Научная статья на тему 'Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения'

Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3805
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основные группы детей / оставшихся без попечения родителей / особенности развития детей / сопровождение детей / special features of parentless children's development / parentless children's accompany / basic groups of parentless children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гапеенкова Светлана Максимовна

Проведён анализ имеющихся теоретических и практических исследований отличительных особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены основные группы детей данной категории, обобщены и описаны их специфические особенности. Показано, что в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, возможны многочисленные искажения. Сделан вывод о необходимости комплексной реабилитационной работы с этими детьми специалистов службы сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of available theoretical and practical research of the special features of parentless children's development is carried through. The basic children's groups of that kind are selected, their special features are united and described. It is shown that large distortions in the parentless children's development are possible. We came to a conclusion that the composite restoration work with these children in accompanying service is necessary.

Текст научной работы на тему «Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 376. 64

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ИХ УЧЁТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

© С.М. ГАПЕЕНКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: mamasonya@yandex.ru

Гапеенкова С. М. - Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 111-119. - Проведён анализ имеющихся теоретических и практических исследований отличительных особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены основные группы детей данной категории, обобщены и описаны их специфические особенности. Показано, что в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, возможны многочисленные искажения. Сделан вывод о необходимости комплексной реабилитационной работы с этими детьми специалистов службы сопровождения.

Ключевые слова: основные группы детей, оставшихся без попечения родителей, особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей.

Gapeenkova S. М. - The special features of parentless children’s development and their consideration in accompanying service’s activities // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 111-119. -

The analysis of available theoretical and practical research of the special features of parentless children’s development is carried through. The basic children’s groups of that kind are selected, their special features are united and described. It is shown that large distortions in the parentless children’s development are possible. We came to a conclusion that the composite restoration work with these children in accompanying service is necessary.

Keywords: basic groups of parentless children, special features of parentless children’s development, parentless children’s accompany.

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Жизненная ситуация детей рассматриваемой категории характеризуется отсутствием у них тесного эмоционального контакта с близким взрослым, отсутствием положительных эмоциональных переживаний, что приводит к явлению, обозначаемому в настоящее время такими понятиями, как «материнская депривация», «социальная депривация», «психическая депривация», «эмоциональная депривация» и т. п. При очевидных различиях в представленной терминологии суть явления, которую они выражают, понятна и довольно однозначна.

ДЕПРИВАЦИЯ - опыт недополучения необходимого [7].

Проблема материнской депривации особенно широко изучалась в психоанализе. Этот вид депривации приводится в качестве основной причины невроза.

Депривационные теории невроза подразумевают, что депривация, перешедшая определённый ПОРОГ, вызывает соответственно необратимые пос-

ледствия, либо замедляя развитие, либо провоцируя ЗАЩИТЫ. Согласно одной из возможных схем, последовательность такова: депривация - ФРУСТРАЦИя - АгРЕССИя - ТРЕВОгА - ЗАЩИТА -ТОРМОЖЕНИЕ - возвращение вытесненного -ФОРМИРОВАНИЕ СИМПТОМА; по другой схеме: депривация - ФИКСАЦИЯ - замедленное развитие -устойчивость ИНФАНТИЛЬНОЙ потребности в материнской заботе и РЕГРЕССИВНОЕ поведение. Последствия массированной материнской депривации рассматриваются в теории СЕПАРАЦИИ, МАТЬ -РЕБЁНОК. Основной идеей теории является представление о том, что многие психические заболевания обусловлены отделением ребёнка от МАТЕРИ в младенчестве и в детском возрасте. Гипотеза заключается не в том только, что разделение является причиной страдания в данный момент или даже несчастья потом, а в том, что служит причиной определённых ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ, особенно ПСИХОПАТИИ, ФОБИИ и ДЕПРЕССИИ.

