СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
С.В. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
В.С. Заболотникова, студент 5 курса факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2329-2512.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
V.S. Zabolotnikova 5th year student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2329-2512.
УДК 373.2 DOI 10.52772/25420291_2021_2_163
Светлана Васильевна Савинова, Анастасия Павловна Симакова
г. Киров
Развитие умений у детей 4-5 лет задавать вопросы и отвечать на них в процессе проведения опытов и экспериментов
Представленная статья посвящена актуальной в современном дошкольном образовании проблеме овладения детьми 4-5 лет связной диалогической речью, в которую входит умение задавать вопросы и отвечать на них. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы развития умений задавать вопросы и отвечать на них у детей средней группы: выделены свойства вопросов и умения детей, связанные с ответами на них. Обосновываются педагогические условия использования детской экспериментальной деятельности в целях развития у детей умений задавать вопросы и отвечать на них: проведение опытов и экспериментов, использование проблемных ситуаций, постановка вопросов детьми и вопросы к детям на основе Технологических карт освоения детьми способов формулировки вопросов (ТРИЗ). Представлено описание педагогического эксперимента: знакомство с вопросами соответствующих детям 4-5 лет вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый), с карточкой «Задаем вопросы» по технологии ТРИЗ, решение проблемных ситуаций в процессе опытов и экспериментов, проведена оценка эффективности использования опытов и экспериментов в качестве средства развития умений задавать вопросы и отвечать на них.
Ключевые слова: дошкольный возраст, диалогическая речь, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, опыты, эксперименты.
Svetlana Vasilyevna Savinova Anastasia Pavlovna Simakova Kirov
Developing the skills of 4-5 years old children to ask questions and answer them in the process of carrying out experiments
The presented article is devoted to the problem of mastering coherent dialogical speech by 4-5 years old children which is urgent in modern preschool education which includes the ability to ask questions and answer them. The article examines the theoretical aspects of the problem of developing the ability to ask questions and answer them in children of the middle group: the properties of questions and the skills of children associated with the answers to them are highlighted. The pedagogical conditions for the use of children's experimental activities in order to develop children's skills to ask questions and answer them are substantiated: conducting experiments and experiments, using problem situations, posing questions by children and questions to children on the basis of Technological maps of how children master ways of formulating questions (Theory of inventive problem solving). The description of the pedagogical experiment is presented: acquaintance with the questions of the questions corresponding to 4-5 years old children (replenishing, descriptive, causal, evaluative, imaginary), with the card "We ask questions" according to the Theory of inventive problem solving technology, solving problem situations in the process of experiments and experiments, evaluating the effectiveness experiences and experimentation as a means of developing the ability to ask and answer questions.
Keywords: preschool age, the dialogical speech, skills to ask questions, skills to answer questions, experiments.
Введение
Диалог - это сложная форма социального взаимного контакта, которая с точки зрения М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной включает следующие группы умений, необходимых для более полного овладения этим видом речевой деятель-
ности: собственно речевые умения, умения речевого этикета, умения общаться, неречевые (невербальные) умения [1].
Дети 4-5 лет испытывают большую потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, с большим желанием восприни-
мают предложение рассказать о своих встречах на природе, о любимых животных, любимых игрушках. Они часто не могут выслушать собеседника, вследствие чего начинают говорить одновременно. В разговоре со сверстником они получают опыт равноправного общения; учатся контролировать друг друга и себя; говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Навыки ведения диалога дети 4-5 лет получают в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми, по мнению В.П. Глухова, часто бывает вызвано детскими вопросами [3]. Детские вопросы являются важным средством развития познавательной активности детей, так как постановка вопросов - это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Умение задавать вопросы и отвечать на них способствует развитию логического и критического мышления, культуры речи.
