ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201066 2020, № 09 (сентябрь) УДК 378.147
Развитие личностных и профессиональных качеств
будущих педагогов при реализации проектной деятельности
Муллер Ольга Юрьевна1
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия [email protected]
Ротова Наталья Александровна2
Сургутский государственный университет, Сургут, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность проектной деятельности обусловлена социальным заказом общества на подготовку специалистов - будущих педагогов, готовых к решению нестандартных задач, находящих отражение в практико-ориентированной направленности. Цель данного исследования - теоретическое обоснование проектной деятельности в вузе для развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Методологическим основанием исследования являются идеи развивающего обучения и деятельностного подхода; общенаучные методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения. Теоретическая значимость статьи состоит в следующем: раскрыто содержание понятия проектной деятельности в вузе как целенаправленного, организованного определенным образом педагогического процесса создания СО-бытийной ситуации взаимодействия субъектов для создания продукта, количество и качество которого соответствует поставленной цели; проанализированы формы проектной деятельности и развиваемые в ходе их реализации профессиональные и личностные качества будущих педагогов. Практическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и положения раскрывают способы организации проектной деятельности в вузе для развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов, а рассмотренные этапы организации конкретного практико-ориентированного проекта «Организация конкурса на создание дизайна пространства педагогического факультета» наглядно иллюстрируют представленные теоретические положения. В статье конкретизируется содержание основных этапов организации проектной деятельности, соблюдение которых необходимо для достижения поставленной в ходе проекта практической задачи: этап постановки проблемы, этап проектирования решения проблемы, этап планирования реализации проекта, этап выполнения и завершающий (рефлексивный) этап. Подробно рассмотрено содержание этапа постановки проблемы на примере практико-ориентированного проекта «Организация конкурса на создание дизайна пространства педагогического факультета». Материалы исследования могут быть использованы как в учебной, так и во внеучебной работе в педагогическом вузе.
Ключевые слова: развитие, проектная деятельность, личностные, профессиональные качества.
Поступила в редакцию Received 12.07.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.09.20
Принята к публикации Accepted for publication 06.09.20 Опубликована Published 30.09.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования института гуманитарного образования и спорта БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия
2 Ротова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия
Введение
В настоящее время мы можем наблюдать значительные изменения в образовательной сфере, где на смену традиционному подходу с преподавателем, занимающим центральную роль в обучении, приходят подходы и методы, где педагог выступает в качестве направляющего, тьютора [1]. Изменения эти связаны со сменой модели культурно-исторического развития, тем не менее педагог продолжает являться основной фигурой при реализации нововведений на практике [2]. Для успешного применения различных инноваций в новых условиях педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Предъявляемые к современному выпускнику-педагогу качества - это креативность и инновационное мышление; самостоятельность в организации профессионального роста; междисциплинарные знания; умение работать в команде; опыт разработки и внедрения на практике исследовательских решений [3].
Значительное внимание современных исследователей уделяется подготовке специалистов, способных творчески подходить к своей педагогической деятельности и ре-ализовывать свои педагогические умения в условиях быстрых перемен. Требования к личностным и профессиональным качествам выпускников являются определяющими успешности в дальнейшем трудоустройстве и ценности на рынке труда [4]. Целью вузовского обучения в настоящее время является не столько наполнение студентов определенным объемом знаний, сколько развитие познавательных стратегий самообучения и самообразования, формирующих основу и неотъемлемою часть будущей профессиональной деятельности [5]. Развитию таких личностных и профессиональных качеств будущих педагогов в значительной степени способствует проектная деятельность.
Цель данного исследования - теоретическое обоснование проектной деятельности в вузе для развития личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Сущность проектного обучения
Для более четкого представления о сущности проектной деятельности уточним понятие «проектное обучение», которое позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.
