УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ
© 2024
П.Н. Писмарова, студент1, воспитатель2
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского1, г. Тольятти (Россия)
МБУ детский сад № 53 «Чайка»2, г. Тольятти (Россия)
Л.Н. Варламова, педагог-психолог
МБУ детский сад № 53 «Чайка» Тольятти (Россия)
Ключевые слова: креативность; гибкость; оригинальность; разработанность; творчество; воображение. Аннотация. В данной статье раскрывается понятие «креативности», описываются отдельные её компоненты для нормотипичных детей на основе изученных данных. Рассматривается проблема особенностей развития креативности у старших дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности, раскрываются отличительные черты воображения детей с речевыми нарушениями и обосновывается необходимость развития креативных умений у детей с нарушениями речи. Приводятся возможные способы развития креативности, ее параметров у дошкольников с нарушениями речи.
Сегодняшний век - это эпоха научно-технического прогресса, во время которой жизнь становится разнообразнее и сложнее. В связи с этой ситуацией для человека выдвигаются определенные требования: использование не банальных, шаблонных действий, а требует гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению поставленных задач. Ведь все накопленные человечеством культурные ценности - это итог творческой деятельности людей.
Учитывая постоянную динамику в изменении окружающего мира, такое слово, как «креативность», становится не просто психологическим термином, характеризующим творческие достижения ученых, изобретателей, но и является значимой потребностью людей с активной жизненной позицией. Об этом же говорит Карл Роджерс: «Я считаю, что существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Именно эта потребность оправдывает разработку теории творчества - природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию» [2].
Впервые понятие «креативность» ввел Джордж Симпсон, обозначив его как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [5]. Г. Адлер отмечает: «креативность - уникальное состояние человеческого ума - станет в первой половине нового столетия ресурсом, от критической массы которого будет зависеть все» [1, с. 14].
Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [9].
Креативность (от лат. creative - создание; англ. creativity - создание, творение, творчество) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [10].
Е. Торранс, Д. Гилфорд,. С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др. занимались понятием «креативность», выделяли его и трактовали по-своему.
В связи с этим термин «не имеет единого понятия» на современном этапе жизни. Исследователи формировали и трактуют данное понятие из собственного видения объекта изучения.
Одни ученые обозначают креативность как способность к творчеству, идентифицируя ее через скрытые свойства личности, которая способна принимать оригинальные, нестандартные решения. Другие исследователи полагают, что креативность - это способность по изменению прежнего опыта. Подразумевают под этим термином дивергентное мышление, его нестандартность, которое помогает решить проблемную ситуацию.
Несмотря на разность трактовки понятия «креативность», исследователи подчеркивают, что креативность создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самореализации, самораскрытию, самодостаточности [2; 8].
Сензитивным периодом для развития креативного мышления ученые называют дошкольный возраст, так как в этом возрасте формируется «первичная» креативность как общая творческая способность.
Эту первичную креативность мы рассмотрим, взяв за основу модель развития креативности Джой Гилфорда. Данная модель включает в себя развитие следующих компонентов.
Беглость - способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей.
Гибкость - способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении.
Оригинальность - способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона.
Разработанность - способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их.
Сопротивление замыканию - умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим [2].
Основываясь на суждениях А.В. Запорожца [4], Л.С. Выготского [1], о том, что ребенок в старшем дошкольном возрасте уже пытается понять сущность вещей, связь явлений, выявляет основные признаки предметов, объединяет их, доказывает правильность обобщений, понимает причинно-следственные связи, начинает мыслить абстрактно, можно прийти к выводу, что старшему дошкольному возрасту характерно развитие воображения, которое ярко прослеживается в игровой деятельности. Также, опираясь на положения «Теории деятельности» А.Н. Леонтьева [6; 5], можно сказать, что дошкольники легко «погружаются» в воображаемую ситуацию, проявляют творческую инициативу и свое отношение к действительности, способны самостоятельно искать, находить оригинальные решения творческих проблем, именно поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития креативности. В это время совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), происходят активные изменения во многих сферах, прогрессируют личностные качества, а на их основе развиваются способности и склонности.
Данные характеристики относятся к нормотипич-ным детям, но мы рассмотрим особенности развития креативности в условиях группы компенсирующей направленности. Для начала установим, что же называется компенсационным обучением и какие группы к нему относятся.