Согласно Новейшему философскому словарю, вопрос - это тип суждения, предполагающий недостаток информации о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Логическая структура любого вопроса включает: 1) базисную информацию - то, что уже известно; 2) неизвестное - то, на что направлен вопрос; 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации. [6]. Считаем важным отметить следующие свойства вопроса вопрос имеет своего адресата, направлен на достижение цели (т. е. обладает целенаправленностью), должен быть составлен грамматически правильно, при постановке используется вопросительная интонация. Умение развернуто отвечать на вопросы предполагает соответствие ответа тематике вопроса, составление полного грамматически правильного ответа.
Исследования Н.М. Путковой показывают, что в образовательной деятельности дети практически не задают вопросов воспитателю, напротив, воспитатели задают вопросы детям. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает детей в ситуацию активной мыслительной деятельности, а свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения. Установка на «регламентированную активность» сковывает активность детей, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности [7].
Ю.В. Комарова отмечает, что умение задавать вопросы и отвечать на них необходимо и детям, и самому воспитателю. Прежде всего, следует проанализировать, какие вопросы ставит перед детьми воспитатель во время деятельности. Чаще всего, преобладают вопросы репродуктивного, а не про-
блемного характера. От детей требуется лишь повторение услышанного, нет побуждения к рассуждению. Очевидно, что воспитатели испытывают затруднения в использовании вопросов для развития познавательной активности детей [4].
Проведение опытов и экспериментов позволяет объединить многие виды детской деятельности и стороны воспитания: развивает речь детей, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Часто опыт и эксперимент используют как синонимы, однако в них есть отличия. Опыт -это метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить, он может произойти спонтанно, не запланировано. Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате, он имеет целенаправленность и призван подтвердить гипотезу.
Ф.А. Сохин отмечал, что в формировании диалогической речи определенно видна тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности [9]. По мнению Л.Н. Меншиковой, главное достоинство проведения опытов и экспериментов с детьми 4-5 лет заключается в развитии речи ребенка, что обусловлено необходимостью давать отчет об увиденном, формулировать вопросы и отвечать на них [5]. В зависимости от того, что именно проводится, опыт или эксперимент, будет зависеть тип вопроса. Так как эксперимент проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, а результат заведомо неизвестен, педагог может задать детям вопросы или составить их вместе с ними только некоторых типов (восполняющего, описательного). Опыт выполняется с заранее определённым результатом, поэтому спектр вопросов гораздо шире, педагог может составить с детьми вопросы или задать их таких типов, как восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный.
Формирование осознанности способов познания идет по различным направлениям, например, формулировка вопросов - обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и определить направление своей исследовательской деятельности. Для освоения детьми 4-5 лет способов формулировки вопросов в процессе проведения опытов и экспериментов целесообразно использовать метод, основывающийся на наглядных схемах, так как в данной возрастной группе у детей преобладает наглядно-образное мышление. Это могут быть Технологические карты освоения детьми
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
способов формулировки вопросов дошкольников в рамках ТРИЗ-технологии [8]. По мнению Т.А Сидорчук, детей с 2,5 лет можно начинать учить задавать вопросы восполняющего типа (какие? какой? когда? куда?), с 3 лет вводить вопросы описательного типа (что? кто? где? как?), с 4 лет - казуального (почему? отчего? зачем?) и оценочного (что хорошо? что плохо? что правильнее?) типов, воображаемый тип вопроса (что было бы? что случилось бы?) вводить с 4,5 лет.
Исследовательская часть
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема развития умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет недостаточно изучена, что явилось основанием для проведения экспериментальной работы. Практическая часть нашего исследования состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Для чистоты эксперимента коллектив детей был разделен на две группы: контрольную - 20 человек, и экспериментальную - 23 человека.
На констатирующем этапе была проведена диагностика с целью, выявить первоначальный уровень развития умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет в контрольной и экспериментальной группах с использованием методик: «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова), «Угадай предмет» (А.И. Савенков), «Методика изучения умений вести диалог» (И.А. Бизикова). Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента дает основание говорить о недостаточном уровне развития умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию умений задавать вопросы и отвечать на них.