Рассматривая содержание понятия «проектное обучение», будем основываться на точке зрения В. В. Краевского, подчеркивающего необходимость осознания педагогом разницы между общением и познанием, важность того, что в момент осуществления действия планирования (постановка цели, определение необходимого количества действий для ее достижения, преобразования объектов окружающего мира либо создания новых объектов) необходимо организовать СО-бытийную ситуацию, в которой для решения проблемы возникает необходимость совместного взаимодействия, направленного на познание окружающего мира [6]. Итак, проектное обучение в вузе - это целенаправленный, организованный определенным образом педагогический процесс создания СО-бытийной ситуации взаимодействия субъектов для создания продукта, количество и качество которого соответствует поставленной цели, а результатом являются внутренние, личностные изменения участников проекта. При реализации проектного обучения важно помнить, что развитие профессиональных и личностных качеств происходит только при следующих условиях: когда проект имеет общественную значимость,
имеет профессионально ориентированное задание, сложность проектов постепенно возрастает, проект учитывает индивидуальные интересы и способности студентов [7]. Компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Метод проектов появился в США в начале XX века и стал необыкновенно популярным за рубежом (Т. Маркхэм, Дж. Лармер) [8]. Опыт Австралии показывает, что метод проектов используется для развития профессиональных навыков (И. Т. П. Мо, Ю. Танг) [9]. В США метод проектной деятельности получил обоснование с точки зрения педагогики и психологии [10], в ходе которого была выявлена необходимость подготовки педагогов для организации проектного обучения (Б. Дж. С. Баррон, Д. Л. Шварц, Н. Дж. Вай, А. Мур и др.). Такие проекты, как социальные и педагогические, получили широкое распространение в Китае (К. Чжао, Дж. Чжан, Х. Ду) [11], технологические проекты, обусловленные в основном высокими темпами экономического роста, пользуются популярностью в Австралии (П. Е. Паундс) [12]. В России в начале ХХ века сторонниками метода проектов были педагоги П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. По мнению педагогов, преимущество метода заключалось в самостоятельном добывании знания (информации) для решения конкретной проблемы. Метод проектов вошел в практику отечественных школ, но впоследствии, с переходом на единую трудовую школу, был дискредитирован и на долгие 60 лет ушел из учебной деятельности, вернувшись лишь в 1991 году с подачи педагогов-исследователей М. Б. Павловой, Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко, разработавших учебную программу «Технология» [13]. Л. В. Сгонник считает, что в настоящее время проектное обучение применяется на всех уровнях организации российской системы образования: в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах [14].
Проектное обучение предполагает сочетание таких видов деятельности, как проектирование и исследование. Обучение в рамках проектного подхода может иметь больший уклон либо в создание какого-то продукта (проектирование), либо в исследовательскую деятельность, при этом огромное значение, по мнению К. И. Сафоновой, С. В. Подольского, имеют критерии формирования проектных групп [15]. То, в какую сторону будет направлено проектное обучение, определяется целью и конечным результатом. Работа над проектом предполагает решение комплекса задач: изучение актуальности, теоретической и практической (например, социальной) значимости проекта, формулировка целей и формирование представления о конечном результате, понимание предмета исследования и методов, разработка структуры проекта, анализ источников информации, а также способов обработки полученных результатов. Если проект носит исследовательский характер, то необходимо также выдвижение гипотезы и поиск способов решения проблемы.
В проектном обучении основная цель - реализация концепции, являющейся ведущим замыслом проекта. Концепция - это комплекс взаимосвязанных взглядов, на основе которой определяются стратегии последующих действий. Исследовательская деятельность представляет собой направленную на получение новых знаний или открытие новых закономерностей (законов, теорий) интеллектуальную работу, имеющую целью решение различных проблем (социальных, гуманитарных, технических и т. д.). Если в результате проекта мы получаем какой-то продукт (процессы, услуги, программа и др.), то в результате исследования - новые идеи или новое знание в науке (А. П. Казун) [16].
И. А. Колесникова и М. П. Горчакова-Сибирская акцентируют внимание на «многослойности» результата любой проектной деятельности [17]. Такими результа-
тами, по мнению Л. Ф. Султановой, становятся не только сам продукт проектной деятельности, который носит предметный характер, но и сама по себе деятельность (де-ятельностный характер), личные качества (личностный характер), коммуникация (коммуникативный характер) [18].
Проектная деятельность как потенциал развития компетенций
Проектная деятельность в процессе профессионального становления специалиста приобретает большую значимость благодаря овладению ее участниками активными способами действий, приобретению ими в ходе проекта не только личностных качеств, таких как самостоятельность, целеустремленность, но и умений планирования: целеполагание, рефлексия, контроль и оценка собственной деятельности.
В современной отечественной педагогике все более актуальным становится дея-тельностный подход, являющийся методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта. Данный подход обеспечивает проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, а также активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Тенденция сокращения количества часов, отводимых на аудиторные занятия студентов, и увеличения количества часов, затрачиваемых на самостоятельную работу, является основанием для применения проектных методик при проведении занятий.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования проектная деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, направленной на более качественную подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности. В процессе осуществления проектной деятельности внимание студентов должно быть направлено на развитие способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности - одной из требуемых компетенций.
