Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Сергеевна, Хоменко Инна Вениаминовна

В статье обсуждается проблема повышения уровня готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности. На основе анализа научной литературы готовность студентов к научно-исследовательской деятельности рассматривается авторами как целостная характеристика личности, включающая в себя мотивационные, когнитивные и операционно-поведенческие компоненты, обеспечивающие успешное функционирование студентов в новых условиях. Эта готовность предполагает наличие сформированных общих компетенций (ОК 01, ОК 02, ОК 03), предусмотренных ФГОС СПО. В статье обсуждается авторская структурно-функциональная модель готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, согласно которой показателем наилучшей готовности студентов является третий уровень - инициативный (высокий). Представлены результаты психолого-педагогического оценивания сформированности общих компетенций студентов, проводимого в рамках региональной инновационной площадки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум». Использование инновационных образовательных технологий, по мнению авторов, обеспечило формирование комплекса личностных качеств и компетенций обучающихся техникума, актуальных для повышения уровня готовности к научно-исследовательской деятельности и в целом подготовки к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ирина Сергеевна, Хоменко Инна Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR RESEARCH ACTIVITY

The article discusses the problem of increasing the level of readiness of students of professional educational organizations for research activity. Based on the analysis of scientific literature, the readiness of students for research activity is considered by the authors as an integral personality characteristic, including motivational, cognitive and operational-behavioral components that ensure the successful functioning of students in new conditions. This readiness presupposes the presence of formed general competencies (OK 01, OK 02, OK 03), provided for by the federal state educational standard of secondary vocational education (FSES SVE). The article discusses the author’s structural and functional model of students’ readiness for research activity, according to which the indicator of the best readiness of students is the third level - initiative (high). The results of psychological and pedagogical assessment of the formation of general competencies of students, carried out within the framework of the regional innovation platform of the South Ural Power Engineering College are presented. The use of innovative educational technologies, according to the authors, provided the formation of a complex of personal qualities and competencies of students of the technical school, which are relevant to increase the level of readiness for research activities and, in general, preparation for professional activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5. Troyanskaya S. L. Muzejnaja pedagogika i ee obrazovatel'nye vozmozhnosti v razvitii obshhekul'tumoj kompetentnosti: ucheb. posobie [Museum pedagogy and its educational opportunities in the development of general cultural competence: textbook. allowance]. Izhevsk, Association "Scientific book", 2007, 131 p. (In Russian)

6. Galkina T. V. Muzejnaja pedagogika XXI veka: social'nye i obrazovatel'nye proekty kak novaja forma raboty s detskoj i molodezhnoj auditoriej [Museum pedagogy of the XXI century: social and educational projects as a new form of work with children and youth audience], Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU], 2009, Issue. 8 (86), pp. 5-8. (In Russian)

7. Kudryashova E. V. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povyshenija urovnja patriotizma studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innovacion-noe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3, pp. 97-104. (In Russian)

8. Berseneva E. V. Proekt kak tehnologija obrazovanija v processe vospitanija i socializacii lich-nosti [Project as a technology of education in the process of upbringing and socialization of the individual], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3, pp. 87-98. (In Russian)

Немцева Лиана Якуповна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологиче-ский техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: liana.nemtseva.84@mail.ru

Лобанова Елена Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Nemtseva Liana Yakupovna, teacher of the Verkhneuralsk agrotechnological technical school — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: liana.nemtseva.84@mail.ru

Lobanova Elena Gennadievna, teacher of the Verkhneuralsk agrotechnological technical school — Cossack cadet corps, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Сведения для цитирования: Николаева, И. С. Формирование готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности / И. С. Николаева, И. В. Хоменко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 132-141.

УДК 377.131.11 ББК 74.57

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. С. Николаева, И. В. Хоменко

В статье обсуждается проблема повышения уровня готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности. На основе анализа научной литературы готовность студентов к научно-исследовательской деятельности рассматривается авторами как целостная характеристика личности, включающая в себя мотиваци-онные, когнитивные и операционно-поведенческие компоненты, обеспечивающие успешное функционирование студентов в новых условиях. Эта готовность предполагает наличие сформированных общих компетенций (ОК 01, ОК 02, ОК 03), предусмотренных ФГОС СПО. В статье обсуждается авторская структурно-функциональная модель готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, согласно которой показателем наилучшей готовности студентов является третий уровень — инициативный (высокий). Представлены результаты психолого-

педагогического оценивания сформированности общих компетенций студентов, проводимого в рамках региональной инновационной площадки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южноуральский энергетический техникум». Использование инновационных образовательных технологий, по мнению авторов, обеспечило формирование комплекса личностных качеств и компетенций обучающихся техникума, актуальных для повышения уровня готовности к научно-исследовательской деятельности и в целом подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, структурно-функциональная модель, научно-исследовательская деятельность, психолого-педагогическое оценивание.

