Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО МЕТОДИКЕ Н.В. ТИМОФЕЕВОЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА»'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО МЕТОДИКЕ Н.В. ТИМОФЕЕВОЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
творческие способности / речевое творчество / дошкольный возраст / словотворчество / creativity / speech creativity / preschool age / word-making

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юровских М.А., Емельянова И.Н.

В статье доказывается, что включение старших дошкольников в организованную речевую деятельность в системе занятий позволяет детям развивать творческие способности, высказывать оригинальные идеи и проявлять гибкость мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES VIA SPEECH CREATIVITY ACCORDING TO METHOD OF N.V. TIMOFEEVA "DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY OF PRESCHOOLER"

The article proves that the inclusion of older preschoolers in organized speech activity in the classroom system allows children to develop creative abilities, express original ideas and show flexibility of thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО МЕТОДИКЕ Н.В. ТИМОФЕЕВОЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА»»

УДК 37 Юровских М.А., Емельянова И.Н.

Юровских М.А.

магистрант Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

Емельянова И.Н.

профессор, доктор педагогических наук Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО МЕТОДИКЕ Н.В. ТИМОФЕЕВОЙ

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКА»

Аннотация: в статье доказывается, что включение старших дошкольников в организованную речевую деятельность в системе занятий позволяет детям развивать творческие способности, высказывать оригинальные идеи и проявлять гибкость мышления.

Ключевые слова: творческие способности, речевое творчество, дошкольный возраст, словотворчество.

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития креативности и творческого мышления. Старшие дошкольники имеют уникальные возможности и в речевом творчестве. В работах многих отечественных педагогов (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Б.М. Теплов и др.) говорится, что дошкольный возраст является периодом активного творческого развития личности ребёнка в ходе, которого развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы, становится произвольным внимание, память, формируется связная речь, а также о

предоставлении дошкольникам самовыражаться через свои мысли и идеи с помощью различных форм искусства. [2,3]

Одним из таких видов деятельности является речевое творчество, под этим понятием мы понимаем, самостоятельную речевую деятельность по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций. Оно формируется в старшем дошкольном возрасте и у детей наблюдается повышенный интерес к словотворчеству они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы, причиной чего является расширение детского кругозора и социального опыта, при котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Придумывание детьми оригинальных рассказов, сказок самостоятельно, под влиянием или в результате специального обучения-путь к развитию воображения, творческих способностей, расширению словарного запаса, улучшения коммуникативных навыков, преобразовывать, рефлексировать [4]. По мнению Е.И. Тихеевой ребенок без словотворчества не может овладеть необходимым словарем. [5]

В исследованиях Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и А. Г. Тамбовцевой детское словесное творчество рассматривается как отражение действенного и активного пути освоения окружающей действительности. Научные изыскания Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е. А. Флериной показали тесную связь эстетического восприятия окружающего мира с развитием художественного творчества, мышления и речи ребенка. Н. А. Ветлугина подчеркивала роль живого восприятия художественной литературы и произведения искусства, влияющего на детское творчество. Она доказала преобразующее влияние творческой деятельности на личность ребенка. [1,6]

Объектом исследования является процесс формирования творческих способностей у дошкольников. Предметом - методы и приемы развития творческих способностей. Целью работы - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики по формированию творческих способностей старших дошкольников.

В основе исследования лежит гипотетическое предположение о том, что, если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы и т.д., развивает у детей фантазию, навыки творческого мышления, подталкивает на высказывание оригинальных идей, проявлять гибкость мышления, что способствует развитию творческих способностей.

Базой для проведения исследования стало МАДОУ .№7 города Тюмени. В исследовании учувствовали дети 6-7 лет старшей группы детского сада. В экспериментальной группе приняли участие 23 человека. В качестве методик диагностики способностей к словесному творчеству выступали: методика «Придумай рассказ» Р.С. Немов и методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» О. М. Дьяченко, которая позволяет выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Данные методики были проведены на констатирующем этапе и после окончания развивающего курса «Развитие творческих способностей старших дошкольников по методике Джани Родари» с детьми экспериментальной группы было проведено контрольное диагностическое обследование по тем же методикам.

Целью методики «Придумай рассказ» является выявление развития компонентов словесного творчества и воображения. К методам оценивания относится анализ процесса деятельности. Задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Развитие компонентов словесного творчества и воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: скорость придумывания рассказа, необычность, оригинальность сюжета рассказа, разнообразие образов, используемых в рассказе, проработанность и детализация образов, представленных в рассказе и впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

На констатирующем этапе исследования методики «Придумай рассказ» Р.С. Немов были получены следующие результаты (Рисунок 1, Рисунок 2)

Уровень Кол-во чел Процентное соотношение %

Высокий 3 13%

Средний 13 57%

Низкий 7 30%

Рисунок 1.

воображение по признакам

скорость придумывания

■ необычность, оригинальность,

сюжета

■ разнообразие

образов

■ проработанность и детализация

Рисунок 2.

