Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОЦЕДУРА / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВСОКО / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Е. С., Молчанов С. Г.

Введение. В настоящей статье мы рассмотрим подготовку и процедуры оценивания социализационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися профессиональных образовательных организаций (ПОО). Социализационно-образовательный проект в системе среднего профессионального образования (СПО) направлен на формирование определенных компетенций, изначально поставленных для развития в обучающихся в рамках этого проекта. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компетенций, установленных стандартом образования, профессиональную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и возрастных особенностей. Материалы и методы . В процессе исследования применены следующие методы: анализ нормативно-правовых документов; научных исследований; компаративный и контент-анализ; синтез. В настоящем исследовании использованы в качестве базовых методов: 1) методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и 2) методика оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО), предложенная автором статьи С. Г. Молчановым.. Результаты. Предлагаемые процедуры подготовки и экспертного оценивания социализационно-образовательных проектов можно рассматривать как частную методику педагогического исследования, выступающую одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся, катализатором инновационной деятельности педагогического коллектива, способом корректировки деятельности педагога. Обсуждение. Оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работе, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя. Заключение. В исследовании определена сущность оценивания социализационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися ПОО. Мы считаем, что оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компетенций, установленных стандартом образования, профессиональную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и возрастных особенностей. Получив результат по оцениванию социализационно-образовательного проекта, можно принимать решение о дальнейшей реализации проекта или внесение в него изменений. Кроме этого, возможно составление рейтингов социализационно-образовательных проектов в конкретной образовательной организации или социальной группе. Предложенный метод может быть использован как при оценивании профессионально-педагогических, так и студенческих проектов, реализуемых в «социализационно-образовательном процессе» (С. Г. Молчанов). Мы предварительно определили также и перспективы направлений дальнейшего исследования обсуждаемой проблемы. При этом уже полученные результаты вносят вклад в развитие теории проектного метода. Основные положения: - определена сущность оценивания социализационно-образовательных проектов; - разработана процедура оценивания социализационно-образовательных проектов; - предложенная методика выступает одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE FOR EVALUATING SOCIALIZATION AND EDUCATIONAL PROJECTS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. In this article, we will consider the preparation and evaluation procedures of socialization and educational projects implemented by teachers and students of professional educational organizations. The socialization and educational project in the system of secondary vocational education is aimed at the formation of certain competencies that were initially set for development in students within the framework of this project. At the same time, we take into account the features of professional education, including the acquisition of certain personal and professional competencies established by the standard of education, professional orientation and self-determination of the future graduate and age characteristics. Materials and methods. The article uses the following methods: analysis of regulatory documents; scientific research; comparative and content analysis; synthesis. In this study, the basic methods of Molchanov S.G. used are: 1) the method of selecting the content of socialization and 2) the method of assessing the socialization of young men and (or) girls. Results. The proposed procedures for the preparation and expert evaluation of socialization and educational projects can be considered as a particular method of pedagogical research, which is one of the tools for the formation of social activity of students, a catalyst for innovative activity of the teaching staff, a way to adjust the activities of the teacher. Discussion. Evaluation of socialization and education projects should be included in a single internal system of education quality assessment, and to contribute to the improvement of educational work, the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard, and the formation of the personality of graduates able to meet the requirements of the employer. Conclusion. The study defines the essence of the evaluation of socialization and educational projects implemented by teachers and students of professional educational organizations. We believe that the evaluation of socialization and education projects should be included in a single internal system of education quality assessment, and to contribute to the improvement of educational work, the requirements of Federal State Educational Standard and personality formation of graduates able to meet the requirements of the employer. At the same time, we take into account the features of professional education, including the acquisition of certain personal and professional competencies established by the standard of education, professional orientation and self-determination of the future graduate and age characteristics. After receiving the result of the evaluation of the socialization and educational project, you can decide on the further implementation of the project or make changes to it. In addition, it is possible to compile ratings of socialization and educational projects in a specific educational organization or social group. The proposed method can be used both in the evaluation of professional-pedagogical and student projects implemented in the “socialization and educational process” (S. G. Molchanov). We have also previously identified the prospects for further research on the problem under discussion. At the same time, the results already obtained contribute to the development of the theory of the project method. Highlights: The essence of the evaluation of socialization and educational projects is determined; A procedure for evaluating socialization and educational projects has been developed; The proposed method is one of the tools for the formation of social activity of students.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.159.6.010

УДК 377.5 ББК 74.47

Е. С. Малиновский1, С. Г. Молчанов2

^RCID № 0000-0001-5126-0783 Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: 25012000@inbox.ru

2ORCID № 0000-0003-1089-2711 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: molchanov_chel@mail.ru

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Введение. В настоящей статье мы рассмотрим подготовку и процедуры оценивания социализационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися профессиональных образовательных организаций (ПОО). Социали-зационно-образовательный проект в системе среднего профессионального образования (СПО) направлен на формирование опреде-

о

§ ленных компетенций, изначально поставленных для развития в ^ обучающихся в рамках этого проекта. При этом мы учитываем осо-^ бенности профессионального образования, включающего в себя

« получение определенных личностных и профессиональных компе-

§

«о тенций, установленных стандартом образования, профессиональ-

§ ную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и воз-

^ растных особенностей.

bj Материалы и методы. В процессе исследования применены

следующие методы: анализ нормативно-правовых документов; научных исследований; компаративный и контент-анализ; синтез. В настоящем исследовании использованы в качестве базовых методов: 1) методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и 2)

П

методика оценивания социализованности юношей и (или) девушек з

е

(ОС-ЮД -ВПО), предложенная автором статьи С. Г. Молчановым.. у

а

Результаты. Предлагаемые процедуры подготовки и экс- О

е

пертного оценивания социализационно-образовательных проектов |

а

можно рассматривать как частную методику педагогического ис- ж

следования, выступающую одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся, катализатором инновационной деятельности педагогического коллектива, способом корректи-

качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работе, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя.

