Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ АУТОИЗОЛЯЦИИ В СЕМЬЕ'

ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ АУТОИЗОЛЯЦИИ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ / КОНСЕНСУАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / РЕФЛЕКСИЯ / САМО- ИЛИ АУТОИЗОЛЯЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ) ЗАНЯТИЕ / VIDEO-SELF-TEACH / AUDIO-SELF-TEACH / IMAGE-SELF-TEACH (VST-AST-IST)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Сергей Григорьевич

В статье описывается теория и практика опытной разработки и предварительного формирования структурных компонентов мультифункциональной технологии дистанционных способов содержания и организации социализации и воспитательного воздействия на обучающихся (воспитанников) среднего профессионального образования, а также предлагается инновационное инструментальное обеспечение мониторинга социализованности обучающихся (воспитанников) в целом и каждой позитивной социальной компетенции в частности; предлагается описание инструментального обеспечения активизации участия родителей (других членов семьи) в формировании содержания социализации на основе консенсуальной стандартизации, а также в оценивании и обсуждении социализирующих действий (воздействий) со стороны педагогов и родителей (других членов семьи); предлагается описание технологии (процедур, инструментария оценивания и фиксации его результатов) социального вмешательства в социализацию обучающихся (воспитанников) в их семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY IN CONDITIONS AUTO-ISOLATION IN THE FAMILY

The article describes the theory and practice of experimental development and preliminary formation of the structural components of the multifunctional technology of distance methods of content and organization of socialization and educational impact on students (pupils) of secondary vocational education. The innovative instrumental support for monitoring the socialization of students (pupils) in general and each positive social competence in particular is proposed. A description of the instrumental support for enhancing the participation of parents (other family members) in the formation of the content of socialization based on consensual standardization, as well as in the assessment and discussion of socializing actions (influences) on the part of teachers and parents (other family members) is offered. A description of the technology (procedures, tools for assessing and recording its results) of social intervention in the socialization of students (pupils) in their families is proposed.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ АУТОИЗОЛЯЦИИ В СЕМЬЕ»

goals. Based on the experience gained, methodological approaches formulated by the main organizer of the project, taking into account the modern requirements of the regional economy, the stages of its development on the territory of the Chelyabinsk region are characterized. The results of the project implementation in 2020 were analyzed in detail in several areas. The data presented allow us to make an objective conclusion about the formation of the professional trajectory in schoolchildren of different ages.

Key words: "Ticket to the Future"project, professional self-determination, early vocational guidance, practical event, competence.

References

1. Ob utverzhdenii koncepcii organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija profes-sional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja Cheljabinskoj oblasti : [prikaz Ministerstva obra-zovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti № 01/1739 ot 14.08.2020], available at: https://minobr74.ru/ documents/doc/11408 (accessed: 28.12.2020). (In Russian)

2. O realizacii proekta po rannej professional'noj orientacii uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh organizacij "Bilet v budushhee" v 2019 godu : [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti № 01/3279 ot 19.09.2019], available at: http://worldskills74.ru/?page_id=10744 (accessed: 12.01.2021). (In Russian)

3. Ob itogah realizacii proekta po rannej professional'noj orientacii uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh organizacij "Bilet v budushhee" v 2019 godu : [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti № 01/250 ot 29.01.2020], available at: http://worldskills74.ru/?page_id=10744 (accessed: 12.01.2021). (In Russian)

4. O realizacii proekta po rannej professional'noj orientacii uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh organizacij "Bilet v budushhee" v 2020 godu : [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti № 01/1329 ot 25.06.2020], available at: http://worldskills74.ru/wp-content/uploads/2020/07/ PRIKAZ-MOiN-ChO-o-realizacii-proekta-v-2020-godu.pdf (accessed: 24.12.2020). (In Russian)

5. Informacionno-metodicheskij portal proekta "Bilet v budushhee", available at: http://bilet-help. worldskills.ru (accessed: 17.01.2021). (In Russian)

Малкин Максим Юрьевич, заместитель директора ГБНОУ «Образовательный комплекс „Смена"», заместитель руководителя РКЦ Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Челябинской области, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Malkin Maksim Yurievich, Deputy Director, Smena Educational Complex, Deputy Director "Young Professionals" (WorldSkills Russia), Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, e-mail: malkinsmena@ gmail.com

Сведения для цитирования: Молчанов, С. Г. Дистанционная технология воспитания в условиях аутоизоляции в семье / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — №2 1 (29). — С. 119-128.

