Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ / ДЕТИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений творческого рассказывания детей седьмого года жизни. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье предложено теоретическое обоснование проблемы обучения творческому рассказыванию детей седьмого года жизни, описано понятие и сущность творческого рассказывания, раскрыты особенности формирования умений творческого рассказывания детей у детей седьмого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF SKILLS OF CREATIVE STORYTELLING IN CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

The article is devoted to the current problem of the formation of creative storytelling skills of children of the seventh year of life. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article offers a theoretical justification of the problem of teaching creative storytelling to children of the seventh year of life, describes the concept and essence of creative storytelling, reveals the features of the formation of children's creative storytelling skills in children of the seventh year of life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Литература:

1. Аппарович Н.И. О системе наглядных средств обучения // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 5. - С. 97-101.

2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. - 159 с.

3. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»: стандарт третьего поколения. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 254 с.

4. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 2019. - 428 с.

5. Грозян Н.Ф., Прудникова Т.И. Дидактические принципы Я.А. Коменского: принципы реализации в современной школе // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 63-66.

6. Десятов Д. Использование наглядности как средства формирования предметных компетенций учащихся на уроках истории // Научные записки ЗНУ, Серия: Педагогические науки. - 2017. - № 88. - 256 с.

7. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. - 2016. - 412 с.

8. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно- деятельностный подход. - М.: Процесс-Традиция, 2018. - 364 с.

9. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. - СПб., 2018. - 369 с.

10. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2016. - 261 с.

11. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Рамазанова Эльмира Асановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО

ГОДА ЖИЗНИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений творческого рассказывания детей седьмого года жизни. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье предложено теоретическое обоснование проблемы обучения творческому рассказыванию детей седьмого года жизни, описано понятие и сущность творческого рассказывания, раскрыты особенности формирования умений творческого рассказывания детей у детей седьмого года жизни.

Ключевые слова: дошкольник, словесное творчество, творческое рассказывание, дети седьмого года жизни.

Annotation. The article is devoted to the current problem of the formation of creative storytelling skills of children of the seventh year of life. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article offers a theoretical justification of the problem of teaching creative storytelling to children of the seventh year of life, describes the concept and essence of creative storytelling, reveals the features of the formation of children's creative storytelling skills in children of the seventh year of life.

Keywords: preschooler, verbal creativity, creative storytelling, children of the seventh year of life.

Введение. Развитая речь является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как, дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи дошкольников решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей.

В настоящее время изучению развития словесного творчества дошкольников посвящено большое количество научно-исследовательских работ. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

Т.А. Алиева [1] считает, что речь представляет собой один из самых важных компонентов человеческой деятельности, ведь без речи невозможно общение, мышление и другие процессы. Речь является творческим видом деятельности, несмотря на тему, её содержание и средства, выбираемые говорящим для выражения этого содержания.

По мнению Васьковой О.Ф. [3] речевое творчество представляет собой самостоятельный специфический вид художественного творчества.

Этот вид художественного творчества воспроизводится в речи и ярко показывает, насколько говорящий владеет языком, достаточен ли уровень его речевой компетенции, а также проявления желания и способности.

Чуковский К.И. [11] считает, что для дошкольника речевое творчество это способ решения необычной, новой для него задачи. Так как в процессе такого вид творчества он создаёт новую речевую форму, или самостоятельно приобретает новое для него знание. То есть, речевое творчество можно отнести к продуктивным видам деятельности, целью которого является создание связного, логически выстроенного текста, к примеру, загадка, рассказ, составленный по картинкам, сказка и другое. Структура речевого творчества состоит из трёх компонентов: когнитивного (познавательного); рефлексивного (аналитического); продуктивного (преобразующего).

Все эти компоненты, как считает Веснина О.А. [5], имеют тесную связь с творческой мотивацией ребёнка, в первую очередь. Отсюда возникает закономерный вывод об интересе дошкольника к продукту речевого творчества, который им создаётся.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст, входящий в сенситивный период - это время формирования и развития творческой речевой деятельности у ребёнка, который занят общением и активным познанием окружающего мира.

Детское речевое творчество выражается в следующих формах: в словотворчестве (создании детьми новых слов); в творческом рассказывании; описании произведений искусства; в поэтическом творчестве (создании собственных загадок, небылиц, стихотворных произведений); в сочинении сказок (рассказов, историй, приключений).

Находя новые слова и словосочетания, изобретая их в своей речи, дошкольник проявляет словотворчество, отражая тем самым конкретные образы, явления и картины, которые имеются в его сознании. И, несмотря на то, что новые слова, отражающие эти образы, складываются фактически на основе уже имеющегося, прошлого опыта, в тоже время они не точная копия услышанного и увиденного ребёнком, запечатлённого его опытом. Такое изменение знакомых понятий связано с работой детского воображения, которое строит новое уже из известного, преобразуя его самым творческим способом.