Заключение. В исследовании определена сущность оценива-

С5

О

и

л

а к

О

ровки деятельности педагога. Н

О

Обсуждение. Оценивание социализационно-образовательных б

проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки 8

№ а

§

о* Н О* £

3

О е к

о

№ №

ния социализационно-образовательных проектов, реализуемых пе- 3

О

дагогическими работниками и обучающимися ПОО. Мы считаем, е что оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компетенций, установленных стандартом образования, профессиональную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и возрастных особенностей. Получив результат по

С5

с и

О

н §

о* н

О

Й О

бз

з О

№ а

«о

0 ж а ж

1

U §

SJ «о

о ж ж

U

hq

оцениванию социализационно-образовательного проекта, можно принимать решение о дальнейшей реализации проекта или внесение в него изменений. Кроме этого, возможно составление рейтингов со-циализационно-образовательных проектов в конкретной образовательной организации или социальной группе. Предложенный метод может быть использован как при оценивании профессионально-педагогических, так и студенческих проектов, реализуемых в «со-циализационно-образовательном процессе» (С. Г. Молчанов). Мы предварительно определили также и перспективы направлений дальнейшего исследования обсуждаемой проблемы. При этом уже полученные результаты вносят вклад в развитие теории проектного метода.

Ключевые слова: измерение; оценивание; процедура; экспертный метод; метод экспертных оценок; экспертная оценка; социальная активность; позитивные социальные компетенции; личностные компетенции; ВСОКО; внутренняя система оценки качества образования; профессиональные компетенции; социализационно-образовательный процесс; социализационно-образовательный проект; проект; инновационная деятельность; учебно-воспитательная работа; профессиональная образовательная организация; ПОО; среднее профессиональное образование; СПО.

Основные положения:

- определена сущность оценивания социализационно-образовательных проектов;

- разработана процедура оценивания социализационно-образовательных проектов;

- предложенная методика выступает одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся.

1 Введение (Introduction)

Актуальность темы обусловлена активным распространением проектного метода в профессионально-педагогической деятельности на всех уровнях образования [1-4]. Проблема оценивания проектной деятельности преподавателей ПОО приобретает актуаль-

ность, поскольку необходимо понимать результаты влияния метода проектов на формирование личностных социальных и образовательных компетенций выпускников ПОО, т. е. таких качеств личности, которые были бы востребованы работодателями.

Законодательством России1'2'3'4 предусмотрено создание «внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО) в образовательных организациях, целью которой является мониторинг

у

Основная задача системы СПО на современном ее этапе — §

повышение качества образования, включающего практико- у

а

ориентированную составляющую, направленность на соответствие §

потребностям экономики России. |

По мнению И. М. Елкиной оценивание качества образования | предполагает оценивание различных параметров: «образовательно- §

-I

го результата, образовательных программ, учебных пособий, пси- | хологического климата в и результаты образовательных достиже

а

§

ний обучающихся» [5]. §

о §

§

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а §

о*

§

о*

1Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : феде- 8 ральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 го- §

ды : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 497 е

о

от 23.05.2015 г. Документ утратил силу с 1 января 2018 г. в связи с изданием §

§

Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 № 1406. Доступ из справ.- |

§

правовой системы «КонсультантПлюс». §

к'

3Об утверждении порядка самообследования образовательной организа- о

^

цией : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 462 ^

§

от 14 июня 2013 г. : зарег. в Минюсте Российской Федерации 27.06.2013 № 28908 § (ред. от 14.12.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4Об утверждении показателей деятельности образовательной организа- § ции, подлежащих самообследованию : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «» № 1324 от 10 декабря 2013 г. : зарег. в Миню- § сте Российской Федерации 28.01.2014 № 31135 (ред. от 15.02.2017). Доступ из §

»К

справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 1

«о

О

н

а ч

I

и §

с

«о

О

н

и

и

результатов реализации ФГОС, т. е. образованности обучающихся. Мы считаем, что оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить во ВСОКО как один из объектов оценивания в рамках мониторинга и как фактор, способствующий корректировке социализационно-образовательной работы, направленный на выполнение требований ФГОС, а также и на формирование позитивной социализованности выпускников, способных в дальнейшем выполнять производственные задачи. Законодатель определил основные направления движения в данном направлении, однако теоретические и практические вопросы ВСОКО в научных исследованиях рассмотрены недостаточно, в том числе и процедуры оценивания социали-зационно-образовательных проектов, направленные на формирование позитивных социальных компетенций обучающихся ПОО.

А. С. Бароненко считает, «что управление процессом воспитания носит спиралевидно-циклический характер, что объясняется повышением сложности задач, содержания и условий на каждой новой ступени воспитательного процесса, следовательно, на каждом новом цикле управления» [6, 19].

По нашему мнению, в настоящий момент возникло противоречие:

- между накопившимися в науке знаниями о методе проектов в структуре педагогической деятельности и недостаточным уровнем исследований и использования в практической деятельности оценки качества и результативности использования этой технологии по формированию личностных и образовательных компетенций обучающихся ПОО;

- между существующей законодательной базой, теоретическими основами реализации (существования) ВСОКО и внедрением процедур анализа процессов, протекающих в ПОО, как необходимого компонента педагогической и управленческой деятельности.

Таким образом, актуальным в настоящее время является вопрос наличия процедур и инструментария оценивания социализа-

ционно-образовательных проектов, реализуемых педагогами ПОО как в учебной, так и в воспитательной работе, как компонента вариативной части ВСОКО, действующей в ПОО.

Предлагается инструмент для оценивания «внеучебных дос-

гом у обучающихся (воспитанников) конкретной социальной груп-

у

тижений» обучающихся. Эта «методика предназначена для отбора §

социальных компетенций, которые должны формироваться педаго- ду

а

§ -К

пы» [7, 16], либо корректироваться педагогическим воздействием | при отсутствии каких-либо позитивных социальных компетенций §| или их слабой выраженности у обучающегося ПОО. В качестве ба- с§

-I

зовых используем методики отбора содержания социализации | (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) де

а

к |§

вушек (ОС-ЮД -ВПО) [7]. Диссертационные исследования по оце- §

о §

а §

§

№ а

§

о* §

о* 8

ниванию социализационно-образовательных проектов методом экспертных оценок в системе СПО отсутствуют. Идеи и подходы к оцениванию и экспертизе проектов в профессиональном образовании рассматривали в своих трудах автор статьи С. Г. Молчанов и др. Мы предлагаем использовать метод проектов для формиро-

§

вания социальных компетенций и при этом производить оценива- ек

ние социализационно-образовательных проектов на всех этапах §

использования этого метода. Таким образом, педагогические ра- ^

§

ботники будут оснащены инструментарием для реализации про- е ектной деятельности: 1) методикой отбора содержания социализации, 2) методикой измерения позитивной социальной активности, 3) методикой оценивания проектов (заявительных текстов). Первоначальные этапы исследования проблемы оценивания (измерения) состояния образовательных объектов рассмотрены нами в научных статьях 2019-2020 гг. [8].