Складывающаяся в современной России социально-экономическая ситуация определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов разного уровня. Современное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях [1].

Сегодня производству нужны самостоятельные творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализо-вывать экономически выгодные проекты. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно [2].

Во ФГОС среднего профессионального образования говорится, что обучающиеся техникума должны:

- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками научно-исследовательской работы, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутрен-

них мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки [3].

Таким образом, одним из главных факторов в подготовке специалиста среднего звена, обладающего способностью творчески выполнять функции своей деятельности, является научно-исследовательская работа обучающихся, в процессе которой не только осваиваются навыки исследовательской работы, но и формируется личность будущего специалиста — творческого, саморазвивающегося, инициативного.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области №2 01/700 от 19 марта 2018 г. на базе ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» (далее — ЮЭТ) открыта региональная инновационная площадка на тему: «Рефлексивно-деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности».

На основе анализа научной литературы готовность студентов к научно-исследовательской деятельности рассматривается нами как целостная характеристика личности, включающая в себя мотивационные, когнитивные и операци-онно-поведенческие компоненты, обеспечивающая оптимальное функционирование студентов в новых условиях деятельности. Эта готовность предполагает наличие сформированных общих компетенций (ОК 01, ОК 02, ОК 03), предусмотренных ФГОС СПО.

Изучение состояния разработанности проблемы формирования готовности студентов СПО к научно-исследовательской деятельности позволило нам перейти к моделированию исследуемого явления и построить структурно-функциональную модель изучаемого феномена (рис. 1). Под моделью мы понимаем целостную структурно-функциональную организацию процесса с последовательной поэтапной работой, способствующей повышению уровня готовности студентов среднего профессионального образования к научно-исследовательской деятельности. Компоненты предлагаемой нами модели

раскрывают организацию процесса повышения уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности (цель, задачи, содержание,

формы, методы) и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Результат: повышение уровня готовности студентов ПОО к научно-исследовательской деятельности

А

Работа с педагогами

Формирование умений

Работа со студентами

Развитие общих компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03

Процесс

- Целеполагание;

- мотивация;

- участие студентов в мероприятиях;

- проектирование студентами мероприятий;

- оценка сформированно-сти компетенций

Методы: анализ данных, анкетирование, рейтинг. Технологии: проблемное обучение, технология игровых методов, обучение в сотрудничестве, технология решения творческих задач, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии. Формы аудиторной работы, производственной практики, дополнительного образования, научно-исследовательской работы, факультатив

Результат: третий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности — инициативный (высокий):

- мотивирован;

- хочет;

- может;

- достигает

Третий уровень

К

£ О

г

и

о и

т

2 -

0

и Л Ч V С

1

о £

£

О

3 «

м

£

«

1-

&

О

Мониторинг результатов, корректировка

Работа с педагогами

Мотивация педагогов. Формирование умений

Работа со студентами

Повышение мотивации студентов. Формирование компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03

Процесс

- Целеполагание;

- мотивация;

- участие студентов в мероприятиях;

- оценка сформированно-сти компетенций;

- анализ результатов деятельности;

- выявление отклонения результатов;

- корректировка;

- проектирование мер по устранению отклонений

Методы: педагогическое моделирование, анализ данных, анкетирование, рейтинг. Технологии: проблемное обучение, технология игровых методов, обучение в сотрудничестве, технология решения творческих задач, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии. Формы аудиторной работы, производственной практики, дополнительного образования, научно-исследовательской работы, факультатив

Результат: второй уровень готовности к научно-исследовательской деятельности — исполнительский (средний):

- мотивирован;

- понимает;

- хочет;

- кое-что может

Второй уровень

Мониторинг результатов, корректировка

Условия

Работа с педагогами

Мотивация педагогов. Формирование зна-

Работа со студентами

Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности.

