Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная сфера / когнитивные способности / внимание / мышление / юношеский возраст / cognitive sphere / cognitive abilities / attention / thinking / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леженина Светлана Валерьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Асанин Владимир Ювенальевич

В статье представлены особенности развития познавательной сферы учащихся юношеского возраста. Познавательные процессы в юношеском возрасте влияют не только на умственное развитие, но и на эмоциональную и социальную сферы личности. Юноши и девушки, находясь в этом периоде жизни, строят свое представление о мире, обществе и себе самом, и эти представления формируются под воздействием познавательных процессов. У юношей проявляется самостоятельность в освоении различной теоретической и практической информации, включающей в себя сложные интеллектуальные операции, связанные с анализом и обобщением о различных информационных источниках в сферах образовательной, экономической, правовой и политической деятельности. Уже к старшему школьному возрасту юноши способны к словесно-логическому размышлению сопоставляя множество факторов, влияющих на их способность к восприятию объективной информации. Основные познавательные процессы, которые активно развиваются в юношеском возрасте, включают в себя: внимание способность сосредотачивать внимание на определенных объектах или событиях, отсеивая ненужную информацию. В юношеском возрасте улучшается способность удерживать внимание на длительное время и переключаться между различными задачами; память способность запоминать и воспроизводить информацию. В юношеском возрасте память становится более эффективной и развивается как работающая, так и долговременная память; мышление способность обрабатывать информацию, решать проблемы и принимать решения. В юношеском возрасте мышление становится более логическим, абстрактным и креативным; воображение способность воображать и творчески мыслить. В юношеском возрасте воображение становится более развитым, что способствует креативности и самовыражению; речь и язык способность коммуницировать и выражать свои мысли с помощью речи. В юношеском возрасте улучшается словарный запас, грамотность и навыки общения. Познание во всех его проявлениях играет ключевую роль в развитии личности в юношеском возрасте, поэтому особое внимание следует уделять стимулированию и развитию познавательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леженина Светлана Валерьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Асанин Владимир Ювенальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the peculiarities of development of cognitive sphere of adolescent students. Cognitive processes in adolescence affect not only mental development, but also emotional and social spheres of personality. Young men and girls, being in this period of life, build their idea of the world, society and themselves, and these ideas are formed under the influence of cognitive processes. Young men show independence in mastering various theoretical and practical information, which includes complex intellectual operations related to analysis and generalization about various information sources in the spheres of educational, economic, legal and political activities. Already by high school age, young men are capable of verbal and logical reflection comparing many factors affecting their ability to perceive objective information. The main cognitive processes that are actively developing in adolescence include: attention the ability to focus attention on certain objects or events, screening out unnecessary information. During adolescence, the ability to hold attention for long periods of time and to switch between different tasks improves; memory the ability to remember and reproduce information. In adolescence, memory becomes more effective and both working and long-term memory are developed; thinking the ability to process information, solve problems and make decisions. At adolescence, thinking becomes more logical, abstract and creative; imagination the ability to imagine and think creatively. During adolescence, imagination becomes more developed, which promotes creativity and self-expression; speech and language the ability to communicate and express oneself through speech. Vocabulary, literacy and communication skills improve during adolescence. Cognition in all its manifestations plays a key role in the development of personality in adolescence, so special attention should be paid to the stimulation and development of cognitive processes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

3. Мордас, Е.С. Личностные особенности женщин с психогенным бесплодием (на различных уровнях организации индивидуальности) / Е.С. Мордас, Я.В. Берсенева. // Психология и Психотехника. - 2020. - № 3. - С. 69-83. - DOI: 10.7256/2454-0722.2020.3.30428

4. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Д. Пайнз. - Санкт-Петербург: Б.С.К.: Вост,-Европ. ин-т психоанализа, 1997. - 193 с.

5. Солынин, Н.Э. Психологическая характеристика представителей современного поколения молодёжи / Н.Э. Солынин // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03-04 декабря 2020 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - 2021. - С. 203-208

6. Шахворостова, Т.В. Психолого-акмеологические факторы психологической защиты личности в процессе подготовки к материнству / Т.В. Шахворостова // Научный журнал «Известия» Саратовского университета. - 2016. -С. 254-257,-DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-254-259

7. Balsom, А.А. The relationship between psychological coping and mood across the menstrual cycle among distressed women struggling to conceive / A.A. Balsom, J.L. Gordon 11 Journal of Psychosomatic Research. - 2021. - Vol. 145. - DOI: 10.1016/j.jpsychores .2021.110465

