Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНЫ «СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ» И «СОЦИОРЕАЛИЗОВАННОСТЬ»: АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ'

ФЕНОМЕНЫ «СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ» И «СОЦИОРЕАЛИЗОВАННОСТЬ»: АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПАССИОНАРНОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / MEASUREMENT / ESTIMATION / PASSIONARITY / RESOCIALIZATION / SELF-REALIZATION / SOTSIOREALIZATION / SOTSIALIZOVANNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов С. Г., Кербель Л. Н.

Введение. В статье обсуждается возможность оценивания не только образованности, но и социализованности, а также правомерность употребления термина «самореализация» и предпочтительность термина «социореализация». Материалы и методы. Нормативные документы, речи; контент-анализ; лингво-этимологический, педагогический и компаративный анализ; синтез; сравнение. Результаты. Выявлена необходимость использования корректных терминов для обозначения актуальных объектов и явлений. Так, адекватное наименование феноменов «социализация», «социореализация», «социореализованность» обеспечивает их конструктивное обсуждение. Обсуждение. В педагогике, равно как и в других науках, следует соблюдать правила русского языка, а также использовать, по преимуществу, слова, образованные от «мертвых» (уже не изменяющихся) языков: греческого и латинского. Заключение. Рассмотрение феноменов «социализация», «оценивание социализованности» и «социореализация» с философской, лингво-этимологической и педагогической позиций становится яснее и понятнее, какой же должна быть реальная практика формирования готовности ребенка к социореализации. Основные положения: - измерять можно не только образованность, но и социализованность (воспитанность) детей в ДОО с привлечением родителей; - оцениванию должна подвергаться не самореализованность, но социореализованность, позволяющая легче адаптироваться в социальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENONS "SOCIALIZATION" AND "SOCIAL REALIZATION": ACTUALIZATION AND ESTIMATION

Introduction. In article the possibility of estimation not only education, but also a sotsializovannost is discussed; and also legitimacy of the use of the terms "self-realization" and "sotsiorealization". Materials and methods. Normative documents, speeches; content analysis; lingvo-etymological, pedagogical and komparativny analysis; synthesis; comparison. Results. Need of use of correct terms for designation of relevant objects and phenomena is revealed. Their adequate name provides their adequate discussion. Discussion. In pedagogies, as well as in other sciences, it is necessary to follow rules of Russian and also to use, mainly, the words formed from “dead” (any more not changing) languages: Greek and Latin. Conclusion. Consideration of phenomena “socialization”, “estimation of a sotsializovannost” and “sotsiorealization” from philosophical, lingvo-etymological and pedagogical positions becomes clearer and more clear what has to be real practice of formation of readiness of the child for a sotsiorealization. Highlights: It is possible to measure not only education, but also a sotsializovannost (good breeding) of children in DOO with involvement of parents; Not the samorealizovannost, but the sotsiorealizovannost allowing to adapt easier in social space has to be exposed to estimation.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНЫ «СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ» И «СОЦИОРЕАЛИЗОВАННОСТЬ»: АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.81.26.011

УДК 37.032 ББК 74.00

1 2 С. Г. Молчанов , Л. Н. Кербель

1ORCID № 0000-0003-1089-2711

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории,

методики и менеджмента дошкольного образования,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: molchanov_chel@mail.ru

2ORCID № 0000-0003-2280-1960

Аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, в

1

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, g

заведующий Муниципальным дошкольным образовательным учреждением |

«Детский сад № 7» Копейского городского округа, С

о

г. Копейск, Челябинская область, Российская Федерация. Ц

E-mail: liliya.kerbel@mail.ru к

о

ФЕНОМЕНЫ «СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ» |

И «СОЦИОРЕАЛИЗОВАННОСТЬ»: D

АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ

о о

Аннотация s

в в

ректных терминов для обозначения актуальных объектов и явлений.

Введение. В статье обсуждается возможность оценивания не только образованности, но и социализованности, а также правомерность употребления термина «самореализация» и предпочтительность термина «социореализация».

Материалы и методы. Нормативные документы, речи; контент-анализ; лингво-этимологический, педагогический и компара- а тивный анализ; синтез; сравнение.

з а -к

Результаты. Выявлена необходимость использования кор- §

и о -к

н

Так, адекватное наименование феноменов «социализация», «социо- а реализация», «социореализованность» обеспечивает их конструктив- |

ное обсуждение.