Ещё одной психоаналитической теорией этого направления является теория объектных отно-

шений [12]. Центральное понятие теории объектных отношений - понятие объекта - включает в себя все значимые элементы окружающей среды ребёнка, прежде всего мать или замещающую её фигуру. При обсуждении характера привязанности младенца к своей МАТЕРИ употребляется термин ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ. Объект в этом случае оказывается «любим» субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и не осознаётся субъектом как личность. Потеря объекта может приводить к возникновению СЕПА-РАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, основанной на страхе потерять отношения с объектом. Сторонники теории объектных отношений считают главным для нормального психического развития личности не удовлетворение инстинктов и влечений, а установление здоровых отношений с ближайшим окружением. Согласно теории опыт взаимоотношений с объектами в период раннего детства имеет решающее значение для последующего нормального психического развития.

Проблемы детского развития и роль диады ребёнок-мать обстоятельно рассматриваются и в эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений ребёнка. В младенческом возрасте формируется базовое отношение ребёнка к миру «доверие - недоверие». В случае полноценного удовлетворения жизненных потребностей ребёнка - телесных, эмоциональных, в общении - у него формируется отношение - базовое доверие к миру, которое во многом определяет формирование последующих линий развития, являющихся базовыми для других возрастных периодов. Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребёнком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше [5; 11].

Роль детских переживаний в последующих невротических расстройствах личности также рассматривала Карен Хорни. Она пишет, что при исследовании историй детства людей, страдающих неврозом, она установила, что общим знаменателем для всех них является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребёнок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, - внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но всё это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Ребёнок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями. Дети могут переносить очень многие лишения, если чувствуют, что они справедливы, необходимы или имеют важное значение. К. Хорни подробно рассматривает различные ситуации детства, отношений к ребёнку, имею-

щие психотравматический характер и приводящие в последствии к различным искажениям личностных качеств (враждебности к людям, ревности, беспомощности, страхам, тревожности и др.) [9].

В 60-80-е годы стали широко распространяться гуманистические идеалы, которые нашли своё отражение в различных гуманистических психолого-пе-дагогических концепциях. Одной из них стала гуманистическая теория К. Роджерса, также изучавшего роль детства в развитии личности. Он отмечал, что по мере взаимодействия с окружающей средой ребёнок постепенно вырабатывает понятия о самом себе, об окружении и своём отношении к нему. Эти понятия невербальны и не представлены в сознании, что не мешает им функционировать в качестве ведущих принципов. Социальный опыт, оценки со стороны других становятся частью собственного феноменального поля ребёнка наряду с другим опытом, не связанным с другими людьми. Именно в раннем возрасте происходит искажение символизации опыта, а также пресечение осознания опыта, что становится важным фактором формирования неадекватных механизмов психологической регуляции. Эти последствия наступают в случае, когда ребёнок ощущает негативные оценки со стороны родителей, угрозу или отвержение. Первым и самым важным аспектом переживания самости у обычного ребёнка является то, что родители его любят. Он воспринимает себя как объект любви, как заслуживающего любви и своё отношение к родителям как любовь. Всё это ребёнок переживает с удовлетворением. В этом состоит важный, сущностный элемент структуры самости, определяющий начало её формирования [8].

В дальнейшем начался современный этап экспериментально-теоретического изучения проблемы детской депривации, осуществляемый в русле теории привязанностей. Основоположником теории считают Дж. Боулби, у которого были и в настоящее время есть последователи. Привязанность можно определить как близкие, тёплые, основанные на любви отношения между человеческими существами. Боулби описал теорию привязанности как способ понимания предрасположенности человеческих существ к созданию сильных, основанных на любви связей с другими человеческими существами, и объяснения различных форм эмоциональных расстройств и проблем, таких как беспокойство, гнев, депрессия, эмоциональная неприязнь, возникающих в результате нежелательной разлуки и разрыва. Утверждение привязанности обычно развивается в течение первых девяти месяцев жизни, её предметом, как правило, становится мама или человек, её заменяющий. Одно из центральных понятий теории привязанности - понятие «рабочая модель», на основе которой происходит взаимодействие ребёнка с миром. Рабочая модель включает модель себя и близкого человека (Я-другой), при этом восприятие себя определяется тем, как меня воспринимает объект привязанности. Глубинная память сохраняет образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются и в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Стойкость и ригидность схем поведения, представляющих

собой обобщённый опыт взаимодействия с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации в новой приёмной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт иных позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились.

