8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Теория и практика общественного развития, 2015: 21: 254 - 259.
9. Давлетова К.Б. ИОС как ресурс подготовки к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы дополнительного образования детей. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5: 390.
10. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г.
11. Ортин А.В. Структура и содержание информационной компетентности педагогов-музыкантов. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: Сборник статей. Составители И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
12. Ортин А.В. К вопросу о формах развития информационной компетентности педагогов-музыкантов в процессе повышения квалификации. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Составители И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
References
1. Davletova K.B. Formirovanie informacionno-obrazovatel'noj sredy pedagoga-muzykanta. Problema cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: Sborniknauchnyh statej Vserossijskogo Simpoziuma molodyh uchenyh 26-28 aprelya 2017goda. Red. sovet: S.A. Pisareva, I.V. Gladkaya, Yu.S. Matrosova, N.M. Fedorova, T.B. Shurilova Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 340.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015. 11: 254 - 257.
4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004. 4: 123 - 138.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika "RI-2016": materialy konferencii. 2016: 26 - 27.
8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015: 21: 254 - 259.
9. Davletova K.B. IOS kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5: 390.
10. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4.09.2014 g.
11. Ortin A.V. Struktura i soderzhanie informacionnoj kompetentnosti pedagogov-muzykantov. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: Sbornik statej. Sostaviteli I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016.
12. Ortin A.V. K voprosu o formah razvitiya informacionnoj kompetentnosti pedagogov-muzykantov v processe povysheniya kvalifikacii. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2016.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 378
Kiselyova Yu.N., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF A MUSIC COMPUTER IN THE COURSE "LISTENING TO MUSIC". The course "Listening to Music" is an important link in the musical educational process of the child. Listening to music not only fosters love and interest in music, but it also teaches to understand its language, develops emotional responsiveness. The work is dedicated to new opportunities and innovative technologies in the teaching of this subject, which appeared thanks to a music computer that are just starting in a music school and meet the requirements of modern pedagogy. The work gives a broad overview of computer programs that correspond to the age characteristics of children. The programs of teaching, illustrating, developing the creative abilities of children are described. The author considers new forms of work, which became possible only with the help of a music computer. It is shown that the use of a music computer gives more opportunities for using creative tasks in a lesson. An invaluable help in solving the problem of an earlier serious involvement of children in the music art is rendered by a music computer, since the interest of modern children to the computer is enormous. These tasks are solved only taking into account the possibilities and peculiarities of the psychology of perception of children of primary school age, on the basis of education of deep interest, love of music, desire and the need to listen to it and think about it. The use of computer technologies at lessons on "Listening to Music" allows more effective solving the main tasks of music education: first of all, the education of love and interest in music, the understanding of musical art, the development of musical abilities of students, etc. But the most important difference of the course is that the use of a music computer is enables students to become active listeners. Thus, the introduction of a music computer in this subject will improve the traditional education that a young musician receives at school.
Key words: music computer, listening to music, education.
Ю.Н. Киселева, соискатель РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В КУРСЕ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
Курс «Слушание музыки» является важным звеном в музыкальном образовательном процессе ребёнка. Слушание музыки воспитывает любовь и интерес к музыке, учит понимать ее язык, развивает эмоциональную отзывчивость. Статья посвящена анализу и описанию новых возможностей и инновационных технологий в преподавании данного предмета, появившимся благодаря музыкальному компьютеру, которые только начинают использоваться в музыкальной школе и соответствуют требованиям современной педагогики. В работе дан широкий обзор компьютерных программ, соответствующих возрастным особенностям детей. Описаны обучающие программы, иллюстрирующие и развивающие творческие способности детей. Рассмотрены новые формы работы, которые стали возможны только при помощи музыкального компьютера. Показано, что применение музыкального компьютера дает более широкие возможности использования творческих заданий на уроке.
Неоценимую помощь в решении задачи более раннего серьёзного приобщения детей к музыкальному искусству оказывает музыкальный компьютер, поскольку интерес современных детей к компьютеру огромен. Решаются эти задачи только с учетом возможностей и особенностей психологии восприятия детей младшего школьного возраста, на основе воспитания глубокой заинтересованности, любви к музыке, желания и потребности её слушать и о ней размышлять. Использование компьютерных технологий на уроке «Слушания музыки» позволяет более эффективно и плодотворно решать основные задачи музыкального образования: это, прежде всего, воспитание любви и интереса к музыке, понимание музыкального искусства, развитие музыкальных способностей учащихся и многое др. Но самое главное отличие урока «Слушание музыки» с использованием музыкального компьютера - это возможность ученика стать активным слушателем. Таким образом, введение музыкального компьютера в данный предмет лишь усовершенствует традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе.
