Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович

В статье рассматриваются возможные направления формирования позитивной социальной активности обучающихся Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова в рамках функционирования региональной инновационной площадки (РИП). Предварительное исследование зафиксировало недостаточную выраженность компетенции «социальная активность» у обучающихся; был определен инициальный уровень готовности педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности; отобрано инструментальное обеспечение фиксации выраженности позитивных социальных качеств в условиях реализации социализационно-образовательных проектов (в дальнейшем - СОП); обсуждаются возможности формирования социальной активности обучающихся с использованием метода социально-образовательного проектирования. Отобранные методики позволили получить информацию о выраженности позитивных социальных компетенций у каждого обучающегося в виде числовых значений. Описание одного, представленного в настоящей статье проекта, фиксирует предварительное подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации СОП оказывает положительное влияние на формирование их позитивной социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the possible directions of the formation of positive social activity of students of the Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov within the framework of the functioning of the regional innovation platform (RIP). The preliminary research has fixed the insufficient expression of the competence “social activity” among the students. The initial level of readiness of teachers and students for project activities was determined. The instrumental support for fixing the severity of positive social qualities in the context of the implementation of socialization and educational projects (hereinafter - EP) is selected. The possibilities of the formation of social activity of students using the method of social and educational design are discussed. The selected methods made it possible to obtain information on the severity of positive social competencies in each student in the form of numerical values. The description of one project presented in this article fixes the preliminary confirmation of the hypothesis that the participation of students in the implementation of the EP has a positive impact on the formation of their positive social activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Affairs of Russia], 2010, no. 4, available at: https://cyberleninka.m/article/n/povyshenie-urovnya-mo-tivatsii-kursantov-k-voenno-professionalnoy-podgotovke (accessed: 30.04.2021). (In Russian)

14. Fasolya A. A., Guzeev M. S., Uvarina N. V. Osobennosti organizacii obrazovatel'nogo processa v kontekste konstruktivistskoj koncepcii obuchenija [Features of the organization of the educational process in the context of the constructivist concept of education], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2021, Vol. 13, no. 1 (51), pp. 86-92. (In Russian)

Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: vitaliy_1981_03@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российской Федерации», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: unv@cspu.ru

Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: vitaliy_1981_03@ mail.ru

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogy, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: unv@cspu.ru

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Формирование позитивной социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации / Е. С. Малиновский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 77-86.

УДК 377 ББК 74.57

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. С. Малиновский

В статье рассматриваются возможные направления формирования позитивной социальной активности обучающихся Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова в рамках функционирования региональной инновационной площадки (РИП). Предварительное исследование зафиксировало недостаточную выраженность компетенции «социальная активность» у обучающихся; был определен инициальный уровень готовности педагогических работников и обучающихся к проектной деятельности; отобрано инструментальное обеспечение фиксации выраженности позитивных социальных качеств в условиях реализации социализационно-образовательных проектов (в дальнейшем — СОП); обсуждаются возможности формирования социальной активности обучающихся с использованием метода социально-образовательного проектирования. Отобранные методики позволили получить информацию о выраженности позитивных социальных компетенций у каждого обучающегося в виде числовых значений. Описание одного, представленного в настоящей статье проекта, фиксирует предварительное подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации СОП оказывает положительное влияние на формирование их позитивной социальной активности.

Ключевые слова: метод социально-образовательного проектирования, позитивные социальные компетенции, социализация, социальная активность, социализационно-образова-тельный проект, среднее профессиональное образование (СПО).

Актуальность проблемы социализации и воспитания в современном профессиональном образовании возникает в связи с возрастающей потребностью в высококвалифицированных кадрах, имеющих такие личностные и профессиональные компетенции, которые способствовали бы развитию государства, общества, экономики, обеспечивали готовность к выполнению сложных производственных, технологических и управленческих задач.

Мы исходим из утверждения, что воспитательная работа в ПОО должна быть нацелена на формирование тех качеств личности обучающегося, которые будут проявляться в их позитивных поступках и действиях, то есть в их позитивной социальной активности. Социальная активность — это вектор, направленный от личности к обществу, в рамках которого происходят взаимные изменения, способные либо обогатить среду деятельности, либо ее ослабить. Общество ожидает от человека позитивной социальной активности, поэтому государство стремится к созданию условий для формирования позитивных социальных компетенций, которые приведут к позитивным социально-экономическим изменениям.

