УДК 373.2
Дыбина Ольга Витальевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Тольяттинского государственного университета
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация:
В статье раскрываются процесс развития познавательной активности у детей 6-7 лет и роль педагогической поддержки в нем. Рассмотрены этапы данной поддержки (мотивационный, поисковый, преобразовательный). Интерес представляют разные тактики педагогической поддержки и включение их в игры, упражнения и специально созданные ситуации. Материал обладает практическим значением, позволяет педагогам использовать творческие задания, организовывать экспериментальные опыты, побуждать детей задавать вопросы и решать проблемы. Подобная проблематика имеет многогранный характер.
Ключевые слова:
познавательная активность, педагогическая поддержка, тактики, защита, помощь, содействие и взаимодействие, исследовательская деятельность.
Dybina Olga Vitalyevna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN 6-7 YEARS CHILDREN IN THE RESEARCH PROCESS
Summary:
This article reveals the process of cognitive activity development in 6-7 years children and shows the role of pedagogical support in this process. The paper reviews the stages of this support (motivational, search, conversion stages). The different strategies of pedagogical support and their inclusion in games, exercises and specially created situations are of great interest. The material is of practical importance that allows educators to use creative tasks, organize experiments, encourage children to ask questions and solve the problems. These problems are multifaceted.
Keywords:
cognitive activity, pedagogical support, strategies, protection, help, assistance and interaction, research activities.
Развитие познавательной активности на протяжении длительного времени было и остается необходимым и важным элементом всестороннего развития ребенка. Такие авторы, как Г.И. Щукина, О.А. Холодова, О.Л. Матюшкина, А.И. Савенков, Н.У. Садыкова, Е.А. Морозова, В.В. Щетинина, множественными исследованиями закономерностей и особенностей познавательной активности детей ставят проблему познавательного развития на приоритетное место. Актуальность развития познавательной активности на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие активной, инициативной и интеллектуально развитой личности ребенка, стремящейся к познанию явлений окружающего мира и овладению способами деятельности для достижения результатов.
Ориентирование педагогов в современном образовании на улучшение личностного показателя в познавательном развитии дошкольников, повышение инициативности и самостоятельности в познании себя и окружающего мира позволяет выстроить процесс воспитания в детском саду с учетом способностей и возможностей детей. В этом плане интерес представляет педагогическая поддержка - научить ребенка старшего дошкольного возраста принимать рефлексивную позицию по отношению к личной проблеме и находить пути ее разрешения. Важно, чтобы, размышляя над причинами появления трудностей, ребенок мог выяснить следующее: каким будет результат его действий; каковы его возможности в достижении желаемого; есть ли преграды на пути и как с ними справиться; коснется ли все, что он задумал, других людей, которые имеют отношение к ситуации; и т. д.
Для реализации педагогической поддержки развития познавательной активности у детей 6-7 лет определены следующие задачи:
- создать мотивацию к применению разных способов поиска интересующей информации в процессе познавательной активности посредством исследовательской деятельности;
- побуждать проявлять инициативность и самостоятельность при познавательной активности в процессе педагогической поддержки.
Исследование включало мотивационный, поисковый и преобразовательный этапы педагогической поддержки развития познавательной активности у детей данного возраста. Рассмотрим каждую стадию.
Мотивационный этап направлен на создание мотивации у детей 6-7 лет к применению разных способов поиска информации. При этом необходимо обогатить и расширить представления дошкольников, позволяющие им понять, что есть много методов, которыми они могут воспользоваться, чтобы найти требуемые сведения и увеличить круг знаний и навыков. Процесс расширения представлений о вариантах поиска информации осуществлялся посредством бесед, опытов, экспериментов, совместной деятельности детей и взрослого.
Взрослый занимал организационно-обучающую позицию: активно привлекал детей к обнаружению новых способов нахождения информации, проводил беседы, организовывал опыты, которые способствовали расширению представлений детей о поиске тех или иных ответов и сведений [1]. На данном этапе использовались творческие задания «Где взять информацию», «Новый конец одной известной истории», «Что было до...»; мини-исследования «Откуда взялся птенец», «Яйцо изнутри», «Золотое - хорошо?» и т. д.
В частности, в игре «Кто знает больше?» детей побуждали проявлять инициативность при общении. Данная игра носит соревновательный характер, что является сильнейшим мотиватором к развитию познавательного интереса и активности. Предлагается за одну минуту назвать пять предметов заданных величины, формы или цвета, например пять прямоугольных или красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются. Творческое задание «Новый конец одной известной истории» направлено на формирование позитивного отношения к процессу познания и познавательной деятельности, развитие умения задавать вопросы.
На данном этапе важно развить у детей мотивацию к исследовательской деятельности, мы стремились показать им разные способы поиска информации. Ведущую роль в руководстве процессом занимал взрослый, заинтересовывая дошкольников и привлекая их внимание к выполняемой деятельности.
