Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА, МОНУМЕНТАЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОМГПУ)'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА, МОНУМЕНТАЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОМГПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович, Ланщикова Галина Александровна

В статье рассматриваются специфические особенности практико-ориентированного обучения в системе художественного образования: интеграция дисциплин художественно-профессионального модуля; изменение роли педагога, усвоение теоретических знаний студентами преимущественно на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы; значимость рефлексии обучающихся. Описываются условия организации академических занятий и самостоятельной работы студентов на практическом опыте кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства ОмГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович, Ланщикова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF DESIGN, MONUMENTAL AND DECORATIVE ARTS OF OSPU)

The article deals with the specific features of practice-oriented teaching in art education: the integration of the disciplines of the art-professional module; the change in the role of the teacher, the students' acquisition of theoretical knowledge mainly in practical classes and in the course of independent work; the importance of students reflection. The conditions of organizing academic classes and independent work of students on the practical experience of the Department of Design, Monumental and Decorative Art of OSPU are described.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА, МОНУМЕНТАЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ОМГПУ)»

УДК 378.147.88 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-192-199

Науч. спец. 13.00.08

Андрей иванович сухарев

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дизайна, монументального и декоративного искусства, Омск, Россия e-mail: aist-09@mail.ru

галина александровна ланщикова

Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, Омск, Россия

e-mail: galalan8@gmail.com

Практико-ориентированное обучение в системе художественного образования (из опыта работы кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства ОмГПУ)

Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности практико-ориентированного обучения в системе художественного образования: интеграция дисциплин художественно-профессионального модуля; изменение роли педагога, усвоение теоретических знаний студентами преимущественно на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы; значимость рефлексии обучающихся. Описываются условия организации академических занятий и самостоятельной работы студентов на практическом опыте кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства ОмГПУ.

Ключевые слова: художественное образование, практико-ориентированное обучение, самостоятельная работа студентов, проект, художественная деятельность.

Andrey i. sukharev

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Design Department,

Monumental and Decorative Art, Omsk, Russia e-mail: aist-09@mail.ru

Galina a. Lanshchikova

Omsk State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia

e-mail: galalan8@gmail.com

Practice-Oriented Training in the System of Art Education (From the Experience of the Department of Design, Monumental and Decorative Arts of OSPU)

Abstract. The article deals with the specific features of practice-oriented teaching in art education: the integration of the disciplines of the art-professional module; the change in the role of the teacher, the students' acquisition of theoretical knowledge mainly in practical classes and in the course of independent work; the importance of students reflection. The conditions of organizing academic classes and independent work of students on the practical experience of the Department of Design, Monumental and Decorative Art of OSPU are described.

Keywords: art education, practice-oriented education, independent work of students, project, artistic activity.

Введение (introduction)

В настоящее время в системе художественного образования происходит смена ориентиров в отношении «преподаватель — студент». Студенту присваивается роль активного субъекта в определении образовательного маршрута, ориентированного на его самостоятельную познавательную и активную учебно-творческую деятельность. Продуктивность учения обеспечивается за счет готовности к профессиональной художественной деятельности и творческой реализации. Практико-ориентированное обучение преду-

сматривает определенные условия организации как академических занятий, так и самостоятельной работы студентов (далее СРС). Данный вид обучения формирует готовность обучающихся к выполнению определенных практических действий (операций) с опорой на предварительно имеющиеся у них профессиональные компетенции. Приоритетами становятся профессиональные компетенции, усвоенные студентами самостоятельно [1].

С утратой доминантности знаний, умений и навыков (ЗУНов) в качестве основных результатов обучения акту-

© Сухарев А. И., Ланщикова Г. А., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 2 (31), с. 192-199. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 2 (31), pp. 192-199.

альными векторами означены следующие: формирование умения обучающегося рационально и продуктивно управлять временем, своей учебной деятельностью; актуализация способности устанавливать ответственные контакты, обмениваться информацией и др. [2, с. 1370].

