МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Каримова М.М. Email: [email protected]
Каримова Мавлюда Мадаминовна - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: музыка как средство художественно-эстетического воспитания формирует творческие способности. В статье рассматривается сущность самого музыкального образования, объединяющего музыкальное воспитание, обучение, развитие. Какова роль музыкального образования и воспитания в развитии музыкальных интересов, вкусов, в целом формировании творческих способностей дошкольника. Проанализированы развитие творческих способностей посредством классической музыки. Классическая музыка успокаивает и вдохновляет, пробуждает внутренние душевные чувства. Рассмотрено благотворное влияние музыки Моцарта и Чайковского на развитие детей.
Ключевые слова: музыка, музыкальное образование и воспитание, классическая музыка, творческие способности, педагог-музыкант.
MUSIC AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF
PRESCHOOLERS Karimova M.M.
Karimovа Мavluda Madaminovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT MUSIC EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: music as a means of artistic and aesthetic education forms creative abilities. The article deals with the essence of music education itself, which combines music education, training, and development. What is the role of music education and upbringing in the development of musical interests, tastes, in General, the formation of creative abilities of a preschooler. The development of creative abilities through classical music is analyzed. Classical music calms and inspires, awakens inner feelings. The article considers the beneficial influence of Mozart's music on children's development. The article considers the beneficial influence of Mozart and Tchaikovsky music on children's development. Keywords: music, music education and upbringing, classical music, creative abilities, teacher-musician.
УДК 373
Дошкольное образование является первым уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования. Качество образования дошкольников определяется уровнем умственных и творческих способностей. Существует немало приемов и средств, влияющие на развитие умственных и творческих способностей. Рассмотрим влияние музыкального образования как средство развития творческих способностей дошкольников. Ребенок уже в утробе матери реагирует на музыкальные воспроизведения. А с рождением крохи, поем колыбельные песни. Ребенок почти весь начальный период своего развития дружит с музыкой.
Музыкальное образование, в современном толковании, рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.
Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание, прежде всего, определенных качеств личности учащихся - т.е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле - это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.
Термин музыкальное обучение также применяются в двух значениях. В узком смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков. В широком - данный термин, помимо музыкальных знаний, умений и навыков, включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения, как мы видим, принципиально отличается от первого оно значительно полнее и глубже.
Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка [1, с. 11].
Этот вид образования развивает музыкальных интересов, вкусов, в целом формирует творческие способности дошкольника.
Развитие творческих способностей дошкольников важно для их активной деятельности. А творческая деятельность дошкольника зависит от знаний, которые они получают в дошкольных организациях с помощью педагога-музыканта. Специалист должен знать, как музыка влияет на формирование творческих качеств личности ребенка, и насколько важна его деятельность, методика работы над каждым дошкольником. Дети должны любить педагога-музыканта, он должен с собой приносить что-то яркое, светлое, влияющее на их позитивность, хорошее настроение. А для этого специалист должен работать над собой, быть самому творческой личностью, давать пример, не говоря о знании своей деятельности.
Забота о творческих способностях дошкольника, в настоящее время значима для процветания нашего общества в будущем. Педагогу-музыканту, воспитателю и родителям важно, вовремя разглядеть у ребенка творческие задатки, помочь развивать, не дать и погаснуть. Вот тогда творческие задатки превращаются в способности. Развитие творческих способностей посредством музыки, например: классические музыки. Классическая музыка успокаивает и вдохновляет, пробуждает внутренние душевные чувства.
Рассмотрим благотворное влияние музыки Моцарта на развитие детей, что доказано научными исследованиями. Как показывают эксперименты, люди, регулярно слушающие произведения великого композитора, становятся более собранными, лучше мыслят и рассуждают. Для того чтобы получился максимальный эффект, прослушивание композиций должно приносить удовольствие. Их можно включать во время приема пищи или тогда, когда ребенок играет. Чем непринужденнее будет обстановка - тем лучше.
Музыка Моцарта для развития детей - надежное подспорье молодым родителям. С ней дети не только развиваются более гармонично, но и становятся спокойней и уравновешенней. При этом начинать приучение ребенка к прекрасному можно с самого рождения. Сформированный в этом возрасте вкус сохраняется на всю жизнь [2].
В своей исследовательской работе с детьми старшего дошкольного возраста я применила классическую музыку из балета Петра Чайковского по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Дети в старшей группе в возрасте от 5 до 7 лет. В группе 20 дошкольников. Музыку включила детям, когда они занимались изобразительной деятельностью на тему: «Моя семья».
В процессе наблюдения проведено слушание классической музыки на основе интегрированного занятия, соединяющего музыку и изобразительную деятельность.
Целью данного наблюдения является развитие творческих способностей детей на основе слушания музыки. Для достижения цели я определила следующие задачи:
• развивать творческое воображение;
• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в изобразительной деятельности;
• развивать природные музыкальные задатки;
• повысить активность при изображении;
• настроить на позитивный лад.
Таблица 1. Результаты наблюдения в старшей группе дошкольников ДОО № 45
Влияние классической музыки на творческую активность Влияние классической музыки на пассивность Влияние классической музыки на развитие мелкую моторику рук Количество процентов на развитие творческих способностей Выявленный уровень
13 7 17 65% средний
Итак, на основании полученных данных я провела статистический анализ результатов, полученных в старшей группе дошкольников: влияние классической музыки на творческую активность выявлено у 65% (13 дошкольника), влияние классической музыки на пассивность составило 35% (7 дошкольника), влияние классической музыки на развитие мелкой моторики рук у 85% детей (17 дошкольников).
Данные, полученные в результате наблюдений, свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников выявлен высокий уровень сформированности творческой активности в музыкальной деятельности.
Таким образом, посредством музыки можно развивать творческие способности детей дошкольного возраста, применяя в различных видах деятельности.
Список литературы /References
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. «Теория музыкального образования». Издательство «Прометей», 2013.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://deti-online.com/pesni/muzyka-mocarta/dlya-razvitiya-detey/ (дата обращения: 28.01.2020).