Научная статья на тему 'Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО'

Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОДАРЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / СТУДЕНТ СПО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GIFTED STUDENTS / GIFTEDNESS / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETITION OF RESEARCH WORKS / STUDENT OF SVE / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

Одним из ключевых стратегических направлений государственной политики в области профессионального образования является выявление и развитие одаренных студентов как бесценного национального достояния и основного интеллектуального потенциала страны. В статье обобщен опыт работы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» по научно-методическому сопровождению научного общества студентов в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Проанализированы результаты участия профессиональных образовательных организаций в областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ. Представлен перечень замечаний, выдвигаемых экспертами предметных секций областного конкурса в рамках проведенной экспертизы творческих работ на заочном и очном этапах конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORKS AS A DIRECTION OF WORK WITH GIFTED STUDENTS IN SPO ORGANIZATIONS

One of the key strategic directions of state policy in the fi eld of vocational education is the identifi cation and development of gifted students as an invaluable national treasure and the country’s main intellectual potential. The article summarizes the work experience of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development on the scientifi c and methodological support of the scientifi c community of students in professional educational organizations of the Chelyabinsk region. The results of the participation of professional educational organizations in the regional competition of student research projects are analyzed. A list of comments put forward by experts of subject sections of the regional competition is presented as part of the examination of creative works at the correspondence and in-person stages of the competition.

Текст научной работы на тему «Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО»

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Кербель Лилия Николаевна, заведующая МДОУ «Детский сад № 7» Копейского городского округа, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: liliya.kerbel@mail.ru

Molchanov Sergei Grigor'evich, professor. South Ural State Humanitarian Pedagogical University, doctor of pedagogical sciences, professor, full member of the Academy of Humanities, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Kerbel' Liliya Nikolaevna, head of the kindergarten No. 7 of Kopeisk City District, Chelyabinsk Region, Kopeisk, e-mail: liliya.kerbel@mail.ru

Сведения для цитирования: Шадчин, И. В. Конкурс научно-исследовательских работ как направление работы с одаренными обучающимися в организациях СПО / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 104-111.

УДК 377 ББК 74.57

КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

И. В. Шадчин

Одним из ключевых стратегических направлений государственной политики в области профессионального образования является выявление и развитие одаренных студентов как бесценного национального достояния и основного интеллектуального потенциала страны. В статье обобщен опыт работы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» по научно-методическому сопровождению научного общества студентов в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Проанализированы результаты участия профессиональных образовательных организаций в областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ. Представлен перечень замечаний, выдвигаемых экспертами предметных секций областного конкурса в рамках проведенной экспертизы творческих работ на заочном и очном этапах конкурса.

Ключевые слова: одаренные обучающиеся, одаренность, профессиональное образование, конкурс научно-исследовательских работ, студент СПО, научно-исследовательская деятельность.

В настоящее время одаренные обучающиеся дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

По сути, в современном мире люди — новая «нефть». В современном социуме одаренность обучающихся признана стратегическим государственным ресурсом, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит успешность развития нашего общества, качество жизни в нем [1].

Многоплановое включение студентов в научно-исследовательскую деятельность — приоритетная задача системы профессионального

образования. Деятельность научного общества студентов как раз направлена на создание благоприятных условий для выявления и развития вариативных способностей и дарований обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, формирования готовности к научно-исследовательской деятельности.

Солидаризируясь с М. И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [2, с. 99].

Научно-исследовательская деятельность студентов, как и всякая человеческая деятельность, должна быть социально обусловленной и значимой, содержание ее не может быть произвольно сконструированным, придуманным. Она должна отвечать общественно признанным формам, методам и нормам научного исследования.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что развитие воспитания в системе образования предполагает:

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, физкультурно-спортивную и иную деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры и др. [3].

Для успешного воспитания одаренных студентов необходимы талантливые педагоги. Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» направлен на модернизацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также обновление материально-технической базы.

В федеральном проекте заявлено, что в системе среднего профессионального образования активное развитие получит наставничество за счет создания методологии и привлечения к этой деятельности специалистов-практиков [4].

В этой связи профессиональным образовательным организациям рекомендуется расширять формы вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.

ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ГБУ ДПО ЧИРПО) осуществляет научно-методическое сопровождение организации работы научного общества студентов в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО).

В течение учебного года проводятся областные научно-практические семинары с руководителями секций научного общества студентов ПОО. В течение года осуществляется методиче-

ское консультирование руководителей предметных секций научного общества студентов.

Результаты деятельности научного общества студентов ПОО Челябинской области представляются на ежегодном областном конкурсе студенческих научно-исследовательских работ.

Центром сравнительной педагогики и инноваций проводится постоянно действующий научно-практический семинар по вариативным аспектам проблемы разработки, апробации и внедрения эффективных методик, инновационных технологий и форм работы с одаренными обучающимися.

Институт продолжает обеспечивать научно-методическое сопровождение деятельности инновационных площадок в региональных ПОО.

Темы исследований охватывают широкий спектр проблем профессионального образования, в том числе и проблематику, связанную с внедрением эффективных методов и форм работы с одаренными студентами, развитием системы выявления и поддержки одаренных обучающихся в ПОО.

В частности, в ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» осуществляется исследование по теме «Наставничество как условие кадрового обеспечения промышленного роста».

В ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» функционирует инновационная площадка, в рамках которой исследуются вариативные аспекты проблемы подготовки обучающихся педагогического колледжа к развитию у детей ранней технической компетентности.

В 2018 году в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» создана инновационная площадка, в рамках которой осуществляется исследование по теме «Рефлексив-но-деятельностные технологии подготовки студентов СПО к научно-исследовательской деятельности».

Цель инновационной деятельности — выявление, разработка и теоретическое обоснование комплекса организационно-педагогических условий эффективности рефлексивно-деятель-ностных технологий формирования и развития научно-исследовательских компетенций студентов учреждений СПО как компонента системы совершенствования их профессиональной подготовки.

В основе инновационной деятельности ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» лежит концептуальная идея: осознанное овладение обучающимися исследовательской

деятельностью гарантирует формирование ком -плекса общих компетенций и обеспечивает социализацию их личности.

Для решения поставленной проблемы разрабатывается и используется комплекс рефлек-сивно-деятельностных технологий формирования компетенций у обучающихся техникума: технология организации учебно-познавательной деятельности студентов на творческом уровне, технология формирования обобщенных умений обучающихся, проектная технология формирования практико-востребованных и конкурентозна-чимых навыков и умений обучающихся и др.

Одним из значимых достижений инновационной площадки стал выход в феврале 2019 года сборника методических разработок преподавателей ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» «Рефлексивно-деятельностные технологии образования студентов». Сборник адресован преподавателям специальных и общеобразовательных дисциплин, а также педагогическим работникам, осуществляющим деятельность по выявлению и развитию одаренности у обучающихся в ПОО [5].

Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и обучающегося, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования [6].

Н. В. Пирогова выделяет следующие инструменты психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов профессиональных образовательных организаций:

- стимулирование интеллектуального развития обучающихся начиная с 1-го курса;

- создание условий, обеспечивающих психологический комфорт для одаренных студентов во всех формах его проявления;

- обеспечение психологической поддержки для участия одаренных студентов в предметных олимпиадах разных уровней, научно-практических конференциях [7].

Обучение одаренного человека предполагает принятие его личности и индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [8].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 26.03.2019 № 01/1041 «О проведении областного конкурса студенческих научно-исследовательских работ в 2019 году» в 2019 г. проведен областной конкурс студенческих научно-исследовательских работ (далее — Конкурс).

Первый этап Конкурса проводился на базе профессиональных образовательных организаций Челябинской области.

Второй этап Конкурса проведен заочно на базе ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» (секция «От студенческого творчества — к педагогическому исследованию») и ГБУ ДПО ЧИРПО.

Деятельность Конкурса осуществлялась по четырем направлениям: гуманитарному, естественно-научному, техническому, информационному.

На II (заочный) этап Конкурса была представлена 291 научно-исследовательская работа из 41 профессиональной образовательной организации Челябинской области (табл. 1).

