Научная статья на тему 'Сага о сайтах'

Сага о сайтах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сага о сайтах»

Пожалуй, нет сегодня в России более интенсивно растущего рынка, чем интернет-торговля. По прогнозам наблюдателей, к 2008 году обычной интернет-покупкой станут не только книги, мобильные телефоны, аудио-, видеодиски, но и мебель, одежда и даже стройматериалы. По мнению участников рынка, выручка от электронной торговли в России к 2008 году достигнет $4 миллиардов.

Ирина ВОРОБЬЕВА

Магазин на диване

Один мой приятель вот уже второй год пополняет свой гардероб недорогой и весьма качественной одеждой через американский интернет-магазин JCPenny.com. Настоящие джинсы Levi's там, к примеру, можно купить за $40. На сайте подробно расписано, как именно вам следует себя измерить, чтобы не промахнуться при заказе с размером. Правда, инструкция не всегда помогает — пара джинсов из присланного за два года десятка ему не подошла, но он не расстраивается. Несмотря на погрешности в размерах и довольно внушительную стоимость пересылки обновок из США в Москву (около $40 независимо от количества купленных вещей), налицо отличное соотношение цены и качества.

«Подобные интернет-магазины основываются на продаже одежды по каталогам, — говорит Владимир Веселов, гендиректор компании «Интернет Трейд», — у нас же такой способ покупки одежды не распространен». Вообще в заокеанской интернет-торговле много такого, чего у нас еще нет и в помине.

Например, ассортимент самого большого в мире интернет-магазина — американского Amozon.com — превышает миллион товарных наименований. Помимо весьма популярных у нас интернет-товаров (книг, CD и DVD-дисков, электроники и бытовой техники), на американском сайте есть разделы ювелирных украшений, спортивных тренажеров, мебели, ламп, штор, кондитерских изделий, бытовой химии, одежды, обуви, постеров к фильмам... Проще перечислить то, что посетитель этого сайта не может заказать по интернету и получить по почте или курьерской доставкой.

У нас же ассортимент наиболее представительного интернет-магазина Ozon.ru немногим превышает 350 тыс. наименований. Тем не менее сетевой гипермаркет — идеал, к которому стремится большинство лидеров рынка. Одни покупают и включают в свой интернет-холдинг более мелких игроков, к примеру магазины, специализирующиеся только на продаже книг, другие начинают осваивать новые товарные ниши в рамках сущест-

Сага о сайтах

, ; н

вующего холдинга. Так или иначе, но если в оценках объема рынка его игроки расходятся, то с утверждением о значительных темпах его прироста (около 50% в год на протяжении последних восьми лет) согласны все. Что до объема, то разброс цифр здесь достаточно серьезный — от $600-700 млн. до $2,5 млрд. Большинство наших собеседников — руководителей компаний-лидеров в этом бизнесе сходятся на цифре в $1 миллиард.

Владимир Веселов, гендиректор компании «Интернет Трейд»: «Мы общались с разными экспертами по этому поводу, в том числе из Национальной ассоциации электронной коммерции, группы «Ренессанс Капитал», и пришли к выводу, что в прошлом году объем продаж в российском интернете составил около $1 млрд. В этом году этот показатель, как мы предполагаем, приблизится к $1,5 млрд. По нашим прогнозам столь интенсивный рост рынка замедлится через пару лет на рубеже $3,6 млрд.». С такой оценкой соглашается и Бернар Люке, генеральный директор магазина Ozon.ru, самого популярного, по мнению исследовательской компании Romir Monitoring. При этом годовой прирост рынка господин Люке оценивает в 50-60% «в зависимости от категории товара».

Наибольшая доля от объема продаж на этом рынке в денежном выражении (2426%), с точки зрения Владимира Весело-ва, приходится на достаточно дорогостоящие товары, а именно — компьютерную технику, остальное он оценивает так: «Доля бытовой, аудио- и видеотехники — около 8% рынка. Около 10% составляют CD и DVD-диски, видеокассеты, товары для детей, цветы, а также товары, относимые к категориям «хобби и подарки». Доля книг и журналов — около 7,5%. Еще около 7% приходится на то-

вары и оборудование для дома — наиболее перспективное сегодня направление. К этому же сектору относятся климатическая техника, инструменты, стройматериалы, садовое оборудование и даже мебель».

