СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рахимова С.Х. Email: [email protected]
Рахимова Ситора Бону Хамза кизи - магистрант, факультет дошкольного образования, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается совершенствование педагогического механизма развития творчества у детей дошкольного возраста посредством различных творческих игр, художественной деятельностью, музыки, поэзии и изобразительной деятельности. Забота о развитии творческих способностей детей сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Дети постоянно требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Наша задача предоставить творческим способностям детей пространство, создать для них механизм совершенствования.
Ключевые слова: творческие способности, художественная деятельность, музыка, поэзия, искусство, культура, программа «Первый шаг».
IMPROVING THE PEDAGOGICAL MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN
Rakhimova S.H.
Rakhimova Sitora Bonu Hamza kizi - Master's Student, FACULTY OF PRESCHOOL EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the improvement of the pedagogical mechanism for the development of creativity in preschool children through various creative games, artistic activities, music, poetry and visual activities. Concern for the development of children's creative abilities today - concern for the development of science, culture and social life of society tomorrow. Children constantly require special attention from parents, caregivers and teachers. Our task is to provide the creative abilities of children with space, to create a mechanism for them to improve.
Keywords: creative abilities, artistic activity, music, poetry, art, culture, program "The first step".
УДК: 373
Развитие творческих способностей у детей является приоритетной задачей современного общества. Оно дает большие возможности для раскрытия детского творческого таланта, способностей во всех сферах деятельности детей. В основном творческие способности развиваются в понятной и интересной для детей деятельности, как изобразительное искусство, музыкальное искусство, театрализованная деятельность, выразительное чтение, лепка оригами. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и актуально именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
В настоящее время в бурном развитии науки и техники особое место имеет творческий потенциал. Потому что творческий потенциал - человек, который
характеризирует собой новизну в мышлении, решает задачи нестандартным путем, во многих случаях они являются новаторами науки и техники. Задатки творческих качеств есть у всех, задача в том, что их нужно развивать и превращать в способности. Творческий подход в воспитании и образовании педагога-воспитателя играет особую роль для формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Также можно развивать творческую личность различными играми, художественной деятельностью, музыкой и поэзией [1].
Развитие творческих способностей необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, при этом нужно использовать разнообразные виды творческой деятельности.
Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию [2]:
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев).
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) [3].
А.Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [4, с. 28]. В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.
В государственной учебной программе Республики Узбекистан дошкольного образовательного учреждения «Первый шаг» говорится об учебно-воспитательной деятельности в области «Творчество», ребенок в возрасте 6-7 лет:
• проявляет интерес к искусству и культуре;
• ценит национальные традиции и воспринимает их частью повседневной жизни;
• самостоятельно выражает предпочтения определенному виду искусства;
• применяет полученные знания и навыки для создания и воплощения творческого замысла в различных жизненных ситуациях;
• понимает созидательную роль человека в преобразовании мира [5, с. 14].
Для развития творческих способностей можно и посредством музыки. Музыкальное обучение подразумевает освоение учащимися музыкальных знаний, умений, навыков, а также опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и их музыкально-творческой деятельности[6, с. 56].
А также можно развивать творческие способности с помощью изобразительного искусства. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие [7].
Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой - не бояться столкнуться с новым и неизвестным. Рассматривание творчества как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его результаты.
Список литературы /References
1. Умнов Д.Г., Омонбоева М.У. Статья: «Творческое развитие детей дошкольного возраста». XVI International correspondence scientific specialized conference «International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy» // .
2. Аюпова Э.А. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2015.
3. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2009. 2-е изд. 656 с.
4. ЛукА.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М. : Академия, 2008. 336 с.
5. Государственная учебная программа Республики Узбекистана, дошкольного образовательного учреждения: «Первый шаг». Ташкент, 2018. 72 с. 14 с.
6. Нурдинов К.П., Умнов Д.Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка. «ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ». № 22(76). Часть 2, 2019.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/kyAVB_u9aag/all.html/ (дата обращения: 15.02.2021).