Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕФЕКТЫ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стецюк Анжелика Геннадьевна, Сураева Ирина Геннадьевна, Улитина Ирина Михайловна

Авторы данной статьи раскрывают вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Они представляют авторский опыт работы по речевому творчеству детей средствами современных образовательных технологий, описывают конкретные методы, приемы и средства по данному направлению детской деятельности. Делятся формами работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды для активизации детской связной речи и работы с родителями. Представляют результаты своей работы по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стецюк Анжелика Геннадьевна, Сураева Ирина Геннадьевна, Улитина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The authors of this article reveal the issues of development of coherent speech of children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. They present the author's experience of working on the speech creativity of children by means of modern educational technologies, describe specific methods, techniques and tools in this area of children's activity. They share the forms of work on enriching the developing subject-spatial environment for activating children's coherent speech and working with parents. Present the results of their work on this issue.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Pedagogy

УДК 373.2

DOI 10.21661/r-552970

Стецюк А.Г., Сураева И.Г., Улитина И.М.

Создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Авторы данной статьи раскрывают вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Они представляют авторский опыт работы по речевому творчеству детей средствами современных образовательных технологий, описывают конкретные методы, приемы и средства по данному направлению детской деятельности. Делятся формами работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды для активизации детской связной речи и работы с родителями. Представляют результаты своей работы по данному вопросу.

I

Ключевые слова: речевое развитие, дошкольный возраст, дефекты речи, современные образовательные технологии, связная речь, коммуникативные навыки, речевое творчество, дидактическая игра, самостоятельная деятельность детей.

Stetsyuk A.G., Suraeva I.G., Ulitina I.M.

Creating Conditions for the Development of Coherent Speech of Senior Preschool Children

Abstract

The authors of this article reveal the issues of development of coherent speech of children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. They present the author's experience of working on the speech creativity of children by means of modern educational technologies, describe specific methods, techniques and tools in this area of children's activity. They share the forms of work on enriching the developing subject-spatial environment for activating children's coherent speech and working with parents. Present the results of their work on this issue.

I Keywords: speech development, preschool age, speech defects, modern educational technologies, coherent speech, communication skills, speech creativity, didactic play, independent activity of children.

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершения в развитии связной речи.

По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Однако, по наблюдениям современных педагогов: воспитателей, учителей начальных классов, психологов и логопедов на сегодняшний день - образная речь, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы, простые, невыразительные предложения.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка речевого развития, которой сейчас страдает около 25% детей, неусидчивость, невнимательность, снижение школьной успеваемости - все эти нарушения нуждаются в коррекции ещё в раннем возрасте, до поступления ребёнка в школу.

Педагогика

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В связи с этим перед нами стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию.

В своей педагогической практике мы используем многие современные образовательные технологии, например, такие как: «СОТЫ», «кейс - ролевое проектирование», «карусель», «дерево знаний», «корзина идей», информационные технологии, направленные в большей степени на познавательное развитие детей.

Так как работа современного педагога требует развития потенциала будущих школьников для созидательной творческой деятельности, активного использования грамотной речи, мы расширили их функции - направив конкретно на развитие связной речи и коммуникативных навыков детей, развитие речевой одарённости через повышение интереса к словотворчеству и поэтическому слову.

В ходе образовательной деятельности по речевому развитию, используя технологию «СОТЫ» мы развиваем активный словарь детей, совершенствуем умение классифицировать, побуждаем высказывать предположения и делать простейшие выводы, доказать своё мнение или мнение группы.

Также используем «панно «СОТЫ» для сочинения сказок. В ходе совместной деятельности активизируем знания детей о работе с панно о соблюдении структуры сказки, о сочинении сказки по последовательно разложенным картинкам.

Для овладения речью - доказательством мы с детьми используем и технологию «Корзина идей» - развиваем умение детей доказывать своё мнение, отстаивать мнение своей подгруппы.

Так, в игре «Рассели и докажи» дети «расселяют» положительных и отрицательных героев любой сказки в разные «домики», аргументировав свой ответ. Расставляя карточки и в ходе доказательства воспитанники используют следующие словосочетания: «я считаю, что..., я думаю, я полагаю, я уверен, я точно знаю, я утверждаю, на мой взгляд, мне кажется, моё мнение, по-моему суждению, по-моему соображению».

Особый интерес вызывает у дошкольников речевое творчество с использованием кейс технологии - ролевое проектирование, которое помогает развивать способность к решению творческой задачи: дети сочиняют сказки, употребляя при этом соответствующие средства художественной выразительности. Для этого используются следующие приемы: деление детей на подгруппы, показ видео (отрывок сказки), коллективное обсуждение увиденного, обыгрывание предполагаемой ситуации в малых подгруппах (что может произойти дальше), используя активный словарь детей, образные выражения.

Данная технология позволяет:

- развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности;

- развивать способность к решению творческой задачи: сочинению сказок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности;

- развивать умение согласовывать содержание совместной работы со сверстниками, способность управлять своим поведением на основе общепринятых норм и правил;

- побуждать к конструктивному диалогу;

- развивать умение детей соотносить результаты деятельности с поставленными задачами, проводить анализ работы в малой группе;

- воспитывать умение прислушиваться к мнению других участников группы.

Выработанные речевые умения, такие как слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать, соглашаться или возражать, обсуждать помогают детям в дальнейшем строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности.

Интерактивную технологию «карусель» мы используем в качестве помощника в развитии способности задавать и отвечать на поставленные вопросы по любой теме. Данная технология также хорошо зарекомендовала себя в формировании у детей умения выделять в представленном изображении характерные признаки, подбирать синонимичный ряд, чтобы разнообразить и увеличить количество задаваемых вопросов.