Наши собеседники затрудняются определить, продажи каких именно товаров составляют оставшиеся 40% рынка. «К ним относится самая разнообразная продукция, он-лайн-продажи которой порой просто дополняют традиционный канал реализации в рамках одной фирмы»,—считает Владимир Веселое. Добавим, что из опрошенных компанией Romir Monitoring 2296 активных пользователей интернета 28% приобретали по интернету программное обеспечение, 24% — фильмы, 20% — косметику и парфюмерию, 14% — карты для оплаты интернета и мобильного телефона, 9% — продукты питания.

Стоит добавить, что рынок российской интернет-торговли непрозрачен. Как правило, компании не только не стремятся раскрывать свои финансовые показатели, но и вовсе отказываются представлять о себе какую-либо информацию. К самым закрытым относится

70% выручки интернет-магазину Ozon приносит продажа книг

ряд продавцов компьютерной техники и электроники, для которых интернет-продажи — лишь дополнение традиционных розничных и оптовых продаж. Зачастую эти компании носят гордое звание эксклюзивных дистрибьюторов техники азиатских производителей, занимаясь также доставкой и таможенным хранением этой техники.

При построении нашего рейтинга мы использовали не только экспертные данные, но и просили ведущие компании на российском рынке интернет-торговли предоставить финансовые показатели собственной деятельности, а также оценить обороты своих коллег и конкурентов по цеху.

Мартовская распродажа

По данным компании РБК, больше всего от продажи товаров по интернету ($31 млн.] в 2005 году выручила компания «Интернет Трейд» — владелица четырех электронных магазинов: 003. ru, m3x.ru, byttehnika.ru,

Место

Магазины

1

003.ru m3x.ru byttehnika.ru technopolis.ru

Кто торгует в интернете

3

4

5

6

dostauka.ru megashop.ru bolero.ru aromat.ru, всего 25 магазинов

foto.ru

audiomarket.ru

m-video/home-

shop.ru

smarton.ru

ultracomp.ru ozon.ru

Кто

контролирует

Оборот за 2005 г. ($ млн.)

Георгий Трефилов, Борис Васильев — холдинг «Марта»

Андрей Хромов — компания eHouse

Алексей Зубков, Василий Шушаков, Павел Морозов 'концерн Адлум

Александр Тынкован

Владимир инвестфонд Маклаков — Baring Vostok компания «Ультраком-пьютерз»

[ прямые инвестиции /№01 [57] £007 | реальный сектор

1есИпоро!1з. ги.

Первым среди этой четверки был магазин 003.ru, появившийся шесть лет назад в рамках сети магазинов бытовой техники «Аристон». «Инициатором развития электронной торговли, — рассказывает старожил «Аристона», выпускник экономического факультета Костромской сельскохозяйственной академии, а ныне гендиректор «Интернет Трейда» Владимир Веселое, — стал пришедший в компанию молодой программист Роман Горшков (он уже не работает в фирме). Онлайн-продажи в сети развивались, и через пять лет у «Аристона» появилась еще одна интернет-площадка — 1есИ-пороНБ. ги. В начале 2005 года было решено выделить направления интернет-продаж, опта и розницы в самостоятельные бизнесы со своим бюджетом, складом и закупочной структурой. Но сеть «Аристон» после произошедших преобразований ушла с рынка под давлением «Эльдорадо», «Техносилы» и «М.видео». Большую часть магазинов сети закрыли, а часть перепрофилировали в пункты приема заказов. Это средний формат между интернет- и офлайн-продажами. В пункте сидят два продавца, представляющие покупателю продукцию по интернету».

В 2005 году созданную на месте «Аристона» компанию «Интернет Трейд», контролирующую интернет-продажи и пункты приема заказов, приобрел торгово-строитель-ный холдинг «Марта» (Межотраслевая альтернативная российская торговая ассоциация). Владельцами холдинга, как официально заявляет его руководство, являются его президент Георгий Трефилов и вице-президент Борис Васильев. Георгий Трефилов учился в МГТУ им. Баумана и еще студентом основал «Марту», первоначально занимавшуюся производством мягкой мебели.