Целью методики «Сочини сказку и нарисуй картинку» О. М. Дьяченко, является выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. К методам оценивания относятся наблюдение за процессом деятельности, анализ результата. При проведении методики ребенка просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Результаты констатирующего этапа методики «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко представлены на Рисунке 3.

Уровень Кол-во чел Процентное соотношение %

Высокий 3 13%

Средний 14 61%

Низкий 6 26%

Рисунок 3.

В экспериментальной группе в течение шести месяцев проводилась работа по программе дополнительного образования «Развитие творческих способностей старших дошкольников по методике Джани Родари». Программа рассчитана на 27 учебных часов. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут, как фронтально, так и малыми группами (по 4,5 человек) и индивидуально.

Программа дополнительного образования «Развитие творческих способностей старших дошкольников по методике Джани Родари» включает в себя составление загадок, лимерик, словесные игры и упражнения, дидактические игры и конечно же сочинение сказок. Особое место в программе дополнительного образования занимают дидактические игры с помощью таких игр дошкольники могут развить свою речь, улучшить навыки общения и расширить словарный запас.

При проведении занятий по формированию творческих способностей у старших дошкольников широко использовались игровые приемы, литературные произведения, сюжетные картинки, загадки, ролевые игры, словесные упражнения. Для развития у дошкольников вербальной креативности, воображения, и других выделенных качеств творческой личности в воспитательно-образовательном процессе использовались методы активизации творчества. Нами были отобраны и отработаны следующие приемы и методы,

успешно применяемые в процессе организованной деятельности по речевому развитию у старших дошкольников: метод фокальных объектов (МФО -придумывание чего-либо нового, видоизменяя привычный вид объекта). Например, сказки «наизнанку» За основу берется сказка, знакомая детям, а затем мы начинаем намеренно как-бы выворачивать наизнанку сюжет, элементы, действия сказки. Метод синектики - объединение разнородных элементов, например, дети называют два абсолютно разных слова не схожие по смыслу, взятые из разных «областей» применения или действия в результате чего получается интересное словосочетание. Эти слова можно менять местами добавлять предлоги и получать абсолютно разные воображаемые картины. Метод «Создание историй», Что было бы, если... (SWIFT), Что было бы если зимой выпал разноцветный снег- розовый, зеленый, малиновый? И здесь важно подобрать как можно больше вариантов - последние варианты будут самыми необычными и интересными. Еще детям очень нравится сочинять истории, сказки где в главной роли они сами или их любимые игрушки.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях об окружающем мире, включает решение сказочных задач, придумывание новых сказок, загадок, историй с помощью специальных методов и приемов.

По окончании образовательного курса по Программе дополнительного образования «Развитие творческих способностей старших дошкольников по методике Джани Родари» было проведено контрольное исследование по ранее проведенным методикам на констатирующем этапе.

На контрольном этапе методики «Придумай рассказ» Р.С. Немов были получены следующие результаты (Рисунок 4, Рисунок 5).

Уровень Кол-во чел Процентное соотношение %

Высокий 7 30%

Средний 13 57%

Низкий 4 13%

Рисунок 4.

воображение по признакам

126%1 22%

15°% 22%

скорость придумывания

необычность,

оригинальность,

сюжета разнообразие

образов

проработанность и детализация

Рисунок 5.

Сравнивая результаты констатирующего исследования с контрольным можно сделать следующие выводы, что словесное творчество у старших дошкольников значительно повысилось, сюжеты сказок стали более оригинальными, содержательными и персонажи в историях приобретают более детализированный образ и что еще не маловажно дошкольники стали придумывать истории гораздо быстрее.

По результатам контрольной методики «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко представленной на Рисунке 6, можно сделать следующие выводы, что у детей стал более высокий уровень творческих

способностей, воображения, дети стали больше фантазировать и у них появилось больше оригинальных идей.

Уровень Кол-во чел Процентное соотношение %

Высокий 7 31%

Средний 14 61%

Низкий 2 8 %

Рисунок 6.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза - если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы и т.д., развивает у детей фантазию, навыки творческого мышления, подталкивает на высказывание оригинальных идей, проявлять гибкость мышления, что способствует развитию творческих способностей - в целом гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. дошкольная педагогика и психология / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с;

2. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст]: Автореф. дис.канд. пед. Наук / Л.В. Ворошнина - М., 1998. - 149 с;

3. Выготский Л. Н. Воображение итворчество вдошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2001;

4. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 54-57;

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2009. - 214 с;

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2014. - 163 с;

7. Фомина Е. Развиваем связную речь. [Текст] / Е. Фомина, Л. Шадрина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с

Yurovskikh M.A., Emelyanova I.N.

Yurovskikh M.A.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

Emelyanova I.N.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES VIA SPEECH CREATIVITY ACCORDING TO METHOD OF N.V. TIMOFEEVA "DEVELOPMENT OF SPEECH CREATIVITY OF PRESCHOOLER"

Abstract: the article proves that the inclusion of older preschoolers in organized speech activity in the classroom system allows children to develop creative abilities, express original ideas and show flexibility of thinking.

Keywords: creativity, speech creativity, preschool age, word-making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.