Компенсационное обучение - это обучающий процесс, направленный на устранение различных нарушений развития [9].
Группы, в которых организованно данное обучение, называются группами компенсирующей направленности, направлением которых является коррекция, выравнивание речевого и психофизического развития детей, в зависимости от статуса группы [9].
Мы подробнее остановимся на детях, которые имеют нормальный слух и сохранный интеллект, на фоне различных речевых нарушений: нарушение звукопро-изношения, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи.
У таких детей также присутствуют незначительные сопутствующие нарушения: недостаточная устойчивость внимания; снижена вербальная память, наблюдаются специфические особенности мышления: обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, нарушен процесс воображения [7; 3].
Так как нарушен процесс воображения у данной категории детей, им сложно предложить идею, воссоздать образ, придумать что-то необычное, в целом -фантазировать, а следовательно, креативность мышления - ограничена. Продолжая идею о том, что социальный запрос общества нуждается в интересной, мобильной, творческой и креативной личности, необходимо строить работу с участниками образовательных отношений, включая детей с речевыми нарушениями, по развитию креативных умений.
Креативность развивается и проявляется при определенных условиях, так как не является врождённым качеством. Для этого ребенку необходимо помогать развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься, использовать те средства, которые помогают открыть его способности, тогда креативность дошкольника не будет обречена остаться на самой низкой ступени.
То есть важно создавать такие условия, которые будут способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию его способностей, задатков. И именно педагог должен включать в свою работу специальные программы, создавать обстановку вокруг ребенка, опережающую его развитие, содействовать обеспечению комфортной психологической обстановки.
Педагогу необходимо знакомить детей с креативными методиками и методами, такими как «Мозговой штурм» (коллективная генерация идей с последующей творческой деятельностью); «Шесть шляп» (разделение процесса коллективного творчества на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета); «Бином фантазии» (выбор двух предметов, не связанных друг с другом, например, жирафа и сумки, и придумывание, иллюстрирование историй о них). Также в своей работе можно использовать необычные предметы, разнообразные задания по ассоциативному, дополняющему рисованию, иллюстрированию, речевые игры на развитие отдельных параметров креативности (беглость: «Придумай красные слова», «У твоей подружки испортилось настроение - придумай варианты его поднятия» и т.п.; гибкость: «Заверши сказку», «Что, если...»; оригинальность: «Волшебные очки», «Названия для платья» и т.д.).
Учитывая мнение американского психолога А. Мас-лоу, который отожествлял креативность с установкой на самореализацию личности, следует помнить, что, работая с дошкольниками с нарушениями речи, важно давать свободу творческому процессу, который связан с полной реализацией своих способностей, не ограничивать его, что позволит наиболее полно реализовать потенциал личности [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: СПб: СОЮЗ, 1997. 96 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб: Питер, 2007. 368 с.
3. Занько С.А., Киселева А.В. Коррекционно-педа-гогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект: сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской заочной студенческой научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 26 апреля 2016 г. Чебоксары, 2016. С. 5-8.
4. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 318 с.
5. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 46-55.
6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной
игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. 56 с.
7. Логинова И.Н., Горонина Т.П. Развитие воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы развивающего обучения: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-21 мая 1998 г Минск, 1998. С. 21-23.
8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2003. 720 с.
9. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. 3-е изд. 2002. 632 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. URL: https://nashaucheba.ru/v31109/коджаспирова_гм.,_ коджаспиров_а.ю._педагогический_словарь
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF OLDER PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF A COMPENSATING GROUP
© 2024
P.N. Pismarova, student1, teacher2
St. Alexis academy of education and arts of Volga region1, Togliatti (Russia) Kindergarten No. 53 "Chaika"2, Tolyatti (Russia)
L.N. Varlamova, educational psychologist Kindergarten No. 53 "Chaika", Tolyatti (Russia)
Keywords: creativity; flexibility; originality; sophistication; compensating; creativity; imagination. Abstract. This article considers the problem of creativity", describes its individual components for normotypic children based on the studied data. The problem of the peculiarities of the development of creativity in older preschoolers in the conditions of a compensatory orientation group is considered, the distinctive features of the imagination of children with speech disorders are revealed, and the need for the development of creative skills in children with speech disorders is substantiated. Possible ways of developing creativity and its parameters in preschoolers with speech disorders are given.