Научная статья на тему 'Педагогический потенциал чувашского устного детского фольклора'

Педагогический потенциал чувашского устного детского фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S FOLKLORE / CHILDREN'S FORMS OF FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

В статье исследуются воспитательные возможности чувашского детского фольклора, являющегося одним из мощных средств народной педагогики, предлагаются подходы к активному включению его в сферу современного учебно-воспитательного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал чувашского устного детского фольклора»

УДК 398 И 209

С.В. ИВАНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧУВАШСКОГО УСТНОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье исследуются воспитательные возможности чувашского детского фольклора, являющегося одним из мощных средств народной педагогики, предлагаются подходы к активному включению его в сферу современного учебно-воспитательного комплекса.

В условиях переориентации общества на новые культурно-исторические ценности социально-политическая ситуация, сложившаяся в России, обусловливает поиск новых средств и способов повышения эффективности образования. Выдвигается задача увеличения культуроемкос-ти содержания учебных дисциплин, в первую очередь, гуманитарного цикла, направленного на воспитание и формирование человека-личности.

Постановка проблемы воспитания учащихся с учетом этнокультурной специфики особенно актуальна для национальных автономий, в том числе для Чувашской Республики. Отправной точкой в решении этой задачи является признание того, что полноценное становление личности учащихся, раскрытие их эмоционально-нравственного потенциала не может происходить без глубокого приобщения к богатейшему чувашскому устному фольклору. Именно он ярко и полно раскрывает духовность чувашей, выступает как способ реализации исторической преемственности поколений.

Первыми собирателями чувашского детского фольклора в XVIII в. были выдающиеся просветители чувашского народа Н.Я. Бичурин, П.Е-. Егоров, Е.И. Рожанский. Чувашские сказки и разговоры, пословицы и поговорки, народные обычаи, детские игры и игрушки и т.п. - все это нашло свое отражение также в наследиях чувашских просветителей XIX в. С.М. Михайлова, И.Я. Яковлева, Н.И. Золотницкого,В.К. Магницкого. Этнопедагогический труд «Записки чува-шина о своем воспитании», ставший «лебединой песней» Н.М. Охотникова, талантливейшего из чувашских просветителей, представляет собой исследование историко- и художественно-педаго-гического характера.

Среди современных исследователей чувашс-

кого фольклора необходимо назвать Г.Н. Волкова. В его «Сказках и рассказах бабушки», «Братишкам и сестренкам», «В дружбе - сила» в доступной форме доводятся до детей младшего возраста идеи воспитания и самовоспитания, заимствованные из чувашских народных педагогических традиций.

За свою многовековую историю чувашский народ создал разнообразный по жанровому составу и самобытный по идейно-тематическому содержанию детский фольклор. В нем переплелись педагогические рекомендации, советы, запреты с общими утверждениями о природе человека, общества, что является характерным для ряда проявлений народной педагогической культуры. Здесь представлены юмах - сказки, ваттисем сгмахе - пословицы, каларгш - поговорки, сут-малли юмах - загадки, колыбельные песни, пес-тушки, потешки, прибаутки.

Фольклорные произведения чувашского народа являются богатейшей сокровищницей педагогического наследия. Каждое из них эмоцио-нально-образными средствами способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка и на этой основе способствует его развитию и социализации в среде взрослых и детей. Направленность чувашского детского фольклора на детей разного возраста, учет этнической специфики обусловливает его применение в качестве средства воспитания вообще, национального, в частности, так как он «обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета» [5, с. 307].

Значимость чувашского устного детского фольклора как воспитательного средства состоит в том, что, как и другие средства народной педагогики, он формирует ценностные представ-

136

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© С.В. Иванова, 2009

ления и самооценку личности «ненасильственным», естественным путем.

Чувашский детский фольклор изначально природосообразен. Он, представляющий собой свод духовных ценностей и являющийся определенной средой жизни ребенка, оказывает огромное влияние на воспитание природосообразной, культуросообразной, творческой личности, а также устанавливает педагогическую преемственность между разными этапами развития, позволяет эффективно реализовать преемственность семейного, дошкольного и школьного воспитания.