Для формирования социальной активности обучающихся необходима целенаправленная работа, обеспечивающая не только вовлечение их в социально значимые мероприятия, но и использование всего арсенала традиционных и инновационных методов, методик, средств и инструментов воспитания.

Так, в рамках функционирования РИП было проведено анкетирование 873 обучающихся Г-ГУ курсов колледжа с целью выявления уровня их представлений и понимания смысла феномена «социальная активность». Это исследование показало, что абсолютное большинство (более 70 % опрошенных) дают положительный ответ на вопрос: «Знаете ли вы что такое „социальная активность?"». Из числа опрошенных 46 % отметили направленность социальной активности на благо общества, участие в жизненно важных процессах; 25 % — не смогли пояснить содержание и смысл данного феномена и (или) воздержались от ответа.

Социально активными себя считают 59 % обучающихся. При этом они расценивают свое участие в различных мероприятиях как проявление социальной активности (65 %). Более 30 % отметили, что проявлением их социальной активности явилось участие в волонтерском движении. Однако почти 10 % обучающихся (более 70 человек) указали, что проявлением

их социальной активности явилось активное участие в социальных интернет-сетях, активное общение со сверстниками (развитые коммуникативные умения), а также пассивное соучастие в общественно-политических событиях в виде суждений: «активно слежу за новостями», «слежу за развитием какого-либо события» и т. п.

Ответы на вопрос: «Какие возможности вам дает социальная активность?» — показали, что наиболее значимыми для обучающихся являются возможность принести пользу людям — 52 %; общение с интересными людьми — 33 %; приобретение полезных связей и возможностей — 34 %; реализация собственных идей — 27 %; возможность почувствовать свою нужность людям — 36 %.

Из результатов анкетирования следует, что проблема формирования социальной активности является актуальной. К тому же она обозначена в национальном проекте «Образование» в качестве восьмого направления его реализации. Заметим, что большинство обучающихся имеют представление о феномене «социальная активность», однако обеспокоенность вызывает тот зафиксированный факт, что значительное число обучающихся не проявляют социальной активности, считая ее действиями и поступками по принуждению.

Социальная активность, по нашему мнению, может и должна формироваться под влиянием педагогического вмешательства с использованием различных социализационно-образователь-ных технологий, методов и средств, направленных, прежде всего, на вовлечение обучающихся в социально-значимые мероприятия, проектную деятельность с участием педагогических работников колледжа, студентов, социальных партнеров, школьников и учителей школ, сотрудничающих с колледжем.

Проблемы формирования социальной активности в среднем профессиональном образовании в своих трудах рассматривали О. В. Арефьева [1], О. Ю. Нисман [2], З. М. Тепсаева [3]; в рамках внеучебной деятельности — Э. Ф. Шакиро-ва [4]; с использованием средств физической культуры — Ю. А. Половодов [5]; с применением метода проектной деятельности в условиях студенческого самоуправления — И. А. Дра-люк [6]. Вопросы развития социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования изучала Е. М. Харланова [7].

По мнению И. А. Дралюк, социальная активность обучающихся ПОО — это «деятельность, характеризующаяся осознанностью, интенсивностью, нацеленностью на преобразование себя

и социума в соответствии с задачами общественного развития» [6, с. 56]. Исследователь отмечает также, что условием повышения социальной активности является реализация проектов в рамках студенческого самоуправления. З. М. Теп-саева считает, что формирование социальной активности обучающихся ПОО включает в себя социальный опыт, получаемый в ПОО и через систему связей в обществе [3]. Многие авторы отмечают, что феномен «социальная активность личности» можно охарактеризовать как многоаспектное [5-7], комплексное новообразование, состоящее из определенных компонентов [7] и как интегративное качество личности [1].

При значительном количестве исследований по проблемам формирования социальной активности личности (в том числе обучающихся ПОО) не достаточно глубоко изучена проблема описания реальных процедур и инструментария формирования и оценивания компетенций, входящих в состав социальной активности.

В связи с этим целью РИП является рассмотрение организации и содержания работы по формированию позитивной социальной активности обучающихся ПОО с использованием метода социально-образовательного проектирования.

В качестве первоначальной гипотезы мы утверждаем, что участие обучающихся в реализации СОП оказывает существенное влияние на формирование их позитивной социальной активности.

