УДК 373.2
В.В. Вавиловцева, И.А. Синкевич V.V. Vavilovtseva, I.A. Sinkevich
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» г. Мурманск, Россия Murmansk Arctic State University Murmansk, Russia
ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
THE USE OF ANIMATION TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE PRACTICE IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES
IN OLDER PRESCHOOLERS
Аннотация. В статье рассматривается актуальность исследования креативности. Раскрывается многообразие понятия креативности. Приводится краткий анализ результатов первичного исследования креативности у дошкольников. Дается обоснование применение анимационных технологий в развитии креативности у дошкольников.
Abstract: The article discusses the relevance of the study of creativity. The diversity of the concept of creativity is revealed. A brief analysis of the results of the primary study of creativity in preschool children is given. The article substantiates the use of animation technologies in the development of creativity in preschool children.
Ключевые слова. креативность, творческое мышление, анимационные технологии, мультипликация, творческие способности, воображение.
Key words: creativity, creative thinking, animation technologies, animation, creative abilities, imagination.
В современном обществе, с перерождающимися общественными процессами, активным внедрением инновационных технологий, цифротизацией всех социальных структур появляется
большая востребованность в творчески мыслящих личностях, способных принимать нестандартные решения и быстро адаптироваться к условиям нестабильного, стремительно меняющегося мира. В ходе усложняющихся процессов окружающего мира происходят трансформации в психологическом и физическом состояния людей, что вызывает потребность в нестандартном мышлении, большей гибкости, в ходе которых творчество становится чуть ли не единственной стратегией, позволяющей человеку выживать в современных условиях, при этом оставаясь самим собой. В связи с чем становится востребованной креативность и формирование нового мировоззрения на основе творческой действительности.
Актуальность проблем исследования и развития креативности у старших дошкольников диктуется запросами современного образования и потребностями общества, в связи с необходимостью формирования творчески мыслящих личностей, способных принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к современным условиям порой нестабильного, стремительно меняющегося мира. В отечественной и зарубежной психологии изучением вопросов развития креативности занимались и продолжают заниматься многие отечественные и зарубежные исследователи: Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, Ф. Вильямс, В. Н. Дружинин, Е. П. Ильин. М. А. Холодная, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, Н. Ю. Посталюк, В. А. Якунин, Т. А. Барышева, Е. Е. Туник, В. Т. Кудрявцев, И. А. Малахова и др.
Лаконичное определение креативности по Дж. Гилфорду подразумевает продуктивное, дивергентное мышление, Э. П. Торренс приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана, прежде всего, с процессом решения проблем. По мнению психолога В. Т. Кудрявцева слагаемые креативного потенциала
ребенка-дошкольника составляют: реализм воображения, способность видеть целое раньше частей и преобразовательная инициатива [4].
Наш интерес к исследованию развития креативности у старших дошкольников продиктован современными стандартами дошкольного образования, устанавливающими требования к определенным условиям творческого развития ребенка.
На первичном этапе исследования была проведена диагностика изучения креативности у старших дошкольников детского сада в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Выбор возраста испытуемых обусловлен анализом результатов исследователей, занимавшихся изучением процессов развития творческого мышления у детей дошкольного возраста: В. Н. Дружинина, Э. П. Торренса, Т. Ковач, О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкой, по мнению которых, активный период развития творческого мышления, в зависимости от разных критериев оценки, колеблется от полутора до пяти-шести лет и окончательно формируется к семи-восьми годам.
Для диагностики уровня развития креативности у старших дошкольников была использованы методика «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты» Е. Е. Туник, батарея субтестов, разработанных для детей в возрасте от 5 лет. Графический анализ результатов выполнения теста представлен в диаграмме соотношения баллов по результатам выполнения теста Е. Е. Туник и установленным критериям:
1) беглость (max.- 12 б.)
2) гибкость (max.- 11 б.)
3) оригинальность (max.- 36 б.)
4) разработанность (max.- 36 б.)
5) название (max.- 36 б.)
