Научная статья на тему 'Значение музыкального воспитания в становлении личности воспитанников детских домов'

Значение музыкального воспитания в становлении личности воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОТКЛОНЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА / CHILD'S PERSONALITY DEVELOPMENT / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / DEVIATIONS IN PERSONALITY DEVELOPMENT / MUSICAL ART / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнева Татьяна Михайловна

В статье определяются проблемы становления личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отклонения в личностном развитии воспитанников детских домов наблюдаются в интеллектуальной, эмоционально-волевой, духовно-нравственной, социальной сферах. Музыкальное искусство личности играет одну из ведущих ролей в процессе становления. Являясь средством всестороннего познания действительности, музыка воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства, нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Musical Education for Personality Formation in Orphanages

The article addresses the problems of orphan children's and left without parental care children's personality formation. There are intellectual, emotional and will power, moral and social deviations in orphans' personality development. Musical art plays one of the most important roles in personal development. As a means of comprehensive reality perception music educates and forms one's outlookand perspective on life, shapes feelings, emotions, and moral principles, broadens the mind, strengthens ideological positions and creates ideals.

Текст научной работы на тему «Значение музыкального воспитания в становлении личности воспитанников детских домов»

УДК 371.036 ББК Ч 31.355

Т. М. Лежнева

г. Чита, Россия

Значение музыкального воспитания в становлении личности воспитанников детских домов

В статье определяются проблемы становления личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отклонения в личностном развитии воспитанников детских домов наблюдаются в интеллектуальной, эмоционально-волевой, духовно-нравственной, социальной сферах. Музыкальное искусство личности играет одну из ведущих ролей в процессе становления. Являясь средством всестороннего познания действительности, музыка воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства, нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы.

Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; отклонения в личностном развитии; музыкальное искусство; воспитание человека; становление личности ребёнка.

T. M. Lezhneva

Chita, Russia

The Role of Musical Education for Personality Formation in Orphanages

The article addresses the problems of orphan children’s and left without parental care children’s personality formation. There are intellectual, emotional and will power, moral and social deviations in orphans’ personality development. Musical art plays one of the most important roles in personal development. As a means of comprehensive reality perception music educates and forms one’s outlook and perspective on life, shapes feelings, emotions, and moral principles, broadens the mind, strengthens ideological positions and creates ideals.

Keywords: orphan children, children left without parental care, deviations in personality development, musical art, upbringing, child’s personality development.

В начале нового тысячелетия остро осознаётся необходимость приобщения человека к культуре, потребность общества в образованном, воспитанном человеке. Результатом освоения культурных норм и ценностей, обычаев, традиций, языка становятся духовные личностные качества человека. Культура формирует личность и тем самым в значительной степени регулирует её поведение. Развитие и совершенствование личности может привести к качественному изменению условий жизни, к благосостоянию общества.

Человек в процессе формирования и развития личности обретает социальные и культурные качества. Социокультурное содержание понятия «личность» определяет отношение человека к людям, обществу, труду, природе, событиям, происходящим в жизни каждого человека, гуманность, духовность, способность к творчеству и успешность адаптации к современным условиям. Особое значение приобретают цели и идеалы, делающие жизнь человека одухотворённой и осмысленной. Существенной характеристикой личности человека является её общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и

убеждений. Речь, сознание, поведение, привычки связаны, прежде всего, не с физическим бытием человека, а с его общественной деятельностью.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется определённой степенью независимости от общества и способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности мышления, воли, самосознания как способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Личностное развитие человека предполагает возможность свободно распоряжаться своей жизнедеятельностью, прогнозировать результаты своих усилий, двигаться к поставленной цели.

Особенно важной проблема становления личности является для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты психологического обследования воспитанников детских домов свидетельствуют о значительных проблема в их развитии. Наибольшие отклонения от нормального развития личности наблюдаются в интеллектуальной, эмоционально-волевой, духовно-нравственной, социальной сферах.