УДК 371 ББК 74.200

ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ АУТОИЗОЛЯЦИИ В СЕМЬЕ

С. Г. Молчанов

В статье описывается теория и практика опытной разработки и предварительного формирования структурных компонентов мультифункциональной технологии дистанционных способов содержания и организации социализации и воспитательного воздействия на обучающихся (воспитанников) СПО, а также предлагается инновационное инструментальное обеспечение мониторинга социализованности обучающихся (воспитанников) в целом и каждой позитивной социальной компетенции в частности; предлагается описание

инструментального обеспечения активизации участия родителей (других членов семьи) в формировании содержания социализации на основе консенсуальной стандартизации, а также в оценивании и обсуждении социализирующих действий (воздействий) со стороны педагогов и родителей (других членов семьи); предлагается описание технологии (процедур, инструментария оценивания и фиксации его результатов) социального вмешательства в социализацию обучающихся (воспитанников) в их семьях.

Ключевые слова: инструментарий для оценивания, консенсуальная стандартизация, мониторинг, рефлексия, само-, или аутоизоляция, социализованность, социализационное (образовательное) занятие, video-self-teach, audio-self-teach, image-self-teach (VST-AST-IST).

Семейные отношения — ведущий фактор воспитания

Весна 2020 года поставила нас перед неожиданной угрозой COVID-19, которая спровоцировала появление нового феномена—«аутоизоляции»1, следствием чего стало нарушение привычных социальных связей, т. е. всего того, что обеспечивало непрерывную социализацию человека.

Аутоизоляция спровоцировала сокращение возможностей для воспитательного воздействия на обучающихся и их семьи. Это воздействие и так-то было не слишком эффективным, по оценке Президента РФ В. В. Путина: было заявлено, что нам нужна новая, современная воспитательная компонента в каждой образовательной организации.

Педагогические работники потеряли непосредственный контакт с обучающимися: социальное вмешательство педагогов в их социализацию существенно ограничилось. Но остались неизменными традиционные социальные контакты в семье: ведь воспитание — это социальное воздействие, реализуемое в конкретном социальном пространстве.

А вот образовательная организация в условиях пандемии оказалась исключенной из пространства социализации и воспитания. Но остался социальный институт «семья».

Мы уже писали, что семья есть социальный институт воспитания. «Об этом писали: Я. А. Ко-менский; ...Ж-Ж. Руссо; ...И. Г. Песталоцци. А нынешний ФЗ „Об образовании." подтвердил, что социальное пространство воспитательного воздействия — по преимуществу семья.

1 Мы пользуемся термином «само + изоляция», хотя, с точки зрения образования сложных слов в русском языке, следует образовывать такое слово из корней одного языка. Слово «изоляция» имеет нерусский корень: оно заимствовано в начале XIX в. из немецкого языка (isolieren) или из французского (isoler). «Изолировать» буквально означает «заключить на острове» и восходит к латинскому insula — «остров», предположительно из in- (в) + salum (море). Таким образом, первая часть слова должна начинаться с корня auto, как, например, «автомобиль», «аутотренинг» и т. п. Таким образом, правильнее говорить «аутоизоляция».

.. .В актуальных... исследованиях социальный институт „семья" рассматривается как один из самых существенных факторов, оказывающих воздействие на становление личности.» [1, с. 38-39].

Тем более, что подростковый и юношеский период жизни человек проживает в зависимости от взрослых родственников, от семьи. Поэтому в его социализации важнейшее значение имеет наличие и, желательно, увеличение выраженности позитивных социальных компетенций у родителей (других членов семьи).

Но педагогическому работнику трудно проникнуть в пространство семьи (впрочем, и не только в ситуации аутоизоляции), чтобы оказать влияние на увеличение выраженности позитивной социализованности всех членов семьи (родителей в частности). Возникла настоятельная потребность в инструментах, позволяющих осуществить и это влияние, и это воздействие. Недостаток такого инструментария особенно остро ощущается педагогическими работниками в вынужденной аутоизоляции всех членов семьи в ее лоне. «И это актуализирует проблему методологического выбора между предметноразвивающей (К. Левин) и социоразвивающей средой (Ж. Нюттен), между принципами партнерства и позитивной социальной интервенции в семью2» [1, с. 39]. Ведь не количеством предметов (игр, тренажеров, гаджетов и др.) в домашнем пространстве обусловливается увеличение позитивной социализованности членов семьи, оно определяется позитивностью/негативностью социальных отношений.

Коллегам кажется, что если мы назовем родителя партнером3, то выраженность его родительской компетентности увеличится. Но родитель станет партнером педагога в том случае, если по-

2 Термин intervention sociale («социальное вмешательство») давно вошел в профессиональный обиход французских педагогов. Позитивно ориентированное социальное вмешательство в развитие семьи — это вмешательство (фр. intervention) с целью интериоризации членами семьи (и детьми, и взрослыми) позитивных социальных компетенций.

3 Фанат выдающегося футболиста А. Дзюбы не может быть его партнером в матче: профессионал и любитель вообще не могут быть партнерами.