С отказом от системы обязательного распределения выпускников и закрепления мест производственной практики по профилю подготовки сложилась ситуация дефицита специалистов, могущих квалифицированно владеть наукоемкими технологиями. Видна необходимость сокращения адаптационного периода для выпускника и нерациональность вкладывания дополнительных средств в послевузовское образование.

Изменения вызывают необходимость обновления системного мышления выпускников, информационной и коммуникативной культуры, осознанных действий в ситуации неопределенности. Профессиональные и личностные качества подвергаются пересмотру на соответствие технологиям, представляющим преимущественно практическую профессиональную наполненность обучения. Цель данной статьи — определение основ практико-ориентированного обучения в разных сферах образования; изложение опыта работы кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства (ДМиДИ) Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) по реализации практико-ори-ентированной модели обучения, включающей аудиторные занятия и самостоятельную работу.

методы (Methods)

Для раскрытия актуальности заявленной темы использован комплекс взаимодополняющих методов: анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы, теоретического моделирования, систематизации и обобщения педагогического опыта, анализа результатов самостоятельной работы обучающихся.

литературный обзор (Literature Review)

Образовательная деятельность кафедры ДМиДИ построена на концептуальных положениях педагогической науки. Для определения специфики практико-ориентиро-ванного обучения, отбора приемлемых к внедрению в практику работы кафедры форм следует проанализировать точки зрения авторов научных исследований по данному направлению.

Практико-ориентированное обучение — это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у них профессиональных компетенций, необходимых для реализации практических задач в процессе их дальнейшей трудовой деятельности [3, с. 349]. Данный вид обучения должен формироваться на оптимальной взаимосвязи компонентов, структуру которой рекомендует базисное общее образование с профессионально-прикладной направленностью. «Практико-ориентированный подход представляет возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации обучающегося — от формирования стандартных профессиональных действий до эффективной творческой деятельности» [4, с. 1316]. Автор определяет отличительные черты такого подхода:

«...интенсивная подача материала, активная позиция и высокая самостоятельность обучающегося, постоянная обратная связь в виде самоконтроля и самокоррекции, диалогич-ность, выявление проблемных ситуаций» [4, с. 1316].

Существует две основные концепции практико-ориенти-рованного обучения. Они построены на различной широте охвата компонентов образовательного процесса. К первой относят утверждение, согласно которому опыт практической работы может быть приобретен при изучении как профильных, так и непрофильных дисциплин, посредством применения профессионально-ориентированных методик и технологий обучения (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов) [5]. Ко второй — тезис о том, что становление выпускника как субъекта профессиональной деятельности происходит при прохождении практик разного уровня и направленности (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина) [6]. В данном случае осуществляется погружение в профессиональную среду, сопоставление собственного субъективного восприятия профессии с объективным, производственным.

Приобретение «профильных» практических компетенций средствами практик как подход к формированию профессиональных компетенций отмечают и другие исследователи. С. С. Полисадов расценивает компетентность как «...способность мобилизовать свои знания и опыт для решения конкретных задач по профилю будущей деятельности» [3, с. 350]. По мнению автора, учебная практика базируется на специализированных деятельностных основах профессиональной направленности. Производственная практика представлена деятельностью студента в роли стажера (дублера) профессионального работника. Преддипломная практика способствует накоплению достаточного опыта для самостоятельного функционирования обучающегося в выполнении обязанностей. Такую модель возможно практиковать при условии наличия договоров вуза и предприятия, придающих студенту статус потенциального сотрудника. Эффективность процесса «...научения... познавать... жить... делать... быть» [3, с. 351] напрямую зависит от компьютеризованных методик, в частности образовательных ресурсов. Кроме того, актуальность приобретают практико-ориенти-рованные площадки (инкубаторы).

С. С. Полисадов также высказывает идею о рациональности введения непрерывной практики на предприятиях единой отраслевой специфики и выделяет три подхода, которые условно составляют структуру первой концепции:

- применение технологий с профильно ориентированной спецификой, формирующих некий опыт — комплекс ЗУНов, позволяющий выполнять соответствующие квалификационные обязанности;

- внедрение институтов занятости в инновационной форме, нацеленных на реалии опытно-производственной и научно-практической деятельности;

- формирование осознанной устойчивой мотивации к достижению уровня профессиональной компетентности, обеспечение комфортных условий на протяжении всего срока обучения в вузе.