Психологи указывают на то, что чем младше ребенок, тем он более природно тяготеет к фольклору, поэтому использование педагогического потенциала чувашского детского фольклора в дошкольном возрасте является чрезвычайно важным средством воспитания. Именно фольклор на родном языке способствует тому, что у ребенка к началу учебы в школе уже будет складываться определенный этнически окрашенный культурный опыт, на который он сможет опираться при изучении художественно-эстетических дисциплин. Совершенствование этих знаний даст ребенку возможность лучше ориентироваться в культуре своего народа, на основе которой ему будет легче постигать закономерности искусства, включающего в себя национальные и общечеловеческие ценности. Нельзя не учитывать и то, что детское восприятие культурных ценностей опирается на собственный опыт самих детей, поэтому способствует успешному формированию таких значимых качеств личности человека, как доброта, уважение к старшим, родителям, дружелюбное отношение к культурам других народов, честность, отзывчивость, бережное отношение к природе и ко всему живому на Земле.

Колыбельная песня - гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов - всегда отражала оптимальное для каждого возраста соотношение воздействий, необходимых для нормального физического, психического и умственного развития ребенка. Она была рассчитана на целостное, гармоническое восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражителей, «нанизанных» на некий единый ритм. В колыбельной песне отражался и мир матери - ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка. Выступая одним из выражений неделимого природного единства матери и ребенка, колыбельная песня стала не только средством раз-

вития и воспитания ребенка, но «психической разрядки» женщины, которая находила в этих несложных напевах выход своим чувствам

В процессе ознакомления с колыбельными песнями необходимо помнить, что во многих колыбельных песнях разных народов перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ребенку задается структура социального пространства, в котором он находит свое место, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими, со старшими. При этом закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка.

Так, когда малыш просыпается, мама ласковым голосом рассказывает ему пестушки и потешки. Пестушки и потешки - это короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, подбрасывание, щекотание), в них ребенок воспринимает материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение. Например, чувашские матери высказывают пожелание: «Будь большим -при каждом подтягивании по пяди прибавляй в росте». Именно пестушки и потешки помогают установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучают языку и мелодике, дают первые представления о реалиях окружающей действительности [3, с. 58].

Известна особая форма прибауток, в которых непременным элементом являются благопоже-лания, они встречаются в банных прибаутках чувашского народа. Вода для многих народов всегда считалась некой очистительной силой, дающей жизнеутверждающую энергию. Например: Стань чистым, стань добрым, Большим стань и крепким.

Прочнее станут твои ноги. Пусть сильнее станут твои руки,

Пусть твое лицо очистится, Стань умным, стань молодцом.

Тело твое очистится,

Прибаутки нацеливают маленького ребенка на здоровую, безболезненную жизнь: без горестей, без страха, без сомнений. В формах благопо-желаний дается установка доброты, здоровья,

красоты, становления будущей личности.

Таким образом, колыбельные песни, пестуш-ки, потешки, прибаутки, благопожелания необходимо преемственно использовать в воспитании дошкольников и младших школьников. Они помогают комплексно и целенаправленно воздействовать на воспитание ребенка, формировать его восприятие и память.

По мере взросления ребенка его словарный запас расширяется, и потребности слушания средств детского фольклора должны преемственно усложняться. Так, 6-7 летний ребенок нуждается в более усложненных и видоизмененных формах - сказках, пословицах, поговорках.

Важнейшим средством этнопедагогики, яркой формулой остроты народного слова являются пословицы, которые у чувашей именуются «ват-тисем сгмахесем», что означает «поучение старцев». Педагогическая ценность пословиц состоит в том, что в них содержится народная мораль -свод правил, передаваемый из поколения в поколение, уточняясь и обогащаясь. Чувашские пословицы прославляют ум, смекалку человека, они возвышают человека. В них находит отражение национальная история и общественный строй, быт и мировоззрение. Особенно ценным является то, что в пословицах содержится много практического образовательного материала: житейские советы, пожелания в труде, приметы и другие традиционные формы советов, осуждений, благопожеланий и т.п.: «Зынна усал тгвакан зын хгй те усал курать» - «Кто чинит людям зло, тому самому зла не миновать». В пословицах чувашский народ воспевает величие и высокое значение труда, в котором проявляются творческие силы, способности человека, рождаются ценные моральные качества: «Учась работай, работая учись».