следний вмешается [2] в социализацию младших членов семьи, оснащая родителя «эффективным инструментом воздействия и (или) взаимодействия» [1, с. 39] на (с) него (ним). Только «.. .тогда родитель становится союзником педагога» [1, с. 39].

Верное понимание задачи воспитания состоит в том, чтобы организовать само-, или (правильнее говорить) аутореализацию [3] человека, но его социореализацию [3; 4].

Заметим попутно, что мы продолжаем настойчиво предлагать различение социализа-ционных и образовательных занятий как для обучающихся (воспитанников), так и для их родителей [2; 7-9]. Ведь человек с момента рождения включен в два процесса: социализацию и образование. В рамках первого осваиваются социальные компетенции и оформляется соци-ализованность, а в рамках второго осваиваются образовательные компетенции и формируется образованность. Таким образом, целесообразно называть занятия социализационными и образовательными. Внутри этих занятий педагог использует глобальные способы воздействия — воспитание и обучение, — реализуемые определенными процедурами и инструментами.

Так, мы проводили дистанционные социа-лизационные занятия, прежде всего для тех родителей, которые редко или совсем не бывают в образовательных организациях.

Социализационные занятия для родителей

Но «социализирующее воздействие педагога не будет эффективным без аналогичного позитивного воздействия со стороны семьи. родителей.

Но оснащен ли современный педагог достаточным и необходимым инструментарием для работы с родителями, со взрослыми людьми?

Ведь обеспечить эффективное взаимодействие с семьей означает обеспечить реализацию принципа единство требований» [1, с. 40].

Новации в работе с семьей

Начиная с 2009 года часть социализаци-онных занятий [классных (кураторских) часов и родительских собраний] в различных образовательных организациях мы реализовывали дистанционно. И это применение инновационных методик [5; 6] оказалось актуальным в рамках нынешней пандемии, вызывающей необходимость аутоизоляции (табл. 1).

Педагог должен свои профессионально-педагогические действия согласовывать «с непрофессионально-родительскими, но тоже педагогическими... действиями (воздействиями) родителей» [1, с. 40].

Это предполагает оснащение педагога инструментами для активизации участия родителей в социализации младших членов семьи. При этом инструменты должны обеспечивать и прирост позитивной социализованности самих родителей. Таким образом, становится возможным исполнение статей 44, 83, 89, 97 ФЗ «Об образовании в РФ» [10].

В актуальном пространстве сетевых коммуникаций занятия для родителей (включая родительские собрания) можно проводить в дистанционном режиме (через сайт образовательной организации, ^Ьег, WhatsApp). И мы отдаем предпочтение термину «занятие», имея в виду занять родителей освоением социально-позитивной информации, т. е. занять их досуг полезным делом. Заметим, что слово «школа» восходит к греческому shбle — «досуг». Термин введен еще Аристотелем, который понимал под досугом ^б1е) свободное личное время человека, занятое целесообразной, рациональной деятельностью. В нашем конкретном случае мы проводим дистанционные социализационные занятия для увеличения выраженности родительско-педагогиче-ской просвещенности.

Таблица 1

Виды социализационных занятий для обучающихся и родителей

№ п/п Для обучающихся Для родителей

Социализационные занятия

Классные (кураторские) часы Родительские собрания [очные и (или) заочные, дистанционные]

1 «Формирование наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков): video-self-teach, audio-self-teach, image-self-teach (VST-AST-IST)» «Формированию наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков): video-self-teach, audio-self-teach, image-self-teach (VST-AST-IST)»

2 «Реципрокное (взаимное) оценивание обучающимися (воспитанниками) выраженности позитивных социальных компетенций» «Реципрокное (взаимное) оценивание родителями выраженности позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери)»

Методика video-self-teach (VST)

«Методику video-self-teach мы определяем как интенсивное видеодидактическое воздействие, вызывающее рефлексию и, как следствие. изменение вектора социальных эмоций, приводящих к увеличению и формированию представлений об общественно значимых позитивных компетенциях» [1, с. 42]. Занятия по методике VST мы проводили и в очном, и в дистанционном режиме. В ситуации аутоизоляции в домашних условиях эти занятия могут объединять все поколения в семье.

Эффект, возникающий в рамках использования методики VST, связан с теорией метода взрыва, сформулированной А. С. Макаренко [11], который утверждал, что этот эффект обостренного аффективного состояния «возникает в результате сильного эмоционального воздействия, и человек резко может изменить свою социальную и психологическую установку» [1, с. 42]. Данный феномен «социальная или психологическая установка» изучен и описан в исследованиях Л. А. Григорьевой, Д. Н. Узнадзе и др. [7].

В рамках методики VST реализуются три итерации. Первая состоит в том, чтобы произвести экспертную оценку в виде выбора ответа на вопрос, начинающийся с глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок). Предлагаемые варианты ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Вторая предполагает просмотр видеоматериала, содержащего позитивные поступки персонажей. Третья повторяет первую итерацию, и участники вновь производят выбор ответа на вопрос, начинающийся с глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок).