В научных исследованиях предложены принципы, сообразно которым выстраивается учебный процесс, например, в сфере государственных закупок:

- «практико-ориентированное целеполагание» — учет личных целей обучающихся в овладении конкретными профессиональными компетенциями;

- «самостоятельный выбор студентом компонентов образования», позволяющий определить тему, форму и способ выполнения работы;

- «продуктивность обучения» — значимые образовательные приращения;

- «ситуативность обучения» — аналитическое разрешение проблемы (задачи) в конкретных условиях;

- «образовательная рефлексия» — осознание смысловой специфики учебной деятельности [7, с. 1367].

В настоящее время достаточно продуктивно выстраивается взаимодействие с предприятиями в рамках социального либо государственно-частного партнерства. В данной ситуации возможно договорное утверждение баз практики, коллегиальная разработка образовательной программы, проведение «мастер-классов», «круглых столов», конкурсов, выставок, конференций и других мероприятий с приглашением представителей (сотрудников) работодателя. Таким образом можно согласовать выплаты, стипендии, помощь в трудоустройстве, решить вопросы приобретения оборудования, ремонта, в том числе в форме благотворительности. Данные инструменты способствуют повышению общего уровня образования, направленности на запрос работодателя, конструированию «экономики» стандартов в контексте неразрывной связи вуза и предприятия. Коммерческие организации охотнее реализуют краткосрочные программы, поскольку они способны быстро обеспечить прибыль от вложенных средств.

С целью совершенствования взаимодействия вуза и работодателя кроме открытой защиты отчета по практике используют и другие виды мероприятий:

- привлечение в состав ГАК (Государственной аттестационной комиссии) специалистов от предприятия;

- консультирование и рецензирование учебно-методических пособий представителями работодателя, специализированные стажировки, обеспечивающие гибкость в выборе карьерных траекторий и др.;

- рефлексивные семинары по качеству реализации вузовской основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), комплекс дисциплин, достаточных для освоения которой, определяется вузом заранее [8].

Исследования Р. М. Дороничевой и Г. А. Иващенко посвящены описанию дуального обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте [9]. Прохождение практики может быть организовано на предприятии без отрыва от учебы.

В других публикациях рассмотрены вопросы, связанные с различными исследованиями «практической» направленности: принципиальные подходы к проектированию дизайн-объектов в курсе «Проектирование в дизайне среды» [10], профессиональные компетенции художника-керамиста [11], модель подготовки будущих учителей физвоспитания [12] и др. Аргументированы ключевые приоритеты практической подготовки обучающихся в педагогическом вузе [13]. Подкреплена убедительными аргументами логика формирования опыта в профессиональном образовании в качестве онто-рефлексивного механизма, характеризующего самоорганизацию и трансформацию знаниевой компоненты [14, с. 133]. Группой исследователей проведен анализ практико-ориентированных экзаменов, регламентируемых стандартами Worldskills [15].

В зарубежных публикациях последних лет по данной тематике рассмотрены вопросы, касающиеся взаимосвязи между профессиональными компетенциями учителей и их представлениями о качественной оценке (qualitative evaluation) [16]. Также рассмотрена практика Германии, Румынии и Турции в исследовании новых платформ для обучения с применением образовательных технологий [17]. Анализ опыта реализации практико-ориентированного обучения в разных сферах производства позволил констатировать их разносторонность, обосновать необходимость обобщения исследовательских материалов и предложить модель методической «базы» для профессионально направленного обучения студентов на кафедре ДМиДИ ОмГПУ.

результаты и обсуждения (Results and Discussions)

В системе художественного образования на любом уровне (среднее профессиональное, высшее) процесс обучения проходит не только в пределах аудиторных условий учебной организации, но и в реально существующей действительности средствами выполнения творческих проектов (рис. 1).