Поведение привязанности Дж. Боулби определяет как поведение, результатом которого становится достижение или сохранение близости с другим - определённым предпочитаемым человеком. Поведение привязанности особенно ярко проявляется в детском возрасте, но оно необходимо для выживания и здорового функционирования на протяжении всей жизни. Поведение привязанности включает в себя стремление находиться рядом, следовать за человеком, просить его о помощи и т. п. С возрастом степень проявления таких чувств уменьшается, но они способны снова обостряться во времена стрессовых ситуаций, болезни и страха. Поведение привязанности у младенцев или маленьких детей развивается под воздействием определённых условий, таких как появление чего-то незнакомого, голод, усталость и страх. Негативные эмоции, которые испытывает ребёнок, исчезают при непосредственной близости предмета его привязанности, особенно при позитивном общении с ним, таком как прикосновения, объятия. В присутствии дорогого ему человека ребёнок не будет стремиться продемонстрировать поведение привязанности, а будет изучать окружающий его мир. Поскольку поведение привязанности имеет место у большинства млекопитающих, Дж. Боулби предполагал, что одна из наиболее вероятных его функций -защита от страха. У человеческих существ поведение привязанности ставит целью обеспечение безопасности и защиты молодых, пожилых и иных членов общества, не способных в достаточной степени позаботиться о самих себе.

Таким образом, теория Дж. Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определённое активное поведение ребёнка, и как эмоциональную связь с ней. Тяжёлые страдания ребёнка, разлучённого с матерью, объясняются активированным состоянием его внутренней системы регуляции поведения привязанности и отсутствием привычных стимулов, прекращающих её действие (контакт с матерью). В этих условиях у ребёнка возникает состояние резкой дезадаптации, когда угнетаются все другие формы поведения, а в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребёнка лиц он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает. Дж. Боулби был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребёнка [1; 10].

Различные аспекты этой адаптации и социального развития ребёнка, пережившего материнскую депривацию, рассматривали многие сторонники и последователи Дж. Боулби. Так, Р. Спитц и К. Вольф доказали, что эмоциональное благополучие важно в «каждой человеческой деятельности, будь это восприятие, физическая сноровка, память или изобрета-

тельность» [14, с. 94]. Голдфарб В. показал, что дети, лишённые нормального эмоционального общения с матерью в младенческом возрасте, имеют задержки и аномалии развития [13]. Кистяковская М. Ю. обнаружила, что своевременное появление положительных эмоций и соответствующих им реакций в результате взаимодействия младенца с близким взрослым имеет большое значение для неврологического, психического и физического развития ребёнка [2].

Показательны результаты сравнительного изучения С. Прованс, Р. Липтон двух младенцев от рождения до одиннадцати месяцев, один из которых развивался в семье, а другой - в отсутствие матери. В начале изучения оставленный ребёнок был упитанным, крепким, съедал положенное количество пищи. У него были хорошо развиты нервная и мышечная системы, наблюдалась визуальная живость, он громко кричал и его физический рост протекал нормально.

К концу первого года (в 45 недель) произошли большие изменения. Значительно снизились показатели коэффициента развития по тесту Гезелла и по шкале Бине. Однако спад в оценках тестов был не так заметен, как изменения в облике, настроении, реакции на людей.

У ребёнка было мрачное, неулыбчивое лицо и жалкий взгляд. Он выглядел очень заторможенным, как будто был неспособен энергично двигаться или что-либо изучать... Руки часто находились в «застывшем» положении до тех пор, пока исследователь не активизировал его, положив игрушку ему в руку.

Ребёнок мог сидеть, пытался стоять, мог проползти несколько шагов на четырёх точках. Однако он больше раскачивался, чем ползал, находясь в этом положении. Стало труднее вызвать имитацию им взрослых, не было видно и игровых реакций на социальные игры, которые характерны для детей его возраста. Он не понимал, зачем взрослые поднимают его, хотя и принимал это с некоторыми проявлениями удовольствия. Особенно выделялось спокойствие ребёнка, заброшенный вид и отсутствие жизненной активности. Интерес к игрушкам в основном ограничивался их держанием, рассматриванием и реже засовыванием в рот. Во взаимодействии с людьми, в использовании появляющихся функций для приспособления к людям, к повседневному миру вещей и событий наблюдались наиболее резкие отличия данного ребёнка от другого наблюдаемого ребёнка, но развивающегося в семье, в условиях нормального контакта с матерью [6].