Ключевые слова: музыкальный компьютер, слушание музыки, образование.
Что слышит ребёнок, когда слушает музыку? «Дети воспринимают музыку как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда могут разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но дети уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений» [1, с. 6].
Курс «Слушание музыки» учит понимать классическую музыку, максимально обогатить слуховой багаж учащегося. Воспитание неподдельного интереса к музыкальному искусству, создание таких условий, при которых ребёнок навсегда останется истинным поклонником классической музыки, основная задача программы «Слушание музыки».
Предмет «Слушание музыки» позволяет ребёнку осознать мир звуков как особую реальность, то есть научиться понимать музыку, научиться слышать и слушать музыку. Музыкант-профессионал должен быть не только прекрасным исполнителем музыкальных произведений различных стилей и жанров, но, в первую очередь - подлинным проводником музыкального искусства, способным правильно оценить то или иное явление музыкальной культуры с точки зрения его гуманистической направленности, общечеловеческой значимости, степени эстетической, художественной ценности. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2; 3; 4] играют большую роль в преподавании дисциплины. Музыкальный компьютер (МК) [5; 6; 7] не изменяет учебный процесс, а совершенствует, что наилучшим образом сказывается на усвоении материала учащимися, посещаемости занятий, дальнейшем образовании в области музыки.
Для проведения уроков с использованием МК необходимо иметь специально оборудованный класс. У каждого ученика должно быть свое рабочее место для одновременного выполнения заданий всеми обучающимися. Основная комплектация МК: монитор, процессор, клавиатура, мышь позволяют ребёнку свободно оперировать теоретическим и практическим материалом. Дополнительное оборудование: звуковая плата, имеющая готовые наборы тембровых коллекций (инструментальные банки) и позволяющая существенно расширить возможности обучения и музыкального творчества, поскольку превращает компьютер в полноценный музыкальной инструмент, MIDI-клавиатура, позволяющая использовать на уроке активную форму деятельности -музицирование. Динамический микрофон используется для записи голоса. Наушники закрытого типа позволяют работать в классе всей группе одновременно, не создавая помех друг другу. Компьютер преподавателя должен быть укомплектован дополнительным оборудование для чтения и вывода музыкальной информации любого формата. Визуальная информация демонстрируется на настенном экране. Для совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключаются к Hi-Fi усилителю и студийным акустическим системам. Все компьютеры должны иметь высокоскоростной доступ в Интернет. В настоящее время в Интернете можно найти большое количество специализированных музыкальных сайтов (см. подробнее в работах [8; 9; 10; 11]). Таким образом, данное оборудование позволяет использовать учебное время максимально эффективно.
Программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса весьма разнообразно и подбирается с учетом возрастных особенностей учеников. «В младшем школьном возрасте дидактические задачи наиболее естественно решаются в игровой форме. Все образовательные программы можно сгруппировать в следующие классы: развивающие игры, обучающие игры, игры-эксперименты, игры-забавы, диагностические игры. Музыкально-компьютерные образовательные программы включают: электронный учебник - компьютерная программа, представляющая собой банк текстов и музыкального материала, электронная музыкальная энциклопедия - компьютерная программа, представляющая банк данных, имеющая
богатый видеоряд, библиотечные информационно-поисковые системы, компьютерные программы контроля знаний» [12, с. 24]. Все эти программы помогают педагогу в создании яркого и образного урока.
Тема «Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь». Изучение темы в самом начале учебного курса напрямую связано и созвучно с предметом, изучаемым в начальных классах общеобразовательной школы, природоведением. Ребёнок познает, изучает и наблюдает за природой с самого рождения. Точно также и музыка окружает нас на протяжении всей жизни. Поэтому нет ничего естественнее, чем начать изучение музыкального искусства с произведений, посвященных образам природы. Главной задачей данной темы является развитие наблюдательности детей, желания описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток. Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. Перед прослушиванием музыкального произведения педагог сообщает новые сведения, кратко рассказывает о композиторе и его музыке, постоянно вовлекая в разговор детей различного рода вопросами и заданиями. Музыкальные примеры, предназначенные для прослушивания небольшие по размеру, программные и ясные по форме. В нашем пользовании имеется экран компьютера. Можно создать специальную страничку, куда будем вписывать фамилию композитора, прослушанное произведение, вносить иллюстрации портретов композиторов, исполнителей его произведений, подбирать рисунки к музыке.