Владимир Веселое: «Благодаря хол-

Лидеры российского интернет-рынка, как правило, стремятся создать из своих компаний сетевой гипермаркет

дингу мы приобрели очень серьезную, в том числе и финансовую, поддержку. Сейчас решается вопрос расширения логистической базы — в ближайшие время либо обзаведемся собственными складскими площадками, либо расширим использование сторонних. Также в ближайших планах приобретение и установка нового программного обеспечения. Кроме того, стоит учесть, что правильно написанная стратегия развития тоже стоит немалых денег».

Вскоре после вхождения в «Марту» «Интернет Трейд» купил еще двух продавцов бытовой техники — электронные магазины m3x.ru и в Byttehnika.ru — с целью, как говорит наш собеседник, завоевания доли рынка. Планов по объединению всех имеющихся магазинов в один у менеджеров «Интернет Трейда» пока нет. В компании нам сообщили, что в прошлом году выручили $31 млн., увеличив продажи по сравнению с 2004 годом в два с половиной раза. В 2006 году в фирме планировали выручить $70 миллионов.

Владимир Веселое: «Наше преимущество — в эффективном продвижении продукции средствами так называемого е-мар-кетинга. Это означает, что человек, желающий купить в интернете, к примеру, бытовую технику и подбирающий с помощью поисковых систем наиболее выгодные предложения, с наибольшей вероятностью обратится именно в наши магазины. Конкурентами для нас являются традиционные ритейлеры — «М.видео», «Техносила», «Эльдорадо», открывшее пару месяцев назад канал интернет-продаж».

Помимо традиционных продаж бытовой техники компания сейчас усиленно развива-

ет торговлю аудио- и видеопродукцией, цифровой техникой. Владимир Веселое: «Мы рассматриваем возможности вхождения в другие ниши, поскольку наша цель — превратиться в сетевой гипермаркет. Однако любым товаром нужно уметь торговать, для этого нужно либо купить фирму, умеющую это делать, либо долго и упорно самим развивать торговлю новой товарной категорией. Пока что наш ассортимент насчитывает около 30 тыс. наименований. До Дтоиопа нам далеко, но за океаном к этому шли восемь лет. В тех нишах, где нас пока нет, мы должны появиться.

Конкретная стратегия развития на ближайшие пять лет как раз сейчас определяется. В целом здесь возможны три варианта: создавать с нуля собственные структуры, приступить к реализации программы стратегических партнерств или же заняться при-

В 2005 году холдинг «Марта» во главе с Георгием Трефиловым, купив «Интернет Трейд», начал осваивать новый для себя бизнес

обретениями и поглощениями. Но сейчас приобрести перспективную компанию на рынке довольно сложно. По нашим оценкам, в секторе электронной торговли около 2 тыс. магазинов, но, к примеру, лидер книжного рынка, магазина Ozon. ru, по оборотам опережает своего ближайшего конкурента, магазин Bolero.ru, в пять раз, между вторым и третьим местами — такая же пропасть».

Спонтанный бизнес

Кстати, Bolero.ru принадлежит другому интернет-холдингу, компании eHouse, в состав которой входит 25 интернет-магазинов. При этом основную выручку холдингу приносят, по словам вице-президента eHouse Андрея Хромова, продажи компьютерной техники: в прошлом году—около $47 млн. Однако коллеги-конкуренты говорят о возможных серьезных преувеличениях цифр. По мнению Владимира Веселова из «Интернет Трейда», объем продаж компании в прошлом году сопоставим с показателем самого «Интернет Трейда», то есть $31 миллион.

Андрей Хромов: «Если в «Интернет Трейде» набили руку на торговле бытовой техникой, то наша сильная сторона — продажа компьютерной техники, она приносит нам основную долю выручки. В основном же наши магазины торгуют электроникой. Есть магазины схожие по ассортименту, в частности, Dostavka.ru и Megashop.ru, но у них различ-

ная ценовая политика и структура каталога, хотя и тот и другой магазин имеют своих приверженцев. Ряд других магазинов электроники обладает более широким ассортиментом или же более низкими ценами, но сервис в них хуже. Есть и специализированные магазины, в частности те, что занимаются исключительно продажей мобильной техники, фототехники, или, наоборот, к электронике отношения не имеющиеЛ — магазины игрушек, парфюмерии — Aromat.ru. Выбивается в этом ряду Bolero.ru и Shop.rambler.ru. Их скорее можно отнести к универсальным магазинам. Shop.rambler.ru — наш совместный проект с компанией Rambler. Ей принадлежит 51% акций магазина».

