Научная статья на тему 'Использование плакатов военных лет в формировании исторической памяти в молодежной среде'

Использование плакатов военных лет в формировании исторической памяти в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
489
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / CULTURE / CULTURAL MEMORY / HISTORICAL MEMORY / POLITICAL POSTER / EDUCATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баркова Валентина Васильевна

В статье рассматривается проблема формирования патриотизма в молодежной среде посредством обращения к исторической памяти и визуальным источникам информации. Автор анализирует сущностные и художественные особенности плакатов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, показывая влияние плаката на повышение боевого духа военнослужащих и тружеников тыла. В статье раскрывается гуманистическое значение идей патриотизма в процессе формирования культурной идентичности и национального самосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MILITARY YEAR POSTERS IN FORMING HISTORICAL MEMORY IN YOUTH ENVIRONMENT

The article discusses the problem of the formation of patriotism in the youth environment by referring to historical memory and visual sources of information. The author analyzes the essential and artistic features of the posters of the Great Patriotic War of 1941-1945, showing the infl uence of the poster on improving the morale of servicemen and rear workers. The article reveals the humanistic signifi cance of the ideas of patriotism in the process of the formation of cultural identity and national identity

Текст научной работы на тему «Использование плакатов военных лет в формировании исторической памяти в молодежной среде»

References

1. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [National project "Education"]. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, 2019, available at: http://government.ru/info/35566/ (accessed:26.09.2019).

2. Glossarij po proektnomu upravleniju v Cheljabinskoj oblasti [Project Management Glossary in Chelyabinsk Region]. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Cheljabinskoj oblasti, 2019, available at:https://mineconom74.ru/glossariy-po-proektnomu-upravleniyu-v-chelyabinskoy-oblasti (accessed: 10.10.2019). (In Russian)

3. GOST R 54870-2011 «Proektnyj menedzhment. Trebovanija k upravleniju portfelem proek-tov» [GOST R 54870-2011 "Project management. Project Portfolio Management Requirements"], OA «Kodeks», 2019, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089605 (accessed:10.10.2019). (In Russian)

4. GOST R 54869-2011 «Proektnyj menedzhment. Trebovanija k upravleniju proektom» [GOST R 54869-2011 "Project management. Project Management Requirements], OA «Kodeks», 2019, available at: http://docs.cntd.ru/document/1200089604 (accessed: 10.10.2019). (In Russian)

5. Molchanov S. G. Novacii i innovacii: proekty, zajavki, granty : ucheb.-metod. posobie [Innovations and innovations: projects, applications, grants: textbook.-method. Allowance]. Cheljabinsk, Jenciklopedija, 2011, 176 p, ISBN 978-5-91274-146-3. (In Russian)

6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS-VPO) i ocenivanija so-cializovannosti junoshej i (ili) devushek (OS-JuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija : posobie dlja kuratorov ucheb. grupp [Methods of selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-UD-VPO) in an educational institution of higher professional education: a manual for curators. Groups]. Cheljabinsk, Jenciklopedija, 2013, 64 p, ISBN 978-5-91274-185-2. (In Russian)

7. Upravlenie proektami [Project management], Jelektronnaja biblioteka SPbPU, 2019, available at: http://elib.spbstu.ru/dl/quality/new/upravlproekt/upravlproekt.html (accessed:26.09.2019). (In Russian)

Ангеловская Светлана Константиновна,

заместитель директора по УМР ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: angelovskajask@ kpk74.ru

Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director for educational and methodical work at Ko-peysk Polytechnic College named after S. V. Khokhrya-kova, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: angelovskaya@kpk74.ru

Сведения для цитирования: Баркова, В. В. Использование плакатов военных лет в формировании исторической памяти в молодежной среде / В. В. Баркова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 80-89.

УДК 94(47) ББК 63.3(2)62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАКАТОВ ВОЕННЫХ ЛЕТ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В. В. Баркова

В статье рассматривается проблема формирования патриотизма в молодежной среде посредством обращения к исторической памяти и визуальным источникам информации. Автор анализирует сущностные и художественные особенности плакатов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, показывая влияние плаката на повышение боевого духа военнослужащих и тружеников тыла. В статье раскрывается гуманистическое значение идей патриотизма в процессе формирования культурной идентичности и национального самосознания.

Ключевые слова: культура, культурная память, историческая память, политический плакат, воспитание, патриотизм.

