Научная статья на тему 'Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста'

Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6407
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черная В. В.

Ц ель статьи показать эффективность использования приемов мнемотехники в процессе развития памяти детей 5-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста

Черная В.В.,

педагог-психолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 79» г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Аннотация. Цель статьи - показать эффективность использования приемов мнемотехники в процессе развития памяти детей 5-7 лет.

Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Полноценное развитие мышления, восприятия, воображения, речи было бы невозможно при отсутствии процессов узнавания, сохранении и воспроизведения информации. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

В период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка. Задача взрослого - педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. (http://psylib.narod.ru/author_works/2005_10_28_diplom.html).

Ребенок дошкольного возраста в основном запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей увиденного, услышанного или тактильно ощутимого, а также знаний о предметах и понятиях происходит без специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством взрослых не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.

Первые мнемические задачи перед ребенком ставит взрослый, когда просит малыша вспомнить название определенного предмета, повторить стишок и пр. Одобрение взрослого вызывает у ребенка стремление запомнить информацию, повторить ее. Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства (повторение, перевод). Исправления, которые вносить взрослый, побуждают ребенка исправлять допускаемые при воспроизведении информации ошибки. Впоследствии возникает стремление этих ошибок не допускать. Ребенок начинает осознавать связь между моментами запоминания и воспроизведения. Растет глубина контроля за припоминанием. Появляется произвольность запоминания

(http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/viniknennya_elementiv_dovilnosti_pamyati.htm С.692).

Интеллектуализация памяти, ее осмысленность и произвольность проходит более эффективно при обучении дошкольника приемам мнемотехники.

МНЕМОТЕХНИКА - это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (Козаренко В.А. Учебник мнемотехники С. 5)

Наверное, не найдется такого человека, который бы не рисовал себе крестик «на память» или не слышал крылатые фразы: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». А ведь это как раз и есть приемы мнемотехники.

С помощью мнемотехники можно обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника способствует развитию всех свойств памяти. Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал.

Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык - последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Существует множество приемов запоминания, как для взрослых, так и для детей:

• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

• рифмизация;

• запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

• мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;

• зарисовывание слов;

• картинография;

• коллажи;

• метод Цицерона;

• буквенно-цифровой код (В. Козаренко) и другие.

Частично эти приемы описаны в различных программах, только чаще всего они не описываются как мнемотехники, а приводятся в качестве упражнений, способствующих увеличению объема памяти. Так, в программе Ю. В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» автор предлагает такие приемы как: разбивка по парам, подбор ассоциаций, мнемотаблицы и мнемодорожки, мысленное представлении предмета (Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе). Автор предлагает все вышеперечисленное в виде игр и упражнений, только с целью развития свойств памяти, тогда как использование данных упражнений как приемов мнемотехники позволит не только развить свойства памяти, но и позволит использовать способ запоминания в новых, иных для ребенка условиях. Вооружить ребенка приемами мнемотехники, значит дать ему возможность осмысленно запоминать новый материал, самостоятельно выбирать способ запоминания, логически структурировать информацию.

Обучение дошкольников приемам мнемотехники предполагает определенную последовательность действий. На первом занятии дошкольникам рассказывается история, герой которой испытывает трудности при запоминании. Детям предлагается помочь ему запомнить слова или картинки в количестве 10 штук. Количество воспроизведенных слов или картинок фиксируется. Как правило, дети запоминают 3-4 слова (картинки). Перед детьми ставится вопрос - что нужно сделать, чтобы запомнить все слова или картинки. Далее раскрывается содержание приема мнемотехники и детям предлагается проверить эффективность данного приема. Дошкольники запоминают информацию с помощью приема мнемотехники и называют слова или картинки. Результаты также фиксируются. Опыт показывает, что количество слов и картинок, названных одним ребенком, варьируется от 7 до 10 (в зависимости от возрастной группы и уровня развития самого ребенка). Дети убеждаются в эффективности приема запоминания. После воспроизведения идет уточняющий вопрос, что нам помогло так хорошо запомнить картинки (слова). Дети называют прием запоминания.

На следующих занятиях дети называют приемы запоминания, которые они уже освоили. Закрепляются знакомые приемы, изучаются новые. Когда дети знают несколько приемов мнемотехники можно предложить им самим выбрать тот способ запоминания, который они будут использовать.

Развитие памяти с помощью приемов мнемотехники начинается со средней группы, так как способность оперирования конкретными образами предметов возникают в 4-5 лет. Первые занятия с использованием приемов мнемотехники проходят во втором полугодии средней группы. В этом возрасте приемы предлагаются в виде игр и упражнений.

В средней группе используется прием подбора слов-ассоциаций. Ассоциация — это установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта и т.д. Устанавливать связи по сходству можно используя глаголы, прилагательные, существительные. На первых занятиях слово выделяется высотой голоса, интонацией. В дальнейшем акцент на словах не ставится. На последующих занятиях детям дается время самостоятельно придумать ассоциацию, не озвучивая ее вслух. Ассоциирование также можно проводить с использованием карточек различной формы, цвета и пр. (рис. 1).

циациис фигурами

Ассоциап

утка -телевизор

1

IV ^ЖГ

Рис. 1. Ассоциации с фигурами

Начиная со средней группы при запоминании можно использовать мнемоквадраты и мнемодорожки. При работе с мнемоквадратами внимание детей акцентируется на основных свойствах и признаках рассматриваемого объекта и в дальнейшем дошкольников учат самостоятельно выделять эти свойства. Важно учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем задание, изображая персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д. (рис. 2).

