Научная статья на тему 'Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1652
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онтужева Татьяна Александровна

одним из наиболее актуальных направлений поисков, как педагогической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онтужева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Особенности формирования исследовательской деятельности у детей

старшего дошкольного возраста Онтужева Т. А.

Онтужева Татьяна Александровна / Ontuzheva Tat'jana Aleksandrovna - воспитатель, МБДОУ комбинированного вида детский сад «Лукоморье», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: одним из наиболее актуальных направлений поисков, как педагогической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Abstract: one of the most important areas of search as a pedagogical science, and the entire educational process of modern pre-school educational institutions is the need for the development of cognitive activity of the emerging personality, because it contains the origins of many problems: the formation of cognitive interest, develop independence, mental abilities, develop skills to learn, training initiative, focus, creativity.

Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская деятельность. Keywords: cognitive activity, research activity.

Одним из важнейших условий решения задач формирования исследовательской деятельности, является организация развивающей предметной среды, способствующей развитию активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. При проведении непосредственно-образовательной деятельности изучаемые предметы и явления должны быть видимы и ощущаемы, дети должны производить действия с изучаемым предметом или наблюдать изучаемое явление.

При выполнении этих требований внимание детей окажется сосредоточенным на объекте изучения.

Опираясь на повседневный опыт старших дошкольников, их можно знакомить с такими физическими явлениями, как воздух и его простейшие свойства; тепловые явления; превращение твердых тел в жидкие, жидких - в парообразные и т. д.

Ознакомление с физическими явлениями дает наиболее оптимальные результаты только при целенаправленном оперировании ребенком предметами изучения, т. е. при постановке простейшего физического эксперимента. В процессе такого эксперимента внимание ребенка акцентируется на изучаемом физическом свойстве. Это приводит к приобретению навыка строго выполнять указания воспитателя, к овладению новыми средствами усвоения знаний и умений. Особенно важно, что в процессе исследования ребенок приучается самостоятельно анализировать явление, находить его причину и производить простейшие умозаключения [1, с. 36].

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается

«разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы [2, с.5].

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволит:

• дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;

• повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;

• сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;

• наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

В детском саду развивающая среда, способствующая развитию исследовательской деятельности детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках педагог относит исследовательскую деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их [3, с. 108].

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи (огонь - это тепло, жизнь, и огонь -это уничтожение всего живого). Усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т. д.

Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство старших дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития исследовательского интереса, формирования основ его мировоззрения.

В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность старшего дошкольного возраста и школьного обучения. Возможность изучения детьми старшего дошкольного возраста некоторых природных

закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова). Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности [4, с. 35].

Особенность мышления старших дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к исследовательской деятельности.

Таким образом, рассмотрев особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что существуют определенные условия, в которых данная деятельность будет осуществляться более эффективно. Обобщим эти условия:

• педагог ставит перед детьми исследовательские задачи (А. Н. Поддъяков) [5, с. 85];

• педагог включает поэтапное обучение детей исследовательским действиям (А. И. Савенков) [6, с. 41];

• педагог организует закрепление исследовательских действий с природными материалами в специально созданных уголках экспериментирования (И. Э. Куликовская) [3, с. 91].

Литература

1. Запирова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 11. - С.-35 - 38.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 56 с.

3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 291 с.

4. Поддъяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. № 4. - С. 34 - 41.

5. Поддъяков А. Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования // Под ред. И. И. Ильясова, Н. А. Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 85 - 98 с.

6. Савенков А. И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. // Одаренный ребенок. - 2003. - № 2. - С.41 - 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.