средний балл
тах балл средний балл ■ тах балл
Рис. 1. Соотношение баллов по результатам выполнения теста Вильямса и установленным критерия
Источник: анализ автора
исследования был выявлен ряд проблем, с которыми столкнулись испытуемые:
- шаблонность мышления, ограниченность творческого поиска в необычном использовании стандартного предмета;
- затруднения с процессом воображения, представления необычной ситуации, т.е. дети не могут абстрагироваться, представить ситуацию и развивать ее, если нет конкретного изображения;
- проблема воображения, фантазирования в ситуации временного ограничения либо ограничения конкретной темой;
- затруднения при быстром переключении, с одного задания на другое;
- затруднения при описании и поиске разнообразных качеств предмета;
В ходе описания анализа результатов проведенного
- затруднения при составлении изображения на бумаге из геометрических фигур, то есть проблема создания образа в воображении, а затем изображения этого образа в рисунке.
- затруднения в творческом восприятии, когда нужно рассмотреть какой-либо предмет по неопределенным очертаниям.
Анализируя затруднения, которые возникли у детей при выполнении диагностических тестов можно составить следующую структуру и продолжают заниматься качеств, необходимых для развития креативности у дошкольников:
Креативность
Образное мышление
Порождение новых идей
Интерес к необычным, новым явлениям
Творческое восприятие
Визуализация и создание мысленных образов
Вербальная креативность
Любознательность
Скорость мышления, гибкость ума
Способность переключаться между задачами
Рис. 2. Структура компонентов развития креативности
Источник: анализ автора
Таким образом, анализ результатов первичной диагностики уровня креативности у дошкольников показал необходимость
разработки программы для формирования креативности у детей в процессе образовательной деятельности.
В настоящее время в системе дошкольного образования в развитии детей актуально использование цифровых технологий. Одним из направлений, которых является технология создания анимационных фильмов (мультфильмов), как вспомогательный метод в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Анимация является результатом синтеза искусства и технологического прогресса[5, с.7]. По мнению классиков анимации, возможности ее как вида искусства еще далеко не раскрыты, и она играет немаловажную роль в развитии творческих процессов личности. Только в анимации, как в единственном виде киноискусства от замысла до конечного результата - весь процесс воплощается руками создателя, его идеями, творческим мастерством.
«Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии» этот емкий афоризм принадлежит югославскому режиссеру Душану Вукотичу[1, с.3], и с ним согласны крупнейшие мастера анимации из разных стран.
В мире анимационного искусства рождаются неповторимые произведения, вершатся великие творческие открытия.
Достоинство технологии анимации состоит в универсальности, в том, что он является интегративным методом в развитии различных видов детской деятельности, а также позволяет развивать воображение, вербальную креативность, стимулирует у детей творческую инициативность.
Рис. 3. Компоненты креативности (творчества) в структуре анимационных технологий
Источник: анализ автора
В процессе создания мультфильма, дошкольник воплощает в действительность свой неповторимый уникальный мир, в котором все предопределяет его собственная фантазия и воображение. Мир, где любым его замыслам предоставляется абсолютная свобода, одновременно пополняя свой багаж знаний об окружающей его реальности. Только в анимации совмещая в единый компонент рисунки, музыку, персонажей, их голоса, движение - у детей развиваются креативные способности. Дошкольники учатся передавать свои мысли и чувства, развивать свой творческий потенциал.
Таким образом, в процессе анимационного творчества, применяя в образовательной среде в работе с дошкольниками многообразные техники создания мультфильмов, появляется эффективная возможность развития различные стороны креативных способностей у детей.
Библиографический список:
1. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. Москва : ''Искусство'', 1974. 285 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 1999. 368 с.
3. Ильин. Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: «Питер», 2009. 434 с.
4. Кудрявцев В. Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели [Электронный ресурс]. URL: https://tovievich.ru/book/voobragenie/5542-kreativniy-potentsial-rebenka-opit-postroemya-teoretikoeksperimentalnoy-modeli-i.html (дата обращения: 27.02.2021).
5. Куркова Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации: учебное пособие для вузов.Москва : Издательство Юрайт, 2020. 234 с.
6. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. 44 с.