Современное отечественное образование развивается в условиях новой культурной политики российского государства. В периоды социальных катаклизмов культура как-то выпадала из поля зрения государства и, следовательно, государственного управления социокультурными процессами. В настоящее время ситуация принципиально изменилась. В 2014 году Указом Президента РФ утверждены «Основы государственной культурной политики». В документе зафиксированы новые подходы государства к пониманию сущности и миссии культуры в российском обществе. Оно отказалось от утилитарно-прагматического подхода к феномену культуры и постулировало его как миссию по сохранению и трансляции традиционных национальных духовных ценностей через систему образования в молодежную среду. В национальном проекте «Образование» ключевой целью стала идея патриотического воспитания, ядром которого становится формирование социально ответственной и духовно-нравственной личности на основе исторических и национально-культурных традиций РФ [1]. В статье мы рассмотрим политические плакаты 1941— 1945 годов и особенности их использования как культурных артефактов бессмертной эпохи в формировании патриотического самосознания современной российской молодежи.

Создание Российской Федерации как государственной целостности сопровождалось сменой ценностно-смысловых и нравственных ориентиров, в силу чего связь поколений была деформирована. Такие ценности, как чувство любви к Родине, долг перед Отечеством, перестали быть ориентиром для входящих в мир поколений, и, как следствие, общественное и индивидуальное сознание молодых людей стало затягиваться тенетами равнодушия, эгоизма, агрессивности, неуважительным отношением к государству и его социальным институтам, обесцениванием стимулов к творческой деятельности и инновационным подходам в освоении бытия. В этой связи патриотическое воспитание в современной России становится насущной задачей и политически значимым процессом, поскольку сохранение поступательного развития страны невозможно без осознанного выстраивания чувства идентификационной общности ее народов на основе ментальных скреп, сформировавшихся за тысячелетия исторического

сотрудничества ее народов и проявляющихся в гордости за свое Отечество, его историческое прошлое, достойное настоящее и надежде на устойчивое будущее.

Патриотизм как формообразующий принцип национально-государственной идентичности является многоуровневой объективацией конституирующей активности развертывающей себя личности в единстве идентификации: себя с самой собой и с государственным, национальным и личностным уровнями, что обеспечивает ей возможность самоопределения при освоении духовного опыта и национально-культурных практик народа.

Научная методология статьи обусловлена объектом и предметом анализа и опирается на принципы диалектики, системно-структурный и институциональный анализ и синтез, методы социальной транзитологии, моделирования и глобалистики, формационный и ци-вилизационный подходы. В соответствии с объектом и предметом статьи в качестве теоретико-методологических опор представлены труды отечественных исследователей, посвященные вопросам патриотического воспитания, использованию сюжетов политических плакатов военных лет в воспитании ответственного отношения молодежи к лику и авторитету своего Отечества, аксиологической и мотивацион-ной функциональности плакатов в гармонизации духовно-нравственных исканиях молодежи. Это работы Г. В. Агаповой, М. П. Бузского, И. Н. Глазуновой, В. А. Датского, А. В. Комарова, Г. А. Коноваловой, Г. М. Лисеенко, В. П. Лукьяновой, Н. А. Мельниковой, М. А. Осипенко, Р. Л. Рождественской, Г. Д. Ряхова, В. Н. Устя -кина, М. А. Шкробовой. Патриотическая проблематика представлена также в рамках публицистических дискуссий на страницах газет и журналов, различных интернет-сайтах. Некоторые работы из данной серии публикаций отличает высокий уровень теоретико-философского осмысления обозначенной проблематики.

Подрастающей молодежи сегодня не часто выпадает возможность непосредственно общаться с участниками Великой Отечественной войны, поскольку время неумолимо забирает в чертоги вечности поколение освободителей. Но именно в их ратных подвигах проявили себя традиции российского патриотизма, принесшего миру освобождение от фашизма, новые

векторы развития современной истории цивилизации. В годы военного лихолетья российские народы обращались мыслью к памяти о подвигах князей русских, народных героев, духовным традициям, чтобы, как и предки, укрепиться верой в силе правды и победить врага вопреки всему, выжить и изгнать его со своей земли. Память о несгибаемом мужестве предков поднимала бойцов в бой, была основой их ратных подвигов и преданного служения Отечеству. Поэтому подрастающее поколение россиян не должно быть лишено мировоззренческих ориентиров в организации своего бытия, права знать правду о братском союзе народов, сумевшем отстоять целостность и единство своей Родины — СССР.