Необходимо отметить, что в учебной и внеучебной деятельности педагог сталкивается с постоянно меняющейся информацией о результатах успеваемости, посещаемости, поведения, об успехе обучающихся нескольких учебных групп, когда в течение относи-

С5 с

| § § а|§

О* §

§

Й §

§

№ а

в о

н

а ч

I

и §

с в о

н

и

и

тельно небольшого периода — нескольких месяцев — происходят в том числе и возрастные изменения человека. И экспертный метод может помочь педагогу работать «с постоянно изменяющимся информационным полем» [9].

В нашем исследовании используем предложенное автором статьи С. Г. Молчановым понятие «социализационно-образователь-ный проект» как проект при реализации которого происходит социализация воспитуемого, с ориентацией на формирование социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи. С. Г. Молчанов в своих трудах предлагает понятие «социализованность» как продукт воспитания. При этом продуктом обучения является образованность. Эти два понятия являются результатом педагогического вмешательства в социализацию и образование обучающегося и выступают как обновленные социализованность и (или) образованность и, в конечном итоге, как показатели состояния социального и образовательного статусов. Таким образом, продуктом воспитания и результатом социализации является социализованность, состоящая из позитивных социальных компетенций, формируемых целенаправленным воздействием воспитателя.

Введение в научный оборот понятие «социализационно-образовательный проект» и понятие «социализационно-образовательный процесс» связано с необходимостью показать, что обучающийся включен одновременно в два процесса — в социализацию и образование, в рамках которых происходит (под влиянием воспитания и обучения) освоение социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи.

Под позитивными социальными компетенциями мы понимаем качества личности, устойчивые во времени и пространстве характеристики личности, проявляющейся в поведении человека в различных ситуациях [10], являющиеся продуктом воспитания и результатом социализации, составляющие социализованность. К образовательным компетенциям мы относим профессиональные компетенции,

соответствующие ФГОС СПО.

С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич под «измерением понимают возможность приписать числовую форму объектам и событиям в соответствии с определёнными правилами» [11].

Под процедурой оценивания будем понимать установленный §

порядок определения количественных значений рассматриваемого, ду

а

§

метода экспертной оценки. Экспертное оценивание — это процеду- |

№а

ра получения оценки объекта и (или) явления (ситуации) на основе §| экспертных суждений (мнений) специалистов. §

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью настоящей статьи является представление процедуры | оценивания социализационно-образовательных проектов, обеспе-

измеряемого объекта (в нашем случае — проект) с использование

фиксацию его положительных и отрицательных сторон, в) отражение возможной результативности в формировании личностных социальных и профессиональных компетенций, изначально целеобо-значенных для увеличения выраженности у обучающихся в рамках конкретного проекта. В качестве задач настоящего исследования

1. Провести анализ отечественных научных исследований и

а -к к

чивающей: а) выявление особенностей реализуемого проекта, б) §

о 0

а о

о

№ а

S §

о* §

о* £

к

мы определили следующие: К

о

№ №

существующих в практике подходов к оцениванию проектов в сис- ^ теме СПО. f

о о

2. Выявить существующие подходы к оцениванию результа- К

а

тов внеучебных достижений обучающихся ПОО методом эксперт- §

§

о

ной оценки. к<

о

3. Определить показатели (признаки) и критерии оценивания а

К

компонентов социализационно-образовательных проекта в ПОО. а

Разработать процедуры организации и проведения оценивания социализационно-образовательных проектов в ПОО.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Разработка теоретико-методологического инструментария

ж о

K

г

г а

§

а

осуществлялась с опорой на положения теории компетентности |

в о

н

а ч

I

и §

с в о

н

и

и

(Агапов И. Г., Зеер Э. Ф., Зимняя И. А., Хуторской А. В. и др.); теории личностно-ориентированного образования (Алексеев Н. А., Бондаревская Е. В., Зимняя И. А., Якиманская И. С. и др.); теории и концепции развития профессионального образования (Архангельский С. И., Болотов В. А., Вербицкий А. А., Зеер Э. Ф., Климов Е.

A., Семушин Л. Г., Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. и др.); методологии профессиональной подготовки обучающихся в учреждениях СПО (Анисимов П. Ф., Батышев С. Я., Булынский Н. Н. и др.); методики отбора содержания социализации и оценивания социализо-ванности (Молчанов С. Г.); педагогического эксперимента, экспертизы, оценки качества образования и мониторинга (Кемпбелл Д., Калугина Т. Г., Яковлев Е. В. и др.), организации педагогических исследований (Бабанский Ю. К.,. Загвязинский В. И, Краевский В.

B., Черепанов В. С. и др.); подходы к метода экспертных оценок (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., Литвак Б. Г.). Педагогические возможности «метода проектов» как феномена XX века рассматривала Стернберг В. Н. [12].

Оценку инновационных проектов в образовании на основе квалиметрического подхода рассматривала Г. З. Файзуллина.

Проблемами содержания и организации среднего профессионального образования исследовались Батышевым С. Я., Гончаровой О. Л., Кашиной М. В., Паньковой Л. С., Зайцевой И. Н. и др.

Вопросы воспитания в среднем профессиональном образовании в своих трудах рассматривали Трегубова Е. С., Дракина И. К., Форзун Е. А., Любавская Л. И., Ядченко Е. М., Булатников И. Е. и др. Внеучебную деятельности студентов ПОО рассматривали Ру-щишина А. А., Артюхина Т. С., Шульга Н. И., Иванайская Т. Л., Му-саев К. М., Э. Ф.Шакирова.

