Научная статья на тему 'Приемы работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития'

Приемы работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / МОТИВАЦИЯ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / КОНСТРУКТОР LEGO / DIALOGUE / LEXICAL AND GRAMMATICAL SYSTEM OF SPEECH / MOTIVATION / DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT / CONSTRUCTION SET LEGO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеканова Марина Владимировна

Рассматривается вопрос формирования диалога в работе, базирующейся на построении коррекционных программ в условиях дошкольных образовательных учреждений. Традиционные методики представлены в определенной последовательности развития формирования связной речи, в частности диалогической, а в нашем содержании этапы формирования диалога осуществляются средствами конструктора Lego, представленного сериями «Построй свою историю», «Городские жители», и одновременным показом положительного и отрицательного героя в сравнении. Дети могут наблюдать, кому из персонажей плохо, что случилось, как можно помочь. Осуществлялось наблюдение, как используют дети имеющиеся навыки диалогической речи в умении задавать вопросы, переспрашивать; в проявлении инициативы в общении; в самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию. Представлены основные приемы логопедической работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Логопедическая работа включает коррекционный этап, содержащий в своем составе три блока: мотивационный, лексико-грамматический, диалогический. Критерием мотивационного блока послужили такие диалогические умения, как вступление в контакт со знакомым, незнакомым человеком; преодоление чувства неуверенности; устойчивый эмоциональный контакт (поддерживание и завершение беседы). Критериями диалогических умений лексико-грамматического блока стало понимание речи: умение отбирать слова, их варьирование (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры); умение задавать вопросы (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры); умение быстро составлять словосочетание, предложения; варьирование ими (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры). Критериями диалогических умений третьего блока послужили: уровень составления диалогов в различных ситуациях с опорой на сформированные умения: умение задавать вопросы, переспрашивать; уровень проявления инициативы в общении (умение самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения). Каждый блок раскрыт методами и приемами работы с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеканова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF THE DIALOGUE AT CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE WITH DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT

The issue of forming a dialogue in a consistent work, based on the construction of correctional programs in preschool educational establishments, is considered. In our content, the stages of dialog formation are carried out by means of the Lego constructor and simultaneous display of the positive and negative characters in comparison. Logopedic work includes a corrective stage, containing in its composition three blocks: motivational, lexicalgrammatical, dialogical. The criterion of the motivational block was dialogic skills: coming into contact with a familiar, unfamiliar person; overcoming a sense of insecurity; stable emotional contact. Criteria of dialogical skills of the lexico-grammatical block: the ability to select words, their variation (based on real actions, images – without support); the ability to ask questions (based on real actions, images – without support); the ability to quickly compose a phrase sentence; variations by them. Criteria of dialogical skills of the third block: the level of drawing up dialogues in various situations with the support of the formed skills: the ability to ask questions, to ask questions again; the level of initiative in communication (the ability to make decisions independently, to prove one’s point of view). Each block is disclosed by methods and techniques of working with this category of children.

Текст научной работы на тему «Приемы работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития»

УДК 373.25

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-55-58

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

М. В. Чеканова

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Рассматривается вопрос формирования диалога в работе, базирующейся на построении коррекционных программ в условиях дошкольных образовательных учреждений. Традиционные методики представлены в определенной последовательности развития формирования связной речи, в частности диалогической, а в нашем содержании этапы формирования диалога осуществляются средствами конструктора Lego, представленного сериями «Построй свою историю», «Городские жители», и одновременным показом положительного и отрицательного героя в сравнении. Дети могут наблюдать, кому из персонажей плохо, что случилось, как можно помочь. Осуществлялось наблюдение, как используют дети имеющиеся навыки диалогической речи в умении задавать вопросы, переспрашивать; в проявлении инициативы в общении; в самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию.

Представлены основные приемы логопедической работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Логопедическая работа включает коррекционный этап, содержащий в своем составе три блока: мотивационный, лексико-грамматический, диалогический.