Россия, пройдя через транзитивный период распада Советского Союза, превратила конечное состояние прежней социальной организации союзных этносов в базисную основу становления новой государственности. Сложившись в мощный самодостаточный социальный организм, Российская Федерация переживает сегодня кризис гражданской идентичности, спровоцированный нестабильностью экономических и социальных условий, вызванной внешними и внутренними причинами развития глобализирующегося мира, что влечет за собой резкое расслоение общества, миграцию населения, возникновение разного рода националистических молодежных объединений.

Уличная культура протестных прогулок этих объединений демонстрирует полное безразличие отдельных групп молодых людей к понятиям «долг», «совесть», «интернационализм», «гражданственность», «порядочность». Возможно, по названной причине в современном российском законодательстве в качестве принципов государственной политики акцентированы воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к природе, Родине, семье. Российская власть ориентирует педагогическое сообщество страны на патриотическое воспитание подрастающего поколения, на формирование уважительного отношения к истории страны, ее культуре, к другим народам, их прошлому и настоящему.

Президент РФ В. В. Путин в одном из своих выступлений отметил, что патриотизм — это «священный долг россиян», нравственный ориентир для подрастающего поколения. Понятие «патриотизм» в наше время подчас используется в ироническом смысле, но для большинства россиян оно сохраняет свое первоначальное, позитивное значение. Утратить патриотизм, с точки зрения Президента России, — значит

утратить национальную гордость и достоинство, потеряться в истории как народ. Таким образом, постановка вопросов патриотического воспитания на государственном уровне становится системной проблемой для всех сфер социума — государственной власти и организаций: школы, общественности.

Главное в этой сверхзадаче — формировать у граждан высокое чувство верности Родине, готовность к ответственному и сознательному выполнению своих конституционных прав и обязанностей. Благодатным материалом, как бы основой для постановки и решения задач воспитания патриотизма является Великая Отечественная война 1941-1945 годов, которая неожиданно ворвалась бедой и трагедией в каждый дом. Даже через десятилетия война не отпускает память людей и остается предельным событием в жизни всех поколений. Чем дальше время отдаляет нас от победных дней мая 1945 года, тем острее встает вопрос о способах сохранения в исторической памяти нынешнего и грядущих поколений благоговения перед памятью солдат войны и величием их ратного подвига.

Первые сведения об истории своей страны человек получает из школьных учебников, которые обязаны содержать знания, намеренно выделенные обществом для передачи их новым поколениям как священные артефакты памяти. Что касается Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, то учащимся необходимо понять — это был общенародный подвиг. Наша страна, армия и тыл, приближая день Победы, сражались под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, Курском, форсировали Днепр, обороняли Брест. Война поставила под вопрос само существование российских территорий, ее народов. Поэтому в работе с молодежью стержневыми скрепами в воспитании патриотических чувств становится потребность по-новому осмыслить исторический опыт поколений военных лет, обратиться к изучению его как социокультурного явления, используя разнообразные средства и способы для складывания такого же состояния духа, как у предков, но в современной молодежной среде.

Социологи показывают, что уровень знания фактов, событий, на основе которых мы пытаемся выработать у молодых людей гордость за подвиги их дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, крайне низок. Например, многие молодые жители Кемерова легко соглашались с утверждением о том, что Г. К. Жуков является автором поэмы «Василий Теркин», что фашисты штурмовали города Сибири. В другом

исследовании респонденты 17-20 лет подтверждали мнение, что решающей битвой Великой войны стало Бородинское сражение [2]. Незнание событий и фактов истории было отмечено и у молодых немцев, когда в 2010 году журналисты спрашивали их о войне Германии с СССР Практически никто из опрошенных не сказал о Сталинградской битве. Только немцы старше пятидесяти лет демонстрировали знание истории, отмечая, что молодежь относится к событиям середины ХХ века, как к тому, что было 200-300 лет назад. Среди опрошенных молодых американцев никто не смог назвать период времени, в течение которого шла война [3].