В рамках функционирования РИП было использовано предложенное С. Г. Молчановым понятие «социализационно-образователь-ный проект» [8-12]. Такой проект направлен на формирование определенных компетенций, сформулированных перед началом проектирования и последующей реализации проекта в учебной и (или) внеучебной деятельности. Это делается для того, чтобы по итогам СОП оценить (измерить) увеличение/уменьшение выраженности этих конкретных компетенций. Проект, реализуемый педагогическими работниками и обучающимися, обеспечивает формирование позитивной социальной активности молодого человека, вступающего в жизнь и профессию, с участием его сверстников и, конечно, педагогических работников. Л. В. Занков отмечает, что «то, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно» [13, с. 94].

Для описания механизмов организации ин-новирования в рамках РИП был проведен анализ и синтез отечественного опыта организации

научно-педагогических исследований, представленного такими учеными, как: Г. Д. Бухаро-ва [14], А. С. Казаринов и др. [15], С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко [16], О. В. Сидоров [17]. Особый интерес в створе нашей инновационной работы представляют исследования Ю. К. Бабанско-го [18], Ю. А. Макаричева, Ю. Н. Иванникова [19]. Нами были также использованы эмпирические методы исследования, включая анкетирование, тестирование, экспертное оценивание, методы статистической обработки полученных данных.

В педагогическом исследовании в качестве базовых были использованы методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и методика оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) С. Г. Молчанова, примененные для выявления влияния СОП на формирование позитивных социальных компетенций обучающихся ПОО. Заметим, что названные методики прошли успешную апробацию на базе Первомайского техникума промышленности строительных материалов в 2014-2018 гг. и были рекомендованы областным советом по инновациям к широкому внедрению.

С помощью педагогического исследования, по мнению В. И. Журавлева, «совершенствуется действующая педагогическая система, отыскиваются оптимальные варианты ее работы. Исследование может быть использовано также и как метод познания и решения прикладных педагогических задач в повседневной воспитательной работе» [20, с. 37]. Л. В. Занков отмечает, что «эксперимент предоставляет возможность увидеть связи определенных сторон процесса и выявить причины возникновения определенного явления» [13, с. 103].

Ю. А. Макаричев, Ю. Н. Иванников считают, что исследование и инновирование должны начинаться с «теоретического обоснования целей и задач, планирования алгоритма проведения исследований, выбора методов математической статистики для обработки опытных данных» [19, с. 13]. При проведении исследования «для повышения объективности получаемой от экспертов информации используют формализованные процедуры сбора, обобщения и анализа информации» [15, с. 23]. Педагогическое исследование имеет «этапы, соответствующие изучаемой проблеме и зачастую требующие весьма значительного периода времени» [13, с. 103].

Основные характеристики опытно-экспериментальных работ можно представить в виде следующих компонентов.

1. Структура: цель, задачи, гипотеза, выбор базы исследования и (или) инновирования,

подготовка программы, количество участников, контрольная и инновационная группы.

2. Организация:

- разработка программы инновационной работы;

- определение этапов инновационной работы;

- разработка критериально-уровневой шкалы;

- формирование инновационных и контрольных групп;

- анализ и обобщение результатов проведенной работы.

3. Этапы исследования [14; 16; 17].

Главными участниками педагогического

исследования являются педагогические работники, компетентность которых оказывает значительное влияние на его результативность. При этом мы учитываем и то, что у каждого педагога разный уровень знания преподаваемого предмета, педагогический опыт, подход к обучению, умение увлечь учащихся желанием изучать преподаваемый предмет, как справедливо отмечают в своих исследованиях В. И. Сердюков и Н. А. Сердюкова [21].

Мы опираемся также на мнение Ю. К. Ба-банского, который утверждает, что методы педагогических исследований (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, опросы) «применяются как на первом этапе проведения педагогического исследования для того, чтобы „замерить" начальное состояние системы, так и для последующих более или менее частых „срезовых" замеров ее состояния, чтобы на завершающей стадии сделать вывод о справедливости выдвинутых гипотез» [18, с. 161].

Обобщая вышесказанное, опишем организацию исследования в рамках РИП по формированию позитивной социальной активности

обучающихся ПОО с использованием метода социально-образовательного проектирования.