Особенности установления аффективно-личностных связей у детей первого года жизни исследовала Мещерякова С. Ю. Она показала, что уже в первом полугодии у ребёнка складываются зачатки аффективно-личностных связей.

Основой для формирования системы аффективно-личностных связей является эмоциональное общение положительного характера. Во втором полугодии ребёнок начинает расширять сферу своей деятельности, постепенно овладевает предметными действиями; на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое. В рамках ситуативно-делового об-

щения складываются деловые или практические связи ребёнка с окружающими людьми. Аффективно-личностные связи продолжают при этом функционировать и влияют на формирование других типов отношений.

В ходе исследования было установлено, что слабые аффективные связи с близкими взрослыми в первом полугодии жизни не создают базу для установления позднее полноценных практических связей, что выражается в направленности ребёнка в последующем не на «субъектные» качества взрослого из окружения ребёнка, а на его «объектные» качества. Но при интенсификации общения ребёнка с взрослым можно получить заметные сдвиги в его поведении [3].

Проблемам развития, воспитания, обустройства детей рассматриваемой категории посвящены сегодня многочисленные труды и исследования. Целостное исследование проблем детей, лишённых близкого взаимодействия со взрослыми, провели Ланг-мейер Й. и Матейчек З. Авторами наиболее известных работ являются: Анцыферова А. А., Вульфов Б. З., Гуров В. Н., Красницкая Г. С. , Олиференко Л.Я., Стребелева Е.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Рузская А.Г., Шипицына Л.М., Шульга Т.И., Лебединский В.В., Рыбинский Е.М., Дементьева Е.Ф., Егоши-на В.Н., Казакова Е.И., Семья Г.В., Холостова Е.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Бочарова В.Г. и многие, многие другие.

Распространение и в некоторых случаях крайние сложности проблемы сиротства привели к появлению совсем недавно в понятийном аппарате возрастной психиатрии нового термина - «синдром сиротства» -утрата родителей, вызывающая у ребёнка многообразные депрессивные реакции, нарушения развития навыков общения, речи, моторики (особенно тонкой).

В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности», «расторможенное расстройство привязанности», рассматриваются как психиатрический диагноз и включены в Международную классификацию болезней [4]. Данные диагнозы ставятся детям, начиная с младенчества и до пятилетнего возраста, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены. Считается, что главная (но не единственная) причина происхождения синдрома - плохая забота о ребёнке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему. Депривационая симптоматика у детей-сирот включает фактически всю шкалу психических отклонений - от лёгких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Глубина и тяжесть нарушений различаются в зависимости от срока депривационого воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Жизненные ситуации детей, оставшихся без попечения родителей, крайне разнообразны и трудны. Сам факт принадлежности к данной категории детей

автоматически сигнализирует о возможном наличии у ребёнка каких-либо дефектов в плане развития, формирования и воспитания. Наиболее общими и существенными факторами, обуславливающими суть и степень искажений личностного развития, являются возраст ребёнка, в котором он лишился родительского попечения, причины, приведшие к данной ситуации, предыдущие условия жизни и воспитания, индивидуальные особенности ребёнка. В каждом конкретном случае, у конкретного ребёнка может быть целый комплекс проблем и их сочетаний, относящихся и к его физическому здоровью, и к нравственному, умственному, эмоциональному развитию, и к социальной адаптации. Наиболее объективным основанием, с нашей точки зрения, по которому можно выделить разные группы детей, оставшихся без попечения родителей, и охарактеризовать проблемы их развития, является факт наличия или отсутствия у них опыта семейного воспитания. По этому основанию мы выделили группы:

- дети, от рождения оставшиеся без попечения родителей (дети, у которых родители умерли, дети-«отказники» и др.);

- дети, воспитывавшиеся в семье и лишившиеся родительского попечения в разных возрастах и по разным причинам (лишение родительских прав, уклонение родителей от воспитания, отсутствующие, недееспособные родители и др.).

