РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ Досбекова Г.К. Email: [email protected]
Досбекова Гульмира Казыбековна - преподаватель, кафедра дошкольной педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются художественно-творческие способности дошкольников как условие формирования креативной личности. На основании исследований ученых данного понятия дается общее определение творческим способностям, художественной деятельности и креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативности. Отмечено, что особое значение в развитии креативных способностей у дошкольников имеет не только дошкольная образовательная организация, но и семья, родители. Также анализируются самостоятельная художественная деятельность дошкольников. Ключевые слова: креативность, творческие способности, художественная деятельность, дивергентное мышление.
THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A CREATIVE PERSONALITY Dosbekova G.K.
Dosbekova Gulmira Kazibekovna - Lecturer, DEPARTMENT PRESCHOOL PEDAGOGY, ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the artistic and creative abilities of preschool children as a condition for the formation of a creative personality. Based on the research of scientists of this concept, a general definition of creative abilities, artistic activity and creativity is given. The main criteria that are necessary for the development of creativity are presented. It is noted that not only the preschool educational organization, but also the family and parents are of particular importance in the development of creative abilities in preschoolers. Independent artistic activities of preschool children are also analyzed. Keywords: creativity, creative abilities, artistic activity, divergent thinking.
УДК 373
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д.
Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности детей, включая в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую.
По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать.
Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания непосредственной образовательной деятельности.
Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью [1].
Творчество есть у каждого ребенка, каждый по-своему талантлив. При рождении ребенок имеет творческие задатки. С детства если обратить внимание, развивать эти задатки, то они формируются как способности. Вот таким образом формируются творческие способности. К этому не только педагог-воспитатели, но и родители должны быть внимательны. Нужно правильно найти, чем именно интересуется ребенок, каким видом творчества, и направить по нужному направлению.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей [2].
Креативность — это умение создавать что-то новое и необычное, способность импровизировать и решать по-новому задачи. Это индивидуальность, которая проявляется у каждого человека по-разному.
Креативность рассматривается как творческие способности, которые есть у всех, только их необходимо развивать.
Изучению понятия креативности посвящено большое количество работ, зарубежных (Дж. Гилфорд, Э.П. Торранс, С. Медник, Р. Стернберг, Дж. Рензулли и др.) и отечественных (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, Т.Н. Тихомирова, А.И. Савенков и др.) ученых, где рассматривались разные концепции, подходы и точки зрения. Остановимся на общем определении креативности, которая рассматривается учеными как способность к творческому (дивергентному) мышлению. Дивергентное мышление — альтернативное мышление, отступающее от логики, оно проявляется в решении задач, имеющих одно условие и бесконечное множество правильных ответов [4, с. 33].
Также были определены основные критерии для оценки и развития креативности: - беглость мышления; - оригинальность мышления; - гибкость мышления; -разработанность (способность разрабатывать идею) [5, с. 99].
В организации работы воспитатели ДОО могут пользоваться критерием оценивания развития креативности. Творчески активные дети быстро соображают, когда мы говорим нарисовать, например, время года «Весна». Художественно-творческая деятельность помогает ребенку более ярко формировать в себе креативную личность.
Согласно данному подходу, развивать необходимо творческое (дивергентного) мышление, с помощью следующих качеств, которые бы обеспечивали успех в проявлении творчества: беглость, она же способность предлагать большое количество идей; гибкость, то есть тенденцию к генерированию непохожих друг на друга идей; оригинальность идей, способствующей к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо устаревших; показатель разработанности, то есть проявляющийся в способностях к изобразительной и конструктивной деятельности. Все эти качества присутствуют в каждом ребенке дошкольного возраста.
Список литературы /References
1. Кушмуратова Г.И. Самостоятельная художественная деятельность детей и методы их руководства. Опубликовано: 06.04.2013, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 19.02.2021).
2. Синявская Л.И. «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте» Руководитель: Досекина А.Ф. г. Тольятти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raguda.ru/ (дата обращения: 19.02.2021).
3. Захарова О.Г. Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье / О.Г. Захарова. Текст: Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. С. 17-20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14421/ (дата обращения: 19.02.2021).
4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Национальный книжный центр, 2017. 240 с.
5. Савенков А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. М.: Генезис, 2010. 440 с.