8. Esan, D.T. Infertility affects the quality of life of Southwestern Nigerian women and their partners / K.Q. Nnamani, A. Ogunkorode, F. Muhammad, O.O. Oluwagbemi, C.G. Ramos 11 International Journal of Africa Nursing Sciences. - 2022. - Vol. 17. -D01:10.1016/j.ijans.2022.100506

9. Karaca, A. Psychosocial Problems and Coping Strategies among Turkish Women with Infertility / A. Karaca, G. Unsal 11 Asian Nursing Research. -2015,-Vol. 9. -Iss. 3. - P. 243-250. -D01:10.1016/j.anr.2015.04.007

10. Mobeen, T. Relationship beliefs, attachment styles and depression among infertile women / T. Mobeen, S. Dawood 11 European Journal of Obstetrics & Gynecology and Reproductive Biology X. - 2023. - Vol. 20. - Oct 12. - DOI: 10.1016/j.eurox.2023.100245

11. Rodino, I.S. Stress has a direct and indirect effect on eating pathology in infertile women: avoidant coping style as a mediator /I.S. Rodino, G.E. Gignac, K.A. Sanders 11 Reproductive Biomedicine & Society Online. - 2018. - Vol. 5. - P. 110-118,-D01:10.1016/j.rbms.2018.03.002

12. Wang, Z. Women's reproductive traits and major depressive disorder: A two-sample Mendelian randomization study / Z. Wang, J. Lu, W. Weng, J. Fu, J. Zhang // Journal of Affective Disorders. - 2023. - Vol. 326. - Pp.139-146. - DOI: 10.1016/j.jad.2023.01.063

Психология

УДК 159.922

кандидат медицинских наук, доцент Леженина Светлана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Яковлева Лариса Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Асанин Владимир Ювенальевич Автономная некоммерческая образовательная организация высшего

образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Чебоксарский кооперативный институт (филиал) (г. Чебоксары)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены особенности развития познавательной сферы учащихся юношеского возраста. Познавательные процессы в юношеском возрасте влияют не только на умственное развитие, но и на эмоциональную и социальную сферы личности. Юноши и девушки, находясь в этом периоде жизни, строят свое представление о мире, обществе и себе самом, и эти представления формируются под воздействием познавательных процессов. У юношей проявляется самостоятельность в освоении различной теоретической и практической информации, включающей в себя сложные интеллектуальные операции, связанные с анализом и обобщением о различных информационных источниках в сферах образовательной, экономической, правовой и политической деятельности. Уже к старшему школьному возрасту юноши способны к словесно-логическому размышлению сопоставляя множество факторов, влияющих на их способность к восприятию объективной информации. Основные познавательные процессы, которые активно развиваются в юношеском возрасте, включают в себя: внимание - способность сосредотачивать внимание на определенных объектах или событиях, отсеивая ненужную информацию. В юношеском возрасте улучшается способность удерживать внимание на длительное время и переключаться между различными задачами; память - способность запоминать и воспроизводить информацию. В юношеском возрасте память становится более эффективной и развивается как работающая, так и долговременная память; мышление - способность обрабатывать информацию, решать проблемы и принимать решения. В юношеском возрасте мышление становится более логическим, абстрактным и креативным; воображение - способность воображать и творчески мыслить. В юношеском возрасте воображение становится более развитым, что способствует креативности и самовыражению; речь и язык - способность коммуницировать и выражать свои мысли с помощью речи. В юношеском возрасте улучшается словарный запас, грамотность и навыки общения. Познание во всех его проявлениях играет ключевую роль в развитии личности в юношеском возрасте, поэтому особое внимание следует уделять стимулированию и развитию познавательных процессов.

Ключевые слова: познавательная сфера, когнитивные способности, внимание, мышление, юношеский возраст.