Д. П. Дербенев отмечал наличие «кризиса институтов воспитания и социализации новых поколений» [13]. Е. С. Трегубова обсуждает вопросы эффективности профессионального воспитания и поиска «оптимальных методов и форм воспитания с учетом возраста

и профессиональной подготовки; выбор оптимального содержания воспитательных мероприятий применительно к конкретным задачам и условиям» [14].

Использование метода проектов в СПО рассматривали А. А. Ку-

сова, Т. П. Васильева, Е. П. Алисиевич, И. В. Корякина, А. Е. Шейн-

лешов, С. В. Гренадерова, Н. Е. Сауренко, А. В. Жердев, Ю. В. Весе- §

лова, Л. А. Дорджиева, И. Б. Невзорова, Г. Г. Митрофанова, О. В. Дени- у

а

§ -к

блит, С. С. Рачева, Э. Б. Новикова. Формирование социальной актив- §|

№а

ности студентов в ПОО рассматривали: Э. Ф. Шакирова, И. А. Дра- | люк, и иной активности Г. Г. Сергеев, А. В. Шарина Вопросы социа- с§

-I

лизации в ПОО рассматривали: А. Г. Красноперова, Е. А. Копыця. | Формирование готовности к проектной деятельности студентов рас-

а

к |§

сматривала Т. А. Панчук. §§

о

Методологическую основу нашего исследования составили о

труды по методу экспертных оценок в экономических и педагогиче- §

а

ских исследованиях [11; 15; 16; 17]. По мнению Т. Я. Данеляна, в основу метода экспертных оценок «закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте» [18]. С. Д. Бешелев считает, что «надежность решений, принимаемых на основе суждений групп

экспертов, в значительной степени зависит от организации и направ- ^

§

ленности процедуры сбора, анализа и математической обработки ес этих суждений. Решения групп экспертов существенно отличаются от решений, которые формируются в результате дискуссий на заседаниях комиссий, где мнение авторитетных или «напористых» участников заседаний оказывает тельное влияние на суждения остальных» [11, 34].

Приведем условия, предложенные Б. Г. Литвак, при которых экспертная информация будет качественной:

- наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих опыт работы эксперта;

С5 с

| § § а|§

О* §

§

Й §

§ № а

«о

0 ж

а у

1

U §

SJ «о

о ж

S

U

hq

- наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;

- получение достоверной экспертной информации;

- корректная обработка и анализ экспертной информации [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы согласны с мнением В. А. Журавлевой о том, что «экспертные оценки чаще всего используются в ситуациях, когда достоверность информации невелика. Поэтому одной из основных характеристик метода экспертных оценок выступает их вероятностность, так как основаны они на способности личности давать полезную информацию в условиях неопределенности. В случае, когда оценки получены от группы экспертов, предполагается, что «истинное» знание находится внутри диапазона оценок и что обобщенное» коллективное мнение является достоверным [9].

3 Результаты (Results)

По нашему мнению, многочисленные социализационно-образовательные проекты, используемые педагогическими работниками, обеспечивают формирование входящих в состав социальной активности позитивных социальных компетенций обучающихся ПОО. К ним относятся социальные, экологические, патриотические, волонтерские, исследовательские, профессионально-ориентирующие, индивидуальные педагогические и студенческие проекты. Проект выступает механизмом достижения целей воспитания, формирования личности обучающихся, а также его реализация позволяет развивать эффективные способы и методы педагогической работы. По мнению Ю. Г. Шихваргера, проект является самостоятельной частью подготовки будущего специалиста. В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность, уверенность, перспективность в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно [19].

Результаты оценивания проектов могут позволить провести корректировку педагогической деятельности на всех этапах проектной деятельности.

Объектом оценивания является проект, подготовленный по определенному образцу с учетом специфики учебной или внеучеб-ной работы педагога. Информацию о проекте автор может представить в виде полной или свернутой документации к этому проекту,

с текстом проекта. Следует отметить, что огромную роль в понима-

А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников считают, что понятие «контекст» «может применяться как «служебное», когда требуется описать «фон», «среду», «ситуацию», «обстоятельства», «обстановку», «условия» и т. п., т. е. некоторое «пространство», которое задает характеристики включенного в них объекта для субъекта-наблюдателя [21]. В нашем случае контекстом выступают педагогические условия, действующие при реализации социализационно-образовательного

у

используя изложение текста на обозначенную тему, табличные, гра- §

о -к

фические методы, презентации. Эксперт осуществляет ознакомление ду

а

§ -к

нии текста играет контекст. Контекст может быть признан опреде- §|

№а

ляющим фактором любого процесса смыслообразования, поскольку §| взаимодействие индивидуальных и групповых концептуальных си- с§

-I

стем и определяет механизмы языковых коммуникаций, а также их а|

адекватность индивидуально-коллективному миропониманию [20]. к

§

Проект действует и реализуется в определенном контексте. §§

§о §

а §

§ № а

3 е|§

о* §

о*

8 §

е к

0

проекта: поставленные цели и задачи по формированию личностных 3

§

или профессиональных компетенций, профессионально-педагоги- е ческие компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения, социальный портрет группы, возрастные и психологические особенности обучающихся ПОО. Эксперту необходимо принимать во внимание те условия, в которых действует проект, по крайней мере использовать ту информацию, которой обладает.

При таком подходе и авторам проекта, и экспертам будет

§

понятно: как должен быть выстроен проект и каким содержанием

§з

наполняться. а

1

По нашему мнению, любой проект, направленный на фор-

-I

мирование позитивных социальных компетенций, называемый со- Ц

0 с

1 §

§ а|§

о* §

§

Й §

8 §

№ а

в

0

н

а

у

1

и §

с в

о

н

и

и

циализационно-образовательный проект, включает в себя стандартно-типовой набор компонентов. Выделим компоненты структуры проекта в виде вопроса, на который автор проекта должен ответить.

