «Proektnyj menedzhment. Trebovanija k upravleniju proektom» [GOST R 54869-2011 "Project management. Project Management Requirements], OA «Kodeks», 2019, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (accessed: 10.10.2019). (In Russian)

5. Molchanov S. G. Novacii i innovacii: proekty, zajavki, granty : ucheb.-metod. posobie [Innovations and innovations: projects, applications, grants: textbook.-method. Allowance]. Cheljabinsk, Jenciklopedija, 2011, 176 p, ISBN 978-5-91274-146-3. (In Russian)

6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS-VPO) i ocenivanija so-cializovannosti junoshej i (ili) devushek (OS-JuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija : posobie dlja kuratorov ucheb. grupp [Methods of selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-UD-VPO) in an educational institution of higher professional education: a manual for curators. Groups]. Cheljabinsk, Jenciklopedija, 2013, 64 p, ISBN 978-5-91274-185-2. (In Russian)

7. Upravlenie proektami [Project management], Jelektronnaja biblioteka SPbPU, 2019, available at: http://elib.spbstu.ru/dl/quality/new/upravlproekt/upravlproekt.html (accessed:26.09.2019). (In Russian)

Ангеловская Светлана Константиновна,

заместитель директора по УМР ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: angelovskajask@ kpk74.ru

Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director for educational and methodical work at Ko-peysk Polytechnic College named after S. V. Khokhrya-kova, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: angelovskaya@kpk74.ru

Сведения для цитирования: Баркова, В. В. Использование плакатов военных лет в формировании исторической памяти в молодежной среде / В. В. Баркова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 80-89.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАКАТОВ ВОЕННЫХ ЛЕТ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В. В. Баркова

В статье рассматривается проблема формирования патриотизма в молодежной среде посредством обращения к исторической памяти и визуальным источникам информации. Автор анализирует сущностные и художественные особенности плакатов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, показывая влияние плаката на повышение боевого духа военнослужащих и тружеников тыла. В статье раскрывается гуманистическое значение идей патриотизма в процессе формирования культурной идентичности и национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.