Для того чтобы проект был успешным, в группе должны быть положительные взаимоотношения между студентами. Это как раз те личностные качества, без которых невозможна успешная реализация проекта и которые необходимо развивать: взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, сотрудничество, ответственность. Успешное взаимодействие и взаимная ответственность, по мнению А. Л. Бусыгиной, составляют основу межсубъектных отношений участников проекта [19].
При рассмотрении основных составляющих понятия «проектная деятельность» в психологической и педагогической науке А. В. Сазанова делает заключение о том, что участие в проектах развивает исследовательские и творческие компетенции личности - способность к самоопределению и целеполаганию, ориентированию в информационном пространстве [20]. Т. И. Закирова обращает внимание на то, что участие студентов в проектной деятельности позволяет сформировать активную и самостоятельную позицию обучающихся, что способствует дальнейшему саморазвитию. Среди других личностных качеств автор называет способность работать в коллективе, уважение чести и достоинства личности, толерантное отношение к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; умение постановки цели; способность взять на себя ответственность за результат выполнения задания. Личностные качества, таким образом, составляют суть общекультурных компетенций.
Из числа профессиональных качеств отмечаются следующие: умение искать и анализировать информацию, необходимую для решения поставленных задач; умение использования информационно-коммуникационных технологий и глобальной компьютерной сети; способность работать на благо коллектива (что формирует такое
качество, как способность работать на благо общества в целом). В результате работы над проектом студент должен овладеть такими умениями, как формулировка научной проблемы; адекватный подбор средств и методов для решения поставленных задач; использование различных методик для сбора информации; владение способами обработки результатов и их интерпретации; формирование обоснованных заключений по результатам исследований и оформление их в виде презентации.
Авторы В. Г. Веселова, Н. В. Матяш считают, что в результате проектной работы происходит трансформация наиболее значимых элементов личности - самосознания и направленности внимания, формируются такие регулятивные компоненты, как самоанализ и самоконтроль деятельности, прогнозирование, саморегуляция и ответственность [21].
Овладение технологией проектной деятельности влияет и на мотивацию студентов: для решения конкретной проблемы приходится добывать знания, к тому же проектная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся [20]. Проектная работа позволяет обучающимся объединить теоретические знания с практикой, а творчество - с научным исследованием. Творческая самореализация, которой способствует выполнение задания, обретает для обучающихся личностный смысл. Рассмотрим причины выбора молодыми людьми в юношеском возрасте именно проектной деятельности. В. С. Лазарев, понимая проектную деятельность как форму развивающего обучения, отмечает его основные показатели, такие как наличие психологических новообразований, которые формируются и развиваются в определенном возрасте, учет ведущей деятельности определенного возрастного периода, стихийность или целенаправленность содержания и способов осуществления ведущей деятельности, взаимосвязь ее с другими видами деятельности, наличие системы методик, позволяющих определить уровни развития соответствующих новообразований, характер взаимосвязи этих уровней со способами организации ведущей деятельности и других видов деятельности, смежных с ней. Рассматривая характеристики проекта, В. С. Лазарев отмечает его отличительную особенность от «псевдопроекта», уточняя, что необходимость выбора проекта как формы деятельности возникает при условии осознания его участниками потребности в чем-либо, и те, у кого эта потребность возникает, не знают, что именно им надо сделать и каким образом, следовательно, и понимает под проектом особый способ постановки и решения проблем [23]. Основными психическими новообразованиями юношеского возраста, по мнению психологов, являются когнитивные изменения, стремление к организации учебно-профессиональной деятельности, процесса становления самосознания и выстраивания взаимоотношений с окружающими [24]. В исследованиях психолога Е. А. Климова говорится о возникновении в этом возрасте индивидуального стиля умственной деятельности, причем возможности интеллектуального продвижения личности предполагаются посредством развития учебных умений при организации работы с учебной и научной литературой, осуществлении формально-логических операций [25]. По И. С. Кону, становление личностного и профессионального самоопределения характерно для юношеского возраста, поэтому осуществление выбора профессии будет удачным при условии сочетания социально-нравственного выбора личности с осознанием ею смысла собственного «Я». Причем для этого возрастного периода характерна эмоциональность, когда молодые люди бурно увлекаются новыми делами, идеями, их интересуют поступки и личности [26]. Какова же тогда роль учебной деятельности в этот возрастной период? Молодые люди в этот период при осуществлении учебной деятельности осознают ее общественно полезную значимость, являются, несомненно,
субъектами этой деятельности, и происходит их становление и развитие. Удовлетворение интереса к преобразованию мира через самостоятельное действие, возможность самому опробовать способы действия, понимание себя как личности преобразовывающей, создающей являются важными причинами выбора молодыми людьми именно проектной деятельности в качестве средства личностного роста.
Формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе, могут быть различными. Л. В. Сгонник выделяет следующие формы работы: вебсайт, мультимедийный продукт, видеофильм или видеоклип, социологический опрос, экскурсия, выставка, макет, справочник, газета или журнал, игра, пакет рекомендаций, сценарий, праздник, иллюстрации, сказка, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, учебное пособие и др.
Проведенный анализ литературы позволяет получить более целостное представление того, развитию каких личностных и профессиональных качеств у будущих педагогов способствует та или иная форма проектной деятельности (см. таблицу).
Формы проектной деятельности
Форма проектной работы Содержание Личностные и профессиональные качества
Журнал (альманах) [27] Сбор, обработка и актуализация информации Работа в команде, толерантность, навыки организации личной и совместной деятельности. Опыт работы с информационными ресурсами и программным обеспечением. Контроль своей деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы
Проблемно-проектная лекция [28] Создание диалоговых ситуаций в виде собеседований и дискуссий с акцентированием внимания студентов на самостоятельном выявлении проблем. Познавательная деятельность, поиск проблем и идей, их разработка и реализация в виде проектов, внедрение разработок в практику Познавательная активность, метапред-метные умения (умение анализировать проблемную ситуацию, формулировать проблему, постановка цели, поиск путей решения)
Курсы «Основы проектной деятельности», «Социальное проектирование», «Коммуникации в проектировании» с внедрением педагогического моделирования, деловой игры, групповых дискуссий, «кейс»-мето-дика и др. [29] Основы педагогического проектирования и применение полученных знаний и навыков в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях. Реализация студенческих проектов совместно с обучающимися учреждений Развитие творческого, коммуникативного и исследовательского потенциала, становление волевого характера исследователя, воспитание активной инициативы, ответственности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, дипломатичности
Курс «Педагогическое проектирование в развитии профессиональной компетентности студента вуза» [30] Идея «разветвляющейся активности» или коллективно-распределенной деятельности по мере следования намеченному плану. Формирование образовательного пространства с возможностью выбора пути достижения педагогических целей Самостоятельное приобретение знаний, их последующее применение в жизненных ситуациях, умение делать самостоятельный выбор и нести ответственность за принятое решение, проявление инициативы, умение регулировать конфликты и др.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды А. В. Сазановой, В. Г. Веселовой, Н. В. Матяш, в которых раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности; в работах В. С. Лазарева, Л. В. Сгонник рассмотрены формы проектной деятельности.
Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Проанализировав исследования зарубежных и российских авторов, мы выявили сущность, цель проектной деятельности, рассмотрели формы проектной деятельности, которые могут применяться в педагогическом вузе и формируемые личностные и профессиональные качества будущих педагогов.
Методологическим основанием исследования являются идеи развивающего обучения (В. С. Лазарев, Е. А. Климов, И. С. Кон), на основании которых проектная деятельность обучающихся рассматривается как форма развивающего обучения; дея-тельностного подхода, направленного на развитие способностей, свойств личности, необходимых для реализации проектной деятельности.
Результаты исследования
Основываясь на представленном выше понимании проектной деятельности, рассмотрим, каким образом происходит развитие личностных и профессиональных качеств студентов, на примере разработанного авторами статьи проекта для студентов педагогического направления подготовки «Организация конкурса на создание дизайна пространства педагогического факультета». Цель проекта состоит в том, чтобы посредством организованного студентами конкурса выбрать дизайн пространства педагогического факультета с меньшими затратами и за меньшее время. В ходе реализации проекта у его участников происходит развитие способности ставить и решать практические проблемы, касающиеся, с одной стороны, создания дизайна педагогического факультета в соответствии с требованиями, а с другой стороны, связанные с организационными умениями, необходимыми для организации конкурса для выбора лучшего дизайна пространства педагогического факультета, соответствующего требованиям. В ходе проекта у студентов формируются следующие умения: анализа проблемной ситуации, поиска способов и выбора решения проблемы, оценки принятого решения, проектирования цели, планирования достижения цели, эффективной групповой работы. Содержание проекта представлено комплексом взаимосвязанных понятий («дизайн», «конкурс», «проблема», «критерии», «цель», «требования к результату») и способов выполнения действий для реализации проекта и решения практических проблем, тем самым его участникам предоставляется возможность для развития мета-предметных компетенций. Практической целью проекта будет получение продукта, полезного для других, а учебной целью проекта является освоение его участниками способов разработки и реализации проекта. Для того чтобы решить практическую задачу по преобразованию пространства педагогического факультета, требуется не только создать дизайн, но и выбрать лучший вариант, этим обоснована необходимость организации выбора в виде конкурса, а поскольку специфика педагогического факультета такова, что там учатся будущие педагоги, то целесообразно поручить организацию и проведение данного конкурса самим студентам. Комплекс учебных задач представлен в соответствии с этапами проекта и включает этап выявления и постановки практической проблемы, этап поиска способа решения проблемы, этап планирования действий в соответствии с поставленной целью, этап исполнения действий, завершающий этап итогов и рефлексию.