Обсуждение. В педагогике, равно как и в других науках, следует соблюдать правила русского языка, а также использовать, по преимуществу, слова, образованные от «мертвых» (уже не изменяющихся) языков: греческого и латинского.

Заключение. Рассмотрение феноменов «социализация», «оценивание социализованности» и «социореализация» с философской, лингво-этимологической и педагогической позиций становится яснее и понятнее, какой же должна быть реальная практика формирования готовности ребенка к социореализации.

Ключевые слова: измерение; оценивание; пассионарность; ресоциализация; самореализация; социореализация; социализован-ность.

Основные положения:

- измерять можно не только образованность, но и социали-зованность (воспитанность) детей в ДОО с привлечением родителей;

- оцениванию должна подвергаться не самореализован-ность, но социореализованность, позволяющая легче адаптироваться в социальном пространстве.

1 Введение (Introduction)

Останемся ли мы либералами в рамках исполнения программы «Десятилетие детства» [1], ФГОС ДО, утверждающими, что особенность нового Стандарта в его нестандартности (А. Г. Асмолов), а уникальность детства должна обеспечиваться индивидуализацией и самореализацией, или станем этатистами-

.0

§

демократами, созидающими позитивную социализацию ребенка,

Ч

со о ж

? вания должна ответить себе, воспитаннику, родителям, государству ^ на вопрос: какого человека мы воспитываем? Потребителя или Со-О зидателя? Пассивного наблюдателя или пассионарного делателя?

подготавливая его к ответственной, духовно-нравственной гражданственности и к пассионарной социореализации. Система образо-

Раньше у нас не было сомнений.

Но либерализация общественно-политической жизни дала негативные эффекты, влияющие и на демографическую ситуацию, и на образование, и на родительство (отцовство и материнство).

И это в то время, когда со стороны государства, ставится задача улучшения демографической ситуации, укрепления семьи (В. В. Путин), а, с противной стороны, в наше социально-образовательное пространство проникают все новые либеральные, но, по существу, антисемейные, антидетские движения, навязываемые нам обществом потребления: семья, свободная от детей (child-free), детоненавистничество (childhate), ювенальные новации, фостерные семьи (foster care), «гражданские» (без взаимных обязательств) и однополые «браки» (с разрешением усыновления), радужные семьи, искусственно (ЭКО; ИКСИ) рожденные дети, смена ^

со

пола, ЛГБТ-псевдоценности и проч. И все они идут под флагом ин- -g дивидуализации и самореализации.

И возникает вопрос: каковы цели воспитания? Это готовность к самореализации или социореализации? По существу, это феномены оппозитные.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Когда речь идет о достижениях ребенка, тогда почему-то все исследователи, не задумываясь, пользуются либеральным тер-

с

_ з

мином «самореализация». В нормативных, инструктивно- в

ан

методических документах также используется этот некорректный но

с

термин. Советники вложили его даже в уста Президента РФ В. В. Путина: так, в ходе январского (2019 г.) визита в Калининград он к подчеркнул необходимость создания благоприятной культурной инфраструктуры для успешной «самореализации» граждан.

В этой связи мы посчитали важным направить в Департамент писем и обращений граждан и организаций Администрации Прези- е дента РФ следующее предложение: вместо либерального термина «са мореализация» употреблять термин «социореализация». Наше пред

у

.0

§

vo

ч

50 О Ä

а у

! U

ложение было рассмотрено в администрации Президента, принято к сведению и направлено в Министерство Просвещения РФ.

По каким же русскофонным и нелиберальным основаниям предпочтительнее употребление термина «социореализация»?

Во-первых, в русском языке существует правило, что сложное (с двумя корнями) слово образуется либо из слов только с русскими корнями, либо — только с иностранными. Например, авто... и ...мобиль1. Оба корня из латыни. Если оба корня перевести на русский язык, это будет выглядеть так:

само... + ...движущийся.

Но сказать само(тоЬИе) или (аШо)движущийся нельзя. Это является нарушением правил [2; 3].

Поэтому, если мы хотим создать двукоренное слово и передать смысл «само-» и при этом использовать в качестве второго корня латинский корень «realis» (вещественный) , то следует и смысл «само-» перевести на латынь — «autos» — , в которую слово это перекочевало из греческого [2; 3].