Выбор ответа «да» в первой итерации означает наличие у обучающегося и (или) родителя позитивной установки на позитивное действие и (или) поступок. Выбор ответа «да» в третьей итерации означает, что произошла, скорее всего, интериоризация глагола, обозначающего позитивное (-ый) действие (поступок). «Задача такого дистантного социализационного занятия состоит в том, чтобы увеличить в интеллектуальной сфере количество существительных и глаголов, а в эмоционально-волевой сфере — интенции к реализации глаголов в позитивных действиях и поступках» [1, с. 42]. Если родители начнут совершать такие действия и поступки, то это проявится и в поведении младших членов семьи. И наоборот, поведение (поступки) младших членов семьи могут повлиять на поведение (действия и поступки) старших.

Анализ результативности подобных занятий показал, что в среднем после просмотра позитивного видеоматериала количество ответов «да» увеличивается на 3-5 % и можно сделать вывод о том, что позитивные изменения в представлениях и интенциях обучающихся и (или) их родителей также увеличиваются на 3-5 % после каждого такого занятия.

Описанная выше форма социализационного занятия является несомненной новацией. Как показала практика ее реализации, если систематически реализовывать такую форму занятия, то это позволяет обеспечивать практически мгновенный («взрывной») прогрессирующий эффект в виде увеличения представлений о социально позитивных способах поведения. Отметим, что в сознании обучающихся и (или) их родителей и в их активном словарном запасе появляются существительные и глаголы, обозначающие позитивные поступки. Такая организация работы с семьей превращает родителя в союзника педагога на основе реализации принципа единства требований. Эта технология позволяет не только организовать досуг ^о1е) семьи (просмотр позитивных видеоматериалов), но и создать ситуацию позитивно насыщенного общения и внутри семьи, и в Сети, и установить дистантный контакт с персоналом образовательной организации.

Таким образом, педагог имеет возможность организации дистанционного воздействия на все поколения в семье для создания ситуации осмысления, рефлексии и экспертного оценивания до и после просмотра, а также принятия (интериоризации) представлений о позитивных способах поведения, названных в глагольной форме в экспертном листе.

Чем же должен руководствоваться педагог, отбирая экспертные листы и соответствующие им видеоматериалы?

Систематическое педагогическое наблюдение (мониторинг) за поведением обучающихся (воспитанников) в социальной группе позволяет педагогу фиксировать отсутствие желательных поступков в их поведении. Эти поступки и (или) действия фиксируются глаголами. И тогда педагогический работник отбирает экспертный лист, содержащий глаголы, обозначающие желательные поступки и (или) действия. Экспертному листу соответствует видеоматериал, где персонажи совершают именно эти поступки и (или) действия. В рамках третьей итерации, если обучающиеся (воспитанники) выбирают против глагола, обозначающего желательный способ поведения, ответ «да», это означает, что произошла интериоризация этого глагола.

Конечно, это не означает, что обучающийся (воспитанник) тут же освоит такой способ поведения, но социализирующая роль воздействия достигнута: глагол зафиксирован в активном словарном запасе обучающегося (воспитанника). И поскольку активный словарь человека ограничен, происходит вытеснение глаголов, обозначающих негативные действия и (или) поступки, и увеличение числа глаголов, обозначающих позитивные действия и (или) поступки. Таким образом, педагогическое вмешательство позволяет увеличивать количество и качество представлений о социально одобряемых способах поведения. Именно с этого начинается формирование позитивных социальных компетенций.

Пошаговая технология дистанционного воспитания

Шаг первый. Итак, педагог и родители определяют поступки и (или) действия, которые эти вторые хотели бы видеть в поведении своих сыновей (дочерей). Родители могут прислать свои пожелания в виде перечней существительных (обозначающих позитивные компетенции) и (или) глаголов (обозначающих позитивные поступки) [3; 6; 12]. Приведем примеры в таблице 2.

Таблица 2

Перечни позитивных компетенций и поступков

Существительные Глаголы

Уважительность Уважать

Готовность защитить Защищать

Созидательность Созидать (делать что-то полезное для других и для себя)

И т. д. И т. д.

Таким образом, педагог получает информацию о социальных компетенциях [6; 7], которые родители хотели бы видеть в своих сыновьях и (или) дочерях. Поэтому каждый заполненный родителем экспертный лист с качествами для сыновей и для дочерей можно квалифицировать как родительский социальный заказ в адрес педагогов. По существу, родитель как бы говорит: «Помогите моему сыну (дочери) стать таким (такой)!».

