Научная статья на тему 'Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок'

Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3205
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / SPEECH / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONNECTED SPEECH / МЕТОД / METHOD / СКАЗКА / TALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богуславская Екатерина Анатольевна

В статье анализируются методы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью сказок. Рассматриваются методики развития связной речи отечественных и зарубежных ученых в данной области исследования. Приводятся рекомендации по применению данных методов в работе педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Богуславская Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок»

Methods of development of coherent speech of preschool children by means

of fairy tales Boguslavskaia E.

Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок

Богуславская Е. А.

Богуславская Екатерина Анатольевна / Boguslavskaia Ekaterina - студент, кафедра дошкольного образования, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются методы развития связной речи детей дошкольного возраста с помощью сказок. Рассматриваются методики развития связной речи отечественных и зарубежных ученых в данной области исследования. Приводятся рекомендации по применению данных методов в работе педагогов.

Abstract: the article analyzes the methods of development of coherent speech of preschool age children through tales. The technique of coherent speech of domestic and foreign scientists in the field of research is considered. The recommendations on the use of these methods in the work of teachers are allowed.

Ключевые слова: речь, связная речь, метод, сказка. Keywords: speech, connected speech, method, tale.

Ребенок - существо активное от природы, он любит не только лишь слушать сказки, но действовать и создавать, опираясь на них. Данная способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его известного пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари [3] разработал серию игр, игровых упражнений и способов для развития речи, мышления, воображения. Одно из игровых упражнений - опорное моделирование, используя карты Проппа.

Дж. Родари отмечает, что «преимущества карт Проппа явны, каждое из них - целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка» [3]. Другими словами любая из представленных в сказке функций может помочь малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа заключается в том, что:

Наглядность и красочность их применения позволяют ребенку задерживать в памяти гораздо большее число информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок.

Представленные в картах функции считаются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и так далее, а, следовательно, у него лучше развивается абстрактное и логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают чувственную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения с ровесниками [2].

Сказка обогащает социальный и предметный навык детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, в особенности сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения масштабных нравственных противоречий, где постоянно побеждает добро.

Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Малыш выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности. Творцом оригинальных литературных произведений.

Существуют различные методики, к примеру, универсальная методология Л. Б. Фесюковой [4], развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и может помочь подготовить их к школе.

Сказки позволяют малышу в первый раз испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Большая часть авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершено справедливо утверждают следующее:

- существует немало сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, угнетение личности и другие негативные факторы. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как нелегко жилось Иванушке-дурачку и т.д.;

- сказки подаются дошкольникам недостаточно многообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах либо драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- сказки далеко не полностью используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

- с развитием глобального телевидения читать детям стали существенно меньше. Телевизор в данном поединке с книгой без усилий вышел победителем: смотреть зрелище проще и увлекательнее. Малыш чаще сидит у телевизора, нежели с книгой.

Так как сказки, точно также как и многие художественные произведения, не полностью используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л. Б. Фесюковой [4] разработана специальная универсальная схема, помогающая данный пробел устранить.

Название сказки.

Нравственный урок.

Воспитание добрых чувств.

Речевая зарядка.

Развитие мышления и воображения.

Сказка и математика.

Сказка и экология.

Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в эту схему, подобраны условно и вовсе не претендуют на полноту применения сказочных и художественных произведений [3; 1].

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия появились стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жалко колобка, хотя, что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из основных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае поговорить о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать... Это так именуемое традиционное направление работы со сказкой.

Нетрадиционно - это означает научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только лишь воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход рассказа, выдумывать разные концовки, вводить неожиданные ситуации, соединять несколько сюжетов в один и так далее.

Нетрадиционный подход дает и педагогу, и ребенку возможность уяснить, что в сказке либо в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, хотя не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все возможно сделать лучше, усовершенствовать, изменить для блага людей -должна стать творческим лозунгом для ребенка. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание только на отдельные составляющие из целой гаммы добрых чувств: либо на сопереживание, либо на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного либо отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора своей позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание поступкам и действиям героев.

Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который может помочь ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неподражаемой, необычной. Детям предлагается в первый раз отступить от стереотипов и изобрести новую сказку либо некий ее эпизод.

Трудно опровергать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, могут помочь верно, строить диалоги, оказывают влияние на развитие связной речи. Но кроме этих всех, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь чувственной, образной, красивой.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных российских и зарубежных специалистов по психологии (А. Запорожец, Л-т Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сконструировать вопрос считается одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, на протяжении дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо сложнее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, потребуется специальное обучение. В этом плане огромное значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л. Б. Фесюкова [4] предлагает применять следующие приемы:

- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и необходимо переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить довольно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Общеизвестно также, что составляющие лингвистического образования закладываются с самых

ранних лет. В связи с этим очень важно не только лишь научить ребенка устно сочинять, но и продемонстрировать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, согласно мнению Л. Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, недлинные письма [4].

И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такового общения. Берем, например, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И совместно с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, потом совместно читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко воспринимает отличительные черты устной и письменной речи, в особенности при таком постоянном своем участии.

До недавнего времени считалось, что дошкольникам трудно понять переносное значение фразеологизмов и поговорок. Но исследования Ф. Сохина и прочих авторов проявили несостоятельность данного тезиса. Чтобы посодействовать, детям уяснить идею сказки и переносный значение форм малого фольклора, Л. Б. Фесюкова предлагает к произведению выбирать фразеологизмы и пословицы и совместно с детьми обсуждать содержание любой из них, тем помогая ребенку запоминать поговорки, учиться использовать их к месту, более четко уяснять. Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, необходимо:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и вмести с этим смешное слово;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в разных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а иногда разный контекст (собачий хвост - собачий характер);

- разъяснить этимологию слова;

- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Появляется так именуемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в совокупной системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они часто сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Хотя куда полезнее вопросы поискового характера (почему, для чего, каким образом). Так же? Л. Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы...», «Хорошо - плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. Благодаря ей возможно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. При помощи сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Литература

1. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1998. С. 138.

2. Пропп В. Я. Мофология сказки М.: Изд. «Лабиринт», 2000. С. 315.

3. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

4. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство ACT», 2000. С. 464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.