Научная статья на тему 'Особенности развития электронной торговли в России'

Особенности развития электронной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ПОКУПКА ОНЛАЙН / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАТЕЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов А.В.

В статье обосновываются роль и значение, дается характеристика современного состояния электронной торговли (ЭТ) в российской экономике на основе анализа динамики основных показателей. Исследуются актуальные проблемы развития ЭТ в современных условиях и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития электронной торговли в России»

12 (36) - 2010

Инновации

особенности развития

о ,

электронной торговли в РОССИИ*

А. в. КОЗЛОВ,

аспирант кафедры экономики и управления, Тел. 8-926-576-87-90 Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье обосновываются роль и значение, дается характеристика современного состояния электронной торговли (ЭТ) в российской экономике на основе анализа динамики основных показателей. Исследуются актуальные проблемы развития ЭТ в современных условиях и направления их решения.

Ключевые слова: электронная торговля, интеграция, интернет-магазин, покупка онлайн, позиционирование, электронный платеж.

Появление и развитие глобальной компьютерной сети Интернет привело к возникновению новых форм торговли продукцией и услугами. Электронная среда представляет собой огромное пространство, освоение которого дает принципиально новые возможности для ведения бизнеса. Рамки электронной торговли ЭТ определяются уже не географическими и национальными границами, а степенью распространения компьютерных технологий. Интернет позволяет достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.

Распространяясь повсеместно и предлагая все более широкий ассортимент товаров и услуг, ЭТ становится основой интеграции отдельных лиц, предприятий, отраслей, государственных учреждений и государств в единое сообщество, внутри

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

которого взаимодействие партнеров эффективно и беспрепятственно реализуется средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Применение современных ноу-хау и систем коммуникаций (электронного обмена данными, электронной почты, электронных платежей) выводит на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса.

Поэтому в современных условиях проблемы развития ЭТ являются одними из самых актуальных. Это находит отражение и в том, что вопросы содействия более широкому доступу электронной торговли на международном уровне входят в число приоритетных в работе влиятельных экономических и торговых организаций, а также государственных органов многих развитых и развивающихся стран.

Под электронной торговлей понимается коммерческая деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю через электронные компьютерные сети (Интернет).

Рыночное реформирование экономики России, ее широкая интеграция в современные мирохозяйственные связи настоятельно требуют активного участия в процессе развития Интернета и электронной торговли.

В 2009 г., когда из-за кризиса традиционные розничные продажи в России упали на 5,5 % [2], рост ЭТ составил 20 %. Однако влияние кризисных явлений все же отразилась на темпах ее роста: в 2008 г. этот показатель был почти вдвое выше.

Согласно данным общественной организации интернет-отрасли РОЦИТ, объем рынка электронной торговли в 2009 г. составил 150 млрд руб., что почти в сто раз меньше, чем оборот традиционной розничной торговли (по данным Росстата, он равнялся 14 517 трлн руб.) [3].

По заказу PricewaterhouseCoopers холдингом «Ромир» в октябре 2009 г. в городах с населением свыше одного миллиона человек было проведено исследование ЭТ, в ходе которого опрашивались пользователи Интернета, которые когда-либо совершали покупки онлайн. Среди тех, чей ежемесячный доход превышает 25 тыс. руб., этот показатель достиг 90 % [6].

Уровень проникновения электронной торговли в Москве и Санкт-Петербурге в 2009 г. составил соответственно 87 и 79 %. Москва является крупнейшим в стране рынком услуг ЭТ. Это связано не только с высокими доходами столичных жителей. Скорость Интернета в Москве и Санкт-Петербурге, по данным «Яндекса», около 7 000 кбит/с., в то время как самая распространенная скорость по 21 крупному городу в 17 раз ниже, в среднем — 410 кбит/с. При этом цены на услуги Интернета значительно выше [2].

Российский опыт покупок онлайн свидетельствует, что человек начинает совершать продажи-покупки в электронной среде после трехлетнего активного пользования Интернетом.

Структура потребительского спроса в ЭТ пока значительно отстает от структуры традиционных форм торговли. Так, 45 % покупателей интернет-магазинов заказывают книги — это самая популярная товарная категория, 40 % — покупают бытовую технику, 15 % — компьютеры и программное обеспечение. Согласно данным РОЦИТ, среднестатистический российский покупатель тратит в интернет-магазинах около 3 000 руб. в мес. Разница в цене одного и того же товара в традиционных и виртуальных магазинах составляет в среднем от 5 до 30 % [5].

Специалисты выделяют шесть основных проблем развития ЭТ в современных условиях [4]:

1) неправильное позиционирование;

2) технические сбои;

3) работа с персоналом;

4) обеспечение безопасности платежей;

5) неразвитость доставки;

6) зависимость от контрагентов.

По оценке экспертов, из-за неправильного позиционирования до реализации не доходит 99 % проектов ЭТ. Кроме того, сегодня отсутствует умение

точно оценивать емкость рынка и уровень конкуренции в определенном сегменте. Необходимо определить не только сколько конкурентов там работает, но и сколько их появится в ближайшее время.