Для реализации формирующего эксперимента с детьми средней группы были проведены опы-
ты и эксперименты в рамках образовательных областей по образовательной программе «От рождения до школы» на темы: бумага, воздух, магнит, цвет [2]. По данным темам была составлена картотека опытов и экспериментов, включающая задания, вопросы педагога к детям, составленные с детьми вопросы, проблемные ситуации и ход опыта или эксперимента.
Опыты и эксперименты проводились во второй половине дня. По каждой теме было проведено от двух до четырех опытов или экспериментов:
- воздух - «Что в пакете?», «Игры с соломинкой», «Как сделать воздух самому?»;
- бумага - «Бумага склеивается и мнется?», «Прочность и водопроницаемость бумаги», «Что быстрее намокает?»;
- вода - «Как поднять уровень воды?», «Какие особенности у тёплой и холодной воды?», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Пар - это тоже вода»;
- цвет - «Волшебная кисточка», «Как растения могут поменять цвет?»;
- магнит - «Какие материалы притягивает магнит?», «Магниты действуют на расстоянии», «Магнит, вода и магнитное поле», «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
В рамках данных тем дети в подгруппах изучали свойства предметов, обогащали словарный запас, решали проблемные ситуации в ходе проведения опыта/эксперимента, отвечали на вопросы педагога и учились их составлять.
В таблице 1 представлены примеры опытов/экспериментов по теме «Воздух» с указанием решаемых задач; проблемных ситуаций; вопросов педагога к детям, отвечая на которые ребенок развивает умение отвечать на вопросы; и вопросов, составленных детьми на основе технологических карт освоения детьми способов формулировки вопросов.
Таблица 1
Пример проблемных ситуаций, вопросов к детям и вопросов, составленных с детьми в процессе проведения опытов и экспериментов с воздухом
Наименование опыта / экспери-мента Задачи Проблемные ситуации Вопросы к детям Вопросы, составленные детьми
Опыт «Что в пакете?» - формировать представления о воздухе, его свойствах (прозрачный, приобретает форму предмета, не имеет запаха); - знакомить детей со способом обнаружения воздуха (надувание пакета); - развивать умение задавать вопросы восполняющего типа; - развивать умение развернуто отвечать на вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений, идентификации и восполняющего типа вопроса; Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Как спасательный круг может помочь Незнайке? Вопрос о фактах и свойствах вещей и явлений: - Для чего нам нужен воздух? Вопрос идентификации - Можем ли мы увидеть воздух? Восполняющий тип вопроса - Какой температуры воздух? Восполняющий тип вопроса: - Какой воздух по весу? - Какой воздух по цвету? - Какой воздух по запаху?
- воспитывать
любознательность, интерес к
проведению опытов с пакетом и
воздухом
Опыт «Игры - формировать представления о Рыбки в море хо- Восполняющий Восполняющий
с соломин- воздухе, его свойствах (легкий, тели поиграть с тип вопроса: тип вопроса:
кой» прозрачный); пузырями, догово- - Какой воздух - Какой воздух по
- знакомить детей со способом рились, что будут по цвету? весу?
обнаружения воздуха (выдувание перекидывать их Описательный - Какие пузыри по
воздуха из трубочки в воде); друг другу, но у тип вопроса: размеру?
- развивать умение задавать них не получи- - Что выходит Описательный
вопросы восполняющего и лось. Почему? из трубочки? тип вопроса:
описательного типов; - Кто дышит - Что находится
- развивать умение развернуто воздухом? внутри пузыря?
отвечать на вопросы Каузальный тип - Как пузырь
восполняющего, описательного и вопроса: двигается в воде?
каузального типов; - Для чего
- воспитывать нужен воздух?