В отдельную группу мы выделили детей - воспитанников учреждений. Следует отметить, что среди этих детей могут находиться как дети первой группы, так и дети второй группы. Общим для них являются условия проживания и воспитания.

У детей, не имевших опыта семейного воспитания, согласно психологической теории возрастной периодизации развития изначально (от рождения) не возникает объективно необходимой для полноценного становления личности социальной ситуации развития - ситуации тесной эмоциональной связанности с матерью и соответственно не формируется ведущая деятельность начального периода жизни - непосредственное эмоциональное общение с матерью. При всём своеобразии конкретной ситуации каждого ребёнка можно предположить с большой долей вероятности, что типичными нарушениями в развитии детей данной группы будут нарушения в эмоциональной сфере и в области взаимодействия с окружающими людьми, ведущими в последующем к деформациям общего личностного развития. Высказанное предположение находит подтверждение в уже упоминавшихся выше исследованиях, а также - в многочисленных теориях личности и исследованиях различных аспектов её онтогенеза.

Часто родители детей рассматриваемой категории относятся к социальной группе риска и не заботятся ни о своём здоровье, ни о здоровье будущего ребёнка. Поэтому у детей, сирот от рождения, могут быть аномалии психофизического развития, связанные с органическими поражениями центральной нервной системы и другими патологическими процессами в период пренатального, натального, постнатально-

го и раннего онтогенеза. По современным данным из общего числа аномалий развития примерно 20% имеют наследственную природу - генные, хромосомные или геномные нарушения; 10 % обусловлены внешними факторами - алкоголем, лекарствами, вирусами, химическими интоксикациями и др.; в 70 % случаев происхождение аномалий остаётся невыясненным, но так или иначе они связаны с действием тератогенных (то есть вызывающих уродства) агентами, оказывающих пагубное влияние на плод.

Наследственные патологии, связанные с хромосомными и генными болезнями, могут приводить к умственной отсталости, сложным дефектам, слепоте, глухоте, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннему детскому аутизму.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребёнка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это - инфекции, интоксикации, травмы и т. д.

Анализ приведённых аргументов свидетельствует, что у детей, сирот от рождения, объективно складывается опасная ситуация развития, а жизненные перспективы и возможности последующего полноценного развития не ясны и тревожны.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. Ребёнок, лишенный родительского попечения, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребёнка. Привязанность, возникающая по отношению к близким, родным людям (родителям), обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, они связывают ребёнка с другими людьми и тем самым позволяют выделить себя и развить личность и сформировать идентичность. Привязанность делает нас л ю д ь м и - сыновьями и дочерями, отцами и матерями, братьями и сёстрами, жёнами и мужьями. Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они -это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям даёт ребёнку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Первичная привязанность является устойчивой и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнёра, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в

развитии депрессии или в трудностях межличностных отношений и т. д.

В случае если привязанность сформирована, ребёнок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам, развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Дети, воспитывавшиеся в семье и лишившиеся попечения родителей в разных возрастах и по разным причинам, имеют неблагоприятные ситуации развития, усиливающиеся многими психотравмирующими факторами:

- изъятие из семьи само по себе может вызывать острые переживания ребёнка, так как происходит разрыв связей с кровной, биологической семьёй;

- в дальнейшем ребёнок может утратить чувство защищённости в силу социальной и эмоциональной нестабильности его нового положения;

- по сути у ребёнка происходит нарушение привязанности и может возникнуть депривационная симптоматика;

- в зависимости от возраста ребёнка и вследствие разрушения привычных связей может происходить деформация основных линий развития, присущих возрасту;

- причины изъятия ребёнка из семьи обусловлены крайним социально-психологическим неблагополучием в семье (лишение родительских прав, отсутствие родителей, недееспособность родителей, отбывание наказания в исправительных учреждениях, совершение преступлений, отказ или уклонение от заботы и воспитания ребёнка);

- поэтому полученный опыт семейного воспитания сам может вызывать (и, как правило, вызывает) разнообразные искажения личностного развития ребёнка;

- в силу острого неблагополучия семейной ситуации у детей данной группы могут быть различные заболевания (наследственные и вызванные вредными привычками и асоциальным поведением родителей), а также - ослаблено здоровье.