Развитие интереса к науке

Процесс

- Целеполагание;

- мотивация;

- участие студентов в мероприятиях;

- оценка сформированно-сти знаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализ результатов деятельности;

- выявление отклонения результатов;

- корректировка;

- проектирование мер по устранению отклонений

Методы: тестирование, опрос, наблюдение, анкетирование. Технологии: проблемное обучение, технология игровых методов, обучение в сотрудничестве, технология решения творческих задач, проектные технологии, информационно -коммуникативные технологии. Формы аудиторной работы, производственной практики, дополнительного образования, научно-исследовательской работы, факультатив

Результат: первый уровень готовности к научно-исследовательской деятельности — допустимый (элементарный, низкий):

- мотивирован;

- понимает;

- хочет, но не может

Первый уровень

Цель: формирование готовности студентов ПОО к научно-исследовательской деятельности

Вход

Рис. 1. Структурно-функциональная модель готовности студентов ПОО к научно-исследовательской деятельности

При построении модели мы учитывали требования, предъявляемые к моделям данного типа, обеспечивающие ее успешное функционирование. Это ингерентность, т. е. достаточная степень согласованности модели со средой; простота (чем проще модель, тем она ближе к моделируемой реальности и удобнее для использования); адекватность как отношения модели с тремя остальными «участниками» процесса моделирования — средой (ингерентность); субъектом, создающим модель (упрощенность); моделируемым объектом, — означающие возможность с ее помощью достичь поставленной цели исследования в соответствии со сформулированными критериями.

Особенностью разработанной модели является наличие блоков. Так, целевой блок — это повышение уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, данный блок содержит цель.

Методологический блок содержит системный, ценностный, личностно ориентированный, деятельностный и уровневый подход к повышению уровня готовности студента к научно-исследовательской деятельности с учетом социального заказа, требований работодателей и федерального государственного образовательного стандарта.

Операционно-деятельностный блок — организация комплекса действий по повышению уровня готовности студента к научно-исследовательской деятельности. Этот блок содержит комплекс организационно-педагогических условий, методы, технологии и формы работы со студентами техникума.

Эффективность функционирования модели должна быть обеспечена соблюдением таких организационно-педагогических условий, как: наличие модели организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в техникуме; взаимосвязь всех частей образовательной программы с учетом особенностей обучающихся; реализация внутренней системы повышения квалификации педагогических кадров; выявление, разработка и применение инновационных рефлексивно-деятельностных технологий в образовательной среде техникума; сетевое взаимодействие профильных учреждений среднего профессионального образования.

Результативный блок модели отражает уровень готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, степень сформиро-ванности личностных качеств обучающегося и удовлетворенность студентом собственной деятельностью. Показателем готовности студентов

к научно-исследовательской деятельности является третий уровень — инициативный (высокий).

На первом — допустимом (элементарном) уровне происходит вхождение в поисковую и исследовательскую деятельность через традиционные учебные занятия, работу в кружке по учебной дисциплине или профессиональному модулю, посещение факультатива «Основы учебно-познавательной деятельности студентов техникума», на внеклассных мероприятиях. Данный этап предполагает формирование исследовательской культуры как овладение некоторой общей стратегией и тактикой поиска решения задач любого порядка. Студенты приобретают умение анализировать проблемную ситуацию, находить в ней скрытое решение, умение работать с информацией: читать и декодировать исходное содержание текста; выделять тематический состав текста на уровнях просмотра, ознакомления, изучения и уяснения; воссоздавать тематическую структуру текста; составлять единый план содержания текста; выделять основные положения текста в отношении фактов, теорий, оценок и критики, представленных в тексте, и т. п.

Второй уровень — исполнительский (средний). Он включает в себя усложненный элемент прохождения студента через высшую степень самостоятельности при выявлении проблемной ситуации и постановке проблемы, выборе пути решения проблемы, вычленении объекта исследования. Обучающиеся могут отмечать противоречивость имеющихся данных, на основе замеченных противоречий ставить проблему и находить адекватные для ее решения средства. На данном этапе студенты решают задачи, которые направлены на разбор и структурирование, сопоставление и выявление сходства и различий, конкретизацию и обобщение, трансляцию и трансформацию. Работа со студентами проходит в рамках секции научного общества учащихся по учебной дисциплине или профессиональному модулю, на внеклассных мероприятиях.

