Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ WORKSHOP КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

НАУЧНЫЙ WORKSHOP КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ WORKSHOP / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТ / НАУЧНАЯ ПОВЕСТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыжин Антон Игоревич, Коновалов Антон Андреевич

Авторы обращаются к вопросу вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, указывают на важность и необходимость формирования исследовательской компетентности как неотъемлемой составляющей современного специалиста. Одной из инновационных форм организации научно-исследовательской работы предлагается рассмотреть формат «научного workshop». Проведенная этимология данного понятия и опыт первого такого мероприятия в стенах Российского государственного профессионально-педагогического университета позволили установить его эффективность и возможность дальнейшего систематического применения в рамках реализации основной научной повестки университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC WORKSHOP AS AN INNOVATIVE FORM OF STUDENT INVOLVEMENT IN RESEARCH

The authors address the issue of involving students in research activities, point to the importance and need for forming the research competence as an integral part of a modern specialist. They suggest considering the format of the «Scientific Workshop» as one of the innovative forms of organizing research work. The etymology of this concept and the experience of the first such event within the walls of the Russian State Vocational Pedagogical University made it possible to deduce its effectiveness and the possibility of further systematic application within the framework of the implementation of the main scientific agenda of the university.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ WORKSHOP КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 378.147.886 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-248-256

ББК 74.48

НАУЧНЫЙ WORKSHOP КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

SCIENTIFIC WORKSHOP AS AN INNOVATIVE FORM OF STUDENT INVOLVEMENT IN RESEARCH

Лыжин Антон Игоревич

И.о. проректора, Российский государственный

профессионально-педагогический университет,

кандидат педагогических наук

E-mail: lyzhin.anton@mail.ru

Lyzhin Anton I.

Acting vice-rector, Russian State Vocational Pedagogical University, PhD in Education E-mail: lyzhin.anton@mail.ru

Коновалов Антон Андреевич

Директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, кандидат педагогических наук E-mail: anton-andreevi4@mail.ru

Konovalov Anton A.

Director of the Science and Education Center for Researching the Prospects of Vocational Education System Staffing, Russian State Vocational Pedagogical University, PhD in Education

E-mail: anton-andreevi4@mail.ru

Аннотация. Авторы обращаются к вопросу вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, указывают на важность и необходимость формирования исследовательской компетентности как неотъемлемой составляющей современного специалиста. Одной из инновационных форм организации научно-исследовательской работы предлагается рассмотреть формат «научного

Abstract. The authors address the issue of involving students in research activities, point to the importance and need for forming the research competence as an integral part of a modern specialist. They suggest considering the format of the «Scientific Workshop» as one of the innovative forms of organizing research work. The etymology of this concept and

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Лыжин А. И., Коновалов А. А., 2021

workshop». Проведенная этимология данного понятия и опыт первого такого мероприятия в стенах Российского государственного профессионально-педагогического университета позволили установить его эффективность и возможность дальнейшего систематического применения в рамках реализации основной научной повестки университета.

the experience of the first such event within the walls of the Russian State Vocational Pedagogical University made it possible to deduce its effectiveness and the possibility of further systematic application within the framework of the implementation of the main scientific agenda of the university.

Ключевые слова: научный workshop, исследовательские компетенции, научно-исследовательская работа студента, высшее образование, содержание подготовки, специалист, научная повестка.

Keywords: scientific workshop, research competencies, student research work, higher education, training content, specialist, scientific agenda.

Для цитирования: Лыжин А. И., Коновалов А. А Научный workshop как инновационная форма вовлечения студентов в исследовательскую деятельность // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 248-256. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-248-256.

Cite as: Lyzhin A. I., Konovalov A. A. Scientific workshop as an innovative form of student involvement in research. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 6, pp. 248-256. DOI: 10.31862/2218-87112021-6-248-256.

