Научная статья на тему 'Инновационные технологии когнитивного развития детей в процессе логопедических занятий'

Инновационные технологии когнитивного развития детей в процессе логопедических занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЬ / МНЕМОТЕХНИКА / ЛОГОПЕДИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / СOGNITIVE PROCESSES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / SPEECH / MNEMOTECHNICS / SPEECH THERAPY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёхина Юлия Валерьевна

В статье предложены технологии развития когнитивных процессов в процессе логопедических занятий. Дается в отдельных случаях исчерпывающая трактовка некоторых понятий. Доказано, что развитие данных процессов улучшает общее состояние речевых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovative technologies of cognitive development of children in speech therapy sessions

The article offered the technology development of cognitive processes during speech therapy sessions. In some cases, a comprehensive interpretation of certain concepts. It is proved that the development of these processes improves the general condition of the speech.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии когнитивного развития детей в процессе логопедических занятий»

Алёхина Юлия Валерьевна

Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова

Старший преподаватель Alekhina Yuliya Valeryevna Moscow state University the name of M.A.Sholokhov

Senior Lecturer E-Mail: slogoped@gmail.com

Дефектология, педагогика

Инновационные технологии когнитивного развития детей в процессе логопедических занятий

The Innovative technologies of cognitive development of children

in speech therapy sessions

Аннотация: В статье предложены технологии развития когнитивных процессов в процессе логопедических занятий. Дается в отдельных случаях исчерпывающая трактовка некоторых понятий. Доказано, что развитие данных процессов улучшает общее состояние речевых показателей.

Abstract: The article offered the technology development of cognitive processes during speech therapy sessions. In some cases, a comprehensive interpretation of certain concepts. It is proved that the development of these processes improves the general condition of the speech.

Ключевые слова: Когнитивные процессы, инновационные технологии, речь,

мнемотехника, логопедия, рефлексия.

Keywords: Cognitive processes, innovative technologies, speech, mnemotechnics, speech therapy, reflection.

***

Когнитивные процессы - это психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio - знание, познание, изучение, осознание). К ним относят: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, речь.

Познание человека - одна из центральных проблем всей мировой философии и педагогики. В достижении свободы и блага людей заключен смысл социально-политического и научно-технического прогрессов. Наука всегда стремится к познанию человеческих тайн. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее стержень, ориентированный на познание самого человека, будь то маленький человечек или взрослый индивидуум, исчезнут и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.

Человеческий организм самый сложный объект из всех известных человечеству на настоящий момент времени. В 60-е годы ХХ века, когда человечество увлеклось электронным моделированием и кибернетикой интеллектуальных процессов появилось представление человека в виде сложного биокомпьютера. Тогда все психические процессы, которые получилось смоделировать, назвали когнитивными. А сейчас «когнитивными» называют психические процессы, которые можно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации, где во время переработки можно разглядеть логику и рациональность, а когнитивным развитием - развитие познавательных

структур. Хотелось бы отметить, что творчество и воображение теперь относят к видами мышления, являющимся также одним из когнитивных процессов.

До сих пор даже в медицине нет понятия «болезнь организма», потому что она разделена на специализации по отдельным физиологическим системам и их органам, диагностика организма ребенка или взрослого в целом на рынке медицинских услуг практически отсутствует. Каждый врач смотрит на человеческий организм с точки зрения изученной им физиологической системы, а также основываясь на личный опыт. Вследствие этого разные врачи при одном и том же состоянии организма одни и те же симптомы интерпретируют по-разному. Именно поэтому имеющиеся у пациентов заболевания также называются по-разному. Сориентироваться в этом море заболеваний невероятно сложно. Аналогичная ситуация и в педагогике. Логопеды при диагностике нарушений у детей и наличии одних и тех же симптомов могут ставить совершенно разные диагнозы, потому что использование различной терминологии создает путаницу. Но почти при каждом звуковом нарушении параллельно нарушаются и другие когнитивные процессы.

Речь - это процесс передачи информации. Это не только внешне выраженное средство общения, это серьёзная внутренняя работа, средство мышления, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения.

Овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе и должно идти поэтапно:

• 1 младшая группа - развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь.

• 2 младшая группа - дальнейшее развитие речи, ребенок учится дожидаться очереди высказывания.

• Средняя группа - развитие речевой инициативы и самостоятельности детей в процессе общения и в монологической речи.

• Старший дошкольный возраст - выявление индивидуальных способностей ребятишек в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге.