Образовался холдинг шесть лет назад, создатели и владельцы нескольких магазинов, в том числе Dostavka.ru, Megashop.ru, Bolero.ru, решили объединить свои интер-

Компания eHouse (вице-президент и один из акционеров Андрей Хромов) не руководствуется какой-либо системой при покупке активов

нет-площадки под крышей одной компании, которая, в свою очередь, приступила к открытию и покупке новых магазинов. Полного списка собственников наш собеседник не называет, говорит лишь, что сам является одним из нескольких акционеров. За шесть лет, с появлением новых активов, их состав не менялся, если не считать ухода из бизнеса одного из основателей магазина Во!его.ги, Анатолия Шкреда. «Анатолий решил развивать направление дистанционного образования и уйти из электронной коммерции. Мы выкупили его долю», — поясняет Андрей Хромое. Сам Хромов — выпускник МИРЭА, начавший свой трудовой путь с основания магазина йоБ1^ка.ги. Его партнеры — преимущественно питомцы мехмата МГУ.

«Возможно, мы и дальше будем осваивать новые ниши, а, может, сосредоточимся на развитии хорошо удающихся нам направлений, — рассуждает о будущем Хромое. — Открытие новых площадок в рамках холдинга может произойти в ближайшее время только в качестве эксперимента. К примеру, год назад вместе с нашими друзьями мы открыли электронный магазин, торгующей ювелир-кой. Мы не разыскиваем специально компании, подходящие для покупки, но, бывает, к нам приходят владельцы мелких электронных магазинов с предложением купить их активы. Если предлагают перспективные для нас площадки — мы соглашаемся».

Стоит добавить, что речь идет о площадках не только перспективных, но и подходящих eHouse по цене. Фирма, по словам Хромова, развивается только за счет собственной прибыли, что весьма ограничивает ее развитие: «Если бы мы обладали более серьезными оборотными средствами, то смогли бы серьезно увеличить свою выручку за счет продаж компьютерной техники в регионах, где в обычных магазинах представлен далеко не весь существующий огромный ассортимент принтеров, мониторов, плат. При этом желающих приобрести такие товары достаточно. Однако мы не в состоянии отправлять региональному покупателю дорогостоящий товар без 100%-ной предоплаты».

Другой минус, сдерживающий развитие компании, по мнению остальных игроков рынка, — спонтанное развитие бизнеса. «У них нет системы, мне непонятен их подход. Они открывают и покупают все, что подвернется под руку», — говорит один из наших собеседников.

Доходное хобби

Далее следует троица компаний, для которых продажи продукции по интернету не являются профильным бизнесом, хотя и приносят значительный доход.

Речь идет о фирме «Адлум» (владеет общероссийской розничной сетью Foto, интернет-магазинами Foto.ru и Audiomarket.ru). Ее выручка за 2005 год, по данным компании РБК, — $25 млн. Далее следуют компании «М.видео» и «Ультракомпьютерз». Среди активов «М.видео», помимо канала интернет-продаж, действует интернет-магазин Smarton.ru, общий объем продаж двух магазинов — $24 млн. Выручка от интернет-продаж компании «Ультракомпьютерз» за 2005 год — $21 миллион.

Владелец «М.видео» Владимир Тынкован занят выходом на фондовый рынок и борьбой за прямые поставки продукции Panasonik

Хотя в каталоге магазинов «Адлума» есть книги, рамки и альбомы, основную выручку фирме приносят продажи разнообразной фототехники и фотоаксессуаров вплоть до студийного оборудования. В этом секторе «Адлум» — один из главных дистрибьюторов фирм Canon, Minolta, Nikon, Sony, Sandisk. Авторизированный дистрибьютор продукции Primera и эксклюзивный дистрибьютор компаний Sigma, Slik, Kenko, Tamrac, Sunpak, Nixvue. Компания считается признанным лидером не только в розничных и оптовых продажах, но и в интернет-торговле этим товаром. Помимо непосредственно продаж, в «Адлуме» занимаются транспортировкой товара в Россию и таможенным хранением.