Первый компонент проекта должен отвечать на два вопроса. «На базе чего?» — это наличие информации об актуальном состоянии научных и других исследований по проблеме и представленность вариантов ее решения в практиках. «Ради чего?» —актуальное противоречие, от разрешения которого зависит обновление состояния объекта и (или) явления. Это либо обновление материального объекта, от которого улучшится состояние социального комфорта группы лиц; либо увеличение представленности и выраженности позитивной социализованности исполнителей проекта и групп лиц, на которые он направлен. Цель проекта мы определяем как мысленное отражение в сознании субъекта желаемого состояния объекта, на который и направлен проект, то есть во имя чего предпринимается проект, какое противоречие планируется разрешить.

Второй компонент отвечает на вопросы: «Для чего?» и «Почему?». Это планируемые итоги в виде морального и материального продуктов. Выполнение проекта должно приводить к достижению цели, а задачи должны поддаваться количественному и качественному оцениванию. Перечисляются результаты, которые планируется получить в процессе выполнения проекта.

Третий компонент отвечает на вопрос — «Для кого?». Содержит описание объектов и явлений; социальных групп, на обновление (изменение) которых ориентирован социализационно-образовательный проект.

Четвёртый компонент — «От имени кого?» Тот, кому принадлежит идея проекта. Это не обязательно руководитель или исполнитель проекта.

Пятый компонент — «Кто?» и «Какими силами?». Кто будет выполнять проект. Руководитель, исполнители (их квалификация,

убеждения, репутации; опыта аналогичной или похожей деятельности), могущие наилучшим образом выполнить задачи проекта. Разделение компетенций исполнителей. Кто будет: а) осуществлять извлечение информации о состоянии объекта и (или) явления; б)

Шестой компонент — «Чем? (Какими средствами?)». Какие

(целесообразной организованности информации, обеспечивающей действия, приемы, операции и выбор средств).

Оценивая адекватность каждого из признаков объекта «проект», эксперт устанавливает соответствие:

- содержания предполагаемой деятельности участников проекта, вновь создаваемому и (или) обновляемому объекту и (или) яв-

явление.

Под средствами следует понимать различные моральные — это идеи, публикации, способы социального вмешательства; материальные — это инструменты, орудия, механизмы, материалы, а также финансовые средства.

Эксперт соотносит каждый вопрос с текстом и в его сознании возникает целостный образ проекта относительно его адекватности тому субъективному образу, который возник в его сознании. Это сравнение, по существу, компаративный анализ позволяет ему высказать одно из экспертных суждений:

у

действия (как они будут осуществляться, когда и в какой последо- з§

вательности). ду

з

а §

ресурсы будут привлечены: моральные и материальные. Идеи, ин- I

№а

формация; финансовые средства, материалы. I

Для оценивания проекта предлагаются три критерия: а) §

-I

адекватности (соответствия содержания деятельности объекту (яв- а| лению); б) экономичности (длительности работы с единицей ин- к

лению; №

- средств, используемых для воздействия на объект и (или) 3

§

к с

с

I §

§ а|§

о* §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

Й §

а8 §

№ а

ж §

Й

г

г

а §

а

-I

«не соответствует», Ц

«о

0 ж

а у

1

и §

и «о

о ж а

и

- «скорее соответствует, чем нет»,

- «соответствует полностью».

И эксперт проставляет условленные числовые значения напротив каждого вопроса в экспертном листе.

Слово «адекватность» восходит к латинскому adaequatus, что можно перевести как «приравненный», «равный», «соответствующий», «совпадающий»1. По мнению В. В. Липатовой, А. В. Литвинова «адекватность» означает коммуникативное и прагматическое тождество [22]. У эксперта есть субъективный образ оцениваемого объекта, и тогда экспертное оценивание превращается в установление «... соответствия субъективного образа (оцениваемому) объекту, оригиналу» [23, 13], т. е. тому, что представлено в проекте.

Экономичность обнаруживает себя в продолжительности времени работы над проектом для получения результата в виде морального и материального продукта. В процессе оценивания критерия «экономичность» эксперт фиксирует образ длительность: а) работы с единицей информации; б) воздействия на объект (явление). Эксперт руководствуется суждением «чем меньше времени затрачено на изучение информации об объекте (явлении), на действия с ним, на выбор и использование средств, тем лучше, тем экономичнее проект. При чтении текста проекта у эксперта возникает целостный образ проекта, состоящий из: 1) затратности проекта, 2) времени и труда на получение результата, 3) реакции лиц на стоимость, 4) вознаграждение исполнителей 5) ресурсные возможности; 6) наличие материальных и моральных ресурсов.

Операциональность — это целесообразная организованность информации для реализации действий, приемов, операций, отбора средств воздействия, т. е. удобное для работы с объектом расположение единиц информации (последовательность, систематичность, наглядность и т. п.) в пространстве проекта; системность и реализу-

1Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 1998. - 1536 с.

емость исполняемых действий, приемов, операций субъектами проекта, наполненность необходимыми и достаточными средствами.

Для подготовки экспертного оценивания социализационно-образовательных проектов можно предложить следующие процедуры.

Для оценивания проекта формируется экспертная группа из §§

к

числа педагогических, руководящих работников или обучающихся ду

а

ПОО. Для получения достоверной информации в оценивании должно §

к

принимать участие не менее 6 экспертов. Оценивать может и мень- I

№а

шее число экспертов, но тогда информация будет менее достовер- I ной. Эксперт должен иметь опыт реализации не менее трех проектов с§

-I

по близкой к оцениваемому проекту проблематике. Персональный а| состав экспертной группы утверждается руководителем ПОО, до 8

С. В. Гуцикова считает, что особое значение имеют принципы формирования экспертных групп и характер их взаимодействия [24]. Существенную роль при отборе экспертов для реализации конкретного проекта играет степень принадлежности эксперта к определенной организационной среде, которая накладывает свой отпечаток на систему социальных и профессиональных представлений экспертов. №

Мы считаем, что эксперты должны удовлетворять целому 3

§

ряду требований, основные из которых включают: к

сс

- профессиональную компетентность и владение специаль- §

§а

ным знанием; |§

§§

- компетентность в экспликации оценок; к<

§

длительную, целенаправленную практику экспертов; 3а

§

- опыт профессиональной деятельности потенциального а эксперта;

- способность и готовность давать содержательную экспертную информацию и интерпретировать ее;

- возможность подвести под выбор, сделанный на основе интуиции, рациональное обоснование;

ж §

Й

§3г

г

а §

а к

I I

- разносторонность и успешность профессиональной деятельности и др.