Такой способ работы мы назвали консенсу-альной стандартизацией. Поскольку не разработано и не определено стандартное содержание социализации в виде федерального государственного социализационного стандарта (ФГСС), постольку в каждом конкретном случае, каждой

социальной группе необходимо определять здесь и сейчас содержание социализации на основе консенсуса. И это будет временный кон-сенсуальный стандарт, действующий для конкретной социальной группы.

Родитель выступает и как социальный заказчик, и как эксперт, представляющий мнение всего группового родительского сообщества относительно желательной социализованности конкретной возрастной группы с учетом гендер-ной принадлежности ее членов.

Шаг второй. Педагог проводит дистанционное занятие «Формирование наглядно-образных представлений о возможных способах позитивных действий (поступков)». На занятии организуется работа родителей с визуализациями, обеспечивающими формирование представлений о позитивных способах поведения. Занятие проводится на основе технологии video-self-teach [9], состоящей из трех итераций: 1) заполнение экспертной карты; 2) просмотр видеоматериала; 3) повторное заполнение экспертных листов (после просмотра).

Экспертный лист содержит десять вопросов, начинающихся с позитивных глаголов, и экспертам нужно выбрать один из трех ответов («да», «нет», «затрудняюсь ответить»). В данном случае ответ на вопрос выступает как экспертное суждение.

Затем педагог организует просмотр видеоматериала с позитивно социализирующим контентом. В отобранном видеоматериале персонажи совершают позитивные поступки и (или) действия, которые были определены в виде глаголов и (или) существительных родителями при фиксации и оформлении социального заказа относительно востребованных позитивных социальных компетенций их сына и (или) дочери (табл. 2).

Заметим, что увеличение числа ответов «да» при повторном заполнении экспертного листа (после просмотра) означает интериориза-цию глаголов, т. е. позитивных образов действий и (или) поступков. Таким образом, и старшие, и младшие члены семьи, скорее всего, интериоризируют позитивные глаголы. В этом случае, скорее всего, будут освоены и представления о позитивных способах поведения, и их проявления станут, вероятно, реализовываться в реальных поступках и (или) действиях.

Шаг третий. Педагог может получить экспертные листы по Сети, что позволяет ему выявить динамику выраженности позитивных социальных компетенций как у младших, так и у старших членов семьи. Это реализация

мониторинга «внеучебных достижений» (ст. 97 ФЗ «Об образовании.» [10]), т. е. выраженности позитивной социализованности дистанционно, причем у всех членов семьи.

Шаг четвертый. Далее, педагог может организовать дистанционное социализационное занятие, такое как «Оценивание родителями выраженности позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери)». В ситуации аутоизоляции подобное оценивание может производиться взрослыми членами семьи (старшие оценивают младших), а также при желании и реципрокно — с участием всех членов семьи. Такое занятие дает возможность получить информацию о состоянии социализованности не только младших, но и старших членов семьи и фиксировать динамику позитивной социали-зованности в целом и (или) отдельных социальных компетенций.

В предыдущих публикациях мы уже отмечали, «что уже более чем на 80 родительских собраниях опрос родителей показал, что даже краткое ознакомление с предлагаемой технологией вызывает у них принятие необходимости ее внедрения. Родители согласны участвовать и в формировании перечня социальных компетенций на основе консенсуальной стандартизации, и в их оценивании. Ведь родителям важно знать, какие поступки совершают (совершали) их сын или дочь и в группе, и в семье; какие поступки совершаются по отношению к их сыну или дочери; какие поступки они совершают по отношению к членам семьи. И методики. обеспечивают ответ и на этот социальный запрос родителей, что соответствует 44-й статье ФЗ „Об образовании."» [1, с. 43].

Таким образом, педагог может организовать участие родителей в оценивании и фиксации выраженности избранных ими же позитивных социальных компетенций у своего сына (дочери). В свою очередь, и младшие члены семьи, с согласия старших, могут оценивать и фиксировать выраженность позитивных социальных компетенций у своих близких.

Такое занятие может быть проведено в виде родительского собрания (очного или дистанционного).

Шаг пятый. Педагог обрабатывает экспертные листы и фиксирует числовое значение общего количества поступков, в которых проявились ранее социально заказанные родителями социальные компетенции. Эти числовые значения фиксируют общее количество поступков младших членов семьи по отношению к другим. Разделив данные числовые значения на количе-

ство экспертных листов, мы получаем уже числовые значения выраженности каждой компетенции и социализованности в целом.

Педагог может оформить эту информацию в виде таблиц (диаграмм). Подчеркнем, что в последней таблице числовые значения будут фиксировать выраженность каждой компетенции у каждого члена семьи. Причем числовое значение этой выраженности будет представлять уже групповую экспертную оценку.

Шаг шестой. Полученная информация является, конечно же, строго конфиденциальной и может быть предъявлена педагогом только оцениваемым и родителям. Эта информация служит для родительской рефлексии и принятия социализационных решений и воздействий.