Annotation. The article presents the peculiarities of development of cognitive sphere of adolescent students. Cognitive processes in adolescence affect not only mental development, but also emotional and social spheres of personality. Young men and girls, being in this period of life, build their idea of the world, society and themselves, and these ideas are formed under the influence of cognitive processes. Young men show independence in mastering various theoretical and practical information, which includes complex intellectual operations related to analysis and generalization about various information sources in the spheres of educational, economic, legal and political activities. Already by high school age, young men are capable of verbal and logical reflection comparing many factors affecting their ability to perceive objective information. The main cognitive processes that are actively developing in adolescence include: attention - the ability to focus attention on certain objects or events, screening out unnecessary

information. During adolescence, the ability to hold attention for long periods of time and to switch between différent tasks improves; memory - the ability to remember and reproduce information. In adolescence, memory becomes more effective and both working and long-term memory are developed; thinking - the ability to process information, solve problème and make décisions. At adolescence, thinking becomes more logical, abstract and creative; imagination - the ability to imagine and think creatively. During adolescence, imagination becomes more developed, which promûtes creativity and self-expression; speech and language - the ability to communicate and express oneself through speech. Vocabulary, literacy and communication skills improve during adolescence. Cognition in ail its manifestations plays a key rôle in the development of personality in adolescence, so spécial attention should be paid to the stimulation and development of cognitive processes.

Key words: cognitive sphere, cognitive abilities, attention, thinking, adolescence.

Введение. Характеризуя особенности развития познавательных процессов в юношеском возрасте следует отметить, что прогрессирующее развитие интеллектуальных процессов достигает довольно высокого уровня практической готовности к выполнению мыслительных операций, включая психические процессы внимания, восприятия, мышления и связанными с ними свойствами психических проявлений, характерных для детей старшего школьного возраста [5, 8, 12].

Изложение основного материала статьи Важно отметить, что познавательные процессы в юношеском возрасте влияют не только на умственное развитие, но и на эмоциональную и социальную сферы личности. Юноши и девушки, находясь в этом периоде жизни, строят свое представление о мире, обществе и себе самом, и эти представления формируются под воздействием познавательных процессов. Поэтому поддержка и развитие этих процессов является важным элементом в процессе подрастания [6].

К этому времени у юношей проявляется самостоятельность в освоении различной теоретической и практической информации, включающей в себя сложные интеллектуальные операции, связанные с анализом и обобщением о различных информационных источниках в сферах образовательной, экономической, правовой и политической деятельности. Уже к старшему школьному возрасту юноши способны к словесно-логическому размышлению сопоставляя множество факторов, влияющих на их способность к восприятию объективной информации.

Нередко в этом возрасте возникают сложности с концентрацией внимания, запоминанием информации или решением проблем, поэтому обучение и развитие познавательных навыков играют ключевую роль в успешной адаптации подростков к современному обществу. Специалисты в области образования и психологии активно работают над методиками и программами, способствующими развитию познавательных процессов у подростков [1, 14].

Кроме того, познавательные процессы влияют на формирование самосознания, самооценки и мотивации подростков. Когда у подростка развиты умственные способности и навыки, он чувствует себя более уверенно, самостоятельно принимает решения и стремится к достижению поставленных целей. Поэтому поощрение и поддержка развития познавательных процессов важны не только для умственного, но и для психологического благополучия подростков [4].

В этот возрастной период все ярче прослеживается тенденция развития аффективной и когнитивной сферы, проявляющейся в эмоционально-чувственных реакциях, ценностном отношении к различным сторонам социальной деятельности, что характеризует активность абстрактно-логического мышления и проявления интеллектуальных способностей в решении сложных жизненных проблем, требующих от юношей и девушек определенного самостоятельного осознанного выбора, отражающего их личностную и индивидуальную позицию. В это время начинаются дискуссии об отвлеченных предметах, явлениях окружающего мира и их собственного представления о категориях «хорошее и плохое», «ценное и незначимое», «интересное и неинтересное», «важное и незначительное» [2, 11].

Подобные проблемы учащиеся старших классов переносят на образовательную сферу при изучении предметов гуманитарного цикла. Необходимо обратить внимание на то, что абстрактные споры и философские рассуждения часто раздражают преподавателей и их родителей, так как в них подростки выражают свою собственную позицию, которая априори является единственно правильной и не подлежит конструктивной критике ввиду личностного отношения.

Юношеский возраст является временем ярко выраженного полового деморфизма, что отражается и на особенностях мышления юношей и девушек. Мышление юношей носит по большей мере абстрактный характер, в то время как у девушек преобладает конкретно-логическое мышление в художественной и гуманитарной сферах [13].

Еще одной типичной особенностью мышления в данный возрастной период является его широта, но бессистемность. Юноши склонны преувеличивать свои интеллектуальные способности, неадекватно оценивая свои знания и возможности.

В этом возрасте у подростков определяется определенная противоречивость в развитии свойств внимания, так как при достаточно высоком уровне объема, концентрации и распределения внимания, эти свойства напрямую зависят от направленности личностных интересов. Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий между людьми, что связано с параллельным развитием интеллекта и творческих способностей [3].