© Т. М. Лежнева, 2011

137

Причинами проблем личностного развития детей могут быть врождённо-наследственные факторы, нарушения мозговой деятельности, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы, а также образовательно-воспитательная среда. Исследования психологов свидетельствуют о том, что основными причинами снижения уровня развития личности детей, воспитанников детских домов, являются влияние окружающей среды, педагогическая запущенность, отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми.

Социальная ситуация развития воспитанников детских домов характеризуется тем, что они постоянно, круглосуточно пребывают среди детей и взрослых. В условиях детского дома у детей отсутствует пространство для уединения, нет достаточного количества личных вещей, что приводит к затруднению осознания себя как личности. Реализация собственных потребностей ребёнка в окружающей его среде часто происходит через физическую силу и агрессию, асоциальные формы поведения. Гнетущее напряжение, отчаяние, гнев от неумения построить отношения с окружающими людьми вызваны нереализованной потребностью в любви и признании ребёнка, лишенного родительского попечительства.

Невысокий уровень интеллектуального развития ребёнка часто является причиной отставания в учебной деятельности. Это выражается в неразвитости познавательных процессов: неустойчивости внимания, слабой памяти, недостаточно развитом абстрактно-логическом, наглядно-образном мышлении, низкой эрудиции. Воспитанник проявляет ограниченность знаний, интеллектуальную пассивность, недостаточность и своеобразие словарного запаса, равнодушие к происходящему и снижение интереса к различным видам деятельности, отсутствие воли, самосознания, повышенную внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения. Дети испытывают трудности в общении со своими сверстниками, воспитывающимися в семьях, с окружающими ребёнка взрослыми людьми.

Наибольшие трудности и отклонения в развитии личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоционально-волевой сфере. Эмоции являются важнейшим компонентом деятельности человека, определяют его отношения к окружающему миру и самому себе. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоциональная сфера является важным показателем благо-

получия мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, возможных перспективах в развитии.

Если в познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет своё отношение к содержанию познаваемого. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Специфические условия жизни в закрытом учреждении интернатного типа нарушают эмоциональное состояние ребёнка, искажают его психическую сферу. В поведении ребёнка, воспитывающегося в детском доме, наблюдается снижении самоорганизации, неуверенность в себе, повышенная тревожность, чувствительность, агрессия. Быстрое психическое утомление, низкая самооценка, неспособность к адекватному взаимодействию с окружающими людьми приводят к нарушению эмоциональных контактов с окружающими, психическим расстройствам, асоциальному поведению. Это является серьёзным препятствием на пути взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Нравственное развитие воспитанников детского дома является важнейшей детерминантой позитивного развития личности и во многом зависит от её интеллектуального и эмоционально-волевого уровня. Воспитанники младшего возраста часто совершают аморальные поступки по недомыслию, импульсивному желанию получить необходимое, отомстить обидчику, не понимая настроение и чувства окружающих людей. В старшем возрасте нравственные проблемы имеют более серьёзный характер. Низкая моральная устойчивость выражается в достаточно осознанном, терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести при отклонении от нравственных норм.

Дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, оказавшись в закрытом детском учреждении, испытывают также трудности социализации. Ребёнок уже в детстве попадает в мир социальных отношений, осваивая ту или иную роль и становясь личностью. Отсутствие необходимых для ребёнка семейных контактов в приводит к формированию ложного представления о

своей социальной роли. Ребёнок-сирота занимает позицию потребительства, вседозволенности, отчуждения от окружающих людей.

Таким образом, существуют значительные проблемы в развитии личности ребёнка, воспитывающегося в детском доме. Несформированность мотивов обучения, эмоционально-волевой сферы, нарушения социального становления, снижение уровня самоорганизации, целеустремленности, неуверенность в своих силах приводят к отклонениям личностного развития. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах, а в старшем возрасте проявляются в непригодности ко многим видам профессиональной деятельности интеллектуального характера и проблемах социального взаимодействия. Если ребёнок не получил поддержки и заинтересованного внимания в раннем возрасте, то в дальнейшей жизни он в достаточной степени не обладает навыками социального поведения, которые необходимы для успешной адаптации в различных сферах жизнедеятельности.