Этап постановки проблемы включает освоение его участниками понятия «проблема», выбор критериев и способов оценки качества постановки практической проблемы, способов постановки проблемы.
Этап проектирования решения практической проблемы предполагает освоение студентами понятий «способ решения проблемы», «эффективность запланированных действий», «способы решения проблемы», «критерии и способы оценивания решения проблемы».
Этап планирования реализации проекта предполагает освоение студентами понятий «цель и план действий», критериев и способов оценки качества поставленной цели и составленного плана действий, составление бюджета проекта, определение временных рамок.
Этап выполнения проекта студентами предполагает освоение ими понятия «эффективная работа в команде», способов контроля и осуществление взаимодействия в команде для реализации поставленной цели.
Завершающий этап проекта предполагает освоение студентами способов рефлексии хода и результатов коллективной групповой деятельности.
Рассмотрим более подробно содержание этапа постановки проблемы на примере проекта «Организация конкурса на создание дизайна пространства педагогического факультета». Постановка проблемы требует ответа на вопрос: почему студенты хотят улучшить дизайн того пространства, в котором проходит обучение? Ответ очевиден, ведь профессия педагога созидающая и педагогу необходим опыт создания пространства, так как в будущем ему придется решать эти вопросы. Поэтому в данном случае организовать конкурс на создание дизайна пространства педагогического факультета - это актуально для студентов именно направления Педагогическое образование. Рассматривая требования к проблеме, мы осознаем, что, во-первых, проблема должна быть действительно актуальной и должна быть необходимость для кого-то в ее решении. Очевидно, чтобы ответить на вопрос «что требуется?», надо конкретно определить, что должно быть создано и что есть на самом деле. Обоснованием актуальности создания дизайна педагогического факультета можно считать соответствие его потребностям студентов педагогического факультета. Следовательно, далее необходимо определить, какими качествами должен обладать дизайн педагогического факультета. Эти качества надо определить таким образом, чтобы можно было проверить, обладает ли созданный дизайн педагогического факультета этими качествами или нет. Например, утверждение о том, что дизайн должен быть интересным, не совсем верно, потому что требуется уточнить, для кого именно он должен быть интересным. Далее необходимо определиться с критериями оценки дизайна педагогического факультета. На данном этапе следует обратить внимание на то, что, сколько бы ни было критериев, их необходимо свести к одному обобщенному критерию; для этого выполним следующие действия: определим критерии оценки дизайна педагогического факультета, определим оценочные шкалы по каждому критерию, оценим альтернативы по каждому критерию, построим схему общей оценки, определим общую оценку каждой альтернативы, сравним альтернативы по каждому критерию и сделаем выбор. Таким образом, критерии дизайна пространства педагогического факультета должны быть следующими:
- основываясь на понимании термина дизайна как результата деятельности по проектированию эстетических свойств чего-либо, можно сказать, что дизайн педагогического факультета должен способствовать решению проблемы организации функционирования студентов - будущих педагогов в вузе путем рационального построения визуальных и функциональных свойств предметной среды, то есть отражать специфику направления подготовки Педагогическое образование;
- дизайн должен учитывать возрастные особенности: студенты - это молодые люди преимущественно юношеского возраста, следовательно, при организации пространства должны быть учтены возможности реализации различных стилей умственной деятельности, предусмотрена возможность работы с учебной, научной литературой, места для обсуждения новых педагогических идей, проектов, для рефлексивной деятельности.