Принудительное прекращение семейного воспитания по отношению к детям данной группы чаще осуществляется в дошкольный период. Именно в это время формируется «базальное - Я» ребёнка, основа его Я-концепции (динамической совокупности представлений индивида о самом себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения). Решающую роль в формировании Я-концепции ребёнка играют родители, семья. В случае дезорганизованных, конфликтных, неустойчивых, противоречивых внутрисемейных отношений родители занимают суровую, отвергающую позицию по отношению к ребёнку. В результате у него формируется негативный образ Я, он ощущает себя существом бесполезным, никому ненужным, испытывает страх.

Важной составляющей Я-концепции ребёнка является самооценка. Самооценка может быть общей или частной. Общая самооценка отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка бывает положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. Отрицательная общая самооценка приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценного поведения или к агрессивности и озлобленности. Такие личностные и поведенческие реакции часто свойственны детям данной группы.

То, чему учится ребёнок от 2 до 5 лет, в преобладающей степени определяет, как он будет в течение всей своей жизни обращаться с людьми и как будет чувствовать себя среди них.

Внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные позиции отца и матери, деформации их личностного облика, физическое и психологическое насилие по отношению к ребёнку, ранняя изоляция от семейного окружения способствуют формированию патологических черт личности ребёнка и возникновению невротических симптомов. Дефицит эмоционального общения с близкими людьми ведёт к устойчивым и малообратимым искажениям личности уже повзрослевшего ребёнка. Очень вероятно появление так называемого синдрома «аффективной тупости». Его основным радикалом является своеобразная неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими, отвержение себя и других, что может находить выражение в агрессии, направленной вовне и на собственную личность. Другой вариант искажённого развития - формирование типа «невротической личности». Основные черты такой личности: повышенная тревожность, неуверенность, зависть, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности. Подобно психопатам, невротики также испытывают затруднения в установлении доверительных отношений с другими людьми, однако не столько из-за отсутствия душевного тепла, сколько из-за неуверенности в себе. Впоследствии эти личностные особенности проявляются в собственном стиле родительских отношений.

Неразвитость полноценных близких родительских отношений лежит в основе психопатического варианта аномального развития ребёнка, а их нарушение - в основе невротического варианта личностного развития ребёнка. Оба вида этих аномалий имеют в качестве общего радикала искажение самооценки и нарушение межличностных отношений.

Неразвитость отношений привязанности между родителями и ребёнком, холодность, неприятие ребёнка, пренебрежение его нуждами и интересами в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребёнком собственного «я», что, в свою очередь, приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений. Такому человеку недоступно чувство общности и единения с другими людьми, также как и другим не пробиться к его душе.

Неблагоприятное воздействие семейного воспитания у детей рассматриваемой группы (изъятых из семьи) нередко дополняется врождёнными факторами, так как родители таких детей сами часто имеют нервно-соматические дефекты, обладают патологическим складом характера, а беременность и роды сопровождались стрессовыми ситуациями и наличием дистресса. Общая дисфункциональность таких семей является причиной плохого ухода за ребёнком в первое время, что создаёт возможность получения им разного рода травм. Всё это обуславливает различные нервные нарушения у детей этой группы: невропатии, невротические реакции, органические нарушения нервной системы, психопатии.

Органические нарушения нервной системы, встречающиеся у детей данной группы, могут иметь наследственный и приобретенный характер. Такие нарушения чаще всего связаны с тяжёлой патологией родов, вирусными поражениями плода, сепсисом, недоношенностью или переношенностью ребёнка. К органическим нарушениям мозга могут привести ранние травмы - при ушибе и сотрясении, а также воспалительные явления типа менингита.

У детей с выраженными органическими нарушениями мозга обычно отсутствуют сдерживающие начала, чувство вины и переживания случившегося. Они бесцеремонны и расторможены, у них рано пробуждается и приобретает патологические формы сексуальное влечение. При общении со сверстниками им свойственны постоянная конфликтность и драчливость; легко и по любому поводу или без него возникают повышенная возбудимость, гнев, ярость, агрессия на фоне плохого настроения, раздражительности и злости.