Творческие возможности связаны с таким понятием как дивергентное мышление, которое позволяет на один и тот же вопрос найти множество правильных и оригинальных решений, в отличие от конвергентного мышления, являющегося ригидным и консервативным.

Юношам очень важно дать возможность к самовыражению, потому что если не созданы условия для творческого самовыражения у подростков могут наблюдаться признаки невротизма, апатии и тревожности. Для того чтобы юношам стать более творчески продуктивными в процессе интеллектуальной деятельности им необходимы самодисциплина, регламентированность, собранность [9].

Поэтому неудивительно, что начиная с подросткового возраста у юношей и девушек происходит формирование индивидуального стиля деятельности, который определяется как своеобразная система типологических особенностей проявления внешних и внутренних реакций и сознательного отношения к определенным условиям жизнедеятельности. При этом следует отметить, что одной из особенностей развития познавательной сферы личности в юношеском возрасте является изменчивость когнитивных процессов и вместе с тем, обогащение знаниями и опытом практической деятельности. Современные исследования свидетельствуют об относительно устойчивой системе совокупности индивидуальных параметров в способах восприятия, внимания и мышления, а также степени их изменения в зависимости от степени сложности поступающей информации, что обусловлено особенностями типа нервной деятельности в условиях превышения образовательной нагрузки, когда обучающийся не успевает за интенсивным темпом преподавания [10, 15, 16].

Выводы. Таким образом, в заключении можно сказать следующее, что в подростковом и юношеском возрасте происходит значительная интенсификация психических процессов и формирование индивидуально- типологических особенностей характера, а также свойств личности в условиях постоянно меняющихся интересов и склонностей, смены приоритетов в познании тех или иных сторон деятельности. Познавательные процессы в юношеском возрасте играют особенно важную роль, так как именно в этот период происходит активное формирование и развитие когнитивных способностей, а также создание новых знаний и навыков.

Основные познавательные процессы, которые активно развиваются в юношеском возрасте, включают в себя:

1. Внимание - способность сосредотачивать внимание на определенных объектах или событиях, отсеивая ненужную информацию. В юношеском возрасте улучшается способность удерживать внимание на длительное время и переключаться между различными задачами.

2. Память - способность запоминать и воспроизводить информацию. В юношеском возрасте память становится более эффективной и развивается как работающая, так и долговременная память.

3. Мышление - способность обрабатывать информацию, решать проблемы и принимать решения. В юношеском возрасте мышление становится более логическим, абстрактным и креативным.

4. Воображение - способность воображать и творчески мыслить. В юношеском возрасте воображение становится более развитым, что способствует креативности и самовыражению.

5. Речь и язык - способность коммуницировать и выражать свои мысли с помощью речи. В юношеском возрасте улучшается словарный запас, грамотность и навыки общения.

Познание во всех его проявлениях играет ключевую роль в развитии личности в юношеском возрасте, поэтому особое внимание следует уделять стимулированию и развитию познавательных процессов.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, P.C. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 133.

2. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, E.H. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

3. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

4. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017,- 24 с.

5. Бурцев, В.А. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) / В.А. Бурцев, И.И. Файзрахманов, Т.Ф. Мифтахов // Фундаментальные исследования. -2015. -№ 2-24. - С. 5498-5502.

6. Бурцев, В.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, А.Г. Черенщиков, Е.А. Герасимов // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-3. - С. 136-140

7. Бурцев, В.А. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 133-136

8. Бурцев, В.А. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков/

B.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -

C. 277-281

9. Бурцева, Е.В. Исследование когнитивного комопонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 59-3. - С. 140-144

10. Бурцева, Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2016. -№ 2. - С. 8-15

11. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

12. Бурцева, Е.В. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов / Е.В. Бурцева,

B.А. Бурцев, A.C. Мартынова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 78-83

13. Бурцева, Е.В. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, А.Г. Шугаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -

C. 34-37

14. Мартынова, A.C. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / A.C. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.-2014,-№4.-С. 100-105

15. Чапурин, М.Н. Содержание учебной программы личностно-ориентированного физического воспитания студентов / М.Н. Чапурин, E.H. Симзяева, В.А. Бурцев // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 3 (17). -С. 125-128

16. Шамгуллин, А.З. Педагогические условия повышения интереса студентов к профессионально-физкультурному совершенствованию / А.З. Шамгуллин, Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2015. -№ 24. - С. 34-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.