Наблюдательность и память идут рядом друг с дружкой. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка тоже строится на его интересах!

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Мышление опирается на образы, а чем больше образов хранится в памяти, тем разнообразнее и точнее с ними можно управляться. Способность думать, размышлять, развивается в процессе накопления разнообразнейших знаний. Дети с опорой на образы памяти устанавливают причинно -следственные связи, делают выводы.

Для развития памяти очень важна наблюдательность и тренировка ассоциативного мышления! Развивая память ребятишек, мы обеспечиваем развитие всей их умственной деятельности.

1. Инновационная технология начала логопедического занятия

Структура логопедического занятия с дошкольниками практически у всех специалистов одинакова, несмотря на то, что она уже недостаточно эффективна в современное время.

За 20 минут в условиях детского сада ребенку предлагается сделать артикуляционную гимнастику, показать домашние отработки, получить новую информацию, отдохнуть от речевой нагрузки в процессе развития мелкой моторики и закрепить полученные знания.

Моё многолетнее исследование на базе различных детских учреждений доказывают, что 20 минут для успешной работы по преодолению сложных звуковых нарушений недостаточно! За это время ребенок не успевает ни расслабиться, ни должным образом настроиться на занятие, так как для ребятишек с речевыми патологиями характерно отсутствие концентрирования своего внимания или умения расслабляться. В ходе исследования выявлено, что занятие должно длиться около 30 минут. Именно за это время согласно полученным результатам можно добиться полноценной отдачи в реализации поставленных задач. Для того чтобы решить эту проблему в начале групповых или индивидуальных занятий целесообразно применять - изотерапию, в сочетании с релаксирующей музыкой определенных авторов (Р.Блаво, Корциолли/ и др.). Данная

технология заключается в предложении ребенку нарисовать всё, что ему хочется любую каляку - маляку с помощью восковых трёхгранных карандашиков.

Результат: за время рисования (5 минут) мозг в кратчайшие сроки успевает отдохнуть и дети легче поддаются логопедическому воздействию и усваивают новую информацию.

2. Инновационность в рассказывании логопедических сказок

Богатая фантазия - это именно то, что отличает детей от взрослых! В каждой детской сказке всегда существует рациональное объяснение того или иного чуда. Самое распространенное проявление фантазии - это сказка.

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно, что-нибудь воспринимая, но и опосредованно, с помощью рассказанных им сказок. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой, а игра - главный вид деятельности дошкольника!

«Сказка о пёстрой мышке».

Одним осенним днём пёстрая мышка с прекрасными белыми зубками (упр. «Заборчик») весь день бегала то туда, то сюда, собирая запас на зиму (стучим пальчиками по барабану или коробке). С неба уже стали падать красивые белые снежинки (ударяем железной палочкой по металлофону или хрустальному стаканчику). Они укрывали замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (ударяем по треугольнику или подвешенной ложке, затем раскатываем особую массу и делаем на ней пальчиками «мышиные следы»).

Мышка спряталась в свою норку, где у неё было много еды. Она грызла вкусные лесные орешки, (упр. «Орешки» +постукиваем деревянными маленькими ложечками.) Грызла зёрнышки (упр. «Стучим зубками» + проводим карандашом по деревянной расчёске) И устраивала себе из соломы тёплое гнёздышко (шуршим бумажным пакетом). Но больше всего она любила лакомиться сладкими корешками (упр. «Вкусное варенье» + проводим деревянной палочкой или карандашом по гофрированному картону).

А снаружи на землю каждый день падали пушистые снежинки и шумел ветерок (упр. «Трубочка» + дуем в горлышко бутылки). Но мышке было очень хорошо под снегом в

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

тёплой норке (ударяем железной палочкой по металлофону или стеклянному стаканчику). Она с удовольствием слушала шум ветерка (упр. «Трубочка» + дуем в горлышко бутылки) и засыпала под шелест падающих снежинок (роняем кусочки бумаги на пластиковую тарелочку).

Результат: рассказывать детям на логопедическом занятии необычную сказку, с музыкально - шумовым оформлением и использованием артикуляционных упражнений - это весело, а главное - эффективно, ведь каждый ребенок в такой сказке реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями! Звукоподражания на шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью - способствуют развитию творческой фантазии и слухового внимания, быстрая реакция на отдельные слова. Сказочноигровая деятельность формирует навыки общения, навыки сотрудничества, воспитывает добрые чувства, развивает выдержку, а самое главное - не дает малышам устать от монотонности выполнения артикуляционных поз и движений.