Другим вариантом проявлений органических поражений мозга являются быстрая утомляемость и истощаемость на занятиях, заторможенность чувств и влечений, общая пассивность и вялость, что обозначается как церебрастенический синдром. Иногда утомляемость бывает настолько выражена, что этим детям просто противопоказано нахождение длительное время среди большого количества сверстников.

Дети с органическими нарушениями мозга нуждаются в психологической помощи. Их нельзя считать вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими негативными качествами, так как тем самым можно нанести большой вред здоровью.

Описываемая категория детей относится к «группе риска» по поводу развития раннего алкоголизма. Предпосылками для развития этой аномалии формирования личности являются: неблагоприятная среда, которая способствует усвоению алкогольных привычек, установок; церебральная недостаточность в анамнезе (обусловленная травмами головы, неблагополучно протекавшей беременностью, трудными родами и т. д.), создающая отягощённые по сравнению с нормой условия, в которых разворачиваются и формируются психические процессы.

Негативный опыт семейного воспитания детей данной группы также часто связан с пережитым ими

жестоким обращением со стороны собственных родителей.

Самым распространённым видом насилия является физическое, когда на теле ребёнка остаются следы травм. При плохом питании ребёнок плохо растёт, на теле сыпь, он неопрятен, плохо развивается физически. В результате из-за побоев или полуголодного существования многие дети бегут из дома.

Дети, пережившие сексуальное насилие, подвержены нервно-психическому расстройству. Малыши всего боятся, замкнуты, плохо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры. Подростки впадают в депрессию, бегут из дома, становятся наркоманами или алкоголиками, рано вступают в беспорядочные половые связи.

При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребёнка уничтожают словами, угрожают, изолируют, лгут, с его здоровьем происходят патологические изменения. У ребёнка печальный вид, задерживается его физическое и умственное развитие.

Дети из таких семей агрессивны, плохо спят, подвержены энурезу, беспокойны, не умеют контактировать со сверстниками.

Ребёнок, переживший моральное насилие в семье, запущен, недоразвит, у него не развита речь, он часто болеет, его тело покрыто сыпью. Такой ребёнок склонен к воровству, постоянно голоден, без ласки и внимания подавлен и агрессивен, плохо учится, не умеет дружить, способен на преступления вплоть до вандализма. Всякое насилие над ребёнком приводит к физическому и психическому расстройству здоровья. При изъятии детей из таких семей требуется длительная реабилитационная медико-социальная и психо-лого-педагогическая работа с ними.

Среди детей - воспитанников учреждений находятся как дети первой из рассматриваемых нами групп - дети, не имевшие опыта семейного воспитания, так и дети второй группы - дети, имевшие опыт семейного воспитания. При наступлении ситуации лишения родительского попечения у детей первых двух групп есть потенциальная возможность семейного устройства с использованием различных форм этого устройства. Если такая возможность по каким-либо причинам не реализуется, дети становятся воспитанниками государственных учреждений. Общая неблагополучная ситуация развития этих детей ещё усугубляется казёнными условиями жизни и воспитания в различных учреждениях.

Попадая в учреждения, дети, как правило, уже имеют отклонения в физическом и психическом развитии. Чаще всего наблюдаются задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. В общении эти дети проявляют нервозность, стараются добиться внимания и в то же время отторгают его, впадают в агрессивность или отчуждаются. Они не умеют быть внимательными, любить, недружелюбно относятся к окружающим.

Из-за отсутствия родительского попечительства и тепла, любви и заботы дети могут жестоко об-

ращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях.

Жизнь в детском доме, интернате принуждает адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создаёт напряжённость, тревожность, вызывает агрессию. В детских учреждениях распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Всё это результат нервных расстройств, недостающей любви, отсутствия положительных эмоций.

В детских учреждениях нет помещения, где бы ребёнок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки.