И тогда компетентный человек, уважающий русский язык, должен сказать - «аутореализация» или «автореализация». Ведь существует в психологической практике феномен «аутотренинг», но никто не говорит: «само-тренинг». К сожалению, многие наши коллеги в научных и методических текстах не соблюдают правил и без должного уважения относятся к русскому языку

По вышеприведенным основаниям и из уважения к русскому

1 Примечание 1 - Заимствовано из французского языка — automobile (фр.), а образовано из двух иноязычных корней — гр. autos сам + лат. mobilis подвижной.

2 Примечание 2 - «Реализация (позднелат. realis — вещественный) — 1) осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программа, намерения и т. п.; 2) продажа товара, превращение имущества или ценных бумаг в деньги».

языку термин «самореализация» не имеет права на существование, тем более, в научных или нормативно-правовых текстах.

Во-вторых, слово «социореализация» образовано из двух латинских слов (корней), что соответствует правилам русского языка.

В-третьих, можно не доказывать, что человек может реализовать себя только в социуме и стать личностью. Esse quam videri1 — утверждалось уже во времена античности и использовалось при обучении античных детей нормам поведения [3]. Это изречение наполнено философским противопоставлением видимости и сущности, маски и лица, потребления и духовности, индивидуальности и социальности. Полезность человека всегда определялась его полезностью для людей, а не для «само»-го себя. Не для самореали- о

м

зации рожден человек, но для социореализации. н

О4

В-четвертых, в Послании Президента РФ (12.12.2012) было о указано на «дефицит духовных скреп» [4], т. е. на слабую выра- g женность у современного российского гражданина таких качеств

В-пятых, сейчас много внимания ученые вынуждены уделять исследованию ресоциализации, т. е. как из вредного человека

©

5

о §

(социальных компетенций), как ответственность, гражданственность, §

о

4 С

духовность, пассионарность, креативность и т. д. А это качества, ко- ^ торые лежат в основании социальной активности и созидательности.

И все эти качества (социальные компетенции) реализуются в социальном пространстве по отношению к окружающим человека людям в виде поступков (актов, акций, деяний, подвигов). А эти пос- 5 тупки либо полезны (социореализация), либо вредны (самореализа-

в а нн

ция)2. с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

а

сделать полезного. Ресоциализацию можно считать в этом контексте и

5

ц

антонимом самореализации и диссоциализации. Таким образом, ресо- Я

и

о

ц

е §

и

1 Примечание 3 - Быть, а не казаться.

2 Примечание 4 - По правилам русского языка нужно сказать - аутореализа- а

ция. е

циализация нужна как реабилитация после самореализации, как исправление всего того, что сотворено самореализацией. Значит, изначально нужно заниматься социореализацией.

В-шестых, человек либо полезен обществу (семье, окружающим, государству), либо — вреден. Социореализующийся человек полезен и другим, и себе. Самореализующийся - вреден и другим, и себе. Ведь член ЛГБТ-сообщества, наркоман, алкоголик, коррупционер и прочие негативные персонажи на сцене нынешнего театра жизни «успешно» САМО- или АУТО-реализуются, но они вредны.

Индивидуализм, потребительство, анимальность — признаки самореализации, а вот духовность, гражданственность, пасси-онарность, ответственность, креативность являют собой индикаторы позитивной социореализации.

В-седьмых, выбор слова для обозначения развивающего пространства в образовательной организации тоже фиксирует противостояние потребительства и духовности. Предметноразвиваю-щая, вещная среда (К. Левин) ориентирует на потребительство, на самореализацию, а социоразвивающая (Ж. Нюттен, Ж-М. Доменаш, А. де Ля Гарандери) - на созидание, на социореализацию [2; 3].

Таким образом, социальная активность, созидательность ребенка в будущем может проявлять себя в трех основных сферах отношений: социально-бытовые в семье; социальные в обществе; социально-профессиональные в труде. И во всех трех сферах деятельность должна быть направлена на совершение полезных действий и пос-тупков [5].

Поэтому проблему социально-профессиональных компетен-^ ций педагогических работников следует обсуждать с позиции,

со насколько они сосредоточивают свое воздействие во взаимодейст-

но

§ вии с семьей на эмоционально-волевой и действенно-практической

^ сферах личности ребенка, на формировании его позитивной со-

^ циореализованности.

•о

§

3

3 Результаты (Results)

Оценивание социализованности. Мы привыкли воспринимать результаты функционирования образовательной организации через конкретные цифры1. А как измерить результат воспитательной работы? Как измерить состояние социализованности (воспи-таннос-ти) детей?