Воспитанники детских учреждений нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении, которое должно состоять в избавлении от стремления к иждивенчеству, состояния агрессии, эмоционального негативизма, в создании правильной жизненной позиции к окружающему миру. Это сложный процесс, требующий реализации разнообразных подходов и концепций воспитания. Необходим поиск путей активизации приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к содержательной, возвышенной, духовной жизни, к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе.

Среди ценностей гуманистического воспитания наиболее важными является уважительное отношение к личности подрастающего человека, учёт возможностей, склонностей, интересов ребёнка, демократический стиль отношений взрослых и детей. Личностно ориентированный подход к воспитанию и обучению детей будет способствовать формированию физических и психических качеств, необходимых человеку на протяжении всей его жизни. А. Я. Флиер отмечает, что одной из важнейших целей культурной политики нашего государства становится «приобщение людей к знанию и интересу, ко всему многообразию культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в

доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности» [10, с. 410].

Высокий уровень личностного развития проявляется в наличии разносторонних знаний, которые определяют отношение человека к людям, обществу, труду, природе, ко всем событиям, происходящим в жизни. Человек усваивает образцы, стандарты, в соответствии с которыми строятся его представления о мире, не только отражающие действительность, но и объясняющие её. В процессе овладения новыми знаниями у человека происходит их систематизация, формируются обобщения более высокого уровня. Применение знаний к решению социальных проблем позволяет правильно ориентироваться в жизненной ситуации.

Овладение новыми знаниями, приобретение ценностно-смысловых ориентиров, выработка навыков общения, норм поведения, форм развитого мышления и эмоциональной жизни, характерных для современного общества, может происходить через художественное воспитание. Обращение детей к произведениям искусства помогает в образной форме освоить окружающий мир. Во время этого процесса происходит воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, нравственную, социальную сферы личности. «Художественный образ целостен, как целостно и восприятие ребёнком окружающего мира, того мира, в котором всё одушевлено и имеет свой язык, обращённый к чувствам, разуму, душе и сердцу человека» [9, с. 12].

Являясь средством всестороннего познания действительности, искусство воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства, нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы [2, с. 8]. Человек не только познает окружающую действительность, но и осознаёт и утверждает себя как личность. Благодаря неповторимому индивидуальному характеру художественных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическому наслаждению от общения с произведениями искусства, представления и убеждения, заложенные автором, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большой мере определяется социальная ценность искусства, его воспитательная и преобразующая роль.

В разное время проблемами художественного воспитания занимались философы, педагоги, психологи, музыканты, художники. Воспита-

тельную роль искусства отмечали древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон и др. В работах философов Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, Л. Н. Столовича и др. искусство исследуется как явление чрезвычайно многозначное, полифункциональное. Психологи В. М. Ал-лахвердов, Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев,

B. И. Петрушин и др. в своих трудах обозначили влияние различных видов искусства на развитие личности с учётом возрастных особенностей. Значением музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения и изучением его функций в жизнедеятельности общества занимались Б. В. Асафьев, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова,

Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Рапац-кая, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др. Публикации

О. А. Ворожцовой, Е. А. Лобановой, Е. З. Яхниной и др. посвящены теме использования искусства в коррекционной работе с детьми.

Музыкальное искусство занимает в процессе художественного воспитания одну из ведущих позиций. Проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на становление и развитие подрастающего поколения интересовала многих музыкантов-психологов, музыкантов-педагогов, методистов. Учёные рассматривали музыку как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития учащихся. Достаточно изучен аспект, связанный с ролью музыки в воспитании умственной активности детей.

Философы разных стран отмечали важное значение музыки в развитии умственной сферы человека. По мнению В. В. Ванслова, музыкальное искусство, отражая действительность в художественных образах, способно воспитывать детей, воздействовать «не только путём сообщения им определенных знаний и идей, но и путём непосредственного показа, что является прекрасным в жизни, достойным утверждения и развития» [3, с. 34]. В. А. Сухомлинский в своих трудах определил значительные возможности музыки в умственном воспитании детей. «Музыка - могучий источник мысли, могучее средство самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, вливает в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу» [8, с. 57].