Далее работа строится на подборе вопросов о характере сказочных персонажей, их предполагаемых действиях, подборе рифм к словам и фразам. По наблюдениям за детьми, можно отметить, что у них развивается образность речи.

Неоценимый вклад в развитие у детей связной речи внесла совместная деятельность с использованием технологии «Дерево знаний». Мы используем такие игры, приёмы и упражнения как:

- игровое упражнение «составь пословицу», целью которого - закреплять знания детей о пословицах, побуждать составлять пословицы из двух частей, объединяя их по смыслу;

- игра «найди рифму, придумай стихотворение» -для совершенствования умения детей подбирать рифмы к словам, согласования существительных и местоимений с глаголами, выработке правильного темпа речи, интонации, выразительности, побуждения сочинять небольшие стихи;

- игра «придумай рассказ» на развитие диалогической речи детей, грамотного формулирования реплик, построения диалога по предложенной ситуации.

Результатом работы по данным технологиям явилась способность детей сочинять, стихотворения - как коллективные, так и персональные, в том числе составление загадок и описательных рассказов по картинам и из личного опыта.

Детское речевое творчество мы фиксируем с помощью такой формы, как книгоиздательство: оформляем

Pedagogy

книжки - малышки, журналы, газеты, совместно с родителями готовим видеопрезентации.

Также в образовательной деятельности мы используем информационные технологии: игры, материалы и презентации на развитие логического мышления и речи - доказательства, видео и фотоматериалы для составления рассказов Например, игра «Четвёртый лишний», цель которой побуждать детей выделять положительных и отрицательных героев сказок, доказывать своё мнение, выделяя разницу их характера и поступков, развивать связную речь.

Обновление подходов к реализации деятельности по развития связной речи детей способствовало обогащению развивающей предметно-пространственной среды: разработаны авторские наборы для работы по кейс-технологии; мнемотаблицы, схемы - описания к передвижной ширме; лепбуки для развития речиописа-ния, составления рассказов и стихотворений, подбора образных выражений, обогащения активного словаря детей.

Таблица 1

Изготовили дидактические игры:

Название дидактической игры Цель

«Цветные бантики» совершенствовать умения детей подбирать эпитеты, сравнения, рифмы

«Солнышко» побуждать детей перечислить все возможные признаки объекта, используя предложения из двух, трёх и более слов.

«Волшебный цветок» развивать умения детей описывать животное, предмет, явление, изображённые на картинке, узнавать объект по описанию

«Мой край родной» обогащать знания детей о Самарской области, развития связной речи детей, речи-доказательство

«Неразлучные друзья» развивать умения составлять по картинкам рассказ

«Необычные сказки» формировать умения составлять сказки

«Найди родственников» активизировать образную лексики, развивать языковое чутье, упражнять в подборе однокоренных и длинных слов.

В развитии связной речи детей, их речевого творчества активное участие принимают родители. Мы привлекаем их к совместному обсуждению, например, таких тем, как: «Почему мы участвуем в творческих конкурсах?», «Каким может быть семейное речевое творчество». Приглашаем на творческие вечера, где дети представляют мини спектакли - импровизации на ситуации, предложенные взрослыми; интерактивные выставки, когда каждый ребенок проводит презентацию персональных или семейных творческих работ. Это могут быть книжки-малышки со стихами, сказками и рассказами собственного сочинения; коллекции, поделки. Воспитанники рассказывают о возникновении идеи, процессе создания, используемых материалах, трудностях и успехах, а в заключении - передают свои чувства и эмоции от проделанной работы. Интересным стал опыт проведения экскурсий, когда во время наблюдений дети не просто делятся своими впечатлениями, но и составляют описательные загадки о природе сверстникам и взрослым.

Таким образом, родители вовлечены разными средствами в процесс развития у детей речевых умений и являются участниками семейного речевого творчества.

В ходе наблюдения за детьми в совместной и самостоятельной деятельности мы отметили, что дети стали проявлять инициативу в общении, свободно вступать в беседу друг с другом; использовать в речи художественные средства выразительности. Совместно с педагогом дошкольникам успешно удается строить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Результатом работы также являются победы детей в конкурсах речевой направленности на разных уровнях. Наши воспитанники являются неоднократными победителями конкурса сочинений областного фестиваля детского и юношеского творчества «Вифлиемская звезда»; лауреатами в номинации «Художественное слово» областного фестиваля конкурса детского и юношеского творчества «Берегиня», конкурсов стихотворений собственного сочинения.

Таким образом, использование в деятельности с детьми современных образовательных технологий для развития связной речи, создание соответствующих вариативных условий в развивающей предметно-пространственной среде, сотрудничество с родителями в вопросах формирования речевых умений воспитанников, демонстрирует успешность деятельности по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи и повышению интереса к самостоятельному речевому творчеству.

Литература

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4—6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.

2. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.

3. Гербова В. Развитие речи в детском саду.5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 с.

Педагогика_

References

1. Aleksandrova, O. V (2013). Razvitie myshleniia i rechi dlia malyshei 4-6 let. M.: Eksmo.

2. Butusova, N. N. (2012). Razvitie rechi detei pri korrektsii zvukoproiznosheniia: Uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Detstvo Press.

3. Gerbova, V (2015). Razvitie rechi v detskom sadu.5-6let. Starshaia gruppa. M.: Mozaika-Sintez.

4. Ushakova, O. S. (2015). Razvitie rechi detei 5-7 let. Programma, konsp.zaniat., metod.rekomendatsii(po FGOS), dopoln. M.: TTs Sfera.

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.