Рис. 1. Системное проектирование музея военной авиации. Экспозиция музея. Фирменный стиль. Выпускная квалификационная работа (ВКР) по специальности «Дизайн». Е. С. Джусь, Е. С. Карпова, научный руководитель — проф. С. Н. Краморов

В настоящее время на кафедре ДМиДИ осуществляется обучение по трем художественным специальностям: «Дизайн» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (уровень бакалавриата, магистратуры), «Монументально-декоративное искусство» [18]. Преподаватели кафедры, основываясь на критериях научной и практической значимости содержания образования, согласно указанной выше трактовке определяют практико-ориентированное обучение как процесс освоения обучающимися ОПОП, конечная цель которого заключается в формировании у них профессиональных компетенций в ходе выполнения реальных практических проектов. Основа данной структуры обучения представлена комплексом условий, в которых студент способен к освоению и реализации различных форм творческих и исследовательских потребностей, использованию их в самостоятельных работах. При реализации данных положений следует учитывать и то, что педагог меняет функцию «источника» готовых знаний на фасилита-торскую, организующую функции, направляющие образовательную деятельность студента.

Профессорско-преподавательский состав кафедры реализует практико-ориентированную модель обучения, опираясь на принципиальные положения: самостоятельность, свобода обучающихся, сотрудничество «педагог — обучающийся». Под принципом самостоятельности понимается возможность осуществлять собственную практическую учебно-творческую и исследовательскую деятельность — самостоятельный поиск и усвоение учебной информации, выстраивание тем самым собственного учебного «маршрута». Принцип свободы позволяет студенту самому определять источники, темы изучения теоретических основ, порядок демонстрации творческих заданий. Принцип сотрудничества построен на равноправном взаимодействии в образовательном процессе педагога и обучающегося. Он реализуется, например, в выборе объекта и темы проектирования, художественного языка стилизации и творческой манеры исполнения, в ходе обсуждения работ и др.

Практико-ориентированное обучение в художественном образовании имеет ряд характерных признаков: интегра-

ция дисциплин художественно-профессионального модуля; усвоение теоретических знаний студентами не столько на лекциях, сколько на практических занятиях и в ходе СРС; признание рефлексии обучающихся основным фактором обучения.

Описанию СРС следует уделить особое внимание. Главным условием, позволяющим отнести работу к классу СРС, выступает возможность приложения известных студентам способов действий в новую творческую ситуацию, где результатом будут творческий проект или композиционные поиски, а образовательным эффектом — развитие профессиональной компетентности.

СРС предусматривает выполнение творческих проектов, исследовательских работ в рамках учебных и производственных практик, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также совместную творческую работу с педагогом. Практико-ориентированная модель художественного образования позволяет не только дать практический опыт студенту, но и сформировать структуру творческой личности, позволяющую быстро и продуктивно включиться в реальную профессиональную деятельность.

Педагогическая цель СРС — увидеть способности обучающихся для выявления готовности к следующему этапу. Именно погружение студентов в решение задач самостоятельной работы позволяет педагогу, направляющему их деятельность, увидеть реальную картину, связанную с тем багажом компетенций студентов, которым они в состоянии активно пользоваться.

Несомненно, СРС — эффективное средство создания нестандартных, творческих ситуаций. Общая структура самостоятельной работы связана напрямую с процессом решения академических заданий, как показано на схеме (рис. 2). Учебный год состоит из отдельных этапов (фаз) с соответствующим целеполаганием: аналитический этап постановки цели и задач на год, этап решения системы учебных и творческих задач (моделирования), синтезирующий, рефлексивный этап учебного года. Именно к этим этапам и должна быть «привязана» в первую очередь СРС.

Рис. 2. Структура учебного процесса

В конце учебного года во время учебной или производственной практики возможен другой тип СРС, помогающий отследить способность студентов осуществлять перенос освоенных профессиональных компетенций из учебного материала в квазиреальную ситуацию (работа над итоговой композицией: сбор материала, разработка компоновки, выбор формата, материала и т. д.).

Самостоятельная работа может стать эффективным средством создания условий, предваряющих постановку новых учебных задач. Кроме этого в образовательном процессе предусмотрено и включение самостоятельной работы в предметной и межпредметной форме с несколькими условиями в задачах и требованиями других необходимых умений, не относящихся напрямую к академическим занятиям.