Организована компания в 1992 году группой выпускников Московского физико-технического института. Среди учредителей ЗАО «Адлум» числятся Алексей Зубков и Василий Шушаков, непосредственно сеть Foto. ru возглавляет Павел Морозов.

Теперь что касается интернет-подразделений «М.Видео» и «Ультракомпьютерз». Коллеги по цеху, занимающиеся исключительно интернет-продажами, эти фирмы в качестве своих конкурентов не рассматри-

Россияне покупают в сети преимущественно книги, компьютеры и бытовую технику

I I

<u u

H

u

Ю □

u

вают. «Ультракомпьютерз» (учредитель некий Владимир Маклаков. — «ВЕСТИ»), — говорит Андрей Хромов из eHouse, — в основном занимается доставкой из-за границы, розничными и оптовыми продажами по всей России компьютерной техники. Они решили создать и канал интернет-продаж — так же, к примеру, как сеть «Седьмой континент» открыла продажи продуктов по интернету. Если они не будут развивать это направление бизнеса или его закроют, то компания многого не лишится».

Владимир Веселов из «Интернет Трейда» также не считает своими конкурентами интернет-магазины «М.видео», специализирующиеся на продажах бытовой техники. Напомним, что владелец «М.Ви-део», второй по величине российской сети бытовой техники и электроники, Александр Тынкован последнее время больше увлечен иными проектами — выходом на фондовый рынок и борьбой за прямые поставки продукции компании Panasonik.

Полезный Ozon

И завершает список наиболее успешных российских интернет-трейдеров самый популярный среди пользователей интернет-магазин Ozon.ru. По данным компании Romir Monitoring (аудитория исследования — 2296 активных пользователей интернета в возрасте от 20 лет и старше), его услугами в 2005 году воспользовались 40% опрошенных. Интересно, что наиболее популярным Ozon.ru оказался у жителей Северной столицы. Его услугами воспользовался 61% опрошенных петербуржцев.

Одна из главных причин популярности этого магазина — в его ассортименте. В 2005 году товарный каталог магазина насчитывал около 300 тыс. наименований, при этом самый большой товарный раздел (220 тыс.) составили книги — самый популярный по опросу Romir Monitoring интернет-товар. Именно на книги, в том числе и антикварные издания, в 2005 году, по данным самой компании, пришлась почти половина (43,4%) объема продаж интернет-трейдера. На втором месте — DVD (19,6%).

За последнее время менеджеры Ozon^ увеличили товарный ассортимент до 350 тыс. наименований, приступив еще в 2005 году к продаже российской и зарубежной антикварной графики, антикварных открыток и предметов старины (посуда, канцелярские принадлежности и так далее). Кроме того, осенью 2005 года Ozon.ru.организовал три магазина-спутника: «Ozon-фото», «Ozon-электроника», «Ozon-mobile».

Бернар Люке, гендиректор интернет-магазина Ozon.ru: «Интернет-магазин вообще начинал с продажи книг, причем значительную их часть заказывали представители русской диаспоры за рубежом. Сейчас доля

зарубежных заказов компании от общего объема продаж — около 9%. Постепенно в ассортименте появлялись новые категории товаров — музыка, фильмы, софт. Долгое время наиболее популярным товаром после книг было видео. Но последние месяцы 2006 года фильмы занимают третье место по про-

Заказанный по интернету товар не всегда дешевле купленного в обычном магазине

дажам, на второе вышла электроника. Ее доля от общего объема продаж — 21%. Доля продаж книг — 70%».