Творческое задание подразумевает работу со сказкой «Курочка Ряба». Детям сообщали, что у нее есть продолжение, уточняли у ребят, знакомы ли они с ним и хотят ли узнать о нем, попутно интересуясь, какими способами можно найти необходимую информацию («Где посмотреть?», «У кого спросить?», «Где почитать?», «Кому позвонить?»).
В ходе проведения творческого задания поддерживали инициативу детей задавать вопросы. С этой целью использовали игру «Угадай, о чем спросили», в процессе которой задавали следующие вопросы: «Что это такое?», «Чем оно отличается от других предметов?», «Чем похоже на другие явления?». Интерес представляла поддержка поиска детей возможных причин события или явления. Например, «Дети стали больше играть во дворах - почему?»; «Миша весь вечер не подходил к телевизору - что произошло?»; «Пожарный вертолет весь день кружил над лесом - что это значит?»; «Полицейский автомобиль стоял у дороги - для чего?»; «Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше - что случилось?».
Существенное значение имели организация и проведение мини-исследования «Откуда взялся птенец», целью которого являлось развитие у детей инициативности, позитивного отношения к процессу познания и познавательно-исследовательской деятельности. Как и в предыдущем задании, педагог занимал организационно-обучающую позицию. Он активно привлекал дошкольников к обнаружению новых способов нахождения информации, организовывал опыты, способствовавшие расширению кругозора, прививал умение ставить цели деятельности.
«Ребята, к нам в группу пришла посылка. Посмотрите, в ней находится интересное яйцо, а кому оно принадлежит и кто может оттуда вылупиться - неизвестно. Вы когда-нибудь видели, как цыплята появляются из яиц? Какие условия требуется соблюдать для того, чтобы это произошло? Что нам нужно сделать, чтобы узнать о них (спросить у взрослого, посмотреть в книге, провести опыт)? Вы хотите выяснить, что надо предпринять, чтобы из яиц вылупились животные? Тогда давайте разобьемся на пары и поищем информацию об условиях, необходимых для того, чтобы из яйца вылупился птенец».
После того как дети собрали данные о развитии птенцов, педагог предлагает следующее: «Ребята, давайте представим, что мы исследователи, и понаблюдаем, как разные животные, в том числе цыплята, появляются из яиц. Для этого мы возьмем яйцо "Инкубатор", вы, наверное, видели такое в магазине, и поместим его в банку с водой. Каждый час мы должны подходить к банке и смотреть, что изменилось, а для этого мы будем записывать наблюдения в журнал».
Педагог при детях погружает яйцо «Инкубатор» в теплую воду и просит их понаблюдать за ним, высказывая предположения о происходящих процессах. После того как цыпленок полностью вылупился, следует предложить ребятам обсудить, что произошло с яйцом, какие условия нужно создать для того, чтобы из яйца вылупился цыпленок, откуда берутся яйца. Дети старшего дошкольного возраста с помощью таких мини-исследований демонстрируют умение увлечь делом и интересными высказываниями других дошкольников, стимулируют появление желания у
сверстников активно стремиться к достижению результата, а также быть ведущими и ответственными за конкретный участок эксперимента.
Поисковый этап направлен на организацию совместного с ребенком поиска причин возникновения проблемы (взгляд на ситуацию со стороны). На данной стадии проводилась беседа «Где я допустил ошибки и как их можно исправить?», создавались ситуации «На месте другого человека», «На месте птичек», «Назови по-другому» и т. д.
Для развития умения видеть проблему использовали следующие методы и приемы: условное перемещение на место другого человека, живого или даже неживого объекта; наблюдение; придумывание и рисование сюжетов на одну и ту же тему (как можно больше) [2]. Кроме того, применяли упражнения «Посмотрите на мир чужими глазами»; «Продолжите рассказ» («Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Как они отнесутся к первому снегу?»); «Составьте рассказ от имени другого персонажа» («Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни»); «Составьте рассказ, используя данную концовку» (примеры концовок: «когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась», «маленький щенок приветливо вилял хвостом», «котенок сидел на дереве и громко мяукал»); «Сколько значений у предмета» (найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предмета) [3].
В процессе беседы «Где я допустил ошибки и как их можно исправить?» задавались вопросы: «Какие ошибки вы допустили?»; «Почему были ошибки?»; «Если бы вы знали об этих предметах, вы бы допустили ошибки?»; «Что надо делать, чтобы в будущем не допустить ошибки?» и т. д. При выполнении упражнений детей побуждали к осознанию ошибок и их исправлению.
Преобразовательный этап направлен на самостоятельную целенаправленную активную деятельность детей. На этой стадии задачей педагога являются всяческое одобрение действий дошкольника, стимулирование самостоятельных шагов, внимание к их успешности, поощрение инициативы и т. д. Данный этап включал проведение ребенком разных опытов: «Какой фильтр лучше использовать для очистки воды?», «Текучесть воды», «Как достать монету из воды, не замочив рук?».