Без внутреннего самососредоточения формируется определённый стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и бережливость. Стремясь к обособлению, дети из учреждений осваивают чердаки и подвалы. Без опеки взрослых такое обособление приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству.

У оторванных от родителей и помещённых в условия учреждения детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребёнок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем больше выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретённым дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

Помимо задержек интеллектуального развития у детей этой категории формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов, с возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций.

Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врождённой патологией. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребёнка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних - это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе

внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Исследователи отмечают, что детям из сиротских учреждений свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как уже отмечалось, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

В интеллектуальной, эмоциональной сферах, в поведении детей, воспитывающихся в учреждениях, наблюдаются такие специфические особенности, что есть основания интерпретировать их не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер его протекания. Эти особенности проявляются в несформированности внутреннего плана действий, в привязанности мышления, мотивации, поведенческих реакций только к конкретной внешней ситуации.

Основная часть детей, сосредоточенных в учреждениях, имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности, наследственную отягощённость алкоголизмом, наркоманией; происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.

Многочисленные исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Неуклонный рост численности детей, лишённых родительского попечения, описанные сложные деформации в физическом, психическом, социальном развитии у этих детей делают неизбежной и крайне актуальной организацию целенаправленной профессиональной помощи детям этой категории. Действенная помощь может быть оказана специалистами службы сопровождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая изложенное, следует подчеркнуть:

- лишь возникновение и существование на протяжении жизни ребёнка интимных, эмоционально насыщенных и устойчивых отношений с близкими (объектами привязанности) приводит к нормальному психическому развитию, к формированию здоровой, активной и социально адаптированной личности;

- отрыв ребёнка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелей, чем раньше ребё-

нок оторван от матери, от семейной среды и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва;

- отсутствие семейной среды воспитания приводит последовательно к нарушению сенсорного, эмоционального, социального, интеллектуального, нравственного, физического развития ребёнка по сравнению с нормативами возрастной периодизации развития, а также в зависимости от причин и условий лишения родительского попечительства конкретным ребёнком и в зависимости от его наследственных и индивидуальных особенностей;

- нарушения в индивидуально-личностном развитии у детей, лишённых попечения родителей, как правило, имеют сложный, комплексный характер и связаны с разрушением нормальной жизненной ситуации;

- общественная поддержка, социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, также должна иметь комплексный, целостный, системный характер, то есть иметь законодательную базу, организационно-управленческие структуры, учреждения для временного или длительного устройства таких детей, а также разветвлённую службу комплексного сопровождения детей с полным штатом необходимых специалистов;

- общая стратегия деятельности службы сопровождения должна быть направлена на возможно более полное восполнение социально-личностных ущербов у ребёнка, а целостная модель её функционирования по структуре и содержанию деятельности - как бы заменять воспитание индивидуального родителя (семьи), то есть стать «коллективным» родителем.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)». Проект № 3.12/5224.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. М.: Гарда-рики, 2003. 477с.

2. Кистяковская М. Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребёнка первых месяцев жизни // Вопр. психологии. 1965. № 2. С. 129-140.

3. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребёнка // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

4. МКБ-10: Международная классификация психи-

ческих заболеваний и поведенческих расстройств. Указание по диагностике / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 1994.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996. 360 с.

6. Прованс С., Липтон Р. Младенцы в приюте // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

7. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. 288 с.

8. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 320 с.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. 480 с.

10. Bowlby J. Some pathological processes set in train by early mother-child separation // Journal of Mental Science. 1953. Vol. 99. P. 265-272.

11. Erikson E. Childhood and Society, 2nd edition. W. W. Norton, New York, 1963.

12. Faribairn W. R. D. Psychoanalytic Studies of the Personality. Tavistock Publications, London, 1952.

13. Goldfarb V. Emotional and intellectual consequences of psychologic deprivation in infancy: A re-evaluation. In: P. H. Hock and J. Zubin (Eds.). Psychopathology of childhood. New York, Grun and Stratton, 1955. P. 105-119.

14. Spitz R. A. & Wolf K. M. The smiling response: A contribution to the ontogenesis of social relations // Genetic Psychology Monographs. 1946. Vol. 34. P. 57-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.