Предметная деятельность структурирована рефлексивной, целью которой выступает выявление ее методологического каркаса. В итоговой рефлексии происходит логическое (тематическое) завершение периода учебной деятельности. В сравнении с текущей рефлексией увеличивается объем рефлексируемого периода, итоговая рефлексия влечет за собой самооценку и становится окончанием образовательного цикла [19, с. 333].

Учебные достижения студентов в процессе освоения ОПОП могут быть традиционно представлены выполнением академических работ (проектов). Проектная деятельность характеризуется заранее сформированными представлениями о конечном продукте (проекте). Проекту может предшествовать получение ЗУНов, он и сам может быть интегрирован в процесс обучения. В проектном методе применимы и приемы имитационно-профессиональной деятельности [20]. Компактные, с малыми затратами времени востребованные проекты (виртуальные или практические) могут решаться в формате выездных занятий на реальных предприятиях, в том числе и с освобождением от домашних заданий.

Проектная технология выступает наиболее оптимальным вариантом практико-ориентированного обучения. Успешно применяют и эвристические, диагностические, интерактивные, игровые, кейс-технологии и др.

Рис. 3. Занятия по проектированию студентов 3-го курса специальности «Монументально-декоративное искусство»

Рис. 4. Оформление кабинета. ВКР по направлению

подготовки «ДПИ и народные промыслы». Гобелен «Город на Иртыше», автор — М. В. Грабарь, научный руководитель — ст. преподаватель И. А. Лобова

При изучении дисциплин профессионально-художественного модуля (проектирование, основы художественного производства, формообразование, специальный рисунок и специальная живопись и т. д.) педагоги кафедры ДМиДИ акцентируют внимание на практической значимости художественно-проектных технологий в соответствии с профилем подготовки. Практикуется разработка и исполнение в материале реальных проектов, непродолжительных по времени, несложных по содержанию и объему, с целью изучения теории и постепенного приращения компетентностных характеристик. Демонстрирующие высокий уровень выполнения работ обучающиеся получают индивидуальные и групповые творческие задания-проекты. В рамках тематики кафедры по научно-исследовательской и творческой работе вместе со студентами реализуются и практически значимые проектные технологические процессы.

Адаптация студентов начальных курсов к функционированию в условиях нового образовательного пространства происходит попутно с проникновением в суть общественного значения приобретаемой профессии с проявлением познавательного интереса, устойчивой мотивации и формированием культуры творчества. Важным моментом выступает необходимость наполнения содержания каждого практического задания в дисциплинах профессионального (художественного) модуля действиями поисковой направленности, начиная с самых первых занятий. С этой целью для каждого курса отводится специализированная мастерская, где студенты ведут самостоятельную работу по выполнению проектов (рис. 3). Кроме закрепления базовых учебных сведений, обучающийся приобретает навыки планирования, прогнозирования, защиты собственной позиции в определении способа выполнения учебно-творческих задач, отстаивания своего мнения в диалоге и др.

Заключение (conclusions)

В актуализации содержания ОПОП, как «привязке» к реальным рыночным условиям, необходимы следующие факторы: возможность освоения разновидностей профессиональной деятельности в комплексе, координация (адап-

тация) учебно-практической работы на производстве, спрос на конкурентоспособных выпускников.

Итак, практико-ориентированное обучение возможно при интеграции образовательного процесса, креативной активности студента, его настроенности на инновационную деятельность. Основа обучения — рефлексия с опорой на личную творческую реализацию студента [21].

Следует уделить внимание и важным «проблемным» моментам, которые нужно решать при переходе к практико-ориентированному обучению [22]. К ним отнесем:

- профессиональную компетентность и гибкость профессорско-преподавательского состава кафедры в установлении межпредметных связей и современных технологий в условиях художественного производства;

- долгосрочность взаимно заинтересованных связей с работодателями по профилю обучения, одинаковое понимание задач обучения у работодателя и профессорско-преподавательского состава кафедры;

- сокращение академических часов профессионально-художественного модуля в сторону СРС и, в связи с этим, отсутствие у обучающихся возможности выполнять большие творческие проекты, которые могут развиваться в курсовые и выпускные квалификационные работы;

- несостоятельность дистанционного обучения в конкурентоспособной подготовке по художественным специальностям;

- профессиональное «выгорание» и инертность мышления педагогов (возраста 65+) в структурировании образовательного процесса;

- координацию выполнения «грантовых» продуктов, порядок поощрения одаренных обучающихся, привлечение их к выполнению реальных проектов.