Например, опыт «Какой фильтр лучше использовать для очистки воды?» направлен на проявление самостоятельности при реализации собственных возможностей в деятельности и общении. Детям предлагалось очистить воду с помощью песка, фильтровальной бумаги и кусочка ткани. Перед каждым ребенком стояло по два стаканчика с водой, в одном из которых она была мутная. Дошкольники активно включались в данную работу. Педагог занимал позицию наблюдателя. Большая часть детей самостоятельно проводили исследование, но некоторые обращались за помощью к взрослому по ходу работы.
Алина С.: «У меня ничего не получается». В данном случае педагог начал использовать тактику поддержки. Воспитатель обращал внимание девочки на то, что опыт с песком и фильтровальной бумагой она провела правильно и очень быстро. После чего Алина начала действовать самостоятельно и довела все опыты до конца.
Вова К.: «Я не могу проводить опыт, так как я прослушал задание». Воспитатель использовал тактику педагогической поддержки, которая называется «содействие». Было предложено Вове выполнять то, что он помнил. «Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя». Мальчик довел опыт до конца и был доволен результатом.
Петя К.: «У меня не получится, ведь я этого не делал раньше». Воспитатель в данном случае оказал ребенку педагогическую поддержку с помощью той же тактики содействия. «Петя, вчера ты очень хорошо справился с подобным опытом, ты сделал все правильно и помог остальным ребятам, давай успокоимся, сосредоточимся и выполним этот опыт. У тебя все получится, я в тебе уверена».
Важно предоставить детям наибольшую самостоятельность. Помощь может оказываться в случае прекращения деятельности или по просьбе дошкольника и дозироваться в зависимости от особенностей ребенка. Необходимо отметить, что именно совместное решение проблемных ситуаций, в которых требуется помощь по регуляции эмоций, мотивировало детей на поиск новых способов обретения чувства собственного достоинства. Стоит отметить, что в основе преодоления трудностей лежат эмоциональные, познавательные и индивидуальные (задатки, темперамент) процессы [4, р. 34].
При реализации каждого этапа педагогической поддержки развития познавательной активности у детей 6-7 лет использовались четыре тактики: защита, помощь, содействие и взаимодействие [5].
Защита. Педагог защищает ребенка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие, смягчает их, развивает способности избавляться от страха перед ними.
Помощь. Тактика рассчитана на то, чтобы дошкольник обязательно начал действовать. Для того чтобы он это сделал добровольно, его необходимо мотивировать. Данная тактика в основном рассчитана именно на детей, которые сами блокируют свою активность, поскольку не в состоянии преодолеть страх перед внешней оценкой.
Содействие. Кредо этой тактики - «ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя». Педагог в данном случае не работает на будущее ребенка, а создает условия для того, чтобы тот самостоятельно намечал план решений и действий и при этом осознавал значимость выбора.
Взаимодействие. Кредо данной тактики - «уважать и признавать самостоятельные проявления детей». Педагог опирается на личностно ориентированный и деятельностный подходы, что позволяет ребенку выступать как полноценный субъект собственной активности при выполнении заданий (задач). Это значит, что дети в процессе исследовательской деятельности могут самостоятельно ставить цель, следовать ей и добиваться результата. Дошкольники способны учитывать оценку взрослого, следовать ей при осуществлении действий познавательного характера.
Очевидным результатом исследования стала положительная динамика развития у детей 6-7 лет познавательной активности. Ее можно рассматривать в качестве подтверждения методически грамотного использования разных тактик, включения игр и упражнений, что нашло выражение в контрольном эксперименте. Результаты последнего показали увеличение доли детей, обладающих значительным уровнем умений осуществлять манипуляции с предметами (с 21 до 59 %), в основном высоким и средним уровнями.
Эксперимент показал, что дети стали более активны - научились ставить и воспринимать познавательную задачу, определять план действий по ее решению, применять те или иные способы решения проблемы и реализации плана действий, анализировать результаты. Изменения произошли и в деятельности воспитателей старших групп. Они заняли более инициативную позицию - побуждающую, обучающую и организующую, которая позволяет мотивировать каждого ребенка на познавательную активность.
Итоги исследования свидетельствуют о важности использования разных тактик в развитии у детей 6-7 лет познавательной активности. Таким образом, постоянная поддержка способна мобилизовать творческие силы дошкольников в познании окружающей действительности, стимулировать проявление самостоятельности в раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, а также в преобразовании познавательного опыта.
Ссылки:
1. Архипова А.А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогической поддержки их сильных и ярких сторон // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 14 ч. Ч. 2. Тамбов, 2014. С. 14-18.
2. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. № 2. С. 22-56.
3. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников : материалы курса. Лекции 5-8. М., 2007. 92 c.
4. Russ S.W. Development of Creative Processes in Children // New Directions for Child Development. 1996. No. 72. P. 31-42.
5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / ред.-сост. А.Н. Тубельский, А.О. Зверев. М., 2002. 296 с.