Критерием мотивационного блока послужили такие диалогические умения, как вступление в контакт со знакомым, незнакомым человеком; преодоление чувства неуверенности; устойчивый эмоциональный контакт (поддерживание и завершение беседы). Критериями диалогических умений лексико-грамматического блока стало понимание речи: умение отбирать слова, их варьирование (с опорой на реальные действия, изображения - без опоры); умение задавать вопросы (с опорой на реальные действия, изображения - без опоры); умение быстро составлять словосочетание, предложения; варьирование ими (с опорой на реальные действия, изображения - без опоры). Критериями диалогических умений третьего блока послужили: уровень составления диалогов в различных ситуациях с опорой на сформированные умения: умение задавать вопросы, переспрашивать; уровень проявления инициативы в общении (умение самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения).

Каждый блок раскрыт методами и приемами работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: диалог, лексико-грамматический строй речи, мотивация, задержка речевого развития, конструктор Lego.

Развитие диалога на сегодняшний день является актуальной проблемой в логопедии, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.

Анализ исследований, посвященных формированию диалогической речи, показал, что данный вопрос изучается всесторонне [1, с. 45]. Однако вопрос формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития изучен недостаточно. Изучение своеобразия психофизического и речевого развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) позволило выявить влияние моторных, фонетических нарушений, высших психических функций на становление диалогической речи [2, с. 5].

Определены недостатки диалогической формы речи, выявленные у детей среднего дошкольного возраста с ЗРР, такие как: сложности вступления в контакт с незнакомым человеком, неуверенность, трудности в неумении поддерживать и завершать беседу; неумение отбирать слова, варьировать их, задавать вопросы (с опорой на реальные действия, изображения - без опоры), быстро составлять сло-

восочетания, предложения; неумение задавать вопрос, переспрашивать, проявлять инициативу в общении.

Как показало исследование, структурные компоненты диалога у детей среднего дошкольного возраста с ЗРР развиваются неравномерно, поскольку у детей наблюдается снижение показателей в формировании психологической базы речи и когнитивных процессов в сфере языка - снижение мотивации, недостаточное наполнение словарного запаса. Следовательно, необходима подготовительная работа для привлечения и сосредоточенности внимания, развития лексико-грамматиче-ского строя речи к поэтапному формированию диалога.

Основным направлением в обучении диалогу является формирование языковых и речевых средств диалогической речи. Обучение языковым средствам включает в себя обучение пониманию, практическому применению различных форм слов; обогащение словарного запаса. Обучение речевым средствам заключается в овладении отвечать репликой, стимулирующей общение; умении строить микродиалог в различных речевых ситуациях [3, с. 6].

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 3 (192)

Перспективными линиями предлагаемой системы выступили этапы: диагностический, коррекци-онный и заключительный.

На диагностическом этапе решались задачи сбора анамнеза для выявления особенностей речевого онтогенеза и проведение комплексного обследования по определению речевой системы. Кор-рекционный этап отражает основные блоки логопедической работы: мотивационный, лексико-грамматический, диалогический.

Одновременно проводится коррекционная работа по совершенствованию психических процессов: внимания, памяти, мышления; общей и мелкой моторики; воспитанию инициативности, контактности.

Основной целью мотивационного блока является воспитание общего и речевого поведения; настрой на формирование сотрудничества. Задачи:

1) привлечь внимание детей среднего дошкольного возраста с ЗРР;

2) учить преодолевать чувство неуверенности;

3) поддерживать устойчивый эмоциональный контакт.

Используются специальные приемы, способствующие активизации речи: внезапное появление сказочных героев или предметов с вопросом: «Кто это?», «Что это?»; быстрое исчезновение героев или предметов с вопросом: «Кто это?», «Что это?»; просьба произнести слово; отраженное произнесение слова; проговаривание слова из знакомой сказки; узнай, как зовут; спроси у товарища: «Кто это?».

Важно на данном этапе, в начале коррекцион-ной работы, не требовать от ребенка немедленного повторения сказанного, поскольку у него может появиться негативное отношение к речи [4, с. 9].

Цель лексико-грамматического блока - развивать умения слушать, понимать обращенную речь; формировать отдельные диалогические навыки. Задачи:

1) обогащать словарный запас (произнесение слов, обозначающих предметы, признаки, действия);

2) формировать семантическую структуру слова;

3) развивать словообразование и словоизменение;

4) совершенствовать употребление предлогов (в, на, у, над).