Сущность нашего исследования заключается в проведении инновационных процедур, подтверждающих гипотезу о влиянии участия обучающихся в реализации СОП в процессе учебной и внеучебной деятельности на формирование у них позитивных социальных компетенций. В первый год функционирования РИП обучающиеся принимали участие в реализации социализационно-образовательных проектов, разработанных педагогическими работниками. В течение второго года была организована самостоятельная деятельность обучающихся по разработке и реализации социализационно-образовательных проектов. При этом педагоги продолжали осуществлять сопровождение и поддержку, оказывали и оказывают консультативную помощь, выступают в роли наставников.

Проведение инновационной работы осуществлялось в течение трех учебных лет: 2018/19, 2019/20 и 2020/21.

За эти годы был основательно осмыслен феномен «педагогическое исследование», который выступает как метод «комплексного характера, так как предполагает совместное использование нескольких методов» [18, с. 161], поэтому для решения проблемных вопросов, связанных с внедрением метода социально-образовательного проектирования в социали-зационно-образовательный процесс, в рамках нашей РИП проведены: а) анкетирование по исследуемой нами проблематике; б) социально-психологическое тестирование, в) экспертное оценивание СОП; г) экспертное оценивание позитивных социальных качеств обучающихся ПОО (табл. 1).

Таблица 1

Методы проводимого комплексного педагогического исследования

Метод Цель Период проведения эксперимента Объект исследования

Анкетирование преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся ПОО Выявить готовность к проектной деятельности педагогов и обучающихся ПОО На начальном этапе Преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся ПОО

Анкетирование обучающихся ПОО Выявить знание и понимание понятия «социальная активность» среди обучающихся ПОО На начальном этапе Обучающиеся ПОО

Социально-психологическое тестирование Выявить социальный портрет обучающихся ПОО в момент проведения эксперимента На начальном этапе Обучающиеся ПОО

Окончание таблицы 1

Метод Цель Период проведения эксперимента Объект исследования

Экспертное оценивание СОП Выявить положительные и отрицательные стороны СОП До начала реализации СОП СОП

Экспертное оценивание социализованности обучающихся ПОО Выявление степени выраженности позитивных социальных качеств у обучающихся в конкретной социальной группе До и после реализации СОП Обучающиеся ПОО

Отбор содержания социализации Выявление социальных компетенций, которые должны формироваться педагогом у обучающихся До и после реализации СОП Обучающиеся ПОО

В начале обучающимся (как экспертам) предлагается ознакомиться с перечнем позитивных социальных компетенций, а затем заполнить экспертную карту, выбрав те качества, которые они хотели бы видеть в своих сверстниках и сверстницах. Перед началом создания и исполнения СОП обучающиеся должны (вместе с педагогами) обсудить и назвать качества (социальные компетенции), которые они хотели бы освоить (увеличить их выраженность) в рамках конкретного проекта.

Далее в соответствии с методикой оценивания выраженности позитивных социальных компетенций [11; 22] обучающиеся должны произвести оценивание исходного состояния выраженности этих компетенций. Для этого нами используется экспертный лист, представленный на рисунке 1, в качестве инструмента для оценивания личностных компетенций обучающихся. При этом оцениваются не только позитивные универсальные, но и гендерные социальные компетенции.

Экспертный лист

Уважаемый _ (имя, отчество, фамилия), вы добровольно участвуете

в оценивании выраженное^ качеств ваших сверстников (сверстниц) в группе, выступаете в качестве эксперта. Вам предлагается отразить свою экспертную оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого (-ой) сверстника (сверстницы) при условии, если вы его (ее) знаете.

Проставьте в строках 3-10 (качества: мальчиков; девочек) в столбцах 3, 4, 5. 6, 7 и т. д. балльную оценку — от 1 до 10, отражающую ваше субъективное мнение о степени выраженности каждого качества, занесенного в таблицу, у каждого (-ой) Еашего (-ей) сверстника (сверстницы). Если вы не знаете некоторых и не можете выразить свое суждение о них (о выраженности у них того или иного качества), то поставьте в эту ячейку знак «—».

№ п/п Качества (социальные компетенции) юношей Имена, фамилии

1

2

10

Рис. 1. Экспертный лист для оценивания социализованности обучающихся

По итогам оценивания степени выражен- ориентирован на формирование тех качеств, ности позитивных социальных компетенций которые имеют наименьшую выраженность у участников проекта сам СОП может быть в группе участников этого проекта.

