Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Татьяна Сергеевна

Исследовательская компетентность в уровневом высшем образовании развивается от первичных навыков научно-исследовательской работы через научноисследовательскую работу обучающегося до профессиональной научно-исследовательской деятельности аспиранта, в том числе путем овладения обучающимся способами исследовательской деятельности для решения профессиональных задач. Цель статьи - проследить преемственность в развитии исследовательской компетентности на трех уровнях высшего образования. Преемственность - один из важнейших принципов современного многоуровневого высшего образования. Выявлены особенности преемственности в развитии исследовательской компетентности в многоуровневом образовательном процессе вуза, а также возникающие при этом препятствия, предложены направления их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT’S RESEARCH COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION: CONTINUITY IN DEVELOPMENT

The purpose of the article is to trace the continuity in the development of research competence at three levels of higher education. Research competence in higher education develops from the primary skills of research work through research work to professional research activities. Moreover, knowledge of the methods of research activities for solving professional tasks contribute to the development of research competence. The features of continuity in the development of research competence in the multi-level educational process of the university, as well as the obstacles and difficulties that arise are identified, and the directions for overcoming them are proposed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ»

УДК 378.147 ББК 74.489

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-58-65

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ

Т. С. Михайленко

Аннотация. Исследовательская компетентность в уровневом высшем образовании развивается от первичных навыков научно-исследовательской работы через научно-исследовательскую работу обучающегося до профессиональной научно-исследовательской деятельности аспиранта, в том числе путем овладения обучающимся способами исследовательской деятельности для решения профессиональных задач. Цель статьи - проследить преемственность в развитии исследовательской компетентности на трех уровнях высшего образования. Преемственность - один из важнейших принципов современного многоуровневого высшего образования. Выявлены особенности преемственности в развитии исследовательской компетентности в многоуровневом образовательном процессе вуза, а также возникающие при этом препятствия, предложены направления их преодоления.

Ключевые слова: высшее образование, исследовательская компетентность, научно-исследовательская работа обучающегося, преемственность в высшем образовании, уровень образования, педагогическое образование.

Для цитирования: Михайленко Т. С. Исследовательская компетентность обучающегося в высшем образовании: преемственность в развитии // Наука и школа. 2021. № 5. С. 58-65. DOI:

10.31862/1819-463X-2021-5-58-65.

© Михайленко Т. С., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE STUDENT'S RESEARCH COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION: CONTINUITY IN DEVELOPMENT

T. S. Mikhaylenko

Abstract. The purpose of the article is to trace the continuity in the development of research competence at three levels of higher education. Research competence in higher education develops from the primary skills of research work through research work to professional research activities. Moreover, knowledge of the methods of research activities for solving professional tasks contribute to the development of research competence. The features of continuity in the development of research competence in the multi-level educational process of the university, as well as the obstacles and difficulties that arise are identified, and the directions for overcoming them are proposed.

Keywords: higher education, research work of the student, continuity in higher education, level of education, research competence, teacher education.

Cite as: Mikhaylenko T. S. The student's research competence in higher education: Continuity in development. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 58-65. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-58-65.

В современном обществе прослеживается тенденция необходимости получения человеком высшего образования нескольких уровней, причем реа-лизовывать принцип «образование через всю жизнь» сегодня предлагает государство, предусмотрев три уровня высшего образования в Законе об образовании [1, ч . 5 ст. 10], мотивируют практикующие психологи, стимулируют работодатели и пропагандируют СМИ .

Нормативными и стратегическими требованиями к системе высшего образования детерминировано, что в образовательном процессе современного вуза должна происходить активизация и интенсификация исследовательской компетентности обучающегося от уровня к уровню высшего образования при осуществлении им образовательной деятельности, в частности, должен происходить переход способности к осуществлению исследовательской деятельности в готовность к ее осуществлению

Анализ действующих ФГОС высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [2-4] показал,

что сегодня компетентность бакалавра, магистра и аспиранта определяется универсальными и общепрофессиональными компетенциями, а также устанавливаемыми образовательной программой вуза профессиональными компетенциями и не позволяет безусловно выделить среди них исследовательские компетенции, однако мы можем опираться на действующий ФГОС ВО уровня бакалавриата, определяющий научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) в качестве возможной учебной или производственной практик[2, п. 2 . 4, 2 . 6] . Для уровня магистратуры ФГОС ВО определяет возможность отнесения научно-исследовательской работы магистранта к учебной и/или производственной практике, оставляя, так же как и в бакалавриате, сам факт включения таких типов практики в образовательную программу магистратуры на откуп конкретного вуза [3, п . 2 . 4] . Однако уже ФГОС ВО аспирантуры научно-исследовательскую деятельность в области образования и социальной сферы относит

к одному из двух видов профессиональной деятельности выпускника образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации .

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская компетентность в уровневом высшем образовании развивается от первичных навыков научно-исследовательской работы через научно-исследовательскую работу до профессиональной научно-исследовательской деятельности

Для развития исследовательской компетентности бакалавров на начальном этапе требуются алгоритмы, которые жестко детерминируют исследовательскую деятельность обучающегося в вузе и помогают ему не только усвоить научно-педагогические знания, но и овладеть первичными навыками научно-исследовательской работы. К таким первичным навыкам относятся: сбор и обработка информации для проведения научных исследований, развитие способностей использовать научные знания, повышение профессиональной подготовки обучающихся на основе развития самостоятельной творческой деятельности

В бакалавриате происходит формирование способности применять полученные теоретические знания в собственной научно-исследовательской деятельности, навыков планирования научно-исследовательской работы; постановка цели, формулировки основных задач и определения методологического аппарата психолого-педагогического исследования; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий, а также овладение эмпирическими методами научно-педагогического исследования; формирование опыта написания научного текста психолого-педагогической проблематики, овладение научным стилем письменной речи; приобретение навыков работы с библиографической

литературой, составления и оформления списка использованной библиографической литературы по проблеме психолого-педагогического исследования; овладение культурой публичного научного выступления .

Основные навыки, полученные студентами за время прохождения практики в виде научно-исследовательской работы, также могут быть использованы в дальнейшем на курсовом проектировании и при написании выпускной квалификационной работы - при таком подходе мы уже можем наблюдать не просто проявление развития исследовательской компетености обучающегося, но преемственность такого развития . Цель научно-исследовательской работы студентов и аспирантов в университете состоит в том, чтобы сформировать, поддержать и развить студенческую научную мысль, способствовать становлению научного стиля мышления применительно к избранной предметной области

Несомненно, исследовательская компетентность обучающегося определяется не только степенью владения исследовательскими компетенциями, важны мотивация и ценностное отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской деятельности, построение системы педагогического знания, готовность и умение представлять результаты своих исследований, умение взаимодействовать в команде и ведение активной, успешной и результативной исследовательской деятельности

Для магистрантов процесс погружения в исследовательскую деятельность уже будет включать в себя углубление исследовательских навыков и решения профессиональных научно-исследовательских задач, способствующие развитию его исследовательской самостоятельности . Для уровня подготовки кадров высшей квалификации, как отмечают научные руководители аспирантов, должны быть характерны исследовательские задачи уровня дивергентных предписаний,

которые лишь задают общую стратегию мышления (методологические подходы, направление исследования в рамках научной специальности, принципы и традиции научной школы, в контексте достижений и разработок которой ведется научный поиск), но не исключают, а, наоборот, активизируют и стимулируют процесс научно-исследовательской работы аспиранта. При этом при проведении научного исследования (при подготовке кандидатской диссертации) часто из всех генерируемых автором творческих идей требуется выбрать самые эффективные и значимые, сконцентрировать на них свои усилия и зачастую сузить поле научного поиска и сконцентрироваться на разработке наиболее продуктивной идеи, в чем проявляется и реализуется сущность другого принципа - конвергентности [5, с . 105-106] . И . А. Зимняя отмечает, что для аспирантуры характерна «необходимость навыков не просто ведения, но и организации научно-исследовательской деятельности» [6, с . 23], что мы можем увидеть и во ФГОС ВО подготовки кадров высшей квалификации [4, п . 5 . 3] .

Основным барьером «свободного научного поиска» в образовательном процессе вуза выступает нормативный срок освоения образовательной программы каждого уровня высшего образования - учебный план отводит на каждую форму исследовательской деятельности обучающегося (курсовое проектирование, учебные и производственные практики, подготовка и защита выпускной квалификационной работы) определенное время. Как отмечают М . К . и Н . И . Чуркины, «магистрант осуществляет сбор и систематизацию источников, работает над конструированием историографического и методологического ландшафтов исследования в тесном контакте с научным руководителем, систематически представляя результаты своей работы по теме магистерской диссертации» [7, с . 154] .

Теория непрерывности современного образования опирается на принцип преемственности: отметим, что уже нормативными требованиям к системе образования установлена [1, ч . 1 ст. 11] «преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся» Однако вклад каждого уровня высшего образования в развитие личности опосредован не только нормативными требованиями образования, но и постепенным формированием и развитием ценностей личности Следовательно, преемственность как процесс представляет собой результат соподчиненности всех структурных уровней высшего образования в процессе систематичного и последовательного освоения человеком образовательных программ и условие непрерывного образования личности, способствующее раскрытию ее потенциала. В контексте непрерывного образования перед исследователями и практиками встает задача обеспечения реализации принципа преемственности во всех функциональных компонентах образовательного процесса в вузе - целей, содержания, методов (технологий), деятельности преподавателей и обучающихся

