Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО'

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
речевое творчество / дошкольный возраст / словотворчество / вербальная креативность / speech creativity / preschool age / word creation / verbal creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юровских М.А.

В статье доказывается, что включение старших дошкольников в организованную речевую деятельность в системе занятий позволяет детям развивать вербальную креативность, высказывать оригинальные идеи, проявлять гибкость мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VERBAL CREATIVITY OF PRESCHOOLERS VIA SPEECH CREATIVITY

The article proves that the inclusion of older preschoolers in organized speech activity in the classroom system allows children to develop verbal creativity, express original ideas, and show flexibility of thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО»

УДК 37

Юровских М.А.

магистрант Школа образования Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация: в статье доказывается, что включение старших дошкольников в организованную речевую деятельность в системе занятий позволяет детям развивать вербальную креативность, высказывать оригинальные идеи, проявлять гибкость мышления.

Ключевые слова: речевое творчество, дошкольный возраст, словотворчество, вербальная креативность.

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития креативности и творческого мышления. Старшие дошкольники имеют уникальные возможности и в речевом творчестве. В работах многих отечественных педагогов (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Б.М. Теплов и др.) говорится, что дошкольный возраст является периодом активного творческого развития личности ребёнка, в ходе которого развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы, становится произвольным внимание, память, формируется связная речь, а также о предоставлении дошкольникам самовыражаться через свои мысли и идеи с помощью различных форм искусства. [2,3]

Словотворчество является одним из таких видов деятельности. У старших дошкольников наблюдается повышенный интерес к словотворчеству они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы, причиной чего является расширение детского кругозора и социального опыта ребенка, при

котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Придумывание детьми оригинальных рассказов, сказок самостоятельно, под влиянием или в результате специального обучения- путь к развитию воображения, творческих способностей, расширению словарного запаса, улучшения коммуникативных навыков, преобразовывать, рефлексировать [4]. По мнению Е.И. Тихеевой ребенок без словотворчества не может овладеть необходимым словарем. [5]

В исследованиях Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и А. Г. Тамбовцевой детское словесное творчество рассматривается как отражение действенного и активного пути освоения окружающей действительности. Научные изыскания Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е. А. Флериной показали тесную связь эстетического восприятия окружающего мира с развитием художественного творчества, мышления и речи ребенка. Н. А. Ветлугина подчеркивала роль живого восприятия художественной литературы и произведения искусства, влияющего на детское творчество. Она доказала преобразующее влияние творческой деятельности на личность ребенка. [1,6]

Объектом данного исследования, является развитие вербальной креативности детей дошкольного возраста. Предметом - методы и приемы развития речевого творчества, направленных на проявление вербальной креативности дошкольников. Целью работы - выявление влияния речевого творчества на развитие вербальной креативности у дошкольников.

Данное исследование основывается на гипотетическом предположении о том, что, если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы и т.д., развивает у детей фантазию, навыки творческого мышления, подталкивает на высказывание оригинальных идей, проявляет гибкость мышления, что способствует развитию вербальной креативности.

Базой для проведения исследования стало МАДОУ .№7 города Тюмени. В исследовании учувствовали дети 6-7 лет двух старших групп детского сада. В контрольную группу 20 человек, в экспериментальную группу 21 человек.

В течении шести месяцев с экспериментальной группой проводилась организованная деятельность 2 раза в неделю по 25 минут, как фронтально, так и малыми группами (по 4-5 человек), а также индивидуально. Работа проводилась по учебно-методическому пособию «Развитие речевого творчества дошкольника» Н.В. Тимофеевой, которая включает в себя составление загадок, словесные игры и упражнения, дидактические игры. Особое место в учебно-методическом пособии занимают дидактические игры с помощью таких игр дошкольники могут развить свою речь, улучшить навыки общения и расширить словарный запас.

При проведении организованной деятельности на основе речевого творчества широко использовались игровые приемы, литературные произведения, сюжетные картинки, загадки, ролевые игры, словесные упражнения. Для развития у дошкольников вербальной креативности, воображения, и других выделенных качеств творческой личности в воспитательно-образовательном процессе использовались методы активизации творчества, приемы и методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения).

Нами были отобраны и отработаны следующие приемы и методы, успешно применяемые в процессе организованной деятельности по речевому развитию у старших дошкольников: метод «Мозговой штурм» это метод, который помогает детям генерировать новые идеи и мысли. Он заключается в том, что дети высказывают свои идеи, а потом обсуждают их. Прием образного сравнения, метод фокальных объектов (МФО - придумывание чего-либо нового, видоизменяя привычный вид объекта), метод синектики (объединение разнородных элементов), метод «Создание историй», «Что если» (SWIFT) и др.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях об окружающем мире, включает решение сказочных

задач, придумывание новых сказок, загадок, историй с помощью специальных методов и приемов.

В качестве методик диагностики способностей к словесному творчеству выступали: методика «Исследование словарного запаса» Ю.С. Ляховской, Ч. Осгуда, которая позволяет оценить уровень сформированности словарного запаса детей, модификация методики А.В. Запорожца «Сказка про чернилицу» Методика «Исследование словообразования» Р.И. Лалаевой и методика Е. Е. Кравцовой «Где чье место?», которая заключается в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации, тем самым по ней можно выявить детей с высоким уровнем развития воображения.

Для определения статистической значимости различий в диагностических данных дошкольников обеих выборок применялся расчет и -критерий Манна-Уитни.

На констатирующем этапе эмпирического исследования статистически значимых различий в результатах дошкольников контрольной и экспериментальной группы ни по одному из диагностируемых показателей выявлено не было.

После окончания развивающего курса по развитию речевого творчества с детьми экспериментальной группы было проведено контрольное диагностическое обследование, которое описано ниже по тексту.

Итоговые данные по методике «Исследование словарного запаса» позволяют говорить о достоверно значимых различиях в показателях более высокого уровня сформированности оригинальности воображения у дошкольников экспериментальной группы (и=106 при р < 0,05).

Данные по методике «Сказка про чернилицу» в котором уровень сформированности способности к переносу определенных свойств предмета в иную ситуацию, говорит о том, что в контрольной и экспериментальной группах есть незначительные изменения (и=134 при р < 0,01).

После проведения методики «Где чье место» у дошкольников экспериментальной группы показатели уровня развития воображения по оказались значимо выше (U=170 при p < 0,05).

Различия в показателях у дошкольников контрольной и экспериментальной групп в способности к словообразованию по методике Р.И. Лалаевой «Исследование словообразования» говорит о более высоком уровне образования новых слов и увеличении словарного запаса (U=126 при p < 0,05).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза - если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям в рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы, то это способствует развитию его вербальной креативности - в целом гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. дошкольная педагогика и психология / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с;

2. Ворошнина Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию [Текст]: Автореф. дис.канд. пед. Наук / Л.В. Ворошнина - М., 1998. - 149 с;

3. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.: Союз, 2001;

4. Денисова Е.Е. Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 54-57;

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2009. - 214 с;

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2014. - 163 с;

7. Фомина Е. Развиваем связную речь. [Текст] / Е. Фомина, Л. Шадрина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с

Yurovskikh M.A.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

DEVELOPMENT OF VERBAL CREATIVITY OF PRESCHOOLERS VIA SPEECH CREATIVITY

Abstract: the article proves that the inclusion of older preschoolers in organized speech activity in the classroom system allows children to develop verbal creativity, express original ideas, and show flexibility of thinking.

Keywords: speech creativity, preschool age, word creation, verbal creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.