Таблица 1

Количество работ, представленных на областной конкурс студенческих научно-исследовательских работ в 2019 году

Количество работ, Количество работ,

Название секции поступивших на II этап представленных на III этап

конкурса конкурса

Краеведение. История 48 19

Литературоведение 29 13

Психология. Педагогика. Социология 35 17

Естественно-научные дисциплины 31 12

Экология. Валеология 37 14

Экономика и право 30 15

Техносфера. Полезная модель 38 14

Информационные технологии 24 16

Окончание таблицы 1

Название секции Количество работ, поступивших на II этап конкурса Количество работ, представленных на III этап конкурса

От студенческого творчества — к педагогическому исследованию 19 13

Общее количество работ 291 133

16 мая 2019 года проведен Ш этап областного конкурса студенческих научно-исследовательских работ — XXI областная научно-практическая конференция «Научное общество студентов — 2019». В работе очного этапа Конкурса приняли участие 133 работы, которые были представлены 194 обучающимися ПОО. Руководство студенческими научно-исследовательскими работами осуществлял 141 педагогический работник из 36 ПОО.

60 50 40 30 20 10 0

В результате экспертизы научно-исследовательских работ обучающихся и их выступлений на очном этапе Конкурса авторы 27 лучших научно-исследовательских работ награждены дипломами I, II, III степеней Министерства образования и науки Челябинской области.

Центром сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО ЧИРПО проведен анализ результатов участия студентов ПОО в III (очном) этапе Конкурса в 2017-2019 годах. В ходе исследования нами были выявлены

Динамика распределения конкурсных работ за 5 лет указывает снижение количества научно-исследовательских работ, поступивших в 2019 году на II (заочный) этап Конкурса по секциям «Краеведение. История», «Экология. Валеология», «Экономика и право», рост числа работ по секциям «Литературоведение», «Психология. Педагогика. Социология» (рис. 1).

10 наиболее крупных держателей пакетов научно-исследовательских работ, представленных на очном этапе Конкурса, которые показаны в таблице 2.

Стоит отметить, что эти же профессиональные образовательные организации представляют значительное количество конкурсных работ, которые занимают призовые места на итоговой областной научно-практической конференции, что говорит не только об объемах, но и о качестве проделанной работы (табл. 2).

Рис. 1. Распределение работ областного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по секциям

Таблица 2

Список профессиональных образовательных организаций, которые представили наибольшее количество творческих проектов на III этап областного конкурса научно-исследовательских работ студентов в 2017-2019 гг.

Наименование ПОО Количество работ, представленных на III (очный) этап Конкурса в 2017-2019 годах Количество работ, получивших призовые места на III (очном) этапе Конкурса в 2017-2019 годах

I место II место III место

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» 37 работ 2 3 1 2 0 1 0 0 1

6 работ 3 работы 1 работа

2. ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» 34 работы 1 1 2 0 1 0 3 1 0

4 работы 1 работа 4 работы

3. ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» 26 работ 1 0 0 1 1 1 1 1 1

1 работа 3 работы 3 работы

4. ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» 24 работы 0 1 0 0 0 0 1 0 0

1 работа 0 работ 1 работа

5. ГАПОУ 40 «Политехнический колледж» 21 работа 1 0 1 0 0 0 0 0 2

2 работы 0 работ 2 работы

6. ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» 20 работ 0 1 0 2 1 0 0 0 0

1 работа 3 работы 0 работ

7. ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» 19 работ 1 0 0 1 1 0 0 0 0

1 работа 2 работы 0 работ

8. ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» 17 работ 0 1 1 0 0 0 2 0 0

2 работы 0 работ 2 работы

9. ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» 13 работ 1 0 0 1 2 0 1 0 0

1 работа 3 работы 1 работа

10. ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» 12 работ 0 0 0 0 0 2 0 1 0

0 работ 2 работы 1 работа

Эксперты и жюри Конкурса отметили высокий исследовательский уровень работ, разнообразие тематики, их актуальность и практическую значимость. Большинство участников Конкурса проявили свободное владение материалом исследовательской работы, продемонстрировали культуру публичного выступления (грамотную речь, эмоциональность, внешний вид), в ходе выступления подтвердили свое авторство, грамотно отвечая на вопросы, высказывая собственное мнение.

