Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества'

Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНВАЛИД / INVALID / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PUPILS WITH PHYSICAL DISABILITIES / ОДАРЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / GIFTED PUPILS / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД / INCLUSIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин И.В.

Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям соицума и каждого гражданина. В статье обобщен опыт работы Челябинского института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций Челябинской области, исследован широкий спектр вопросов, связанных с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного профессионального образования в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадчин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AS ONE OF THE MAIN WAYS OF THE SOCIETY HUMANIZATION

One of the strategic aims of the public educational policy is to increase the accessibility of the quality vocational education, corresponding to the requirements of the innovative development of the economics, modern society and individual demands. The article summarizes the experience of the Chelyabinsk institute of the vocational education development in the field of scientific and methodical accompaniment of the inclusive approach implementation into the VET pedagogical practice of the Chelyabinsk region. The author studies the wide range of questions devoted to the problems and prospects of the development of the system of inclusive vocational education in this country.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как один из магистральных путей гуманизации общества»

3. Трусова, Н. В. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 27-30.

4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб., 1998.

5. Битянова, М. Р. Психология в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова. — М., 2000.

6. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие. Ч. 2 / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 1.

7. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева ; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2008.

8. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6.

9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н (ред. от 31.05.2011)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

УДК 376 И. В. Шадчин, зав. лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПУТЕЙ

ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям со-ицума и каждого гражданина. В статье обобщен опыт работы Челябинского института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций Челябинской области, исследован широкий спектр вопросов, связанных с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного профессионального образования в нашей стране.

Ключевые слова: доступная среда, инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, одаренные обучающиеся, инклюзивный подход.

В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.

Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН

от 13 декабря 2006 г). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и сре-довыми барьерами и которое мешает полному и эффективному участию таких людей в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, ко -торые существуют в обществе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [2].

Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности как государства, так и отдельных граждан идти по пути развития демократии и уважения прав человека.

В статье 43 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья [3].

Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида, а также развивать систему инклюзивного образования [4].

В статье второй Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5]. Инклюзивное образование — новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное образование делает акцент на пер-сонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.

Министерством образования и науки Челябинской области в целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6] и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации меро-

приятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [7] был разработан «План мероприятий по формированию условий доступности обучения в учреждениях профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 гг.».

Челябинский институт развития профессионального образования активно участвовал в реализации основных направлений плана.

С 2013 г. на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» работает лаборатория инклюзивного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности лаборатории является исследование широкого перечня проблем формирования условий доступности обучения в профессиональных образовательных организациях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации субсидии, предоставленной региональным министерством, в 2013/14 уч. г. институтом организовано комплексное повышение квалификации 70 педагогических работников, ответственных за обеспечение доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Лабораторией инклюзивного образования регулярно проводятся научно-практические семинары и вебинары для педагогических работников по различным аспектам проблемы формирования доступной среды для обучающихся, имеющих различные виды нарушений здоровья, организованы консультации по вариативным вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций.

Лабораторией разработаны методические рекомендации для руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций «Адаптация объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» также издана серия методических рекомендаций по вариативным проблемам инклюзивного профессионального образования (нормативно-правовым, методическим, социальным, ва-леологическим, психолого-педагогическим и др.) [8, с. 119].

В 2013-2015 гг. проведен цикл книжных выставок «Инклюзивное образование: миф или реальность?».

Челябинским институтом развития профессионального образования была сформирована специальная рубрика «Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» в научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования» № 2 (08) за 2015 г. В рамках этой рубрики консолидировался передовой опыт работы с обучающимися различных нозологических групп в образовательных организациях Челябинской и Свердловской областей.

Система СПО является мощным средством социальной адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. Создание условий для их успешного профессионального самоопределения и социализации через систему СПО предполагает разработку и реализацию мероприятий по профориентации, профессиональной адаптации, организации трудовой занятости и трудоустройству.

Главным критерием эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации будет являться ежегодное увеличение количества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников [9].

Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения в профессиональных образовательных организациях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Сегодня в банке содержится 205 программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по следующим профессиям: каменщик, обувщик по ремонту обуви, плотник, слесарь механосборочных работ, столяр строительный, цветовод, плодоовощевод, швея, штукатур.

В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» было создано областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области.

Председатель методического объединения, директор Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова Виктор Викторович

Сидоров, не один десяток лет занимается развитием системы инклюзивного профессионального образования в нашей области.

Виктор Викторович также входит в состав окружного методического объединения работников профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На заседаниях областного методического объединения ежегодно рассматривается перечень наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемой формирования в профессиональных образовательных организациях Челябинской области доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» — одна из немногих профессиональных образовательных организаций, на протяжении длительного времени осуществляющих профессиональное образование глухих и слабослышащих студентов.

С сентября 2013 г. ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» приступил к обучению инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В профессиональных образовательных организациях Челябинской области функционируют центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической адаптации обучающихся — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- центр медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Златоустов-ский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;

- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;

- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».

В 2014-2016 гг. шесть профессиональных образовательных организаций Челябинской области (Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Южно-Уральский государственный технический колледж, Копей-ский политехнический колледж, Саткинский

политехнический техникум им. А. К. Савина, Катав-Ивановский индустриальный техникум) прошли паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, сформированы планы и адресные программы по адаптации объектов с целью обеспечения их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Третьего февраля 2016 г. первым заместителем губернатора Челябинской области Е. В. Реди-ным утвержден «Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 г.».