Если оценивались одновременно несколько членов семьи, то возникает возможность компаративного анализа: сравнение позволяет выявить, у кого компетенции выражены больше, а у кого меньше [7].

Предлагаемая методика позволяет родителям фиксировать увеличение/уменьшение числа позитивных поступков в течение конкретного временного интервала. У родителей появляется возможность обсудить с сыном (дочерью), какие поступки были явлены в его (ее) поведении, а потом напомнить, какие его (ее) поступки (действия) были бы желательны.

Роль педагога состоит еще и в том, чтобы просветить родителей относительно того, что при следующем экспертном оценивании члены семьи будут оценены более высокими или более низкими числовыми значениями. Напомним, что за каждым числовым значением стоит фиксированное количество поступков. Если все члены семьи будут совершать по отношению друг к другу поступки, в которых явлены избранные в этой семье позитивные компетенции, то увеличится выраженность позитивной социа-лизованности в семье в целом и у каждого члена семьи в частности.

Обсуждаемый инструментарий воздействует на активизацию участия родителей (других членов семьи) в воспитании обучающихся (воспитанников), являющихся младшим поколением в семье. Применение этого инструментария родителями (с консультационным сопровождением со стороны педагога), действительно, делает родителей партнерами педагога.

Шаг седьмой. Предлагаемый инструментарий дистанционного оценивания выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся (воспитанников) обеспечивает менеджменту образовательной организации получение

достоверной информации об эффективности социализирующего воздействия. Достоверность информации обеспечивается эгоистичной заинтересованностью (в данном случае родительский эгоизм обретает позитивную направленность и проявляет себя в искренности выборов, поскольку родитель выступает не как анкетируемый, а и как эксперт, и как представитель интересов младших членов семьи) родителей в успешности социально позитивного развития их детей.

Достоверная информация делает управление социализационным процессом более эффективным. Такой способ получения информации делает оценивание качества воспитательной работы каждого педагога достоверным и реальным. Оценивая и фиксируя поступки друг друга, члены социальной группы меньше всего думают о том, какое воздействие оказал на них педагог: предлагаемый инструментарий делает оценку независимой.

Менеджмент получает возможность оценивать эффективность воспитательной работы каждого педагога в частности, а соответствующий орган управления образованием — и всего педагогического персонала в целом относительно: а) эффективности воспитательного воздействия на обучающихся (воспитанников); б) реального партнерства с родительским сообществом; в) активизации участия родителей в воспитании младших членов семьи. Достоверность информации обеспечивается мониторингом прироста позитивной социализованности обучающихся (воспитанников). Причем в этом мониторинге участвуют и родители, т. е. исполняются, таким образом, и 44-я, и 97-я статьи ФЗ «Об образовании.» [10].

Оценивание приобретает вид конкретной менеджмент-акции, которую можно назвать «фиксация эффективности позитивного социального воздействия педагогического работника на увеличение выраженности позитивных социальных компетенций у обучающихся (воспитанников)».

Поэтому в рамках аттестации педагога (воспитателя) необходимо фиксировать связь между его профессионально-педагогической компетентностью и приростом позитивной социали-зованности обучающихся (воспитанников). Мы же сегодня оцениваем компетентность относительно портфолио. Слово, конечно, звучит красиво, но означает оно в переводе с латыни всего лишь «ношу листы» или, в литературном переводе, — «папка для листочков». Наивно думать, что сбор документов в портфолио может сделать педагога более позитивным.

Квалификационная категория должна присваиваться на основе данных об увеличении/ уменьшении (дельта У) выраженности позитивных социальных компетенций в социальной группе (академической группе, семье, бригаде, команде и т. д.), числовые значения дельты У могут быть представлены в виде иерархии (рейтинга) эффективности социализирующего воздействия каждого педагога и персонала в целом, а также об эффективности видеоматериалов для технологии VST-AST-IST.

Технология VST [9], используемая дистанционно, позволяет педагогу непрерывно осуществлять целенаправленное социализирующее воздействие не только на обучающихся (воспитанников), но и на родителей и других членов семьи, «а также получать информацию о динамике выраженности позитивных социальных компетенций. Одновременно это и организация позитивного досуга семьи (просмотр позитивных видеоматериалов), и создание ситуации позитивного общения и осмысления (рефлексии) представлений о позитивных способах поведения» [1, с. 45].

Резюме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А теперь назовем позитивные стороны предлагаемой технологии. Во-первых, это доступность и простота в использовании. Экспертное оценивание может производиться как на бумажных, так и на электронных носителях.

Во-вторых, в сложившейся ситуации удаленного а) социализирующего воздействия,

б) оценивания и в) сбора информации для принятия адекватных педагогических и родительских решений и действий (воздействий) предлагаемая технология продолжает решать задачи воспитания.