Тем не менее, среди основных замечаний, выдвигаемых экспертами предметных секций областного конкурса в рамках проведенной экспертизы творческих работ на заочном и очном этапах Конкурса, можно выделить следующие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Встречаются исследовательские проекты, в которых применяются некорректные способы повышения уровня оригинальности текста работы: создание областей невидимого текста (в фрагмент «видимого» текста с низкой оригинальностью добавляются блоки оригинального текста, который при просмотре документа в редакторе Microsoft Word не виден, но учитывается при проверке по системе «Антиплагиат»), замена одинаковых по написанию русских букв на латинские, замена букв алфавита на символы математических формул, замена абзацев текста на скриншоты.

2. Авторы ссылаются на устаревшие литературные источники (ссылки на литературу 1986— 1996 годов издания), допущены ошибки при оформлении библиографического списка.

3. В исследовательских работах наблюдается несоответствие темы, цели, объекта и предмета исследования.

4. Большинство участников на очном этапе Конкурса при публичной защите неуверенно отвечают на вопросы членов жюри, не в полном объеме владеют терминологическим аппаратом исследования.

5. Доклады некоторых участников подготовлены без учета регламента выступления (не более 7 минут), что снижает общее впечатление от презентации.

6. Электронная презентация большинства участников не подчеркивает главные достоинства исследования, оригинальность авторского замысла.

7. Во многих исследовательских работах не применяются методы математической статистики для анализа результатов исследования.

8. В исследовательских работах крайне редко применяются стандартизированные психодиагностические методики для оценки результатов исследований.

9. В исследовательских проектах не показана практическая реализация результатов работы, нет четких рекомендаций по решению изучаемой проблематики.

10. Аннотации не соответствуют содержанию исследовательской работы, отмечается низкая логичность изложения, присутствуют грамматические и стилистические ошибки.

В 2019/20 учебном году методическое сопровождение будет продолжено, будет уделено особое внимание проблеме представления научно-исследовательских работ обучающихся по техническому направлению, так как это является неотъемлемой частью профессионального образования будущих специалистов. Кроме того, кураторы секций из числа профессорско-преподавательского состава ГБУ ДПО ЧИРПО будут реализовывать консультационную поддержку руководителей предметных секций в ПОО, в том числе и в режиме онлайн (в системе видеоконференций ТгиеСопГ), что позволит педагогическим работникам получать оперативную дистанционную помощь в вопросах подготовки конкурсных работ в течение учебного года.

Учитывая результаты деятельности научного общества студентов в 2018/19 учебном году, представляется целесообразным следующее.

1. В профессиональных образовательных организациях Челябинской области:

- обеспечить материально-технические условия, способствующие проведению исследовательской деятельности обучающимися и представлению исследовательских творческих проектов на конкурсах в соответствии с требованиями;

- использовать данное направление деятельности как ведущее в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- активно привлекать обучающихся к участию в областных, региональных, всероссийских программах и творческих проектах.

2. Преподавателям ПОО — руководителям творческих проектов:

- стимулировать познавательную деятельность обучающихся — членов научного общества студентов через формирование мотивации успеха, помогать раскрытию их творческого, исследовательского потенциала, особенно в техническом направлении научно-исследовательской деятельности;

- формировать у обучающихся навыки грамотного написания и оформления исследовательских работ, речевой и поведенческой культуры при защите собственного проекта;

- предлагать обучающимся для работы темы, характеризующиеся актуальностью, социальной и практической значимостью, а также связанные с их будущей профессиональной деятельностью.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность социума в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Комплексное вовлечение обучающихся в работу научного общества студентов следует рассматривать как один из магистральных путей выявления и развития их интеллектуальной и творческой одаренности, создания социально-психологических предпосылок для повышения престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Шадчин, И. В. Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 99-104.

2. Чернецов, П. И. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности / П. И. Чернецов, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 98-102.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Консультант-Плюс : [сайт]. — 2019. — URL: consultant.ru (дата обращения: 16.10.2019).

4. Паспорт национального проекта «Образование» : утв. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 № 10 // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2019. — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2019).

