Научная статья на тему 'Практические аспекты развития исследовательской компетентности будущих учителей в педагогической системе "колледж - вуз"'

Практические аспекты развития исследовательской компетентности будущих учителей в педагогической системе "колледж - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СИСТЕМА "КОЛЛЕДЖ ВУЗ" / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ СПО И ВО / RESEARCH COMPETENCE / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / COLLEGE-UNIVERSITY SYSTEM / MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE / PEDAGOGICAL PRACTICE / CONTINUITY OF SVE AND HE LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна

В статье раскрываются методологические и практические аспекты развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж вуз» с учётом требований современных образовательных и профессиональных стандартов; предлагается модель развития исследовательской компетентности на основе преемственности программ среднего профессионального и высшего образования; проводится анализ эффективности представленной модели и оценка полученных в ходе исследования результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS’ RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM "COLLEGE - UNIVERSITY"

The article reveals the methodological and practical aspects of the development of the research competence of future primary school teachers in the «college university» system, taking into account the requirements of modern educational and professional standards; a model for the development of research competence is proposed based on the continuity of secondary vocational and higher education programs. The analysis of the effectiveness of the presented model and the evaluation of the results obtained during the study are carried out

Текст научной работы на тему «Практические аспекты развития исследовательской компетентности будущих учителей в педагогической системе "колледж - вуз"»

Л.Е. Лукина

(г. Выборг, Ленинградская область)

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»

PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS' RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM

«COLLEGE - UNIVERSITY»

В статье раскрываются методологические и практические аспекты развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» с учётом требований современных образовательных и профессиональных стандартов; предлагается модель развития исследовательской компетентности на основе преемственности программ среднего профессионального и высшего образования; проводится анализ эффективности представленной модели и оценка полученных в ходе исследования результатов. Ключевые слова: исследовательская компетентность, будущие учителя начальных классов, система «колледж - вуз», модель развития исследовательской компетентности, педагогическая практика, преемственность уровней СПО и ВО.

The article reveals the methodological and practical aspects of the development of the research competence of future primary school teachers in the «college - university» system, taking into account the requirements of modern educational and professional standards; a model for the development of research competence is proposed based on the continuity of secondary vocational and higher education programs. The analysis of the effectiveness of the presented model and the evaluation of the results obtained during the study are carried out.

Key words: research competence, future primary school teachers, college-university system, model for the development of research competence, pedagogical practice, continuity of SVE and HE levels.

Включение исследовательской деятельности в круг профессиональных функций современного специалиста относится к приоритетным задачам развития Российской Федерации в различных сферах, прежде всего в области образования [8]. Освоение технологий исследовательской деятельности обозначено в качестве образовательного результата в современных федеральных образовательных стандартах. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования показало, что необходима перестройка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. В функциональные обязанности учителя на-

чальной школы, сформулированные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», включены такие, как способность применять педагогическую диагностику, экспериментировать, осуществлять проектную работу [7]. Учитель начальной ступени школьного образования должен быть подготовлен к решению нестандартных психолого-педагогических задач, организации исследовательской деятельности учеников, он помогает обучающимся научиться формулировать проблему, цель, задачи, гипотезу, выстроить научное рассуждение,

выбрать адекватный способ решения поисковых задач с помощью анализа, сопоставления, классификации и др. [10].

Однако исследования профессиональных дефицитов учителей среднего и начального звена, организованные в 2016 г. ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), позволили выявить недостаточность сфор-мированности навыков организации проектной и исследовательской деятельности (по мнению 33,8% учителей и 33% директоров школ). Подобный срез, проведённый этим же исследовательским коллективом в 2017 г., показал, что у 23% учителей исследовательские качества сформированы на среднем уровне, у 10% - ниже среднего, только у 10% - очень высоком. В числе профессиональных дефицитов называется недостаточное владение методикой организации исследовательской деятельности, методами проектирования исследовательских лабораторий обучающихся; инструментами диагностики результатов исследовательской деятельности школьников [2]. 50% респондентов исследований 2017 и 2016 гг. отметили, что им нужны консультации и помощь в организации исследовательской работы школьников [1]. Такие результаты указывают на недостаточный уровень сформированности у практикующих учителей исследовательской компетентности, что обусловлено отсутствием комплексной подготовки к организации исследовательской деятельности.

ФГОС среднего профессионального образования (СПО) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и ФГОС высшего образования (ВО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование разработаны с учётом изменения требований к подготовке учителя начальных классов [6, 9]. ФГОС высшего педагогического образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №121 от 22.02.2018 г.) в качестве сферы профессиональной деятельности будущего учителя выделяет образование и науку, ориентирует

на освоение профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций. Стандартом закреплено повышение доли проектно-исследовательского обучения. В качестве новых направлений практики называются проектно-технологическая и научно-исследовательская.

Работа с информацией в цифровой среде, проектирование, навыки проведения эксперимента включены в число универсальных компетенций, способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний - в перечень общепрофессиональных [9]. Качества учителя, обозначенные во ФГОС ВО, соотносятся с компонентами содержания такого понятия, как «исследовательская компетентность будущего учителя начальных классов».