На достигнутом магазин останавливаться не планирует. Бернар Люке: «В октябре

Главное — широта выбора

Пожалуй, главное преимущество интернет-покупки — в быстроте и широте выбора. Интернет позволяет не обходить десяток магазинов, разыскивая требуемый товар по подходящей цене. Можно дома за чаем сравнить цены и характеристики приглянувшихся чайников или холодильников, залезая поочередно на разные интернет-сайты. Вице-президент компании eHouse Андрей Хромов: «Для многих покупателей экономия времени — главный аргумент при обращении в интернет-магазин. Покупатель, которому требуется потрогать и посмотреть ту же стиральную машину или штору для гостиной и выслушать объяснения продавца, скорее предпочтет традиционную торговлю. Кроме того, вам не придется самому пилить за товаром — его доставят по нужному адресу, скажем, на дом или на работу. Срок выполнения заказа, как правило, колеблется от двух-трех дней до недели. Стоимость курьерской доставки зависит от компании, обычно она обходится в 100—150 руб. Так что недорогие товары вроде книг или дисков при курьерской доставке заказывать поштучно невыгодно, хотя экономии ради можно отправить за покупкой самому в пункт доставки товаров, правда, пока такие пункты среди лидеров рынка имеются лишь у магазина Ozon, причем только в Москве. Что до способов оплаты, то в большинстве российских магазинов их два — наличными (покупатель дает деньги курьеру, а тот вручает чек и, если требуется, — гарантийный талон) и через банковский или почтовый перевод. Последний используется, если компания требует 100%-ную предоплату или же по месту жительства покупателя нет отделения этого интернет-магазина, в этом случае товар обычно доставляется после оплаты почтой или иной службой доставки. Наиболее широкий выбор сегодня способов оплаты товара из российских магазинов у Ozon'a. Помимо банковского и почтового переводов, оплаты наличными и кредиткой, с этим продавцом можно использовать наложенный платеж (товар оплачивается в момент доставки на ту же почту), электронные системы платежей и пользовательский счет в магазине. Распространенное мнение о том, что в интернет-магазине товар дешевле, чем на обычном прилавке, не всегда соответствует действительности. Андрей Хромов: «Операционные затраты для работы интернет-магазина в принципе ниже, чем в традиционной торговле. Но любой продавец хочет продать как можно дороже, так что обращение в интернет-магазин отнюдь не гарантирует, что купленный там товар окажется дешевле».

Минусы интернет-покупки в основном связаны с покупкой дорогостоящей техники, за которую, во-первых, у покупателя, как правило, просят предоплату. А, во-вторых, вам придется в таком случае потратить время и нервы на получение денег обратно, если доставленный, скажем, почтой товар окажется с дефектом или же не полной комплектации. Что касается гарантии, то в давно и серьезно работающих на рынках компаниях ко всем товарам, если требуется, прилагается гарантийный талон.

Что почем в интернете

Товар Магазин Цена (руб.) Доставка(руб.)

Книга «Хорошие девочки не добиваются

успеха в бизнесе» Л.П. Франкел Ozon.ru 125 150

Московский дом книги 115 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на Новом Арбате

Bolero.ru 93 100

Мобильный телефон Nokia 6020 Ozon.ru 3 690 150

Техносила 3 390 —

003.ru 3 320 90

M3x.ru 3 315 90

Mobilius.ru 3 286 80

Ultracomp.ru 3 236 200

M.video.ru 1 495 290

Smarton.ru Нет в наличии —

Ноутбук Toshiba Satellite

L 30-134 Техносила 24 990 При заказе

(при заказе по по телефону

телефону) — доставка

25 990 бесплатная

(в магазине)

Megashop.ru 22 975 132,5

Ultracomp.ru 21 598 401

003.ru 21 435 250

Smarton.ru/M.video.ru Нет в наличии —

Ozon.ru 20 990 150

DVD-плеер ВВК DVK 1100X Техносила 4 990 — При заказе

4 490 по тел.

(при заказе доставка

по тел.) беспл.

Ozon.ru 4 349 150

100watt.ru 4 213, 5 бесплатно

Tehnopolis.ru 4 079 120

m3x.ru 3 995 120

Byttehnika.ru 3 990 120

Ultracomp.ru Нет в наличии —

Smarton.ru/M.video.ru Нет в наличии —

мы запустили новый раздел «Дом и интерьер». Здесь мы предлагаем покупателям, конечно, не диваны и столы, а декоративные вещицы — репродукции, столешницы, настольные приборы, одежду для дома (в этом разделе, помимо халатов и пледов, обнаружились даже конверты для малышей. — «ВЕСТИ»), словом, товары, аналогичные тем, что продаются во множестве московских бутиков. Очень хорошие перспективы, на наш взгляд, у детского отдела, хотя пока его доля в общем объеме продаж не превышает 2%. Кроме того, в ноябре мы запустили обновленную секцию «Подарки».