Ориентации на знания, которые касаются прошлого, определяются их ценностью для современной жизни. Вплоть до конца ХХ века образование в единстве обучения и воспитания было направлено на воспроизводство в сознании молодых людей знаний, накопленных предшествовавшими поколениями, в неизменном виде. В ХХ1 веке развитие информационных технологий сделало доступным интернет и человек оказался в ситуации быстрой, в течение нескольких дней, смены представлений о мире, общественных и природных процессах, человеке [4]. Но другое дело — историческая память о прошлом страны, ее бедах и радостях, великих битвах за независимость народа. Это особое экзистенциональное состояние знания, которое никогда не должно исчезнуть в темных водах реки забвения. И если мы не передадим входящим в мир поколениям то, что хранится в памяти современников как свидетельство дней оптимистической трагедии поколений военных лет, связь времен, семейные нити патриотических традиций прервутся. Молодежь должна понять, что она имеет отношение (хоть и опосредованное) к тем далеким военным событиям. В этой связи необходимым становится поиск оптимальных в современных условиях форм изучения истории Великой Отечественной войны.

Одним из малоиспользуемых приемов патриотического воспитания в истории мыслей, надежд, переживаний людей военных лет являются плакаты Великой Отечественной войны. Плакат — это сообщение, представленное набором визуальных и вербальных знаков, передающих информацию о том, чем «сейчас и здесь» озабочено общество, в чем его задачи и интересы. Это социопсихокультурный портрет актуальной зоны социума. В этом смысле он выступает в роли собеседника, наставника, побуждающего к определенным действиям и с мнением которого нельзя не считаться. Что-

бы настроение героев плаката было воспринято, в нем используют текст.

В СССР плакат формировал мировоззрение людей, связывая воедино идеологические, политические, нравственные и исторические процессы в стране. В годы военного лихолетья плакатное искусство превратилось в изощренное средство ведения идеологической войны и нравственного противостояния разных систем миропонимания. Плакатное искусство первых дней военных действий, активизируя подсознательные, когнитивные, ментальные основы человеческого поведения, стремилось сформировать художественными средствами «образ врага» и «советского патриота». Образ врага плакаты представляли обезличенной военной машиной, техническую мощь которой обслуживали низменные и корыстные цели врага-зверя.

Стилизованный характер плакатной живописи усиливал чувство ненависти к врагу, выставлял напоказ его жалкое и трусливое поведение, прославлял мощь и мужество противостоящих ему советских войск и солдата, что вызывало чувство национального достоинства, правоты, патриотизм, любовь к Родине, своему народу. Кричащие болью плакаты звали к возмездию, стучали в сердце каждого бойца, работника тыла. Плакаты наглядно показывали весь ужас войны и бесчеловечность фашизма, который решил покорить русский мир. Плакаты военных лет отличались простотой изображения, лаконичностью и четкостью призыва. Некоторые из них были карикатурами, другие — картинами на военную тематику с известных фотографий и стихотворными комментариями. Одним из популярных сюжетов в плакатах было обращение к славе минувших поколений, авторитету легендарных героев и полководцев — Невского, Суворова, Кутузова, героям гражданской войны, сопровождающееся яркими фразами, которые врезались в память, формируя чувство верности воинскому и гражданскому долгу. Плакаты называли третьим невидимым фронтом Великой Отечественной войны.

Сюжеты плакатов, отражая разрушительную силу деятельности врага, ставили своей целью заглушить в советских солдатах страх перед врагом, вселить в них решительность и деперсонизировать образ противника. Созданием плакатов занимались художники: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, И. Тоидзе, А. Кокорекин, В. Иванов, В. Корецкий, группа «Кукрыниксы». Когда 27 июля 1941 года в четыре часа дня в столице на Кузнечном развесили «Окна ТАСС», в них сразу увидели мощный

источник морального вдохновения для жителей Союза, солдат фронта. Своими сюжетами и исполнительской манерой они в одночасье стали грозным видом идеологического оружия. Их знали на всех фронтах войны, в тылу, на оккупированной фашистами территории, в партизанских отрядах. Немецкие офицеры имели директиву о том, что как только Москва будет взята, все работники «Окон ТАСС» должны быть преданы смертной казни — висеть на фонарных столбах [5].

Обретая опыт работы над плакатами военных хроник, художники усиливали психологическую доминанту сюжетов. В них стал преобладать психологически типологизированный облик конкретного человека, в котором каждый боец ассоциативно мог увидеть мать, жену, сестру, своих детей, отца, а вид их горя и страдания зажигал чувство негодования и желание священной мести [6]. Психологизмом пронизаны плакаты самых трудных этапов войны — 1941 года.

Рис. 1. Ф. В. Антонов «Сын мой, ты видишь долю мою...»