Под исследовательской компетентностью будущего учителя начальных классов мы понимаем теоретическую и практическую готовность и способность к организации и проведению исследований по проблемам педагогики начальной школы, получению инновационных продуктов в области преподаваемых предметов или определенного направления деятельности в начальном обучении и воспитании, а также навыки создания психолого-педагогических условий для формирования исследовательской компетентности обучающихся начальных классов в ценностно ориентированной урочной и внеурочной деятельности.

Подготовка учителей начальной школы осуществляется на уровне СПО в колледжах, обеспечивающих высокий уровень практической и методической подготовки, но недостаточное внимание уделяющих практике научного исследования, освоению инструментария организации исследовательской деятельности учеников начальной школы. Преимущество вузов заключается во включении различных видов эмпирических исследований, экспериментальной работы, освоения научных понятий в ходе подготовки будущих педагогов. Указ Президента РФ о стратегических задачах развития Российской Федерации и Государственная про-

грамма «Развитие образования» указывают на важность модернизации профессионального образования на основе внедрения практикоориентированных и гибких образовательных программ, реализации проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» с целью повышения профессионального уровня педагогов [8].

Учёными Российской академии образования в течение 2018-2019 гг. проводятся исследования, направленные на создание модели интеграции СПО в непрерывную систему подготовки учителей (прежде всего учителей начальных классов) [1, 4, 5].

К актуальным вопросам, которые до сих пор не решены, относится недостаточная разработанность механизмов развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов на основе преемственности нескольких уровней и видов профессионального образования, в частности на основе взаимодействия колледжа и вуза. В контексте данного исследования ставится задача по проектированию траекторий развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов на основе взаимодействия образовательных организаций колледжа и вуза. Эта задача решается в процессе экспериментальной работы на основе использования методов моделирования, разных видов анализа результатов эксперимента (анкетирования, кейс-заданий, интервьюирования, тестирования, контент-анализа продуктов исследовательской деятельности будущих учителей и др.).

В процессе исследования разработана модель развития исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в системе «колледж - вуз». Метод моделирования позволил произвести целостный анализ многоэлементного и многоуровневого процесса, рассмотреть направления и способы взаимодействия его компонентов, выявить условия его функционирования, внутренние и внешние факторы, определяющие его результативность. Модель развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных

классов в системе «колледж - вуз» отличается целостностью, отражает личностную и гуманистическую направленность современного образования, включает концептуальный, содержательно-технологический, субъектно-процессуальный, результативно-оценочный блоки и необходима для обеспечения качественного изменения всех компонентов исследовательской компетентности.

Модель развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» ориентирована на достижение таких целей, как развитие готовности будущего учителя к осуществлению образовательной деятельности по дисциплинам, изучаемым в начальной школе, воспитание потребности педагога в непрерывном повышении квалификации, в освоении новых педагогических ролей (методист, организатор работы с одаренными обучающимися, руководитель детских социально значимых проектно-ис-следовательских работ и др.), а также на формирование личностной зрелости будущего учителя, «готовности к продуктивному общению с детьми и их родителями, организации детско-взрослых сообществ» (А.М. Каменский) [3, с. 13]. Концептуальные основы представлены принципами диверсификации и полифункциональности педагогической деятельности, а также комплексом современных методологических подходов:

системно-деятельностным подходом, позволяющим обосновать процесс развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в совместной исследовательской деятельности на основе субъект-субъектных отношений в системе «колледж - вуз»;

компетентностным подходом, в процессе реализации которого определено содержание интегративного понятия «исследовательская компетентность будущего учителя начальных классов», соответствующее трудовым функциям с их ярко выраженным исследовательским характером;

контекстным подходом, предполагающим погружение в контекст будущей

профессии в процессе интерактивного и диалогового исследовательского обучения, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности, решения социально значимых исследовательских задач.

Содержательно-технологический блок включает программу «Межуровневое развитие исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в системе «колледж - вуз» и комплекс социально-педагогических технологий развития исследовательской компетентности будущих учителей начальной школы. Программа направлена на развитие компонентов исследовательской компетентности будущих учителей и соответствующих им компетенций, определяет основные направления деятельности системы «колледж - вуз» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС на основе социального партнерства, межуровневого взаимодействия. Специфика программы заключается в том, что она предполагает интеграцию усилий образовательных организаций среднего профессионального, высшего и общего образования в процессе развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов.

Субъектно-процессуальный блок раскрывает необходимые организационно-педагогические условия (включающие научно-методический, организационно-управленческий, организационно-структурный сегменты) и отражает взаимосвязь между ступенями и формами развития исследовательской компетентности субъектов данного процесса. В результативно-оценочном блоке модели отражены критерии, показатели и способы диагностики результативности развития исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в системе «колледж - вуз».

На основе программы осуществляется повышение доли исследовательской работы на этапе подготовки будущего учителя на уровне СПО и ВО. Большие возможности для организации многоуровневой исследовательской деятельности студентов предоставляет педагогическая практика, на-

правленная на комплексное формирование основных компонентов исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов.