Современное содержание подготовки в образовательных организациях Российской Федерации свидетельствует о том, что овладению методикой научного исследования в должной мере и на системном уровне сегодня не учат ни в школах, ни в колледжах, ни в университетах. Во многом это связано прежде всего, с индивидуальным характером научно-исследовательской работы, с необязательностью для обучающихся серьезно заниматься научными изысканиями.

В результате можно констатировать, что такие важные для личностного и профессионального роста качества, как организационные и методические навыки, способность к анализу, обобщению, моделированию, отбору содержания, у большинства выпускников оказываются в дефиците. Это, в свою очередь, приводит к тому, что по итогам обучения в университете недостаточно сформированной остается ключевая характеристика специалиста с высшим образованием - нацеленность на постоянный поиск, на создание нового, на профессиональное творчество.

В современных реалиях очевидным становится то, что получение конкурентоспособного образования по программам бакалавриата и магистратуры возможно только через вовлечение в исследовательскую работу. Начинающий специалист, получивший за годы обучения глубокий опыт исследовательской деятельности, вооруженный научными методами и способами познания, быстрее других проникает в сущность окружающих явлений и процессов, быстрее находит главное, быстрее выстраивает последовательность своих действий.

Такой работник, находя поле приложения своих сил, может более рационально их использовать. У такого человека лучше развита интуиция, воображение, он умеет мыслить системно и широко, у него лучше сформированы организационные и аналитические навыки, в решении многих вопросов он будет опережать своих коллег, то есть будет более конкурентоспособным. Поэтому в университетах параллельно с традиционным учебным процессом должна «жить» и развиваться студенческая наука [1, с. 3].

Справедливости ради стоит отметить, что развитие и формирование исследовательских компетенций является не только требованием рынка труда, но сформулировано в виде конкретного запроса со стороны студенческого сообщества. При этом О. И. Власовой по результатам исследования актуальных проблем современных магистрантов выявлена потребность последних в совершенствовании уровня научно-исследовательской работы в плане подготовки публикаций и написания выпускной квалификационной работы, организации различных видов практик, внедрения дистанционных модулей и форм интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей [2, с. 124].

Кроме того, очевидна зависимость уровня профессионализма специалиста от наличия у него исследовательской позиции и сформированности исследовательских умений, так как без профессионального развития, то есть постоянного поиска на основе имеющегося знания своего пути, а лишь при одном владении «готовым» материалом, накопленным в теории и практике, ему грозит опасность остановиться в своем развитии.

Отдельного внимания требуют и последние изменения законодательства в сфере высшего образования: единственную учебную дисциплину «Научно-исследовательская работа студентов», направленную на формирование исследовательских компетенций будущих выпускников, из образовательных программ перевели в категорию практик, закрепив за ней минимальное количество академических часов контактной работы с преподавателем. Данная тенденция лишь усугубит ситуацию с уровнем развития исследовательских компетенций, что не может не сформировать очевидную потребность в дополнительных образовательных мероприятиях для студента, целью которых станет восполнение дефицита исследовательских компетенций будущих педагогов и подготовка последних к осуществлению исследовательской деятельности в дальнейшей образовательной и научной практике.

В настоящее время в педагогическую практику внедряется большое количество инновационных форм работы с обучающимися. Среди них:

• мотивационное интервью - метод предоставления опыта для решения проблем межпрофессионального сотрудничества в области образования, связанных с ценностями и этикой, ролями и обязанностями, межпрофессиональным общением и командной работой (Andrea N. Matsumoto, Dan De Sena, Elizabeth K.Kuzma и др.) [3];

• использование инфографики при освоении теоретического материала как способ минимизации негативного воздействия клипового мышления современных обучающихся (К. С. Лебедева) [4, с. 40];

• деловые игры - прообраз будущей профессиональной деятельности, а также ориентированные на личность студента, его интересы, склонности и способности (А. А. Коновалов) [5, с. 27];