Но, как оказалось, для оценивания социализованности можно использовать инновационную технологию [6].

Инновационная технология социализации состоит из трёх процедур: 1) отбор содержания социализации; 2) измерение социализованности каждого ребенка и группы; 3) оценивание эффективности воспитательного воздействия [6—11].

Педагог, осуществляя воспитательную работу, начинает с первой методики - «Отбор содержания социализации». В этом от- ^

о

боре должны участвовать родители всех детей группы , которые, « выс-тупая как эксперты, должны отобрать 10 позитивных компе- g тенций для мальчиков и десять — для девочек из 107 предложенных в методике [11; 12].

Затем педагог анализирует результаты отбора и составляет план воспитательной работы, ориентированный на формирование тех социальных компетенций, которые, после соответствующей обработки становятся социальным заказом со стороны родителей.

Социализационные занятия. Это план воспитательной рабо-

родительских собраний.

1 Примечание 5 - Например, успеваемость обучающихся в школе фиксирует состояние их образованности. В дошкольном образовании такого жесткого оце-

©

е н

е е

н

з о

в н

ты включает следующие виды социализационных занятий в рамках но

с

а к

У

з а

нивания образованности нынешний ФГОС ДО не предусматривает. При этом я

и

о

ц

компьютеризированная методика И. Б. Едаковой используется для фиксации

достижений детей по пяти образовательным областям. §

к

Примечание 6 - В соответствии со статьей 44-ой ФЗ «Об образовании ...» § родители могут и отказаться от участия в экспертном оценивании. е

1)занятия

а) по формированию представлений о компетенциях;

б) с использованием

- видеоматериалов (video-self-teach);

- изображений (images-self-teach);

- аудиоматериалов (audio-self-teach);

2) индивидуальные и коллективные проекты [7; 9].

Инновационность предлагаемых занятий состоит в том, что

если раньше педагог начинал с плана мероприятий, т. е. с ответа на вопрос «Как воспитывать?», то теперь педагог начинает с ответа на вопрос «Что воспитывать?» и только затем «Как это делать?» [9].

После отбора перечня социальных компетенций (социального заказа) педагог проводит родительское собрание (социализаци-онное занятие) по измерению (оцениванию) выраженности избранных социальных компетенций у детей, т. е. получает информацию о степени выраженности значимых, социально важных качеств, выбранных самими родителями, у каждого из членов группы детей.

Сбор и оформление данных о социализованности. Таким образом, педагог получает возможность составить сводную таблицу оценивания степени выраженности качеств в каждой (любой) группе воспитанников [6; 11].

На основе данных такой таблицы педагог составляет диаграммы («паутинки») для каждого воспитанника.

Эта информация позволяет педагогу совместно с психологом, социальным педагогом и родителями начать целенаправленно формировать положительные, социально-одобряемые качества. В

ь

ель

^ конце какого-то периода (полугодия, года и т. д.) педагог проводит

аналогичные процедуры и выявляет динамику выраженности социальных компетенций. лча Эти процедуры и их итоги позволяют педагогу более точно и

целенаправленно планировать воспитательную работу, а родители ^ начинают более ответственно относиться к проведению измеритель-

ных, экспертно-оценочных действий. Педагог начинает более четко представлять, какие социальные компетенции воспитанников нуждаются в воздействии в первую очередь. И только после этого определяет тематику социализационных занятий для родителей и детей [7].

4 Обсуждение (Discussion)

Технология и полученные эффекты. Технология, во-первых, обеспечивает получение информации о предпочтениях каждого родителя каждого воспитанника и групповых предпочтениях; во-вторых, позволяет выстраивание вектора гендерного воспитательного воздействия отдельно на девочек и на мальчиков; в-третьих, оформляет воспитательное воздействие относительно государственного заказа; в-четвертых, обусловливает принятие правильных педагогических решений и воздействий; в-пятых, обеспечивает перевод родителей и детей из статуса «объекты воздействия» в статус «субъек- ^

о о

ты взаимного воздействия и оценивания»; в-шестых, инициирует и

снижает число негативно ориентированных родителем и детей; в-

на вопрос «Как воспитывать?», то теперь мы начинаем с ответа на вопрос «Что воспитывать?» и только затем «Как это делать?». В фор-

участие родителей социализационном процессе ДОО; в-седьмых, з

о

в а н

но

восьмых, увеличивает содержание методической копилки; в- с девятых, структурирует информацию таким образом, что возникает

возможность ее дигитализации; в-десятых, инновирует планирова- со

и

оре е

ние, организацию и содержание воспитательной работы.

