PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 373.2 DOI 10.52772/25420291_2021_2_179
Юлия Васильевна Титова, с. Ильинское Людмила Николаевна Вахрушева
г. Киров
Кольца Луллия как средство развития связной речи детей 3-4 лет
В настоящее время в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (далее ФГОС), который вступил в силу с 2014 года в дошкольном образовании, отмечается, что на этапе, когда заканчивается период дошкольного образования, дошкольнику следует хорошо овладеть устной речью, применять речевую деятельность при выражении собственных чувств, желаний и мыслей [1, с.7]. Поэтому центральной задачей речевого воспитания детей в детском саду является процесс развития связной речи детей. Исследования педагогов-практиков доказывают, что без специального обучения, самостоятельно дети не могут овладеть связной речью.
Опираясь на исследования М.М. Алексеевой, О.С. Ушаковой, мы выяснили, что дети в 3-4 года не могут самостоятельно связно и логично рассказать о том, что с ними произошло или случилось. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят, поэтому в статье рассматривается вопрос о возможности использования в работе с детьми 3-4 лет для развития связной речи дидактического пособия Кольца Луллия. Раскрывается значение пособия в развитии связной речи детей 3-4 лет, даны рекомендации по его изготовлению, а также предложены игры с пособием. Благодаря использованию в работе пособия Кольца Луллия у детей повышается интерес к речевым играм, обеспечивается всестороннее развитие личности ребенка.
Ключевые слова: связная речь, дети 3-4 лет, ТРИЗ, кольца Луллия, дидактическое пособие.
Yulia Vasilyevna Titova, Ilinskoye village Lyudmila Nikolaevna Vakhrusheva
Kirov
Lullium rings as a means of developing coherent speech in 3-4 years aged children
Currently, the Federal State Educational Standard which came into force in 2014 in preschool education, notes that at the stage when the period of preschool education ends, a preschooler should master oral speech well, use speech activity when expressing their own feelings, desires and thoughts [1, p. 7]. Therefore, the central task of speech education of children in kindergarten is the process of developing coherent speech of children. Studies of practical teachers prove that without special training, on their own, children cannot master coherent speech.
Based on the research of M. M. Alekseeva, O. S. Ushakova, we found out that children in 3-4 years cannot independently coherently and logically talk about what happened to them or happened. They can only describe the depicted objects and the actions that they produce, so the article considers the possibility of using the didactic aid of the Lullia Ring in working with 3-4 years old children for the development of coherent speech. The importance of the manual in the development of coherent speech of 3-4 years old children is revealed, recommendations for its production are given, and games with the manual are also offered. Thanks to the use of the Lullia Ring in the work of the manual, children's interest in speech games increases, and the comprehensive development of the child's personality is ensured.
Keywords: coherent speech, 3-4 years old children, TSCT (theory of solving creative tasks), Lullia rings, didactic manual.
В современной действительности ни одна деятельность человека не обходится без употребления речи, она необходима везде, в том числе и на этапе обучения в дошкольном учреждении. От того, как у ребенка будет развито умение правильно выражать свои мысли, во многом зависит его дальнейшая социализация и обучение в школе. С помощью речи дошкольник узнает окружающую действительность, выражает с помощью слов собственные мысли и желания. По мнению ученых и педагогов, Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, именно развитие связной речи определяет у дошкольника на каком уровне речевого и умственного развития он находится [4; 11]. Авторы доказывают, что организация обучения связной речи - сложный процесс, нуждающийся в специальном речевом воспитании. Опираясь на
вступивший с 1 января 2014 года ФГОС ДО, мы отмечаем, что одним из целевых ориентиров на момент завершения ребенком дошкольного образования «является овладение ребенком устной речью, а также умением выражать собственные мысли и желания, выстраивание речевых высказываний в ситуациях общения» [1].
Отметим сразу, что изучив всю предлагаемую методическую литературу по теме использования колец Луллия в детском саду, нашлось немного информации об этом, а так же везде она однообразная. Тема в дошкольной педагогике новая, и, мы предполагаем, что в дальнейшем она будет более подробно изучена. В данной статье мы исследовали возможности использования в работе с детьми 3-4 лет одного из новых дидактических пособий в развитии связной речи «Кольца Луллия». Так же дан-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
179
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ное исследование поможет педагогам более подробно изучить данное пособие, изготовить его и применить в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Ведущий метод исследования -анализ методической, научной, педагогической литературы по изучаемой теме.
