Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ УМЕНИЙ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ КАРТ В.Я. ПРОППА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ УМЕНИЙ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ КАРТ В.Я. ПРОППА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ / УМЕНИЕ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования у детей седьмого года жизни умений сочинять сказки посредством крат В.Я. Проппа. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность творческого рассказывания, определены особенности формирования умений творческого рассказывания у детей седьмого года жизни, обоснованы педагогические условия формирования умений сочинять сказки у детей седьмого года жизни посредством карт В.Я. Проппа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE OF THE ABILITY TO COMPOSE FAIRY TALES THROUGH V.Y. PROPP'S CARDS

The article is devoted to the current problem of the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life by means of V.Ya. Propp's short stories. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept and essence of creative storytelling, defines the features of the formation of creative storytelling skills in children of the seventh year of life, substantiates the pedagogical conditions for the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life through V.Ya. Propp cards.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ УМЕНИЙ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ КАРТ В.Я. ПРОППА»

дополнительных частей предложения (например, дети называли только главные члены предложения или одно из главных членов предложения с определением или дополнением), что нарушало целостную картину предложения.

Выводы. На основании констатирующего эксперимента был обоснован вывод о том, что процесс развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет качественные особенности по сравнению с нормой. В речи дети с ОНР употребляли короткие, простые по структуре фразы, при построении предложений допускали ошибки, неправильно оформляли связи слов, дублировали элементы фраз.

На фоне неполноценной речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи отмечалась недостаточная устойчивость внимания, а также ограниченные возможности его распределения. Сохранна смысловая и логическая память, но значительно снижена вербальная память, запоминание затруднено. Наблюдалось отставание в развитии словесно-логического мышления, овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Исходя из анализа полученных данных, был сделан вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи становление синтаксической стороны речи имеет ряд специфических особенностей, поэтому обоснована необходимость целенаправленной логопедической работы по коррекции синтаксических нарушений. В ее основе лежат разработки исследователей и практикующих логопедов по вопросам проведения данной работы [6; 71.

Так, на занятиях по формированию связной речи у детей развиваются и закрепляются навыки речевого общения и коммуникации, дети учатся строить связные монологические высказывания и развивают навыки контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний. Также особое внимание уделяется активизации и развитию психических процессов детей, которые активно участвуют в формировании навыков устного речевого сообщения. К ним относят восприятие, внимание, воображение и мыслительные операции.

При формировании навыков построения связных развернутых высказываний дети должны усваивать нормы построения высказываний, учатся выделяться главные смысловые звенья сообщения и планировать развернутое высказывание, а также учиться правильно оформлять высказывания с точки зрения лексики и грамматики. Предложение как единица речи лежит в основе формирования связной монологической речи детей с ОНР. В предложении определяется возможность выражения, а также понимания смысла речи через связь между словами. При недоразвитии речи очень важно научить ребенка строить грамматически правильно оформленные предложения. Таким образом, совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста c общим недоразвитием речи является одной из важных психолого-педагогических задач на этапе их подготовки к школьной жизни.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Москва.: Академия, 2011. - 400 с.

2. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 7.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с.

4. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: В. Секачев, 2014. - 232 с.

5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. -М.: Академия, 2006. - 320 с.

6. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серябрикова. - СПб.: Каро, 2013. - 160 с.

7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 544 с.

8. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 56 с.

9. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 8.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

11. Шестакова Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 66-70. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ УМЕНИЙ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ ПОСРЕДСТВОМ КАРТ В.Я. ПРОППА

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования у детей седьмого года жизни умений сочинять сказки посредством крат В.Я. Проппа. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность творческого рассказывания, определены особенности формирования умений творческого рассказывания у детей седьмого года жизни, обоснованы педагогические условия формирования умений сочинять сказки у детей седьмого года жизни посредством карт В.Я. Проппа.

Ключевые слова: монологическая речь, словесное творчество, речевое творчество, творческое рассказывание, карты В.Я. Проппа, умение сочинять сказки, педагогические условия.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life by means of V.Ya. Propp's short stories. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept and essence of creative storytelling, defines the features of the formation of creative storytelling skills in children of the seventh year of life, substantiates the pedagogical conditions for the formation of the ability to compose fairy tales in children of the seventh year of life through V.Ya. Propp cards.

