Научная статья на тему 'Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста'

Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
932
158
Поделиться
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Габова Ирина Анатольевна

В работе оценивается потенциал использования поисковой деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С настоящей целью была проведена исследовательская работа, построенная в три этапа с учетом степени самостоятельности детей 5-6 лет и роли взрослого.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Габова Ирина Анатольевна,

RESOURCES OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article evaluates the potential of research activities for the development of cognitive activity of senior preschool age children. The research was built in three phases according to the degree of independence of 5-6 years old children and the role of an adult in the suggested experimental direction.

Текст научной работы на тему «Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 372.2 Габова Ирина Анатольевна

преподаватель психолого-педагогических дисциплин Тольяттинского социально-педагогического колледжа

ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Gabova Irina Anatolievna

Lecturer, Psychological and Educational Disciplines Subdepartment, Togliatti College for Social and Education Sciences

RESOURCES OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация:

В работе оценивается потенциал использования поисковой деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С настоящей целью была проведена исследовательская работа, построенная в три этапа с учетом степени самостоятельности детей 5-6 лет и роли взрослого.

Ключевые слова:

активность, познавательная активность, поисковая деятельность.

Summary:

The article evaluates the potential of research activities for the development of cognitive activity of senior preschool age children. The research was built in three phases according to the degree of independence of 5-6 years old children and the role of an adult in the suggested experimental direction.

Keywords:

activity, cognitive activity, research activity, influence of research on development of cognitive activity.

Развитие познавательной активности во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Многочисленные исследования особенностей и закономерностей познавательной активности детей, проведенные Г.И. Щукиной, О.А. Холодовой, О.Л. Матюшкиной, А.И. Савенковым, Н.У. Садыковой, Е.А Морозовой, выдвинули проблему познавательного развития на приоритетное место.

В.В. Зайко трактует познавательную активность как интегративное свойство личности, порождаемое потребностями, опирающееся на устойчивый познавательный интерес и выражающийся в интенсивности изучения человеком предметов и явлений действительности с целью реализации приобретенных знаний в преобразующей деятельности.

Педагоги рассматривают познавательную активность в связи с различными видами деятельности, в том числе игровой (Н.Я. Шибанова, Ф.И. Янкович), поисковой (Н.Н. Поддьяков, О.В. Ды-бина, В.В. Щетинина), а также через связь с семьей (Е.А. Кувалдина, Н.Г. Морозова) и общение (М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова). Познавательная активность реализуется в конкретных видах деятельности и настоящем исследовании рассматривается в связи с поисковой деятельностью, которая способна мобилизовать силы детей старшего дошкольного возраста в познании окружающего мира, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей [1, с. 58].

Поисковая деятельность определяется Л.М. Маневцовой как совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач проблемного характера и предусматривающая наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей.

Использование принципа активности дошкольника и его самостоятельности в ходе обучения и воспитания представляет большой потенциал для всестороннего развития личности ребенка, его способностей. В этом возрасте можно говорить о характере поисковой деятельности, называемым Н.Н. Поддьяковым элементарным, так как ребенок находится в зависимости от взрослого и не может пока принимать самостоятельные решения. В процессе поисковой деятельности у детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выводы, преодолевать трудности и доводить начатое до конца. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник должен преодолеть определенные «интеллектуальные препятствия», для того, чтобы найти решение проблемы (А.М. Матюшин) [2, с. 10].

Исследования А.К. Матвеевой свидетельствуют о том, что ребенок дошкольного возраста удачно применяет некоторые поисковые операции для решения проблемных задач. Выделенные линии убедительно доказывают возможность формирования у дошкольников осознания элементарных причинно-следственных отношений, находящихся в основе создания и преобразования окружающего мира.

Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных изучению развития познавательной активности у детей (Д.Н. Богоявленский, А.М. Ма-тюшкин, Г.И. Щукина, А.И. Савенков, О.В. Дыбина и др.), поисковой деятельности (О.Л. Князева, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддьяков и др.), а также ряда изысканий, характеризующих воспитательную и образовательную роль сказок (К.Д. Ушинский, А.И. Никифоров, Н.М. Ведерникова и др.), вопрос о взаимосвязи влияния поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста на развитие познавательной активности в теории и практике дошкольного образования до сегодняшнего дня остается недостаточно исследованным.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 140 «Златовласка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие две группы детей старшего дошкольного по двадцать четыре ребенка в каждой. Теоретические изыскания и результаты констатирующего исследования позволили нам перейти к формирующему эксперименту, который проводился по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. За основу было взято исследование О.В. Дыбиной, работа с детьми проводилась поэтапно, с учетом изменения роли взрослого в данном процессе.

Мотивационный этап был направлен на создание мотивации у детей старшего дошкольного возраста к применению различных способов поиска интересующей информации в процессе поисковой деятельности, основанной на сказке «Курочка Ряба». Примером мероприятия данного этапа может служить педагогическая ситуация «Яйцо изнутри», целью которой являлось развитие у детей проявления инициативности в процессе деятельности.

Экспериментатору важно было создать мотивацию у детей к поисковой деятельности, показать детям, что есть различные способы поиска интересующей информации. Экспериментатор интересовался у детей, помнят ли они, что было после того, как мышка разбила золотое яйцо в сказке «Курочка Ряба». После того как дети ответили на вопрос, он говорил, что: «Дедушка с бабушкой очень горевали, когда мышка разбила золотое яичко, ведь им самим очень хотелось узнать, как оно выглядит изнутри и кто может вылупиться из него. Ребята, как нам помочь бабушке и дедушке узнать, что находится внутри яйца?» Выслушав ответы детей, экспериментатор предлагал осуществить поисковую деятельность, направленную на ознакомление детей со строением яйца.

Перед детьми ставилась цель, и было предложено найти информацию о строении яйца вместе с экспериментатором, посмотрев в литературных источниках, обсудив данный вопрос с другими взрослыми, работающими в детском саду, проведя опыт с яйцами, в результате чего дети пришли к выводу, что для того, чтобы бабушке и дедушке было легче узнать строение яйца, нужно одно яйцо (вареное) - разрезать на половинки, а второе (сырое) - разбить и тогда они увидят, из чего состоит яйцо. После этого экспериментатор говорил: «Теперь мы знаем, что находится под скорлупой, а как вы думаете, знают ли бабушка и дедушка, из каких составных частей состоит яйцо? А вы знаете? Ребята, а как вы думаете, кто мог вылупиться из яйца? (цыпленок). А знаете ли вы, кто еще кроме цыпленка может вылупиться из яиц?» Выслушав ответы детей, экспериментатор предлагал следующее: «Давайте разобьемся на пары, одна подгруппа нарисует, из чего состоит яйцо, а остальные подгруппы подумают и нарисует кого-то, кто, как они думают, может вылупиться из яйца, а потом мы пошлем рисунки бабушке и дедушке, чтобы они больше не горевали». Дети давали самые разнообразные ответы, один из которых принадлежит Арине К. «Если надо посмотреть, что находится внутри яйца, - надо разбить его и вылить на тарелочку. Яичко состоит из желтка, белка и скорлупки, которая покрывает яичко».

Примером обучающего этапа, который был направлен на овладение детьми способами поиска интересующей информации в процессе поисковой деятельности, может служить игровое задание «Чем разбить яйцо», целью которого являлось развитие умений рассуждать, делать умозаключения, выводы, преодолевать трудности и доводить начатое до конца.

В ходе проведения данного игрового задания детьми совместно со взрослым осуществлялась поисковая деятельность, параллельно с которой происходило обучение детей старшего дошкольного возраста навыку правильно, логично и последовательно, аргументированно излагать результаты проведенных исследований. В процессе совместной деятельности изменяется позиция ребенка по отношению к взрослому: ребенок начинает ориентироваться на взрослого, проявляет внимание, доверие, интерес к его высказываниям и действиям [3, с. 101].

