Научная статья на тему 'Речевое развитие старших дошкольников как фактор интегративного взаимодействия детского сада и школы'

Речевое развитие старших дошкольников как фактор интегративного взаимодействия детского сада и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие старших дошкольников как фактор интегративного взаимодействия детского сада и школы»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ВУЗАХ РОССИИ

,У/Ь>

щШ'аШ

Г. А. КУРШЕВА, старший преподаватель кафедры методики дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Ев-севьева

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Именно в этот период происходит одно из главных преобразований в развитии человека — он овладевает языком. Усваивая родной язык, ребенок узнает не только отдель-

и

ные слова, а множество понятии, мыслей, чувств, логику и философию языка.

А главное, подчеркивал К. Д. Ушинский, в 2 — 3 года он усваивает столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет последующего учения.

Для дошкольного возраста характерны активное усвоение разговорного языка, становление фонетической и грамматической сторон речи. „Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем“, — считает О. С. Ушакова.

Практическое освоение языка в дошкольном детстве — основа успешного обучения в школе. Поэтому одной из сторон психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи.

А важнейшей целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей служит формирование устной речи и навыков речевого общения.

Прелесть родного языка открывается ребенку в великолепных произведениях устного народного творчества, с которыми он знакомится в первые же дни жизни. Фольклор всегда был тем средством, с помощью которого семья приобщала малыша к родному языку. Близкие поют малышу колыбельные, играют с ним с помощью пестушек и потешек, произносят пословицы и поговорки, загадки и приговорки, рассказывают сказки. Постепенно малыш запоминает какие-то выражения, усваивает их смысл, а потом начинает употреблять их в своей речи.

Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы близки и интересны детям, благодаря им становится понятна красота художественного слова. Слушая фольклорные произведения, которые быстро и легко запоминаются, ребенок учится родному языку, одновременно знакомясь с поэтической метафорой и эпитетами, столь характерными для народной речи, овладевает грамматикой родного языка на материале незатейливых прибауток, поговорок, потешек и загадок.

© Г. А. Куршева, 1998

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Мир сказок, игр, забав доступен ре-бенку уже с малых лет. Все это ложится определенным слоем на его характер и поведение. Малышу хочется быть стойким и храбрым, ловким и непобедимым, как герои его любимых сказок. В устном народном творчестве прослеживается параллель между прошлым и настоящим, заключенная в национальных традициях. Это сближает ребенка с укладом жизни народа.

Когда ребенок слушает сказку, загадку, песенку, потешку, то через слово учится видеть предметы и явления, события и факты, анализировать, сопоставлять, т. е. учится мыслить. Он представляет себе разные образы, которые помогают ему понять идею произведения, начинает* ориентироваться в явлениях действительности, различает ранее неизвестные качества, узнает много нового об окружающем мире. При такой эмоциональной и аналитической деятельности у детей развивается умение правильно оценивать услышанное. Таким образом, посредством художественного слова осуществляется нравственное воспитание детей.

В течение многих веков сказка, потешка, песенка, прибаутка мудро и ненавязчиво приобщают ребенка к высокой нравственной культуре народа, учат бережному отношению к природе, животным, показывают пример поведения. В специальной литературе отмечается огромное значение фольклора как педагогического материала, при помощи которого можно воздействовать на ребенка, воспитывая у него национальную культуру и менталитет.

Являясь одной из форм познания мира, фольклор дает ребенку богатую почву для мыслительной деятельности, помогая ему уточнять имеющиеся у него понятия об окружающей действительности, обогащая его словарь новыми словами и выражениями. Фольклорные произведения побуждают ребенка наблюдать, анализировать, рассуждать и фантазировать.

Для выявления речевого развития детей старшего дошкольного возраста нами была проведена широкая констатация, которая включала в себя несколько направлений: анкетирование воспитателей старших групп дошкольных учреждений г. Саранска, знакомство с их календар-

ными планами, опрос детей, анализ статистических данных. Такая работа проводилась на протяжении четырех лет

(1993 — 1996 гг.).

Педагоги республики работают по общероссийской программе воспитания и обучения в детском саду. Ознакомление детей с национальными произведениями в основном сводится к чтению народных сказок. Другие фольклорные жанры упоминаются в программе крайне редко и чаще всего никак не соотносятся с задачами по развитию речи. Отсюда вполне объяснимо эпизодическое обращение к фольклору в педагогическом процессе в дошкольных учреждениях.

Обобщая все вышесказанное, мы сделали вывод, что необходима целенаправленная работа по обучению детей жанровому анализу произведений национального фольклора, которая будет способствовать формированию умения воспринимать фольклорные произведения, развитию поэтического слуха детей старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, окажет влияние на их речевое развитие. Такая работа стала осуществляться в детском саду № 127 г. Саранска по двум направлениям, включая формирование восприятия произведений мордовского фольклора и развитие на его основе словесного творчества. Она строилась с учетом результатов исследований, проведенных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, посвященных основным проблемам развития речи дошкольников: работе над смысловой стороной слова, формированию способов словообразования, развитию связной речи (Е. М. Струнина, А. Г. Там-бовцева, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колуно-ва, Н. В. Гавриш, А. А. Смага, Е. В. Са-вушкина).

На занятиях по развитию речи закреплялось умение детей использовать разнообразные средства художественной выразительности в высказываниях. Одновременно шла работа по развитию всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической), по формированию представлений о структуре связанного высказывания, способах связи между его частями, уместности и точности использования выразительных средств.