В ходе экспериментальной работы удалось доказать, что в процессе производственной практики у студентов колледжа формируются навыки анализа возрастных и индивидуальных особенностей школьников, результативности деятельности учителя, анализа педагогических ситуаций. В ходе апробации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Юный исследователь» студенты приобретают практические навыки тьюторов исследовательской деятельности младших школьников:

разрабатывают и проводят занятия, на которых младшие школьники в занимательной форме знакомятся с понятием «наука», «ученый», «научное открытие», «гипотеза», «тема, цель, задачи, планирование исследования»;

помогают ученикам освоить теоретические и практические методы исследовательской деятельности, в том числе работы с различными источниками информации;

организуют творческую продуктивную социально значимую проектную исследовательскую деятельность, направленную на изучение роли человека в науке, культуре, истории страны, на основе сотрудничества учеников, родителей, учителя, студентов-тьюторов, различных социальных партнёров.

На практике по теме «Первые дни ребенка в школе» у студентов формируются навыки диагностики уровня подготовленности детей к обучению в школе (педагогической и психологической готовности детей к процессу обучения в 1 классе, мотиваци-онной готовности к школе, сформированно-сти предпосылок к успешному овладению математикой, уровня сформированности внимания и др.). Результаты проведённых будущими учителями исследований по проблемам адаптации первоклассников к условиям школьного обучения в условиях

внедрения новых стандартов начальной школы являются практически значимыми и используются в работе учителями школ. В процессе преддипломной практики студентов в системе «колледж - вуз» продолжается формирование исследовательского подхода к профессиональной деятельности, студенты проводят эксперимент (или практическое исследование) в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, а результаты лучших исследований представляются на научно-практических конференциях и в публикациях.

Обучающиеся по программе бакалавриата будущие учителя начальных классов выполняют в ходе практики задания исследовательского характера. На этапе учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) выполняется исследовательская работа по следующим направлениям:

исследование особенностей познавательных психических процессов, коммуникативных способностей, мотивов учебной деятельности младших школьников;

наблюдение и анализ учебного процесса, одной из форм внеучебной работы, взаимодействия в системе «учитель - ученик», анализ урока с точки зрения развития отдельных компонентов учебной деятельности (УУД), методический анализ урока по предложенным вопросам;

анализ программ внеурочной деятельности;

анализ использования учителем информационных технологий;

подготовка и проведение внеклассного занятия исследовательского характера с использованием электронных образовательных ресурсов;

анализ результатов проведения проверочных работ по математике, анализ

фактических, речевых и грамматических ошибок, допущенных учащимися при анализе текста на уроке русского языка и литературного чтения;

анализ становления собственной готовности к работе с детьми, выстраивание программы профессионального совершенствования;

подготовка проектов «Мой профессиональный выбор», «Новая школа: пространство, ориентированное на ученика», «Школа без неудачников», «Образовательная среда как ресурс развития ребенка»;

рефлексия пилотного проведения формирующего эксперимента по теме выпускной работы и др.

Повышению эффективности способствует использование форм работы, актуализирующих у студентов опыт субъекта творческой самостоятельной деятельности, создающих мотивацию к достижению успеха в дальнейшей педагогической исследовательской деятельности. Практика реализуется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, с учителями и администрацией школ, преподавателями, результаты представляются на конференциях студенческих научных обществ, методических объединений практикующих учителей начальных классов базовых школ.

Таким образом, модель, разработанная и апробированная на основе преемственности уровней СПО и ВО, позволяет интегрировать в профессиональной подготовке качество методической и практической подготовки СПО и фундаментальность, исследовательскую направленность ВО и таким образом даёт положительные результаты в процессе развития исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов.

Литература

1. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Социологическое исследование профессиональных дефицитов участников образовательного процесса // V Всероссийская интернет-конференция с международным участием «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании»: М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 22.12.2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/36498523-V-vserossiyskaya-internet-konferenciya-s-mezhdunarodnym-uchastiem-povyshenie-kvalifikacii-pedagogicheskih-kadrov-v-izmenyayushchemsya-obrazovanii-programma.html

2. Золотарева А.В. Опыт Ярославской области по оценке и выявлению дефицитов мета-предметных компетенций педагога // Материалы Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста (21.09.2017 г.). - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - С. 43-57. [Электронный ресурс] - URL: http://www. apkpro.ru/doc/SB0RNIK%20NSUR.pdf

3. КаменскийА.М. Концепция и технология становления открытой информационно-гуманитарной системы лицейского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 -Великий Новгород, 2014. - 47 с.

4. Лаптев В.В. Согласование программ подготовки педагогов в среднем и высшем профессиональном образовании. [Электронный ресурс] - URL: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2018/02/laptev-v.-v..pdf

5. Мануйлова И.В. Система непрерывного педагогического образования. [Электронный ресурс] - URL: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2018/02/manujlova-i.-u.pdf

6. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» [Электронный ресурс] - URL: http://base.consultant.ru.

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] - URL: http://base.consultant.ru

8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом № 121 Министерства образования и науки Российской Федерации 22.02.2018 г.) [Электронный ресурс] - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] - URL: http://base.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.