любознательность, интерес к
проведению опытов с пакетом и
воздухом
Эксперимент - формировать представления о На улице светило Описательный Восполняющий
«Как сделать воздухе, его свойствах (сила); яркое солнце, оно тип вопроса: тип вопроса:
воздух са- - знакомить детей со способом так грело своими - Что это такое? - Каким воздух
мому?» создания сильного и слабого лучами, что Каузальный тип может быть по
потока воздуха (при помощи Незнайке стало вопроса: силе?
самодельного веера); очень жарко. Вен- - От чего поток Описательный
- развивать умение задавать тилятор сломался. воздуха тип вопроса:
вопросы восполняющего, Что может сделать становится - Как можно
описательного и каузального Незнайка в такой сильнее? сделать поток
типов; ситуации? воздуха сильным?
- развивать умение развернуто - Как можно
отвечать на вопросы сделать поток
описательного и каузального воздуха слабым?
типов; Каузальный тип
- воспитывать вопроса:
любознательность, интерес к - Зачем нужен
проведению опыта с веер человеку?
самодельным веером и воздухом
Педагог заранее решает, вопросы каких типов дети будут задавать в процессе проведения опытов и экспериментов. В своей работе мы использовали Технологические карты освоения
Технологические карты освоения де
детьми способов формулировки вопросов по ТРИЗ-технологии (таблица 2) - для педагога и карточки «Задаем вопросы» (таблица 3) - для детей.
Таблица 2
и способов формулировки вопросов
Тип вопроса
Восполняющий Описательный Каузальный Оценочный Воображаемый
Возраст детей С 2,5 лет С 3 лет С 4 лет С 4 лет С 4,5 лет
Вопросы какие? какой? когда? куда? что? кто? где? как? почему? отчего? зачем? что хорошо? что плохо? что правильнее? что было бы? что случилось бы?
Значок вопроса О т 5 р
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 166_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
Для знакомства с карточкой «Задаем вопросы» (таблица 3), им была представлена незаполненная карточка, а также место для значка вопроса, место для картинки с изображением любого объекта, место для значка (схемы) любого признака. Далее детей ознакомили с самими значками вопроса с значком признака (цвет, запах, вес, температура и т.д.). После педагог предлагал детям пример составления (заполнение карточки «Задаем вопросы») и чтения вопроса. Затем озвучивалась проблемная ситуация, решение которой необходимо было найти в процессе проведения опыта/эксперимента, детям задавались вопросы тех типов, с которыми они уже были знакомы. Далее дети формулировали вопросы на основе карточки «Задаем вопросы». На каждом последующем опыте/эксперименте постепенно вводились
Пример заполненной карточ
описательный, каузальный, оценочный и воображаемый типы вопросов.
Алгоритм работы с карточкой «Задаем вопросы». Предложить детям посмотреть на карточку «Задаем вопросы», в таблице 3 представлен пример заполненной карточки. На глазах у детей поставить значок вопроса, проговорить этот вопрос, например, «Какой?». Выбрать любую картинку, поставить на место для картинок, например, «Воздух», выбрать значок признака, например, «Цвет». По итогу нужно «прочитать» (придумать) вопрос. Можно «прочитать» его по-разному, например: «Какой воздух по цвету?», «Воздух, ты какой по цвету?», «По цвету воздух какой?». По такому алгоритму дети составляли вопросы в процессе проведения каждого опыта и эксперимента.