Основополагающую роль в процессе познания играет человеческое мышление, под которым понимается вид умственной деятельности, процесс получения информации и сопоставления её с новыми эмпирическими данными. По мнению

C. Л. Рубинштейна, мышление - это, прежде все-

го, сложная аналитико-синтетическая деятельность человека [7, с. 12]. Сущность восприятия музыкального произведения заключается в стремлении слушателя понять идею композитора, дать социальную и художественную оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры. Стремление направлять внимание детей на музыкальный образ лежит в основе развития мышления.

Воздействие музыки на человека проявляется также в пробуждении у слушателя активной эмоциональной реакции. Переживание, вызванное музыкой, становится естественной реакцией организма. Ребёнок в ходе музыкального восприятия неизбежно соинтонирует, «проживает» воспринимаемую музыку, воспринимает её как близкий для себя объект [4, с. 39]. Человек расширяет рамки привычных чувствований, неосознанно или сознательно «примеряя» к себе и переживая те эмоциональные состояния, которые не входят в структуру его природного темперамента. «Музыкальное переживание в этом случае становится средством, с помощью которого осуществляется личностный рост учащегося» [6, с. 345].

Музыкальное искусство способствует созданию и распространению духовно-нравственных ценностей, образующих культурную сокровищницу человечества. Духовные ценности влияют на взаимодействие искусства и человека и определяют качество существования человека в обществе. Нравственный потенциал искусства позволяет человеку задуматься о смысле жизни, сопереживать другому человеку, вырабатывать собственные ценностные установки по отношению к жизненным обстоятельствам.

Изображая с помощью музыкальных средств выразительности события, факты, отношения между людьми, выражая к ним общественное отношение - радость, грусть, скорбь, негодование и т. д., музыка способствует усвоению элементов окружающего мира - регулятивов, норм, правил общественного поведения. Это подтверждается словами А. Я. Флиера: «Философия, религия, искусство, образование, воспитание и пр. так или иначе обучают человека тому, как следует, а как не следует поступать, говорить и думать, живя в обществе совместно с другими людьми и не желая эту общность разрушить» [10, с. 435].

Музыкальное искусство может рассматриваться как способ коммуникации, закрепляющий связь между человеком и окружающими людьми. Благодаря искусству человек может побывать в других эпохах и странах, познакомиться с други-

ми поколениями, людьми, в образах которых композитор отразил свои собственные представления, современные ему взгляды, настроения, чувства. Музыка является своеобразным средством общения, способствует самопознанию и самовыражению человека в обществе. Совместный характер участия в музыкальной деятельности способствует развитию социально значимых навыков общения и поведения в коллективе.

Средствами музыкального искусства у ребёнка воспитываются стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого и безобразного в учебе, труде, общественной деятельности, спорте, взаимоотношениях с людьми, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Повысив в творчестве свою художественную культуру, воспитанники становятся гораздо более восприимчивы к воздействию произведений искусства, совершенствуют и развивают свой вкус и способность к художественному

восприятию жизненных явлений. Участие в художественной самодеятельности для многих молодых людей является этапом, с которого начинается формирование культурной, всесторонне развитой личности, отвечающей запросам современного общества.

Таким образом, музыкальное искусство развивает и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции, рождает идеалы. Приобщение к искусству воспитанников детских домов будет способствовать формированию их ценностных ориентиров и духовно-нравственных качеств, умственных способностей и эмоциональной открытости в отношениях с окружающими людьми. Творческая деятельность поможет развить у воспитанника адекватную самооценку, осознанное отношение к своим действиям, умение прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные задачи в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Арт-педагогика: современное состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. 304 с.

2. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

3. Ванслов В. В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953. 180 с.

4. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. 90 с.

5. Педагогический потенциал искусства: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.

Н. Ю. Сергеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. Ч. 1. 256 с.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. 384 с.

7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Просвещение, 1957. 215 с.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Просвещение, 1969. 164 с.

9. Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе. 2001. № 4. С. 12.

10. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 492 с.

Рукопись поступила в редакцию 25.02.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.