По мнению М Г Сергеевой, принцип преемственности непрерывного образования «предусматривает последовательность и согласованность в содержании профессиональных образовательных программ, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся» [8, с. 145] . Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, меняя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [9] . Преемственность в

образовательном процессе представляет собой последовательную смену стадий развивающихся педагогических явлений и взаимодействий, при которой на основании прошлого образовательного опыта формируется новый, способствующий саморазвитию личности Цель преемственности - обеспечить согласование целей развития личности на каждом уровне высшего образования, подчинить весь образовательный процесс общей идее развития личности . По нашему мнению, «преемственность уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) предполагает установление взаимосвязи между ними с целью последовательного решения задач формирования и развития компетентностей будущего специалиста» [10, с . 2] .

М . Б . Есаулова делает акцент на взаимодействие и преемственность личного и профессионального опыта всех участников образовательного процесса, что отражает «взаимодействие и преемственность опытов носителей разных социальных практик в современном мире», «контекст востребованной современностью личности актуализирует направленность профессионального педагогического образования (на всех ступенях и уровнях) на развитие про-ектно-исследовательской деятельности будущих педагогов [10, с . 233] . Ей обоснована возможность «распределить» работу над компетентностью будущего педагога на разных уровнях педагогического образования и таким образом реализовать сквозную содержательную преемственность, а исследование проблемы преемственности в педагогическом образовании основано на выявлении позиций всех субъектов образовательного процесса

А. М . Новиков отмечал, что «опосредованное системой общественных отношений развитие личности осуществляется в процессе присвоения человеком основ материальной и духовной культуры Вместе с тем это не исключает форми-

рования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных жизненных условий» [11, с . 178] .

В образовательном процессе современного вуза обучающийся как субъект образования способен направленно и закономерно изменяться под мягким воздействием гуманитарных педагогических технологий . Такое направленное и закономерное взаимодействие субъектов в системе высшего педагогического образования осуществляется посредством построения и реализации системы горизонтальных и вертикальных преемственных связей всех трех уровней высшего образования

Преемственность определяет динамику образовательного процесса [12, с . 224], позволяет объединить отдельные задачи, ставящиеся перед обучающимся, и практические ситуации, способствующие постепенному формированию и развитию его компетенций, в целостный нелинейный образовательный процесс, в котором и происходит развитие личности обучающегося

С точки зрения преемственности в развитии исследовательской компетентности как процесса в современных психолого-педагогических исследованиях выделяют преемственность ценностей и целей, преемственность содержания и преемственность педагогических инструментов и средств [13]

Содержательно преемственность в развитии исследовательской компетентности представляет собой комплекс постепенно усложняющихся предписаний (приемов, правил, указаний, наводящих вопросов, схем, моделей) и других средств и соответствующих им процедур, стимулирующих и направляющих исследовательскую деятельность будущего педагога в ситуациях неопределенности, необходимую для развития его исследовательской компетентности посредством решения исследовательских задач

Резюмируя вышесказанное, преемственность в развитии исследовательской

компетентности - это процесс, обеспечивающий развитие исследовательской компетентности как интегративного качества личности посредством поэтапного усложнения содержания обучения (профессиональных задач), изменения форм организации образовательного процесса и постепенного приближения технологий взаимодействия субъектов образования к самостоятельной (профессиональной) научно-исследовательской деятельности

Успешность преемственности в развитии исследовательской компетености в высшем образовании детерминирована заинтересованностью и активностью субъектов как отдельного педагогического вуза, так и всей системы высшего образования, а преемственность как

принцип, в свою очередь, способствует непрерывному воспроизводству, изменению и развитию системы научно-исследовательской деятельности обучающихся в вузах России .

Такая сформированная на основе принципа преемственности «архитектура образовательного процесса» [14, с . 56] способствовала бы возрастанию самостоятельности и способности к самоорганизации исследовательской деятельности обучающихся и постепенному «приросту» их исследовательских компетенций в результате педагогического взаимодействия между субъектами всех уровней высшего образования, а значит, преемственности в развитии исследовательской компетености в современном педагогическом вузе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3: принят ГД ФС РФ 21.12.2012 // М-во образования и науки РФ: [сайт]. URL: Й1р://минобрнауки.рф/доку-менты/29742 (дата обращения: 20.05.2021).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогической образование (уровень бакалавриата), утв. Приказом Минобрнауки РФ № 121 от 22.02.2018 (с изм. и доп. от 26.11.2020 № 1456). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 15.06.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогической образование, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 126 (с изм. и доп. от 08.02.2021). URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/93/91/5/117 (дата обращения: 15.06.2021)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 № 902 (с изм. и доп. от 30.04.2015). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7/180 (дата обращения: 15.06.2021)

5. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: моногр. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.