По завершении проекта производится повторное оценивание выраженности этих же, заданных в начале проекта, компетенций. Таким образом, можно получить информацию и о динамике позитивных компетенций, и об эффективности каждого проекта.

В течение двух лет функционирования РИП в различных направлениях реализации проекта приняли участие 68 преподавателей и мастеров производственного обучения, прошли анкетирование и тестирование 657 обучающихся (35 % от общего числа). В реализации методики отбора содержания социализации принял участие 401 обучающийся Г-ГУ курсов в возрасте 15-19 лет, в том числе 240 девушек и 161 юноша. В реализации методики оценивания социализованности приняли участие 239 обучающихся: из них 214 — в течение первого года и 25 — в течение второго года. По методике экспертного оценивания СОП выполнена экспертиза 48 проектов на этапах до и после их проведения (реализации): экспертами выступили как педагоги, так и обучающиеся.

В настоящей статье не ставилась задача отразить все полученные результаты в рамках РИП, поскольку ее функционирование еще не завершено. Поэтому в качестве примера мы представляем предварительные результаты одного проекта — «Сквер имени П. И. Вагина». В реализации этого проекта приняли участие обучающиеся по профессиям «повар, кондитер» (ПК-19) и «сварщик» (1С-18), а также студенты, имеющие статус лиц с ограниченными возможностями здоровья, несколько учащихся школ и воспитанников детского сада, жители прилегающей территории.

Оценивание степени выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся проведено перед реализацией проекта и после его завершения. Участниками данного исследования стали 22 юноши и 21 девушка.

Для проведения оценивания были подготовлены аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием. На экран были выведены таблицы с перечнем качеств [матрица основных

позитивных (гендерных) и универсальных качеств личности] [22], экспертные карты; распечатан в полном объеме раздаточный материал, подготовлены посадочные места, чистые листы бумаги, авторучки (карандаши).

Перед началом процедуры оценивания все обучающиеся получили консультацию и разъяснения. По итогам инициального мониторинга педагогами была проведена обработка полученных данных, зафиксированных в виде таблиц.

После заполнения итоговых таблиц были выстроены индивидуальные диаграммы, из которых визуально легко определить прирост выраженности качеств (социальных компетенций) у каждого обучающегося.

Данные экспертного оценивания занесены в электронные таблицы Microsoft Office Excel в виде числовых значений, отражающих позицию экспертов (в нашем случае обучающихся).

Оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся группы ПК-19 по профессии «повар, кондитер» (21 девушка) до начала реализации СОП «Сквер имени П. И. Вагина» показало высокую выраженность следующих качеств: ответственность, надежность, честность, оптимизм, нежность, обаяние, жизнерадостность, доверчивость, любовь к людям, теплота. Низкая выраженность зафиксирована по следующим качествам: забота о людях, умение сочувствовать, умение понимать других.

В группе 1С-18 по профессии «сварщик» (22 юноши) оценивание показало высокую выраженность таких качеств, как: активность, дисциплинированность, искренность, общительность, оптимизм, вера в себя, независимость, трудолюбие, терпеливость, сила, а также низкую выраженность качеств: напористость, надежность, доброта.

Повторное экспертное оценивание (табл. 2, 3) и его сравнение с результатами первого обеспечили получение информации о представленности и приросте выраженности качеств обучающихся в каждой конкретной социальной группе.

Таблица 2

Сводная таблица оценивания степени выраженности качеств (девушки, группа ПК-19) с учетом двух замеров

Замер Качества W а W со № Л и' ■а в ы а en а р « а И № И № S а S g

S е е5 т Ч а о о s е ас s s S р Л р s а ев S >г и

аст ата M 2 Ч ч w S а р В а S а ЧД s Ч К <

1-й замер Среднее зна- 6,4 7,1 6,6 6,6 6,9 7,2 7.6 7,2 6.8 6,9 6,9 6.1

2019 г. чение*

Рейтинг 11 6 9 9 7 5 2 5 8 7 7 13

Окончание таблицы 2

И а 1-0 № М № Л и' ■а в ы а м а р « а И № № £ а £ £

Замер Качества Я е а т о о я е ас я я р Л р я а а я и

^ аст ата М 2 Ч ч ы 2 е р Я а а ЧД я п К ^

2-й замер Среднее зна- 6,6 7,3 6,9 7,0 7,2 7,3 7,7 7,5 7,1 7,5 7,4 6.4

2020 г. чение*

Рейтинг 11 5 9 8 6 5 2 3 7 3 4 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств)

Сводная таблица оценивания степени выраженности качеств

Таблица 3

(девушки, г руппа с учетом двух замеров

Замер Качества Анастасия П. Валентина П. Елена П. Светлана П. Валентина Т. Альбина Т. Мария Ш. Алена А. Наталья В. Анна В. Эллона Г.