На следующем этапе участникам проекта важно определить способ решения проблемы, ответив на вопрос: «Что и как необходимо сделать участникам проекта, чтобы получить желаемое?» Далее, проанализировав различные варианты решения проблемы, а это наиболее целесообразным представляется через организацию конкурса, предусмотреть, какие из предложенных дизайнов будут не только удовлетворять требованиям к результату, но и учитывать затрачиваемые ресурсы, сроки выполнения работ. Жюри конкурса, рассматривая способы решения проблемы, обращает внимание на их результативность и эффективность, то есть дизайн должен удовлетворять требованиям, перечисленным выше, должен быть сделан правильно, с меньшими затратами и за меньшее время.
Заключение
Проведенный анализ научных публикаций, рассмотренного педагогического опыта реализации проекта «Организация конкурса на создание дизайна педагогического факультета» позволяет сделать выводы о том, что реализация проектной деятельности студентов педагогического направления позволяет сформировать такие личностные качества, как толерантность, становление волевого характера, инициативность, ответственность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, дипломатичность, умение регулировать конфликты, а также профессиональные качества: умение работать в команде, навыки организации личной и совместной деятельности, умение работать с информацией, контроль своей деятельности, способность обучаться самостоятельно, внимание к проблемам, готовность решать сложные вопросы, развитие творческого и исследовательского потенциала, самостоятельное приобретение знаний, проявление инициативы и др.
Ссылки на источники
1. Иванова С. Г. Использование проектной деятельности как метода обучения студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 199-201. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770553.htm.
2. Hursen C., Fasli F. G. Investigating the Efficiency of Scenario Based Learning and Reflective Learning Approaches // Teacher Education European Journal of Contemporary Education. - 2017. - 6(2). - P. 264-279. DOI: 10.13187/ ejced.2017.2.264
3. Силакова Л. В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в ВУЗе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - № 2. - С. 21.
4. Закирова Т. И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов ВУЗов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https://science-education.ru/pdf/2017/5/27080.pdf.
5. Даулеталиева Р. Р., Атымтаева Б. Е. Формирование методической компетентности будущего педагога профессионального обучения на основе модульно-компетентностной технологии // European Researcher. -2014. - Vol. 66. - № 1-1. - Р. 82-88.
6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
7. Носова Л. Н. Проектная деятельность как условие развитие способности будущих учителей решать профессиональные проблемы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. А. Астафьева. - 2018. -URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/04/02/192e321988f69e070089bfc86b1c94fd/nosova42118.
8. Larmer J. It's a Project-Based World // Educational Leadership. - 2016. - Vol. 73. - Issue 6. - P. 66-70.
9. Mo J. P. T., Tang Y. M. Project-based learning of systems engineering V model with the support of 3D printing // Australasian Journal of Engineering Education. - 2017. - Vol. 22. - Issue 1. - P. 3-13.
10. Barron B. J. S., Schwartz D. L., Vye N. J. et al. Doing With Understanding: Lessons From Research on Problem- and Project-Based Learning // Journal of the Learning Sciences. - 1998. - Vol. 7. - № 3-4. - P. 271-311.
11. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course // Teaching in Higher Education. - 2017. - Vol. 22. - Issue 7. - P. 785-804.
12. Pounds P. E. I. Teaching mechatronics with tuned problem-based projects // Australasian Journal of Engineering Education. - 2015. - Vol. 20. - Issue 1. - P. 41-58.
13. Гилёва Е. А. История развития метода проектов в российской школе // Наука и школа. - 2007. - № 4. - С. 17-19.
14. Сгонник Л. В. Проектная деятельность в развитии личностных и профессиональных качеств студентов педагогического вуза // Молодой ученый. - 2016. - № 5.1 (109.1). - С. 1-4.
15. Сафонова К. И., Подольский С. В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 9. - С. 52-61.
16. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 32-59.
17. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
18. Султанова Л. Ф., Скрябина Л. С., Митакович Л. А. Педагогическое проектирование: учеб.-метод. пособие. -Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. - 95 с.
19. Бусыгина А. Л., Сараева А. А. Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 2 (5). - С. 1041-1046.
20. Сазанова А. В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6. - URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673.
21. Веселова В. Г., Матяш Н. В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления. - Брянск: Изд-во БГУ, 2002. - 97 с.
22. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education // Journal of Marketing Education. - 2017. - Vol. 39. - Issue 3. - P. 162-175.
23. Лазарев В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 3. - C. 25-34.
24. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2010. - URL: https://urait.ru/book/vozrastnaya-psihologiya-374668.
25. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.
26. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
27. Березина Т. Ю. Формирование проектной компетентности студентов в процессе реализации практико-ори-ентированного проекта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5 (50). - С. 99-102.
28. Баранов А. А., Шарафутдинов Р. Н. Формирование и развитие проектной компетенции как условие становления инновационного потенциала бакалавров педагогического образования и профессионального обучения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - № 3. -С. 103-109.
29. Парфенова Т. А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 223-228.
30. Татьянина Т. В. Проектное обучение в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 35-39.
Olga Yu. Muller,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Pedagogy of Professional and Further Education Chair, Institute of Humanities and Sports, Surgut State University, Surgut, Russia [email protected] Natalya A. Rotova
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Theory and Methods of Preschool and Primary Education Chair, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia [email protected]
The development of personal and professional qualities of future teachers in the framework of project-based learning Abstract. The relevance of the project-based learning is due to the demand of society for the training of specialists -future teachers who would be ready to solve non-standard problems that are reflected in a practice-oriented activity. The purpose of this study is the theoretical justification of project-based learning at the university for the development of personal and professional qualities of future teachers. The methodological basis of the research are the ideas of developing education and the activity-oriented approach, general scientific methods of comparative analysis, synthesis and generalization. The theoretical significance of the article is as follows: the authors reveal the concept content of the project-based learning in the university as a purposeful, organized in a special way pedagogical process of creating a
case situation of subjects interaction to make a product, the quantity and quality of which corresponds to the set goal; analyze the forms of project-based learning and the professional and personal qualities of future teachers developed in the course of it. The practical significance of the article lies in the fact that the conclusions and provisions contained in it reveal the ways of organizing project-based learning at the university for the development of personal and professional qualities of future teachers, and the considered stages of organizing a particular practice-oriented project "Organization of a competition for creating a design for the pedagogical faculty environment" clearly illustrate the presented theoretical provisions. The article specifies the content of the main stages of organizing project activities, the observance of which is necessary to achieve the practical goal set in the course of the project: the stage of formulating the problem, the stage of designing a solution to the problem, the stage of planning the project implementation, the stage of implementation and the final (reflexive) stage. The content of the stage of formulating the problem is considered in detail on the example of the practice-oriented project "Organization of a competition for creating a design for the pedagogical faculty environment". The research materials can be used both in educational and extracurricular work of a pedagogical university.
Key words: development, project-based learning, personal qualities, professional qualities. References
1. Ivanova, S. G. (2017). "Ispol'zovanie proektnoj deyatel'nosti kak metoda obucheniya studentov vuza" Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 25, pp. 199-201. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/770553.htm (in Russian).
2. Hursen, C. & Fasli, F. G. (2017). "Investigating the Efficiency of Scenario Based Learning and Reflective Learning Approaches", Teacher Education European Journal of Contemporary Education, 6(2), pp. 264-279 (in English). DOI: 10.13187/ ejced.2017.2.264
3. Silakova, L. V. (2014). "Professional'nye kompetencii i sposoby ih formirovaniya v VUZe" Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya "Ekonomika i ekologicheskij menedzhment", № 2, p. 21 (in Russian).
4. Zakirova, T. I. (2017). "Proektnaya deyatel'nost' studentov kak metod formirovaniya kompetencij studentov VUZov", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: https://science-educa-tion.ru/pdf/2017/5/27080.pdf (in Russian).
5. Dauletalieva, R. R. & Atymtaeva, B. E. (2014). Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti budushchego pedagoga professional'nogo obucheniya na osnove modul'no-kompetentnostnoj tekhnologii , European Researcher, vol. 66, № 1-1, pp. 82-88 (in Russian).
6. Kraevskij, V. V. & Hutorskoj, A. V. (2008). Osnovy obucheniya. Didaktika imetodika: ucheb. posobie dlyastud. vyssh. ucheb. zaved., Akademiya, Moscow, 352 p. (in Russian).
7. Nosova, L. N. (2018). "Proektnaya deyatel'nost' kak uslovie razvitie sposobnosti budushchih uchitelej reshat' professional'nye problem", Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. A. Astaf'eva. Available at: http://www.kspu.ru/upload/docu-ments/2018/04/02/192e321988f69e070089bfc86b1c94fd/nosova42118 (in Russian).
8. Larmer, J. (2016). "It's a Project-Based World", Educational Leadership, vol. 73, issue 6, pp. 66-70 (in English).
9. Mo, J. P. T. & Tang, Y. M. (2017). "Project-based learning of systems engineering V model with the support of 3D printing", Australasian Journal of Engineering Education, vol. 22, issue 1, pp. 3-13 (in English).