Keywords: monologue speech, verbal creativity, artistry of speaking, creative story-telling, game cards by V. Propp, fairy tales authoring, pedagogical conditions.

Введение. В настоящее время перед педагогами дошкольного образования продолжает оставаться актуальной задача организации эффективной образовательной работы по развитию словесного творчества детей. Возможность регулярного речевого выражения плодов воображения дошкольника как умение интуитивно трансформируется во владение литературным языком и является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшей жизни воспитанников.

В трудах психологов Л.А. Венгера [2], Л.С. Выготского [3], Ф.А. Сохина [9], а также учёных-педагогов М.М. Алексеевой [1], Л.Ю. Субботиной [10], Т.А. Ткаченко [11], О.С. Ушаковой [12], Л.Б. Фесюковой [13] и др. подчеркивается, что дошкольный возраст - это самый живой к восприятию информации и появлениям новых навыков возрастной интервал.

Это период активного развития ребёнка во всех аспектах воспитания, период становления и совершенствования всех важнейших психических процессов, таких как восприятие, мышление, воображение; это интервал, когда мотивированно формируются способности внимания, памяти, навыки связной речи. Эти процессы, исправно работающие в системе, позволят без эмоциональных потерь преодолеть процесс превращения малыша в школьника, пройти ритуал инициализации

- важную ступень в развитии полноценной личности.

Именно уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве доказывают необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка, а фундаментальной основой технологии, направленной на развитие во всех возможных проявлениях, является сказка - инструмент самый архаичный, но по-прежнему действенный даже в современном мире человечества, перегруженном информацией.

К семи годам ребенок уже имеет чёткое представление о сказке, у него уже накоплен необходимый и достаточный материал не только для продуктивного речевого творчества, но и для виртуозной работы - вариации сказок, компоновки продолжения предложенной истории, сочинения собственных оригинальных сюжетов. В своих трудах психологи Л.С. Выготский [3], Е.Л. Гончарова [4], педагоги Е.В. Котлова [5], В.Н. Макарова [6] и др. писали, что через речевое творчество ребёнок познает основы мировосприятия, учится анализировать и выражать логическую мысль, в нём закладываются нравственные и культурные ориентиры. Также важно отметить, что сенситивный период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания восприятия истины.

Методика формирования умений творческого рассказывания с помощью сочинения сказок не нова, она рассматривалась в работах признанных учёных педагогов - О.С. Ушаковой [12], Л.Б. Фесюковой [13] и др. Технологии развития воображения как ветви расширения умений творческого рассказывания описаны Л.Ю. Субботиной [10].

Изложение основного материала статьи. Владение навыком творческого рассказывания означает для дошкольника переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, и в конечном итоге максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для успешного обучения в школе.

Карты В.Я. Проппа, на наш взгляд, могут быть эффективным средством формирования умений сочинять сказки, поскольку они созданы в соответствии со структурой функциональных событий сказки. Однако в научной педагогической литературе недостаточно раскрыта методика обучения детей соблюдать во время сочинения сказки её структуру с опорой на карты В.Я. Проппа. Это позволило нам определить противоречие между большим развивающим потенциалом использования карт В.Я. Проппа для формирования умений сочинять сказки у детей седьмого года жизни и недостаточным методическим сопровождением, а также отсутствием описания педагогических условий решения данной проблемы.

Обратимся к обоснованию педагогических условий формирования умений сочинять сказки у детей седьмого года жизни посредством карт В.Я. Проппа, необходимых для успешной опытно-экспериментальной работы. Значит одно из важнейших условий продуктивной реализации нашего эксперимента - создание благоприятной речевой среды через ознакомление детей с произведениями искусства. Подход к формированию любого навыка должен быть комплексным - это непреложная истина педагогики. Если мы организовываем благоприятную среду для речевого творчества - мы делаем это не только на организованных занятиях, но и во время режимных моментов, и на прогулке.

Важность сочетания различных видов, в том числе и во время режимных моментов и форм организации деятельности

— одна из старейших идей в стратегии. Подбор правильной комбинации видов образовательной деятельности при ассоциативных связях между ними усиливает уникальность педагогической позиции и увеличивает количество возможных компромиссных решений в процессе экспериментирования со сказкой. Также важно объединение различных областей знаний, связанных одной темой, которое создается через комплексные занятия, например информативная часть (знакомство с картами) организованно перетекает в их рисование. Важно это потому, что отдельные виды деятельности оказывают влияние друг на друга, аккумулируют и оптимизируют образовательный процесс в целом.

