Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедова М.Р., Шарбузова Х.З., Халилова А.А.

Статья посвящается психологическим особенностям развития и пове6дения детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магомедова М.Р., Шарбузова Х.З., Халилова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT AND BEHAVIOUR OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article is devoted to the psychological characteristics of development and pove6denija of children deprived of parental care. Personality characteristics of the child outside of the family vospityvajushhegosja.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

УДК 159.9

Магомедова М.Р. студент

филологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре ШарбузоваХ.З., к.п.п.

доцент

кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

ДГУ

филиал в г. Кизляре Халилова А. А. старший преподаватель ДГУ в г. Кизляре ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Статья посвящается психологическим особенностям развития и пове6дения детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Magomedova M.R.

Student of the Faculty of philology of the branch of FEDERAL STATE

""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar

Khadizhat Sh.Z. k. p.

Associate Professor of Humanities and natural science

Branch disciplines DSU in Kizlyar

Khalilova A.A.

Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT AND BEHAVIOUR OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article is devoted to the psychological characteristics of development and pove6denija of children deprived of parental care. Personality characteristics of the child outside of the family vospityvajushhegosja.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) - актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах - от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому.

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья - первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи Проблемы интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-

воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников свидетельствует, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

Использованные источники:

1. Абдулаева М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. - 2016. - С. 70-72.

2. Николаева Т.Н., Атаманова Г.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание, как основа формирования личности младшего школьника // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. - 2016. - С. 98-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.