УДК 373.2:821.511.152(045) Психолого-педагогические науки
Щемерова Надежда Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, МГПИ
им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск Четайкина Юлия Александровна, студентка факультета педагогического и художественного образования, МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МОРДОВСКОЙ СКАЗКОЙ ART-SPEECH DEVELOPMENT CHILDREN 5-6 YEARS IN THE COURSE OF ACQUAINTANCE WITH MORDOVSKAYA
TALES
Аннотация. В статье рассматриваются особенности художественно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с мордовским детским фольклором, а именно при работе со сказкой.
Ключевые слова: фольклор, народная сказка, речевые умения, связная речь, речевое творчество.
Abstract. The article discusses the features of artistic and language development of children preschool age through sharing Mordovian children's folklore, namely when working with the tale.
Key words: folklore, folk tale, speech skills, connected speech, verbal creativity.
Речевое развитие, по мнению многих специалистов, является ведущим в общем социальном развитии индивида. Развитая речь обеспечивает человеку не только высокий общеинтеллектуальный уровень, но и богатство чувств, разнообразие личностного содержания, сложность и дифференцированность отношений с другими людьми. Развитие речи, начинаясь в раннем детстве,
происходит всю жизнь, поэтому интенсификация речевого развития в старшем дошкольном возрасте весьма актуальна и необходима, не только в рамках общей готовности ребенка к школе, но и как стартовое условие для его речевого продвижения во всей последующей жизни. Развитая речь обеспечивает также и развитость, и активность содержания сознания ребенка - движущей силы в становлении его личности.
Сегодня развитие связной речи у старших дошкольников находится под стихийным, а потому негативным, влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов -фильмов и мультфильмов, телевидения, компьютерных игр. Наряду с увеличением нагрузки на зрительное восприятие уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой; кроме того, снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению, что также негативно сказывается на речевом развитии дошкольников, а затем и школьников. В то же время, в условиях активного социального и научного прогресса требования к речевому общению специалистов разных областей исключительно велики.
Важнейшими источниками развития речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Практика развития речи, основываясь на достижениях общепсихологической теории речи, нуждается в новых разработках, как теоретических, так и прикладных, в психологически и методически обоснованном использовании произведений фольклора. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной темы.
Речь - важное средство самовыражения ребенка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [1]. В
настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.
В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются фольклорные произведения. По мнению К. Д. Ушинского, народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании [2].
В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому, на наш взгляд, в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать произведения мордовского устного поэтического творчества. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.
Так, например, мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок,
ритмических повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В старшей группе детям рекомендуется читать волшебные сказки: «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява» и другие.
Работа с мордовской народной сказкой должна состоять из нескольких этапов:
1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.
Для того чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки,
необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо - застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай -поясное украшение мордовских женщин; руця - верхняя рубашка и др.), и мифологические персонажи (Ведява - русалка, богиня воды и деторождения; Вирява - богиня леса и плодородия; Паксява - хозяйка поля; Юртава -покровителница двора, хозяйства; Варда - злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож - мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма - ветер и др.).
2. Знакомство со сказкой.
Основными методами знакомства со сказкой являются:
- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);
- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста -возможна перестановка слов, замена их, толкование);
- инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).
3. Беседа по сказке.
После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем
рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».
С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. Речевое развитие дошкольников можно осуществлять в таких основных видах деятельности, как:
1) слушание и запоминание сказок;
2) пересказ сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей;
3) словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки;
4) придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки;
5) рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок;
6) разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).
Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся
пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью. Вся работа с детьми по данной теме должна быть представлена родителям, коллегам в различных формах, например, в качестве консультаций, беседы, мастер-классов, открытых показов, мультимедийных презентаций, стендовых докладов, литературных викторин и др.
С родителями рекомендуется провести беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей», организовать консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы», фольклорные праздники для детей и родителей.
Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста. Эти произведения позволяют расширить их кругозор, лучше узнать жизнь мордовского народа, мудрость которого помогает формировать чувство патриотизма и любовь к родному краю. Использование в работе с дошкольниками фольклорных произведений помогает приобщить ребят к культуре своего народа, познакомить их с богатым родным языком, дать возможность ярче, полнее передавать и выражать свои чувства.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения - М.; Л.: Учпедгиз, 1935. - С. 3-19
2. Ушинский К. Д. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.