По данным аналитического портала Oborot. ги, ныне в России работают 4 000—5 000 интернет-магазинов [9]. Чтобы открыть такое предприятие, надо учесть множество факторов. Затраты на открытие будут зависеть от целей и задач проекта, что определяет необходимый объем инвестиций. По оценке экспертов в области ЭТ, серьезный проект потребует минимум 1 млн долл. США инвестиций. На первом этапе необходимо заплатить за регистрацию предприятия, домена и кассовых аппаратов.

Важен выбор не только общей концепции торговли, но и товара. Есть ассортимент, который больше подходит для заказов через Интернет (книги, например), а бывает и наоборот. Необходимо изучить имеющийся опыт ЭТ, в том числе иностранный. Практика показала, что положительным фактором является наличие умений и знаний из сферы офлайновой работы с выбранной категорией продукции. Если такой опыт отсутствует, то можно найти партнера среди предпринимателей, которые торгуют тем же самым и до сих пор не имеют представительств в Интернете (таких много).

Маркетологи считают, что название интернет-магазина призвано сразу запоминаться, поэтому не должно превышать шести букв. Возможны варианты, когда лучше купить уже существующий домен с удачным для выбранного вида товаров названием. Так, Марк Лор и Винит Бхарара, основатели крупнейшего в США интернет-магазина, доставляющего на дом объемные упаковки с подгузниками, предпочли сразу выкупить у небольшой фирмы, торгующей памперсами, доменное имя за 5 000 долл. [4].

Одной из основных затратных статей является программная платформа, цена которой может варьироваться от 6 000 руб. за недорогое готовое решение с предустановленным дизайном до нескольких сотен тысяч рублей. Издержки могут быть существенно выше, если необходимы сложная программная часть, интегрированная с бэк-офисом, дизайн от известной студии, много нестандартных модулей.

Выбор платформы очень важен, так как это сказывается на эффективности и качестве работы персонала интернет-магазина. От возможностей и удобства платформы зависят скорость и качество внесения изменений в описание товара и другой контент предприятия.

12 (36) - 2010

Инновации

Можно сэкономить на покупке серверов, взяв их в аренду. Если покупка одного сервера обходится от 40 000 руб., то при аренде сервера в хостинг-центре — от 2 500 до 20 000 руб. в мес. Хотя в последнем случае расходы ниже, но они постоянные и имеют тенденцию к росту.

Помимо технических сбоев (отказов компьютерных устройств и систем связи), для устранения которых требуются время и часто немалые затраты, в ЭТ существуют специфические особенности конкурентной борьбы. Так, отключение DDOS-атак конкурентов ежедневно обходится интернет-магазинам примерно в 100 долл. Чтобы минимизировать потери, необходимо иметь запас мощности и не экономить средств на развитие серверной группировки. Нужно также развивать резервное копирование информации, выбирать DDOS-защищенный хостинг, способный отражать нападки хакеров; кроме того, настроить программную платформу и сервер так, чтобы они были способны выдерживать частые обращения к серверу.

Важную роль в обеспечении успеха ЭТ играют кадры. Существует определенная специфика в поиске и подборе персонала для этой сферы. Потребность в технических сотрудниках необходимо оценивать точно, так как стоимость IT-специалис-тов в России достаточно высока. Для отечественной практики характерно не столько обращение в профильные кадровые агентства, сколько ориентация при подборе персонала на рекомендации коллег и знакомых. Это не всегда приводит к ожидаемому результату при поиске профессионалов.

В штате у магазина KupiVIP. га О. Хартманна, торгующего прошлогодними коллекциями известных одежных марок, работают 250 чел. Сравним: для интернет-магазина по продаже реального товара со средним оборотом около 500 000 руб. в мес. помимо директора достаточно иметь бухгалтера, менеджера поддержки пользователей со знанием всех систем оплат, предложенных в магазине, делопроизводителя, системного администратора, программиста и не менее двух курьеров [7].

Проблема платежей в ЭТ обусловлена тем, что в России пока недостаточно развиты операции с банковскими картами. Кроме того, предприниматели — владельцы интернет-магазинов отмечают, что на переговоры с компаниями, обслуживающими карточные платежи в Интернете (ChronoPay, CyberPlat, Assist), уходит много времени: переписка, сбор необходимых документов и проведение пробных транзакций занимают 1—2,5 мес. [9].

При торговле виртуальным товаром можно использовать оплату с помощью SMS. Но в этом случае возможны задержки оплаты от операторов, которая достигает до 1,5 мес. после окончания отчетного периода, а комиссии достигают иногда половины списанной с абонентского счета суммы.

Сегодня в России способы оплаты за покупки в ЭТ отличаются от сложившихся в других странах. Так, 74 % покупателей интернет-магазинов в Москве предпочитают оплачивать товар наличными курьеру (в целом по крупным российским городам — 59 %). Если в мире 60 % покупок в сети оплачиваются банковской картой, каждая четвертая — через систему электронных платежей, то в России все наоборот: 49 % покупателей в крупных городах используют электронные платежи, а банковскими картами пользуются всего 20 %.