На основании исследований В.С. Собкина, К.Н. Скобельценой и А.И. Ивановой, нами был сделан вывод, что чтение книг является доминирующим видом деятельности в совместном досуге родителей и дошкольников [8]. Названные учёные проанализировали интенсивность чтения литературных произведений родителями для своих детей и зависимость частоты чтения от возраста дошкольника. Также ими в ходе педагогического эксперимента было выявлено, что на всех этапах дошкольного возраста предпочтение детей отдается прозе отечественных авторов и их произведениям. В этом контексте сказки могут рассматриваться как основа формирования национально-культурной идентичности наших детей, а тяготение к фольклору - родовой подсознательной памятью.

В программу «От рождения до школы» включены всего три сказки из сборника А.Н. Афанасьева, который явился источником разработок В.Я. Проппа. Но в программе есть и ассимиляции, например, сказка «Гуси лебеди» равна по сюжету «Привереднице», вариация которой входит в программу. Как писал сам В.Я. Пропп: «...если материал и может быть ограничен количеством, то это не значит, что его можно выбирать по собственному усмотрению» [7].

Подбор сказок для ознакомления воспитанников с функциями - важный педагогический момент в эффективной работе над формированием навыка сочинения сказки. Щепетильный подход педагога в выборе сказок для ознакомления с картами в соответствии с интересами и потребностями воспитанников позволит осуществить плавный переход в педагогическом процессе от организованных чтений сказок педагогом к их самостоятельному сочинению. Считаем необходимым сделать акцент на коротких текстах. Так, сказка «Финист ясный сокол», как и «Царевна лягушка» и «Хаврошечка» идеально раскладываются на функции В.Я. Проппа, но время, выделенное на изучение этих произведений, чересчур велико.

Чтобы проиллюстрировать использование функций волшебных сказок быстрее и проще, достаточно использовать более компактные произведения, например, «Никита кожемяка», «Гуси лебеди» или эстонскую сказку «Каждый своё получил» (в программе в обработке М. Булатова). Ведь в наши задачи не входит тренировка разложения существующих

волшебных сказок по картам В.Я. Проппа, наша задача на простых примерах проиллюстрировать правила составления сказок, их структуру и научить придумывать собственные, короткие или длинные - на выбор ребёнка.

Также считаем необходимым упомянуть сказки, не считающиеся волшебными в соответствии с определениями В.Я. Проппа, и не входящими в сборник А.Н. Афанасьева, но раскладывающиеся по функциям: «Айога», «Цветик семицветик», «Кукушка», «Зимовье», входящие в наше приложение Б для примера нарушения правил состава мотивов в сказке.

Обозначение неограниченных возможностей эксперимента со сказкой так же является необходимым педагогическим условием в нашей работе. При анализе программы дошкольного образования «От рождения до школы» у нас возникли некоторые несоответствия. Например, в программе для старшей группы от 5 до 6 лет в разделе фольклор народов мира предлагается сказка «Три золотых волоска Деда-Всеведа», перевод с чешского Н.А. Аросьевой (из сборника сказок К. Эрбена). Возможно, это случайность, что детям такого возраста будут читать о короле, приказавшем утопить младенца и далее казнить человека по причине его несоответствия королевским меркантильным планам на дочь. Подобные произведения/страшилки даже не хочется раскладывать на составляющие функции и конечно, не будем приводить в нашей работе такие примеры, упомянули мы эту сказку лишь для обдуманного исключения её из списка предложенных программой произведений самим педагогом дошкольного образования, который прочтёт нашу работу. В.С. Собкин, К.Н. Скобельцена и А.И. Иванова акцентировали, что на седьмом году жизни литературные предпочтения дошкольников разделяются по гендерному признаку, что необходимо учесть, как педагогическое условие при последующем сочинении сказок [8].

У мальчиков любимыми героями сказок будут персонажи мужского рода - Дядя Стёпа, Мойдодыр, Малыш, Карлсен, Маугли. Для девочек - Золушка, Дюймовочка, Принцесса, Царевна и т.п. Это означает, что уже на этапе дошкольного детства гендерная идентификация в процессе социализации ребенка свидетельствует о значимости разности восприятия художественных и народных литературных произведений.