о

Рис. 2. Мнемоквадраты

В средней группе детям предоставляются готовые квадраты, в старшей - с детьми разбирают особенности предмета и педагог рисует квадрат. В подготовительной группе дети рисуют мнемоквадраты сами. Установка дается не на выделение отличительных черт предмета, а на запоминание. На первых занятиях детям подготовительной группы предлагается схематически зарисовать 3-5 слов. Слова обязательно должны быть знакомы детям, иметь конкретное значение. Необходимо уточнить, что не нужно прорисовывать детали, можно зарисовать часть предмета и запомнить, что именно ты нарисовал. При затруднениях показываются варианты изображения слов.

На следующем этапе дети сами предлагают варианты создания образа предмета. Количество слов увеличивается до 10 и дается установка на запоминание. На последующих занятиях количество слов достигает 25. Детям предлагаются слова, которые сложно изобразить графически (эмоции, чувства, явления, нравственные качества).

Как разноводность этого приема со средней группы можно применять мнемодорожки - дидактический материал, схему, в которую занесена определённая информация. Так, для составления рассказов можно выстроить структуру рассказа в виде картинок, которые подскажут ребенку логику и последовательность событий (рис.

3).

Мнелюдороэк&и

ш

0 * с? %

т-

Рис. 3. Мнемодорожки

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, позднее (в старшей группе) дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям (рис. 4).

М н е лю гпаб.низ ы

Щ Ш •шь

* ййг

I-----—--" ^

Рис. 4. Мнемотаблицы

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 5 этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

4 этап: Графическая зарисовка мнемотаблицы

5этап: Воспроизведение таблицы ребенком при ее показе ему. (http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/07/ispolzovanie-mnemotablitsy-v-kachestve)

В качестве еще одного приема мнемотехники можно назвать прием классификации. Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Также эффективным при запоминании приемом является деление картинок (слов) на пары, сходные по каким-либо признакам. Педагог выкладывает ряд картинок и просит детей подобрать к той или иной картинке пару. После этого дети объясняют свой выбор (почему эти картинки составили пару). Участие в процессе запоминания мышления и речи помогает дошкольнику быстрее запомнить материал и сохранить его на более длительное время. При воспроизведении материала ребенок называет одну пару картинок за другой. Запоминание слов происходит по той же схеме (рис. 5).

Селение слов на пары

рука - варежка; дом - окно; лимонад- прохлада и т.п.

Рис. 5. Деление слов на пары

Следующий прием - составление предложений. Сначала ребенку предъявляется слово или картинка, а дошкольник придумывает предложение с этим словом или изображением. Важно поощрять фантазию ребенка, пусть предложения будут как реалистичные, так и фантастические. На этапе отработки приема детям предлагается придумать как можно больше предложений. Из названных выбирается только одно предложение и озвучивается детям. После того, как дети научатся быстро составлять разнообразные (не однотипные) предложения с одним словом, можно вводить 2 (а в подготовительной группе 3-4) слова в одно предложение. Если ребенок затрудняется вспомнить слово, следует напомнить ему часть или все предложение. Слово он должен вспомнить сам. На первых занятиях детям предлагают 10 слов или картинок, впоследствии количество слов и картинок постепенно увеличивается до 25.

В подготовительной группе продолжают использоваться все ранее изученные приемы и добавляется прием составления рассказа. Рассказ составляется сначала по картинкам, затем (по усвоении этого способа), по названным словам. Важно напоминать детям, что рассказ должен быть последовательным, логичным. Как вариант усложнения можно дать задание составить рассказ с заданным героем (с заданными характеристиками персонажа - например рассказ о трусливой мышке).

Эффективность использования приемов мнемотехники дошкольниками подтверждается качественными и количественными показателями, полученными в результате проведения диагностики.

Таблица 1

Динамика развития памяти

Год Уровень Слуховая память Зрительная

развития память

памяти сентябр ь май сентябрь май

2011-2012 высокий 32% 100% 35% 100%

средний 63% 0% 37% 0%

низкий 5% 0% 28% 0%

2012-2013 высокий 39% 100% 33% 100%

средний 56% 0% 29% 0%

низкий 5% 0% 38% 0%

2013-2014 высокий 77% 100% 59% 100%

средний 33% 0% 27% 0%

низкий 0% 0% 14% 0%

Значительно увеличился объем запоминаемых слов и картинок (в среднем с первого раза ребенок запоминает 8-10 слов или картинок из 10 предложенных). Возросла скорость запоминания (нет необходимости в нескольких повторах), увеличилась точность и длительность хранения информации. Учитывая полученные результаты можно сделать вывод о важности обучения дошкольников приемам мнемотехники в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Литература

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. 2007. - С.5.

2. Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 11, 23, 26, 31, 64, 107-122.

3. Динамика развития памяти детей дошкольного возраста 3х - 4х лет. http://psylib.narod.ru/author_works/2005_10_28_diplom.html

4. Дуткевич Т.В.. Дитяча психолопя. http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/viniknennya_elementiv_dovilnosti_pamyati.htm С.692

5. Мосолкина Л.С.Использование мнемотаблицы в качестве дидактического материала.http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/07/ispolzovanie-mnemotablitsy-v-kachestve

6. http://www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/dou108/skazka_kolosok.htm

7. http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-yelementov-triz-i-rtv-v-muzykalnoi-dejatelnosti-doshkolnikov-konsultacij a-dlja-muzykalnyh-rukovoditelei.

8. http://mistergid.ru/children/metodika/19285-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.