5 Заключение (Conclusion)

Практическая значимость реализуемых новаций и инноваций в том, что реализованная апробация инструментов социализа- | ции и воспитания воспитанников показала, что можно измерять не только образованность, но и социализованность (воспитанность) а детей в ДОО с привлечением родителей.

Социализованность позволяет легче адаптироваться в социальном пространстве. Инновационность подхода заключается еще и

о

у

в том, что если раньше мы начинали с плана мероприятий, т. е. ответа е

мулировании этого социального заказа принимают участие родители. Они же принимают участие и в оценивании социализованности детей и систематически могут получать информацию о ее динамике.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Десятилетие детства. Совершенствование государственной политики в сфере защиты детства : материалы парламентских слушаний / редактор В. В. Нарбут. М. : Издание Государственной Думы. 2018. 241 с.

2. Domenach Jean-Marie (1989), "Ce qu' il faut enseigner", Éditions du Seuil, Paris, 190 p.

3. Ковязина Е. П. Организация и содержание функционирования инновационной площадки: стратегия управления новациями. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 3-5.

4. Латухина К. Сказано - сделано. Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию в 20-летний юбилей Конституции // Российская газета 2013. № 282 (6258), 13 декабря. С. 33-41.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. Т. 4 : Р-V. 8-е изд., набр. и нап. с изд. 1880-1882 гг. М. : Рус. яз., 1982. - 683 с.

6. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования. Челябинск : Энциклопедия, 2014. - 60 с.

7. Аскарова Т. И. Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 87-96.

8. Батуревич Г. В. Патриотическое воспитание обучающихся первомайского техникума промышленности строительных материалов в

tej рамках молодежного движения «Патриот» // Инновационное развитие

профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 96-100.

9. Подшивалова Е. Н. Инновации в формировании и оценивании социальной компетентности. // Инновационное развитие профессиональ-

•о

§

vo

3

со о ж

а у

il

и ного образования. 2018. № 3 (19). С. 108-114.

10. Штейникова Л. С. Актуализация социальных компетенций педагогического работника. // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 114-122.

11. Садыкова Т. Н. Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2018. № 5 (95). С. 53-58.

12 Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. // Актуальное законодательство. М. : Эксмо, 2013. - 208 с. - ISBN 978-5-699-63145-2.

S. G. Molchanov1, L. N. Kerbel'2

1ORCID No. 0000-0003-1089-2711 Full Professor, Doctor of pedagogical sciences,

Professor at the Department of Theory, ^

Methodology and Management of Preschool Education, South-Ural State о

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. 1

n

E-mail: molchanov_chel@mail.ru n

s

2ORCID No. 0000-0003-2280-1960 0

c

Postgraduate at the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Head of the Kindergarten No. 7 Municipal Preschool Educational Institution of the Kopeysk City District,

PHENOMENONS "SOCIALIZATION"

AND "SOCIAL REALIZATION": ACTUALIZATION AND ESTIMATION

N

a

о n

Kopeisk, Chelyabinsk Region, Russia. d

E-mail: liliya.kerbel@mail.ru S

c

R

i

l Ñ' a

о n

Abstcact c

u

Introduction. In article the possibility of estimation not only

a

education, but also a sotsializovannost is discussed; and also legitimacy of the use of the terms "self-realization" and "sotsiorealization". n

d

Materials and methods. Normative documents, speeches; con- Ss tent analysis; lingvo-etymological, pedagogical and komparativny

о

analysis; synthesis; comparison. n

Results. Need of use of correct terms for designation of relevant objects and phenomena is revealed. Their adequate name provides their adequate discussion.

Discussion. In pedagogies, as well as in other sciences, it is necessary to follow rules of Russian and also to use, mainly, the words formed from "dead" (any more not changing) languages: Greek and Latin.

Conclusion. Consideration of phenomena "socialization", "estimation of a sotsializovannost" and "sotsiorealization" from philosophical, lingvo-etymological and pedagogical positions becomes clearer and more clear what has to be real practice of formation of readiness of the child for a sotsiorealization.