Отметим, что для определения требований для оценивания проектов обучающимися ПОО следует провести отдельное научное исследование.

Экспертная оценка оформляется на одном листе, чтобы эксперт одновременно удерживал в поле зрения все позиции, подлежащие оцениванию.

В ходе оценивания эксперт рассматривает первый признак, например, и, таким образом, ему нужно проставить три оценки относительно трех критериев. Вариантов оценок тоже три (единица, двойка, тройка). Таким образом, в ходе оценивания первого признака эксперт удерживает в поле зрения и внимания 6 объектов. Измерителями являются балльные оценки в избранном нами для простоты измерения диапазоне: единица (1), двойка (2), тройка (3) (рисунок 1).

Рисунок 1 — Экспертный лист оценивания социализационно-образовательного проекта

Figure 1 — Expert assessment sheet for the socialization and educational project

Рисунок 1 Figure 1

Экспертный лист оценивания социализационно-образовательного проекта _(наименование проекта)

Педагог:_Автор:_

Уважаемый эксперт (Ф.И.О.,)_

Оцените в баллах, выбрав одну из трех оценок «1», «2», «3». Оценка «1» означает, что состояние признака относительно критерия «критичное», оценка «2» — «достаточное», оценка «3» — «оптимальное». Оценки «1», «2», «3» фиксируют степень выраженности признаков относительно критериев. Количество всех баллов суммируется по вертикали (столбцы 2, 3, 4) и по горизонтали (строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Итоговая сумма в столбце 5 делится на количество выставленных оценок по всем критериям.

Признак Критерий

Адекватность Экономичность Операциональность Итоговая сумма

1 2 3 4 5

1. На базе чего? (Ради чего?) Сущность и предпосылки проекта

2. Для чего? (Почему?) Предполагаемые результаты

3. Для кого? Социальные пространства и группы лиц

4. От имени кого? Инициаторы проекта

5. Кто? (Какими силами?) Персонал проекта и партнеры

6. Чем? (Какими средствами?) Материальные и моральные ресурсы

7. Итоговая сумма

8. Итоговая экспертная оценка

Эксперт_(подпись) Дата «_»_»_г.

Эксперт выставляет субъективную оценку, выстраивая внутреннюю, субъективную шкалу, поэтому он исходит из определенных суждений (Таблица 1).

Таблица 1 — Возможные варианты экспертной оценки Table 1 — Possible options for expert assessment

Вариант суждений Вербальная оценка Балл

Сделано (сформулировано) хуже, чем сделал (сформулировал) бы я не соответствует 1

Сделано (сформулировано) так же, как сделал (сформулировал) бы я скорее соответствует, чем нет 2

Сделано (сформулировано) лучше, чем сделал (сформулировал) бы я соответствует 3

Само измерение осуществляется в виде приписывания числа измеряемым объектам по определенным правилам. Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое значение (частное от деления суммы оценок на количество оцененных позиций) по всем критериям и по всем компонентам конспекта учебного занятия, по каждому эксперту и по экспертной группе в целом. При средних значениях итоговой оценки в диапазоне 2 ± 0,33 балла возможно вынесение экспертного заключения «скорее соответствует, чем нет», при значении более 2,33 балла — «соответствует» и может быть рекомендован к реализации. При значении 1,75 и менее — выносится заключение «отправить на доработку».

4 Обсуждение (Discussion)

Мы считаем, что оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования, и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работе, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя.

5 Заключение (Conclusion)

В исследовании определена сущность оценивания социали-зационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися ПОО. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компе- § тенций, установленных стандартом образования, профессиональ-

о -к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f

ную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и воз- а

к № ж к № Ж

ж к

So о о к

к

§

растных особенностей.

Получив результат по оцениванию социализационно-образо-вательного проекта можно принимать решение о дальнейшей реализации проекта или внесение в него изменений. Кроме этого, возможно составление рейтингов социализационно-образовательных

Предлагаемые процедуры подготовки и экспертного оцени-

а -к

проектов в одном педагогическом коллективе. §

ж о

о

вания социализационно-образовательных проектов можно рас- 3 сматривать как частную методику педагогического исследования, | выступающую одним из инструментов формирования социальной | активности обучающихся, катализатором инновационной деятельности педагогического коллектива, способом корректировки дея- § тельности педагога.

оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6.

о

Библиографический список f

1. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии ^

№ о о к

№ 3 (24). 9 с. - ISSN 2307-1281 (Online). DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9. ж

2. Распопова А.Ю., Беспалова С. В. Реализация студенческих проектов: ж проблемы и пути решения // Наука о человеке: гуманитарные исследования.

2020. Т. 14. № 3. С. 80-86. f

а

3. Помаскина О. В. Проектный метод как инновационная форма обуче- °

ж

ния в вузе // Инновационное развитие экономики. 2020. № 4-5 (58-59). С. 42-51. -

4. Малышева Н. В. Проектный метод обучения и проектное мышление

ж

педагога: поиск новых подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 48-55. ^

жж

5. Елкина И. М. Анализ и поиск механизмов оценивания результатов к

ж

к к

к

обучения при личностно-ориентированном подходе // Наука и школа. 2016. № 2. к С. 153-163.

«о

о ж

а у

3

и §

и «о

о ж а

и

6. Бароненко А. С. Проблемы воспитания молодежи в современных условиях: В помощь учителю. Челябинск : Челяб. гос. ун-т. 2000. - 23 с.

7. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС -ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования. Челябинск : Энциклопедия, 2012. - 60 с.

8. Малиновский Е. С. Социализационно-образовательный проект как объект оценивания // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации : сборник научных статей по итогам национальной научно-практической конференции, 23-24 октября 2020 года. Санкт-Петербург. СПб. : Изд-во СПбГЭУ 2020. - 250 с.

9. Журавлёва В. А. Метод экспертного оценивания: историческая экспликация и современная модель // Вестник РУДН. 2012. № 2. С. 28-38. (Социология).

10. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 21-26.

11. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М. : Наука, 1973. - 157 с.

12. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века : автореф. дис. ... кан. пед. наук. Рязань, 2003. - 22 с.

13. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков / Социологический журнал. 1997. № 1-2. С. 142-147.

14. Трегубова Е. С. Повышение эффективности профессионального воспитания студентов технического колледжа : автореф. дис. ... кан. пед. наук. Москва, 2009. - 25 с.

15. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок: теория и практика / Институт психологии РАН. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2011. - 144 с.

16. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М. : Патент, 1996. - 271 с.

17. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч. 2 : Экспертные оценки. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. - 486 с.

18. Данелян Т. Я. Формальные методы экспертных оценок / Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. 2015. № 1. С. 183-187.

19. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства в курсе «Менеджмент» : автореф. дис. ... кан. пед. наук. Барнаул, 2007. - 18 с.

20. Бажутина Н. С. Методологические проблемы структурной организации смыслов : автореф. дис. ... кан. филос. наук. Новосибирск, 2003. - 18 с.

21. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Понятие «Контекст» в категориаль-

ном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. 90-99 с.

22. Липатова В. В., Литвинов А. В. Понятия эквивалентности и адекватности в преподавании перевода в высшей школе на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 4. С. 105-113. (Лингвистика).

23. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

24. Гуцыкова С. В. Методологические аспекты организации экспертизы в образовательной // Проблемы и перспективы развития образования в России.

he

2014. № 31. С. 182-185. £

ro c

e dur

^RCID No. 0000-0001-5126-0783 S

r

Eval

E-mail: 25012000@inbox.ru a

а

2ORCID No. 0000-0003-1089-2711 g

c

Ye. S. Malinovskiy1, S. G. Molchanov2

^RCID No. 0000-0001-5126-0783 Postgraduate of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Theory, Technique and Management of Preschool Education,

THE PROCEDURE FOR EVALUATING SOCIALIZATION AND EDUCATIONAL PROJECTS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

IM

a

о

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. -

E

E-mail: molchanov_chel@mail.ru U

0 a

1 o

n a

S

e

c

Abstract n

a

Introduction. In this article, we will consider the prepara- r

S e

tion and evaluation procedures of socialization and educational projects implemented by teachers and students of professional g educational organizations. The socialization and educational pro- ^ ject in the system of secondary vocational education is aimed at the formation of certain competencies that were initially set for development in students within the framework of this project. At the same time, we take into account the features of professional education, including the acquisition of certain personal and pro-

o

s c

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i o

n a О

rgan

ni a

0

R

a 13

1

ej

fi >

o

R

£

fessional competencies established by the standard of education, professional orientation and self-determination of the future graduate and age characteristics.

Materials and methods. The article uses the following methods: analysis of regulatory documents; scientific research; comparative and content analysis; synthesis. In this study, the basic methods of Molchanov S.G. used are: 1) the method of selecting the content of socialization and 2) the method of assessing the socialization of young men and (or) girls.

Results. The proposed procedures for the preparation and expert evaluation of socialization and educational projects can be considered as a particular method of pedagogical research, which is one of the tools for the formation of social activity of students, a catalyst for innovative activity of the teaching staff, a way to adjust the activities of the teacher.

Discussion. Evaluation of socialization and education projects should be included in a single internal system of education quality assessment, and to contribute to the improvement of educational work, the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard, and the formation of the personality of graduates able to meet the requirements of the employer.

Conclusion. The study defines the essence of the evaluation of socialization and educational projects implemented by teachers and students of professional educational organizations. We believe that the evaluation of socialization and education projects should be included in a single internal system of education quality assessment, and to contribute to the improvement of educational work, the requirements of Federal State Educational Standard and personality formation of graduates able to meet the requirements of the employer. At the same time, we take into account the features of professional education, including the acquisition of certain personal and professional competencies estab-

lished by the standard of education, professional orientation and self-determination of the future graduate and age characteristics. After receiving the result of the evaluation of the socialization and educational project, you can decide on the further implementation of the project or make changes to it. In addition, it is possible to compile ratings of socialization and educational projects in a specific educational organization or social group. The proposed method can be used both in the evaluation of professional -pedagogical and student projects implemented in the "socializa- №

3

o №

№ R

a

tion and educational process" (S. G. Molchanov). We have also previously identified the prospects for further research on the problem under discussion. At the same time, the results already obtained contribute to the development of the theory of the project method.

Keywords: Measurement; Evaluation; Procedure; Expert method; Expert evaluation method; Expert evaluation; Social activity; Positive social competencies; Personal competencies; Internal system for assessing the quality of education; Professional competencies; Socialization and educational process; Socialization and educational project; Project; Innovative activity; Educa- § tional work; Professional educational organization; Secondary vocational education.

Highlights: s

The proposed method is one of the tools for the formation of social activity of students.

s

g

c

c

a

The essence of the evaluation of socialization and educa- ^

o s

a

tional projects is determined;

A procedure for evaluating socialization and educational projects has been developed; r

o

a §

3

s

a

O

a

References §

a

§ 3

s

1. Smirnova Zh.V. & Krasikova O.G. (2018), Sovremennye sredstva i tekhnologii ocenivaniya rezul'tatov obucheniya [Modern tools and technolo-

0

R

a 13

1

ej

fi >

o R

£

gies for evaluating learning outcomes]. Vestnik Mininskogo universiteta. 3, 9. (In Russian).

2. Raspopova A.Yu. & Bespalova S.V. (2020), Realizaciya studench-eskih proektov: problemy i puti resheniya [Implementation of student projects: problems and solutions]. Nauka o cheloveka: gumanitarnye issledo-vaniya. 3, 80-86. (In Russian).

3. Pomaskina O.V. (2020), Proektnyj metod kak innovacionnaya forma obucheniya v vuze [Project method as an innovative form of education in higher education]. Innovative development of the economy. 4-5, 42-51. (In Russian).

4. Malysheva N.V. (2019), Proektnyj metod obucheniya i proektnoe myshlenie pedagoga: poisk novyh podhodov [Project method of teaching and project thinking of a teacher: search for new approaches]. Professional education in Russia and abroad. 1, 48-55. (In Russian).