Словотворчество представляет собой один из этапов развития речи ребёнка дошкольного возраста, в то же время, это показатель освоения им окружающей его действительности, выражающее в изучении природы слова, предложения, текстов.

Творчество представляет деятельность, направленную на создание чего-то нового, оригинального, в процессе которого человеком проявляется воображение, реализуется собственный замысел и самостоятельно находятся средства для его воплощения. Творчество является общественной ценностью, в результате проявления творчества появляется совершено новый продукт, не известный до этого времени. В творчестве дошкольник открывает для себя ценности познания, преобразования, переживания, которые приводят к обогащению его мира и способствуют проявлению творческих качеств личности. Детское творчество представляет собой форму детской деятельности, в которой проявляет активность и самостоятельность, отходит от общеизвестных образцов и стереотипов, проводя эксперименты, изменяя мир и создавая нечто новое для других и для себя.

Словотворчество, как наиболее сложный вид творчества, служит показателем уровня развитости достаточного владения языком и речевой компетентности и, следовательно, важно рассмотреть, каким именно образом происходит её формирование и развитие в дошкольном возрасте, именно в возрасте семи лет. Кратко коснёмся процесса речевого развития и зарождения словотворчества у ребёнка дошкольного возраста до семи лет.

Первоначальные предпосылки процесса словотворчества начинаются у дошкольника ещё в раннем периоде, когда начинает формироваться осознанная речь и овладение всеми компонентами речевой системы. Как правило, это происходит в возрасте от трёх до трёх с половиной лет.

После этого, наступает следующий этап формирования словесного творчества, с пяти с половиной лет и до семи. На этом этапе ребёнок шаг за шагом осваивает словесное творчество. Он начинает проявлять речевую активность, выстраивать самостоятельные речевые конструкции, пытается отступать от привычных шаблонов, окружающих его.

В процессе речевого творчества ребёнок сосредоточен на создании нового продукта, в его речи появляются новые слова, которые могут быть подхвачены другими детьми либо он использует слова других. В возрасте семи лет, когда ребёнок уже стоит на пороге начального школьного обучения, словотворчество продолжает активно развиваться, как психическое свойство личности и позже, уже на этапе школьного обучения, оказывает существенное влияние на овладение письменной речью. Это активное развитие словесного творчества продолжается с семи и до одиннадцати лет. Такое активное развитие словотворчества, как считает Алексеева М.М. [1], именно в старшем дошкольном возрасте, к которому относятся дети семи лет, объясняется его сложностью в качестве деятельности ребёнка.

Заниматься речевым творчеством дошкольник может только в том случае, если у него накоплен достаточно большой запас знаний об окружающем его мире, который становится основой для содержания собственного словотворчества. В старшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает сложной формой связной речи, расширяется активный словарь и пополняется пассивный, позволяя ему более свободно манипулировать словесными единицами.

Дошкольники получают возможность в процессе словотворчества действовать самостоятельно, по собственному замыслу. Меняется характер воображения, которое их репродуктивного, механически воспроизводящего, переходит в творческое. Гризик Т.И. [7] считает, что старший дошкольный возраст предоставляет ребёнку уникальные возможности в области словесного творчества, что подчёркивается во многих исследованиях. Это связано с тем, что ребёнок семи лет уже способен придумывать оригинальные сюжеты в устной форме в результате или под влиянием целенаправленного обучения. В дошкольном возрасте, как начальном этапе образования ребёнка, происходит становление его личностных качеств.

Такие исследователи, как Н.А. Ветлугина [4], Чичканова Т.А. [10] и др., изучающие вопрос развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, к которым относится и способность к словесному творчеству, отмечали, что мотивация к творчеству несёт с собой и появление качеств личности, которые можно представить как характеристику творца. Это такие качества, как любознательность, творческая инициатива, художественно-творческая активность, самостоятельность, увлечённость процессом творческой деятельности, целенаправленность, эмпатия, потребность к сотрудничеству в творческой деятельности. Исследователи отмечают, что эти качества достигают определённого уровня развития только к концу старшего дошкольного возраста, то есть, к семи годам.

Т.С. Комарова [8], придерживаясь общепсихологического и личностно-деятельностного подхода, определяют структуру художественно-творческих способностей дошкольников к разным художественным видам деятельности. По их мнению, главным компонентом этих способностей являются психические познавательные процессы, необходимые для всех и специфические для конкретного художественного вида деятельности.

Также некоторые исследователи, помимо вышеуказанных компонентов, добавляют в структуру художественно-творческих способностей дошкольников личностные качества. Исследование психических процессов показывает их неразрывную связь и взаимопереходы. В тоже время, стоит отметить, что приоритетным в художественных видах деятельности является эстетическое восприятие, так как именно благодаря ему у ребёнка появляется стремление к творческим замыслам.