Экспериментатор предлагал детям ряд карточек, на которых были изображены различные предметы и объекты окружающей действительности, и давалось задание следующего содержания: «Посмотри внимательно на эти карточки и скажи, с помощью чего баба и дед могли разбить золотое яичко, если бы этого не сделала мышка». После выполнения ребенком инструкции экспериментатора последний просил ребенка пояснить сделанный выбор, используя при своем рассказе алгоритм развернутого построения ответа, который ранее совместно создали дети и эксперимен-

татор. Детям, которым было сложно самостоятельно построить свой рассказ, помогал экспериментатор, также к помощи привлекались другие дети группы, однако, если ребенок и в этом случае не мог справиться с заданием, то работа с ним осуществлялась повторно в индивидуальном порядке. Дети давали самые разнообразные ответы, один из которых принадлежит Пете Н. «Я думаю, что золотое яйцо можно было бы разбить топором, потому что он острый и тяжелый, и молотком - он тоже тяжелый. Перо слишком легкое, и им яичко не разбить, батон - мягкий и им ничего не разбивают. Можно попробовать разрезать яйцо ножом, но только если он очень острый».

Примером организации и осуществления деятельностного этапа может служить мини-исследование «Пир из яиц», направленное на развитее проявления настойчивости в овладении объектом познания; умения приобретать необходимые знания, взяв за основу различные источники информации.

Одной из важных целей данного мини-исследования для экспериментатора являлось побуждение детей старшего дошкольного возраста к проявлению самостоятельности и инициативности в познании явлений и процессов окружающего мира в процессе поисковой деятельности на материале сказки «Курочка Ряба». В связи с этим экспериментатор говорил, что ему пришло письмо от дедушки из сказки «Курочка Ряба» со следующим содержанием: «Ребята, вы помните меня? Я прошу вас помочь мне. Видите ли, моя жена говорит, что умеет готовить только яичницу и ничего другого, а мне она надоела. Не могли ли бы вы помочь и рассказать нам о каких-нибудь других способах приготовления блюд из яиц». Далее экспериментатор спрашивал детей, хотят ли они помочь дедушке и бабушке, после чего интересуется, как они будут это делать, как и где можно узнать о рецептах блюд, приготовленных из яиц. Мы побуждали детей к самостоятельному выдвижению гипотезы и просили их выражать свои мысли полным ответом. После обсуждения дети проводили собственное самостоятельное исследование, основываясь на полученных ранее навыках работы с алгоритмами, и на следующий день презентовали результаты детям своей группы, а особо удачные исследования презентовались детям средней группы ДОУ. Дети давали самые разнообразные ответы, один из которых принадлежит Ксении Ч. «Я нашла три способа приготовления яйца, не разбивая его. Нужно положить яйца в холодную подсоленную воду и если вы хотите сварить яйцо в крутую, то варить его надо восемь-девять минут, если в «мешочек» -пять-шесть минут, а если «всмятку», то две-три минуты».

На каждом этапе менялись характер и содержание взаимодействия: изначально детям предлагалось совместно со взрослым осуществлять поисковую деятельность, а по прошествии первых двух этапов формирующей части эксперимента дети действовали самостоятельно, практически не обращаясь за помощью к исследователю.

Полученные в результате контрольного эксперимента выводы позволяют нам говорить о том, что достигнутая положительная динамика доказывает эффективность разработанного комплекса мероприятий, следовательно, его реализация обеспечивает эффективность развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в процессе поисковой деятельности. Ребенок легко осваивает окружение в его изменении, движении, развитии, что дает толчок для появления у дошкольника прогностического взгляда на мир [4, с. 159].

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективы работы по проблеме развития познавательной активности в процессе поисковой деятельности мы связываем с использованием иного содержания в организации поисковой деятельности дошкольников.

Ссылки:

1. Габова И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета (Серия: Педагогика, психология). Тольятти, 2012. № 4 (11). С. 57-60.

2. Дыбина О.В., Рутбер Л.Г., Швейбиш К.С., Габова И.А. Познание дошкольниками окружающего мира при использовании русской сказки «Курочка Ряба» : учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти, 2013. 76 с.

3. Дыбина О.В. Методика формирования творчества у детей средствами предметного мира // Научное мнение. 2014. № 2. С. 99-103.

4. Дыбина О.В. Вещный мир как средство развития творчества детей // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 157-159.