Если мы обратимся к определению понятия «связная речь», то М.М Алексеева, В.И. Яшина дают следующее определение: «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание» [2, С.253]. С. Г. Щербак обращает внимание на то, что связная речь выполняет следующие функции коммуникации: информативную, при которой происходит описание событий или действий, а так же сообщение информации в формате сведений о каких - либо предметах или явлениях окружающей действительности; воздейственную, где участник убеждает в правильности каких-либо взглядов, мыслей, убеждений собеседника; эмоционально-оценочную, где лицо высказывает свою оценку какого - либо события, явления или поступка [11, С. 34].
Для развития связной речи у младших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, на сегодняшний день используется много разнообразных методик и технологий. Всем известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому прослеживается двусторонняя связь между развитием речи и игрой. С одной стороны играя, ребенок активизирует свой словарный запас и грамматический строй речи, формулирует высказывания, с другой, при обогащении речи, может совершенствоваться сама игра.
Для развития связной речи одним из средств, используемых в обучении, является использование современной инновационной технологии ТРИЗ, которая обеспечивает качественный и увлекательный процесс обучения ребенка. ТРИЗ -Теория Решения Изобретательских Задач [3, С. 24]. Применение систематизированных игр и заданий с элементами ТРИЗ технологии на занятиях и в совместной деятельности детей и педагога, позволяет стимулировать речь детей и достичь высоких результатов в ее развитии.
Рассмотрим одно из средств, которое было предложено А.А. Гин, А.В. Корзун в дошкольном учреждении - Круги Луллия или по-другому Кольца Луллия. Данное средство является опорой на изобретение Раймонда Луллия XIII века, который создал логическую машину в виде бумажных кругов [5; 6]. Простота конструкции дидактического средства позволяет использовать его в работе с детьми дошкольного возраста.
Как же должно выглядеть дидактическое пособие «Кольца Луллия», которое применяется в дошкольном учреждении для работы с детьми 3-4 лет? Е. Л. Пчелкина обращает внимание на то, что
Кольца Луллия состоят из 2 кругов разделенных на 4 сектора, которые различны по диаметру и нанизаны на стержень. Поверх последнего круга должен быть установлен ограничитель, указатель или стрелка. Отметим что стрелка (ограничитель) и круги должны свободно, независимо друг от друга двигаться. Далее на сектора должны быть расположены изображения (картинки) предметов окружающей действительности, действий и признаков, для получения разнообразных комбинаций и объединения объектов. На каждый сектор должны располагаться картинки одной группы. Суть игры с кольцами Луллия заключается в том, что дошкольник 34 лет, после того как раскрутив кольца, должен составить предложение с теми картинками, которые попадают под указатель или составить небольшой рассказ. Например, «Это мама утка. У мамы утки есть маленькие цыплята» [10, С.108].
Е.А. Попко отмечает, что игра с кольцами Луллия может состоять из двух частей:
- реальные задания, которые направлены на уточнение имеющихся у детей дошкольного возраста знаний в различных областях знаний. Рекомендуется проводить с детьми 3-4 лет. Дошкольник может выбрать понравившийся ему на первом кругу предмет или объект, а на втором самостоятельно подобрать те свойства или части, а так же явления, характерные для выбранного предмета. После окончательного выбора картинок - составить связное и развернутое высказывание.
- фантастические задания, которые направлены на упражнение детей дошкольного возраста в развитии воображения. Рекомендуется использовать с детьми старшего дошкольного возраста, так как их знания окружающей действительности намного шире и все психические процессы развиты.
В том и другом варианте игры в первую очередь обращается внимание на речевое развитие, которое является главным в процессе игры [9, С. 67].