Рис. 2. И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»

Плакат «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Сила воздействия этого плаката заключена в психологизме содержания ее образа — в выражении взволнованного лица женщины, в призывающем жесте. Художники писали и плакаты-карикатуры, которые с воодушевлением воспринимались солдатами на фронте. Поднимали их жизненный тонус, веселили заложенным в них юмором. Особенно хорошо воспринимались карикатуры на руководителей Третьего рейха. Борис Ефимов вспоминал, что Геббельса в гитлеровской верхушке называли «Микки Маус» и он стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем виде. Солдатам была интересна жизнь тыла в военное время. Распространенными сюжетами плакатной живописи, которую привозили на передовую, были образы женщин, заменивших мужчин на производстве, в поле, у станка, на стройках, у мартеновских печей и т. д. Лучшие плакаты на эту тему были созданы Н. Ватолиной и Н. Денисовым, Т. Ереминой и т. д.

Рис. 3. Н. В. Денисов, Н. Н. Ватолина «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!»

В 1942 году в свет вышла статья Ильи Эрен-бурга «Убей!». Статья четко формулировала весь расклад ситуации: кто есть кто в навязанной народу войне. Враги — это фашисты и их союзники. Этот образ стал наиболее значимым и сильным в моральном и идентификационном плане. Для массового сознания в России он задавал травматический, пограничный предел человеческого. В начале войны советские люди считали, что под ружье попали простые немецкие рабочие и крестьяне, которые ждут момента, чтобы повернуть оружие против своих командиров — нацистов-гитлеровцев. Эренбург считал, что пришло время развеять иллюзии: эти немцы, что пришли воевать, — не люди. Если ты не убил хотя бы одного немца, твой день пропал, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Убей немца! — кричит родная земля [7]. После этой статьи появился шквал плакатов, посвященных сюжетам этой темы, — «Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца». Сюжеты плакатов соединяли в себе образ фашиста и немца в один объект ненависти. Германскую армию сравнивали с кочевниками, «проклятой ордой». Фюрера изображали в костюме и шляпе Наполеона, ассоциативно подчеркивая его бесславный конец [8]. В 1941-1942 годах, когда враг, усиленно наступая с Запада, уничтожал миллионы советских солдат, плакаты стали изображать немецкого солдата как человека,

Рис. 4. Т. Еремина «На трактор девушки садятся смело»

реально несущего угрозу и смерть. Объектами его посягательств были женщины и беззащитные дети. Отсутствие на плакатах мужских фигур вызывало у солдат обостренное чувство личной ответственности, тревоги, желание побыстрей покончить с фашистами. Плакат В. Корецко-го «Воин Красной Армии, спаси!» изображал беду от присутствия врага единственным признаком — острием штыка. Воздействие сюжета строилось только на психологическом ситуативном контексте, в котором показаны те, кому предназначена угроза — женщина и ребенок.

Рис. 5. В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

Фашистская плакатная идеология против солдат армии СССР на линии фронта работала через тематику, имевшую цель снизить патриотический солдатский дух на передовой и склонить армию к сдаче в плен. В забрасываемых материалах сообщалось, что солдаты находятся в положении, угрожающем гибелью, что умирают они, защищая страну с неправильным политическим строем. Плакаты и листовки оформлялись как пропуск в плен, который для тех, кто решится на такой шаг, должен быть предъявлен первому же повстречавшемуся офицеру враждебной армии. К различным этносам на оккупированных территориях у немцев был разный

интерес. Славян считали неполноценной расой, предполагалось их уничтожить или онемечить. Борман говорил, что славяне нужны в той мере, в какой они способны работать на нас. Прививки и медицинское обслуживание для них излишни. Не должно существовать и польских панов, их следует уничтожать, как и всех представителей польской интеллигенции. Священники, оплаченные режимом, будут проповедовать то, что от них потребуют: держать поляков спокойными, глупыми и тупоумными. Немецкий рабочий и немецкий крестьянин должны всегда быть в экономическом отношении выше любого поляка. Гиммлер в Познани 4 октября 1943 года заявил, что не озабочен судьбой русского или чеха, народы интересует его лишь постольку, поскольку они нужны как рабы для немецкой культуры [9].

Немало фашистской плакатной продукции было посвящено антиеврейским сюжетам. Они должны были вызывать отвращение и ненависть к евреям: искаженные лица с неизменной атрибутикой — «Звездой Давида» и деньгами. По мнению нацистов, плакаты подобного содержания помогли избежать сочувствия немцев при массовом истреблении евреев. Уже к лету 1942 года, когда живого еврея увидеть можно было только в концлагере, издание плакатов на эту тему прекратилось. Смертью каралась поддержка партизанского движения. Плакаты представляли и изображали партизан ворами и убийцами. Немало было создано плакатов, убеждавших жителей оккупированных районов переехать работать в Германию для помощи немцам восстанавливать их разрушенное войной хозяйство.