Третий — инициативный (высокий) уровень включает в себя более сложный элемент прохождения студента через систему специальных курсов, творческих и научных лабораторий. На данном уровне студенты решают аналитико-синтетические задачи, которые требуют выполнения операций анализа и синтеза, в том числе: анализ имеющихся условий и их соотношения с поставленными требованиями; проектирование собственного исследования; овладение методами исследования эмпирического объекта.

Студенты самостоятельно определяют цель исследования, предмет, задачи, формулируют и доказывают гипотезу, отбирают необходимые методы и методики для осуществления экспериментального исследования, планируют и осуществляют исследование, обрабатывают и интерпретируют данные исследования. Результатом решения исследовательской задачи является создание информационного продукта исследовательской деятельности. На этом этапе студенты принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Под рефлексивно-деятельностными технологиями в данной модели мы понимаем совокупность методов, при которых обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Все образовательные технологии формирования компетенций научно-исследовательской деятельности, которые используют преподаватели ЮЭТ, были объединены в шесть групп: проблемное обучение; технология игровых методов; обучение в сотрудничестве (команда, групповая работа); технология решения творческих задач; проектные технологии; информационно-коммуникативные технологии. Все технологии внешне были выражены в пяти базовых формах

организации образовательной деятельности техникума: аудиторной работы, производственной практики, дополнительного образования, научно-исследовательской работы, факультатива «Основы учебно-исследовательской деятельности» [4].

Использование инновационных образовательных технологий, представленных в различных формах, обеспечивало формирование комплекса личностных качеств и компетенций обучающихся техникума, актуальных для повышения уровня готовности к научно-исследовательской деятельности и в целом — подготовки к профессиональной деятельности.

С целью определения успешности работы региональной инновационной площадки (далее — РИП) было организовано и проведено психолого-педагогическое оценивание студентов техникума [5].

Из всех компетенций для психолого-педагогического оценивания мы выбрали те, которые имеют наибольшее значение для готовности обучающихся к исследовательской деятельности, — ОК 01, ОК 02, ОК 03. Для каждой общей компетенции нами были разработаны составляющие компетенции, методики оценивания и сводная ведомость степени сфор-мированности общей компетенции студентов по педагогическим наблюдениям [3].

Таблица 1

Оценка общей компетенции ОК 1 «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам»

Составляющие компетенции

Методики оценивания составляющих

Уровень освоения компетенции

Прогнозирование результатов выполнения деятельности в соответствии с задачей

Выстраивание плана (программы) деятельности

Подбор ресурсов (инструментов, информации и т. п.), необходимых для решения задач

Анализ действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности

Анализ результата выполняемых действий и выявление причины отклонения от норм (эталона)

Определение пути устранения выявленных отклонений

Оценка результатов своей деятельности, их эффективности и качества

Стабильная или положительная динамика результатов учебной деятельности по профессиональной программе.

Положительный отзыв работодателей о производственной практике. Стабильная или положительная динамика результатов выполнения практических и/или лабораторных занятий.

Качественное выполнение работы и стремление получить высокую оценку на учебной/производственной практике

Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов.

Исполнительский (средний) уровень — 1 балл.

Инициативный (высокий) уровень — 2 балла

Таблица 2

Сводная ведомость степени сформированное™ ОК 1 студентов по результатам педагогических наблюдений

Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов Исполнительский (средний) уровень — 1-7 баллов Инициативный (высокий) уровень — 8-14 баллов

Студент не имеет опыта организации собственной деятельности; не применяет типовые и нестандартные методы и способы решения профессиональных задач. Не имеет представления, как эффективно и качественно оценивать решение профессиональных задач Студент не имеет опыта организации собственной деятельности. Имеет представление о типовых и нестандартных методах и способах решения профессиональных задач. Имеет представление, как эффективно и качественно оценивать решение профессиональных задач Студент имеет положительный опыт рациональной организации собственной деятельности; применяет типовые и нестандартные методы и способы решения профессиональных задач. Умеет эффективно и качественно оценивать решение профессиональных задач

Таблица 3 Оценка общей компетенции ОК 2 «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности»