При обогащении и развитии лексико-грамматического строя речи применяются:

- вопрос - отраженный ответ (Кто сидит слева? - Слева сидит сорока);

- вопрос с вариантами - ответ (У сороки длинный хвост или короткий? - Длинный);

- самостоятельный вопрос - ответ с вариантами. (Что делает сорока? - Стрекочет, летит, смотрит).

В данном блоке предполагается накопление словаря, расширение семантического поля, развитие синтагматических и парадигматических связей для порождения и восприятия диалогической речи [3, с. 45; 5, с. 42].

Важными достижениями ребенка в этом блоке можно считать понимание обращенной речи; накопление определенных речевых средств; овладение умением пользоваться простейшими диалогическими единствами в общении с окружающими в виде побуждения (предложение, приказание, просьба, пожелание, извинение и т. д.) -реакции на побуждение (выполнение или отказ от выполнения); в правильном потреблении ответов из одного-двух слов в организованных учебных ситуациях на основе развития психологической базы речи и когнитивных процессов в сфере языка.

Цель диалогического блока - умение вести диалог в различных ситуациях. Задачи:

1) формирование синтагматических и парадиг-магических связей с помощью пополнения словарного запаса и развитие предикативных образований;

2) формирование подготовленной диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗРР с последующим переносом в свободную игровую деятельность через поэтапное грамматическое структурирование различных типов высказываний:

а) субъект - предикат (Валя пишет);

б) субъект - предикат - объект (Толя меняет ножку);

в) субъект - предикат - объект - объект (Синице насыплю зёрна пшена);

г) субъект - предикат - объект (объект) (Бабочка сидит на клумбе) [2, с. 77; 3, 6].

В формирование диалога включены компоненты: а) планирование диалога в виде активизации с помощью вопросов предполагает повышение уровня осознанного познания (Кого мы будем сейчас кормить? - Зимующих птиц);

б) сущность беседы позволяет подробно передать информацию, получить представление о другом предмете (Что любят птицы? - Овес, пшено, ягоды, семена березы, сосны, ели, семечки, крошки хлеба);

в) создание проблемной ситуации акцентирует внимание детей на противоречии, побуждает детей к сравнению, обобщению, выводам (Птицы голодные. Толя и Коля просят помочь выбрать корм для птиц);

г) включение подготовленных фраз позволяет учить детей логичности, связности, последовательности осуществления фразы (игра «Доскажи словечко» (с мячом): «Зёрна пшена насыплю ... синицам. Крошки хлеба крошу ... воронам);

д) конструирование реплик позволяет формировать понимание грамматического строя предложений различных моделей (посредством деталей конструктора Lego дети выкладывают предложения: Синице насыплю зёрна пшена. Вороне насыплю крошки хлеба);

е) представление самого диалога - конструирование диалогов, моделирование речевой ситуации (игра «Выбери корм». В парах дети договариваются, кто какой корм возьмет для птиц и какую птицу покормит.

- Никита, что возьмешь?

- Пшено.

- Кому?

- Синице насыплю зёрна пшена.

- А ты?

- Вороне насыплю крошки хлеба.

Так, в диалогическом блоке проводится контекстный оборот в виде диалога-расспроса, диалога - обмена мнениями. Единицей контекстной речи является предложение. Предложения направлены на понимание обращенной речи, активизацию словаря, освоение грамматического строя речи, ведения диалога в различных проблемно-речевых ситуациях [7, с. 48].

Фундаментом логопедической работы по обучению и развитию диалогической речи на коррекционном этапе послужила помощь различным героям, представленная в игровых, проблемных ситуациях. У детей была возможность концентрировать внимание одновременно на двух героях: видеть их, сравнивать, замечать ошибки, исправлять, сопереживать на всех этапах эксперимента. Действие в такой проблемной ситуации

предполагает формирование диалога, речевую активность, инициативность. Если занятия по данной теме первые, то герои знакомят и рассказывают о предметах и явлениях, активизируя познавательную активность. На последующих занятиях, когда дети приобретают достаточный объем словарного запаса, тогда они становятся активными участниками диалога, учась сопереживать, помогать героям. Сюжеты игровых проблемных ситуаций планируются заранее, включая отработанный речевой материал, согласно перспективному и календарно-тематическому планированию.