6. Преемственность в подготовке к исследовательской деятельности в вузовском и послевузовском обучении / И. А. Зимняя, М. Э. Жуковская, М. Д. Лаптева, Н. А. Морозова // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: сб. ст.; под науч. ред. И. А. Зимней. М., 2010. С. 17-24.

7. Чуркин М. К. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре по профилю «Историческое образование»: реальность и перспективы // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. 2018. № 4 (21). С. 150-153.

8. Сергеева М. Г. Принципы развития непрерывного образования в современных условиях // Методология профессионального образования: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.,

посвящ. А. М. Новикову / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной. 01.12.2016. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 648 с.

9. Большой энциклопедический словарь онлайн. URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline. com/53510-ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ (дата обращения: 20.06.2021).

10. Михайленко Т. С. Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем образовании // Электрон. науч.-метод. журн. Омского ГАУ 2016. № 4 (7) октябрь - декабрь. URL: http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/502-00247 (дата обращения: 15.06.2021).

11. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ЭГВЕС, 2013. 268 с.

12. Есаулова М. Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 223-235.

13. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, M. A. Maznychenko, I. S. Kazakov // Медиаобразование. Media Education. 2018. № 1. С. 29-38.

14. Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Исследование изменений в образовательном процессе современного вуза: проблема выбора адекватной методологии // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2013. № 10. С. 47-58.

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon RF ot 29.12.2012 No. 273-FZ: prinyat GD FS RF 21.12.2012. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/29742 (accessed: 20.05.2021).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoy obrazovanie (uroven bakalavriata), utv. Prikazom Minobrnauki RF No. 121 ot 22.02.2018 (s izm. i dop. ot 26.11.2020 № 1456). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (accessed: 15.06.2021).

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoy obrazovanie, utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 22.02.2018 No. 126 (s izm. i dop. ot 08.02.2021). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117 (accessed: 15.06.2021)

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.06.01 Obrazovanie i pedagogicheskie nauki (uroven podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii), utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 30.07.2014 No. 902 (s izm. i dop. ot 30.04.2015). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7Z180 (accessed: 15.06.2021)

5. Andreev V. I. Pedagogicheskaya evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya mnogomernogo myshleniya i mudrosti: monogr. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2015. 288 p.

6. Zimnyaya I. A., Zhukovskaya M. E., Lapteva M. D., Morozova N. A. Preemstvennost v podgotovke k issledovatelskoy deyatelnosti v vuzovskom i poslevuzovskom obuchenii. In: Zimnyaya A. I. (ed.) Issledovatelskaya deyatelnost v vuzovskoy i poslevuzovskoy podgotovke bakalavrov, magistrov, aspirantov. Moscow, 2010. Pp. 17-24.

7. Churkin M. K. Organizatsiya nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti v magistrature po profilyu "Istoricheskoe obrazovanie": realnost i perspektivy. Vestn. Omskogo gos. ped. un-ta. Gumanitar. issledovaniya. 2018, No. 4 (21), pp. 150-153.

8. Sergeeva M. G. Printsipy razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh. In: Lomakina T. Yu. (ed.) Metodologiya professionalnogo obrazovaniya. Proceedings of International scientific-ptactical conference, dedicated to A. M. Novikov. 01.12.2016. Moscow: FGBNU "Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO", 2016. 648 p.

9. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar onlayn. Available at: https://rus-big-enc-dict.slovaronline. com/53510-PREEMSTVENNOST (accessed: 20.06.2021).

10. Mikhaylenko T. S. Usloviya i osobennosti formirovaniya preemstvennosti v sovremennom vysshem obrazovanii. Elektron. nauch.-metod. zhurn. Omskogo GAU. 2016, No. 4 (7) Oct.-Dec. Available at: http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/502-00247 (accessed: 15.06.2021).

11. Novikov A. M. Pedagogika: slovar sistemy osnovnykh ponyatiy. Moscow: EGVES, 2013. 268 p.

12. Esaulova M. B. Printsip preemstvennosti v sovremennom professionalnom pedagogicheskom obrazovanii. Izv. Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2005, Vol. 5, No. 12, pp. 223-235.

13. Tyunnikov Y. S., Afanasyeva T. P., Maznychenko M. A., Kazakov I. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource. Mediaobrazovanie. Media Education. 2018, No. 1, pp. 29-38.

14. Drobotenko Yu. B., Makarova N. S., Chekaleva N. V. Issledovanie izmeneniy v obrazovatelnom protsesse sovremennogo vuza: problema vybora adekvatnoy metodologii. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2013, No. 10, pp. 47-58.

Михайленко Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет e-mail: a1500051@st.omgpu.ru

Mikhaylenko Tatyana S., PhD postgraduate student, Pedagogy Department, Omsk State Pedagogical University

e-mail: a1500051@st.omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 23.06.2021 The article was received on 23.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.