С открытием Второго фронта начался массовый выпуск плакатов с дискредитацией миссии солдат антигитлеровской коалиции. Сюжеты плакатов стали изображать сцены насилия солдат антигитлеровской коалиции над немецкими женщинами, грабеж населения, карикатуры на политических лидеров. С момента вступления советских солдат на территорию Европы плакатная пропаганда начала давление на собственное население, запугивая его зверствами восточных варваров. И так продолжалось вплоть до капитуляции Германии. «Уже прошло полдня, как пришли русские, а я еще жива», — эту фразу с изумлением произнесла немецкая женщина, что стало выражением квинтэссенции немецких страхов: прихода русских солдат население боялось больше, чем смерти. Немецкий писатель Ханс Вернер Рихтер писал, что любому поколению русских можно смело смотреть в глаза немцев, вспоминая события прошедших страшных военных лет. Со-

ветские солдаты не пролили ни капли гражданской немецкой крови напрасно. Они были спасителями, они были настоящими победителями и таковыми останутся навеки [10].

Патриотизм, как сказал И. Чубайс, есть своего рода иммунная система общества, отсутствие которой не позволяет успешно решать никакие проблемы общественного развития. В связи с этим актуальна активизация идеи патриотизма в молодежной среде. Необходима организация работы по формированию навыков патриотического поведения, увлечение примерами отечественной истории, особенно времен Второй мировой войны. В условиях инновационного развития экономики, культуры, образования проблемы формирования культурной памяти подрастающего поколения уже сегодня определяют, какой Россия будет завтра [11].

На сегодняшний день существует огромное количество направлений и методик для реализации задач гражданско-патриотического воспитания, входящих в наш мир новых поколений. Если говорить о теме нашего исследования, то плакаты военных лет используются весьма неэффективно и спорадически. Хотя именно их сюжеты создают возможность подросткам практически применить историко-патриотические знания, формируют эмоционально-ценностное отношение к отечественной культуре в активных формах учебной и внеурочной историко-краеведческой, социально ориентированной исследовательской деятельности.

Нам видится привлечение к этому делу многогранных ресурсов исторической памяти, в частности памятных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выраженной в том числе в визуальных образах политического плаката, кино-фото-документов, художе-

ственных фильмов. Данные источники информации обладают наглядностью, эмоциональной насыщенностью, апеллируют как к разуму, так и к эмоциям других. Именно в таком ключе проходят патриотические шествия «Бессмертного полка» в России и за рубежом. Молодому поколению важно не только рассказывать о войне, но и пробудить сострадание к павшим, гордость за героический подвиг старшего поколения, обеспечившего мирную жизнь страны на многие десятилетия. Огромный ресурс несут в себе мировые акции празднования Дня Победы в РФ и в тех странах, где всегда хотят помнить, что такое фашизм. Поэтому в процессе развертывания и воплощения в действительность социального бытия реального сознательного патриотизма молодых следует использовать ресурс корпоративной культуры, на уровне отдельных колледжей, техникумов, вузов. Формировать «корпоративную» культурную память, интегрированную в культурную память Отечества. Это облагораживание воинских захоронений, помощь одиноким ветеранам в организации комфортной среды жизни и т. д.

Продуктивным видится привлечение ресурса региональной истории и культуры. Южный Урал, Челябинская область, город Челябинск имеют славную ратную историю, изучение которой может стать важным фактором воспитания позитивных чувств молодых людей к своему Отечеству. Современное образование способно противостоять деструктивным влияниям пропаганды из-за рубежа, формировать активную позицию молодежи, сознательно принимающей вызовы времени и ответственно участвующей во всех современных социально-экономических и культурных процессах созидания гражданского общества.

Библиографический список

1. Загребин, С. С. Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании: постановка проблемы / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 18-23.

2. Россияне не знают историю страны // УоиШЬе : видеохостинг. — 2019. — уои1иЬе.сот/ша1сИ?у=о1^оМ-МО^ (дата обращения: 04.04.2015).

3. Что знают американцы о Второй мировой войне // УоиШЬе : видеохостинг. — 2019. — иРЬ: Ир://шшш.уои1иЬе.сот/ша1сИ?у=хТЕ1кР70иВА (дата обращения: 13.09.2019).

