Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК'

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушмина Л. А.

Статья посвящена описанию опыта обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказки. Проанализированы предпосылки творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте. Также описана организация работы с детьми, родителями и педагогами, описаны результаты эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ELDER PRESCHOOL CHILDREN TO COMPOSE FAIRY TALES

The article is devoted to the description of the experience teaching older preschool children to compose a fairy tale. The preconditions for creative speech activity in senior preschool age are analyzed. The organization of work with children, parents and teachers is also described, the results of the experiment are described.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК»

УДК 373.24

DOI 10.46566/2500-4050_2020_53_269

Пушмина Л.А. студент 5 курса Педагогический институт Иркутского государственного университета

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

Аннотация: статья посвящена описанию опыта обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказки. Проанализированы предпосылки творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте. Также описана организация работы с детьми, родителями и педагогами, описаны результаты эксперимента.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, сочинение сказок, обучение.

Pushmina L.A.

5th year student

Pedagogical Institute of Irkutsk State University

TEACHING ELDER PRESCHOOL CHILDREN TO COMPOSE FAIRY

TALES

Annotation: the article is devoted to the description of the experience teaching older preschool children to compose a fairy tale. The preconditions for creative speech activity in senior preschool age are analyzed. The organization of work with children, parents and teachers is also described, the results of the experiment are described.

Key words: senior preschool age, composition of fairy tales, teaching.

Ориентация современной системы дошкольного образования на гуманизацию, обусловила потребность в более глубоком раскрытии творческого потенциала личности дошкольника и, соответственно, повысила интерес исследователей к проблеме путей и способов развития его творческого потенциала, что отражено в ФГОС.

Потребность ребенка проявлять себя в творчестве, велика. Ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс.

Словесное творчество рассматривается как наиболее сложный вид творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для развития творческой речевой деятельности детей. Это связано с тем, что у старших дошкольников обогащается запас представлений

об окружающем мире, который может являться основой словесного творчества. У детей обогащается лексическая сторона речи, развивается грамматическая сторона речи, формируется связная речь [4].

Как отмечают исследователи, в старшем дошкольном возрасте развитие речи у детей достигает высокого уровня. Звуковая сторона речи характеризуется тем, что дети произносят правильно звуки родного языка, умеют регулировать силу голоса, темп речи, интонацию.

Лексическая сторона речи характеризуется тем, что в этом возрасте у детей накоплен достаточно большой запас слов, продолжается дальнейшее обогащение словарного запаса словами, синонимами, антонимами и омонимами.

Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком разных значение одного и того же слова. Это имеет важное значение, поскольку, связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они пользуются [1].

В старшем дошкольном возрасте, пишет Т.М. Капунова, у детей появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. В то же время, дети старшего дошкольного возраста еще нуждаются в предшествующем образце педагога [2].

По мнению Е. Фоминой, активизация словесного творчества в старшем дошкольном возрасте тесным образом связана с развитием воображения ребенка. В этот период начинается бурный рост словесных форм воображения, которые отражают особенности развития речи, мышления. Дошкольники начинают сочинять сказки, «перевертыши», стихи. В процессе обучения связной речи дети овладевают умениями составлять рассказы разных видов [3].

Учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста, а также результаты констатирующего исследования, нами была составлена и реализована программа по обучению детей сочинению сказок

Целью программы было формирование интереса и потребности в сочинении сказок.

Работа проходила на базе МБДОУ г. Иркутска детский сад №141. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет в количестве 32 человек, которые составили экспериментальную и контрольную группу.

На формирующем этапе эксперимента работа осуществлялась в три

этапа:

1 этап был направлен на обогащение опыта ребенка жизненными впечатлениями, формирование представлений о структуре сказочного повествования, развития сюжета, формирования понятий «придумай», «сочини» и развитие комбинаторных способностей;

2 этап был направлен на реализацию работы с педагогами и родителями по формированию компетентности в вопросах развитиях речи у детей старшего дошкольного возраста;

3 этап был направлен на обогащение «Центра речи» подобранными играми, а также речевыми пособиями и игровыми заданиями, направленных на развитие умения детей старшего дошкольного возраста сочинять сказки.

Ниже представлено тактическое планирование работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок (табл. 1).

Таблица 1. Тактическое планирование работы по обучению старших дошкольников сочинению сказок

Тема недели

Тема деятельности

Задачи

Чтение русской

народной сказки «Гуси-лебеди»

Формирование умения у детей анализировать особенности сказки, как жанра, воспитание интереса и любви к русским народным сказкам

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Дидактическая игра «Мозаика сказки»

Формирование у детей способности запоминать сказки, развитие логического мышления

Дидактическая игра «Добрый или злой»

Формирование умения анализировать героев и их поступки, развитие речи-описания

Пересказ детьми сказки «Гуси-лебеди» с использованием рисунков

Формирование у детей связной речи, совершенствование выразительности речи

Чтение сказки

Формирование умения у детей эмоционального развития детей, восприятия содержания сказки, обогащение словаря детей

Рассматривание картин В.Конашевич по сказке «Мороз Иванович»

Формирование у детей понимания художественного образа, побуждении детей к использованию в речи слов, описывающих героев_

Сказка

В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Знакомство с картами Проппа. Изготовление с детьми схем по сказке «Мороз

Иванович»

Развитие внимания, познавательной самостоятельности, восприятия

Поиск знакомых функций по картам Проппа по сказкам «Гуси-лебеди» и «Мороз Иванович»

Закрепления знания у детей схематичных изображений по карте Проппа, формирование умения анализировать композицию сказки