Составляющие компетенции Методики оценивания составляющих Уровень освоения компетенции

Выделение профессионально значимой информации (в рамках своей специальности) Активный компьютерный пользователь. Пользователь библиотечного фонда (анализ формуляра). Пользователь справочно-право-вых систем. Опыт участия в учебно-исследовательской деятельности. Показал способность находить и усваивать профессионально нужную информацию. Способен правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде. Умеет передавать информацию другому и входить в контакт. Показал умение анализировать, классифицировать, составлять документацию Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов. Исполнительский (средний) уровень — 1 балл. Инициативный (высокий) уровень — 2 балла

Выделение перечня проблемных вопросов, информацией по которым не владеет

Умение задавать вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи

Умение пользоваться разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами

Умение находить в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т. п.)

Сопоставление информации из различных источников

Определение соответствия информации поставленной задаче

Умение классифицировать и обобщать информацию

Оценивание полноты и достоверности информации

Таблица 4 Сводная ведомость степени сформированности ОК 2 студентов по результатам педагогических наблюдений

Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов Исполнительский (средний) уровень — 1-9 баллов Инициативный (высокий) уровень — 10-18 баллов

Студент не имеет представления о нахождении и применении информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Студент имеет представление о нахождении и применении информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Студент имеет положительный опыт оперативного и результативного нахождения и применения информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Таблица 6

Таблица 5

Оценка общей компетенции ОК 3 «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие»

Составляющие компетенции Методики оценивания составляющих Уровень освоения компетенции

Готовность к саморазвитию Тест «Готовность к саморазвитию» (С. Н. Митин) Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов. Исполнительский (средний) уровень — 1 балл. Инициативный (высокий) уровень — 2 балла

Мотивация достижений Тест-опросник «Измерение мотивации достижений» (А. Мехрабиан)

Уровень притязаний Тест «Оценка уровня притязаний» (В. К. Гербачевский)

Уровень сформированности социального образа «я» как составной части я-концепции и карьерно-профессио-нальной направленности студентов Методика «Я-концепция учащихся» (Теннесси)

Особенности самоактуализации Тест самоактуализации (САТ)

Планирование карьерного роста Тест «Ждет ли вас карьерный рост?» (С. Колосова)

Анализ собственных сильных и слабых сторон Тест «Выявление своих сильных и слабых сторон» (М. Вудкок и Д. Френсис)

Сводная ведомость степени сформированности ОК 3 студентов по результатам педагогических наблюдений

Допустимый (элементарный) уровень — 0 баллов Исполнительский (средний) уровень — 1-7 баллов Инициативный (высокий) уровень — 8-14 баллов

Студент имеет представление о це-леполагании, планировании, организации, анализе, рефлексии, самооценке успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности. Не имеет представления о способах физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки Студент имеет представление о це-леполагании, планировании, организации, анализе, рефлексии, самооценке успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности. Имеет представление о способах физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки Студент владеет механизмом целе-полагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности. Владеет способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

На констатирующем этапе эксперимента нами было выбрано три группы второго курса обучающихся ЮЭТ по специальностям 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи». В исследовании

приняли участие 72 студента. Основная задача на данном этапе — определение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

В результате психолого-педагогического оценивания мы получили следующие результаты (табл. 7).

Таблица 7

Сформированность общих компетенций у студентов ЮЭТ

Уровни 2018 г. (72 человека) 2019 г. (72 человека) 2020 г. (72 человека)

количество % количество % количество %

ОК 01 «Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам»

Инициативный (высокий) уровень 0 0 10 13,8 62 86,1

Окончание таблицы 7

Уровни 2018 г. (72 человека) 2019 г. (72 человека) 2020 г. (72 человека)

количество % количество % количество %

Исполнительский (сред- 26 36,1 34 47,2 8 11,1

ний) уровень

Допустимый (низкий) уро- 46 63,9 28 38,9 2 2,7

вень

ОК 02 «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности»

Инициативный (высокий) 8 11,1 16 22,2 69 95,8

уровень

Исполнительский (сред- 53 73,6 49 68,1 2 2,8

ний) уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допустимый (низкий) уро- 11 15,2 7 9,7 1 1,4

вень

ОК 03 «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие»

Инициативный (высокий) 0 0 25 34,7 72 100

уровень

Исполнительский (сред- 42 58,3 30 41,6 0 0

ний) уровень

Допустимый (низкий) уро- 30 41,6 17 23,6 0 0

вень

В марте 2018 г. был проведен первый этап психолого-педагогического оценивания. Уровень сформированности ОК 01 по шкале «высокий — средний — низкий» определен как низкий (63,9 %), ОК 02 — средний (73,6 %), ОК 03 — средний (58,3 %).