• цифровая модель эффективного управления в студенческих союзах (Wen Jun Hong, Tao Li Liu, Bi Feng Guo) [6];

• передвижные (мобильные) выставки, обеспечивающие географический охват и массовость (С. Ю. Намятов, Е. Г. Харитонова) [7, с. 49];

• сетевые образовательные модули - навигаторы, представляющие собой специально разработанную проектно-исследовательскую карту, обеспечивающую методическое сопровождение обучающихся, позволяющую им поэтапно подойти к созданию продукта проектной или исследовательской деятельности (В. А. Кутер-гин, Э. Р. Шарипова) [8, с. 27];

• тренинговые программы развития лидерских качеств, таких как инициативность, коммуникабельность, социальная активность и организаторские способности, посредством специальных игр и упражнений (Л. И. Бочанцева, А. И. Сосновская, Sreenivas Koka, M. Murat Mutluay) [9, с. 240; 10].

Однако вопрос о формах развития исследовательских компетенций по-прежнему остается открытым.

Ранее авторами данной статьи среди направлений для развития исследовательских компетенций было названо обновление образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры [11, с. 18]. Л. М. Волосникова, Е. Л. Ермолаева, А. Ю. Петров, Ю. П. Петров и Т. А. Строкова призывают к активизации усилий преподавателей по формированию у студентов ценностно-смыслового отношения к исследовательской деятельности и понимания ими ее роли в успешности их будущей профессиональной деятельности, в личностном и творческом росте [12, с. 13]; обеспечении исследовательской направленности всех учебных дисциплин; добиваться сформированности у обучающихся исследовательских компетенций на основе преемственности и последовательности, расширения и углубления содержания образовательных мероприятий, оптимального темпа нарастания степени сложности исследовательских задач и увлечения студентов в решение последних [13, с. 21].

В данной работе представим одну из инновационных форм вовлечения студентов в исследовательскую деятельность «Научный Workshop», которая может быть частью образовательной программы, а может и войти в систему дополнительных научно-образовательных мероприятий.

Workshop (англ. «мастерская») - это формат обучающего мероприятия, которое помо -гает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. Как правило, такой ивент проходит в небольшой группе.

Известный психолог и популяризатор интерактивных игр Клаус Фопель определяет термин «Workshop» сразу в нескольких вариантах:

• интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего благодаря собственной активной работе;

• учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале;

• учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга;

• учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие;

• тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей - от знаний ведущего;

• возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то у людей, от которых этого не ожидал [14].

Согласимся вслед за учеными Университета Догуш (Турция) Umut Tuglu Karsli и Serpil Özker, что главное отличие «Workshop» от существующих форм педагогического взаимодействия заключается в ориентации на практическое обучение участников под руководством специалиста [15]. Далее разберем, какими преимуществами обладает этот формат организации образовательной деятельности студентов.

1. Интенсивность обучения: во время «Workshop» участники получают новые навыки и сразу применяют их на практике.

2. Экономия времени: «Workshop» позволяет объединять теоретические и практические аспекты в одну линию. Поэтому участники осваивают нужные компетенции уже в процессе работы. Такой подход повышает усвоение информации.

3. Высокая интенсивность группового взаимодействия: «Workshop» - это хорошая платформа для нетворкинга, участники активно взаимодействуют во время обучения как с экспертом, так и между собой.

Важным условием, обеспечивающим качество и эффективность данной формы организации образовательного процесса, является системный характер «Workshop». Успешный опыт организации серии из четырех «Workshop» по межпрофессиональному обучению представлен учеными Корнбергского университета Темпл (США). Исследователи отмечают, что те студенты, которые посетили все четыре «Workshop», не только достигли планируемого результата, но и превзошли ожидания организаторов [14].

Процесс обучения в формате «Workshop» основан на коллективной работе. Каждый присутствующий принимает активное участие в решении поставленных задач. Однако формат его проведения во многом зависит от тематики проекта, целей и ресурсов. Рассмотрим классификацию «Workshop».