3. Технология ключевых рисунков

Волшебный мир дошкольного возраста - это мир образных форм сознания. В этот период ребенок овладевает сенсорными эталонами, знакомится с различными символами и знаками (схемы, таблицы). Использование обобщений позволяет ему обобщить свой опыт.

Авторитетные ученые считают, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Очень важно обучать малышей «читать» графическую аналогию - уметь обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или много образов), отражая при этом общие признаки объекта и использовать заместители.

С трудностями в запоминании слов или иной информации помогает справиться технология «КЛЮЧЕВЫХ РИСУНКОВ». Ребенку дают бумагу и цветные восковые карандашики, просят к каждому слову (или фразе) сделать рисунок, который помог бы, потом вспомнить эти слова. Четких указаний нет, затем называются, к примеру, шесть фраз:

Утро. Мальчику холодно. Девочка плачет. Мама смеется. Собака спит. Папа читает. Пора спать.

К каждому слову или фразе ребенок должен сделать рисунок (схему). Затем предлагается точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, взрослый помогает подсказкой.

На следующий день снова просим ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отмечаем, помогают ли они ему. Если он вспоминает все слова или фразы - очень хорошо! Не забываем похвалить!

Результат: в процессе игры ребенок за довольно короткий срок увеличивает свой объем памяти.

4. Технология наглядного моделирования. Мнемотехника

Технология проста и невероятно эффективна. Вначале, знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагаем малышу подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению.

Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Использование мнемотехники во время логопедических занятий, к сожалению, очень редкое явление, а жаль. Данная технология инновационных систем методов и приемов, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развивающую у детей выдумку, фантазию, умение, представить себя на месте других

Вначале формируем мотивацию! Помним, что ребятишки охотнее занимаются, если в качестве учителя Вы им нравитесь!

Обращаем внимание на свое собственное поведение! Дети обожают подражать взрослым. Создаваем своим малышам такие ситуации, выход из которых им нужно будет найти самим. Например: «Представьте, что вы превратились в холодильники. Что же теперь вам делать?»

Периодически рассказываем детям коротенькие мини-истории, пусть обдумывают их и учатся составлять более полные картины всех событий в таких рассказах.

Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяются цветные мнемодорожки. Малышам трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Обучающей информации на такой дорожке должно быть небольшое количество, что очень важно! Размер мнемотаблиц может быть различным и зависит от возраста, уровня подготовки развития:

• для младших дошкольников - 4 клетки (2х2), на 9 (3х3);

• для дошкольников среднего возраста - 9 клеток (3х3), 16 (4х4);

• для дошкольников старшего возраста - 16 клеток (4х4); 25 (5х5).

Когда звери начинают готовиться к зиме? Верно - осенью! При знакомстве, к примеру, со временем года «осень» показываем им мнемодорожку:

Обсуждаем изображения на картинке. Рассказываем, что осенью зеленые листочки меняют свой цвет (они могут стать красными, жёлтыми, коричневыми в зависимости от того в какой цвет раскрашен листик в пособии). Осенью часто идёт дождик.

Раскрасьте букву «О» красным цветом (буквы, обозначающие гласный звук всегда красные), а солнышко традиционно жёлтенькое!

Первый звук в слове «осень» - «О». Осенью солнышко нам мало светит, часто идёт дождик. Мы берём зонтик и прячемся под ним от дождя.

Рис. 1.

Рис. 2.

Также играем с мнемотаблицей (схемой, в которую заложена определенная информация).

Рассказываем по ней детям, что осенью часто идёт дождь, дует сильный ветер, который срывает с дерева листочки, а мы от дождя прячемся под дождик.

О Я г в 1 #

0

Рис. 3.

На первом этапе мы рассматриваем таблицы и разбираем что на них нарисовано.

На втором этапе мы осуществляете перекодирование информации, преобразовываем абстрактные символы в образы.

«О» - осень, _ Волк - зубами щёлк, "|Г - лес и т.д.

После перекодирования на третьем этапе, идёт пересказ сказки с опорой на символы (образы) - происходит отработка метода запоминания. Это сюжетный метод запоминания. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения!

Когда ребенок привыкнет к мнемодорожкам и мини-мнемотаблицам, переходим к рассказыванию по мнемотаблице, состоящей сначала из 6, а потом и 9 квадратов.

Рис. 4.

• Рассказываем по этой мнемотаблице про волка, зная расшифровку символов:

Ж

Рис. 5.

• Объясняем понятие «дикое животное» с помощью первого символа.