Keywords: Measurement; estimation; passionarity; resocializa-tion; self-realization; sotsiorealization; sotsializovannost. Highlights:

It is possible to measure not only education, but also a sotsializovannost (good breeding) of children in DOO with involvement of parents;

Not the samorealizovannost, but the sotsiorealizovannost allowing to adapt easier in social space has to be exposed to estimation.

References

1. Edr Narbut V.V. (2018), Desyatiletiye detstva. Sovershenstvovani-ye gosudarstvennoy politiki v sfere zashchity detstva (Materialy parla-mentskikh slushaniy) [The decade of childhood. Perfection of the state policy in the field of protection of childhood (Materials of parliamentary hearings)]. Izdaniye Gosudarstvennoy Dumy, Moscow, 241 p. (In Russian).

2. Domenach Jean-Marie (1989), "What to teach", Editions du Seuil, ^ Paris, 190 p. (In French).

3. Kovyazina E.P. (2018), Organizatsiya i soderzhaniye funktsion-oan irovaniya innovatsionnoy ploshchadki: strategiya upravleniya novatsiyami c [Organization and content of functioning of the innovative platform: Strategy

of management of innovations]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya, 3 (19), 3-5. (In Russian).

4. Latukhina K. (2013), Skazano — sdelano. Vladimir Putin obratil-sya s Poslaniyem k Federal'nomu Sobraniyu v 20-letniy yubiley Konstitutsii [It is said — done. Vladimir Putin addressed the Federal Assembly on the 20-th anniversary of the Constitution]. Rossiyskaya gazeta, 13, 2-4. (In Russian).

5. Dal' V.I. (1982), Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka v 4-kh tomakh. 8-ye izdaniye, nabrano i napechatano s izdaniya 1880-1882 gg. [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language in 4 volumes. 8-th edition, typed and printed from the edition of 1880-1882]. Russkiy yazyk, Moscow, vol. 4 (R-V), 683 p. (In Russian).

6. Molchanov S.G. (2014), Metodiki otbora soderzhaniya sotsi-alizatsii (OSS-Doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya) i otsenivaniya sotsializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii (Posobiye dlya rabotnikov doshkol'nogo obra-zovaniya) [Methods of selecting the content of socialization (SCS-Preschool educational institution (PEI) and assessing the socialization of boys and (or) girls (AS-Preschool educational institution (PEI) in a preschool educational institution (A manual for workers of preschool education)]. Izdatel'stvo "Entsiklopediya", Chelyabinsk, 60 p. (In Russian).

7. Askarova T.I. (2018), Ispol'zovaniye innovatsionnykh metodik » formi-rovaniya i otsenivaniya sotsializovannosti obuchayushchikhsya [Use of innovative techniques of formation and estimation of a sotsializovannost ^ of students]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya, 3 O

(19), 87-96. (In Russian).

e

8. Baturevich G.V. (2018), Patrioticheskoye vospitaniye l

a

obuchayushchikhsya pervomayskogo tekhnikuma promyshlennosti C stroitel'nykh materialov v ramkakh molodezhnogo dvizheniya "Patriot" [Patriotic education of students of May Day technical school of the industry of construction materials within Patriot youth movement]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya, 3 (19), 96-100. (In Russian).

9. Podshivalova E.N. (2018), Innovatsii v formirovanii i otsenivanii sotsial'noy kompetentnosti [Innovations in formation and estimation of social competence]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya, 3

N

O

n

C z'

c

O n

a n

d s

o

(19), 108-114. (In Russian). n

10. Shteynikova L.S. (2018), Aktualizatsiya sotsial'nykh kompe-tentsiy pedagogicheskogo rabotnika [Updating of social competences of the pedagogical worker]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obra-zovaniya, 3 (19), 114-122. (In Russian).

11. Sadykova T.N. (2018), Professional'no-pedagogicheskaya kom-petent-nost' sovremennogo rabotnika doshkol'nogo obrazovaniya [Professional and pedagogical competence of the modern worker of preschool edu-cation//Kindergarten from And to I: The scientific and methodical magazine for teachers and parents, 5 (95), 53-58. (In Russian).

12. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation; The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation (2013), 21 dekabrya 2012 g.; 26 dekabrya 2012 g.: Novyy Zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 2013 g. [December 21, 2012; December 26, 2012: New Law "On Education in the Russian Federation". Text as amended and supplemented in 2013]. Izdatel'stvo "Eksmo", Moscow, 208 p. (In Russian).

50 -Q

£

o §

■s:

fi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.