Эти и другие актуальные вопросы последовательно решаются на кафедре путем продолжения образования талантливых выпускников различных художественных специальностей в магистратуре по направлению подготовки «Педагогическое образование» и привлечения их к преподавательской деятельности. Педагоги кафедры курируют студентов и оказывают им помощь в реализации социальных проектов по эстетическому оформлению учебных корпусов ОмГПУ (рис. 4) и в «грантовых» проектах. Так, в 2020 г. студенты 1-го и 3-го

курсов специальности «Монументально-декоративное искусство» были привлечены к выполнению проекта в рамках гранта Омского городского социального проекта «Давай раскрасим этот мир!» и поощрены благодарственными письмами администрации г. Омска (рис. 5, 6).

Рис. 5. Выполнение росписи в Областной детской клинической больнице студентами 3-го курса специальности «Монументально-декоративное искусство» под руководством профессора Е. Д. Дорохова

Рис. 6. Роспись в отделении Областной детской клинической больницы

Библиографический список

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Селиверстова Н. И., Маслова Н. В., Попова Ю. В. Возможности практико-ориентированного обучения в условиях государственно-частного партнерства в системе образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2018. С. 1370-1373. URL: https://conference. osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (дата обращения: 07.04.2021).

3. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы : сб. тр. I Всерос. науч.-метод. конф. Томск : Изд-во ТПУ, 2014. [С. 349-352]. URL: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/25678 (дата обращения: 07.04.2021).

4. Куценко Е. И., Бережная Л. Ю. Проектный метод как средство практико-ориентированного обучения бакалавров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2018. С. 1316-1319. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (дата обращения: 07.04.2021).

5. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения : моногр. М. : Прометей, 2003. 327 c.

6. Ветров Ю. П., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46.

7. Савина А. М. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов сферы государственных и муниципальных закупок // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос.

науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2018. С. 1366-1369. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (дата обращения: 07.04.2021).

8. Корабейников И. Н., Кулумбетова Д. А. Формы и методы взаимодействия с работодателями в рамках развития прак-тико-ориентированного обучения // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2018. С. 1300-1303. URL: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_ info/conf14/s4.pdf (дата обращения: 07.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы 1-й Междунар. науч. конф. СПб. : Свое издательство, 2016. С. 167-170. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/(дата обращения: 08.04.2021).

10. Месенева Н. В. К вопросу о практико-ориентированном обучении студентов-дизайнеров // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 9. С. 148-152. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37683 (дата обращения: 15.04.2021).

11. Криса В. Б. Особенности профессиональной деятельности художника-керамиста и характер еe освоения в системе высшего образования // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2019. № 1 (22). С. 112-114. URL: https://omsk.edu/ volume/download/1_(22)_2019.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

12. Бакулин С. В. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-2. С. 335-340. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38452 (дата обращения: 15.04.2021).

13. Макарова Н. С., Черненко Е. В. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2020. № 4 (29). С. 112-116. URL: https://omsk.edu/volume/2020-4-29/vestnik_4(29)2020_112-116.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

14. Шаров А. С. Профессиональное образование как приобретение опыта // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2020. № 4 (29). С. 133-136. URL: https://omsk.edu/volume/2020-4-29/vestnik_4(29)2020_133-136.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

15. Бурцев Д. С., Солохненко В. В., Джунковский А. В. Опыт подготовки и проведения практико-ориентированных экзаменов по стандартам Worldskills // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-1. С. 112-115. URL: http://top-technologies. ru/ru/article/view?id=37707 (дата обращения: 15.04.2021).

16. Ilanlou М., Zand М. Professional Competencies of Teachers and the Qualitative Evaluation // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. No. 29. P. 1143-1150.