Стоит добавить, что Ozon.ru не только самый популярный, но и один из наиболее дорогих интернет-магазинов, хотя купленный нашим сотрудником цифровой фотоаппарат оказался на 2 тыс. руб. дешевле, чем в магазине «Мир». Кстати, технику перед Новым годом Ozon продвигал под весьма осторожным слоганом: «Наверное, самые низкие цены». Глава магазина Бернар Люке считает, что интернет-товар, в частности техника, не должен быть дешевле аналогичного товара на обычном прилавке: «У нас высокий уровень сервисных услуг, поддерживаемый современной логистической системой, самый широкий на рынке

набор способов оплаты. Все заказы компании формируются на нашем недавно построенном высококлассном складе в Твери площадью 7 тыс. кв. метров. Из Твери заказы расходятся по России — на мини-склады в Москве и Петербурге, где формируются розничные заказы для москвичей и петербуржцев. В обеих столицах действует собственная курьерская служба и десяток пунктов самовывоза. В региональных горо-дах-миллионниках доставкой товара занимаются либо наша курьерская службы, либо наши партнеры».

Появился магазин Ozon восемь лет назад в Санкт-Петербурге как одно из подразделений и ныне существующей компании — программного разработчика Rek-soft, возглавляемого Александром Егоровым и Дмитрием Рудаковым. Через год Ozon был выделен отцами-основателями в отдельную компанию, чей контрольный пакет акций и приобрел за $3 млн. инвестфонд Baring Vostok. Нынешний гендиректор компании — выпускник экономического факультета университета города Лозанны Бернар Люке — пришел в компанию как раз из инвестфонда, до того успев поработать директором по маркетингу российского подразделения компании Nestle. Имена миноритариев топ-менедже-

ры магазина не раскрывают, поясняя, что в их число питерские программисты уже давно не входят. Бернар Люке: «С приходом инвестора оперативный центр и склад компании были перенесены в Москву. Кстати, на столицу до сих пор приходится 50% наших продаж. Полученные инвестиции пошли на развитие логистики, маркетинга, репро-граммирование сайта, треть инвестиций потратили на рекламу. Рекламный бюджет этого года — около $2 млн. В основном мы вкладываем деньги в постоянную онлайновую рекламу. По НТВ два года назад крутился наш рекламный ролик под слоганом: «В нашем магазине вы почувствуете себя, как дома». Отклик был настолько хорош, что не выдержал сервер».

Всего с момента своего прихода инвесторы вложили в развитие актива $5 млн. Оборот компании в 2005 году вырос по сравнению с 2004 годом на 52%, достигнув

Бернар Люке, гендиректор Ozon.ru, полагает, что товар в интернет-магазине не должен быть дешевле аналогичного на обычном прилавке

$19,3 млн. Чистая прибыль по итогам 2005 года составила $1,05 миллиона.

Мы рассказали лишь о нескольких лидерах рынка, но всего в российском интернете насчитывается около 2 тыс. больших и мелких интернет-магазинов, торгующих самыми разнообразными вещами. «Один мой знакомый, — рассказывает Андрей Хоро-мое, еице-президент по разеитию еНоиве, — продает по интернету сделанные на заказ кальяны.

Вообще торговать в интернете можно чем угодно. Для выхода на этот рынок не требуется грандиозных затрат — можно самому создать сайт, нанять дешевых курьеров и заняться, к примеру, экспресс-доставкой контактных линз, мягких игрушек, живых цветов. Но, естественно, наиболее выгодно продавать востребованный дорогостоящий товар вроде электроники и компьютеров или же недорогие, но крайне популярные товары, к примеру книги. Их заказывают много, поскольку по интернету книгу выбрать и быстрее, и проще, чем в книжном магазине, к тому же в регионах книжные лавки значительно беднее столичных».

Ну а в целом, как известно, деньги делают деньги. Иными словами, для получения значительных прибылей сначала нужно вложить в бизнес значительную сумму.

о □

га

0 ч п (D

1 I

¡прямые инвестиции /№01[57] £007 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.