На занятиях по ознакомлению с ху-

дожественной литературой у детей формировалось умение определять жанры и их особенности в совокупности с умениями различать средства художественной выразительности, находить в тексте эпитеты, сравнения, понимать их значение, подбирать синонимы, антонимы и использовать их в собственных сочинениях.

При ознакомлении с мордовским фольклором использовались как традиционные методы, проверенные годами в практике работы дошкольных учреждений, так и специально разработанные,

например:

1) чтение произведений мордовского фольклора с последующим анализом содержания, идеи, выразительных средств;

2) знакомство с выразительностью народных произведений, повторением одной и той же темы в разных произведениях устного народного творчества (эрзянские и мокшанские параллели песен и сказок);

3) использование произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров;

4) проведение национальных праздников в народных костюмах с песнями, пословицами, прибаутками, загадками, частушками;

5) использование в играх детей произведений малых фольклорных жанров: считалок, закличек.

Для занятий были подобраны фольклорные произведения: сказки, легенды, прибаутки, колыбельные песни, потешки, загадки, скороговорки, заклички, приговорки, колядки, дразнилки, считалки, пословицы и поговорки, отвечающие требованиям обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Среди таких требований:

1) соответствие фольклорных жанров программе по ознакомлению с мордовским бытом и национальным колоритом:

2) наличие в произведениях образов, отражающих национальный быт, традиции, характер мордовского народа;

3) доступность произведений для детского восприятия;

4) возможность использования фольклорных произведений для дальнейшего развития детского творчества;

г

5) эмоциональное воздействие произведений мордовского фольклора на нравственное и эстетическое воспитание детей.

В течение первого года экспериментального обучения было проведено 30 занятий по развитию речи, такое же количество занятий — в течение второго года обучения. В занятия, разработанные сотрудниками лаборатории развития речи, мы вносили дополнения, специальные упражнения, которые позволяли обратить внимание детей на образные слова и выражения, встречающиеся в произведениях мордовского фольклора. Раз в неделю проводились занятия по ознакомлению с мордовской сказкой. На каждом из них велась работа по восприятию средств художественной выразительности, уделялось внимание развитию умения понимать смысл содержания и художественную форму сказки, объяснять архаичные и малоизвестные выражения.

Контрольное исследование показало, что у детей в результате проведенной работы повысился уровень восприятия. Они не только различали жанры, но и без труда вычленяли жанровые особенности произведений и аргументировали свой ответ.

Эстетическое восприятие ребенка развивается не только при слушании художественных произведений, но и при формировании навыков и умений исполнительской и творческой деятельности. Этот аспект постоянно находился в центре нашего внимания. В заключение детям было дано задание придумать произведения любого жанра. В детских сочинениях (40 % представлены в стихах) были четко выделены композиционные части и жанровые особенности. Сюжет развивался в логической последовательности. Использовались разные типы предложений. Дети воспроизводили собственные сочинения выразительно и эмоционально.

Результаты контрольного исследования убедили нас в огромном влиянии произведений фольклора на развитие детского словесного творчества, что благотворно сказалось на развитии речи ребенка в целом. У детей повысилась внутренняя активность, они научились свободно формулировать и развивать собственные мысли, речь их

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

стала последовательной и логичной, беседах с учителями начальных клас

образной и эмоциональной. Эти выводы сов, где дети продолжили свое обуче

были подтверждены в дальнейшем в ние.

В. И. АНДРЕЕВ, зав. кафедрой педагогики Казанского государственного университета, член-корреспондент РАО, профессор

Л. А. КАЗАНЦЕВА, доцент кафедры педагогики Казанского государственного университета

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Современная профессиональная подготовка педагогов для инновационной школы имеет те же „болевые точки“, что и ранее, а именно: выпускается „специалист-предметник“, а не „профес-сионал-исследователь“, не только обладающий достаточным запасом общенаучных и профессиональных знаний, но и умело пользующийся средствами педагогической науки. Именно в этом, на наш взгляд, корни жесткой алгоритми-зированности в действиях молодых (да и немолодых) педагогов, невысокого теоретико-методологического уровня организации учебно-воспитательного процесса, принимаемых решений, анализа собственной педагогической деятельности и учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью научно-педагогически х методов и методик. Последнее важно не только в контексте „вечных“ вопросов традиционной школы: „Чему

учить?“ и „Как учить?“, но и в контексте главного вопроса инновационной колы: „Как ученик должен действовать в учебно-познавательной ситуации, учитывая свои способности, склонности, интересы?“ и т. д.

В последние годы стало банальным утверждение, что традиционная профес-

сионально-педагогическая подготовка студентов в университете не удовлетворяет требованиям к уровню общенаучных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для теоретического переосмысления и практической реализации современной образовательной парадигмы. Напомним, что суть современной образовательной парадигмы заключается в активном переходе от „ знаниевой эйфории“, авторитарного стиля педагогической деятельности (где цели и ценности профессиональной подготовки не были объектом личностного, критического осмысления студентов, что обеспечивало их внутренний и внешний образовательный „лжекомфорт“) — к эвристическому, личностно-ценностноориентированному, что дает определенную надежду на возможность реальной гуманизации профессиональной подготовки педагога.

Нельзя не видеть и ряд трудностей, которые тормозят реализацию данного направления реформирования педагогического образования. Одной из них является невладение студентами способами приобретения новых знаний „в море“ психолого-педагогической, науч-

но-методической и научно-популярной

© В. И. Андреев, Л. А. Казанцева, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.