17. Nistor N., Gogus A., Lerche T. Educational Technology Acceptance Across National and Professional Cultures: A European Study // Educational Technology Research and Development. 2013. No. 61 (1). P. 733-749.

18. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/153/150/26 (дата обращения: 10.03.2021).

19. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с.

20. Мусина-Мазнова Г. Х., Джумагалиева Г. Р. Формирование проектной профессиональной компетенции будущих социальных работников в процессе производственной практики // Изв. ВГПУ. 2015. № 8 (103). С. 44-48. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=24989594 (дата обращения: 14.04.2021).

21. Просалова В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 3. C. 1-6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

22. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 215 с.

References

Andreev A. L. (2005) Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza [Competency Paradigm in Education: Philosophic and Methodological Analysis], Pedagogika [PEDAGOGICS], no. 4, pp. 19-27. (in Russian)

Bakulin S. V. (2020) Model' praktiko-orientirovannoi podgotovki budushchikh pedagogov po fizicheskoi kul'ture k organizatsii sportivno-ozdorovitel'nogo napravleniya vneurochnoi deyatel'nosti [Model of Practice-Oriented Training of a Future Physical Education Teacher for Organizing Sports and Recreation Areas of Extracurricular Activities], Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies], no. 12-2, pp. 335-340. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38452 (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Burtsev D. S., Solokhnenko V. V., Dzhunkovskii A. V. (2019) Opyt podgotovki i provedeniya praktiko-orientirovannykh ehkzamenov po standartam Worldskills [Experience in Preparing and Conducting Practice-Oriented Exams According to Worldskills Standards], Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies], no. 10-1, pp. 112-115. Available at: http://top-technologies.ru/ ru/article/view?id=37707 (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Dmitrenko T. A. (2003) Professional'no-oriemtirovannye tekhnologii obucheniya [Professionally-Oriented Technologies of Training]*. Moscow, Prometei Publ., 327 p. (in Russian)

Doronicheva R. M., Ivashchenko G. A. (2016) Praktiko-orientirovannyi podkhod v podgotovke konkurentosposobnykh spetsialistov v sisteme SPO [Practice-Oriented Approach in the Training of Competitive Specialists in the SPO system]*, Aspekty i tendentsii pedagogicheskoi nauki [Aspects and Trends of Pedagogical Science]*. Saint Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., pp. 167-170. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (accessed: 08.04.2021). (in Russian)

Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya [Federal State Educational Standards of Higher Education]. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/153/150/26 (accessed: 10.03.2021). (in Russian)

Ilanlou M., Zand M. (2011) Professional Competencies of Teachers and the Qualitative Evaluation, Procedia — Social and Behavioral Sciences, no. 29, pp. 1143-1150. (in English)

Kalugina I. Yu. (2000) Obrazovatel'nye vozmozhnosti praktiko-orientirovannogo obucheniya uchashchikhsya [Educational Opportunities of Practice-Oriented Teaching of Students]*. Cand. ped. sci. diss. Yekaterinburg, 215 p. (in Russian)

Khutorskoi A. V. (2001) Sovremennaya didaktika [Modern Didactics]*. Saint Petersburg, Peter Publ., 544 p. (in Russian) Korabeinikov I. N., Kulumbetova D. A. (2018) Formy i metody vzaimodeistviya s rabotodatelyami v ramkakh razvitiya praktiko-orientirovannogo obucheniya [Forms and Methods of Interaction with Employers in the Framework of the Development of Practice-Oriented Training]*, Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University Complex As a Regional Center of Education, Science and Culture]*. Orenburg, OSU Publ., pp. 1300-1303. Available at: https://conference.osu.ru/assets/ files/conf_info/conf14/s4.pdf (accessed: 07.04.2021). (in Russian)