Как уже подчёркивалось ранее, многие исследователи указывают на взаимосвязь словотворчества и восприятия произведений художественной литературы и фольклора старшими дошкольниками. А.Е. Шибицкая [11], О.С. Ушакова [9] и другие исследователи отмечают в своих трудах особенности восприятия художественной литературы старшими дошкольниками. Так, в частности они указывают, что в этом возрасте ребёнок обладает способностью воспринимать композицию произведений, улавливать их сюжетную линию, динамику событий, отношения героев друг к другу.

О.С. Ушакова [9] в своих исследованиях зафиксировала взаимосвязь между восприятием детьми семи лет художественной литературы и словесным творчеством. Это взаимодействие происходит на основе развития поэтического слуха. Ушакова расшифровывает это понятие, как способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Также сюда автор относит способность к различению жанров, понимание их особенностей, осознание связи компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

В дошкольном возрасте уже достаточно хорошо освоены выразительные средства языка, что даёт возможность старшему дошкольнику выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации своего рассказа, сказки, загадки. Развитие речи, мышления, воображения приводит к бурному росту словесных форм воображения, тесно связанных

с развитием речи. Стоит отметить, что у детей семи лет может наряду с повышением активности словотворчества наблюдаться и спад деятельности в этом направлении.

Однако, практика показывает, что после возраста 5 лет у детей происходит спад в словотворчестве. К.И. Чуковский [11] причину этого явления видел в снижение природной чувствительности к языку, потерей лингвистической гениальности. Объясняется такой спад желанием дошкольника стать взрослым и связанное с этим стремление говорит правильно, как говорят взрослые. Подражая взрослым, ребёнок может совсем исключить из своей речи всякую словотворческую деятельность.

Дети семилетнего возраста отличаются более тонкой наблюдательностью, повышенной чуткостью к выразительным средствам языка, чем дети младшего возраста. Это проводит к большей точности речи, к повышению её образности, причём дети начинают использовать привычные, общепринятые выразительные средства. Но приводит к меньшим проявлениям словотворчества в их речи.

В результате воздействия разных причин, дети начинают стесняться своих творческих речевых проявлений и стараются избежать их в своей речи, постепенно теряя способность к словесной импровизации и экспериментам. Но этого можно избежать, если перед детьми будет ставиться коммуникативная задача, для решения которой необходимо найти новое, незнакомое слово, что будет стимулировать поисковую деятельность детей семи лет и овладению ими словотворчеством с новой стороны, как средством художественной выразительности.

Выводы. В старшем дошкольном возрасте ребёнок активно использует словотворчество в своей речи. Это объясняется тем, что к этому возрасту, дошкольники накапливают определённый опыт познания окружающего мира, они достаточно хорошо знакомы с законами языка, грамматическими правилами, у них накапливается большой запас активной лексики, развивается связная речь, а также они умеют выражать свои эмоции и впечатления. Придумывая свои оригинальные сюжеты и воплощая в них собственный замысел, дети седьмого года жизни переходят в словесном творчестве на новую ступень - от придумывания новых слов к созданию маленьких произведений в виде рассказов, стишков, сказок. Но у некоторых детей этого возраста может наблюдаться спад словесного творчества по причине стремления дошкольников к подражанию взрослым и правильному построению своей речи.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2014. - 400 с.

2. Алиева Т.А. Художественная литература для детей 5-7 лет / Т.А. Алиева, Н.Е. Васюкова. - М., 2014. - 150 с.

3. Васькова О.Ф. Сказка-терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.

4. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Ветлугина Н.А. // Художественное творчество и ребенок. - М., 2010. - С. 24- 28

5. Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О.А. Веснина // Вопросы дошкольной педагогики, 2017. - №2.1. - С. 4-6.

6. Ворошнина Л.В. Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Ворошина // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей, 2012. - № 3. -С. 31-33.

7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: методическое пособие / Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. - М., Просвещение, 2016. - 224 с.

8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 160 с.

9. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 288 с.

10. Чичканова Т.А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.А. Чиканова// Молодой ученый, 2016. - № 5.6. - С. 112-115.

11. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей / К.И. Чуковский. - М.: Педагогика, 1995. - 384 с.

12. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / А.Е. Шибицкая // Художественное творчество детей в детском саду. - М., 1974. - 180 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево), Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. В статье обоснована необходимость специального обучения педагогов общеобразовательных школ использованию различных цифровых инструментов и дистанционных образовательных технологий, эффективных в условиях инклюзивного образования. Представлены структура и основное содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, направленной на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области использования дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: особые образовательные потребности детей; особенности в развитии обучающихся с ОВЗ; дополнительная профессиональная программа; педагогическая поддержка; совершенствование компетенций педагогических работников; инклюзивное образование; дистанционные технологии.

Annotation. The article substantiates the need for special training of teachers of secondary schools to use various digital tools and distance learning technologies that are effective in inclusive education. The article presents the structure and main content of an additional professional training program aimed at improving the professional competencies of teachers in the field of using distance educational technologies in inclusive education of children with disabilities and disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.