5. Рефлексивно-деятельностные технологии образования студентов : метод. разработки преподавателей Южноурал. энергетического техникума / под. ред. В. А. Беликова, И. С. Николаевой. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2019. — 108 с. — ISBN 978-5-93407-063-3.

6. Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1. — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14992/ (дата обращения: 01.11.2019).

7. Пирогова, Н. В. Работа педагога-психолога с одаренными студентами в учреждении СПО / Н. В. Пирогова // Молодой ученый. — 2019. — № 11. — С. 224-226. — URL: https:// moluch.ru/archive/249/57282/ (дата обращения 04.11.2019).

8. Горбачева, С. М. Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей / С. М. Горбачева, Е. Н. Проскурина, А. В. Станкевич // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 673-675. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34295/ (дата обращения 04.11.2019).

For citation: Shadchin, I. V Competition of scientific research works as a direction of work with gifted students in SPO organizations / I. V. Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 104-111.

COMPETITION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORKS AS A DIRECTION OF WORK WITH GIFTED STUDENTS IN SPO ORGANIZATIONS

I. V. Shadchin

One of the key strategic directions of state policy in the field of vocational education is the identification and development of gifted students as an invaluable national treasure and the country's main intellectual potential.

The article summarizes the work experience of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development on the scientific and methodological support of the scientific community of students in professional educational organizations of the Chelyabinsk region.

The results of the participation of professional educational organizations in the regional competition of student research projects are analyzed. A list of comments put forward by experts of subject sections of the regional competition is presented as part of the examination of creative works at the correspondence and in-person stages of the competition.

Key words: gifted students, giftedness, professional education, competition of research works, student of SVE, research activity.

References

1. Shadchin I. V. Inkljuzivnoe obrazovanie kak odin iz magistral'nyh putej gumanizacii obsh-hestva [Inclusive education as one of the main ways of humanizing society], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, 4 (12), pp. 99-104. (In Russian)

2. Chernecov P. I., Shadchin I. V. K voprosu o povyshenii urovnja motivacii studentov k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti [On the issue of increasing students' motivation for research activities], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 2 (10), pp. 98-102. (In Russian)

3. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r], Konsul'tantPljus , 2019, available at: consultant.ru (accessed: 16.10.2019). (In Russian)

4. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [utv. na zasedanii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 03.09.2018 № 10], Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii, 2019, available at: http://pravo.gov. ru (accessed: 14.10.2019). (In Russian)

5. Belikov V. A., Nikolaeva I. S. (ed.) Refleksivno-dejatel'nostnye tehnologii obrazovanija studentov: metod. razrabotki prepodavatelej Juzhnoural. jenergeticheskogo tehnikuma [Reflexive-active technologies of student education: method. development of teachers South Ural. Energy College]. Cheljabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2019, 108 p. ISBN 978-5-93407-063-3. (In Russian)

6. Broslavskaja T. L. Organizacija uchebno-issledovatel'skoj i proektnoj dejatel'nosti obucha-jushhihsja v uslovijah realizacii FGOS OOO [Organization of training, research and design activities of students in the context of the implementation of FGOS OOO], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 2.1, pp. 5-6, available at: https://moluch.ru/archive/82/14992/ (accessed: 01.11.2019). (In Russian)

7. Pirogova N. V. Rabota pedagoga-psihologa s odarennymi studentami v uchrezhdenii SPO [The work of the teacher-psychologist with gifted students in the institution of secondary vocational education], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 11, pp. 224-226, available at: https://mo-luch.ru/archive/249/57282/ (accessed: 04.11.2019). (In Russian)

8. Gorbacheva S. M., Proskurina E. N., Stankevich A. V. Vyjavlenie, podderzhka i razvitie tvorcheskogo potenciala odarennyh detej [Identification, support and development of the creative potential of gifted children], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, no. 20, pp. 673-675, available at: https://moluch.ru/archive/124/34295/ (accessed: 04.11.2019). (In Russian)

Шадчин Игорь Владимирович, специалист по УМР центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

Shadchin Igor' Vladimirovich, specialist in educational and methodical work at the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.