5. Elkina I.M. (2016), Analiz i poisk mekhanizmov ocenivaniya rezu-l'tatov obucheniya pri lichnostno-orientirovannom podhode [Analysis and search of mechanisms for evaluating learning outcomes with a personality -oriented approach]. Nauka i shkola. 2, 153-163. (In Russian).

6. Baronenko A.S. (2000), Problemy vospitaniya molodezhi v sov-remennyh usloviyah: Vpomoshch' uchitelyu [Problems of youth education in modern conditions: To help the teacher]. Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, Chelyabinsk, 23 p. (In Russian).

7. Molchanov S.G. (2012), Metodiki otbora soderzhaniya socializa-cii (OSS - DOU) i ocenivaniya socializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS - DOU) v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii (posobie dlya rabotnikov doshkol'nogo obrazovaniya) [Methods of selecting the content of socialization (SCS - PEI (preschool educational institution) and evaluating the socialization of boys and (or) girls (ES - PEI) in a preschool educational institution (A manual for preschool education workers)]. Encyclopedia, Chelyabinsk, 60 p. (In Russian).

8. Malinovsky E.S. (2020), Socializacionno-obrazovatel'nyj proekt kak ob"ekt ocenivaniya [Socialization and educational project as an object of evaluation]. Sbornik nauchnykh statey po itogam natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Integratsiya i differentsiatsiya nauki i praktiki v kontek-ste prioritetnykh paradigm razvitiya tsivilizatsii", 23-24 oktyabrya 2020 goda. [A collection of scientific articles based on the results of the national scientific and practical conference "Integration and differentiation of science and practice in the context of priority paradigms of civilization

development", October 23-24, 2020]. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, St. Petersburg, 250 p. (In Russian).

9. Zhuravleva V.A. (2012), Metod ekspertnogo ocenivaniya: is-toricheskaya eksplikaciya i sovremennaya model [Method of expert evaluation: historical explication and modern model]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Sotsiologiya , 2, 29. (In Russian).

10. Adolf V.A. & Zhuravleva O.P. (2012), Razvitie lichnostnogo potenciala studenta v processe professional'noj podgotovki [Development of

the student's personal potential in the process of professional training]. ^

Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2, 21-26. (In Russian). 3

3

11. Beshelev S.D. & Gurvich, F.G. (1973), Ekspertnye ocenki [Ex- o

pert assessments]. Nauka, Moscow, 157 p. (In Russian). D

12. Sternberg V.N. (2003), Teoriya i praktika "metoda proektov" v 3

r

pedagogike XX veka (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni ^

kandidata pedagogicheskikh nauk) [Theory and practice of the "project R

a

method" in pedagogy of the XX century (Abstract of dissertation for the de- j|'

gree of candidate of pedagogical sciences)]. Ryazan ', 22 p. (In Russian). 3

§

13. Derbenev D.P. (1997), Social'naya adaptaciya podrostkov [Social ad- §§ aptation of adolescents]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 1-2,142-147. (In Russian). §

14. Tregubova E.S. (2009), Povyshenie effektivnosti profession-

d

al'nogo vospitaniya studentov tekhnicheskogo kolledzha (avtoreferat disser- R

o a

§ 3

16. Litvak B.G. (1996), Ekspertnye ocenki i prinyatie reshenij [Expert assessments and decision-making]. Patent, Moscow, 271 p. (In Russian).

tatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Improving the effectiveness of professional education of technical college | students (Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Moscow, 25 p. (In Russian).

15. Guzikova S.V. (2011), Metod ekspertnyh ocenok: teoriya i prakti-

s

ka [Method of expert evaluations: theory and practice]. Izdatel'stvo Instituta ^

3

psikhologii Rossiyskoy akademii obrazovaniya, Moscow, 144 p. (In Russian). №

o s

a

17. Orlov A.I. (2011), Organizacionno-ekonomicheskoe modeliro- R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cs

a

o s

vanie: uchebnik v 3 chastyah [Organizational and economic modeling: textbook in 3 hours]. Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnich- § eskogo universiteta imeni N. E.Baumana, 3, 486. (In Russian). D

a §

18. Danelyan T.Ya. (2015), Formal'nye metody ekspertnyh ocenok [Formal methods of expert assessments]. Ekonomika, statistika i informatika. i

Vestnik UMO, 1, 183-187. (In Russian).

19. Shihvarger Yu.G. (2007), Metod proektov v professionalnoj pod-gotovke budushchih uchitelej tekhnologii i predprinimatel'stva v kurse "Menedzhment" (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kan-didata peda-gogicheskikh nauk [Project method in the training of future teachers of technology and entrepreneurship in course "Management" (Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Barnaul, 18 p. (In Russian).

20. Bazhutina N.S. (2003), Methodological problems of the structural organization of meanings (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata filosofskikh nauk) [Metodologicheskie problemy strukturnoj organizacii smyslov (Abstract of dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences)]. Novosibirsk, 18 p. (In Russian).

21. Verbitsky A.A. & Kalashnikov V.G. (2015), Ponyatie"Kontekst" v kategorial'nom stroe psihologicheskoj nauki [The concept of "Context" in the categorical structure of psychological science]. Pedagogika i psikhologi-ya obrazovaniya, 4. 90-9. (In Russian).

22. Lipatova V.V. & Litvinov A.V. (2011), Ponyatiya ekvivalentnosti i adekvatnosti v prepodavanii perevoda v vysshej shkole na sovremennom etape [Concepts of equivalence and adequacy in the teaching of translation in higher school at the present stage]. Vestnik Rossiyskogo universiteta dru-zhby narodov. Lingvistika, 4, 105-113. (In Russian).

23. Davydov V.V., Zaporozhets A.V. & Lomov B.F. (1983), Psiholog-icheskij slovar [Dictionary of psychology]. Pedagogika, 448 p. (In Russian).

24. Gutsykova S.V. (2014), Metodologicheskie aspekty organizacii ekspertizy v obrazovatel'noj srede [Methodological aspects of the organization of expertise in the educational environment]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 31, 18-185. (In Russian).

>

0 s a

1

tí fi

■S

>

o s

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.