Собственная идентификация - это важный фактор, влияющий на необходимость трансляции ребенку соответствующих культурных образцов в процессе приобщения его к речевому творчеству. Важно также понимание чёткого определения результата, который мы хотим получить от ребенка. Мы хотим позитивных эмоций и достижения морально положительных результатов через правильные по нашим представлениям действия героя. Это соответствует ходу событий старых волшебных сказок - соответственно наше направление должно быть проиллюстрировано картами соответствующей визуализации. Одна из педагогических задач - добиться того, чтобы через сочинение сказок ребенок прочувствовал жизненную необходимость перемен, неизбежность сопутствующих трудностей, вероятность помощи (друга/предмета/знания), которую необходимо добыть/заслужить, существование и особенности взаимодействия с недобрыми/опасными существами, необходимость изобретения стратегии победы, необходимость бороться (даже если что-то пошло не так), неотвратимость наказания злодея и веру в счастливое окончание истории.

Есть в рассматриваемой программе для детей от 4 до 5 лет сказки про лису: «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Лиса-лапотница», обр. В. Даля и другие. Это сказки про хитрого злодея, где прибыль лиса добывает не честным трудом, да и не предлагаются ей такие варианты - не говорится в этих сказках о том, что лиса могла бы и сама что-то сделать, чтобы рыбы наловить или другое пропитание добыть. Лиса и волк - по сути два антагониста, хищники - не в их природе трудиться; такие сказки бесспорно нужны, человеку приходится сталкиваться со многими вещами и обстоятельствами в жизни, но мы бы оставили эти сказки как жизненные для ознакомления, отделим их от волшебных в нашем эксперименте. Будем учить сочинять не бытейскую жизненную мудрость, но правильный путь действий для придуманного, но без сомненья положительного и достойного героя. К.И. Чуковский считал, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу. Ведь цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В экспериментальной работе не будем исключать из списка произведения, рекомендованные для старшей группы (4-5 и 5-6 года жизни), потому как на начальном этапе работы с картами В.Я. Проппа понадобятся более упрощенные, хорошо известные детям сказки. Но мы исключим поэзию, прозу не сказочного характера и произведения для заучивания наизусть (у них другие функции, проходящие мимо нашего исследования). Делаем мы это не потому, что эти произведения невозможно разложить на функции, описанные В.Я. Проппом.

В рамках исследовательской работы не сможем уделить достойного внимания филологической гипотезе об эволюции устного фольклора к явлению письменной (авторской) культуры. Большинство произведений искусства самых разных жанров в своей структуре ориентированы на волшебную сказку, или же пользуются отдельными её элементами - запрет, путешествие героя, испытания, помогающий в чем-то предмет или знание, борьба добра со злом - все описанные функции по сути являются элементами творческого речевого конструктора. Обращаем внимание на то, что филологическое понимание сюжета не вредит и не перегружает восприятие ребенка.

Впитав, пусть даже в адаптированном виде, основы структуры волшебной сказки, он впоследствии будет легче понимать мотивы любых литературных произведений. Ознакомление детей с большинством функций сможет филологическим содержанием наполнить зону актуального развития.

Одно из важнейших педагогических условий формирования навыка творческого рассказывания - необходимость с помощью уточнений педагога научить воспринимать графический «язык» конкретного простого изображения, что даст огромные возможности по формированию эстетического восприятия иллюстраций. Е.Л. Гончарова [10] писала, что иллюстрация является своего рода вторичной информацией об окружающем мире, она призвана автором обозначить смысловые акценты в определённом контексте.

Совместное (направляемое педагогом) изготовление карт В.Я. Проппа даст дошкольнику стимул для развития в области детского изобразительного творчества, так как ребенок в своих рисунках пользуется теми же средствами, что и художник (форма, линия, цвет, композиция). Успешные пробы в простых воплощениях комических, трагических, драматических, героических, информационных иллюстрациях - хорошая почва для их личного анализа, в том числе художественного и эстетического. Более того, на этом этапе деятельности у ребёнка есть возможность подглядывать за плодами творчества сверстников, потому как результаты художественных изобретений и находок детей седьмого года жизни в процессе образовательной деятельности авторство имеют относительное.