Марафон. В этом Workshop несколько экспертов поочередно делятся своими знаниями и опытом, а также дают задания участникам и проверяют их выполнение. Практическая работа позволяет применить полученные навыки на практике и получить комментарии специалистов. Одним из популярных форматов является онлайн-марафон, который позволяет объединять большое количество участников без потери эффективности.

Тимбилдинг. Ключевая задача - наладить коммуникацию внутри команды и научить обучающихся работать вместе. Для тимбилдингов устанавливают KPI, которые в дальнейшем помогают отслеживать результативность мероприятия на основании оценки эффективности работы.

Мастерская. Один из самых распространенных типов Workshop. Его чаще всего используют представители ремесленных профессий, например, дизайнеры, художники, гончары, кулинары и так далее. На мастер-классах участники делают что-то своими руками и в дальнейшем могут использовать это для своего портфолио.

Мозговой штурм. На этом Workshop команда участников ищет решение поставленной задачи. Мозговой штурм учит генерировать идеи и способствует развитию критического мышления.

Дискуссионный клуб. Этот формат подразумевает обсуждение участниками какой-либо темы. Такой формат нацелен на развитие навыков коммуникации и расширение кругозора. Дискуссионный клуб помогает совершенствовать логическое мышление, умение аргументировать свою позицию и вести дискуссию.

Несмотря на то, что формат Workshop пока в большей степени распространен в образовании детей и бизнес-среде, проведенный анализ преимуществ и особенностей данного формата допускает его применение и в процессе вовлечения обучающихся про -грамм бакалавриата и магистратуры в научную деятельность университета и формиро -вания у них исследовательских компетенций.

Опыт проведения такого мероприятия показал научно-образовательный центр исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования. Целью первого «Научного Workshop» стало информирование студентов об особенностях, преимуществах и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, а также вовлечение в нее. В мероприятии приняло участие более 50 обучающихся из всех академических структур университета.

В ходе мероприятия «Научный Workshop» студенты определили отличительные особенности научного познания, узнали о принципах и методах проведения научных исследований, о перспективах развития молодых ученых, об отличительных особенностях научного подхода, а также познакомились с молодыми и перспективными учеными университета.

На мастер-классе по написанию научной статьи обучающиеся смогли узнать о логике и структуре научной статьи, получить советы по осуществлению анализа литературы. Интерактивный прием «Печатная машинка» позволил студенческой аудитории ощутить себя единым механизмом, умеющим чувствовать и мыслить.

Также для участников Workshop была проведена игра «Джефферсон», которая позволила студентам посмотреть на вещи под разным углом и послушать разные мнения. Так, студентам предлагалось к обсуждению в формате дискуссии ряд провокационных суждений, так каких как «Профессия переводчика исчезнет из-за развития онлайн-переводчиков», «В скором времени на предприятиях автоматизируют все процессы, и человеческий труд будет не нужен», «Психологами становятся, чтобы разобраться в своих проблемах». Модератору игры предстояло аккумулировать различные точки зрения студентов на данные профессионализированные (как видно из примеров) суждения, путем наводящих вопросов постараться привести аудиторию к единому выводу. В результате каждый студент - участник «Научного Workshop» -смог осознать важность и особую ценность профессии в современном цифровом мире.

По итогам проведенного «Научного Workshop» была отмечена открытая заинтересованность обучающихся в продолжении своего участия в аналогичных мероприятиях, направленных не только на просветительскую деятельность и развитие научно-исследовательских компетенций, но и на решение конкретных научно-практических задач в рамках реализации основной научной повестки университета.

В подтверждение вышесказанного приведем отзывы студентов - участников мероприятия, которые удалось получить по итогам «Научного Workshop» в формате комментариев и зародившихся идей.