Использование данного пособия способствует речевому развитию ребенка (обогащению словарного запаса, развитию связной речи, грамматического строя, речевого творчества); обеспечивает интеграцию всех областей знаний («Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»); позволяет обучать дошкольника в процессе игры; развивает его инициативность, самостоятельность в разнообразных видах детской деятельности; способствует социализации, общению; представляет возможность исследовать и экспериментировать. С помощью колец Луллия дети 3 -4 лет полнее воспринимают сенсорные эталоны (форму, цвет) и описывают окружающий мир, фантазируют, развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы); выявляют и самостоятельно пытаются решить проблемы, в результате чего у них развиваются все психические процессы, в том числе речь, внимание и воображение.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 180_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
PEDAGOGICAL SCIENCES
А.А. Нестеренко указывает на то, что использовать пособие можно как на НОД по развитию речи, окружающей действительности, игровой деятельности вне занятий, а так же в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности детей [7, С.56].
Приведем примеры игр по развитию связной речи детей 3-4 лет с использованием дидактического пособия «Кольца Луллия», предложенные О.А. Сергеевой [8]. Например игра «Оденься на прогулку». Цель игры - развитие связной речи детей через составление рассказа по кругам Лул-лия. Взрослый раскладывает на 2 круга время года и картинки с изображением одежды, характерной для разных времен года. Ребенок крутит первый круг и на выпавшей картинке времени года подбирает на втором кругу нужную одежду, составляя правильное высказывание и небольшой рассказ. Так же можно поменять картинки на втором кругу, положив головные уборы или обувь. В игре «Рифмуй-ка» на первый круг воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением животных, птиц, времен года и т.п. На втором кругу находятся так же предметные картинки, которые подходят по рифме с картинками первого круга (дочка-точка, мышка-шишка, коза-коса и др.). Ре-
бенок, раскручивая круг подбирает пару к выпавшей картинке, вспоминает стихотворения, придумывает с помощью воспитателя короткие стихи.
Так же в работе с детьми 3-4 лет можно использовать игру «Сочиняй-ка», целью которой является закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания. Воспитатель выкладывает различные предметные картинки на первый круг, на второй - картинки с различными действиями, признаками, явлениями природы. Ребенок, раскручивая круги, на выпавшие предметные картинки составляет предложения и сочиняет небольшой рассказ или сказку.
Таким образом, в результате анализа методической, научной, педагогической литературы, мы делаем вывод о том, что Кольца Луллия могут являться эффективным средством в развитии связной речи детей 3 -4 лет и использоваться в работе дошкольных учреждений. Благодаря использованию дидактического пособия Кольца Луллия у детей формируется умение грамотно формулировать предложения, объединяя их в небольшие рассказы или короткие стихи. Так же с его помощью дети учатся группировать предметы по признакам и систематизируются знания об окружающей действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва : Сфера, 2020. -96 с. - Текст : непосредственный.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред., пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с. -Текст : непосредственный.
3. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - Москва : Альпина Паблишер, 2020. - 404 с. - Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры : избр. психол. тр. / Л.С. Выготский. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1996. - 512 с. - Текст : непосредственный.
5. Гин, А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить / А.А. Гин. - Москва : Вита-Пресс, 2018. - 96 с. - Текст : непосредственный.
6. Корзун, А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А.В. Корзун. - Минск : Белый ветер, 2008. - 100 с. - Текст : непосредственный.
7. Нестеренко, А.А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ / А.А. Нестеренко. -Москва : Весь, 2020. - 192 с. - Текст : непосредственный.
8. Сергеева, О.А. С детьми играем - речь развиваем / О.А. Сергеева. - Текст : электронный // Открытый урок : фестиваль пед. идей. - URL: https://urok. 1 sept.ru/articles/608366 (дата обращения: 11. 12.2020).
9. Попко, Е.А. Технология творчества - ТРИЗ для дошкольников. Дополнительная общеобразовательная программа / Е.А. Попко. - Москва : Солон-пресс, 2020. - 164 с. - Текст : непосредственный.
10. Пчелкина, Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Вторая ступень / Е.Л.Пчелкина. -Москва : Солон-пресс, 2020. - 216 с. - Текст : непосредственный.
11. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи / О.С.Ушакова. - Москва : Сфера, 2019. - 288 с. - Текст : непосредственный.
12. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами : дис. ... канд. пед. наук / С.Г. Щербак. - Москва, 2011. - 170 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. Moscow: Sfera, 2020. 96 p.