В 2016 г. Челябинский институт развития профессионального образования продолжил работу по научно-методическому и информационному сопровождению внедрения инклюзивного подхода в практику региональных профессиональных образовательных организаций.

Институтом сформирован интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области».

Доступ к ресурсу «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности. В связи с расширением задач, стоящих перед профессиональным образованием, интернет-ресурс постоянно обновляется и модернизируется. В частности, в него добавлена информация о доступности среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.

На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» размещены методические материалы по вариативным аспектам проблемы формирования доступности среды в профессиональных образовательных организациях. На интернет-странице можно также ознакомится с презентационными материалами научно-практических семинаров и вебинаров для педагогических работников, посвященных вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику образовательных организаций.

Челябинский институт развития профессионального образования осуществил повышение квалификации 25 руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области по программе дополнительного профессионального образования «Формирование условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования».

Забота о талантливых студентах сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. В настоящее время в банке содержится 56 рабочих программ по различным учебным дисциплинам, предусмотрено его дальнейшее обновление.

В 2013-2014 гг. ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» организовано комплексное повышение квалификации более ста педагогических работников, занимающихся выявлением и поддержкой одаренных обучающихся.

Институтом подготовлена и издана серия методических рекомендаций по различным аспектам проблематики выявления и поддержки одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях (нормативно-правовые основы работы с одаренными обучающимися, средства реализации технологий развивающего обучения, психодиагностика одаренности, проектирование образовательной среды по выявлению и развитию одаренности обучающихся и др.).

Челябинским институтом развития профессионального образования разработан и размещен на официальном сайте перечень научно-исследовательских работ и программ педагогического и психологического сопровождения одаренных обучающихся.

Комплексное вовлечение обучающихся в техническое творчество — приоритетная задача системы профессионального образования. Одним из направлений работы профессиональных образовательных организаций является организация работы научного общества учащихся и студентов (НОУ).

Работа в НОУ предоставляет большие возможности для расширения и углубления знаний студентов в различных областях науки,

приобретения реального опыта технического творчества. В рамках научно-методического сопровождения организации работы НОУ институтом проводятся постоянно действующие научно-практические семинары с руководителями секций НОУ профессиональных образовательных организаций.

ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» расширил свою деятельность по повышению квалификации за счет внедрения такого направления технического творчества, как

лего-конструирование, не только в рамках семинаров, но и путем введения модуля «Технологии развивающего обучения» в программы по повышению квалификации педагогических работников областных профессиональных образовательных организаций, проводящих работу по выявлению и поддержке одаренных обучающихся. Такая многоплановая работа по формированию готовности педагогических работников к вовлечению обучающихся в техническое творчество дает результаты (рис. 1).

Рис. 1. Распределение работ областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ по секциям (в сравнении с результатами 2013-2015 гг.)

Как мы видим, наблюдается значительный рост количества конкурсных работ технического направления (секция «Техносфера») в 2016 г. — по сравнению с 2015 г. их число увеличилось на десять. Положительная динамика вовлечения студентов областных профессиональных образовательных организаций в техническое творчество налицо. Научное общество обучающихся продолжает свою работу.

Следует подчеркнуть, что сотрудники ГБУ ДО ДУМ «Смена» традиционно принимают участие в работе жюри на III этапе областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ. В 2016 г. МОиН Челябинской области было принято решение провести на базе ДУМ «Смена» финальный этап регионального конкурса, который собрал 169 обучающихся из 34 региональных профессиональных образовательных организаций (табл. 1).

Таблица 1

Информация об итогах участия профессиональных образовательных организаций в областном конкурсе ученических и студенческих научно-исследовательских работ в 2014—2016 гг.

———............................ 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Количество работ, представленных на II (заочный) этап конкурса 204 конкурсные работы 239 конкурсных работ 276 конкурсных работ

Количество работ, допущенных к участию в III (очном) этапе конкурса 112 конкурсных работ 117 конкурсных работ 117 конкурсных работ

Доля ПОО, которые представили работы на II (заочный) этап конкурса (% от общего числа ПОО) 86 % ПОО 87 % ПОО 87 % ПОО

Доля ПОО, которые приняли участие в III (очном) этапе конкурса (% от общего числа ПОО) 67 % ПОО 72 % ПОО 72 % ПОО

Комплексное вовлечение обучающихся в работу НОУ следует рассматривать как один из магистральных путей выявления и развития их интеллектуальной и творческой одаренности, создания социально-психологических предпосылок для повышения престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность со-

Библиографический список

1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1бб2-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

3. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.93. — М. : Астрель, 2012. — 63 с.

4. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [федер. закон № 46-ФЗ : принят Гос. Думой 03.05.2012]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597]. — Режим доступа: КонсультантПлюс

7. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

8. Шадчин, И. В. Из опыта работы Челябинского института развития профессионального образования по информационно-методическому сопровождению профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО области [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (08). — С. 117-120.

9. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

циума в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

В настоящее время ГБУ ДПО «ЧИРПО» является одним из ключевых драйверов развития инклюзивного профессионального образования в нашей области, создает ряд важнейших условий для развития человеческого потенциала студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.