Таблица 3
«Задаем вопросы» по теме «Воздух»
Значок вопроса
Условное изображение объекта опыта / экспе-_римента_
Значок (схема) признака
На протяжении всех опытов и экспериментов дети 4-5 лет составляли вопросы разных типов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый) при помощи карточки «Задаем вопросы», значка вопроса, картинки с изображением объекта и значка (схемы) признака, также отвечали на вопросы педагога, примеры вопросов представлены в таблице 2 под графой «Вопросы к детям». Использование проблемных ситуаций стимулировало поисковую активность детей и желание задавать вопросы и отвечать на них. Каждый новый опыт и эксперимент вызывал у детей множество эмоций, после чего детям хотелось обсудить проделанное, задать вопросы педагогу, чтобы больше узнать о том или ином явлении. Наибольшее количество вопросов описательного и каузального типов удалось задать детям в процессе проведения опытов, так как они предполагают подтверждение ранее известного факта, и дети заведомо знали результат. На вопросы по эксперименту некоторым детям было затруднительно отвечать, так как они не знали, что может получиться в итоге. Но эксперименты вызывали у детей больше вопросов восполняющего и описательного типов, что обусловлено незнанием того, что получится в итоге. Детям удавалось формулировать вопросы по схеме самостоятельно, читать их по-разному и выбирать из них наиболее удачный. На вопросы педа-
гога дети отвечали простым предложением, некоторые старались отвечать полным предложением. Также в процессе проведения опытов и экспериментов дошкольники постоянно разговаривали, поддерживали диалог, так как были увлечены опытно-экспериментальной деятельностью.
По итогу формирующего эксперимента дети научились самостоятельно задавать вопросы при помощи карточки «Задаем вопросы», читать их по-разному, отвечать на них. Также научились решать проблемные ситуации при помощи опыта или эксперимента.
Завершающим этапом стал контрольный эксперимент, в процессе которого была выявлена динамика развития умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет. Детям были предложены задания, аналогичные констатирующему эксперименту. Дети с радостью согласились снова пройти знакомые задания. Критерии для анализа работ остались те же. По итогам контрольного эксперимента было определено, что в контрольной группе результаты изменились незначительно: высокий уровень - 25%, средний уровень -45%, низкий уровень - 30%. В экспериментальной группе были выявлены более высокие результаты, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента: высокий уровень - 39%, средний уровень - 48%, низкий уровень - 13% (см. рис. 1).
Контрольный этап
Рис. 1. Сравнительная динамика уровней развития умений у детей 4-5 лет задавать вопросы и отвечать на них в контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ соответственно)
Заключение
Результатом проведения опытов и экспериментов с детьми 4-5 лет стало развитие умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет. Использование Технологических карт освоения детьми способов формулировки вопросов, карточки «Задаем вопросы», решение проблемных ситуаций в ходе проведения опытов и экспериментов позволяет развить у детей умение задавать вопросы:
- проявлять самостоятельность в формулировке вопроса;
- использовать вопросительную интонацию при постановке вопроса;
- формулировать вопрос логично и последовательно;
- испытывать интерес к получению ответа.
Также развить умение отвечать на вопрос:
- составлять полный и содержательный ответ на вопрос;
- придерживаться в ответе единой тематики вопроса;
- формулировать грамматически и лексически правильный ответ на вопрос.
В процессе проведения опытов и экспериментов дети научились задавать и отвечать на вопросы восполняющего, описательного, каузального, оценочного и воображаемого типов, во время проведения опытов дети задавали наибольшее количество вопросов описательного и каузального типов, а в процессе проведения экспериментов -восполняющего и описательного.
Ввиду вышеперечисленного, можно говорить о результативности проведения опытов и экспериментов с применением Технологических карт освоения детьми способов формулировки вопросов, карточки «Задаем вопросы», решение проблемных ситуаций в развитии умений задавать вопросы и отвечать на них у детей 4-5 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высших и сред. пед.учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва : Академия, 2006. - 400 с. -Текст : непосредственный.
2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 386 с. - Текст : непосредственный.
3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - Москва, 2004. - Текст : непосредственный.
4. Комарова, Ю.В. Проблема вопросительной активности старших дошкольников / Ю.В. Комарова. - Текст : непосредственный // Наука молодых : сб. науч. ст. участников XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -Арзамас, 2018. - С. 418-420.
5. Менщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность детей / Л.Н. Менщикова. - Москва : Учитель, 2009. - Текст : непосредственный.