1-й замер Среднее зна- 7,1 6,9 7.4 6.2 6.6 7.7 7.3 6,7 7,0 6.8 5.9

2019 г. чение*

Рейтинг 6 7 3 12 9 1 4 10 7 8 14

2-й замер Среднее зна- 7,2 7,4 7.7 6.6 6.8 7.9 7.5 6,9 7,2 6.9 6,1

2020 г. чение*

Рейтинг 6 4 2 11 10 1 3 9 6 9 13

*Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 (количество качеств)

Имея такую информацию, педагог может определить дальнейшие социализирующие действия (воздействия, взаимодействия) по работе с группами, подгруппами, отдельными обучающимися, выстроить индивидуальные диаграммы состояния выраженности основных гендерных и универсальных качеств у каждого обучающегося группы, определить лидеров и аутсайдеров.

Как видно из данных, приведенных в таблицах 2 и 3, после реализации проекта имеет место позитивная динамика выраженности социальных компетенций у всех обучающихся — участников проекта. Однако необходимо учитывать определенную погрешность, которая будет проверяться нами при анализе всех реализуемых и уже реализованных СОП.

Таким образом, проведенное исследование позволило получить информацию, отражающую совокупную экспертную позицию о выраженности всех позитивных социальных компетенций у каждого обучающегося, что позволило направить определенные педагогические усилия на формирование и развитие менее выраженных личностных качеств в рамках СОП

и разработать (или отобрать из уже реализованных СОП) те из них, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на конкретные социальные компетенции.

Также нами был проведен анализ влияния участия обучающихся в реализации СОП на формирование у них социальной активности. Полученные нами числовые значения, замеряющие степень выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся до и после участия в проектах, подтверждают их положительное влияние на формирование позитивной социальной активности обучающихся.

В настоящей статье рассмотрены предварительные результаты РИП по формированию позитивной социальной активности обучающихся с использованием метода социально-образовательного проектирования.

По результатам инициального этапа функционирования РИП можно фиксировать предварительное подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации СОП оказывает существенное влияние на формирование их позитивной социальной активности.

Библиография

1. Арефьева, О. В. Использование технологий обучения в процессе развития социальной активности студентов колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Арефьева. — Санкт-Петербург, 2006. — 23 с.

2. Нисман, О. Ю. Формирование социальной активности студентов в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Нисман. — Самара, 2006. — 278 с.

3. Тепсаева, З. М. Развитие социальной активности студента в воспитательной системе колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / З. М. Тепсаева. — Майкоп, 2007. — 23 с.

4. Шакирова, Э. Ф. Формирование социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Э. Ф. Шакирова. — Москва, 2010. — 197 с.

5. Половодов, Ю. А. Формирование социальной активности студентов колледжа средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Половодов. — Краснодар, 2009. — 154 с.

6. Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дралюк. — Саратов, 2005. — 168 с.

7. Харланова, Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. М. Харланова. — Челябинск, 2015. — 43 с.

8. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66-85.

9. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении / С. Г. Молчанов // Педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 35-54.

10. Молчанов, С. Г. Инструментальное обеспечение формирования-оценивания социальных компетенций / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2010. — № 1 (10). — С. 108-113.

11. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС — ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС — ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия. — 2012. — 60 с.

12. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализован-ность / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. — 2009. — № 3 (9). — С. 87-97.

13. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — Москва : Педагогика, 1990. — 424 с.

14. Бухарова, Г. Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях / Г. Д. Бухарова // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 11. — С. 6-11.

15. Казаринов, А. С. Технология педагогического эксперимента : моногр. / А. С. Казари-нов ; Глаз. гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко, Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. — Глазов : Глаз. гос. пед. ин-т, 1999. — 207 с. — ISBN 5-93008-005-4.

16. Сергеева, С. В. Особенности организации научно-педагогического исследования на основе педагогического эксперимента / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Серия: социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 1. — № 6 (28). — С. 151-159.