2. Alekseeva M.M. Jashina V.I. Metodika razvitija rechi i obuchenija rodnomu jazyku doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. i sred., ped. ucheb. zavedenij [Methodology for the development of speech and teaching the native language of preschoolers]. Moscow: Akademija, 2000. 400 p.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021
181
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
3. Al'tshuller G.S. Najti ideju. Vvedenie v TRIZ - teoriju reshenija izobretatel'skih zadach [Find an idea. Introduction to TSCT (theory of solving creative tasks)]. Moscow: Al'pina Pablisher, 2020. 404 p.
4. Vygotskij L.S. Psihologija razvitija kak fenomen kul'tury: izbr. psihol. tr. [Developmental psychology as a cultural phenomenon]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: NPO 'MODJeK', 1996. 512 p.
5. Gin A.A. TRIZ-pedagogika. Uchim kreativno myslit' [TSCT (theory of solving creative tasks)-pedagogy. Learning to think creatively]. Moscow: Vita-Press, 2018. 96 p.
6. Korzun A.V. Veselaja didaktika: jelementy TRIZ i RTV v rabote s doshkol'nikami [Merry didactics: elements of TSCT (theory of solving creative tasks) in work with preschoolers]. Minsk: Belyj veter, 2008. 100 p.
7. Nesterenko A.A. Strana zagadok. O razvitii tvorcheskogo myshlenija detej. TRIZ-OTSM [Country of mysteries. About the development of creative thinking in children. TSCT (theory of solving creative tasks)]. Moscow: Ves', 2020. 192 p.
8. Sergeeva O.A. S det'mi igraem - rech' razvivaem [We play with children - we develop speech]. Otkrytyj urok: festival' ped. idej [Public lesson]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/608366 (Accessed 11.12.2020).
9. Popko E.A. Tehnologija tvorchestva - TRIZ dlja doshkol'nikov. Dopolnitel'naja obshheobrazovatel'naja programma [Technology of creativity - TSCT (theory of solving creative tasks) for preschoolers. Additional general education program.]. Moscow: Solon-press, 2020. 164 p.
10. Pchelkina E.L. Razvitie tvorcheskogo myshlenija. Po stupen'kam TRIZ. Vtoraja stupen' [Development of creative thinking. On the steps of TSCT (theory of solving creative tasks). Second stage.]. Moscow: Solon-press, 2020. 216 p.
11. Ushakova O.S. Oznakomlenie doshkol'nikov s literaturoj i razvitie rechi [Familiarization of preschoolers with literature and development of speech]. Moscow: Sfera, 2019. 288 p.
12. Shherbak S.G. Formirovanie ustnoj monologicheskoj rechi detej s minimal'nymi dizartricheskimi rasstrojstvami. Diss. kand. ped. nauk [Formation of oral monologue speech in children with minimal dysarthric disorders. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 2011. 170 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Ю.В. Титова, студентка 5 курса бакалавриата, направления подготовки: Педагогическое образование (профиль: «Дошкольное образование»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», село Ильинское, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4965-6241.
Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3062-1951.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Yu.V. Titova, 5th year Undergraduate Student, field of training "Pedagogical education" (profile "Preschool education"), Vyatka State University, Ilinskoye village, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4965-6241.
L.N. Vakhrusheva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00033062-1951.
УДК 371 DOI 10.52772/25420291_2021_2_182
Анна Андреевна Филин, Татьяна Васильевна Малова
г. Киров
Моделирование как средство развития у третьеклассников умения решать нестандартные задачи в кружке «За страницами учебника математики»
В статье рассматривается проблема развития у третьеклассников умения решать нестандартные задачи. Целью данной работы является выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие у третьеклассников умения решать нестандартные задачи в кружке «За страницами учебника математики» посредством моделирования. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, беседа, методы математической статистики. Основные результаты статьи: охарактеризованы умения младших школьников выделять тип задачи и способ ее решения, осуществлять знаково-символические действия; раскрыты возможности решения обучающимися занимательных логических, комбинаторных, арифметических, смекалистых задач и задач с промежутками; доказана эффективность реализации программы и рабочей тетради по развитию у третьеклассников умения решать нестандартные задачи посредством схематизированного и знакового моделирования.
Ключевые слова: занимательные логические, комбинаторные, арифметические, смекалистые задачи, умение решать нестандартные задачи, схематизированное и знаковое моделирование.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 182_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2М2-0291