В логопедической работе были применены вспомогательные опоры (символы, графическая схема) средствами конструктора Lego. Дети строят фразу, выбирая последовательность слов, действий, сочетания форм, цветов. Объекты и субъекты обозначаем деталями конструктора, а предикаты выкладываем синей пластиной. При этом развивается внимание, способность сосредотачиваться, ориентироваться в пространстве; фантазия, речь; отделять одно слово от другого. По словам А. Р. Лурии, «Конструирование - продуктивный вид деятельности, предполагающий создание конструкций по образцу, условиям, по собственному замыслу» [8, с. 45].

Занятия по составлению диалога средствами конструктора Lego включали задания: досказать фразу, составить диалог между героями по речевой ситуации, по заданной теме, на основе опыта. Заключительный этап направлен на реализацию умений и навыков в самостоятельной речевой деятельности.

Список литературы

1. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 220 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

4. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Гном, 2009. 168 с.

5. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.

6. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.

7. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: МГУ, 1997. 151 с.

8. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.: ил.

Чеканова Марина Владимировна, аспирант, Уральский государственный педагогический университет (пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, Россия, 620017). E-mail: chekm7@mail.ru

Материал поступил в редакцию 11.07.2017.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-55-58

METHODS OF FORMATION OF THE DIALOGUE AT CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE WITH DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT

M. V. Chekanova

Urals State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

Karkateevskaya School, Karkateyevy, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Nefteyugansk region, Russian Federation

The issue of forming a dialogue in a consistent work, based on the construction of correctional programs in preschool educational establishments, is considered. In our content, the stages of dialog formation are carried out by means of the Lego constructor and simultaneous display of the positive and negative characters in comparison.

Logopedic work includes a corrective stage, containing in its composition three blocks: motivational, lexical-grammatical, dialogical.

The criterion of the motivational block was dialogic skills: coming into contact with a familiar, unfamiliar person; overcoming a sense of insecurity; stable emotional contact. Criteria of dialogical skills of the lexico-grammatical block: the ability to select words, their variation (based on real actions, images - without support); the ability to ask questions (based on real actions, images - without support); the ability to quickly compose a phrase sentence; variations by them. Criteria of dialogical skills of the third block: the level of drawing up dialogues in various situations with the support of the formed skills: the ability to ask questions, to ask questions again; the level of initiative in communication (the ability to make decisions independently, to prove one's point of view). Each block is disclosed by methods and techniques of working with this category of children.

Keywords: dialogue, lexical and grammatical system of speech, motivation, delay of speech development, construction set Lego.

References

1. Chulkova A. V. Formirovaniye dialoga u doshkol'nikov [The formation of dialogue of children of preschool age]. Rostov-on-Don, 2008. 220 p. (in Russian).

2. Vygotskiy L. S. Myshleniye i rech' [Thought and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (in Russian).

3. Leontiev A. A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1969. 214 p. (in Russian).

4. Mironova S. A. Razvitiye rechi doshkol'nikov na logopedicheskikh zanyatiyakh [Speech development of preschool children in speech therapy classes]. Moscow, Gnom Publ., 2009. 168 p. (in Russian).

5. Luria A. R. Yazykisoznaniye [Language and consciousness]. Moscow, MSU Publ., 1979. 320 p. (in Russian).

6. Gorelov I. N., Sedov K. F. Osnovy psikholingvistiki. 3-e izd. pererab. i dop. [Basics of psycholinguistics]. Moscow, Labirint Publ., 2001. 304 p. (in Russian).

7. Lepskaya N. I. Yazyk rebenka. Ontogenez rechevoy kommunikatsii [The child's language. Ontogenesis of speech communication]. Moscow, MSU Publ., 1997. 151 p. (in Russian).

8. Luria A. R. Razvitiye konstruktivnoy deyatelnosti doshkol'nikov [The development of constructive activity of children of preschool age]. Voprosy psikhologii rebenka doshkol'nogo vozrasta [Questions of psychology of a child of preschool age]. Ed. A. N. Leontiev, A. A. Zaporozhets. Moscow, Mezhdunarodnyy obrazovatel'nyy i psikhologicheskiy kolledzh Publ., 1995. 144 p. (in Russian).

Chekanova M. V., Urals State Pedagogical University (pr. Kosmonavtov, 26, Yekaterinburg, Russian Federation, 620017). E-mail: chekm7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.