4. Баркова, В. В. Стили философского мыслетворчества и поиск субъектом своей философской стези «поверх их размежевания» / В. В. Баркова, В. И Липский, Т. В. Никанорова // Социум и власть. — 2012. — № 3 (35). — С. 94-98.

5. Советские политические плакаты 1941-45 гг. // Плакаты, награды : сайт. — 2019. — иРЬ: Ьйр8://8оА8а!о.сот/8оуе1_41-45_роИ1/003_ро!11.Мт! (дата обращения: 16.08.2019).

6. Борис Ефимов — патриарх советской карикатуры // Хронос : сайт. — и^: Ьгопо.ги/Ь1одгаТ/Ь1о_уе/еАтоу_Ье.рИр (дата обращения: 16.08.2019).

7. А действительно, почему правда не всем нужна? // ИноСМИЛи : сайт. — 2019. — и^: Ьйр8://1по8т1.ги/ЬаШс/20110111/165545290.Мт! (дата обращения: 19.08.2019).

8. Советские агитационные листовки // Брянский край : сайт. — 2019. — URL: http://libryansk. ru/sovetskie-agitacionnye-listovki.13229/ (дата обращения: 17.08.2019).

9. Из речи Гиммлера на совещании группенфюреров СС в Познани // Непридуманные рассказы о войне : сайт. — 2019. — URL: http://www.world-war.ru/iz-rechi-gimmlera-na-soveshhanii-gruppenfyurerov-ss-v-poznani/ (дата обращения: 19.08.2019).

10. Красная Армия на немецкой земле // Милитера : сайт. — 2019. — URL: http://militera.lib. ru/h/lavrenev_popov2/20.html (дата обращения: 09.08.2019).

11. Инновационное развитие экономики и образования на современном этапе развития России. — Челябинск : Урал. академия, 2013. — 396 с. — URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 09.08.2019).

12. Веревкина, О. А. Особенности исторической памяти молодежи о событиях Великой Отечественной войны / О. А. Веревкина, М. А. Колповская // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22411/ (дата обращения: 04.08.2019).

13. Скандалом закончилось выступление в парламенте Германии старшеклассника из Нового Уренгоя. — URL: https://echo.msk.ru/news/2095982-echo.html (дата обращения: 12.08.2019).

14. Сталинград — взгляд из Германии // Youtube : видеохостинг. — 2019. — URL: http:// www.youtube.com/watch?v=25Qmhiwti7E (дата обращения: 13.08.2019).

15. Разные войны: школьные учебники истории о Второй мировой войне // Фонд Фридриха Науманна : сайт. — URL: https://russia.fnst.org/content/raznye-voyny-shkolnye-uchebniki-istorii-o-vtoroy-mirovoy-voyne (дата обращения: 14.09.2019).

16. Грибан, И. В. Пакт Молотова — Риббентропа в современном медиаполитическом дискурсе / И. В. Грибан // Политическая лингвистика. — 2019. — № 1. — С. 131-137. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pakt-molotova-ribbentropa-v-sovremennom-mediapoliticheskom-diskurse (дата обращения: 14.09.2019).

For citation: Barkova, V. V. Use of military year posters in forming historical memory in youth environment / V. V Bar-kova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 80-89.

USE OF MILITARY YEAR POSTERS IN FORMING HISTORICAL MEMORY IN YOUTH ENVIRONMENT

V. V. Barkova

The article discusses the problem of the formation of patriotism in the youth environment by referring to historical memory and visual sources of information.

The author analyzes the essential and artistic features of the posters of the Great Patriotic War of 1941-1945, showing the influence of the poster on improving the morale of servicemen and rear workers. The article reveals the humanistic significance of the ideas of patriotism in the process of the formation of cultural identity and national identity.

Key words: culture, cultural memory, historical memory, political poster, education, patriotism.