Коллективное сочинение детьми сказки на основе произведения «Мороз Иванович»

Формирование умения у детей сочинять сказку, используя карты Проппа, формирование умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец), использование средств выразительности_

Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Формирование у детей способности к целостному восприятию сказки, умения анализировать героев и причины их поступков, закрепление знаний об особенностях сказки

Игра-драматизация по сказке «Снежная королева» Совершенствование исполнительских навыков при драматизации

Дидактическая игра по сказке «Чепуха» Формирование умения у детей придумывать текст по формуле «запрет-нарушение запрета»

Сочинение сказки «Снежная королева» от лица Снежной Королевы Формирование у детей умения сочинять сказки, использовать средства выразительности

Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик» Чтение сказки «Цветик-семицветик» Формирование у детей эмоционального восприятия сказки, умение понимания целесообразности использования средств выразительности в тексте

Модификация сказки с помощью приема увеличения Формирование умения у детей сочинять сказки, развивать воображение, связную речь

Дидактическая игра «Да-нет» Закрепление знания у детей сказок

Дидактическая игра «Сам себе сказочник» Формирование воображения у детей, словесного творчество, обогащение словаря детей образными словами и выражениями

2 этап был направлен на реализацию функционально -деятельностного компонента системы - это практическая работа с педагогами по формированию компетентности в вопросах развития речи и умения сочинять сказки у старших дошкольников (табл. 2).

Таблица 2. Готовность педагогов к развитию речи и умения сочинять сказки у старших дошкольников_

Компоненты готовности Форма работы Цель

деятельностный Консультация педагогов по вопросу формирования умения у старших дошкольников сочинять сказки, знакомство педагогов с вариантами планирования реализации игр по формированию умения у старших дошкольников сочинять сказки Информирование педагогов об уровнях развития словесного творчества детей. Освещение проблемных сторон развития умения сочинять сказки.

Когнитивный Педагогическая мастерская «Работа над развитием у детей умения сочинять сказки». Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию умения у них сочинять сказки посредством дидактической игры.

Рефлексивный Ознакомление педагогов с разными методами рефлексии. Анализ эффективного взаимодействия педагога и ребенка в дидактической игре по развитию умения сочинять сказки.

Также была проведена работа с родителями, которая представлена ниже (табл. 3).

Таблица 3. Готовность родителей к развитию умений у старших дошкольников сочинять сказки

Компоненты готовности Цель Форма проведения

Деятельностный Информирование родителей о необходимости проводить работу над развитием словесного творчества, умения сочинять сказки Стенд Родительское собрание

Когнитивный Научное просвещение родителей и повышение педагогической образованности родителей в области речевого развития и словесного творчества, особенностей сказок Консультация Составление адвент-календаря и распространение брошюр

В процессе консультации мы, так же, с помощью вопросов, проблемных ситуаций активизировали родителей, чтобы они высказывали свои мысли по поводу обучения детей сочинять сказки. Консультация способствовала

формированию у родителей когнитивного компонента готовности к развитию словесного творчества старших дошкольников.

Для формирования у родителей деятельностного компонента нами были даны рекомендации для работы над развитием словесного творчества детей.

На консультации с родителями, мы рассказали им, как оформить и составить адвент-календарь по тематике «Сказка», оформили стенд «Сказка вокруг нас», а также распространили брошюры по теме «Сказка делает мир ярче».

Также была проведена работа с родителями по пополнению книжного уголка сказками, консультация по теме «Развитие речи детей». Дети совместно с родителями оформляли альбом «Мои любимые сказки», консультация по теме «Воспитание добрых чувств через сказку».

Таким образом, нами была проведена работа с педагогами, детьми и родителями, направленная на обучение детей способности сочинять сказки.

Мы можем увидеть динамику результатов у старших дошкольников по методике «Придумывание сказки» О.М. Дъяченко на контрольном этапе исследования (Рис. 1).

низкий уровень I средний уровень ■ высокий уровень

80.00% 60.00% 40.00% 20.00% 0.00%

контрольная группа экспериментальная

группа

Рис.1 Результаты методики «Придумывание сказки» О.М. Дъяченко на

контрольном этапе исследования

Мы видим, что всего у 12,50% был выявлен низкий уровень умения придумывать сказки, у 24% - средний и у 62,50% - высокий. Повышению уровня сформированности умения сочинять сказки способствовала целенаправленная работа по трем направлениям: консультирование родителей, повышение компетенции педагогов и непосредственно работа с детьми. Проводя дидактические игры, используя схемы В.Проппа, а также организуя работу с родителями, мы смогли повысить уровень сформированности умения сочинять сказки. Старшие дошкольники в экспериментальной группе использовали оригинальные сюжеты, соблюдали композиционные особенности сказки, проявляли интерес и активность, их речь была насыщенна средствами выразительности.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста расширяет представления детей о жанрах произведений, способствует

обогащению словарного запаса, позволяет развивать познавательные и творческие способности у них.

Использованные источники:

1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2008.

- 400 с.

2. Капунова, Т.М. Тренинговые занятия как один из методов в работе психолога детского сада по формированию у детей способности к словесному творчеству [Текст] / Т.М. Капунова // Проблемы современной науки. - 2006.

- № 1. - С. 31-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Фомина, Е. Развиваем связную речь. [Текст] / Е. Фомина, Л. Шадрина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.

4. Шевченко, В. Рассказывайте детям сказки. [Текст] / В. Шевченко // Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». - Пермь, 2001. - 484 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.