Научная статья на тему 'Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором'

Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
FOLKLORE / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / LANGUAGE DEVELOPMENT / FOLKLORE GENRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щемерова Надежда Николаевна, Агеева Светлана Викторовна

В статье рассматриваются теоретические основы интеллектуально-речевого развития старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором»

УДК 373.2:398 (045) Психолого-педагогические науки

Щемерова Надежда Николаевна, кандидат филологических наук,

доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Агеева Светлана Викторовна, студентка факультета педагогического и художественного образования, МГПИ имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы интеллектуально-речевого развития старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: фольклор, интеллектуальное развитие, речевое развитие, жанры фольклора.

Abstract. The article discusses the theoretical basis of intellectual and speech development of senior preschool children in the process of familiarization with folklore; presents the results of experimental work.

Key words: folklore, intellectual development, language development, folklore genres.

Проблема интеллектуального развития ребёнка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учётом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно

выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек [1]. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет [3].

В практике дошкольного образования при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными формами на первый план нередко выдвигается содержательный аспект, при этом мало внимания обращается на возможность интеллектуально-речевого развития детей. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и др. Поэтому возникает потребность в разработке системы работы по интеллектуально-речевому развитию старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором. Для решения этой задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний). Необходимость разрешения данной проблемы и обусловила выбор темы исследования «Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором».

Констатирующий эксперимент был организован на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40» г. о. Саранск, в старшей группе. Количество детей, принявших участие в эксперименте - 22 человека, возраст - 5-6 лет.

Цель констатирующего эксперимента: изучение уровня интеллектуально-речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Изучение данного уровня было проведено по следующим критериям: умение видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения; синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов; сравнивать, обобщать; рассуждать, делать умозаключения, выводы; предоставлять аргументы и доказательства; уровень развития любознательности.

Было выявлено, что у 23 % старших дошкольников высокий уровень интеллектуально-речевого развития; у 59 % - средний, у 18 % - низкий.

В ходе формирующего эксперимента предусматривалось знакомство детей с наиболее типичными произведениями устного народного творчества, их языковыми и художественными особенностями, проводилась работа по практическому освоению дошкольниками элементов художественной формы фольклорных произведений, которые использовались в качестве материала интеллектуально-речевой деятельности.

Для развития интереса детей к устному народному творчеству был организован ориентирующий модуль развивающей среды, предусматривающий широкое ознакомление детей с фольклорными произведениями. Его основной задачей было возбудить у дошкольников интерес к произведениям устного народного творчества и желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Совместно с родителями был значительно обновлен подбор книг с фольклорными произведениями в «Уголке читателя», приобретены костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности. В оборудовании модуля нашли место куклы в национальных костюмах, предметы русского быта, детали народной одежды для ряженья.

При подготовке детей к восприятию произведений устного народного творчества в непосредственной образовательной деятельности (НОД) использовалась пальчиковая гимнастика на материале русского фольклора.

Большое внимание в интеллектуально-речевом развитии дошкольников уделялось сказкам. К. Д Ушинский называл сказки «блестящими попытками народной педагогики» и неоднократно говорил о том, что никто не в состоянии сравниться с ними как с проявлением педагогического гения народа. Русские народные сказки обогащают речь детей новыми словами, знакомят их с традициями народа, нравственными нормами [2].

Детям предлагалось выполнить разнообразные творческие задания: придумать другое название сказки, продолжить ее - какие еще приключения могли произойти с героем, подумать над вопросом «Что было бы, если бы...?».

Использовались и такие речевые упражнения, как: подобрать слова, характеризующие персонажа, - какой он?; выполнить задание на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов; воспроизвести диалоги персонажей - поупражняться в интонационной выразительности и др.

В НОД широко применялся метод отражения детьми впечатлений от прочитанного в изобразительной деятельности. Иногда, рисование по фольклорному произведению или лепка персонажей, проводилось раньше, чем беседа. Здесь каждый ребенок по-своему передает возникший в воображении образ. Затем детские рисунки использовались при обсуждении, пересказе произведения, выполнении разнообразных творческих заданий, создании детской книги и др.

Предлагались и нетрадиционные приемы работы с фольклорными произведениями, имеющие целью научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Например, приём: «Салат из сказок». Берутся персонажи разных сказок, приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу. Приём:

«Сказка «наизнанку». Метод ошибки наводит на новую мысль, позволяет ребёнку самому творить и получить новую сказку.

Широко применялись игры с использованием загадок. Например, игра «Отгадай и сравни загадки о животных».

Цель проведения: активизация словаря; развитие мышления; обогащение представлений о диких и домашних животных.

Материал и оборудование: игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Ребёнок называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Необходимо напомнить ребёнку о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывать загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных. Ребёнок загадывает и отгадывает загадки, доказывает правильность ответов. Затем сравниваются пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Экспериментальная работа предусматривала также организацию речевых ситуаций и НОД, на которой детей знакомили с пословицами и поговорками, учили понимать глубокий смысл, заключенный в этих шедеврах народной мудрости.

После формирующего эксперимента была вновь проведена диагностика уровня интеллектуально-речевого развития дошкольников по той же форме и

параметрам с использованием аналогичных заданий. Цель контрольного эксперимента: выявить динамику уровня интеллектуально-речевого развития старших дошкольников после проведения формирующего эксперимента.

Сравнивая результаты экспериментальных данных, можно сделать следующие выводы: показатели детей заметно улучшились с момента констатирующего эксперимента. Мы пришли к выводу, что использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками способствует их интеллектуально-речевому развитию, обогащению словаря, успешному формированию словообразования, усвоению антонимов, синонимов; создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, развитию фонематического слуха и формированию правильного звукопроизношения и др. Овладевая фольклорным языком, ребёнок не только приобщается к знаниям предыдущих поколений, но и получает возможность закреплять в собственной речи естественные и необходимые формы коммуникации, отобранные народом.

Список литературы

1. Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. - 68 с.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 558 с.

3. Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. - М., 1974. - С. 134-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.