Студент 1: «Все понравилось, было информативно и полезно. Научная деятельность -неотъемлемая часть для студентов, желающих развиваться. Мне стала понятна структура научной деятельности».

Студент 2: «Захотел найти направление в своей отрасли, которое мне было бы интересно развивать (как минимум в рамках курсовых работ и ВКР). Пришла к четкому выводу о том, что мне нужно с 3-го курса начать заниматься своим будущим в университете, научной деятельностью, так как это начало для преподавательской деятельности».

Студент 3: «Очень информативно, познавательно, полезно. Достаточно интересные интерактивные мастер-классы. Доклад без сопровождения иллюстраций воспринимался бы тяжелее».

В целом формат «Научного Workshop» может стать основной формой организации научно-исследовательской работы студентов как при освоении основных образовательных программ, так и в процессе выполнения реальных научных проектов.

Список литературы

1. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие I А. В. Ефанов, В. А. Федоров, Л. C. Приходько [и др.]; науч. ред. В. А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 144 с.

2. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования || Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 124-132.

3. The evolution of an interprofessional education motivational interviewing workshop: Finding the right balance | A. N. Matsumoto, D. D. Sena, E. K. Kuzma [et al.] || Journal of Interprofessional Education & Practice. 2020. Vol. 20. DOI: https:||doi.org|10.1016|j. xjep.2020.100342.

4. Лебедева К. С. Использование приемов инфографики в преподавании педагогических дисциплин в вузе || Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 37-43.

5. Коновалов А. А. Деловая игра как педагогическая технология формирования профессионально-специализированных компетенций студентов на занятиях по музыкальной информатике || Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 25-29.

6. Hong W. J, Liu T. L., Guo B. F. Design and Development of Innovative Software for Student Union II Procedia Computer Science. 2020. Vol. 166. P. 93-98. DOI: https:||doi.org|10.1016|j. procs.2020.02.027.

7. Намятов С. Ю., Харитонова Е. Г. К вопросу о формировании исторической памяти и гражданского патриотизма у обучающихся || Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 44-50.

8. Кутергин В. А., Шарипова Э. Р. Проектно-исследовательская работа обучающихся на основе сетевого образовательного модуля в условиях нетиповой образовательной организации: проблемы и возможности || Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 24-32. DOI: https:||doi.org|10.17853|2686-8970-2021-1-24-32.

9. Бочанцева Л. И., Сосновская А. И. Развитие качеств лидера у подростков на тренинго-вых занятиях в школе // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 236-248. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-1-236-248.

10. Leadership education in prosthodontics: Development and impact of the Future Leaders in Prosthodontics (FLIP) workshops / S. Koka, M. Mutluay, N. Garrett [et al.] // The Journal of Prosthetic Dentistry. 2019. Vol. 122. P. 467-473. DOI: https://doi.org/10.1016/)". prosdent.2019.03.006.

11. Лыжин А. И. Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14-19. DOI: https://doi. org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.

12. Ермолаева Е. Л., Петров А. Ю., Петров Ю. Н. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 7-15. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-7-15.

13. Строкова Т. А., Волосникова Л. М. Качество подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности в оценке преподавателей вуза // Образование и наука. 2017. № 3. С. 9-26. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-9-26.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие: пер. с нем.: в 4 т. Т. 1. М.: Генезис, 1999. 160 с.

15. Karsli U. T., Ozker S. The Contributions of Workshops on Formal Interior Architecture Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. P. 47-52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.152.

16. Design and evaluation of an interprofessional education workshop series for preclinical and prelicensure health professional students / M. E. Rotz, I. L. Calligaro, L. I. Kaplan [et al.] // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2021. Vol. 13. P. 885-894.

References

1. Efanov A. V., Fedorov V. A., Prikhodko L. C. et al. Organizatsiya nauchno-issledovatelskoy raboty studentov v vuze: ucheb.-metod. posobie. Ekaterinburg: Izd-vo GOU VPO "Ros. gos. prof.-ped. un-t", 2009. 144 p.