Формирующую часть исследования мы построили на внедрении разработанной нами структурно-функциональной модели готовности студентов ПОО к научно-исследовательской деятельности. В рамках каждого конкретного условия проводилась своя система мероприятий. В 2019 г был проведен второй этап психолого-педагогического оценивания. Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод, что наблюдается повышение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: уровень сфор-мированности ОК 01 определен как средний (47,2 %), ОК 02 — средний (б8,1 %), ОК 03 — средний (41,6 %).

Для того чтобы выяснить эффективность проведенной нами работы по повышению уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, нами был проведен контрольный этап исследования. К концу инновационной деятельности наблюдается рост доли студентов с общими компетенциями высокого уровня: ОК 01 — с 0 % до 86,1 %; ОК 02 — с 11,1 % до 95,8 %; ОК 03 — с 0 % до 100 %.

Таким образом, в ходе инновационного исследования были решены поставленные задачи:

- уточнена роль готовности обучающихся СПО к научно-исследовательской деятельности как одного из ведущих факторов обеспечения эффективности образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования, профессионального развития и профессионального становления выпускников этих организаций;

- обозначены теоретические положения построения и определения компонентов модели педагогического обеспечения образовательной деятельности с учетом потенциала готовности обучающихся СПО к научно-исследовательской деятельности;

- выделен комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности обучающихся СПО к научно-исследовательской деятельности и ее позитивного влияния на эффективность образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования;

- разработаны рефлексивно-деятельност-ные технологии и методика формирования готовности обучающихся СПО к научно-исследовательской деятельности и проверено в ходе педагогического эксперимента ее влияние на эффективность образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Исследовательская деятельность студентов профессиональных образовательных организаций: организация и сопровождение / В. А. Беликов, И. С. Николаева, П. Ю. Романов, И. В. Шадчин. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — 156 c. — ISBN 978-5-93407-071-8.

2. Тучин, В. М. Повышение эффективности управления организацией СПО на основе управления инновационной площадкой / В. М. Тучин, И. С. Николаева // Общие компетенции студентов организаций среднего профессионального образования: факторы и условия формирования и развития : сб. докладов и материалы науч.-практ. семинара организаций СПО. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2018. — С. 8-11.

3. Рефлексивно-деятельностные технологии образования студентов : метод. разраб. преподавателей Южноуральского энергетического техникума / под ред. В. А. Беликова, И. С. Николаевой. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2019. — 108 c. — ISBN 978-5-93407-063-3.

4. Компетенции преподавателей и студентов Южноуральского энергетического техникума в сфере научно-исследовательской деятельности : сб. науч.-метод. ст. / под общ. ред. В. А. Беликова И. С. Николаевой. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — 119 c. — ISBN 978-5-93407-053-4.

5. Чернецов, П. И. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности / П. И. Чернецов, И. С. Николаева, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 122-129.

For citation: Nikolaeva, I. S. Formation of readiness of students of professional educational organizations for research activity / I. S. Nikolaeva, I. V. Khomenko // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 132-141.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR RESEARCH ACTIVITY

I. S. Nikolaeva, I. V. Khomenko

The article discusses the problem of increasing the level of readiness of students of professional educational organizations for research activity. Based on the analysis of scientific literature, the readiness of students for research activity is considered by the authors as an integral personality characteristic, including motivational, cognitive and operational-behavioral components that ensure the successful functioning of students in new conditions. This readiness presupposes the presence of formed general competencies (OK 01, OK 02, OK 03), provided for by the federal state educational standard of secondary vocational education (FSES SVE).

The article discusses the author's structural and functional model of students' readiness for research activity, according to which the indicator of the best readiness of students is the third level — initiative (high). The results of psychological and pedagogical assessment of the formation of general competencies of students, carried out within the framework of the regional innovation platform of the South Ural Power Engineering College are presented.