В-третьих, технология дает возможность провести и оценивание (включая диагностику), и мониторинг, и анализ и синтез информации: а) краткосрочный; б) по требованию или острой необходимости (конфликт в группе);

в) долгосрочный (три раза в год: начало, середина, конец года; в течение нескольких лет).

В-четвертых, технология позволяет учитывать социальный заказ всех участников (субъектов) социализационно-образовательного процесса. В первую очередь это обучающиеся (воспитанники), их родители и другие члены семьи.

В-пятых, технология позволяет и сформировать, и исполнить не только социальный заказ родителей, но государственный заказ по исполнению ФГОС в части формирования социальных компетенций: ответственности, гражданственности, духовности, патриотичности и др.

В-шестых, менеджмент и педагогический персонал образовательной организации, используя эту технологию, получают и много другой информации, например: а) о выраженности каждого качества в социальной группе (все качества могут быть иерархизированы, и педагогическому работнику становится понятно, с каким качеством следует работать в первую очередь); б) о средней выраженности каждого качества в группе (относительно данного показателя можно сравнить выраженность каждого качества у каждого члена социальной группы); в) о средней выраженности

всех качеств в группе (эту информацию можно сравнивать с информацией, полученной в ходе второго, третьего и т. д. замеров, фиксируя, таким образом, позитивную или негативную динамику; можно эту информацию сравнивать с информацией, полученной в другой группе / других группах, семьях), что позволяет увидеть эффективность педагогического и (или) родительского воздействия.

В. А. Сухомлинский указывал, что только вместе с родителями, общими усилиями педагогические работники могут дать подрастающим поколениям большое человеческое счастье.

Библиографический список

1. Молчанов, С. Г. Дистанционная технология воспитания детей в условиях изоляции / С. Г. Молчанов, Е. А. Мордвинова // Детский сад от А до Я. — 2020. — № 4 (106). — С. 38-46.

2. Войниленко, Н. В. Профилактика семейного неблагополучия: построение проекта «Кризисная семья» / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов, С. Б. Носачева, Е. П. Солнцева / Детский сад от А до Я. — 2016. — № 4 (82). — С. 37-47.

3. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивания социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2010. — 96 с.

4. Молчанов, С. Г. «Самореализация» или «социореализация»? Вопрос к читателю / С. Г. Молчанов // Педагогическое искусство. — 2019. — № 2. —С. 29-31.

5. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам : метод. пособие / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. С. Г. Молчанова. —Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.

6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

7. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.

8. Молчанов, С. Г. Феномен «ответственность» в дошкольном образовании / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2019. — № 5 (101). — С. 8-21.

9. Молчанов, С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями: опыт классификации / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2017. — № 5 (89). — С. 6-11.

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // Консультант Плюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.01.2021).

11. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. — Москва : Просвещение, 1986. — 14 с.

12. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособ. для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

For citation: Molchanov, S. G. Distance education technology in conditions auto-isolation in the family / S. G. Molchanov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 119-128.

DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY IN CONDITIONS AUTO-ISOLATION IN THE FAMILY

S. G. Molchanov

The article describes the theory and practice of experimental development and preliminary formation of the structural components of the multifunctional technology of distance methods of content and

organization of socialization and educational impact on students (pupils) of secondary vocational education. The innovative instrumental support for monitoring the socialization of students (pupils) in general and each positive social competence in particular is proposed.

A description of the instrumental support for enhancing the participation of parents (other family members) in the formation of the content of socialization based on consensual standardization, as well as in the assessment and discussion of socializing actions (influences) on the part of teachers and parents (other family members) is offered. A description of the technology (procedures, tools for assessing and recording its results) of social intervention in the socialization of students (pupils) in their families is proposed.

Key words: assessment tools, consensual standardization, monitoring, reflection, self- or auto-isolation, socialization, socialization (educational) lesson, video-self-teach; audio-self-teach; image-self-teach (VST-AST-IST).

References

1. Molchanov S. G., Mordvinova E. A. Distancionnaja tehnologija vospitanija detej v uslovijah izoljacii [Remote technology of raising children in isolation], Detskij sad ot A do Ja. [Kindergarten from A to Z], 2020, no. 4 (106), pp. 38-46. (In Russian)

2. Voinilenko N. V., Molchanov S. G., Nosacheva S. B., Solntseva E. P. Profilaktika semejnogo neblagopoluchija: postroenie proekta "Krizisnaja sem'ja" [Prevention of family trouble: building the project "Crisis family"], Detskij sad ot A do Ja. [Kindergarten from A to Z], 2016, no. 4 (82), pp. 37-47. (In Russian)

3. Molchanov S. G. Formirovanie i ocenivanija social'nyh kompetencij v obrazovatel'nom uchrezh-denii: ucheb.-metod. posobie [ Formation and assessment of social competences in an educational institution: study guide. allowance]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2010, 96 p. (In Russian)