Полезной формой работы в начальный период обучения может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов, рисунков.
Изучая тему «Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Разные природные явления» ученик познакомится с такими известными композиторами как: А. Вивальди, П.Чайковский, Э. Григ, С. Прокофьев, В. Калинников, К. Дебюсси, Д. Кабалевский, их произведениями, а также узнает интересные факты их жизни. Подбирая рисунки и стихи к прослушанной музыке, дети познакомятся с замечательными поэтами: Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, А. Толстым, Н. Некрасовым. Прослушивая произведение Э. Грига «Утро», педагог обращает внимание детей на усиление громкости в этом произведении и затем вводит понятие динамики. Теоретический материал высвечивается на настенном экране, также дублируется у каждого в компьютере.
После прослушивания произведения и выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких средств выразительности.
На заключительном уроке данной темы проводится викторина, где представлены незнакомые произведения, дети должны сами предложить названия и подобрать к ним стихи и иллюстрации из заранее подготовленных педагогом сюжетов. Если группа многочисленная, можно дифференцировать работу детей: часть из них отгадывает название музыкального произведения, другая часть подбирает стихи, третья - подбирает подходящие картины; затем поменять задания группам. После прослушивания музыки педагог уточняет предложенные детьми названия, сообщает имена авторов музыки, стихов, картин и дает краткие биографические сведения о них.
Тема «Движение в музыке. Марши и танцы» Внимание детей фиксируется на предназначении музыки в нашей повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. Детям демонстрируются разные виды маршей - детский, военный, спортивный, траурный. Изучая танцы, педагог знакомит детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показывает наиболее яркие образцы различных национальных танцев - русских (камаринская, трепак, барыня),
украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (лезгинка и полонез). При изучении танцев педагог показывает ученикам картинки, изображающие костюмы, движения танцев и видео самих танцев. «На таких занятиях музыкальные впечатления у детей становятся более яркими и надолго сохраняются в памяти» [13, с.5].
При прослушивании маршей и танцев обращается внимание детей на характер движения, создаваемого музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). При закреплении материала данной темы нам поможет программа «Автоаранжировщик» (например, Band-in-a-Box). Дети с помощью педагога гармонизуют период Т^^-Т, «зацикливают» период и, используя МЮ1-клавиатуру, каждый ученик в наушниках пробует сочинить марш. Такой многофункциональный инструмент - МК - позволяет внести новые элементы, открывающие для творчества детей новые возможности и вызывающие у них большой интерес к занятиям. Развитие творческих способностей детей имеет большое значение в музыкальном образовании ребёнка [14; 15; 16].
Тема «Фольклор». Изучая с детьми фольклор, следует вместе вспомнить народные праздники, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, изображения на-
Библиографический список
родных костюмов, рассказать о промыслах. «Главная задача -создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию» [13, с. 14]. Знакомство с фольклором происходит как путешествие по народному календарю. Начинается с зимних народных обрядов и песен (Святки, Рождество, Масленица). Весна (встреча весны, прилет птиц, весенние заклички). Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала). Осень (жатва). При изучении данной темы мы можем научить детей записывать голос через микрофон. Песни-веснянки, считалки, дразнилки, потешки, прибаутки детям этого возраста очень близки. Красочный интерфейс программы позволяет ученикам легко в ней ориентироваться. «С помощью систем мультимедиа детям дается возможность собирать информацию, обмениваться ею, обрабатывать, играть с нею, визуализировать ее, спорить, критиковать, убеждать. Благодаря этим видам действия ученик достигает более глубоких уровней собственного понимания» [12, с. 21]. Многообразие программных продуктов позволило нам разнообразить и усовершенствовать учебный процесс курса «Слушание музыки».
1. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. Москва, 2002.
2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.
6. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
7. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
8. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.
9. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург, 2014.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
12. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Санкт-Петербург, 2007.
13. Владимирова О.А. Рабочая программа дисциплины. «Слушание музыки» для ДмШ и ДШИ. Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2006.
14. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Санкт-Петербург, 2007.
15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
16. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.
17. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.
18. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2017: 44 - 51.
References
1. Careva N.A. Slushanie muzyki. Metodicheskoe posobie. Moskva, 2002.
2. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
7. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
8. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.
9. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
12. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Sankt-Peterburg, 2007.