17. Сидоров, О. В. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы / О. В. Сидоров // Дискуссия. — 2014. — № 11 (52). — С. 159-167.

18. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — Москва : Педагогика, 1989. — 560 с. — ISBN 5-7155-0174-1.

19 Макаричев, Ю. А. Методы планирование эксперимента и обработки данных : учеб. пособие / Ю. А. Макаричев, Ю. Н. Иванников. — Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2016. — 131 с.

20. Методы педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. В. И. Журавлева. — Москва : Просвещение. — 1972. — 159 с.

21. Сердюков, В. И. Актуальные вопросы организации и проведения педагогического эксперимента и пути их решения / В. И. Сердюков, Н. А. Сердюкова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 6. — С. 84-90.

22. Молчанов, С. Г. Технологии формирования и оценивания внеучебных достижений обучающихся (воспитанников) / С. Г. Молчанов // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2020. — № 2 (22). — С. 173-189.

For citation: Malinovsky, E. S. Formation of positive social activity of students of a professional educational organization / E. S. Malinovsky // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 77-86.

FORMATION OF POSITIVE SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

E. S. Malinovsky

The article discusses the possible directions of the formation of positive social activity of students of the Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov within the framework of the functioning of the regional innovation platform (RIP). The preliminary research has fixed the insufficient expression of the competence "social activity" among the students. The initial level of readiness of teachers and students for project activities was determined. The instrumental support for fixing the severity of positive social qualities in the context of the implementation of socialization and educational projects (hereinafter — EP) is selected. The possibilities of the formation of social activity of students using the method of social and educational design are discussed. The selected methods made it possible to obtain information on the severity of positive social competencies in each student in the form of numerical values. The description of one project presented in this article fixes the preliminary confirmation of the hypothesis that the participation of students in the implementation of the EP has a positive impact on the formation of their positive social activity.

Key words: method of social and educational design, positive social competencies, socialization, social activity, socialization and educational project, secondary vocational education (SVE).

References

1. Arefieva O. V. Ispol'zovanie tehnologij obuchenija v processe razvitija social'noj aktivnosti studentov kolledzha [The use of teaching technologies in the development of social activity of college students]. Cand. ped. sci. diss. abstr. St. Petersburg, 2006, 23 p. (In Russian)

2. Nisman O. Yu. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov v uchrezhdenijah srednego professional'nogo obrazovanija [Formation of social activity of students in institutions of secondary vocational education]. Cand. ped. sci. diss. abstr. Samara, 2006, 278 p. (In Russian)

3. Tepsaeva Z. M. Razvitie social'noj aktivnosti studenta v vospitatel'noj sisteme kolledzha [Development of student social activity in the educational system of the college]. Cand. ped. sci. diss. abstr. Maykop, 2007, 23 p. (In Russian)

4. Shakirova E. F. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha vo vneuchebnoj dejatel'nosti [Formation of social activity of pedagogical college students in extracurricular activities]. Cand. ped. sci. diss. Moscow, 2010, 197 p. (In Russian)

5. Polovodov Yu. A. Formirovanie social'noj aktivnosti studentov kolledzha sredstvami fiziches-koj kul'tury [Formation of social activity of college students by means of physical culture]. Cand. ped. sci. diss. Krasnodar, 2009, 154 p. (In Russian)

6. Dralyuk I. A. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo vospitanija social'noj aktivnosti studentov [Project activity as a means of educating students' social activity]. Cand. ped. sci. diss. Saratov, 2005, 168 p. (In Russian)

7. Kharlanova E. M. Razvitie social'noj aktivnosti studentov vuza vprocesse integracii formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija [Development of social activity of university students in the process of integrating formal and non-formal education]. Dr. ped. sci. abstr. Chelyabinsk, 2015, 43 p. (In Russian)

8. Molchanov S. G. «Duhovnye skrepy»: innovacionnaja tehnologija socializacii ["Spiritual braces": innovative technology of socialization], Cheljabinskij gumanitarij [Chelyabinsk humanities], 2013, no. 1 (22), pp. 66-85. (In Russian)

9. Molchanov S. G. Instrumentarij dlja ocenivanija vospitatel'noj raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Toolkit for assessing educational work in an educational institution], Pedagogicheskij zhurnal[Pedagogicaljournal], 2012, no. 1, pp. 35-54. (In Russian)