The use of innovative educational technologies, according to the authors, provided the formation of a complex of personal qualities and competencies of students of the technical school, which are relevant to increase the level of readiness for research activities and, in general, preparation for professional activity.

Key words; regional innovation platform, structural and functional model, research activity, psychological and pedagogical assessment.

References

1. Belikov V. A., Nikolaeva I. S., Romanov P. Ju., Shadchin I. V. Issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij; organizacija i soprovozhdenie [Research activity of students of professional educational organizations: organization and support]. Chelyabinsk GBU DPO ChIRPO, 2020, 156 p. ISBN 978-5-93407-071-8. (In Russian)

2. Tuchin V. M., Nikolaeva I. S. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija organizaciej SPO na os-nove upravlenija innovacionnoj ploshhadkoj [Improving the efficiency of management of the organization of open source education based on the management of the innovation platform], Sb. dokladov i materialy nauch.-prakt. seminara organizacij SPO "Obshhie kompetencii studentov organizacij srednego

professional'nogo obrazovanija: faktory i uslovija formirovanija i razvitija" [Collection of articles, reports and materials scientific and practical. seminar of open source organizations "General competences of students of secondary vocational education organizations: factors and conditions of formation and development"]. Cheljabinsk, GBU DPO ChlRPO, 2018, pp. 8-11. (In Russian)

3. Refleksivno-dejatel'nostnye tehnologii obrazovanija studentov: metod. razrab. prepodavatelej Juzhnoural'skogo jenergeticheskogo tehnikuma [Reflexive-activity technologies of students' education: method. teachers of the South Ural Power Engineering College]. ed. V. A. Belikov, I. S. Nikolae-va. Chelyabinsk, GBU DPO ChlRPO, 2019, 108 p. ISBN 978-5-93407-063-3. (In Russian)

4. Kompetencii prepodavatelej i studentov Juzhnoural'skogo jenergeticheskogo tehnikuma v sfere nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Competence of teachers and students of the South Ural Power Engineering College in the field of research activities], Sb. nauch.-metod. st. [Collection of scientific method. articles]. ed. V. A. Belikov, I. S. Nikolaeva. Cheljabinsk, GBU DPO ChIRPO, 2020, 119 p. ISBN 978-5-93407-053-4. (In Russian)

5. Chernecov P. I., Nikolaeva I. S., Shadchin I. V. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika urovnja gotovnosti studentov k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [Psychological and pedagogical diagnostics of the level of readiness of students for research activities], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2 (26), pp. 122-129. (In Russian)

Николаева Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южноуральский энергетический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru

Хоменко Инна Вениаминовна, преподаватель, методист ГБПОУ «Южноуральский энергетический колледж», Челябинская область, г. Южноуральск, e-mail: innaven@mail.ru

Nikolaeva Irina Sergeevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural Power Engineering College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk Region, Yuzhnouralsk, e-mail: lis3326@yandex.ru

Khomenko Inna Veniaminovna, teacher, methodologist, South Ural Power Engineering College, Chelyabinsk Region, Yuzhnouralsk, e-mail: innaven@mail.ru

Сведения для цитирования: Шадрин, А. В. Социально-психологическая игра-навигатор «Я — Человек» как средство правового просвещения подростков / А. В. Шадрин, О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 141-146.

УДК 377 ББК 74.200

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я — ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

А. В. Шадрин1, О. А. Суйкова

За последние десятилетия наблюдается тенденция к падению уровня морали и культуры в обществе; сильнее всего это сказывается на подрастающем поколении. У многих студентов ПОО отмечается крайне низкий уровень правовой культуры, что неминуемо приводит к росту количества правонарушений и преступлений, совершаемых ими на почве правовой неграмотности. Большая часть правонарушений и преступлений совершается подростками именно из-за недостаточности правовых знаний и неумения применять их в жизни. Статья освещает актуальность игровых образовательных технологий в воспитании студентов ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Показана успешность применения настольной социально-психологической игры-навигатора «Я — Человек», которая помогает обучающимся осознать основные принципы социального поведения, учит принимать ответственные решения и объективно оценивать жизненную ситуацию, а также нести ответственность за свои поступки.

1 Автор и интерпретатор настольной игры «Я — Человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.