4. Molchanov S. G. "Samorealizacija" ili "sociorealizacija"? Vopros k chitatelju ["Self-realization" or "socio-realization"? Question to the reader], Pedagogicheskoe iskusstvo [Pedagogical art], 2019, no. 2, pp. 29-31. (In Russian)

5. Dorokhova E. S., Jafarova E. A., Molchanov S. G. (ed.) Formirovanie u obuchajushhihsja (vospitannikov) tolerantnogo otnoshenija k razlichnym social'nym gruppam: metod. posobie [Formation of a tolerant attitude towards various social groups among students (pupils): method. allowance]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2014, 50 p. (In Russian)

6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS-VPO) i ocenivanija so-cializovannosti junoshej i (ili) devushek (OS-JuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija: posobie dlja kuratorov akad. grupp vuzov [Methods for selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-UD-VPO) in an educational institution of higher professional education: a guide for curators acad. groups of universities]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2013, 64 p. (In Russian)

7. Grigorieva L. A. Video-self-teach — zanjatie po formirovaniju pozitivnyh social'nyh kompetencij u obuchajushhihsja s OVZ v sisteme SPO [Video-self-teach — a lesson on the formation of positive social competencies among students with disabilities in the secondary vocational education system], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1 (13), pp. 61-66. (In Russian)

8. Molchanov S. G. Fenomen "otvetstvennost'" v doshkol'nom obrazovanii [The phenomenon of "responsibility" in preschool education], Detskij sad ot A do Ja. [Kindergarten from A to Z], 2019, no. 5 (101), pp. 8-21. (In Russian)

9. Molchanov S. G. Video-self-teach i drugie socializacionnye zanjatija s roditeljami: opyt klassifikacii [Video-self-teach and other socialization activities with parents: the experience of classification], Detskij sad ot A do Ja. [Kindergarten from A to Z], 2017, no. 5 (89), pp. 6-11. (In Russian)

10. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Consultant Plus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 14.01.2021). (In Russian)

11. Bogdanova O. S., Petrov V. I. Metodika vospitatel'nojraboty vnachal'nyh klassah [Methodology of educational work in primary grades]. Moscow, Education, 1986, 14 p. (In Russian)

12. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhanija socializacii (OSS-VPO) i ocenivanija so-cializovannosti junoshej i (ili) devushek (OS-JuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego

professional'nogo obrazovanija : posob. dlja kuratorov akad. grupp vuzov [Methods for selecting the content of socialization (OSS-VPO) and assessing the socialization of boys and (or) girls (OS-YUD-VPO) in an educational institution of higher professional education: manual. for curators acad. groups of universities]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2013, 64 p. (In Russian)

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор кафедры теории, методики и менеджмента в дошкольном образовании ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Molchanov Sergey Grigorievich, Professor of the Department of Theory, Methodology and Management in Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Немцева, Л. Я. Музей в образовательном процессе казачьего кадетского корпуса / Л. Я. Немцева, Е. Г. Лобанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — №2 1 (29). — С. 128-132.

УДК 377+069 ББК 79.1

МУЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАЗАЧЬЕГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Л. Я. Немцева, Е. Г. Лобанова

Музейная деятельность давно заняла достойное место в воспитании подрастающего поколения, формировании личности гражданина и патриота. Историческое пространство, представленное в различных артефактах, воздействует на сознание человека через чувственное восприятие и рациональное представление, переходящее в знание. Музейная педагогика обладает своими специфическими средствами и методами воспитания и обучения. В статье представлена роль музея как модели многомерного мира, в которой переплетается опыт рационального и чувственного познания, и это обусловливает необходимость существования музейной педагогики. Описывается участие казачьей общественности в осуществлении воспитательной работы в профессиональной образовательной организации; использование разных методов включения студентов в проектную деятельность; актуализация поисковой краеведческой деятельности; роль музейной педагогики в воспитании патриотизма у студентов казачьего кадетского корпуса.

Ключевые слова: музейная педагогика, проектный подход, проекты в музее, воспитание патриотизма, музей казачьего быта, музей истории казачества, музей — машина времени, казачий кадетский корпус.

ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус» имеет богатую историю и является одним из старейших в Челябинской области, из его стен получили путевку в жизнь много дипломированных специалистов. В октябре 2019 года техникуму исполнилось 85 лет. С 1 сентября 2012 года на базе Верхнеуральского агротехно-логического техникума открыт казачий кадетский корпус.

Одним из основных направлений воспитательной работы казачьего кадетского корпуса является создание условий для формирования личности гражданина и патриота. Система дополнительного образования казачьего кадетского корпуса используется для мотивации кадетов к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется изучению истории казачества, казачьих ценностей, основанных на богатой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.