Особые требования к организации и структуре доставки в ЭТ связаны с тем, что Россия имеет огромную территорию. В настоящее время сложились следующие способы доставки товара со склада поставщика покупателю:

— собственная курьерская служба;

— аутсорсинг;

— почтовая пересылка.

Курьерам, как правило, доверяют исполнение срочных заказов. Проблема в том, что на эту должность очень сложно найти добросовестных исполнителей. Можно воспользоваться услугами курьерских фирм, специализирующихся на работе с интернет-магазинами. Их курьеры сами пробивают чек у покупателя, после чего деньги идут на счета курьерской службы, а уже оттуда поступают на счет интернет-магазина. Комиссия составляет 1,5—3 % от стоимости доставленного товара.

Крупные интернет-магазины, например Holodilnik. ru и Ozon. ru, помимо собственных курьеров и складов имеют распределительные центры в крупных городах. Например, покупатели Ozon. ru, продавшего в 2007 г. товаров на 66 млн долл., получают книги, телефоны и ноутбуки в 12 пунктах выдачи заказов в Самаре, Казани, Красноярске, Хабаровске, Ростове, Екатеринбурге и Владивостоке [4].

На сегодня самой развитой сетью доставки остается ФГУП «Почта России». Несмотря на ее неоднократное реформирование, эта структура не отвечает современным потребностям движения информации и товаропотоков. Об этом свидетельствуют очереди в почтовых отделениях, продолжительные сроки доставки и другие сложности. Кроме того, у почты есть список товаров, запрещенных

к пересылке. В их числе, например, «предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления и почтовое оборудование».

Благодаря Интернету заказчики получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Вместе с тем проблема зависимости ЭТ от контрагентов сегодня очень актуальна. Ее можно разделить на несколько составляющих:

— количество и качество поставщиков товара;

— потери от транспортировки;

— неликвидный товар.

Частично решить эти проблемы можно путем диверсификации поставщиков, чтобы уменьшить степень зависимости от кого-то одного. Важно оценить их качество прежде всего с точки зрения способности той или иной компании обеспечить магазин бесперебойным снабжением товарами.

Практика показывает, что в случае торговли бытовой техникой «бой» при транспортировке от поставщика и возврат от покупателей сокращают прибыль на 1—3 %. Избыток неликвидного товара может создавать серьезные организационные и экономические трудности.

При выборе поставщиков важно также обращать внимание на расположение их складов, так как от этого существенно зависят скорость и сроки исполнения заказов. В случае торговли реальными товарами лучше иметь пусть небольшой, но собственный склад с товарными запасами. Для сокращения стартовых издержек можно ограничиться минимальным товарным запасом. Если закупки будут производиться под заказ, а не на склад, важно знать о наличии товара у поставщика и изменениях в ценах, для чего необходимо регулярно получать обновления его прайс-листов. Чем точнее просчитан необходимый запас, тем меньше будут издержки на хранение.

Для торговли виртуальными товарами необходимы договоры с правообладателями. Например, владелец интернет-библиотеки (20 000 электронных книг) Litportal. ги Алексей Кузьмин потратил на покупку авторских прав у популярных авторов порядка 700 тыс. долл. [8].

Кроме того, необходимо обсудить с поставщиками следующие условия:

— уровень цен и возможные скидки;

— способы и график оплаты (предоплата, после реализации, по итогам месяца);

— размер минимально возможной партии товара;

— необходимый пакет сопроводительных документов (товарные накладные, сертификаты, копии таможенных деклараций, если товар импортный);

— условия возврата товара.

Важно еще раз отметить, что база поставщиков должна быть диверсифицированной, чтобы не было критичной зависимости от кого-либо.

На современном этапе российская экономика может получить ощутимые преимущества от устойчивого и эффективного развития электронной торговли. Сегодня для этого существует ряд предпосылок:

• накоплен достаточный мировой опыт организации и функционирования ЭТ;

• сложилась и активно реализуется тенденция развития современной телекоммуникационной инфраструктуры;

• эффективно функционирует российский рынок информационных продуктов и услуг, обеспечивающий потребности развития ЭТ [1];

• есть развитые структуры и программы подготовки специалистов для профессионального кадрового обеспечения сферы ЭТ;

• есть правовая, финансовая, налоговая поддержка ИТ-сферы со стороны государства.

Список литературы

1. Андреева И. А. Информационный бизнес и Интернет // Информационные ресурсы России. 2008. № 5.

2. Розничная торговля. URL: http: //wwwminprom. gov. ru/ministry//2010.

3. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. Росстат. М., 2009.

4. Сазонов А. Как открыть интернет-магазин // URL: http://www.forbesrussia.ru/eko/ wnomikaForbes.

5. URL: http://rocit.ru.

6. URL: http://romir.ru.

7. URL: http://www.kupivip.ru.

8. URL: http://www.litportal.ru.

9. URL: http://www.oborot.ru.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.