10. Molchanov S. G. Instrumental'noe obespechenie formirovanija-ocenivanija social'nyh kom-petencij [Instrumental support for the formation and assessment of social competences], Cheljabinskij gumanitarij [Chelyabinsk humanities], 2010, no. 1 (10), pp. 108-113. (In Russian)

11. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS — DOU) i ocenivanija socializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS — DOU) v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : posobie dlja rabotnikov doshkol'nogo obrazovanija [Methods for selecting the content of socialization (OSS — preschool educational institution) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS — preschool educational institution) in a preschool educational institution: a guide for preschool education workers]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2012, 60 p. (In Russian)

12. Molchanov S. G., Tutatchikov A. T. Soderzhanie socializacii, social'nye kompetencii, social-izovannost' [The content of socialization, social competences, socialization], Cheljabinskij gumanitarij [Chelyabinsk humanities], 2009, no. 3 (9), pp. 87-97. (In Russian)

13. Zankov L. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy, 1990, 424 p. (In Russian)

14. Bukharova G. D. Opytno-poiskovaja, opytno-jeksperimental'naja rabota i pedagogicheskij jeksperiment v dissertacionnyh issledovanijah [Experiential search, experimental work and pedagogical experiment in dissertation research], Nauchnye issledovanija v obrazovanii[Scientific research in education], 2012, no. 11, pp. 6-11. (In Russian)

15. Kazarinov A. S. Tehnologija pedagogicheskogo jeksperimenta: monogr. [Technology of the pedagogical experiment: monograph]. Glazov, Glaz. gos. ped. in-t, 1999, 207 p., ISBN 5-93008-005-4. (In Russian)

16. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Osobennosti organizacii nauchno-pedagogicheskogo issledovanija na osnove pedagogicheskogo jeksperimenta [Features of the organization of scientific and pedagogical research on the basis of a pedagogical experiment], XXI vek: itogiproshlogo iprob-lemy nastojashhego pljus. Serija: social'no-gumanitarnye nauki [XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. Series: social sciences and humanities], 2015, vol. 1, no. 6 (28), pp. 151-159. (In Russian)

17. Sidorov O. V. Metodika provedenija pedagogicheskogo jeksperimenta i rezul'taty opytno-jeksperimental'noj raboty [Methods of conducting a pedagogical experiment and the results of experimental work], Diskussija [Discussion], 2014, no. 11 (52), pp. 159-167. (In Russian)

18. Babansky Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogy, 1989, 560 p., ISBN 5-7155-0174-1. (In Russian)

19. Makarichev Yu. A., Ivannikov Yu. N. Metody planirovanie jeksperimenta i obrabotki dannyh : ucheb. posobie [Methods of experiment planning and data processing: textbook. Allowance]. Samara, Samar. State tech. un-t, 2016, 131 p. (In Russian)

20. Zhuravleva V. I. (ed.) Metody pedagogicheskogo issledovanija : ucheb. posobie [Methods of pedagogical research: textbook. manual]. Moscow, Education, 1972, 159 p. (In Russian)

21. Serdyukov V. I., Serdyukova N. A. Aktual'nye voprosy organizacii i provedenija pedagogicheskogo jeksperimenta i puti ih reshenija [Topical issues of organizing and conducting a pedagogical experiment and ways to solve them], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 6, pp. 84-90. (In Russian)

22. Molchanov S. G. Tehnologii formirovanija i ocenivanija vneuchebnyh dostizhenij obuchajush-hihsja (vospitannikov) [Technologies for the formation and assessment of extracurricular achievements of students (pupils)], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development], 2020, no. 2 (22), pp. 173-189. (In Russian)

Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: 25012000@inbox.ru

Malinovsky Evgeny Stanislavovich, Director of the Kopeysk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Russian Federation, Chelyabinsk region, Kopeysk, e-mail: 25012000@inbox.ru

Сведения для цитирования: Осташевский, С. М. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования / С. М. Осташевский, В. С. Петрова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 86-90.

УДК 377

ББК 74.57:65.261

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. М. Осташевский, В. С. Петрова

В данной статье рассматриваются и анализируются различные аспекты и проблемы повышения финансовой грамотности различных возрастных групп населения Российской Федерации. Авторы уточняют такие понятия, как «финансовая грамотность» и «финансовая сознательность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.