6. Новейший философский словарь. - Москва : Книжный дом, 2003. - 623 с. - Текст : непосредственный.
7. Путкова, Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста / Н.М. Путкова. - Текст : непосредственный // Логопед. - Москва, 2005.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 168_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
8. Сидорчук, Т.А. Я познаю мир : метод. комплекс по освоению детьми способов познания / Т.А. Сидорчук. -Ульяновск : Вектор - С, 2014. - 120 с. - Текст : непосредственный.
9. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателей дет. сада / Ф.А. Сохин. -Москва : Просвещение, 1979. - 223 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Alekseeva M.M., Jashina V.I. Metodika razvitija rechi i obuchenija rodnomu jazyku doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja studentov vysshih i sred. ped.ucheb. zavedenij [Methodology for the development of speech and teaching the native language of preschoolers]. Moscow: Akademija, 2006. 400 p.
2. Veraksa N.E., Komarova T.S., Vasil'eva M.A. Ot rozhdenija do shkoly: osnovnaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [From Birth to School: Basic General Education Program for Preschool Education]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2019. 386 p.
3. Gluhov V.P. Formirovanie svjaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obshhim nedorazvitiem rechi [Formation of coherent speech of preschool children with general speech underdevelopment]. Moscow, 2004.
4. Komarova Ju.V. Problema voprositel'noj aktivnosti starshih doshkol'nikov [The problem of interrogative activity of older preschoolers]. Nauka molodyh: sb. nauch. st. uchastnikov XI Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Science of the Young]. Arzamas, 2018, pp. 418-420.
5. Menshhikova L.N. Jeksperimental'naja dejatel'nost' detej [Experimental activities of children]. Moscow: Uchitel', 2009.
6. Novejshij filosofskij slovar' [The latest philosophical dictionary]. Moscow: Knizhnyj dom, 2003. 623 p.
7. Putkova N.M. Formirovanie voprositel'nyh vyskazyvanij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Formation of interrogative statements in older preschool children]. Logoped [Speech therapist]. Moscow, 2005.
8. Sidorchuk T.A. Ja poznaju mir: metod. kompleks po osvoeniju det'mi sposobov poznanija [I get to know the world]. Ul'janovsk : Vektor - S, 2014. 120 p.
9. Sohin F.A. Razvitie rechi detej doshkol'nogo vozrasta: posobie dlja vospitatelej det. sada [Speech development in preschool children]. Moscow: Prosveshhenie, 1979. 223 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
C.B. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
А.П. Симакова, студент 5 курса направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) («Дошкольное образование», «Дополнительное образование»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0378-3840.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
A.P. Simakova, 5th year student, field of training "Pedagogical education (with two training profiles "Preschool education", "Additional education"), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00030378-3840.
УДК 372.851 Б01 10.52772/25420291_2021_2_169
Ирина Николаевна Семенова, г. Екатеринбург Светлана Анатольевна Чигвинцева
г. Первоуральск
Дифференцированный подход при формировании умения искать решение текстовой задачи на проценты
В статье иллюстрируется подход к проектированию учебных заданий для формирования у обучающихся умений решать задачи по теме «Проценты», основанный на дифференциации. В рамках выбранного подхода приведены примеры учебных и познавательных заданий для организации поиска решения задачи в процессе работы с конкретной задачей «на проценты» для учащихся пятых-шестых классов. Дифференцированные задания составлены согласно уровневой дифференциации по темпу овладения материалом и способности самостоятельно применять усвоенный материал (описанной А.Н. Капиносовым для четырех групп: высокий темп продвижения в обучении, средний темп продвижения в обучении, низкий темп продвижения в обучении, неуспевающие учащиеся) и сформулированы для каждого этапа решения задач, выделенных Д.Пойа (понять задачу, составить план, осуществить план, оглянуться назад), на языке деятельностного подхода.
Ключевые слова: задачи на проценты, дифференциация, этапы решения текстовой задачи.