Krisa V. B. (2019) Osobennosti professional'noi deyatel'nosti khudozhnika-keramista i kharakter ee osvoeniya v sisteme vysshego obrazovaniya [Special Aspects of Professional Activities of Ceramists and Principles of Acquiring of Ceramists' Skills in Higher Education], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research], no. 1 (22), pp. 112-114. Available at: https://omsk.edu/volume/ download/1_(22)_2019. pdf (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Kutsenko E. I., Berezhnaya L. Yu. (2018) Proektnyi metod kak sredstvo praktiko-orientirovannogo obucheniya bakalavrov [Project Method As a Means of Practice-Oriented Training of Bachelors]*, Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University Complex As a Regional Center of Education, Science and Culture]*. Orenburg, OSU Publ., pp. 1316-1319. Available at: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (accessed: 07.04.2021). (in Russian)

Makarova N. S., Chernenko E. V. (2020) Strategiya prakticheskoi podgotovki studentov v obrazovatel'nom protsesse pedagogicheskogo vuza [Strategy of Practical Training of Students in the Educational Process of a Pedagogical University], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research], no. 4 (29), pp. 112-116. Available at: https://omsk.edu/volume/2020-4-29/vestnik_4(29)2020_112-116.pdf (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Meseneva N. V. (2019) K voprosu o praktiko-orientirovannom obuchenii studentov-dizainerov [To the Question About the Practice-Oriented Teaching of the Designer Students], Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies], no. 9, pp. 148-152. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37683 (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Musina-Maznova G. Kh., Dzhumagalieva G. R. (2015) Formirovanie proektnoi professional'noi kompetentsii budushchikh sotsial'nykh rabotnikov v protsesse proizvodstvennoi praktiki [Formation of Project Professional Competence of Future Social Workers in the Course of Practical Training], Izvestiya VSPU [Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University], no. 8 (103), pp. 44-48. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24989594 (accessed: 14.04.2021). (in Russian)

Nistor N., Gogus A., Lerche T. (2013) Educational Technology Acceptance Across National and Professional Cultures: A European Study, Educational Technology Research and Development, no. 61 (1), pp. 733-749. (in English)

Polisadov S. S. (2014) Praktiko-orientirovannoe obuchenie v vuze [Practice-Oriented Training at the University]*, Urovnevaya podgotovka spetsialistov: ehlektronnoe obuchenie i otkrytye obrazovatel'nye resursy [Level-Based Training of Specialists: E-learning and Open Educational Resources]*. Tomsk, TPU Publishing House, [pp. 349-352]. Available at: http://earchive.tpu.ru/ handle/11683/25678 (accessed: 07.04.2021). (in Russian)

Prosalova V. S. (2013) Kontseptsiya vnedreniya praktiko-orientirovannogo podkhoda [The Concept of Implementing Practice-Approach], Naukovedenie [Naukovedenie], no. 3, pp. 1-6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (accessed: 10.03.2021). (in Russian)

Savina A. M. (2018) Praktiko-orientirovannoe obuchenie pri podgotovke spetsialistov sfery gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok [Practical-Oriented Training in the Training of Specialists in the Sphere of State and Municipal Procurement]*, Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University ComplexAs a Regional Center of Education, Science and Culture]*. Orenburg, OSU Publ., pp. 1366-1369. Available at: https://conference.osu.ru/assets/^iles/conf_info/conf14/s4.pdf (accessed: 07.04.2021). (in Russian)

Seliverstova N. I., Maslova N. V., Popova Yu. V. (2018) Vozmozhnosti praktiko-orientirovannogo obucheniya v usloviyakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme obrazovaniya [Opportunities of Practice-Oriented Training in the Conditions of Public-Private Partnership in the Education System]*, Universitetskii kompleks kak regional'nyi tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University Complex As a Regional Center of Education, Science and Culture]*. Orenburg, OSU Publ., pp. 1370-1373. Available at: https://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf14/s4.pdf (accessed: 07.04.2021). (in Russian)

Sharov A. S. (2020) Professional'noe obrazovanie kak priobretenie opyta [Vocational Education As Gaining Experience], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research], no. 4 (29), pp. 133-136. Available at: https://omsk.edu/volume/2020-4-29/vestnik_4(29)2020_ 133-136.pdf (accessed: 15.04.2021). (in Russian)

Vetrov Yu. P., Klushina N. (2002) Praktiko-orientirovannyi podkhod [Practice-Oriented Approach]*, Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], no. 6, pp. 43-46. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.