В пословицах проявляется народный ум, а конечной целью пословиц является воспитание:

Веренни мулран хаклг теззе. Учение дороже богатства.

Асатте кил хушши тытать, Отец порядок во дворе держит,

асанне - пурт гшши. - мать - тепло в доме.

Поговорка-это образный, выразительный по своей форме элемент суждения. Главная роль поговорок в формировании традиционной культуры - придать разговорной речи красочность, образность, эмоциональность, расширить словарный запас речи, развить мышление и т.д. В

них опосредованно звучат поучение, назидание, советы, они уже самой природой воспитательны.

Самым привлекательным и наиболее действенным средством воспитания на самых ранних этапах детского развития являются сказки. В .А-. Сухомлинский, отмечая уникальность воздействия сказки на чувства и сознание детей, в дальнейшем формирующей характер, писал: «Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ» [6, с. 166]. В сказке лучше, чем в каком-либо жанре устного народного творчества, выражается народная философия со всеми ее национальными особенностями. Поэтому сказка является одним из самых эффективных педагогических средств. В ней дети слышат поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку. Общеизвестно, что любая сказка несет в себе «нравственный урок», закладывает в душе и в сознании ребенка моральные нормы, установки, помогает маленькому слушателю понять, что хорошо, а что плохо, синтезируя все средства приобщения детей к прекрасному.

К широко распространенным в чувашском народе волшебным сказкам относятся: «Юман-паттгр» (Дуб-богатырь), «Зил ачисем» (Дети ветра), «Асамзг» (Волшебник) и др. В них говорится о поединках силачей-батыров с многоголовыми змеями, о хитроумных и злых кознях колдунов и чародеев. О традиционной национальной одежде и пище чувашского народа дети узнают из таких сказок, как «Лиса-плясунья», «Пажалу» (Лепешка), «Разборчивая невеста». Так, сказка «Пажалу» рассказывает, как чуваши варят пиво (сгра) и пекут лепешки (икерче). При изучении произведений «Лиса-плясунья» и «Разборчивая невеста» дети знакомятся с чувашским национальным костюмом (хушпу, тухья, хер кепи - девичье платье, ама - нагрудные украшения, масмак - налобная повязка и др.).

Увлекательность сюжета, образность и забавность являются такими особенностями сказок, которые усиливают их эффективность как средства эстетического воспитания. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому можно сказать, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их вни-

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

мания.

Важная роль в воспитании подрастающего поколения на национальных традициях отводится загадкам, которые распространены с глубокой древности как своеобразное состязание в сообразительности, как игра для ума: «Хгй перре зез -петем яла гс парать. - Сам только один, а всю древнюю уму учит» (Шкул - школа); Печек пичи пузне зеклейме. — Маленький братец не сможет голову поднять» (Зер зырли - Земляника). Загадки у чуваш называются трояко: кеске юмах (короткая сказка), тупмалли юмах (сказка с отгадыванием) или сутмалли юмах (сказка с посулом «продать»). Чаще всего употребляется термин «тупмалли юмах». Он наиболее точно передает сущность этих коротеньких, в большинстве своем метафорических произведений, требующих найти (туп, тупма, тупас) ответ на замысловатый вопрос или определить иносказательно описанный предмет.

Загадка заставляет ребенка глубже вникать в суть обозначений мира, проявленных предметов и явлений, увеличивает потенциальный дар воображения. Загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они воздействуют на развитие мышления детей, вырабатывают способность размышлять о явлениях природы, окружающих человека предметах.

Таким образом, чувашский устный детский фольклор, обладая мощным педагогическим потенциалом, является серьезной основой для формирования национального самосознания, эффективным средством в поиске путей взаимодействия и понимания между различными народами. В современных условиях есть все предпосылки, чтобы чувашский устный детский фольклор в полной мере служил педагогическим средством в воспитании личности ребенка. Для этого необходимо сделать все, чтобы бесценные народные творения были максимально полно собраны, бережно изданы, всесторонне изучены и введены в образовательной процесс начальной школы.

Библиографический список

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учеб.-М.: Высш. шк., 2001.-726 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. -М.: Пресс-сервис, 1997. —441 с.

3. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2002. - 320 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1965.-132 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.