• Загадываем загадку: «На картинке спрятался дикий зверь. У него 4 ноги, тело покрыто серой шерстью, есть пасть. Он хищник, своих детёнышей выкармливает молоком. Кто это? »

Обязательно хвалим малышей, если они сразу догадываются! Вспоминаем в какой сказке встречается волк. Рассказываем её вместе, по очереди.

Результат: заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, а этот метод заметно облегчает процесс. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Таким образом, они привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе!

5. Рефлексия

Для выявления уровня осознания полученного материала в конце очень эффективно использовать рефлексивные приемы. Рефлективные механизмы лежат и в основе саморегуляции деятельности личности, в том числе деятельности учебно-познавательной. Как было показано Ж. Пиаже и Л.С. Выготским, человек в процессе своего развития интериоризирует (делает внутренними) те отношения, которые первоначально даны ему внешне как отношения между людьми (родители и ребенок, логопед и ученик). Вступая в социально-психологические отношения с другими, дети общаются и взаимодействуют с ними. Их действия направляются, регулируются и оцениваются со стороны взрослых и со стороны сверстников. Вместе с тем, дети и сами пытаются направлять, регулировать и оценивать действия других. По мере приобретения опыта такого взаимодействия они начинают осваивать эти управляющие функции и применять их по отношению к самим себе — так развиваются процессы самоориентации, саморегуляции и самооценки как внутренние (интериоризированные) процессы, позволяющие личности управлять собой и своим поведением. Овладевая рефлексивными умениями, включая их в интеллектуальный аппарат личности, «уча рефлексивно», логопед может научить рефлексии своих учеников.

Наиболее важны идеи о рефлексивном управлении «другой деятельностью» (деятельностью ученика). Главным моментом рефлексивного управления является постановка ребенка в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения высказывания: «Я не знал... - Теперь я знаю». Оценочные карты в виде домиков знаний, прекрасно помогают научиться детям, адекватно оценивать себя и других.

С психологической точки зрения, самообразование - это процесс, в котором человек выступает по отношению к себе и как «Я - ученик», и как «Я - логопед». Умение управлять собственной учебно-познавательной деятельностью возникает у ребенка по мере того, как он осознает управляющие функции логопеда и обращает их на самого себя.

Результат: перенося названные педагогические функции на самих себя, дети тем самым овладевают системой соответствующих «метакогнитивных умений»:

• диагностируют то, что уже знают, и то, что еще не знают;

• могут поставить перед собой определенную учебную задачу и продумать программу ее осуществления;

• способны регулировать процесс собственной коррекции или развития и контролировать успешность своих действий;

• могут анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;

• могут определять направления дальнейшей работы над собой.

6. Инновационная технология заключительного этапа логопедического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занятия

Любое статическое положение для ребенка не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями и повторениями. Чтобы снять ненужные напряжения некоторых мышц и предотвратить снижение эмоционального фона, не снижая при этом показателей уровня концетрации внимания, что очень важно для последующих обучающих занятий, очень эффективно заканчивать логопедическую работу релаксирующими упражнениями в сочетании с разнообразными релаксирующими тренажерами и специально подобранными музыкальными композициями. В конце занятия кроме мягких, жестких или колючих массажных мячиков можно использовать шарики су-джок, чудо-варежки, шипованные коврики и прочий инвентарь.

Данные инновационные технологии логопедического процесса дают положительный результат, не имеют аналогов использования и свидетельствует об эффективности применяемых методик, методов и приемов.

В результате у каждого ребенка:

• повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению;

• осуществляется свободное речевое общение;

• складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом;

• реализация данных технологий способствует достижению наибольшей игровой раскрепощенности и высокой творческой активности;

• повышается жизненный тонус, физическое и психическое здоровье;

• благодаря включению в коррекционную работу инновационных технологий для развития когнитивных процессов улучшается общее состояние речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновация: теория, механизм, государственное регулирование/ под ред. Ю.В. Яковца.-М.: Изд-во РАГС, 2000

2. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для

логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/

И.Н.Садовникова.- М.: ПАРАДИГМА, 2011.-279с.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.:Гуманит. Из. Центр ВЛАДОС, 1998.- 224с.

4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста/Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко.-Харьков: Фолио, 1996.- 464с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Психолог. очерк.- М.:Госиздат, 1930.- 80с.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 1999. — 352с.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка:М.: Директ-Медиа, 2008. - 848 с.

8. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.—256с.

Рецензент: Яковлева Л. В. к.п.н., доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин НОУ ВПО ИГУПИТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.