10. Barron, B. J. S., Schwartz, D. L., Vye, N. J. et al. (1998). "Doing With Understanding: Lessons From Research on Problem- and Project-Based Learning", Journal of the Learning Sciences, vol. 7, № 3-4, pp. 271-311 (in English).
11. Zhao, K., Zhang, J. & Du, X. (2017). "Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course", Teaching in Higher Education, vol. 22, issue 7, pp. 785-804 (in English).
12. Pounds, P. E. I. (2015). "Teaching mechatronics with tuned problem-based projects", Australasian Journal of Engineering Education, vol. 20, issue 1, pp. 41-58 (in English).
13. Gilyova, E. A. (2007). "Istoriya razvitiya metoda proektov v Rossijskoj shkole", Nauka i shkola, № 4, pp. 17-19 (in Russian).
14. Sgonnik, L. V. (2016). "Proektnaya deyatel'nost' v razvitii lichnostnyh i professional'nyh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza", Molodoj uchenyj, № 5.1 (109.1), pp. 1-4 (in Russian).
15. Safonova, K. I. & Podol'skij, S. V. (2017). "Proektnaya deyatel'nost' studentov v vuze: principy otbora proektov i kriterii formirovaniya proektnyh grupp", Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 9, pp. 52-61 (in Russian).
16. Kazun, A. P. & Pastuhova, L. S. (2018). "Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran", Obrazovanie i nauka, t. 20, № 2, pp. 32-59 (in Russian).
17. Kolesnikova, I. A. & Gorchakova-Sibirskaya, M. P. (2005). Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vysshih ucheb. zaved., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 288 p. (in Russian).
18. Sultanova, L. F., Skryabina, L. S. & Mitakovich, L. A. (2015). Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb.-metod. posobie, BGPU imeni M. Akmully, Ufa, 95 p. (in Russian).
19. Busygina, A. L. & Saraeva, A. A. (2011). "Pedagogicheskie usloviya effektivnoj podgotovki budushchih uchitelej k proektnoj deyatel'nosti", Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN, № 2 (5), pp. 1041-1046 (in Russian).
20. Sazanova, A. V. (2012). "Genezis i sushchnost' ponyatiya "proektnaya deyatel'nost'", Psihologiya, sociologiya iped-agogika, № 6. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (in Russian).
21. Veselova, V. G. & Matyash, N. V. (2002). Proektnaya deyatel'nost' budushchego uchitelya: problemy profession-al'nogostanovleniya, Izd-vo BGU, Bryansk, 97 p. (in Russian).
22. Ye, C., Van, Os J., Chapman, D. & Jacobson, D. (2017). "An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education", Journal of Marketing Education, vol. 39, issue 3, pp. 162-175 (in English).
23. Lazarev, V. S. (2015). "Proektnaya deyatel'nost' uchashchihsya kak forma razvivayushchego obucheniya", Psiholog-icheskaya nauka i obrazovanie, t. 20, № 3, pp. 25-34 (in Russian).
24. Hil'ko, M. E. & Tkacheva, M. S. (2010). Vozrastnaya psihologiya. Konspekt lekcij, Yurajt, Moscow. Available at: https://urait.ru/book/vozrastnaya-psihologiya-374668 (in Russian).
25. Klimov, E. A. (2004). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 304 p. (in Russian).
26. Kon, I. S. (1989). Psihologiya rannej yunosti, Prosveshchenie, Moscow, 256 p. (in Russian).
27. Berezina, T. Yu. (2017). "Formirovanie proektnoj kompetentnosti studentov v processe realizacii praktiko-orien-tirovannogo proekta", Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 5 (50), pp. 99102 (in Russian).
28. Baranov, A. A. & Sharafutdinov, R. N. (2016). "Formirovanie i razvitie proektnoj kompetencii kak uslovie stanovleniya innovacionnogo potenciala bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya i professional'nogo obucheniya", Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika", № 3, pp. 103-109 (in Russian).
29. Parfenova, T. A. (2013). "Formirovanie proektnoj kompetentnosti budushchih pedagogov v usloviyah vuza", Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, № 10, pp. 223-228 (in Russian).
30. Tat'yanina, T. V. (2012). "Proektnoe obuchenie v formirovanii professional'noj kompetentnosti budushchego uchitelya", Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 5, pp. 35-39 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов при реализации проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - С. 83-94. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201066.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11066
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Муллер О. Ю., Ротова Н. А., 2020
977230412020309