2. Vlasova O. I. Aktualnye problemy sovremennykh magistrantov: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAYT). 2020, No. 1 (1), pp. 124-132.

3. Matsumoto A. N., Sena D. D., Kuzma E. K. et al. The evolution of an interprofessional education motivational interviewing workshop: Finding the right balance. Journal of Interprofessional Education & Practice. 2020. Vol. 20. DOI: https://doi.org/10.10Wj.xjep.2020.100342.

4. Lebedeva K. S. Ispolzovanie priemov infografiki v prepodavanii pedagogicheskikh distsiplin v vuze. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAYT). 2020, No. 2 (2), pp. 37-43.

5. Konovalov A. A. Delovaya igra kak pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya professionalno-spetsializirovannykh kompetentsiy studentov na zanyatiyakh po muzykalnoy informatike. Vysshee obrazovanie segodnya. 2017, No. 9, pp. 25-29.

6. Hong W. J, Liu T. L., Guo B. F. Design and Development of Innovative Software for Student Union. Procedia Computer Science. 2020, Vol. 166, pp. 93-98. DOI: https://doi.org/10.10Wj.procs.2020.02.027.

7. Namyatov S. Yu., Kharitonova E. G. K voprosu o formirovanii istoricheskoy pamyati i grazhdanskogo patriotizma u obuchayushchikhsya. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAYT). 2020, No. 2 (2), pp. 44-50.

8. Kutergin V. A., Sharipova E. R. Proektno-issledovatelskaya rabota obuchayushchikhsya na osnove setevogo obrazovatelnogo modulya v usloviyakh netipovoy obrazovatelnoy organizatsii: problemy i vozmozhnosti. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAYT). 2021, No. 1 (4), pp. 24-32. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-24-32.

9. Bochantseva L. I., Sosnovskaya A. I. Razvitie kachestv lidera u podrostkov na treningovykh zanyatiyakh v shkole. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 1, pp. 236-248. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-1-236-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Koka S., Mutluay M., Garrett N. et al. Leadership education in prosthodontics: Development and impact ofthe Future Leaders in Prosthodontics (FLIP) workshops. The Journal ofProsthetic Dentistry. 2019, Vol. 122, pp. 467-473. DOI: https://doi.org/10.10Wj.prosdent.2019.03.006.

11. Lyzhin A. I. Konovalov A. A. Kompetentnostnyy portret sovremennogo issledovatelya v VUCA-mire. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021, No. 4, pp. 14-19. DOI: https://doi. org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.

12. Ermolaeva E. L., Petrov A. Yu., Petrov Yu. N. Pedagogicheskaya problema professionalno-pedagogicheskogorazvitiyatsennostnykhorientatsiyobuchayushchikhsya. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya (INSAYT). 2021, No. 1 (4), pp. 7-15. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-7-15.

13. Strokova T. A., Volosnikova L. M. Kachestvo podgotovki budushchikh pedagogov k issledovatelskoy deyatelnosti v otsenke prepodavateley vuza. Obrazovanie i nauka. 2017, No. 3, pp. 9-26. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-9-26.

14. Vopel K. Kak nauchit deteysotrudnichat?Psikhologicheskie igry i uprazhneniya: prakt. posobie. Transl. from German. In 4 vols. Vol. 1. Moscow: Genezis, 1999. 160 p. (In Russian)

15. Karsli U. T., Ozker S. The Contributions of Workshops on Formal Interior Architecture Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, Vol. 152, pp. 47-52. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.09.152.

16. Rotz M. E., Calligaro I. L., Kaplan L. I. et al. Design and evaluation of an interprofessional education workshop series for preclinical and prelicensure health professional students. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2021, Vol. 13, pp. 885-894.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 6

Статья поступила в редакцию 18.06.2021 The article was received on 18.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.