References

1. Zagrebin S. S. Ispol'zovanie potenciala otechestvennoj kul'tury v sovremennom professional'nom obrazovanii: postanovka problemy [Using the potential of domestic culture in modern vocational education: problem statement], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2 (22, pp. 18-23. (In Russian)

2. Rossijane ne znajut istoriju strany [Youtube: videohosting], 2019, available at: http://www. youtube.com/watch?v=oiuWoN-MQdc (accessed: 04.04.2015). (In Russian)

3. Chto znajut amerikancy o Vtoroj mirovoj vojne [Youtube: videohosting], 2019, available at: ttp://www.youtube.com/watch?v=xTEtkR7QJBA (accessed: 13.09.2019). (In Russian)

4. Barkova V. V., Lipskij V. I., Nikanorova T. V. Stili filosofskogo mysletvorchestva i poisk sub#ektom svoej filosofskoj stezi «poverh ih razmezhevanija» [Styles of philosophical thought-making and the subject's search for his philosophical path "on top of their delimitation"], Socium i vlast' [Society and power], 2012, no. 3 (35), pp. 94-98. (In Russian)

5. Sovetskie politicheskie plakaty 1941-45 gg. [Plakaty, nagrady], 2019, available at: https:// softsalo.com/sovet_41-45_polit/003_polit.html (accessed: 16.08.2019). (In Russian)

6. Boris Efimov — patriarh sovetskoj karikatury [Hronos], available at: http://www.hrono.ru/bio-graf/bio_ye/efimov_be.php (accessed: 16.08.2019). (In Russian)

7. A dejstvitel'no, pochemu pravda ne vsem nuzhna? [InoSMI.Ru], 2019, available at: https:// inosmi.ru/baltic/20110111/165545290.html (accessed: 19.08.2019). (In Russian)

8. Sovetskie agitacionnye listovki [Brjanskij kraj], 2019, available at: http://libryansk.ru/sovetskie-agitacionnye-listovki.13229/ (accessed: 17.08.2019). (In Russian)

9. Iz rechi Gimmlera na soveshhanii gruppenfjurerov SS v Poznani [Nepridumannye rasskazy o vojne], 2019, available at: http://www.world-war.ru/iz-rechi-gimmlera-na-soveshhanii-gruppenfy-urerov-ss-v-poznani/ (accessed: 19.08.2019). (In Russian)

10. Krasnaja Armija na nemeckoj zemle [Militera], 2019, available at: http://militera.lib.ru/h/ lavrenev_popov2/20.html (accessed: 09.08.2019). (In Russian)

11. Innovacionnoe razvitie jekonomiki i obrazovanija na sovremennom jetape razvitija Rossii [Innovative development of the economy and education at the present stage of development of Russia]. Cheljabinsk, Ural. akademija, 2013, 396 p, available at: https://elibrary.ru/ (accessed: 09.08.2019). (In Russian)

12. Verevkina O. A., Kolpovskaja M. A. Osobennosti istoricheskoj pamjati molodezhi o sobytijah Velikoj Otechestvennoj vojny [Features of the historical memory of youth about the events of the Great Patriotic War], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015. — № 19.1 (99.1). — S. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22411/ (data obrashhenija: 04.08.2019). (In Russian)

13. Skandalom zakonchilos' vystuplenie v parlamente Germanii starsheklassnika iz Novo-go Urengoja, available at: https://echo.msk.ru/news/2095982-echo.html (accessed: 12.08.2019). (In Russian)

14. Stalingrad — vzgljad iz Germanii [Youtube: videohosting], 2019, available at: http://www. youtube.com/watch?v=25Qmhiwti7E (accessed: 13.08.2019). (In Russian)

15. Raznye vojny: shkol'nye uchebniki istorii o Vtoroj mirovoj vojne [Fond Fridriha Naumanna ], available at: https://russia.fnst.org/content/raznye-voyny-shkolnye-uchebniki-istorii-o-vtoroy-mirovoy-voyne (accessed:14.09.2019). (In Russian)

16. Griban I. V. Pakt Molotova — Ribbentropa v sovremennom mediapoliticheskom diskurse [Molotov Pact — Ribbentrop in the modern media and political discourse], Politicheskaja lingvistika [Politicallinguistics], 2019, no. 1, pp. 131-137, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pakt-mo-lotova-ribbentropa-v-sovremennom-mediapoliticheskom-diskurse (data obrashhenija: 14.09.2019). (In Russian)

Баркова Валентина Васильевна, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат философских наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Barkova Valentina Vasilievna, Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: barkova.vv@yandex.ru

Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Организация исследовательской деятельности курсантов военного вуза в рамках междисциплинарного исследования «Топографическая съемка памятников археологии» / В. С. Елагина, А. И. Мацына // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 89-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378 ББК 74.58

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В РАМКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ»

В. С. Елагина, А. И. Мацына

В статье представлен опыт организации междисциплинарного исследования «Топографическая съемка памятников археологии», связанного с проведением топографической разведки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.