Понимание возможности графически реализовать смысл представления, которое визуализирует характер героя, его действия, средства выразительности (мимику, например), предметы, обстановку и т.д. поможет детализировать образное понимание сюжета изобретаемой сказки.

Также важна этапность ознакомления с функциями. Не будем забывать о необходимости учитывать возрастные особенности старших дошкольников. Многие функции, выделенные В.Я. Проппом, не будут понятны на интуитивном

уровне, поэтому мы будем выделять группу основных простых функций и группу дополнительных, объяснению значения которых придется уделить особое время. Мы считаем, что начальный этап освоения структуры волшебной сказки - это 2-3 простых произведения из 5-8 функций. Следующий - 3-4 сказки из 10-15 функций, последний этап - 4-5 сказок из 15-31 функции.

Выводы. Таким образом, мы обосновали ряд педагогических условий, при соблюдении которых формирование навыков творческого рассказывания с помощью карт В.Я. Проппа у детей 7-го года жизни будет проходить более эффективно и плодотворно: сочетание в ходе экспериментальной работы различных видов и форм организации образовательной деятельности детей; плавный переход в педагогическом процессе от организованных чтений сказок педагогом к самостоятельному сочинению сказок; совместная работа детей и педагога над изготовлением карточек В.Я. Проппа для сочинения сказок; использование элементов творческого экспериментирования со сказкой; систематическое побуждение детей к выражению монологической речью результатов работы их творческого воображения.

Соблюдение этих условий требует внимательного отношения к этапности подготовки и непосредственной педагогической работе с картами В.Я. Проппа. Успешный проект сочинения собственной сказки для ребенка 7-го года жизни при наличии сформированных навыков монологической речи базируется на регулярных словесных творческих интерпретациях воплощения продуктов развитого образного мышления, являющегося мотивационным толчком композиционного и речевого оформления замысла.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления: Книга для родителей по умственному воспитанию детей / Л. Венгер, А. Венгер. - М.: Прогресс, Б. г., 1988. - 323 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.

4. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2007.

- № 1. - С. 4-11.

5. Котлова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котлова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

6. Макарова В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.

7. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - изд. 4-е. - М.: Лабиринт, 2000. - 336 с.

8. Собкин, В.С. Любимые книги современных дошкольников / В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина, А.И. Иванова. -Педагогический практикум. - 2013. - № 9.

9. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Ф.А. Сохин; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 223 с.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина.

- Ярославль: Акад. развития, 1996. - 235 с.

11. Ткаченко Т.А. Программа: «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.

12. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие / О.С. Ушакова.

- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 228 с.

13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 1996. - 45 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Раздобарина Лидия Александровна Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Якимов Игорь Анатольевич

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЫСТАВКИ, КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ И

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы выставочной деятельности и её связь с проблемами внутренней и внешней профориентации ВУЗа. В ходе исследования было выявлено, дистанционные выставки имеют большое значение как для школьников, так и для студентов. При этом не только проведение выставки играет значимую роль, но и подготовка выставки самими студентами позволяет им освоить комплекс необходимых в дальнейшей педагогической деятельности навыков. В настоящее время, в связи с пандемией, дистанционные выставки имеют особенно высокую актуальность.

Ключевые слова: выставочная деятельность, профориентация, профориентационная работа, изобразительное искусство, дистанционное образование, абитуриенты, дистанционные выставки, студенты, выставки-фестивали, видео мастер-классы.

Annоtation. The article deals with the issues of exhibition activity and its connection with the problems of internal and external vocational guidance of the university. In the course of the study, it was revealed that remote exhibitions are of great importance for both schoolchildren and students. At the same time, not only the holding of the exhibition plays a significant role, but also the preparation of the exhibition by the students themselves allows them to master the complex of skills necessary in further pedagogical activity. Currently, in connection with the pandemic, remote exhibitions have a particularly high relevance.

Keywords: exhibition activities, career guidance, career guidance work, fine arts, distance education, applicants, distance exhibitions, students, exhibitions-festivals, video workshops.

Введение. Выставочная деятельность - важнейшая составляющая в профориентационной работе среди юных художников. Значение выставок чрезвычайно важно как среди абитуриентов, так и во время обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.